Если у ребенка слабый позвоночник

Если у ребенка слабый позвоночник thumbnail

Содержание:

  • Первый месяц: на приему у ортопеда
  • Первый год: развитие ребенка
  • Внимание: детский позвоночник!

Первый месяц: на приему у ортопеда

На прием к ортопеду мамы с детьми первых трех месяцев приходят исключительно по настоянию участкового педиатра. На вопрос о жалобах ответ чаще всего отрицательный, или жалуются: малыш плохо спит, капризничает днем, срыгивает, мало прибавил в весе. При этом родители не замечают других вполне очевидных и настораживающих симптомов.

Ребенок родился в тазовом предлежании. У таких детей часто наблюдаются дисплазии тазобедренных суставов. Независимо от того, какими были роды — кесарево сечение или через естественные родовые пути, ребенка не позднее чем в три недели необходимо показать ортопеду.

Ребенок родился в головном предлежании, но незрелый, что в последние годы встречается довольно часто. Мамы обычно об этом знают и беспокоятся о незрелости, а значит, и о неполноценном функционировании любых систем организма — кроме костных структур. А ведь ребенку с незрелыми тазобедренными суставами — даже при физиологическом гипертонусе мышц — угрожает такое заболевание, как подвывих тазобедренных суставов. Вовремя начатое лечение позволяет предотвратить его серьезные последствия.

Осматриваю месячного ребенка. Одна щека чуть больше другой. Глаза еще плохо фиксируют внимание на предметах, а лицо постоянно поворачивается в одну сторону. Переворачиваю на животик. Голову держит уже довольно устойчиво, но мочка одного уха ниже другого и явно виден наклон головы в одну сторону.

Все эти симптомы могут говорить о врожденной кривошее. У меня на приеме мама их замечает впервые. Но ведь чтобы все это увидеть, не нужен ортопед — надо просто раздеть ребенка и внимательно посмотреть на него. Да, только врач может подтвердить диагноз, обнаружив уплотнение в грудино-ключично-сосцевидной мышце. Но для успешного лечения врожденной кривошеи надо заниматься им с месячного возраста: два-три курса массажа, лечебной гимнастики, физиотерапия, ортопедические укладки позволяет без оперативного вмешательства к одному году довести ребенка до полного выздоровления. Все это возможно — если в первые недели жизни мама или папа посмотрят на ребенка внимательно.

Итак, что должна сказать мама месячного ребенка ортопеду?

  • беременность протекала в тазовом предлежании;
  • незрелый плод;
  • затяжные роды;
  • стремительные роды;
  • пособие в родах: щипцы, вакуум, ручное пособие;
  • ребенок «любит смотреть в одну сторону»;
  • асимметрия ягодичных и подколенных складок;
  • разная длина ног.

Первый год: развитие ребенка

Созревание костно-мышечной системы у ребенка происходит этапно, в индивидуальные сроки. Мы не рекомендуем сажать и ставить малыша раньше, чем он сделает это самостоятельно. Ребенок должен иметь возможность совершать тот стереотип движения, к которому уже готова его костно-мышечная система. Попытки «форсировать события» могут привести к тому, что несостоятельный мышечный корсет не сможет удержать кости в правильном физиологическом положении.

К сожалению, правильному двигательному стереотипу порой препятствует использование различных приспособлений (детские кресла, устройства для переноски младенцев, ходунки и т.п.), которые созданы для безопасности ребенка и облегчения ухода за ним, но часто используются неправильно.

К году ребенок начинает ходить. В идеале множество костей детского организма должны занять правильное положение благодаря сбалансированному действию связочного аппарата и мышц. Мамы обычно знают, что у ребенка могут болеть легкие, сердце, почки, а то, что мышцы и связки болеют тоже, чаще всего является для них открытием. Неблагоприятная экология больших городов, заболевания и вредные привычки родителей, несбалансированное питание, нарушение обмена веществ, неправильный двигательный стереотип ребенка, травмы приводят к тому, что уже к первому дню рождения ребенок может иметь ряд хронических ортопедических заболеваний.

