Формирование изгибов позвоночника в онтогенезе

Ôîðìèðîâàíèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ èçãèáîâ ïîçâîíî÷íèêà â îíòîãåíåçå, èõ çíà÷åíèå. Ïðè÷èíû ïàòîëîãèè ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà. Ïîíÿòèå, âèäû è ñèìïòîìû ëîðäîçà. Ôèçèîëîãè÷åñêèé è ïàòîëîãè÷åñêèé êèôîç. Âèäû ñêîëèîçà, åãî ïðè÷èíû è îñíîâíûå ìåòîäû ïðîôèëàêòèêè.
Ðóáðèêà | Ìåäèöèíà |
Ïðåäìåò | Àíàòîìèÿ |
Âèä | ðåôåðàò |
ßçûê | ðóññêèé |
Ïðèñëàë(à) | incognito |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 26.03.2015 |
Ðàçìåð ôàéëà | 543,3 K |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ñìåùåíèå ìåæïîçâîíî÷íûõ äèñêîâ êàê ðàñïðîñòðàíåííàÿ ïàòîëîãèÿ ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà. Øåéíûé è ïîÿñíè÷íûé ëîðäîç, ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ íåäóãà. Âðîæäåííûé, ïàòîëîãè÷åñêèé, ïîñòòðàâìàòè÷åñêèé è ïîñëåîïåðàöèîííûé êèôîç. Ïðîñòîé è ÷àñòè÷íûé ñêîëèîç, òîðñèÿ.
ïðåçåíòàöèÿ [73,0 K], äîáàâëåí 13.05.2014
Ïîçâîíî÷íèê êàê îðãàí îïîðû è äâèæåíèÿ. Âèäû íàðóøåíèÿ îñàíêè. Ôèçèîëîãè÷åñêèå è ïàòîëîãè÷åñêèå èçãèáû ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà. Ñèìïòîìû ñóòóëîñòè, êðóãëîé è êðóãëîâîãíóòîé ñïèíû. Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ïëîñêîé è ïëîñêîâîãíóòîé ñïèíû. Ïðèçíàêè ñêîëèîçà è åãî âèäû.
ïðåçåíòàöèÿ [1,3 M], äîáàâëåí 10.02.2017
Ìåõàíèçìû çàáîëåâàíèé ïîçâîíî÷íèêà, à òàêæå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ. Çàùèòà ñïèííîãî ìîçãà êàê ôóíêöèÿ ïîçâîíî÷íèêà. Ôîðìèðîâàíèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ èçãèáîâ ïîçâîíî÷íèêà â ïðîöåññå ðàçâèòèÿ äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ ðåáåíêà. Êèôîçû â ãðóäíîì è êðåñòöîâîì îòäåëàõ.
ïðåçåíòàöèÿ [1,8 M], äîáàâëåí 21.05.2014
Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ êîìïðåññèîííûõ ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà. Íåîáõîäèìîñòü ïðîâåäåíèÿ êîìïüþòåðíîé òîìîãðàôèè. Âåðòåáðîïëàñòèêà êàê ìåòîä ââåäåíèÿ ñïåöèàëüíîãî öåìåíòà â òåëî ñëîìàííîãî ïîçâîíêà. Îñëîæíåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ïåðåëîìîì ïîçâîíî÷íèêà.
