Гибкость позвоночника практическая работа
1
Гибкость позвоночника, как фактор, определяющий состояние опорно-двигательной системы
2
Цель работы — выявить степень гибкости позвоночника у школьников разных ступеней обучения. Задачи работы: — определение гибкости позвоночника школьников на разных уровнях формирования опорно-двигательной системы; — выявление взаимосвязи между гибкостью позвоночника и физической подготовкой; — сравнение результатов практической работы и результатов медосмотра; — выявление факторов на формирование опорно- двигательной системы.
3
Обоснование работы Тема работы определена по интересам школьников на уроке биологии при выполнении практической работы «Гибок ли ваш позвоночник». Актуальность — в настоящее время здоровье человека – один из важных факторов его благополучия. Степень гибкости позвоночника влияет на состояние опорно- двигательной системы организма: здоров позвоночник – все тело здорово. Гипотеза: чем лучше состояние мышц, тем легче позвоночник справляется с нагрузками.
4
Обоснование гипотезы Обоснование гипотезы проводилось на анализе литературных источников и справочных материалов, консультаций медиков, анкетирования школьников, проведения исследования в группах-классах, проведение физкультминутки в звене начальных классов по разучиванию новых методик на развитие гибкости позвоночника. Обоснование гипотезы проводилось на анализе литературных источников и справочных материалов, консультаций медиков, анкетирования школьников, проведения исследования в группах-классах, проведение физкультминутки в звене начальных классов по разучиванию новых методик на развитие гибкости позвоночника.
5
Методы исследования Методика практической работы «Гибок ли ваш позвоночник?» использована из рабочей тетради по биологии для учащихся 8 класса (автор И.Н Пономарёва): встаньте на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, максимально нагнитесь вперёд, попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры, а если удаётся то и ниже. Теперь с помощью линейки измерьте расстояние от кончика среднего пальца до опоры. Результаты считаются отличными, если у мальчиков равны +6 (+9), а у девочек +7 (+10). Все остальные положительные результаты следует оценить как хорошие, а вот отрицательные – как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.
6
Исследования показали : Ф.И ученика 11 класс (Январь, 2010 г.) 11класс (Май, 2010 г.) Вывод Антонов Артём освобожд ен +5 Ганова Ксения +8 Стадниче нко Сергей ,5 Чупрыно Влад ,5 Никифоро в Виктор
7
Ф.И. ученика8 класс (октябрь, 2008г) 8 класс (март,2009 г.) 9 класс (март, 2010 г.) Вывод Волынкина Екатерина ,3 Грищенко Татьяна +4 Иванова Алёна ,6 Королёв Александр ,6 Мугаджиров Мустафа ,3 Селищева Наталья ,8 Сташкова Валентина ,3 Черемнякова Ксения ,6 Чупрыно Татьяна ,8
8
Ф.И. ученика7 класс8 классВывод Ванчуров Андрей -20 Дудко Станислав Душкина Вероника Лидер Сергей ,3 Обельцева Надежда освобождена +7 7 Поляков Сергей ,8 Пислегин Алексей ,5 Рудоман Анастасия освобождена +3 Фликова Валерия +14 Ярошик Кристина ,8
9
Ф.И. ученика6 класс7 классВывод Ганов Вадим освобожден +5 Ефимова Валерия +10 Обельцева Екатерина ,8 Селихова Елена Стадниченко Никита ,5 Хмелевских Олег ,3 Школьник Андрей ,8 Якименко Наталья ,8
10
Ф.И. ученика5 класс (Январь, 2010г.) 5 класс (Май, 2010г.) Вывод Савченко Елена Свинаренко Захар Освобождён +3 Сафонова Валерия ,5 Серикова Евгения ,5 Максимов Юрий Мугаджиров а Залха
11
Ф.И. ученика4 класс (Январь, 2010г.) 4 класс (Май, 2010г.) Вывод Коплик Влад Махомедов Евгений ,5 Марушличенк о Вадим Майдуров Дмитрий 0 +2 Нкифорова Татьяна +2 Савенко Алёна ,5 Селихов Владимир +1 0 Черемняков Михаил ,5
12
Ф.И. ученика 3 класс (Январь, 2010г.0 3 класс (Май, 2010г.) Вывод Ефимова Светлана ,5 Селищева Елизавета ,5 Харченко Роман ,5 Ф.И. ученика 2 класс (Январь, 2010 г.0 2 класс (Май, 2010 г.) Вывод Волынкин Денис ,5 Куликов Данила 0 -0,5 Пенчук Дмитрий 0 -0,5
13
. Результаты наблюдений и медосмотра детей Работа по исследованию гибкости позвоночника проводилась в течение двух лет и расширена с участием 1-5 классов. Гибок ли ваш позвоночник? класс До 0 До +6 От
14
Результаты анкетирования По утренней зарядке из числа опрошенных – 22 участника анкеты делают, что составляет 38%; 29 — не делают; 7 ответили «иногда». Поэтому с целью повышения работоспособности школьников проводится утренняя зарядка перед первым уроком.
