Биология 8 класса гибкость позвоночника
1
Гибкость позвоночника, как фактор, определяющий состояние опорно-двигательной системы
2
Цель работы — выявить степень гибкости позвоночника у школьников разных ступеней обучения. Задачи работы: — определение гибкости позвоночника школьников на разных уровнях формирования опорно-двигательной системы; — выявление взаимосвязи между гибкостью позвоночника и физической подготовкой; — сравнение результатов практической работы и результатов медосмотра; — выявление факторов на формирование опорно- двигательной системы.
3
Обоснование работы Тема работы определена по интересам школьников на уроке биологии при выполнении практической работы «Гибок ли ваш позвоночник». Актуальность — в настоящее время здоровье человека – один из важных факторов его благополучия. Степень гибкости позвоночника влияет на состояние опорно- двигательной системы организма: здоров позвоночник – все тело здорово. Гипотеза: чем лучше состояние мышц, тем легче позвоночник справляется с нагрузками.
4
Обоснование гипотезы Обоснование гипотезы проводилось на анализе литературных источников и справочных материалов, консультаций медиков, анкетирования школьников, проведения исследования в группах-классах, проведение физкультминутки в звене начальных классов по разучиванию новых методик на развитие гибкости позвоночника. Обоснование гипотезы проводилось на анализе литературных источников и справочных материалов, консультаций медиков, анкетирования школьников, проведения исследования в группах-классах, проведение физкультминутки в звене начальных классов по разучиванию новых методик на развитие гибкости позвоночника.
5
Методы исследования Методика практической работы «Гибок ли ваш позвоночник?» использована из рабочей тетради по биологии для учащихся 8 класса (автор И.Н Пономарёва): встаньте на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, максимально нагнитесь вперёд, попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры, а если удаётся то и ниже. Теперь с помощью линейки измерьте расстояние от кончика среднего пальца до опоры. Результаты считаются отличными, если у мальчиков равны +6 (+9), а у девочек +7 (+10). Все остальные положительные результаты следует оценить как хорошие, а вот отрицательные – как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.
6
Исследования показали : Ф.И ученика 11 класс (Январь, 2010 г.) 11класс (Май, 2010 г.) Вывод Антонов Артём освобожд ен +5 Ганова Ксения +8 Стадниче нко Сергей ,5 Чупрыно Влад ,5 Никифоро в Виктор
7
Ф.И. ученика8 класс (октябрь, 2008г) 8 класс (март,2009 г.) 9 класс (март, 2010 г.) Вывод Волынкина Екатерина ,3 Грищенко Татьяна +4 Иванова Алёна ,6 Королёв Александр ,6 Мугаджиров Мустафа ,3 Селищева Наталья ,8 Сташкова Валентина ,3 Черемнякова Ксения ,6 Чупрыно Татьяна ,8
8
Ф.И. ученика7 класс8 классВывод Ванчуров Андрей -20 Дудко Станислав Душкина Вероника Лидер Сергей ,3 Обельцева Надежда освобождена +7 7 Поляков Сергей ,8 Пислегин Алексей ,5 Рудоман Анастасия освобождена +3 Фликова Валерия +14 Ярошик Кристина ,8
9
Ф.И. ученика6 класс7 классВывод Ганов Вадим освобожден +5 Ефимова Валерия +10 Обельцева Екатерина ,8 Селихова Елена Стадниченко Никита ,5 Хмелевских Олег ,3 Школьник Андрей ,8 Якименко Наталья ,8
10
Ф.И. ученика5 класс (Январь, 2010г.) 5 класс (Май, 2010г.) Вывод Савченко Елена Свинаренко Захар Освобождён +3 Сафонова Валерия ,5 Серикова Евгения ,5 Максимов Юрий Мугаджиров а Залха
11
Ф.И. ученика4 класс (Январь, 2010г.) 4 класс (Май, 2010г.) Вывод Коплик Влад Махомедов Евгений ,5 Марушличенк о Вадим Майдуров Дмитрий 0 +2 Нкифорова Татьяна +2 Савенко Алёна ,5 Селихов Владимир +1 0 Черемняков Михаил ,5
12
Ф.И. ученика 3 класс (Январь, 2010г.0 3 класс (Май, 2010г.) Вывод Ефимова Светлана ,5 Селищева Елизавета ,5 Харченко Роман ,5 Ф.И. ученика 2 класс (Январь, 2010 г.0 2 класс (Май, 2010 г.) Вывод Волынкин Денис ,5 Куликов Данила 0 -0,5 Пенчук Дмитрий 0 -0,5
13
. Результаты наблюдений и медосмотра детей Работа по исследованию гибкости позвоночника проводилась в течение двух лет и расширена с участием 1-5 классов. Гибок ли ваш позвоночник? класс До 0 До +6 От
14
Результаты анкетирования По утренней зарядке из числа опрошенных – 22 участника анкеты делают, что составляет 38%; 29 — не делают; 7 ответили «иногда». Поэтому с целью повышения работоспособности школьников проводится утренняя зарядка перед первым уроком.
