Андреева секрет здорового позвоночника
Андреева Нина Георгиевна –соавтор «Системы Целостного движения».
Автор книг: «Секреты здорового позвоночника», «Энергия преображения», «Меньше знаешь, лучше спишь».
Старший преподаватель Санкт-Петербургского Государственного института психологии и социальной работы.
Мастер спорта, практический психолог, специалист по физической культуре и спорту, инструктор лечебной физкультуры.
Член Балтийской Педагогической академии, член Международной ассоциации трансперсональных психологов.
Соискатель на звание кандидата психологических наук Санкт-Петербургской Академии Физической культуры им. П. Ф. Лесгафта на кафедре психологии.
Со своей методикой выступала на 3 Мировом конгрессе психологов и психотерапевтов в Вене в 2002 году и на 10 Европейском конгрессе психологов и психотерапевтов в Москве в 2001 году, проводит специализированные work-shop.
Книги автора:
Энергия преображения: изменяем жизнь, совершенствуя тело
Нравится ли вам ваше тело? Вы хотите научиться свободно и легко общаться? Можете ли назвать себя гармоничной личностью? Методика Нины Андреевой позволит не только сделать ваше тело гибким, красивым и здоровым, но и поможет раскрепостить душу, научит с легкостью решать жизненные задачи. Эта система дает возможность освободиться от страхов, психологических зажимов и комплексов. Человек меняется внутренне — становится гармоничным, естественным, красивым душой и телом. Попробуйте сами — и вы убедитесь, что это…
Где купить?Читать
Читайте ещё:
Гектор и храм в джунгляхГектор решил, что Жан-Марсель знает страну и ему можно доверять. Они подошли к руинам, стараясь все же не заступать за границы тропинки.
10. Когнитивная гимнастикаПосле статистического анализа этих изображений Кертис и Д’Эспозито зафиксировали активность в теменной доле (sulcus intraparietalis), в верхней лобной извилине (gyrus frontalis superior), а также в передней части лобной доли (gyrus frontalis media). Примечательно, что в экспериментах Познера на…
III. Презрение как заколдованный кругСорокапятилетнему Гансу, из-за мучивших его навязчивых состояний посещавшему уже второго психотерапевта, все время снилась смотровая башня, расположенная в болотистой местности на окраине его любимого города. Стоя на ней, Ганс наслаждался видом города, но одновременно испытывал грусть и тоску….
Часть первая. Человек в пространстве как хозяинЖивая река здоровых человеческих отношений, здоровых эмоций и чувств, животворная среда для дружелюбных эмоционально-чувственных отношений, связанных с общением на уровне сопереживания, сочувствия, душевной жизни человека. В этом пространстве проявлены глубочайший интерес и понимание всех…
ЧАСТЬ III. Особые обстоятельстваУдивляйте друг друга маленькими подарками или открытками, спрятанными в ящик туалетного столика. Новые способы общения можно сделать глубокими (сердечные беседы поздней ночью), или игривыми (пригласить спутника на неожиданный полет на воздушном шаре в рассветный час), или сексуальными…
ТАРАНОВ Павел. «СЕКРЕТЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ»Еще в работе «Анатомия мудрости: 106 философов» мне пришлось показать, что весь обширный круг интеллектуальных достижений человечества (выбор, обобщения, констатации) по количеству своему представляет хоть и множество, однако оно вполне счетно. Дело в том, что здесь мы имеем тот же феномен, что…
Слеты.Сварганив на скорую руку чайку с бутербродами, мы отправились за дровами. Посетовав на бестолковость организаторов слета, выбравших столь неудачное место, мы стали старательно «долбить дерево» и «извивать ветки». Углубляясь все дальше, но так и не найдя ни одного «банного» камня, мы, наконец…
Глава 1. Метаязык, или Как читать между строкТак как самораскрытие обычно идет симметрично, а доверие по мере разговора растет, то и содержание раскрытия со временем углубляется. Во время курсов общения или ведения беседы степень общения участников семинара становится гораздо более значительной и глубокой.
Источник
Упражнения системы целостного движения
.