15
Углубленные исследования медосмотра года показали, Отклонен ия Год1 кл2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.10 кл 11 кл Нарушен ие осанки в Сколиоз грудного отдела в
16
Заключение Выводы и рекомендации по результатам исследований В целом практическая работа по гибкости позвоночника, анкетирование по отношению к утренней зарядке, консультация медиков были направлены на повышение интереса всех участников к вопросу о состоянии опорно-двигательной системы и формированию осанки, как факторов, в дальнейшем определяющих общее состояние здоровья человека. Вывод 1: отклонения от нормы степени гибкости позвоночника по результатам эксперимента в среднем составляет 13% на конец учебного года. На уровне младших школьников показатель составляет 28%, что объясняется слабой физической подготовкой учащихся этого звена.
17
Выводы: 2. Несистематическое занятие некоторых школьников физкультурой показывают расхождения по результатам гибкости позвоночника. Причины: пассивное отношение к урокам физической культуры, нет желания посещать спортивные секции, длительное времяпровождение за компьютером, у телевизора, несоблюдение режима дня, низкий уровень профилактических занятий на укрепление здоровья детей и взрослых и др. 2. Несистематическое занятие некоторых школьников физкультурой показывают расхождения по результатам гибкости позвоночника. Причины: пассивное отношение к урокам физической культуры, нет желания посещать спортивные секции, длительное времяпровождение за компьютером, у телевизора, несоблюдение режима дня, низкий уровень профилактических занятий на укрепление здоровья детей и взрослых и др. 50% школьников не делают утреннюю зарядку дома. 50% школьников не делают утреннюю зарядку дома.
18
Выводы: 3. результаты углубленного медосмотра по нарушению осанки школьников в учебном году составляло 22% (всего участвовало 80 школьников), что превышает средний показатель по результатам практической работы эксперимента уч. году (13%). Данные медосмотра и результаты исследований имеют основания для продолжения проекта по степени гибкости позвоночника и расширения области этого вопроса на уровне специалистов (медицинские рекомендации), довести сведения до родителей.
19
Выводы: 4. лечебная физкультура через комплекс физических упражнений оказывает на организм многостороннее влияние, как общее – улучшение тренированности мышц, работы сердца, легких, так и местное – улучшение питания мышц, суставов, связок. Чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становятся кости, тем легче им противостоять силе тяжести, стремящейся согнуть, искривить позвоночник.
20
Рекомендации Систематические занятия физкультурой, посещение спортивных секций, выполнение различных посильных обязанностей по хозяйству способствует развитию мышечной активности и влияет на формирование опорно-двигательной системы и осанки. Правильная осанка не возникает сама по себе, её необходимо тренировать с раннего детства.
21
Девиз здоровья Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть сильным – бегай! Хочешь быть сильным – бегай! хочешь быть умным – бегай! хочешь быть умным – бегай! (высечено на скале в Древней Элладе) (высечено на скале в Древней Элладе)
22
Спасибо за внимание ! Будьте здоровы! здоровы!
Источник
Автор: Мишакова В.Н.заведующая УМК биологии ООИПКРО |
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО РАЗДЕЛУ «ЧЕЛОВЕК»
Лабораторная
работа № 1: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ»
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Подготовка к работе.
Подготовительную часть работы проделайте дома.
Встаньте мокрыми босыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обведите карандашом.
Подготовленные таким образом отпечатки принесите в школу.
Порядок работы:
1. Измерьте ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах (см. рис.
85).
2. Измерьте ширину отпечатка стопы в ее средней части.
3. Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части, разделите
на число, означающее ширину ее плюсневой части. Результат выразите в процентах.
Оценка результатов.
Если полученное процентное отношение не будет превышать 33%, то стопа
нормальная, плоскостопия нет.
Лабораторная работа № 2. «ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ С ЗАДЕРЖКОЙ
ДЫХАНИЯ НА ФАЗЕ ВДОХА И ВЫДОХА»
Порядок работы:
(Проба проводится в положении сидя).
1. Сделайте глубокий вдох и глубокий выдох.
2. После этого сделайте почти максимальный вдох и задержите дыхание. Начните
отсчет.
3. Выключите секундомер, когда дыхание возобновится непроизвольно, и запишите
результат.
4. Отдохните 5-7 минут.