ðåôåðàò [25,1 K], äîáàâëåí 24.01.2010
Ñòðîåíèå øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà. Øåéíûé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà, àíîìàëèè ðàçâèòèÿ. Ïîëíûé âàðèàíò àíîìàëèè Êèììåðëè. ×àñòè÷íàÿ êîíêðåñöåíöèÿ òåë ïîçâîíêîâ â ñî÷åòàíèè ñî spina bifida. Ãèïîïëàçèÿ ïîçâîíî÷íîé àðòåðèè. Ïîíÿòèå î øåéíîì îñòåîõîíäðîçå.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [3,4 M], äîáàâëåí 26.11.2014
Ðàññìîòðåíèå ïîíÿòèÿ, ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ è ìåòîäîâ îïðåäåëåíèÿ (òåñòû Ñòîääàðòà, Ìåííåëÿ) ôóíêöèîíàëüíîé áëîêàäû ïîçâîíî÷íî-äâèãàòåëüíîãî ñåãìåíòà. Îçíàêîìëåíèå ñ ïîêàçàíèÿìè è ïðèåìàìè òðàêöèè íà ïîÿñíè÷íî-êðåñòöîâîì îòäåëå ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [33,8 K], äîáàâëåí 20.08.2010
Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ñòðîåíèÿ ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà, ïîçâîíêîâ è èõ ñîåäèíåíèé. Îñîáåííîñòè äâèæåíèé ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà. Ñóùíîñòü è çíà÷åíèå ìûøö è èõ ïðîèçâîäÿùèõ. Ñïåöèôèêà ìûøö ñïèíû, æèâîòà, áðþøíîãî ïðåññà è ìûøö, ïðèâîäÿùèõ â äâèæåíèå ãîëîâó.
ðåôåðàò [1,3 M], äîáàâëåí 14.02.2011
óíêöèîíàëüíàÿ àíàòîìèÿ è ôèçèîëîãèÿ ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà. Ýòèîëîãèÿ, ïàòîãåíåç è êëèíèêà ñêîëèîçà, ìåòîäèêà åãî ïðîôèëàêòèêè, äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ. Ìåõàíèçì äåéñòâèÿ ìàññàæà è ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèõ ïðîöåäóð ïðè ëå÷åíèè ñêîëèîçà ó äåòåé-ïîäðîñòêîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [337,2 K], äîáàâëåí 26.07.2011
Àíàòîìè÷åñêèå è ôèçèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñòðîåíèÿ ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà. Ýòèîëîãè÷åñêàÿ è ïàòîãåíåòè÷åñêàÿ êëàññèôèêàöèè ñêîëèîòè÷åñêîé áîëåçíè. Îñîáåííîñòè ðîñòà è ðàçâèòèÿ äåòåé ñðåäíåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Ìåòîäû ñïîñîáñòâóþùèå êîððåêöèè ñêîëèîçà.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [160,2 K], äîáàâëåí 29.09.2012
Ðàññìîòðåíèå ñòðîåíèÿ ïîçâîíêîâ ðàçëè÷íûõ îòäåëîâ ïîçâîíî÷íèêà. Èçó÷åíèå àíàòîìèè õðÿùåé, ñóñòàâîâ è ñâÿçîê. Õàðàêòåðèñòèêà ñïåöèôèêè èçìåíåíèé ñòðîåíèÿ è ðàáîòû ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà ó àðòèñòîâ áàëåòà. Îñíîâíûå òèïû è âèäû òðàâì ñïèíû ó äàííûõ àðòèñòîâ.
ðåôåðàò [1,4 M], äîáàâëåí 22.10.2015
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
Онтогенез позвоночника. Формирование позвоночного столба в онтогенезе является сложным, многостадийным процессом, развертывающимся в течение длительного периода времени от начала эмбрионального развития до старости человека. Большинство эмбриологов рассматривают его развитие в пределах трех последовательных стадий: перепончатой, хрящевой и костной, т. е. известный тезис «онтогенез повторяет филогенез» с полным основанием относится к позвоночному столбу.
Первичный соединительнотканный (перепончатый) позвонок формируется на ранних стадиях эмбрионального развития (рис. 2, 3).
Образование хрящевого позвонка начинается на 5-й неделе. В конце 2-го — начале 3-го месяца эмбрионального развития хрящевая ткань позвонка начинает замещаться костной тканью (рис. 4).
По данным Д. С. Рыдлевского и Н. И. Бута, оссификация позвонка начинается из трех очагов окостенения. Один очаг закладывается в теле позвонка и два — в каждой полудуге (рис. 5).
Очаги окостенения появляются в определенной последовательности.
Рост позвонков различных отделов позвоночного столба происходит неравномерно. Каждому возрастному периоду соответствует определенная гистоструктура отдельных частей позвонка.