15
Углубленные исследования медосмотра года показали, Отклонен ия Год1 кл2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.10 кл 11 кл Нарушен ие осанки в Сколиоз грудного отдела в
16
Заключение Выводы и рекомендации по результатам исследований В целом практическая работа по гибкости позвоночника, анкетирование по отношению к утренней зарядке, консультация медиков были направлены на повышение интереса всех участников к вопросу о состоянии опорно-двигательной системы и формированию осанки, как факторов, в дальнейшем определяющих общее состояние здоровья человека. Вывод 1: отклонения от нормы степени гибкости позвоночника по результатам эксперимента в среднем составляет 13% на конец учебного года. На уровне младших школьников показатель составляет 28%, что объясняется слабой физической подготовкой учащихся этого звена.
17
Выводы: 2. Несистематическое занятие некоторых школьников физкультурой показывают расхождения по результатам гибкости позвоночника. Причины: пассивное отношение к урокам физической культуры, нет желания посещать спортивные секции, длительное времяпровождение за компьютером, у телевизора, несоблюдение режима дня, низкий уровень профилактических занятий на укрепление здоровья детей и взрослых и др. 2. Несистематическое занятие некоторых школьников физкультурой показывают расхождения по результатам гибкости позвоночника. Причины: пассивное отношение к урокам физической культуры, нет желания посещать спортивные секции, длительное времяпровождение за компьютером, у телевизора, несоблюдение режима дня, низкий уровень профилактических занятий на укрепление здоровья детей и взрослых и др. 50% школьников не делают утреннюю зарядку дома. 50% школьников не делают утреннюю зарядку дома.
18
Выводы: 3. результаты углубленного медосмотра по нарушению осанки школьников в учебном году составляло 22% (всего участвовало 80 школьников), что превышает средний показатель по результатам практической работы эксперимента уч. году (13%). Данные медосмотра и результаты исследований имеют основания для продолжения проекта по степени гибкости позвоночника и расширения области этого вопроса на уровне специалистов (медицинские рекомендации), довести сведения до родителей.
19
Выводы: 4. лечебная физкультура через комплекс физических упражнений оказывает на организм многостороннее влияние, как общее – улучшение тренированности мышц, работы сердца, легких, так и местное – улучшение питания мышц, суставов, связок. Чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становятся кости, тем легче им противостоять силе тяжести, стремящейся согнуть, искривить позвоночник.
20
Рекомендации Систематические занятия физкультурой, посещение спортивных секций, выполнение различных посильных обязанностей по хозяйству способствует развитию мышечной активности и влияет на формирование опорно-двигательной системы и осанки. Правильная осанка не возникает сама по себе, её необходимо тренировать с раннего детства.
21
Девиз здоровья Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть сильным – бегай! Хочешь быть сильным – бегай! хочешь быть умным – бегай! хочешь быть умным – бегай! (высечено на скале в Древней Элладе) (высечено на скале в Древней Элладе)
22
Спасибо за внимание ! Будьте здоровы! здоровы!
Источник
В чем же уникальность моей системы? Почему она так эффективна в столь непохожих случаях?
Для начала вспомним, что такое позвоночник. Позвоночный столб – основа скелетной, мускульной и нервной систем. Любые, даже на первый взгляд незначительные нарушения в позвоночнике повлекут за собой изменения в деятельности других органов, негативно скажутся на состоянии других частей тела. Я разработал комплекс оздоровительных упражнений, тщательно исследовав все структуры позвоночника. Результаты действия системы этих упражнений на человека скрупулезно фиксировались и изучались. Я сделал следующий вывод: упражнения содействуют образованию и восстановлению хрящей. А именно хрящи делают наш позвоночник гибким. [Кроме того, позвоночник должен выполнять еще и рессорную функцию, чтобы работать в качестве амортизатора вертикальных нагрузок. А это возможно только в здоровом позвоночнике.]
Упругость необходима позвоночнику
Упругость – свойство, присущее практически каждому механизму. Она необходима и позвоночнику. Но знаете ли вы, что многие технические средства сконструированы по принципам действия совершеннейшего механизма – человеческого тела?
