Биомеханическая коррекция позвоночника при дцп
Хочется поделиться с вами информацией о методике реабилитации ДЦП профессора Козявкина В.И., а также личными впечатлениями о посещении клиники восстановительного лечения.
Об авторе методики
Что значит метод Козявкина? Владимир Ильич Козявкин, невролог, мануальный терапевт, ученый и исследователь, имеющий более десятка званий и ученых степеней. Разработанная доктором система интенсивной реабилитации была признана еще в последние годы существования СССР, в период его совместной работы с ведущим советским специалистом в области лечения и реабилитации ДЦП, профессором Семеновой. В течение последних 25 лет Владимир Ильич занимает должность директора Института медицинской реабилитации в г.Трускавец и реабилитационного центра «Элита» в г.Львов, на Украине.
Что это такое – СИНР?
Расшифровка проста — система интенсивной нейрофизиологической реабилитации, и сейчас эта система признана в мировой реабилитационной практике. В ее основе лежит установленный многолетними исследованиями факт влияния методов мануальной терапии на то, чтобы мышечный тонус пациента пришел в норму. Осознание этого феномена стало основой биомеханической коррекции позвоночника для приведения в норму мышечного тонуса ребенка с какой-либо разновидностью церебрального паралича.
Метод Козявкина — это технология позволяющая помочь человеку, страдающему от остеохондроза, последствий травмы и органического поражения нервной системы. Хочу заметить, что методики классической мануальной терапии не были механически перенесены в педиатрическую практику: физиология и анатомия детского организма просто не допускают этого. Поэтому специалисты центра создали и применяют уникальную технологию полисегментарной биомеханической коррекции позвоночника, приспособленную к организму ребенка.
Как это работает
Известно, что при ДЦП наблюдается поражение центральной нервной системы. Это повреждение дополняется изменениями со стороны скелетно-мышечной системы. Они же, в свою очередь, гарантируют укорочение спазмированных мышц и сухожилий. А дальше – уменьшение подвижности сустава, развитие в нем функциональной блокады.
Если есть блокада – значит, есть нарушения движения крови и лимфы, другие патологии. Этот порочный круг и есть та причина, по которой ДЦП классифицировалось как заболевание, не поддающееся лечению. Блокады при ДЦП образуются почти во всех суставах организма. Долгое время, изучая проблему болезни, врачи «забывали» о том, что позвоночник состоит более чем из 100 суставов.
При ДЦП блокады не единичны, они образуют комплексы блоков — функциональные блокады, которые нарушают работу внутренних органов, взаимосвязь между частями нервной системы. Детский организм обладает большим компенсаторным ресурсом, мозг его пластичен. Именно стимуляцией этих возможностей организма СИНР и создает уникальное функциональное состояние, способствующее быстрому психическому и моторному развитию ребенка.
Немного о системе
Система состоит из двух этапов. Первый – интенсивная коррекция – в стационарных условиях клиники на протяжении 10–14 дней. Второй период, выполняя индивидуальные рекомендации, вы проведете дома. Название полностью раскрывает его суть: «Этап стабилизации и потенцирования эффекта». Продолжительность его варьирует от 3 месяцев до полутора лет. Активируется внутренняя мотивация организма, укрепляется и развивается мышечный корсет, реализуется адаптация в быту и социуме. Чтобы мы, родители, могли соблюдать необходимый двигательный режим дома, в центре существует «школа родителей». В школе можно освоить нужный комплекс упражнений.
Первое впечатление
Конечно же, задолго до поездки, я интересовалась тем, в какой местности расположена клиника. Порадовало то, что это – экологически благополучное Прикарпатье, курортная зона, достаточно близко к клинике расположены лес и озеро. Само здание современное и уникальное по своей архитектуре, поскольку с самого начала оно планировалось как комплекс для особенных пациентов. Эстетическое оформление клиники на высоком уровне, ведь эстетика является составной частью восстановительного лечения.
