Функции позвоночника у дошкольников
Возрастные особенности позвоночника
В процессе роста и взросления ребенка происходят изменения и в его позвоночнике. Они заключаются не только в простом механическом увеличении его размеров и массы. Преобразованиям подвергается форма как самих позвонков, так и позвоночного столба в целом, происходит образование его физиологических изгибов. Развивается позвоночник ребенка настолько динамично, что даже при небольшой разнице в возрасте могут наблюдаться весьма выраженные различия в строении позвоночника.
Темпы роста позвоночного столба в разном возрасте различаются. Так, у ребенка в возрасте от рождения до 5 лет он ежегодно удлиняется в среднем на 2,2 см. Во второй половине первого десятилетия жизни (от 6 до 10 лет) позвоночник прибавляет в длине значительно медленнее — ежегодно примерно на 0,9 см. А потом опять начинает быстро расти, увеличиваясь с каждым годом на 1,8 см, до 16 лет.
В процессе роста у детей происходит также равномерное увеличение размеров тел позвонков и межпозвоночных дисков по направлению от грудного отдела к крестцу. Таким образом, чем ниже расположены позвонки, тем более массивными они становятся.
Кроме того, происходит и физиологическое созревание позвонков. При этом появляются видимые при рентгенологическом исследовании ядра окостенения и закрываются промежуточные зоны роста. Например, закрытие зон роста в позвонках грудного и поясничного отделов происходит в возрасте 5–7 лет, срастание тел крестцовых позвонков с образованием единой крестцовой кости — к 10–12 годам, слияние копчиковых позвонков — после 12 лет, а срастание крестца и копчика — к 15–25 годам.
Изгибы позвоночника также формируются постепенно. Ведь при рождении позвоночный столб имеет форму дуги и он очень мягкий из-за большого количества хрящевой ткани. Первые изгибы позвоночника начинают образовываться уже в грудном возрасте.
В первые месяцы жизни, когда ребенок пытается поднимать и самостоятельно удерживать голову, формируется шейный изгиб. Ведь голова новорожденного большей своей частью находится впереди позвоночника, если смотреть на малыша в профиль. Поэтому для удержания ее в приподнятом положении нужно изогнуть позвоночник в шейном отделе дугой вперед, формируя шейный лордоз.
В 4–6 месяцев, когда ребенок учится садиться вначале с посторонней помощью, а затем и самостоятельно, происходит формирование грудного изгиба позвоночника. Ведь в таком положении позвоночнику необходимо удерживать на себе тяжесть головы и рук, в то время как внутренности всей своей массой тянут вперед и вниз. Поэтому для удержания равновесия в сидячем положении позвоночник необходимо выгнуть дугой назад, образуя грудной кифоз.
К году ребенок учится вставать и ходить — тоже вначале с посторонней помощью, затем держась за опору и в дальнейшем самостоятельно. При этом для удержания тела в вертикальном положении позвоночник необходимо изогнуть в области поясницы дугой вперед. Таким образом формируется главный изгиб — поясничный лордоз.
В итоге у малыша в течение первого года жизни образуются два изгиба позвоночника вперед (шейный и поясничный лордозы) и компенсирующие их два изгиба назад (грудной и крестцовый кифозы). Но эти изгибы еще изменчивы и очень нестойки. Они существуют пока только в вертикальном положении. Четко выраженными они станут лишь к 5–7 годам жизни, постоянными — только к 14-17-летнему возрасту, а окончательно сформируются уже к 20–25 годам, когда закончатся процессы роста и формирования костной ткани. Поэтому-то именно в детском возрасте нужно заниматься профилактикой нарушений осанки и искривлений позвоночника.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
IV. Особенности строения шейного отдела позвоночника у детей
Знание особенностей строения и биомеханики шейного отдела позвоночника у детей – ключ к пониманию лучевой картины и, соответственно, уменьшению диагностических ошибок.Идея о «слабости» и «незрелости» шейного
Возрастные особенности анатомии и физиологии женских половых органов
Функция половой системы женщины наиболее подвержена возрастным изменениям. Периоды жизни женщины зависят от состояния ее репродуктивной системы. Выделяют следующие возрастные периоды:
Возрастные особенности строения черепа
Череп претерпевает существенные изменения в онтогенезе. У новорожденного ребенка между костями черепа не существует швов, пространства заполнены соединительной тканью. В участках, где сходятся несколько костей, имеется шесть
Возрастные особенности формирования правильной осанки
Осанка в детском возрасте очень неустойчива в силу особенностей растущего организма. Поэтому довольно часто развиваются ее нарушения. Дефекты осанки у детей опасны еще и тем, что при них происходит расстройство
Возрастные ограничения в гирудотерапии
Возможно, вы уже окончательно увлеклись гирудотерапией и готовы решать любые физиологические и психологические проблемы всех членов семьи с помощью пиявки.Не торопитесь. Не всем и не всегда показана медицинская пиявка. Кроме тех
Возрастные особенности полевой формы жизни и физического тела
Как известно, всю жизнь человека можно разбить на три больших периода: период «Слизи» – от рождения до 25 лет; период «Желчи» – от 25 лет до 60; период «Ветра» – от 60 лет до конца жизни. Таким образом, в каждый
Возрастные изменения
Возрастные изменения оказывают воздействие на весь организм и соответственно на половую функцию. В каждой возрастной группе присутствуют определенные факторы, становящиеся причинами нарушений сексуальной сферы. Так, например, молодым более
6.8. Возрастные особенности
Ребенок часто не знает, чего хочет, его влечет не знание необходимости чего-то, а интерес к чему-то и интуиция. Задача преподавателя — выстроить программу так, чтобы намеченные цели обучения вызвали осознанный или неосознанный интерес у детей,
ОСОБЕННОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА
Позвоночник у новорожденных не имеет изгибов, он прямой, с небольшой выпуклостью кзади. По мере развития двигательных умений развиваются и изгибы позвоночника:1) шейный лордоз (изгиб кпереди) возникает, когда ребенок начинает держать
Возрастные особенности развития гибкости
Специфика развития гибкости в значительной мере определяется возрастными особенностями формирования организма. Эластичность мышц и суставно-связочного аппарата находится в прямой зависимости от структурных особенностей
Возрастные изменения