5. Сделайте не очень глубокий выдох, задержите дыхание и тут же включите
секундомер.
6. Выключите секундомер при непроизвольном восстановлении дыхания
и запишите результат.
Оценка результатов:
Результат задержки дыхания на вдохе считается удовлетворительным, если человек
смог задержать дыхание на 16-55 сек. Более низкие результаты следует считать
плохими, более высокие — хорошими.
Результат задержки дыхания на выдохе считается удовлетворительным, если он не
ниже 12-13 сек.
Лабораторная работа № 3. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИБКОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА»
Оборудование: стул, линейка (стул можно заменить ступенькой лестницы).
Порядок работы.
1. Возьмите в руки линейку и встаньте на стул или ступеньку лестницы.
2. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.
3. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и
уровнем стула (лестницы).
Оценка результатов.
Если палец опускается ниже уровня стула, измерьте это расстояние и запишите
со знаком «+» (это говорит о хорошей гибкости позвоночника).
Если палец не достал уровня опоры, измерьте расстояние и запишите со знаком
«-« (это говорит о недостаточной гибкости позвоночника).
Лабораторная работа № 4. «ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ»
Порядок работы:
1. Встаньте спиной к стене, так чтобы голова, плечи и ягодицы касались
стены.
2. Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак.
3. Если это невозможно, просуньте туда ладонь.
Оценка результатов.
В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если
это имеет место, осанка нарушена. Осанку следует считать нормальной, если между
поясницей и стеной проходит ладонь.
Лабораторная работа № 5. «ОБЪЕМ КРОВИ»
у мужчин — около 5 л.
у женщин — около 4 л.
С О С Т А В К Р О В И
плазма — 55%
форменные элементы — 45%
эритроциты — 4,5 — 5 млн. В 1 мм в кубе
лейкоциты — 4 — 9 тыс. В 1 мм в кубе
скорость оседания эритроцитов — 1 — 1,5 мм/ч
содержание гемоглобина — 7 — 8 ммоль/л
Сравните данные показатели с анализом вашей крови, если она у вас есть.
СЕРДЕЧНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
60-80 в 1 мин.
Артериальное давление (в возрасте 16-45 лет)
максимальное — 110 — 126 мм рт.ст.
минимальное — 60 — 85 мм рт.ст.
При возможности измерьте давление крови в вашем организме. Сравните показатели.
ЧИСТОТА ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ
у взрослого в покое — 16-20 в 1 мин.
ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ
у взрослого — 3-5 л
При возможности измерьте спирометром жизненную емкость ваших легких.
СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ВИТАМИНАХ
аскорбиновая кислота (витамин С) — 25-50 мг
витамин А
— 1 мг
витамин ВI
— около 1 мг
СОСТАВ МОЧИ
мочевина
— 2,0
мочевая кислота
— 0,05
сахар
— нет
белок
— нет
соли фосфорной кислоты — 0,15 — 0,27
соли серной кислоты
— 0,18
Лабораторная работа № 6.»ДЕЙСТВИЕ ФЕРМЕНТОВ СЛЮНЫ НА КРАХМАЛ»
Оборудование: на каждом столе: кусок накрахмаленного накануне сухого бинта величиной
с ладонь, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, спички (без головки)
с намотанными на конец кусочками ваты.
Цель работы:
Убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.
Порядок работы:
1.Смочите вату на спичке слюной и напишите ею букву в середине накрахмаленного
бинта.
2. Зажмите марлю между ладонями на 2-3 мин., а затем опустите в раствор йода.
3. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли. Объясните результат опыта.
Отчетное задание. Запишите в тетрадь результаты работы по плану:
1. Цель опыта.
2. Ход опыта.
3. Результат опыта.
4. Вывод из опыта.
Лабораторная работа № 7. «ДЕЙСТВИЕ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА БЕЛКИ»
Оборудование: штатив с тремя пробирками, пипетка, термометр, хлопья белка куриного
яйца, натуральный желудочный сок, 0,5%-ый раствор _________, водяная баня,
лед.
Цель работы:
Выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки.
Порядок работы:
1. В каждую пробирку поместите хлопья белка куриного яйца.
2. В каждую пробирку прилейте по 1 мл натурального желудочного сока.
3. Первую пробирку поставьте на водяную баню при температуре +37°С.
4. Вторую пробирку поставьте в воду со льдом или снегом.
5. В третью пробирку 3 капли 0,5%-го раствора ____________ и поставьте
ее на водяную баню при температуре +37°С.
6. Через 30 мин рассмотрите содержимое пробирок.
Отчетное задание
1. Заполните таблицу:
ВЛИЯНИЕ ФЕРМЕНТОВ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА БЕЛОК КУРИНОГО ЯЙЦА
Условия опыта Наблюдения Выводы из опыта
2. Сделайте вывод о необходимых условиях, при которых ферменты желудочного
сока действуют на белки.