Успокаивают плавные линии декора, радуют стилизованные растительные и цветочные орнаменты, витражная техника узоров, подсвеченных изнутри. На пробуждение мотивации к выздоровлению у ребенка работают и цвета сине-голубой гаммы, и декоративные растения в помещениях. В интерьере много натурального дерева – березы, она, как известно, растение с живой позитивной энергетикой.
Особенно запомнились
Четкая организация распорядка дня, идеальная чистота и высококвалифицированный персонал. Никаких, даже маленьких очередей! Широкие лифты и дверные проемы, отсутствие порожков и, естественно, пандусы – все предусмотрено для комфортного пребывания пациента с особыми потребностями. Есть чем занять свободное время ребенка, посещая детскую игровую площадку, участвуя в конкурсах и мероприятиях. Предоставляется стандартный комплекс бытовых услуг: ремонт одежды, стирка и глажка.
Хочу заметить, что комнаты, рассчитанные на разное количество проживающих, разной ценовой категории, одинаково комфортны и стерильны. Они оборудованы телефонной связью, можно подключить интернет, есть холодильники. Питание также можно выбирать в зависимости от вкуса и материальных возможностей; предлагается шведский стол, он адаптирован к потребностям пациента с ограниченными возможностями. При необходимости возможно круглосуточное получение медицинской помощи.
Современное оборудование клиники
Позволяет провести обследования нейрофизиологии пациента, дать тестовую оценку состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Детально изучаются моторные функции, анализируются особенности ходьбы, функциональность кисти. Картину дополняет удобная мебель, создающая комфорт и способствующая высокоэффективному проведению процедур. Кабинеты ЛФК и механотерапии наполнены разнообразными тренажерами для развития координации движений и силы, придания тела вертикального положения, совершенствования способности пациента к передвижению. Есть специализированные кабинеты для занятий, корректирующих движения с применением костюма «Спираль» и для компьютерных занятий игровой реабилитационной терапией.
Коррекция движений с помощью «Спирали»
Такое название получил костюм-корректор, обеспечивающий укрепление слабых групп мышц, прежде всего мышц-разгибателей. Усиление разгибателей способствует формированию правильной осанки и расширяет возможности передвижения человека в пространстве. Этот костюм можно использовать как на занятиях гимнастикой, на беговой дорожке, при механотерапии, так и в повседневной жизни ребенка. Регулярное повторение правильно выполненного движения запоминается центральной нервной системой и потом воспроизводится автоматически.
Новые информационные технологии
разработаны специалистами клиники и успешно применяются для мотивации пациента к выздоровлению. Это:
- специализированные игровые тренажеры;
- компьютерные реабилитационные игры;
- элементы виртуальной реальности.
Интересный игровой тренажер — кистевой манипулятор. С его помощью, играя в столь притягательную для современных детей компьютерную игру, ребенок выполняет коррекционные упражнения, разрабатывая нужный сустав. Программа построена с учетом индивидуальных возможностей ребенка: она определит объем движений сустава и отрегулирует необходимое сопротивление. Преодолевая это сопротивление при игре, кисть тренируется. Сюжет и анимация игры мотивируют пациента в правильном выполнении движения, требуют изменения скорости движения, развивают скорость реакции и тренируют координацию.
Для совершенствования координации движений туловища разработано тренажерное кресло. Оно снабжено системой датчиков, способных определить положение тела и его движение в трех плоскостях — движения вправо-влево, вперед-назад, повороты. Использование кресла способствует повышению программированного контроля над движениями туловища, совершенствованию координации движений и тренировке мышечной силы.
В заключение могу сказать, что Клиника восстановительного лечения в Трускавце – то место, откуда вернувшись домой и мама особого ребенка может чувствовать себя отдохнувшей.