Период расцвета женской красоты длится, к сожалению, не так долго. Казалось бы, наконец-то вы избавились от ненавистных прыщей, в совершенстве освоили технику нанесения макияжа, способного скрыть немногочисленные недостатки и подчеркнуть
Возрастные нарушения зрения
При глаукоме, снижении остроты зрения, нарушении сумеречного зрения, конъюнктивите. тай-чун – цзин-мин – хэ-гу – гуан-минТочка цзин-мин («просветление глаза») расположена на 0,1 цуня к носу от внутреннего угла глаза (рис. 75). Точка относится к
Возрастные проблемы кожи
Годы, несомненно, прибавляют нам мудрость, но не красоту. А потому неплохо бы научиться беречь себя, не ухудшая внешний вид небрежным отношением к своему лицу и телу. Об уходе за кожей в соответствии с ее типами и о секретах красоты мы расскажем в
Как предупредить возрастные ухудшения зрения
Новорожденный ребенок воспринимает окружающий мир одинаково всеми пятью органами чувств: зрением, обонянием, слухом, вкусом и осязанием. Наше воспитание построено таким образом, что из этих пяти чувств предпочтение отдается
Возрастные изменения тела
Однозначно, возраст женщины накладывает отпечаток на ее фигуру. Но дело тут не столько в самом возрасте, сколько в образе жизни. Чем человек старше, тем меньше он старается двигаться, порой даже не осознавая этого. В ответ на такое поведение мышцы
Источник
Валентин Дикульартист цирка, руководитель медико-реабилитационного центра заболеваний опорно-двигательного аппарата
Содержание:
- Инструментальные методы обследования
Формирование позвоночника происходит в детстве и продолжается в подростковом возрасте. Обычно сколиоз появляется у детей и подростков в периоды наиболее сильного роста, по мере которого может увеличиваться и деформация позвоночника.
Среди пятилетних детей сколиозом страдает приблизительно 10 процентов детей. К окончанию школы сколиоз выявляется почти у половины подростков. Девочки чаще мальчиков входят в группу риска, так как ведут менее подвижный образ жизни.
Наиболее опасным возрастом для развития сколиоза считается период от 10 до 14 лет, когда скелет еще окончательно не сформировался, а ребенку приходится чаще, чем раньше, сидеть за столом, готовя уроки, или проводить время у компьютера (опять-таки сидя), музицировать и пр. У прилежных «домашних» детей, перегруженных учебными занятиями, часто возникают болезни позвоночника. Развитию сколиоза способствует неправильная поза, приводящая к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы. В дальнейшем происходит изменение в связках позвоночника, деформация самих позвонков — в результате образуется стойкое боковое искривление.
Ранняя диагностика заболевания — залог успеха в лечении сколиоза, и поэтому родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы не упустить начало болезни.
Определить наличие сколиоза (не степень сколиоза, которую должен определить только врач!) очень легко — достаточно внимательно осмотреть спину ребенка. Попросите его встать и занять удобную для него позу — руки опущены, мышцы расслаблены, спину специально не вытягиваем. Обратите внимание, на каком уровне у ребенка плечи — какое плечо выше, какое ниже, на каком уровне низ лопатки — выше или ниже? Приглядитесь к бокам: один бок может быть втянут больше, чем другой, а если ребенок полненький, то на одном боку может быть складочка (а на другом — нет), возможно, один из боков будет и выпуклым.
Наличие хотя бы одного из вышеперечисленных признаков и у ребенка, и у взрослого — серьезный повод для беспокойства и визита к специалисту, который сможет подтвердить или опровергнуть ваши подозрения, а также назначит дополнительные обследования.
Инструментальные методы обследования
После осмотра, если врач подтвердит ваши подозрения, скорее всего потребуется провести ряд инструментальных исследований. Прежде всего рентгенографию — это один из наиболее широко используемых методов диагностики искривлений позвоночника.
Рентгенологическое исследование любого отдела позвоночника носит название «спондилография». Выполняют рентгенографию позвоночника в положениях стоя и лежа, а также делают профильный снимок — в положении лежа.
Только после тщательного изучения рентгенограмм позвоночника в стандартных проекциях для уточнения полученной информации может быть назначено дополнительное исследование в других проекциях — при сгибании и разгибании позвоночника и даже при его растягивании, а также в положении сидя с наклоном вправо и влево.
Рентгенологически можно определить любое искривление позвоночника, превышающее 10°. Однако на рентгенограммах не визуализируются мягкие ткани (связки, мышцы, диски и др.). Для уточнения диагноза, выявления компрессии нервных структур применяются другие методы диагностики. Например, при наличии неврологической симптоматики может потребоваться проведение магнитно-резонансной томографии (МРТ).
Магнитно-резонансная томография (МРТ) — это метод, основанный на получении изображения тканей и органов при помощи электромагнитных волн. Этот метод диагностики безопасен и может в случае необходимости быть использован многократно у одного пациента. Полученные в результате томографии цифровые данные.подвергаются компьютерной обработке. Изображение на МРТ представлено в виде серии продольных и поперечных срезов. МРТ является «золотым стандартом» для диагностики патологических изменений мягких тканей, таких как нервные структуры, связки, мышцы. При МРТ можно выявить дегенеративные изменения в межпозвонковых дисках, гипертрофию фасеточных суставов, стеноз позвоночного канала, грыжу диска и другие патологические состояния.
Компьютерная томография (КТ) — метод, при котором для изображения тканей и органов используется рентгеновское излучение так же, как при обычной рентгенографии. Полученная информация подвергается компьютерной обработке, в результате чего изображение представляется в в-иде серии продольных и поперечных срезов. При КТ возможно исследование как костных структур, так и мягких тканей. Однако все же компьютерная томография наиболее информативна для выявления патологических изменений костной ткани, например остеофитов и гипертрофии фасеточных суставов. Изображение мягких тканей на компьютерных томограммах по сравнению с МРТ получается не таким четким и информативным. Для того чтобы повысить информативность исследования в отношении диагностики патологии мягких тканей компьютерную томографию часто сочетают с выполнением миелограммы.