Доктор Морис Фишбейн, продолжительное время руководивший Американской медицинской ассоциацией, писал: «К счастью для человечества, спина была до такой степени развита, что способна была противостоять стрессам и напряжениям лучше, чем любая иная часть тела. Некоторые считают, что спина слаба и уязвима. На самом же деле это самая сильная и развитая часть организма».
Вы можете представить себе машину без рессор? Не можете? Так почему же вы воспринимаете как должное негнущуюся спину?
Давайте разберемся, как устроен наш позвоночник, какие функции выполняет, что нужно делать для того, чтобы он оставался здоровым многие годы?
Устройство нашего скелета
Позвоночный столб – основная опора человеческого организма. Он поддерживает более мягкие части тела и придает телу необходимую форму.
Скелет новорожденного ребенка состоит из 350 костей. Они растут по мере его развития, и скелет взрослого человека насчитывает уже 260 костей.
Позвоночный столб содержит 26 полых цилиндрических костей – позвонков. [24 полых отдельных: 7 шейных, 12 грудных и 5 поясничных; плюс крестцовый (состоит из 5 сросшихся позвонков) и копчиковый (состоит из 4 сросшихся). Всего 33 позвонка.]
Можно самим сделать примитивную модель позвоночника. Для этого наденьте 26 катушек от ниток на жесткую проволоку и выгните ее в виде буквы S. Теперь давайте рассмотрим получившийся «позвоночник».
К верхней части позвоночника прикрепляется череп. Он насчитывает 29 плоских костей. Его круглая часть (а именно в ней, как вы знаете, находится головной мозг) состоит из 8 костей, лицо, вместе с нижней челюстью – из 14 костей, есть кости и в ухе – по три в каждом, а одна кость есть в горле (подъязычная кость).
Кости человеческого тела (вид спереди)
Остов тела, кости и суставы. Перед вами человеческий скелет, который придает форму всему телу Места соединения костей называются суставами; именно в суставах, особенно в плечах, локтях, запястьях, бедрах, коленях, лодыжках, стопах, позвоночнике откладываются неорганические вещества, поступающие в организм с пищей и питьевой водой. Эти отложения причиняют резкую сильную боль, ограничивают движение суставов, приводя к окостенению всего тела. Большинство людей считают, что всему виной возраст.
Кости человеческого тела (вид сзади)
Грудная клетка содержит 25 костей: одна грудная кость – грудина и 24 ребра . Верхние семь пар ребер прикреплены сзади к позвоночнику, а спереди – к грудине. Следующие три пары объединены только с позвоночником и закругляются спереди к грудине. А две пары нижних, плавающих ребер даже не достигают передней части грудной клетки. Над ребрами находятся две ключицы. Спереди они прикрепляются к грудине, а сзади – к лопаткам. Каждая рука состоит из одной плечевой кости и двух костей предплечья – локтевой и лучевой.
Запястье образуют восемь костей. Другие пять костей – пясть – соединяют запястье с пальцами. Кости, из которых состоят пальцы, называются фалангами. В большом пальце их две, в остальных четырех – по три. Таким образом пальцы одной руки содержат 14 фаланг.
Крестец и копчик — самые широкие части позвоночника. Они связаны с самыми длинными, мощными и тяжелыми костями тела – бедренными костями. Бедренная кость присоединяется к двум нижним костям ноги – большой и малой берцовой – с помощью связок. Связки для защиты от повреждений прикрыты надколенной чашечкой.
Лодыжка (предплюсна) состоит из семи костей. По размеру они больше, чем кости запястья. Свод ноги – плюсну – создают пять костей, к которым с одной стороны прикреплена лодыжка, а с другой – пальцы. В пальцах ноги тоже 14 фаланг.
Плечо (шаровой сустав)
Локоть (шарнирный сустав)
Лучевая и локтевая кость (стержневой сустав)
Позвоночник (скользящий сустав)
Запястье (ангулярный сустав)
Ребра и позвоночник (частично подвижный сустав)
Череп (неподвижный сустав)
Суставы
Здесь изображены типы суставов, обеспечивающих подвижность человеческого тела. Между подвижными костями сустава находится прозрачная желтая субстанция, называемая синовиальной жидкостью. Она служит смазкой для сустава. Благодаря этой субстанции кости в суставе могут свободно двигаться. Если синовиальная жидкость заменяется неорганическими веществами и токсичными солями, попадающими из питьевой воды, мы начинаем испытывать сильные боли.
Источник