ул. Помирецкая, 37, Трускавец, Львовская обл., Украина 82200
Тел.:+38 (03247) 65200
Факс: +38 (03247) 65220
Источник
Дети-инвалиды
Полиморфизм патоморфологических изменений в организме больного с ДЦП свидетельствуют о том, что в этиопатогенезе данного заболевания наряду с поражениями центральных структур головного мозга имеют место нарушения взаимодействий и взаимосвязей между центральными и периферическими структурами нервной системы ребенка. В ходе наших исследований было установлено, что одним из патомор-фологических субстратов отмеченных патологических проявлений являются функциональные блокады позвоночно- двигательных сегментов (В. И. Козявкин, 1993, 1994, В.І.Козявкін 1995, 1996, V.Kozijavkin 1993,1995). Показано, что анатомо функциональные особенности позвоночника способствуют
возникновению у больных ДЦП функциональных блокад на разных его уровнях (В.И.Козявкин 1994,1996, V.Kozijavkin 1996, 1997). Эти блокады потенциируют патологическую дисфункцию между горизонтальной (сегментарной) и вертикальной (надсегментарной) составляющими двигательного акта, что и приводит к нарушениям мышечного тонуса, в свою очередь, еще больше задерживая и искажая моторное развитие ребенка (В.И.Козявкин, 1995, 1997, V.Kozijavkin, 1997).
Указанные наблюдения обусловили необходимость поиска и разработки адекватных подходов к устранению одного из важных в формировании ДЦП звеньев патогенеза — функциональных блокад позвоночно-двигагельных сегментов. Приступая к этой работе, мы исходили из имевшихся у нас клинических наблюдений, свидетельствовавших о том, что определенные мануально-коррекционные воздействия на позвоночник больных ДЦП приводят не только к нормализации у них патологически измененного тонуса пораженных мышц, но и благоприятно влияют на весь двигательный стереотип детей. Причем, в тех случаях, когда исходный мышечный тонус является высоким, они способствуют его значительному снижению, при его же снижении — приводят к нормализации (В.И.Козявкин, Шевага В.Н, Бабадаглы М.А. и др, 1994, Козявкін В.І., 1994, P.V.Voloshin, V.I.Kozijavkin, N.P.Voloshina, 1996, V.I.Kozijavkin, D.D.Zerbino, 1995). Более того, в этом новом для себя состоянии больные ДЦП становятся значительно чувствительнее к другим формам реабилитационного воздействия — лечебной физкультуре, рефлексотерапии, массажу, апитерапии, ортопедическим приемам и т. д., причем даже к тем, применение которых ранее не вызывало заметного лечебного эффекта (В.1. Козявкін 1994).
На основе существующих классических вариантов мануальной терапии (Лиев А.А., 1993; J.Dvorak, V.Dvorak, 1984, 1991; К.Левит, И.Захсе, В.Янда, 1993 и др.) нами была разработана методика мануального воздействия, позволяющая осуществить полисегментарную биомеханическую коррекцию позвоночника и крупных суставов у детей (В.И.Козявкин, 1992, V. Kozijavkin 1996, 1997).
Данная методика легла в основу создания новой системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации. Эта система представляет собой комплекс лечебно-коррекционных мероприятий, направленных на создание в детском организме нового функционального состояния путем коррекции патологических состояний и активизации внутренних защитно-компенсаторных и адаптационных возможностей ребенка.
Тщательное наблюдение за более чем 10 тыс. больными ДЦП показало, что реабилитационные мероприятия, входящие в систему интенсивной нейрофизиологической реабилитации, хорошо переносятся детьми, весьма эффективны, результат носит устойчивый характер.
Стурктурно- функциональная организация системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации включает две подсистемы.
Первая — подсистема интенсивной коррекции — проводится в условиях реабилитационного центра на протяжении двух недель. Данная подсистема включает в себя следующие основные этапы: адаптации, диагностики, релаксации, мобилизации, манипуляции, фиксации, создание нового двигательного стереотипа, активизации системы новых мотиваций (см. табл.1).