Миелография — этот метод является ведущим для исследования мягкотканых структур спинномозгового канала, в том числе спинного мозга и нервных корешков. Перед выполнением миелограммы в спинномозговой канал (под оболочки спинного мозга) вводится контрастное вещество. Это делается при помощи специальной иглы, которая вводится ниже окончания спинного мозга (в области поясницы), так что повреждение нервных структур при проведении этого исследования практически исключена. Контрастное вещество распространяется по позвоночному каналу, обтекая спинной мозг, нервные корешки. Далее проводится рентгеноскопия позвоночника. Миелография позволяет выявить грыжу диска, опухоль или перелом позвоночника.
Радиоизотопное сканирование основано на регистрации радиоактивного излучения организма пациента после введения радиактивного препарата внутрь или внутривенно при помощи специальной гамма-камеры. Изотоп накапливается в определенных тканях и органах. Длительность полужизни медицинских изотопов составляет всего несколько часов, а интенсивность их излучения крайне низка. Поэтому этот диагностический метод не представляет опасности для здоровья пациента. В норме радиоактивный препарат распределяется равномерно в костной ткани. При очаговых патологических процессах происходит неравномерное распределение радиоактивного препарата: избыточное («горячий» очаг) или недостаточное («холодный» очаг) накопление в патологических участках. Изображение органов и тканей, в которых происходит накопление изотопов, получается при помощи специальной гамма-камеры. Радиоизотопное сканирование наиболее информативно для диагностики опухолевых заболеваний позвоночника, а также метаболических заболеваний костей, например, остеопороза.
Ультразвуковое исследование (УЗИ) — не является основным методом диагностики заболеваний позвоночника, так как большая плотность костной ткани, из которой состоит тело позвонка, не позволяет получить с помощью ультразвукового сканера достаточно четкое и контрастное изображение структур позвоночника.
Все перечисленные здесь методы позволяют добиться одной конкретной цели — поставить точный клинический диагноз. Он необходим, чтобы понять, как бороться с недугом. В большинстве случаев пациенты с искривлением позвоночника лечатся консервативно (хирургические методы показаны только тем, кто страдает тяжелыми формами заболевания). Главная составляющая консервативной терапии — лечебная физкультура. Остальные способы (например, массаж или применение специальных корсетов) считаются вспомогательными.
Валентин Дикуль
Из книги «Жизнь без боли в спине»
самое главное — предотвратить появление проблем со спиной! мы вот, например, не выдержали вес портфеля — позвонок стал смещаться( слава богу, перешли на электронные учебники, теперь портфель намного легче, очень надеюсь, что спинка будет здоровой!
2015-08-24, Сергеенко Алисия
Проблемы с позвоночником надо предотвращать, а не лечить. Правильная мебель, хороший матрас с рождения, легкий ранец с ортопедической спинкой, хорошая ортопедическая обувь
2018-03-11, forum2019
Всего 2 отзыва Прочитать все отзывы.
Источник
Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ñîåäèíåíèé êîñòåé è ïîçâîíî÷íèêà. Ïðîôèëàêòèêà íàðóøåíèÿ îñàíêè ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, ôàêòîðû, îêàçûâàþùèå íåãàòèâíîå âëèÿíèå íà åå ôîðìèðîâàíèå. Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé äëÿ êîððåêöèè îñàíêè ó äåòåé 5-7 ëåòíåãî âîçðàñòà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru
Ôåäåðàëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå àâòîíîìíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå
âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáó÷åíèÿ
«ÞÆÍÛÉ ÔÅÄÅÐÀËÜÍÛÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ»
Ðåôåðàò íà òåìó: «Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ è ãèãèåíà ïîçâîíî÷íèêà ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà»
Ðàáîòó âûïîëíèëà: ñòóäåíòêà 1 êóðñà
Ôàêóëüòåò: ÏèÏÏ
Îòäåëåíèå: Äîøêîëüíîå îáðàçîâàíèå
Ãðóïïà 11-Ä
Õîäåâà Â. À.
Ðóêîâîäèòåëü: Òðîõèì÷óê Ë. Ô.
Ðîñòîâ-íà-Äîíó 2012
Ñîäåðæàíèå
Ââåäåíèå
Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ñîåäèíåíèé êîñòåé è ïîçâîíî÷íèêà
Ïðîôèëàêòèêà íàðóøåíèÿ îñàíêè ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà
Ïðèìåðíûé êîìïëåêñ óïðàæíåíèé äëÿ ïðîôèëàêòèêè îñàíêè ó äåòåé 5-7 ëåòíåãî âîçðàñòà
Ëèòåðàòóðà
Ââåäåíèå
Ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå äåòåé ðàííåãî è äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ÿâëÿåòñÿ âàæíîé è îòâåòñòâåííîé çàäà÷åé îáùåñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ. Óñïåøíîå ðåøåíèå ýòîé çàäà÷è îïðåäåëÿåòñÿ óðîâíåì ïîäãîòîâêè ðîäèòåëåé, âîñïèòàòåëåé è ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ äåòñêèõ ó÷ðåæäåíèé, âîçìîæíîñòüþ èñïîëüçîâàòü â ñâîåé ðàáîòå ëó÷øèé îïûò ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ.
Äëÿ ðåøåíèÿ çàäà÷ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ íóæíî çíàòü îñîáåííîñòè äåòñêîãî îðãàíèçìà â âîçðàñòå îò 3 äî 7 ëåò, è ïðàâèëüíî èñïîëüçîâàòü ñîîòâåòñòâóþùèå âîçðàñòó ìåòîäû îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ. Î÷åíü âàæíî ïîíÿòü, ÷òî ïîä âëèÿíèåì ðàçëè÷íûõ ñðåäñòâ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ (ãèãèåíè÷åñêèõ ôàêòîðîâ, åñòåñòâåííûõ ñèë ïðèðîäû, ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé) óêðåïëÿåòñÿ çäîðîâüå, óëó÷øàåòñÿ ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå, ôîðìèðóþòñÿ äâèãàòåëüíûå íàâûêè, ðàçâèâàþòñÿ ôèçè÷åñêèå êà÷åñòâà è ñîçäàþòñÿ óñëîâèÿ äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ óìñòâåííîãî, íðàâñòâåííîãî, ýñòåòè÷åñêîãî è òðóäîâîãî âîñïèòàíèÿ.
Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî îâëàäåòü è ìåòîäèêîé ïðîâåäåíèÿ ôèçêóëüòóðíûõ çàíÿòèé, óòðåííåé ãèìíàñòèêè, ïîäâèæíûõ èãð è äðóãèõ ôîðì ðàáîòû ïî ôèçè÷åñêîìó âîñïèòàíèþ äîøêîëüíèêîâ è ñïëàíèðîâàòü èõ ïðîâåäåíèå.
Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ñîåäèíåíèé êîñòåé è ïîçâîíî÷íèêà
 âîçðàñòå 6-10 ëåò íàáëþäàåòñÿ óñëîæíåíèå â ñòðîåíèè ñóñòàâíîé êàïñóëû, óâåëè÷èâàåòñÿ êîëè÷åñòâî âîðñèíîê è ñêëàäîê ñèíîâèàëüíîé ìåìáðàíû, ïðîèñõîäèò ôîðìèðîâàíèå ñîñóäèñòûõ ñåòåé íåðâíûõ îêîí÷àíèé ñèíîâèàëüíîé ìåìáðàíû.  ôèáðîçíîé ìåìáðàíå ñóñòàâíîé êàïñóëû ó äåòåé ñ 3 äî 8 ëåò óâåëè÷èâàåòñÿ êîëè÷åñòâî êîëëàãåíîâûõ âîëîêîí, êîòîðûå ñèëüíî óòîëùàþòñÿ, îáåñïå÷èâàÿ åå ïðî÷íîñòü. Äâèæåíèÿ, çàíÿòèÿ ôèçêóëüòóðîé è ñïîðòîì ñîõðàíÿþò ôîðìó è ïîäâèæíîñòü ñóñòàâîâ [15].
Ïîçâîíî÷íèê, èëè ïîçâîíî÷íûé ñòîëá, ñîñòîèò èç îòäåëüíûõ ñåãìåíòîâ ïîçâîíêîâ, íàêëàäûâàþùèõñÿ äðóã íà äðóãà ñ ïðîñëîéêîé õðÿùà — ìåæïîçâîíêîâûõ äèñêîâ, ïðèäàþùèõ ïîçâîíî÷íèêó ãèáêîñòü è îêàçûâàþùèõ èçâåñòíîå ïðîòèâîäåéñòâèå íàãðóçêå íà ïîçâîíî÷íèê. Ìåæïîçâîíî÷íûå äèñêè ó äåòåé îòíîñèòåëüíî òîëùå, ÷åì ó âçðîñëûõ. Ñ âîçðàñòîì äèñêè òåðÿþò ýëàñòè÷íîñòü, ñòóäåíèñòîå ÿäðî ìåæäó ïîçâîíêàìè óìåíüøàåòñÿ â ðàçìåðàõ è òîëùèíà äèñêîâ ñòàíîâèòñÿ ìåíüøå.
Ïîçâîíî÷íûé ñòîëá ñîñòîèò â îñíîâíîì èç 33-34 ïîçâîíêîâ, íî íàáëþäàþòñÿ âàðèàöèè îò 30 äî 35 ïîçâîíêîâ.
Íà ïðîòÿæåíèè âñåãî ïîçâîíî÷íèêà âçðîñëîãî ÿñíî âèäíû 4 èçãèáà, êîòîðûõ íåò ó íîâîðîæäåííîãî ïåðâûé èçãèá, â øåéíîì îòäåëå, îáðàùåí âûïóêëîñòüþ âïåðåä, âòîðîé, â ãðóäíîì îòäåëå, — âûïóêëîñòüþ íàçàä, òðåòèé, â ïîÿñíè÷íîì îòäåëå, îáðàùåí âûïóêëîñòüþ êïåðåäè. ×åòâåðòûé èçãèá îáðàçóþò êðåñòöîâûå è êîï÷èêîâûå ïîçâîíêè, îáðàùåííûå âûïóêëîñòüþ êçàäè.
Ïåðâûé, èëè øåéíûé, èçãèá ó ðåáåíêà ïîÿâëÿåòñÿ òîãäà, êîãäà îí íà÷èíàåò ñàìîñòîÿòåëüíî äåðæàòü ãîëîâó. Âòîðîé èçãèá ïîÿâëÿåòñÿ â ïîÿñíè÷íîì îòäåëå, êîãäà ðåáåíîê íà÷èíàåò ñòîÿòü è õîäèòü. Òðåòèé èçãèá ôîðìèðóåòñÿ â äîøêîëüíîì âîçðàñòå, êîãäà ðåáåíîê ñèäèò çà ñòîëîì, ðèñóåò èëè âûïîëíÿåò ðàáîòó, ñèäÿ íà ñòóëå. Ïîçâîíî÷íèê èìååò äâà âèäà èçãèáîâ: ëîðäîç è êèôîç. Ëîðäîç îáðàùåí âûïóêëîñòüþ âïåðåä (øåéíûé, ïîÿñíè÷íûé), êèôîç — âûïóêëîñòüþ íàçàä (ãðóäíîé, êðåñòöîâûé). Ó ïëîäà ïîçâîíî÷íèê èìååò ôîðìó äóãè, ó íîâîðîæäåííîãî îí ïî÷òè ïðÿìîé. Êîãäà ðåáåíîê íà÷èíàåò äåðæàòü ãîëîâó (3 ìåñÿöà), âîçíèêàåò øåéíûé ëîðäîç, ñàäèòüñÿ (6 ìåñÿöåâ) — ãðóäíîé êèôîç.  9—12 ìåñÿöåâ ðåáåíîê íà÷èíàåò ñòîÿòü è ôîðìèðóåòñÿ ïîÿñíè÷íûé ëîðäîç, à âìåñòå ñ íèì è êðåñòöîâûé êèôîç. Îêîí÷àòåëüíîå ðàçâèòèå èçãèáîâ ïîçâîíî÷íèêà çàâåðøàåòñÿ ê 7 ãîäàì.