Осознание собственного тела и его динамики и вследствие этого приобретение радостного отношения к жизни — задача сложная. Эта задача требует труда и терпения. Но зато, ни с чем не сравнится чувство восторга, возникающее от полностью послушного вам тела. Тело способно открыть вам себя. Достижение внутреннего покоя, который рождается через доброжелательность к людям, через осознание свободы тела, через ощущение собственной силы (и не только физической), позволяет все лучше и лучше относиться к миру.
Ваше послушное тело обостряет внимательность к окружающей вас красоте. Через тело можно видеть, слышать и чувствовать окружающий мир. Ваши сенсорные каналы очистятся, и вы сможете воспринимать внешний и внутренний мир в более широких диапазонах и гаммах. Всегда приятно узнать что-то новое о самом себе или о том, что вас окружает. А после освоения системы целостного движения вы с удивлением обнаружите, что мир вокруг вас расширился, но это не он расширился, а изменилось ваше восприятие его. Вы с удивлением обнаружите, что послушное вашей воле тело обладает волшебными свойствами. Будучи полностью осознаваемым, оно проявляет свою волю. Бывают моменты, когда тело, в ответ на неожиданно сложившуюся ситуацию, подсказывает верное действие раньше, чем вы успеваете сообразить и придумать выход. То, на что иногда может уйти много времени, совершается в мгновение ока могущественными силами интуиции и подсознания, до поры дремлющими в нас и пробуждающимися при помощи телесной динамики.
Вот один из примеров. Мы, инструкторы системы целостного движения, проводили тренинг с людьми различной физической подготовки, различных возрастов. Так как тренинг проходил пять дней подряд по шесть часов каждый день, то к четвертому дню большинство уже овладело навыками целостного движения и у многих принципы его выполнения зафиксировались на уровне подсознания. Все пришли к началу занятий вовремя, ни раньше и ни позже, так как за время тренинга научились распределять свое время таким образом, что попадали в нужное место в нужное время (этому тоже учит система целостного движения). Проблем с опозданием или приходом намного раньше положенного времени теперь ни у кого не возникало. Не было только одной женщины, самой старшей по возрасту.
Мы начали тренировочный день без нее. Вдруг открывается дверь, и она заходит в зал в возбужденном состоянии, чуть прихрамывая. Спрашиваем: что случилось? Оказывается, боясь опоздать к началу занятий, спешила, переходила дорогу на красный свет и не заметила машины, появившейся из-за поворота. Очнулась — на капоте машины. Как потом ей рассказали очевидцы, на глазах у изумленных прохожих и водителя этой машины она сделала кувырок (вернее, ее бессознательное телесное начало совершило за нее этот сложнейший трюк), который мы отрабатывали на тренинге, и оказалась не под колесами автомашины, а на ее капоте, без единого повреждения. Обнаружив это замечательное свойство своего тела, она так обрадовалась, что совсем потеряла осторожность. Когда женщина, не обнаружив ни ссадин, ни ушибов, начала спускаться с капота, думая при этом (подключилось сознание), как же именно ее тело выполнило такое сложное движение, она потеряла равновесие и нечаянно подвернула ногу, уже ступив на землю.
Ногу мы ей тут же вылечили с помощью упражнения «Включение силовой линии», и все, в том числе и она, продолжили занятия. При этом она совсем не испытывала ни физического, ни психического дискомфорта. Как видно из примера, кроме физической устойчивости и телесного умения приспосабливаться к стрессовым ситуациям, упражнения системы целостного движения приводят в определенное состояние и психику человека. Из различных психически негативных ситуаций (а согласитесь, попасть в столкновение с машиной — достаточно серьезная стрессовая ситуация для психики) вы будете выходить если и с потерями, то минимальными. Для того чтобы обучающиеся могли в совершенстве владеть своим телом, в систему целостного движения включены асинхронные упражнения со сложной координацией движений. Они выполняются одновременно двумя и даже четырьмя конечностями, двигающимися в разные стороны. Возможна также работа с одновременным изменением положения тела и головы в пространстве. Эти движения дают больший эффект, если выполняются в противоположных направлениях.