Каждый из образующих данную подсистему этапов имеет свою конкретную задачу, без решения которой вероятность получения у больного стойкого положительного эффекта, даже при выполнении других лечебно-реабилитационных мероприятий, существенно снижается. Хотя и существует определенная последовательность в реализации задач каждого из этапов указанной подсистемы, в действительности некоторые из них нередко совпадают во времени.
Клинический опыт показывает, что без достижения у больного ребенка, а также у его родителей достаточного уровня психологической адаптации к условиям пребывания в реабилитационом центре, общая эффективность проводимых реабилитационных мероприятий может снизиться. Больному и его родным необходимо в максимально короткие сроки помочь приспособиться к распорядку дня в лечебном учреждении, к его персоналу, к зачастую непривычным методам лечебно- коррекционного воздействия, которые реализуются в рамках системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации. Без достижения определенного уровня такой адаптации приступать к проведению других этапов реабилитации нецелесообразно.
Одним из важнейших приемов и средств достижения успешной адаптации выступает развернутая ознакомительная беседа ведущих сотрудников Института проблем медицинской реабилитации с родителями детей и самими больными. В ней раскрываются основные принципы применяемой в институте системы интенсивной реабилитации (см. табл.2). Пациентам и их родителям демонстрируются результаты проведенного лечения других больных ДЦП, кратко освещаются основные составляющие реабилитационной технологии. Скорейшей адаптации больных способствует ежедневное непосредственное общение пациентов, а также их родных со специально проинструктированным и обученным медицинским персоналом института.
Лечение больных ДЦП, несмотря на наличие общей универсальной системы реабилитации, проводится строго индивидуализировано. При этом учитываются малейшие нюансы в клинической картине заболевания, возраст, пол больного, анамнез заболевания, социально- психологические особенности. С целью максимально возможного объективного изучения состояния здоровья каждого обратившегося в институт пациента проводятся разнообразные диагностические мероп-
риятия (см. табл.З). На протяжении первых дней оцениваются неврологический, психический, речевой и психологический статусы ребенка, изучаются показатели биоэлектрической активности головного мозга, морфо функциональные особенности головного и спинного мозга, церебральная гемодинамика, функциональное состояние различных мышечных групп и крупных суставов. Проводится тщательное исследование особенностей двигательного развития ребенка с видеозаписью состояния моторики пациента. Для изучения общих показателей уровня адаптации ребенка с ДЦГІ к повседневной жизни, последующего анализа их динамики в процессе реабилитации используется специальная анкета — опросник для пациентов и их родителей. Информация, содержащаяся в анкете, позволяет получить развернутую характеристику «качества жизни» пациента. На основании данных, полученных при комплексном исследовании больных, разрабатывается индивидуальная реабилитационная программа для каждого ребенка.
Важнейшей составляющей этой подсистемы выступает этап манипуляции. Его основной задачей является полисегментарная коррекция суставов позвоночника и крупных суставов конечностей. Его успех во многом зависит от результатов предварительной подготовки пациента, его расслабленности (релаксации), достигнутой мобилизации крупных суставов конечностей. Этому способствует проведение специальной системы массажа, различных вариантов рефлексотерапии, апитерапии, тепловых восковых аппликаций с оригинальным составом химических ингредиентов. В результате у больного резко снижается тонус мышц, вовлеченных в патологический процесс, значительно увеличивается объем как пассивных, так и активных движений (В.І.Козявкін, В.І. Лисович та ін., 1993).
Закрепление достигнутого в процессе этапа манипуляции терапевтического эффекта, его усиление и формирование у ребенка правильных двигательных стереотипов происходит на следующих этапах системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации. Мы их обозначаем как этап фиксации и этап создания нового двигательного стереотипа. Они неразрывно связаны с предыдущими этапами реабилитационной системы и являются их непосредственным продолжением. При этом все больший акцент в реабилитационных мероприятиях делается на стимуляцию у больного двигательной активности, на расширении объема активных движений. Больным назначаются индивидуальные комплексы лечебной гимнастики, включающие в себя элементы игровой терапии.