Ïðèîáðåòåííûå ê êîíöó äîøêîëüíîãî ïåðèîäà èçãèáû ïîçâîíî÷íèêà õîðîøî âèäíû òîëüêî ïðè õîäüáå; ïðè ëåæàíèè îíè âûðàâíèâàþòñÿ, òàê êàê ïîçâîíî÷íèê äåòåé î÷åíü ýëàñòè÷åí. Ñ íàñòóïëåíèåì ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ ó ïîäðîñòêîâ ïîÿâëÿåòñÿ ïîÿñíè÷íûé èçãèá.
Èçãèáû ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà ñòàíîâÿòñÿ õîðîøî çàìåòíûìè ê 5-6 ãîäàì, îêîí÷àòåëüíîå èõ ôîðìèðîâàíèå çàêàí÷èâàåòñÿ ê ïîäðîñòêîâîìó, þíîøåñêîìó âîçðàñòó.
Ïðè íåðàâíîìåðíîì ðàçâèòèè ìûøö ïðàâîé èëè ëåâîé ñòîðîíû òåëà, íåïðàâèëüíîì ïîëîæåíèè ó÷àùèõñÿ çà ïàðòîé, ó ñïîðòñìåíîâ — êàê ñëåäñòâèå àñèììåòðè÷íîé ðàáîòû ìûøö, ìîãóò âîçíèêíóòü ïàòîëîãè÷åñêèå èçãèáû ïîçâîíî÷íèêà â ñòîðîíû — ñêîëèîçû. Ïîçâîíî÷íèê â ïðîöåññå èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ çàêëàäûâàåòñÿ ó 2-íåäåëüíîãî ýìáðèîíà â âèäå õîðäû, è åå îñòàòêè ñîõðàíÿþòñÿ ó ðåáåíêà äî 7-ëåòíåãî âîçðàñòà.
Ôèçèîëîãè÷åñêîå ðàçâèòèå ïîçâîíî÷íèêà èãðàåò æèçíåííî âàæíóþ ðîëü è âëèÿåò íà ôîðìèðîâàíèå ïðàâèëüíîé îñàíêè, òåõíèêè äâèæåíèé, ñîñòîÿíèå âíóòðåííèõ îðãàíîâ, äûõàòåëüíóþ è íåðâíóþ ñèñòåìû. 8-îáðàçíûé èçãèá ïîçâîíî÷íèêà ïðåäîõðàíÿåò ñêåëåò îò òðàâì ïðè âûïîëíåíèè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé.
Ïðîôèëàêòèêà íàðóøåíèÿ îñàíêè ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà
Îñàíêà ñ÷èòàåòñÿ íîðìàëüíîé, åñëè ãîëîâà äåðæèòñÿ ïðÿìî, ãðóäíàÿ êëåòêà ðàçâ¸ðíóòà, ïëå÷è íàõîäÿòñÿ íà îäíîì óðîâíå, æèâîò ïîäòÿíóò, íîãè ðàçîãíóòû â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ.
Ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà äåôåêòû îñàíêè âûðàæåíû îáû÷íî íåðåçêî è íå ÿâëÿþòñÿ ïîñòîÿííûìè. Íàèáîëåå ÷àñòûé äåôåêò — âÿëàÿ îñàíêà, äëÿ êîòîðîé õàðàêòåðíû ÷ðåçìåðíîå óâåëè÷åíèå øåéíîãî è ãðóäíîãî èçãèáîâ ïîçâîíî÷íèêà, ñëåãêà îïóùåííàÿ ãîëîâà, îïóùåííûå è ñäâèíóòûå âïåð¸ä ïëå÷è, çàïàâøàÿ ãðóäíàÿ êëåòêà, îòñòàþùèå îò ñïèíû (êðûëîâèäíûå) ëîïàòêè ñâèñàþùèé æèâîò; íåðåäêî íîãè ñëåãêà ñîãíóòû â êîëåííûõ ñóñòàâàõ. Íà îñíîâå âÿëîé îñàíêè ïîçäíåå ìîãóò ñôîðìèðîâàòüñÿ ïëîñêàÿ, êðóãëàÿ è êðóãëî-âîãíóòàÿ ñïèíà, à òàêæå áîêîâûå èñêàæåíèÿ (ñêîëèîòè÷íàÿ îñàíêà) èëè êîìáèíèðîâàííîå èñêàæåíèå.
Äåôåêòû îñàíêè ìîãóò îòðèöàòåëüíî âëèÿòü íà ñîñòîÿíèå íåðâíîé ñèñòåìû. Ïðè ýòîì ìàëåíüêèå äåòè ñòàíîâÿòñÿ çàìêíóòûìè, ðàçäðàæèòåëüíûìè, êàïðèçíûìè, áåñïîêîéíûìè, ÷óâñòâóþò ñåáÿ íåëîâêèìè, ñòåñíÿþòñÿ ïðèíèìàòü ó÷àñòèå â èãðàõ ñâåðñòíèêîâ. Äåòè ïîñòàðøå æàëóþòñÿ íà áîëè â ïîçâîíî÷íèêå, êîòîðûå âîçíèêàþò îáû÷íî ïîñëå ôèçè÷åñêèõ èëè ñòàòè÷åñêèõ íàãðóçîê, íà ÷óâñòâî îíåìåíèÿ â ìåæëîïàòî÷íîé îáëàñòè.
Ïîñêîëüêó íà ðîñò è ôîðìèðîâàíèå îñàíêè îêàçûâàþò âëèÿíèå óñëîâèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû, ðîäèòåëè è ñîòðóäíèêè äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèé, äîëæíû êîíòðîëèðîâàòü ïîçû äåòåé ïðè ñèäåíèè, ñòîÿíèè, õîäüáå.
Âàæíîå çíà÷åíèå èìåþò:
Ñâîåâðåìåííîå ïðàâèëüíîå ïèòàíèå;
Ñâåæèé âîçäóõ;
Ïîäáîð ìåáåëè â ñîîòâåòñòâèè ñ äëèíîé òåëà;
Îïòèìàëüíàÿ îñâåù¸ííîñòü;
Ïðèâû÷êà ïðàâèëüíî ïåðåíîñèòü òÿæ¸ëûå ïðåäìåòû;
Ïðèâû÷êà ïðàâèëüíî ñèäåòü çà ñòîëîì;
Ðàññëàáëÿòü ìûøöû òåëà;
Ñëåäèòü çà ñîáñòâåííîé ïîõîäêîé.