Сращение костных частей позвонка происходит после рождения. На первом году жизни сливаются обе половины дуги, тело позвонка с дугой соединяются между 3-м и 6-м годами жизни. Концы остистых и поперечных отростков, а также верхняя и нижняя поверхности тел позвонков, граничащие с межпозвонковыми дисками, долгое время остаются хрящевыми и имеют дополнительные (эпифизарные) очаги окостенения. Эти очаги появляются в телах и в отростках позвонков в 10—13-летнем возрасте. Они сливаются с основными очагами только на 19—25-м году жизни.
Межпозвонковые диски формируются на ранних этапах развития позвоночного столба. У 5—6-недельных эмбрионов диски состоят из уплотненных клеток мезенхимы, в центре которой проходит хорда. В конце 10-й недели формируется фиброзное кольцо, а за счет скопления клеток хорды — пульпозное ядро.
В конце 2-го месяца эмбриогенеза межпозвонковый диск можно разделить на внешнюю и перихордальную зоны. Во внешней зоне диска развивается волокнистая соединительная ткань, а в перихордальной — гиалиновый хрящ. В начале 3-го месяца внутриутробной жизни в диске появляется средняя зона в виде волокнистого хряща. У 4-месячных плодов волокнистая ткань (внешняя зона) и волокнистый хрящ (средняя зона) глубоко врастают в основное вещество хрящевой ткани тела позвонка. Между соприкасающимися поверхностями межпозвонковых дисков и тел позвонков отчетливо выделяется пограничная полоса со смешанными элементами волокнистого и гиалинового хряща — это четвертая пограничная зона межпозвонкового диска. В конце 5-го месяца вблизи капсулы хорды гиалиновый хрящ разрыхляется и преобразуется в гомогенную стекловидную массу, которая с остатками хорды участвует в образовании пульпозного ядра (рис. 6).
У плодов последних месяцев внутриутробного развития и у новорожденных намечаются основные черты структуры диска. Во внешней зоне отмечаются плотные волокнистые пластинки фиброзного кольца без хрящевых клеток, в средней — волокнистый хрящ, а в центре диска — студенистое ядро.
Источник
Онтогенетическое формирование осанки в детском возрасте в определенной мере связано с целым рядом анатомических, функциональных особенностей опорно-двигательного аппарата, генетическим фактором, социально-бытовыми условиями и т. д. [65, 12]. Формирование опорно-двигательного аппарата и его функциональное совершенствование занимают длительный период онтогенеза, заканчиваясь обычно к 20-22 годам [48]. в процессе роста организма человека происходят морфологические и функциональные изменения. Формирование осанки и ее изменения в постнатальном онтогенезе начинаются в период раннего детства в связи с освоением ребенком вертикального положения тела и заканчивается к периоду окончания роста скелета. Изменение осанки в процессе роста связано со смещением общего центра тяжести в борьбе с гравитацией. При этом происходит активное совершенствование двигательной деятельности ребенка через становление различных координационных механизмов, обеспечивающих высокий уровень регуляций в организме в плане взаимодействия мышц агонистов и антогонистов.
Важным фактором, влияющим на онтогенетическое формирование осанки, является сила гравитации. Все изменения, которые происходят в опорно-двигательном аппарате ребенка направлены на противодействие силе притяжения, в следствии этого и формируются все изгибы позвоночника. В дальнейшем у новорожденного постепенно выпрямляется кифоз. В положении лежа дугообразное искривление позвоночника выпрямляется под действием силы тяжести головы на шейный отдел позвоночника и нижних конечностей — на поясничный отдел. У новорожденного мышцы не могут обеспечить опорные функции. В первую очередь увеличивается сила мышц шеи, ребенок начинает поднимать голову, а в дальнейшем при укреплении мышц спины — садится, что и приводит к начальному формированию поясничного лордоза. Когда укрепляются разгибатели спины, мышцы ног и тазобедренного сустава, ребенок начинает вставать. Наибольшая активность при стоянии обнаруживается именно в этих мышцах и диафрагме, а наименьшая — в мышцах живота. Физиологическая контрактура тазобедренного сустава уменьшается, но таз еще находится в горизонтальном положении. Образуется небольшой шейный лордоз, по причине того, что голова под силой тяжести запрокидывается назад, остальные отделы позвоночника продолжают укрепляться. Брюшные мышцы у грудного ребенка очень слабые, поэтому в вертикальном положении живот под действием силы тяжести выпячивается и способствует образованию небольшого поясничного лордоза [8].