Уделяется особенное внимание активации и формированию у ребенка системы новых мотиваций. Этот заключительный этап обозначяется как активизация системы новых мотиваций личности. Для его реализации на фоне всего комплекса проводившихся ранее лечебно-коррекционных воздействий организуются различные игры, фестивали, спортивные соревнования и конкурсы творческой деятельности (рисование, лепка) больных детей.
По завершению реализации мероприятий первой подсистемы проводится контрольное диагностическое обследование больных. Оно осуществляется по той же программе, что и в начале лечения. На основании результатов этого обследования оценивается эффективность проведения интенсивных реабилитационных мероприятий. Эти данные кладутся в основу разработки того или иного варианта комплекса мероприятий, которые будут проводится в рамках второй подсистемы реабилитации — стабилизации и потенциирования эффекта (см табл. 1).
Основными задачами данной подсистемы являются закрепление и потенциирование у больного результатов курса интенсивной реабилитации: дальнейшая активация системы новых мотиваций, формирование мышечного корсета, оптимизация биомеханической модели движения и социально- психологическая адаптация.
Вторая подсистема реабилитации проводится сразу после возвращения домой. Ее продолжительность, в зависимости от состояния ребенка, составляет в среднем от б-ти до 12 месяцев.
Опираясь на рекомендации и инструкции, полученные при выписке, родители самостоятельно или с привлечением необходимых местных специалистов продолжают реализацию программы реабилитации. Врачами института регулярно осуществляется контроль правильности проведения рекомендованных мероприятий. В зависимости от состояния больного ребенка производится необходимая коррекция проводимых лечебно-реабилитационных программ.
Через 6—12 месяцев больные вновь поступают в Институт проблем медицинской реабилитации для осуществления повторных курсов интенсивной нейрофизиологической коррекции.
Широкое применение системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации больных ДЦП показало ее высокую эффективность при различных клинических формах этого тяжелого заболевания. Ее адекватное использование является безопасным и способствует улучшению не только нарушенных двигательных функций, но и положительно влияет на их высшие психические и речевые функции. По нашим данным, эта реабилитационная система значительно повышает адаптационные возможности больных ДЦП, улучшает показатели их общего здоровья, уровня социально-психологической адаптации и качество жизни в целом (В.І.Козявкін, 1995, 1997; В.И.Козявкин, Л.Ф.Шестопалова, 1995; L.F.Shestopalova, V.I.Koziajvkin, 1996; L.F.Shestopalova, V.I.Koziajvkin, V.S.Podkorytov, 1996; V.S.Podkorytov, V.Kozijavkin, 1996).
Таблица 2
Программа и маршрут интенсивной нейрофизиологической реабилитации пациентов с детским церебральным параличом
1. Биомеханическая коррекция позвоночника
2. Мобилизация суставов конечностей
3. Рефлексотерапия
4. Мобилизирующая гимнастика
5. Специальная система массажа
6. Апитерапия
7. Механо- и игротерапия
8. Ритмическая гимнастика
9. Специальные мероприятия по активизации и развитию мотивационной сферы ребенка
Таблица 3
Диагностические мероприятия в системе интенсивной нейрофизиологческой реабилитации
1. Клинико-неврологическое обследование
2. Нейро-ортопедическое обследование
3. Соматическое обследование
4. Клинико-психопатологическое обследование
5. Психодиагностическое обследование
6. Логопедическое обследование
7. Электроэнцефалография с картированием мозга
8. Миография
9. Видеоконтроль больших моторных функций
10. Инструментальный анализ ходьбы
11. Антропометрия и гониометрия
12. Анкетирование пациентов и их родителей
Источник