Ïëàâíûì äåéñòâåííûì ñðåäñòâîì ïðîôèëàêòèêè äåôåêòîâ îñàíêè ÿâëÿåòñÿ ïðàâèëüíîå è ñâîåâðåìåííî íà÷àòîå ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå.
Ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ïðàâèëüíîé îñàíêè äîëæíû âõîäèòü â óòðåííþþ ãèìíàñòèêó äåòåé óæå ñ 4-õ ëåò. Ñ ýòîãî æå âîçðàñòà íåîáõîäèìî âîñïèòûâàòü íàâûêè ïðàâèëüíîé îñàíêè: ïðè ñèäåíèè íà ñòóëå è çà ñòîëîì.
Îñîáåííî ïîðòèò îñàíêó íåïðàâèëüíàÿ ïîçà ïðè ïèñüìå, ÷òåíèè, ïðîñìîòðà òåëåâèçîðà, èãðàõ íà êîìïüþòåðå. Âûñîòà ñòîëà äîëæíà áûòü íà 2- 3 ñì âûøå ëîêòÿ îïóùåííîé ðóêè ðåá¸íêà. Âûñîòà ñòóëà íå äîëæíà ïðåâûøàòü â íîðìå âûñîòó ãîëåíè. Åñëè íîãè íà äîñòàþò äî ïîëà, òî ñëåäóåò ïîäñòàâèòü ñêàìåéêó, ÷òîáû íîãè â òàçîáåäðåííûõ è êîëåííûõ ñóñòàâàõ áûëè ñîãíóòû ïîä ïðÿìûì óãëîì. Ñàäèòüñÿ íà ñòóë íóæíî òàê , ÷òîáû âïëîòíóþ êàñàòüñÿ ñïèíêè ñòóëà, ñîõðàíÿÿ ïîÿñíè÷íûé èçãèá (ëîðäîç). Ðàññòîÿíèå ìåæäó ãðóäüþ è ñòîëîì äîëæíî áûòü ðàâíî 1,5- 2 ñì (ðåáðîì ïðîõîäèò ëàäîíü), ãîëîâà ñëåãêà íàêëîíåíà âïåð¸ä.
Îòðèöàòåëüíîå âëèÿíèå íà ôîðìèðîâàíèå îñàíêè îêàçûâàåò èçëèøíå ìÿãêàÿ ïîñòåëü. Ìàòðàö äîëæåí áûòü æ¸ñòêèì (âàòíûì) è îáÿçàòåëüíî ðîâíûì, òàêèì, ÷òîáû â ñåðåäèíå åãî íå îáðàçîâûâàëîñü ïðîâàëà, à ïîäóøêà — íåâûñîêîé (15- 17 ñì ). Ñîí íà ìÿãêîé ïîñòåëè ñ âûñîêèì èçãîëîâüåì çàòðóäíÿåò äûõàíèå.
Âîñïèòàíèå îùóùåíèé íîðìàëüíîé îñàíêè ïðèîáðåòàåòñÿ ïîñðåäñòâîì ìíîãîêðàòíîãî ïîâòîðåíèÿ ïðàâèëüíîãî ïîëîæåíèÿ òåëà: ëåæà, ñèäÿ, ñòîÿ. Ñ ýòîé öåëüþ ðåêîìåíäóåòñÿ âêëþ÷àòü â êîìïëåêñ óòðåííåé ãèìíàñòèêè è ñàìîñòîÿòåëüíûõ çàíÿòèé:
Óïðàæíåíèÿ, ñòîÿ ó çåðêàëà. Ðåá¸íîê ïåðåä çåðêàëîì íåñêîëüêî ðàç íàðóøàåò îñàíêó è ñíîâà ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî å¸ âîññòàíàâëèâàåò, ðàçâèâàÿ è òðåíèðóÿ ìûøå÷íîå ÷óâñòâî;
Óïðàæíåíèÿ ó âåðòèêàëüíîé ïëîñêîñòè (ñòåíà áåç ïëèíòóñà, äâåðü, ôàíåðíûé èëè äåðåâÿííûé ùèò). Ðåá¸íîê ñòàíîâèòñÿ ê ïëîñêîñòè, ïðèêàñàÿñü ê íåé ïÿòêàìè, èêðàìè, ÿãîäèöàìè, ëîïàòêàìè è çàòûëêîì. Äàþòñÿ ðàçëè÷íûå äèíàìè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ: îòâåäåíèå ðóê, íîã â ñòîðîíû, ïîäíèìàíèå íà íîñêè, ïðèñåäàíèÿ. Äåòè âûïîëíÿþò íåñêîëüêî ñòàòè÷åñêèõ óïðàæíåíèé: íàïðÿæåíèå ìûøö — îò 3 äî 6 ñåê., ðàññëàáëåíèå — îò 6 äî 12 ñåê.
Óïðàæíåíèÿ ñ ïðåäìåòàìè íà ãîëîâå (êóáèêè, ïîäóøå÷êè, íàïîëíåííûå ïåñêîì, ìåëêîé ãàëüêîé, îïèëêàìè), óñòàíîâëåííûìè íà òåìåíè, áëèæå êî ëáó, ñïîñîáñòâóþò âîñïèòàíèþ ðåôëåêñà ïðàâèëüíîãî äåðæàíèÿ ãîëîâû è óìåíèÿ íàïðÿãàòü è ðàññëàáëÿòü îòäåëüíûå ãðóïïû ìûøö. Ê ýòèì óïðàæíåíèÿì îòíîñÿòñÿ: õîäüáà, ïðè ýòîì ðóêè ñâîäÿòñÿ ïåðåä ãðóäüþ è ðàçâîäÿòñÿ â ñòîðîíû; õîäüáà íà íîñêàõ, ïîëóñîãíóòûõ íîãàõ; õîäüáà íà êîëåíÿõ; ïîëçàíèå íà ÷åòâåðåíüêàõ; ïðèñåäàíèÿ, íå óðîíèâ ïðè ýòîì ïîëîæåííûé íà ãîëîâó ïðåäìåò.