Упражнения системы целостного движения улучшают кровоснабжение мозга, увеличивают скорость мыслительной деятельности. Научившись движениям со сложной координацией, вы сможете более легко и уверенно чувствовать себя в любой ситуации. Эти упражнения приводят к внутренней свободе, уверенности в себе, умению владеть телом. У вас пропадет резкость движений, неуклюжесть. Вы постоянно будете ловить на себе восхищенные взгляды окружающих. Но чтобы такой способ движения стал вашей жизнью, надо научиться правильно двигаться и в первую очередь определить для себя, что же такое правильно. Ведь, например, встав утром с кровати, вы не думаете, какой ногой начать движение, а какой — продолжить. То же самое относится и к рукам. Эти движения стали для вас привычными. Того же эффекта нужно достигнуть и при занятиях целостным движением. Всего две недели занятий по часу в день, и навыки целостного движения станут для вас привычкой, вы увидите, что осанка сама собой меняется к лучшему, спина сама выпрямляется — и не только под пристальным взглядом симпатичного представителя противоположного пола. С удивлением заметите, что поясница, постоянно болевшая последнее время, перестала давать знать о себе, вы как будто помолодели на несколько лет, скинув с себя тяжелый и непонятный груз, который раньше давил на вас и пригибал к земле. Распрямив плечи и позвоночник, вы стали моложе, красивее. Стало приятно двигаться. Возрос энергетический потенциал. Вы можете выполнять большее количество работы с меньшими затратами. И это произошло только потому, что вы научились правильно двигаться.
Источник:
Нина Андреева – Секреты здорового позвоночника
Источник
Предлагаем Вашему вниманию интервью с Ниной Георгиевной Андреевой. Нина Георгиевна — практический психолог, специалист в области телесно-ориентированной терапии, мастер спорта, тренер, инструктор лечебной физкультуры, автор методики «Система целостного движения» (опыт работы по методике – более 20 лет), а также автор более двадцати научных статей, посвященных данной методике, автор книг «Секреты здорового позвоночника», «Энергия преображения. Изменяя тело, изменяем жизнь», медицинский классификатор, судья Международного турнира по спортивным танцам на колясках «Кубок континентов 2012», автор и ведущая семинара «Телесно-ориентированная терапия. «Система целостного движения» как метод психической саморегуляции и соматического оздоровления» и аналогичной вечерней программы.
— Нина Георгиевна, Ваше первое образование – преподаватель физической культуры. Расскажите, пожалуйста, с чего начинался ваш путь к телесно-ориентированной психотерапии?
— В жизни нет ничего случайного. Путь начинался ещё в детстве. Конечно, тогда я не думала о том, что стану психологом и буду разрабатывать свою систему целостного движения, помогая людям стать более здоровыми физически и более уверенными в себе. Я просто занималась в свое удовольствие плаванием, участвовала в соревнованиях, потом поступила в Институт физической культуры, здоровья и спорта имени П.Ф. Лесгафта, чтобы стать тренером. Это был очень полезный опыт, потому что в нашем институте достаточно хорошо преподавали физиологию и анатомию. Я до сих пор использую полученные знания в своей работе с людьми. Там же я получила и дополнительное образование – стала инструктором лечебной физкультуры. Мое третье образование – практический психолог. Только получив психологические знания, я смогла обосновать свою систему целостного движения, которая позже была описана в книгах «Секреты здорового позвоночника» и «Энергия преображения».
Опыт занятий спортом, обучение преподаванию, работа по специальности научили меня хорошо чувствовать и понимать своё тело. Эти навыки очень пригодились в жизни и мне, и членам моей семьи. Я получаю удовольствие от движения, наверно, от этого моя любовь к спорту, хотя есть и генетическая предрасположенность – мои родители тоже были подвижными людьми. Мой отец до войны был чемпионом Ленинграда по гребле на байдарках, мой муж Константин Борисович Васильев — танцор международного класса, а моя младшая дочь — чемпионка мира по гребле на байдарках, сейчас она возглавляет детскую спортивную школу в Колпино. К врачам наша семья практически не обращается, потому что, слава Богу, мы не болеем.