Ребенок с рахитом получал витамин D, но на приеме у ортопеда был только в один месяц. К году имеет рахитическую деформацию грудной клетки («воронкообразную», или «килевидную»), О-образные или Х-образные ноги. У детей с рахитом мягкие кости, вялые мышцы, несостоятельный связочный аппарат. Если такого малыша рано ставят на ноги, к году часто формируется деформация ног.

Ребенка, которому поставили диагноз «рахит», необходимо наблюдать у ортопеда ежемесячно! Вовремя замеченная деформация скелета и начатое лечение: массаж, гимнастика, лекарственные ванны, физиотерапия, гидромассаж помогут избежать серьезных осложнений.

Ребенку один год, он начал ходить, но при этом «загребает ногами», «косолапит». Если это девочка, в глазах у мамы тревога. А если мальчик, часто слышу: «У нас и папа (дедушка) так ходит и ничего!». Но в человеческом организме не может быть так, что одна кость ушла вправо, а все другие остались на месте! Суставы всего тела и позвоночно-двигательные сегменты при такой постановке стопы вынуждены будут приспосабливаться к тому неправильному двигательному стереотипу, который программирует «косолапая нога». Чуть позже у такого ребенка могут появиться боли в спине, плечевом суставе, шее, и вам совсем не захочется, чтобы сын был похож на дедушку. Не отказывайтесь от лечения «косолапости» в годовалом возрасте!

Внимание: детский позвоночник!

При отсутствии жалоб ребенок должен быть осмотрен ортопедом в один месяц, три месяца, один, три, пять, шесть, восемь, десять, двенадцать и четырнадцать лет. Почему так часто? Подобно тому, как иногда вы не чувствуете, что у вас начинается кариес, вы можете не знать, что у ребенка произошел подвывих позвонков. Поэтому я рекомендую периодически показывать ребенка врачу-ортопеду, чтобы проверить его позвоночник.

Ущемление нервов в позвоночнике, которое называют подвывихом позвонков, обычно происходит в результате незначительной компрессии или смещения позвонков. Через позвоночник проходит спинной мозг, который можно сравнить с кабелем, состоящим из миллиардов нервных волокон. Именно по ним идут «команды» (импульсы) от мозга ко всем органам. Как только в спинном мозгу блокируется один из нервов или происходит его повреждение, в организме начинает развиваться болезнь.

Почему же позвонки выходят из своего естественного положения?

Травмы позвоночника могут произойти во время родов. Например, при длительном стоянии головки в родовых путях, при стремительных родах, а также при использовании щипцов, особенно если малыша вытаскивают за голову или поворачивают ее.

Все дело в том, что голова новорожденного ребенка тяжелая относительно его общей массы, а мышечно-связочный аппарат шейного отдела позвоночника еще не может удержать 7 шейных позвонков в физиологическом положении при растяжении весом. Это может привести к подвывихам в шейном отделе и функциональным блокам в позвоночно-двигательных сегментах.

Читайте также:  Солярий после операции на позвоночнике

Именно поэтому ортопеды так протестуют против того, чтобы брать новорожденного за ноги и держать вниз головой. Об этой варварской практике писал знаменитый французский акушер Фредерик Лебуа в своей книге «Рождение без насилия»: «Мы слишком мало знаем о своем организме, настолько мало, что забываем, какую важную роль играет в нем позвоночник… Так почему же мы, зная, что неокрепший позвоночник младенца можно легко повредить, упорно продолжаем держать новорожденных вниз головой, да еще и трясем их».

Уже почти сто лет известен ортопедам и так называемый «синдром кнута»: если новорожденного резко дернуть, то это может привести к потере зрения, церебральным нарушениям, параличу или судорогам.