Óïðàæíåíèÿ íà êîîðäèíàöèþ äâèæåíèé. Çäåñü âåñüìà ïîëåçíû óïðàæíåíèÿ â ðàâíîâåñèè è áàëàíñèðîâàíèè: ñòîéêà íà îäíîé íîãå, õîäüáà ïî áðåâíó, ñêàìåéêå ñ ïðåäìåòîì íà ãîëîâå è ïîâîðîòû.
Âñå ýòè óïðàæíåíèÿ ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ ÷óâñòâà ïðàâèëüíîé ïîçû òåëà, ðàçâèâàþò ñòàòè÷åñêóþ âûíîñëèâîñòü ìûøö øåè è ñïèíû, âîñïèòûâàþò ñîçíàòåëüíîå îòíîøåíèå ê ñâîåé îñàíêå.
Ñëåäóåò ïðîâîäèòü è ïðîôèëàêòèêó ïëîñêîñòîïèÿ, òàê êàê óïëîùåíèå ñòîïû íàðóøàåò îïîðíóþ ôóíêöèþ íîã, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ èçìåíåíèåì êîñòíîãî ñêåëåòà òàçà è ïîçâîíî÷íèêà. Óïðàæíåíèÿ äëÿ ïðîôèëàêòèêè ïëîñêîñòîïèÿ ïðîâîäÿòñÿ â íà÷àëå è â êîíöå êîìïëåêñà îçäîðîâèòåëüíîé ãèìíàñòèêè.
Ïðèìåðíûé êîìïëåêñ óïðàæíåíèé äëÿ ïðîôèëàêòèêè îñàíêè ó äåòåé 5-7 ëåòíåãî âîçðàñòà
ïîçâîíî÷íèê îñàíêà äåòè óïðàæíåíèå
Ïîñòðîåíèå â øåðåíãó. Âñòàòü â ïîëîæåíèå «îñíîâíàÿ ñòîéêà»: ãîëîâà ïðÿìî, ïëå÷è ðàçâåðíóòû, æèâîò ïîäòÿíóò, íîãè âûïðÿìëåíû. | Ïîêàçàòü ïðàâèëüíîå ïîëîæåíèå â îñíîâíîé ñòîéêå. Èñïðàâèòü îñàíêó äåòåé, ïðîéäÿ ñïåðåäè è ñçàäè âäîëü øåðåíãè. |
Óïðàæíåíèÿ â õîäüáå ïî êðóãó | |
Îáû÷íûé øàã ñ ñîõðàíåíèåì ïðàâèëüíîé îñàíêè (25-30 øàãîâ). | Ñòîÿ âíå êðóãà, ïðîâåðèòü è èñïðàâèòü îñàíêó êàæäîãî ïðîõîäÿùåãî ìèìî ðåáåíêà. |
«Æóðàâëèê». Õîäüáà ñ âûñîêèì ïîäíèìàíèåì áåäðà (ðóêè íà ïîÿñå) 20-25 øàãîâ. | Ñëåäèòü çà ïðàâèëüíûì ïîëîæåíèåì òåëà: ñïèíó äåðæàòü ïðÿìî, ëîêòè îòâîäèòü íàçàä, íîñîê ñîãíóòîé íîãè îòòÿãèâàòü. |
«Âûðàñòàåì áîëüøèìè». Õîäüáà íà íîñêàõ (ðóêè ââåðõ, «â çàìêå») 20-25 øàãîâ. | Ñëåäèòü çà òåì, ÷òîáû êîëåíè è ëîïàòêè áûëè âûïðÿìëåíû, øàãè ìåëêèìè. Âûøå ïîäíèìàòüñÿ íà íîñêàõ, òÿíóòüñÿ ââåðõ. |
«Ìèøêà êîñîëàïûé». Õîäüáà íà íàðóæíîì êðàå ñòîïû. Ãîâîðèòü íà êàæäûé øàã (ðóêè íà ïîÿñå): «Ìèøêà êîñîëàïûé ïî ëåñó èäåò, øèøêè ñîáèðàåò, ïåñåíêè ïîåò. Øèøêà îòñêî÷èëà ïðÿìî Ìèøêå â ëîá. Ìèøêà ðàññåðäèëñÿ è íîãîþ — òîï!». | Ñëåäèòü çà òåì, ÷òîáû äåòè äåðæàëè ñïèíó ïðÿìî, íå íàêëîíÿëè ãîëîâó. Íîãè ñòàâèòü òî÷íî íà íàðóæíûé êðàé ñòîïû, ñëåãêà ïðèâîäÿ íîñêè âíóòðü, ïàëüöû äîëæíû áûòü ïîäâèæíû. Ëîêòè îòâîäèòü íàçàä. Ïðè âûïîëíåíèè óïðàæíåíèÿ ðåêîìåíäóåòñÿ, ÷òîáû äåòè õîðîì ïðîèçíîñèëè ñòèõè. |
Õîäüáà ñ óñêîðåíèåì è ïåðåõîäîì â áåã. Õîäüáà ñ ïîñëåäóþùèì çàìåäëåíèåì. | Ñëåäèòü çà òåì, ÷òîáû äåòè áåæàëè ëåãêî íà íîñêàõ, ïîäíèìàÿ âûøå êîëåíè. Ðóêè ñîãíóòû â ëîêòÿõ. Ïðè õîäüáå ñëåäèòü çà ïðàâèëüíîñòüþ îñàíêè äåòåé. |
Äûõàòåëüíîå óïðàæíåíèå. Îòâîäÿ ïëå÷è íàçàä, âäîõ — íà 2 øàãà, âûäîõ — íà 4 øàãà. | Âäîõ ãëóáîêèé ÷åðåç íîñ. Âûäîõ — ÷åðåç ãóáû, ñëîæåííûå òðóáî÷êîé. |
Óïðàæíåíèÿ â ïîëîæåíèè «ñòîÿ» | |
«Âîðîáûøåê». Êðóãè íàçàä 6-8 ðàç ñîãíóòûìè â ëîêòÿõ ðóêàìè. | Îòâîäÿ ëîêòè íàçàä, ñáëèæàòü ëîïàòêè. |