В первый период освоения ходьбы осанка у ребенка следующая: выступающий живот, поясничный лордоз становится более заметным, прямая верхняя часть туловища, небольшой грудной кифоз, небольшая контрактура тазобедренных суставов, колени слегка согнуты. Одновременно начинает увеличиваться активность мышц туловища и средних ягодичных мышц. Ребра благодаря тяге брюшных мышц наклоняются кпереди, поэтому грудная клетка несколько уплощается, а плечи округляются. Колени выпрямляются в вертикальном положении, но во время хождения остаются немного согнутыми, т.к. мышцы ног и связки еще недостаточно сильные и крепкие [21, 19]
Связочный аппарат позвоночника у детей этого возраста также имеет ряд существенных особенностей и активно участвует в статике и динамике. Передние и задние продольные связки межпозвоночного симфиза ограничивают наклоны туловища в переднезаднем направлении, а короткие связки между дугами и отростками — в боковом и горизонтальном, гася взаимосмещение позвонков. Стабилизирующие функции связочного аппарата осуществляются не пассивно, а активно. Об этом свидетельствуют возникновение при перемещении позвонков напряжение эластичных волокон, что позволяет связкам позвоночника адекватно реагировать на изменение положения тела в пространстве [28].
У детей дошкольного возраста уже полностью сформированы два кифоза (грудной и крестцово-копчиковый) и два лордоза (шейный и поясничный). И уже в этом периоде необходимо применять различные физические упражнения для укрепления всех отделов позвоночника, мышц туловища и конечностей. Отдельное внимание стоит уделить мышцам живота и поясничного отдела позвоночника [71, 33]. Укрепляя их в дошкольном возрасте, мы способствуем формированию правильной осанки и предупреждаем развитие деформаций позвоночника в школьном возрасте. А также стоит активно воздействовать на мышцы стопы, укрепляя ее продольный и поперечный своды. Благодаря этому в дальнейшем мы избежим развития плоскостопия и уплощения сводов стопы [50].
С поступлением в школу, свободно проявляемая и автоматически саморегулируемая двигательная активность ограничивается, преобладает гиподинамия. В связи с неполной зрелостью организма младших школьников их осанка имеет неустойчивый характер и может подвергаться изменениям под влиянием длительных и неадекватных нагрузок. Суточная норма двигательной активности должна составлять 15—20 тысяч шагов в день при общей продолжительности 4 -5 часов [68, 29].
Активный двигательный режим ребенка способствует гармоничному развитию, выработке условно-рефлекторных связей, обеспечивающих формирование правильной осанки в процессе роста. При этом необходимо учитывать специфические особенности функций опорно-двигательного аппарата младших школьников. Позвоночный столб в этом возрасте отличается большой гибкостью и неустойчивостью грудного и поясничного изгибов. Грудной изгиб полностью формируется к 7, поясничный — к 12 годам. Толстые межпозвонковые диски, эластичный связочный аппарат и слаборазвитая мускулатура спины способствуют деформации позвоночника. Позный (статический) режим деятельности мышц значительно затруднен, в связи с недостаточной зрелостью ЦНС и ее низким пределом работоспособности. Через 10 мин. от принятия позы «сидя» у детей ослабляется сокращение мышц-сгибателей. Это влечет к изменению посадки и, как следствие, к формированию неправильной осанки [61].