— Вы делаете что-то специальное для своего здоровья, занимаетесь зарядкой ежедневно?
— Что вы! Я человек ленивый и для меня утренняя зарядка – что-то из разряда фантастики. Я не делаю специальных упражнений дома, но я преподаю, обучая студентов-психологов работать по системе целостного движения, и на занятиях часто двигаюсь больше, чем они. Это, наверное, и заменяет мне зарядку. Система, которую я преподаю, основана на парадоксе. С одной стороны, людям нужно в течение дня сделать большое количество движений, а с другой стороны – очень лениво двигаться. И вот, избрав в этом золотую середину, можно делать необходимые дела, но без напряжения. Когда люди приходят ко мне на занятия, я говорю: «Прежде всего, расслабьтесь и получите удовольствие от того, что вы делаете». И этот же подход я применяю и в жизни, стараясь расслабляться и осознавать, что и как я делаю.
Бытует мнение, что физкультура – это занятие для рук и ног. Но на самом деле, правильные занятия физкультурой — это занятия для головы. Потому что скелетные мышцы влияют на мозговую деятельность, а мозговая деятельность – на мышцы. Когда мы получаем травмы, когда наше тело заболевает – это как раз говорит о том, что у нас «беда» с головой. Мы не умеем владеть руками, мы не умеем владеть ногами, мы не умеем владеть пальцами. На занятиях я спрашивала у студентов, что такое тело. Больше всего мне понравился ответ: «Тело – это подставка для головы». Когда мы перестаем быть «подставками для головы» и соединяемся со своими телесными ощущениями в единое целое, появляется интуитивное знание о том, что надо сделать для того, чтобы появилось ощущение физического комфорта, чтобы физиологические процессы протекали естественно. Этому нужно специально учиться.
Здоровый образ жизни — это понимание и чувствование своего тела. Я каждый день подхожу к холодильнику, спрашиваю своё тело: «Ты чего хочешь?», прислушиваюсь к ответу и только потом выбираю продукты.
— А если тело говорит: «хочу сосисок, водки, чипсов»?
— Обычно это не тело хочет вредных продуктов, а наш извращённый вкус. Нужно понимать, что полезно и что вредно для организма. Если я, понимая, что сосиски вредны, изредка съедаю одну-две сосиски, я утоляю свою потребность в определенном вкусе. Особого вреда здоровью это не нанесёт. Я получу удовольствие от еды. А если я буду себе запрещать кушать, то в теле возникнет напряжение. Как говорил основоположник телесно-ориентированной психотерапии Вильгельм Райх: «Неудовлетворенное желание отражается на мышцах в виде либо мышечного панциря, либо мышечного зажима». Так зачем мне этот мышечный панцирь, если я могу расслабиться и жить в состоянии удовольствия?
То же самое – водка. Для чего она людям? Для того чтобы снять контроль, чтобы получить кайф. Зачем мне водка, если я могу получать удовольствие просто от жизни? От того, как я двигаюсь, от того, что я делаю, от того, что рядом со мной близкие и родные. Однажды журналисты меня спросили о том, почему мы так дружно живём с мужем. Да потому, что мы получаем кайф друг от друга: я с удовольствием делаю то, что хочет мой муж, и он тоже делает то, чего хочу я! Эта гармония, настроенность друг на друга, с моей точки зрения – нормальные человеческие отношения. Тогда потребность в искусственном пропадает. Но для того чтобы достичь гармонии, нужно научиться слушать, осознавать – сначала себя, а потом – слушать другого человека. Этому меня сначала учил спорт, а потом я училась сама, разрабатывая свою систему.
— Как Вы разработали систему целостного движения?