«Ëÿãóøîíîê». Èç È. Ï. — íîãè íà øèðèíå ïëå÷, ðóêè ïåðåä ãðóäüþ. Ïðèâåñòè êèñòè ê ïëå÷àì (ëàäîíè âïåðåä, ïàëüöû âðîçü) è, ãîâîðÿ õîðîì «êâàê», âåðíóòüñÿ â È. Ï. (4-6 ðàç). |  ïîëîæåíèè «êèñòè ê ïëå÷àì» ëîêòè äîëæíû áûòü ïðèæàòû ê áîêàì. |
«Áîëüøèå êðóãè». Êðóãè íàçàä âûïðÿìëåííûìè â ñòîðîíû ðóêàìè (êèñòè ñæàòû â êóëàêè) — 6-8 ðàç. | Ñëåäèòü çà òåì, ÷òîáû äåòè íå îïóñêàëè ðóêè íèæå óðîâíÿ ïëå÷. |
«Ìåëüíèöà». Ïîî÷åðåäíîå ïðèâåäåíèå ðóê çà çàòûëîê è ñïèíó (6-8 ðàç). | Ïëå÷è ðàçâåðíóòû, ëîêòè îòâåäåíû íàçàä, ãîëîâà ïðÿìî. |
«Ðåçèíêà». Ðàçãèáàÿ â ëîêòÿõ ñîãíóòûå ïåðåä ãðóäüþ ðóêè — âäîõ. Âåðíóòüñÿ â È. Ï., ïðîèçíîñÿ çâóê «ø-ø-ø» — âûäîõ. | Ïðè îòâåäåíèè ðóê â ñòîðîíû ñáëèæàòü ëîïàòêè, íå îïóñêàòü ðóêè íèæå óðîâíÿ ïëå÷. |
«Âìåñòå íîæêè — ïîêàæè ëàäîøêè». Ïîäíèìàÿñü íà íîñêè, îòâåñòè ïëå÷è íàçàä è ïîâåðíóòü ëàäîíè âïåðåä. Âåðíóòüñÿ â È. Ï., ðàññëàáëÿÿ ìûøöû ðóê (4-6 ðàç). | Äåðæàòü ñïèíó ðîâíî è íå âûïÿ÷èâàòü æèâîò. |
«Ïîòÿãèâàíèå». Ïîäíÿòüñÿ íà íîñêè, ëåâàÿ ðóêà ââåðõ, ïðàâàÿ íàçàä. Óäåðæèâàòüñÿ 1-2-3 ñåê. Âåðíóòüñÿ â È. Ï., ðàññëàáèâ ðóêè (4-8 ðàç). | Ïëå÷è ðàçâåðíóòû, êîëåíè âûïðÿìëåíû, æèâîò ïîäòÿíóò. |
Óïðàæíåíèÿ â ïîëîæåíèè «ëåæà íà ñïèíå» | |
«Çäðàâñòâóéòå — ïðîùàéòå». Ñæàòü êóëàêè è ñîãíóòü ñòîïû íà ñåáÿ. Ðàçæàòü êóëàêè, îòòÿíóòü íîñêè äî îòêàçà. (6-8 ðàç). | Ïðè îòòÿãèâàíèè íîñêîâ ðåêîìåíäóåòñÿ ñëåãêà ðàçâîäèòü ïÿòêè. |
«Âîëíà». Ñîãíóòü íîãè è ïîäòÿíóòü êîëåíè ê æèâîòó. Âûïðÿìèòü. Ïàóçà 3-5 ñåê. è îòïóñ-òèòü íîãè (4-6 ðàç). | Ñëåäèòü çà òåì, ÷òîáû ëîêòè áûëè ïðèæàòû ê êîâðèêó. Íîñêè âî âðåìÿ óïðàæíåíèÿ äîëæíû áûòü îòòÿíóòû. ,, |
«Ïëÿñêà». È. Ï. — ëåæà, ðóêè ïîä çàòûëêîì, íîãè ïðèïîäíÿòû. Ðàçâåñòè íîãè âðîçü è âåðíóòüñÿ â È. Ï. (6-8 ðàç). | Ñëåäèòü çà òåì, ÷òîáû ëîêòè áûëè ïðèæàòû ê êîâðèêó. |
Óïðàæíåíèÿ â ïîëîæåíèè «ëåæà íà æèâîòå» | |
«Âîðîáûøåê». Êðóãè íàçàä ëîêòÿìè ðóê, ïðèâåäåííûìè ê ïëå÷àì (5-8) ðàç. | Ãîëîâà ïðèïîäíÿòà. |
«Ðûáêà». Ïîäíÿòü ãîëîâó è îòâåñòè ïëå÷è íàçàä. Ïðèïîäíÿòü ðóêè è íîãè: ïàóçà íàïðÿæåíèÿ 4-6 ñåê. Îïóñòèòü ðóêè è íîãè: ïàóçà ðàññëàáëåíèÿ 6-8 ñåê. (3-4 ðàçà). | Ñëåäèòü çà òåì, ÷òîáû äåòè íå ïðîãèáàëèñü â ïîÿñíèöå. |
«Ëÿãóøîíîê». Ðóêè èç-ïîä ïîäáîðîäêà ïðèâåñòè ê ïëå÷àì ëàäîíÿìè âïåðåä. Ïîäíÿòü ãîëîâó è ðàçâåñòè íîãè. Ìåäëåííî âåðíóòüñÿ â È. Ï. (6-8 ðàç). | |
Ïîñòðîåíèå, õîäüáà îáû÷íûì øàãîì (1-2-3 êðóãà). | Ïðîâåðêà ïðàâèëüíîñòè îñàíêè â ïîëîæåíèè «ñòîÿ» è â äâèæåíèè. |
Ëèòåðàòóðà
1)(Ïî ìàòåðèàëàì ñòàòüè «Âîñïèòàíèå îñàíêè ó äåòåé è àêòèâíàÿ ïðîôèëàêòèêà å¸ íàðóøåíèÿ â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ», Ñ.Â.Õðóùåâ, Ñ.Ä.Ïîëÿêîâ, Ì.Í.Êóçíåöîâà).
2) https://www.moi-detsad.ru/helth11.htm
3) xreferat.ru
Ðàçìåùåíî íà www.allbest.
…
Источник