Детство — это самая активная пора жизни человека. Прыжки и бег, падения и травмы — все это составляющие детства, и все это может повлечь за собой смещение позвонков. Хронические заболевания с обменными нарушениями, мышечные дистонии неврогенного происхождения, неправильный двигательный стереотип, психологические зажимы и комплексы приводят к нарушению осанки уже к четырем-пяти годам. Если вовремя не лечить нарушение осанки, оно приведет к кифозам, сколиозам и остеохондропатиям.

Вот некоторые симптомы того, что позвоночник не в порядке:

  • хроническая утомляемость;
  • одно плечо или бедро выше другого;
  • выступающие лопатки;
  • искривление шеи;
  • одна нога короче другой;
  • косолапость;
  • боли в суставах;
  • неумение стоять неподвижно;
  • гиперактивность;
  • частые падения;
  • треск в суставах при сгибании рук и ног;
  • сверхподвижность суставов;
  • нервозность.

Все, что нужно родителям, чтобы заподозрить ортопедическую патологию, это раздеть ребенка до трусиков, поставить на твердую поверхность и внимательно посмотреть на выступающие ориентиры тела спереди, сзади и сбоку. Обнаружив малейшее несоответствие между правой и левой стороной, покажите ребенка специалисту-ортопеду, не дожидаясь планового диспансерного осмотра. Помните: если нездоров позвоночник, то нездоров весь организм ребенка.

Людмила Чиркова, ортопед, мануальный терапевт

Здравствуйте, моей дочери 5 месяцев. Родилась на месяц раньше из- за подтекания вод. Было кесарево, т. к. с 22 нед. наблюдалось тазовое предлежание (голова ребенка была в правом подреберье), а перед операцией почти встала на ножки. Вес 3310, рост 52 см. Уже в роддоме одели воротник, т. к. была правосторонняя кривошея. Воротник носили 1, 5 мес. На 1- ом мес. начала срыгивать «фонтаном» (пилороспазм и пилоростеноз исключили), лежали в больнице в 3 мес. , сделали снимки шейного отдела, 6 позвонков смещены. Невролог ставит установочную кривошею и говорит, что это можно вылечить только мануальной терапией. Объясните, пожалуйста, я читала, что установочная и приобретенная кривошея одно и тоже, но ведь она у нас с рождения? дествительно ли мануальная терапия — единственный способ лечения? Если да, то с помощью мануальной терапии можно совсе избавиться от кривошеи и в каком возрасте стоит начать лечить?

2008-03-06, Галина

Здравствуйте, моей дочери 5 месяцев. Родилась на месяц раньше из- за подтекания вод. Было кесарево, т. к. с 22 нед. наблюдалось тазовое предлежание (голова ребенка была в правом подреберье), а перед операцией почти встала на ножки. Вес 3310, рост 52 см. Уже в роддоме одели воротник, т. к. была правосторонняя кривошея. Воротник носили 1, 5 мес. На 1- ом мес. начала срыгивать «фонтаном» (пилороспазм и пилоростеноз исключили), лежали в больнице в 3 мес. , сделали снимки шейного отдела, 6 позвонков смещены. Невролог ставит установочную кривошею и говорит, что это можно вылечить только мануальной терапией. Объясните, пожалуйста, я читала, что установочная и приобретенная кривошея одно и тоже, но ведь она у нас с рождения? дествительно ли мануальная терапия — единственный способ лечения? Если да, то с помощью мануальной терапии можно совсе избавиться от кривошеи и в каком возрасте стоит начать лечить?

2008-03-06, Галина

Здравствуйте,
Сыну 5 лет. Односторонюю косолапость мы исправляли с двухнедельного возраста. 2 раза в год продолжаем делать массаж, но нога и стопа по прежнему короче на 2 см. Через некоторое время после массажа вновь повышается тонус. Подскажите, что мы еще можем сделать для нашего сына? Будет ли увеличеваться разница в дальнейшем?

2003-05-21, Yana

Здравствуйте, Людмила.
Моему сыну 5 месяцев. примерно с 3х месяцев наклоняет голову направо, лежа на животе или находясь в вертикальном положении на руках. спит чаще всего на левом боку. Во время купания стала замечать, что изгибается буквой С, левая сторона растянута сильнее правой. подскажите, что делать?