Осанка ребенка в младшем школьном возрасте в основном сохраняет черты предшкольного возраста. Выраженный поясничный лордоз и умеренная выпуклость живота в детском возрасте — явление нормальное [45]. Плоский живот у детей бывает редко, является он характерной чертой юношей после периода полового созревания, активно занимающихся мышечной деятельностью и спортом. В вертикальном положении мышцам живота придается очень важная роль. Они поддерживают органы брюшной полости и препятствуют их опущению. Тонус брюшных мышц благоприятно влияет на кровообращение в брюшной полости. Мышцы живота принимают участие в дыхании, особенно в выдохе, и помогают в работе диафрагме, создавая ей своим напряжением опору [63]. Они помогают функции органов брюшной полости, в случае недостаточности их собственной мышечной силы. Если брюшные мышцы слабо поддерживают внутренние органы, легко возникает их опущение со всевозможными последствиями: механическими, функциональными нарушениями и патологическими нервными реакциями. Следовательно, необходимо их укреплять всевозможными упражнениями уже в более раннем возрасте. Но педагогам по физическому воспитанию необходимо очень осторожно подбирать двигательную нагрузку, т. к. укрепляя мышцы брюшного пресса можно вызвать образование различных видов грыж (белой линии живота, паховой, пупочной и др.)
Костная система перестраивается на протяжении всей жизни человека. В дошкольном и школьном возрасте происходит замена соединительных и хрящевых элементов позвонков на костную ткань. В этот период нефизиологичные позы, чрезмерные перегрузки при выполнении физических упражнений или бытовой деятельности могут вызвать резкие нарушения осанки вследствие неправильного перераспределения тонуса мышечно-связочного аппарата [74].
Межпозвонковые диски ребенка по своему составу отличаются от таковых у взрослых. В студенистом ядре диска содержится до 90% воды. Содержание жидкости по мере роста позвоночника снижается, достигая к зрелому состоянию 60%. Более высокое содержание воды в межпозвонковых дисках ребенка обусловливает их высокую эластичность и функциональную нестабильность [32].
В этом возрасте связки отличаются высокой эластичностью и растяжимостью. Эластичность межпозвонковых дисков — это фактор обеспечивающий высокую подвижность позвоночника у ребенка, а в патологических условиях — его функциональную нестабильность. Так, у детей 6-7 лет, по данным Арсланова В. А. (1987), объем движений позвоночника во всех плоскостях превышает таковой у взрослых на 8-110.[8]
Нарушение осанки наблюдается в период бурного роста ребенка, когда кости значительно увеличиваются в длине, а внутренние органы и мышечная система еще не успевают за развитием костной системы. В первую очередь это связано с половым созреванием. Изучая осанку, необходимо определять степень половой зрелости.
При правильной осанке у ребенка верхняя часть туловища почти вертикальная, грудная клетка куполообразная, плечи не выступают кпереди, намечается поясничный лордоз. Оси головы и туловища располагаются по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры, в положении разогнутых тазобедренных и коленных суставов. Имеется средняя выраженность шейного и грудного изгибов позвоночника, линия остистых отростков позвонков занимает среднее положение, треугольники талии симметричны. У ребенка 7 лет угол наклона таза равен 250. Положение таза имеет существенное влияние на формирование осанки. Усиленный наклон в сочетании с сильными мышцами спины создает поясничный гиперлордоз, уменьшение угла наклона сглаживает не только лордоз, но даже его противоположность — поясничный кифоз. Бертиниевы связки препятствуют перемещению переднего края таза вверх, а перемещение это благоприятствует хорошей осанке, смягчая поясничный лордоз и выстояние люмбосакрального угла. Длина нижних конечностей должна быть одинаковой [26].
Таким образом, у детей младшего школьного возраста осанка имеет специфические особенности и носит неустойчивый характер, что может привести к развитию деформаций опорно-двигательной системы.
Источник
Формирование изгибов позвоночника…
Позвоночный столб человека последовательно проходит перепончатую, хрящевую и костную стадии развития. Его элементы появляются на ранних этапах развития зародыша. Вначале закладки тела позвонков располагаются далеко друг от друга, разделяясь прослойками зародышевой мезенхимы. Затем начинают развиваться дуги позвонков, формируются поперечные и суставные отростки, далее позвонки дифференцируются почти полностью, а остистые отростки еще отсутствуют.