— Я работала тренером, преподавателем физкультуры, а потом познакомилась со специалистами, которые проводили исследования того как приёмы, позаимствованные из восточных единоборств, могут положительно влиять на физическое здоровье человека. Мы с ними исследовали упражнения на себе, измеряя психофизиологическое состояние с помощью приборов. Эта работа помогла мне осознать необходимость получения психологического образования. Мне не хватало психологических знаний для понимания того, что именно происходит во время упражнений на ментальном, телесном, энергетическом, психофизиологическом уровне. Когда я получила необходимые знания, тогда и появилась моя система. Я разрабатываю, обновляю её уже 20 лет – все время нахожу какие-то новые упражнения, игры, подходы. Потому что все люди разные и важно во время занятий подобрать ключик к каждому человеку.
— Как долго нужно учиться?
— Это зависит от конкретного человека. Есть люди, которые быстро схватывают информацию и уже через месяц легко применяют полученные знания в своей жизни. Часто люди занимаются в зале, но, выходя из него, тут же горбятся по-прежнему. Поэтому моя задача как преподавателя – научить людей расслабляться во время упражнений. Задача – не напрягаться, а расслабиться и при этом находиться в тонусе. Вот когда человек понимает, что ему так двигаться комфортно и удобно, его подсознание уже начинает ему диктовать, чтобы он применял это в своей жизни. Результаты обучения бывают неожиданными для наших студентов. Казалось бы, занимаемся телом, не акцентируем внимание на личностных проблемах участников, но через несколько месяцев занятий мои студенты вдруг начинают делать огромные открытия — осознают необходимость перемен на работе, в личных отношениях, в образе жизни. Я сторонник того, чтобы люди брали информацию и сразу применяли её в своей жизни. Если заниматься по 2 раза в неделю в течение трех месяцев, за три месяца, как правило, основным вещам человек обучается. Он привыкает правильно сидеть, правильно стоять, правильно ходить и правильно лежать, находясь при этом в тонусно-расслабленном состоянии. Также он учится правильно расходовать свою энергию. Некоторые люди отдают всю свою энергию вовне и потом чувствуют себя истощенными. А некоторые, наоборот, всё гребут к себе и из-за этого остаются в одиночестве. Это неправильно, должен быть баланс, чтобы можно было делиться с людьми и одновременно не растрачивать себя.
— Мне кажется, это очень актуально для психологов, поскольку работа психолога эмоционально затратная.
— По моим наблюдениям, психологи часто во время работы тратят сил больше, чем это необходимо. Профилактика профессионального выгорания заключается очень часто в том, чтобы человек во время упражнений получил опыт, почувствовал физически, через тело, как правильно давать и брать. Тогда он сможет во время рабочего дня принимать эмоционально всех людей, с которыми сталкивается, но не зацикливаться на принятии и вовремя отпускать. Это помогает работать эффективно.
— Заниматься по системе целостного движения могут все? Есть ли какие-то ограничения по возрасту или состоянию здоровья?
— Очень ценно то, что система проста и доступна людям разного возраста – занимаются дети, взрослые, даже семидесятилетние старушки могут легко выполнять эти упражнения. И состояние здоровья тоже не имеет значения. У нас с мужем уникальный опыт, потому что с 2002 года мы тренируем спортсменов, которые участвуют в международных спортивных соревнованиях по танцам на колясках. Мы используем систему целостного движения, адаптируя её к работе с людьми, у которых поражен опорно-двигательный аппарат, и с помощью занятий помогаем им улучшать физическое и психическое состояние, способствуем социализации инвалидов.
Говоря о наших ребятах, я использую слово «инвалид» в контексте – «человек, у которого нарушена какая-то функция организма». Сейчас инвалидов принято называть «люди с ограниченными возможностями», но мне не очень нравится это определение. Кто доказал, что их возможности ограничены? Люди, с которыми мы работаем — не больные, они часто веселее, более эмоционально открытые и находятся в лучшей физической форме, чем мы с вами. На Чемпионате мира по латиноамериканским танцам мой муж выступал с мастер-классом, чтобы продемонстрировать, что такое танцы на колясках. Сидят судьи международного класса, тренеры, готовящие танцоров международного уровня, он им включил музыку и говорит «а теперь станцуйте мне вальс сидя». У профессионалов был шок. Да, они знают, как танцевать вальс, но как это сделать, не используя ноги, просто руками и телом? А наши спортсмены умеют это делать. Некоторых физически здоровых людей, которые просятся ко мне на психотерапию, я приглашаю в зал посмотреть на тренировку. Ничего не объясняя. Они смотрят и осознают, что вот, люди, у которых так много сложностей, живут полноценной жизнью. И это иногда очень отрезвляет, помогает честно взглянуть на себя и понять о себе очень многое.