2008-10-06, Юлиана

Уважаемая Людмила!
У меня к Вам очень серьезный вопрос по поводу того, когда надо одевать ребенку сандалии, туфли или ботиночки? Моему сыну 10 мес. Подружки-мамашки говорят, что необходимо это сделать уже сейчас (ребенок начал ходить по комнате). А я сомневаюсь. Подскажите, кто прав. С уважением, Ирина.

2006-01-30, Ирина

Здравствуйте! У моего сына двухстороняя врожденная косолапость. Ортопед говорит, что необходима операция, т.к. косолапость тяжелой степени (Стопы не поднимается наверх, в стороны выводятся). Как быть в моем случае? Операцию делать страшно. Сыну 5 месяцев.

2002-11-25, Руслан

Здраствуйте ребёнку почти 6месяцев был на руках у бабушки и пока она отвернулась он получаеться вывернулся назад как бы мостиком головой позвоночником Тепеоь боюсь какие могут быть последствия

2017-08-31, Бинура

Всего 10 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник

Содержание:

  • Факторы риска
  • Распознать вовремя
  • Формируем осанку
  • Примерный комплекс упражнений для укрепления мышц спины и пресса

Неправильная осанка — это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Однако не стоит впадать в панику, заметив, что малыш держит спину не совсем ровно. Чаще всего своевременные меры помогают исправить осанку, но при этом очень валено понимать причины, которые ведут к ее искривлению.

Факторы риска

Проблемы развития

Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11 -12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдаются у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников).

Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника. Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки. Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба.

Читайте также:  Андрей дуйко гимнастика для позвоночника

Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а «свисающие плечи» — результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины. Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например неправильное положение туловища во время игр или занятий.

Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.

Неверная поза

Положение сидя. Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или перекашивается на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки.

К неправильному положению тела при сидении следует отнести посадку, при которой туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно, согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него.

Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз, вместо того чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый).

Положение стоя. Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника, вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отдела позвоночника).

Гиподинамия…

Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться. Начиная с 3 лет многие малыши отправляются в группы раннего развития (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу сидеть. Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживают за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной «стрелялки». Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни. Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины просто необходима.

Распознать вовремя

Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника — не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины, когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски.

По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялая осанка. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки.)

При обнаружении искривления необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется, то речь пока идет лишь о нарушении осанки, которую можно исправить.

Тест для мышц. Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины. Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки — на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 с, дети 7-10 лет — 1 — 1,5 мин, 12-16 лет — от 1, 5 до 2, 5 мин. Развитие мышц брюшного пресса определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников — 10-15 раз, для детей 7- 11 лет — от 15 до 20 раз, в 16-18 лет — от 20-30 раз.

Если выявлены нарушения осанки и (или) слабость мышечной системы, ребенка следует проконсультировать у врача-ортопеда, травматолога или врача лечебной физкультуры. Доктор проводит осмотр ребенка, в случае необходимости выполняются дополнительные методы исследования: рентгенография, электромиография и пр.

В последнее время появился новый метод исследования — топографическая фотометрия, позволяющий не только диагностировать нарушения состояния опорно-двигательной системы, но и оценивать эффективность проводимого лечения. Метод основан на фотографировании осанки пациента после того, как врач наносит маркером основные точки-ориентиры на спину ребенка.

Формируем осанку

Поскольку одно из основных условий хорошей осанки — правильное развитие организма, нужно постараться создать максимально благоприятные условия для роста. В частности, очень важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств закаливания.

Заниматься укреплением мышечного корсета надо с младенчества, но при этом не следует торопить физическое развитие ребенка и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет или не поднимется на ноги.

Читайте также:  Боли в позвоночнике обмороки

Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения.