После рождения ребенок сразу же начинает борьбу со многими внешними воздействиями. И самым главным стимулом, который будет формировать его осанку, является гравитация. С момента рождения и до формирования осанки, присущей взрослому человеку, каждый ребенок, по мнению А. Потапчука и М. Дидура (2001), проходит следующие уровни формирования движений:
уровень А — ребенок, лежа на животе, поднимает голову. При этом за счет шейно-тонических рефлексов формируется уровень, обеспечивающий равновесие тела и базовый порог напряжения мышц;
уровень В — формирование мышечно-суставных связей, предопределяющих развитие автоматизма двигательных циклов. Этот период соответствует этапу обучения ползанию и сидению; начинает формироваться механизм одностороннего, а затем и разностороннего включения мышц конечностей, что в дальнейшем обеспечивает формирование оптимального стереотипа ходьбы и стояния;
уровень С — формируется к концу первого года жизни и позволяет ребенку оперативно ориентироваться в пространстве с использованием имеющегося арсенала двигательных навыков;
уровень D — создается вертикальная поза тела, при которой мышечный баланс в положении стоя обеспечивается при минимальных мышечных затратах. По мере изменения уровней формирования движения изменяется и форма позвоночного столба. Известно, что позвоночный столб новорожденного, за исключением небольшой крестцовой кривизны, почти не имеет физиологических изгибов. Высота головы в этот период соответствует примерно у длины тела. Центр тяжести головы у младенцев расположен непосредственно впереди от синхондроза между клиновидной и затылочной костью и на сравнительно большом расстоянии кпереди от сустава между черепом и атлантом. Задние шейные мышцы развиты еще слабо. Поэтому тяжелая, большая (по отношению к остальным частям тела) голова отвисает вперед, и новорожденный не может ее поднять. Попытки поднять голову приводят через 6-7 нед к образованию шейного лордоза, который устанавливается в последующие месяцы как результат усилий, направленных на удержание тела в равновесии в сидячем положении. Шейный лордоз образуют все шейные позвонки и два верхних грудных, а его вершина находится на уровне пятого — шестого шейных позвонков.
В 6 мес, когда ребенок начинает сидеть, образуется изгиб в грудном отделе выпуклостью кзади (кифоз). В течение 1-го года, во время начала стояния и ходьбы у ребенка образуется изгиб в поясничном отделе, направленный вперед (лордоз).
Поясничный лордоз включает XI-XII грудные и все поясничные позвонки, а его вершина соответствует третьему-четвертому поясничному позвонкам. Образование поясничного лордоза изменяет положение таза и способствует перемещению общего центра тяжести (ОЦТ) тела человека кзади от оси тазобедренного сустава, предупреждая таким образом падение тела в вертикальном положении. Форма позвоночного столба у ребенка 2-3 лет характеризуется недостаточно выраженным поясничным лордозом, который достигает своего наибольшего развития у взрослого.
Крестцово-копчиковый изгиб появляется еще у зародышей. Однако он начинает развиваться лишь при первых попытках прямохождения и с появлением поясничного лордоза. В образовании этого изгиба играет роль сила тяжести, передающаяся на основание крестца через свободный отдел позвоночника и стремящаяся вклинить крестец между подвздошными костями, и тяга связок, расположенных между крестцом и седалищной костью. Эти связки фиксируют нижнюю часть крестца к бугру и ости седалищной кости. Взаимодействие этих двух сил является главным фактором, обусловливающим развитие крестцово-копчикового изгиба.
По мере формирования физиологических изгибов позвоночного столба меняется и форма межпозвонковых дисков. Если у новорожденного диски имеют одинаковую высоту как спереди, так и сзади, то с образованием изгибов их форма меняется, и хрящи в сагиттальном разрезе приобретают несколько клиновидную форму. В области лордозов большая высота этого клина обращена кпереди, а меньшая — кзади. В области грудного кифоза, наоборот, большая высота находится сзади и меньшая спереди. В крестцовом и копчиковом отделах позвоночный столб имеет изгиб, обращенный кзади. Межпозвонковые диски крестцового отдела имеют временное значение и замещаются на 17-25-м году костной тканью, вследствие чего подвижность крестцовых позвонков относительно друг друга становится невозможной.
Источник