— Вспоминается австралийский проповедник Ник Вуйчич, который волею судьбы родился без рук и ног, но сумел принять себя, стал всемирно известным мотивационным спикером и уже объездил весь мир. Он живет социально активной жизнью и регулярно выступает перед людьми с вдохновляющими речами о возможностях, надежде и смысле жизни.
— Занятия спортом во многом помогают людям прийти к осознанию своей ценности, значимости в этом мире, получить признание. Сейчас стать чемпионом в паралимпийских видах спорта непросто, существует довольно жесткая конкуренция. Самые сильные команды мира по танцам на колясках в настоящее время из Польши, Белоруссии, Украины и России. Когда спортсмены учатся, тренируются, у них повышается самооценка, они начинают себя и окружающий мир воспринимать совсем по-другому. У нас есть один мальчик, который танцует нижний брейк на коляске, кувыркается, встает на голову. Возможности инвалидов – неограниченные! За десять лет, в течение которых мы занимаемся с ребятами, чемпионами и призёрами чемпионатов мира стали Сергей Антонов и Александра Бердник, Максим Седаков и Светлана Кукушкина, Елена Шиляева и Константин Сосунов, Рузанна Казарян и Алексей Фотин, Александр Лапшин и Ирина Гордеева.
Я считаю танцы на колясках очень перспективным параолимпийским видом спорта, потому что это единственный его вид, в котором происходит интеграция здоровых людей и инвалидов, поскольку по правилам оба участника танца являются равноценными партнёрами и их судят как пару. К международным соревнованиям допускаются люди, которые по возрасту достигли 15 лет. Танцевать можно до старости – есть несколько пар из Норвегии и Голландии, которым уже за 60. Они, конечно, уже не столько соревнуются, сколько танцуют для собственного удовольствия. Сейчас мы планируем активно набирать детей в команду. Если вдруг у вас есть знакомые дети инвалиды-колясочники возрастом от 7 лет, а также их сверстники, которые тоже интересуются спортом, то приглашаем, приходите к нам – учиться танцевать и побеждать.
— Что требуется для того, чтобы победить?
— Поскольку это спортивные соревнования, нужно тренироваться. С психологической точки зрения важен правильный настрой. Мне очень близок подход психолога сборной СССР по плаванию, который очень грамотно настраивал спортсменов перед соревнованиями. В советское время нашими главными соперниками были американцы и немцы, им ни за что нельзя было проиграть, нужно было обязательно получить первое место. А он говорил перед стартом: «Ребята, вы настолько сильны, что можете проиграть». Казалось бы, парадоксальное утверждение, ведь он должен был настраивать на победу. Но он знал – когда настраиваешь только и исключительно на победу, мышцы у спортсменов зажимаются, движения становятся скованными. А его установка давала человеку свободу действий. Расслабляясь, он начинал думать: «Я могу проиграть? Могу. Но я могу и выиграть! Я свободен! У меня есть выбор!». И тогда спортсмены ставили рекорды.
— С точки зрения профессиональной роли, профессиональной концепции, кем Вы себя ощущаете — Вы спортивный психолог или танцевально-двигательный терапевт?
— Это сложный вопрос. Основное в моей работе – движение, но она парадоксальна: я и спортивный психолог, поскольку я работаю со спортсменами, я и танцедвигательный терапевт, поскольку занимаюсь танцедвигательной терапией со здоровыми и больными людьми, я и специалист по лечебной физкультуре, потому что и её я применяю в своей работе. Разработанная мной система целостного движения может легко интегрироваться с любой другой психологической системой именно потому, что все мои три образования помогают мне подходить к человеку целостно, с разных сторон, и понимать, как лучше всего помочь именно ему.
Беседовала Юлия Смирнова
Источник