Недостаток физической активности препятствует развитию мышечного корсета, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины необходима. Правильно подобранная физическая нагрузка предупреждает нарушения осанки, а также помогает их преодолеть.

Упражнения подбираются в зависимости от типа искривления позвоночника: детям, предрасположенным к сутулости, рекомендованы разгибания спины с усилием до максимально выпрямленного положения, ребятам со сведенными вперед плечевыми суставами полезны круговые движения одновременно двумя руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок. При «свисающих» плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание плеч, вытягивание рук вверх с противодействием (взрослый кладет руки на плечи ребенка). Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны.

При подборе упражнений следует учитывать возраст ребенка.

Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера. Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника, если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца. Делая упражнение «Дровосек», дети «рубят дрова», выполняя повороты верхней части тела. Упражнение «Прыжок лягушки» помогает исправить поясничный лордоз.

Дошколята (с 4-5 лет) способны понять более сложные гимнастические задания и справиться с ними.

Если ребенок значительно ослаблен, желательно сочетать ежедневное выполнение упражнений с занятиями лечебной физкультурой для укрепления мышц спины и брюшного пресса в поликлинике с врачом лечебной физкультуры.

В начале и в конце каждого занятия дети должны упражняться в правильной осанке. (Для этого годится упражнение-тест, которое выполняется у стены.) Следует заинтересовать их проблемой осанки, заставить думать о ней в течение дня, проверять ее не только при гимнастике, но и во время занятий за столом, на прогулке. Ребенку, посещающему детский сад, можно предложить следить не только за собой, но и за осанкой товарищей. Обычно это превращается в своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной осанки. Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение спины — в конце концов это станет привычкой.

Приведенный нами комплекс упражнений можно считать скорее профилактическим. Он в первую очередь полезен практически здоровым детям, а не только тем, у кого обнаружено нарушение осанки (таким маленьким пациентам в зависимости от дефекта врач подберет индивидуальный комплекс специальных упражнений). Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное, сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного. Порой серьезные проблемы с осанкой и лечебные мероприятия делают недоступными для ребенка некоторые стороны «общественной» детской жизни. Поэтому важно предупредить возникновение нарушений осанки, т.е. систематически заниматься адекватной физической нагрузкой и регулярно (ежегодно) посещать с ребенком врача-ортопеда для профилактических осмотров. Кроме того, общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4 — 5 лет. Правильному развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности). Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать многих проблем, связанных с осанкой.

Примерный комплекс упражнений для укрепления мышц спины и пресса

(можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста)

  1. Исходное положение — стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки, — вдох; вернуться в и.п. — выдох.
  2. Исходное положение — стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной — выдох; вернуться и и.п. — вдох.
  3. Исходное положение — стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх — выдох; вернуться в и.п. — вдох.
  4. Исходное положение — стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая.
  5. Исходное положение — стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.
  6. Исходное положение — лежа на спине на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу — выдох; выпрямить — вдох.
  7. Исходное положение — лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами.
  8. Исходное положение — лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п.
  9. Исходное положение — лежа на животе, руки в сторону. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п.
  10. Исходное положение — лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу — вдох, вернуться в и.п. — выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу.
  11. Исходное положение — лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером, в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 мин.

Для того чтобы упражнения воздействовали достаточно точно, они должны выполняться интенсивно, то есть выше обычного уровня возможности детей. Сначала даются более легкие упражнения с постепенным переходом к более трудным. На протяжении занятия неоднократно делаются паузы для отдых. Отдыхать рекомендуется в положение лежа:

  • лежа на спине, ноги слегка подтянуты к животу, руки за головой;
  • лежа на животе, подбородок опирается на кисти рук.

Олег Малахов
профессор, заведующий отделением детской ортопедии Центрального института травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова, д. м. н.
Михаил Цыкунов
профессор, заведующий кафедрой реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова, д. м. н.
Светлана Федорова
врач-реабилитолог, сотрудник кафедры реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова

Источник