Лабораторная работа № 8. «ИЗУЧЕНИЕ КЛЕТОК СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА
ЧЕЛОВЕКА»
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, раствор йода (цвета
крепкого чая), чистая ложечка или стеклянная лопаточка.
Цель работы:
1. Изучить клетки слизистой оболочки рта человека.
2. Убедиться в клеточном строении тела человека.
Порядок работы
1. Приготовьте чистые покровное и предметное стекла, капните 2 капли раствора
йода или чернил на середину предметного стекла.
2. Откройте рот и проведите несколько раз чистой ложечкой по внутренней
поверхности щеки, из полученной пробы сделайте микропрепарат и рассмотрите его
под микроскопом (300х).
3. Рассмотрите форму клеток, зернистую цитоплазму и ядро.
Отчетное задание:
1. Зарисуйте (в масштабе!) 3-4 клетки в тетрадь и сделайте подписи видимых
частей клетки в одной из них.
2. Запишите в тетради вывод: «Я убедился, что мое тело построено из __________
, как и тела растений, животных, грибов, бактерий, что говорит о _________».
Лабораторная работа № 9. «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ»
Оборудование: резиновые трубки для жгута, палочки для закрутки, бинт.
Цель работы:
1. Научиться накладывать жгут.
2. Уметь объяснять действия по наложению жгута при артериальном и сильном
венозном кровотечении, применяя знания о строении и функциях кровеносной системы.
Порядок работы:
1. Прочитайте в x23 учебника правила наложения жгута.
2. Наложите жгут на предплечье товарища для остановки условного кровотечения.
3. Забинтуйте место условного повреждения артерии.
Отчетное задание
1. Опишите последовательность наложения жгута с объяснением своих действий:
а) сначала надо определить вид кровотечения, так как _________ .
б) жгут следует накладывать __________ места повреждения, так как _________
.
в) жгут надо накладывать так, чтобы __________.
г) жгут надо держать примерно __________ часа, так как ____________.
Лабораторная работа № 10. «ПОДСЧЕТ ПУЛЬСА ДО И ПОСЛЕ ДОЗИРОВАННОЙ НАГРУЗКИ»
Оборудование: часы с секундной стрелкой.
Цель работы:
1.Научиться подсчитывать пульс.
2. С помощью подсчета пульса научиться определять частоту сокращений сердца
и делать выводы об особенностях его работы в разных условиях.
Порядок работы:
1. Прочитайте параграф 20 учебника. Ответьте на вопросы: что такое пульс,
где его можно обнаружить? Объясните, почему пульс можно прощупать в этих местах
тела человека.
2. Найдите пульс на поверхности своей лучевой кости около кисти, научитесь
его подсчитывать.
3. Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин:
а) в положении сидя.
б) в положении стоя.
в) после 10 приседаний.
Отчетное задание:
1. Запишите в тетрадь, что такое пульс, о чем говорит частота пульсовых ударов.
2. Заполните таблицу:
ИЗМЕНЕНИЕ ПУЛЬСА ПРИ РАЗНОЙ МЫШЕЧНОЙ НАГРУЗКИ
Число пульсовых ударов в 1 мин
при покое после 10 приседаний
в положении сидя в положении стоя
3. Сравните полученные результаты, сделайте выводы о работе собственного
сердца в покое и при нагрузке.
Лабораторная работа № 11. «ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УДЕРЖАНИЯ
ВНИМАНИЯ НА ОБЪЕКТЕ»
Оборудование: крупный рисунок усеченной пирамиды на классной доске, часы с секундной
стрелкой.
Цель работы:
Изучить условия, при которых удается удерживать внимание на объекте.
Порядок работы:
1. Посмотрите на рисунок усеченной пирамиды и понаблюдайте иллюзию, при
которой она видна вам то с вершины, то с широкого основания.
2. За 30 с (сигнал подает учитель) просчитайте, сколько раз изменялся
образ пирамиды, умножьте на 2 (за 1 мин) и цифру запишите.
3. Старайтесь удержать внимание на каждом изображении, применив волевое
усилие. Каждое изменение считайте, увеличивайте вдвое, цифру запишите.
4. Представьте, что это комната, в которой вам предстоит разместить мебель
и другие предметы. Каждое изменение считайте, умножайте, записывайте.
Отчетное задание:
В тетради опишите: цель опыта, ход опыта, результаты опыта.
1. Отсутствие установки для удержания образа — _______ раз.
2. При волевом усилии — ________ раз.
3. Активная работа с объектом — ___________ раз.
Выводы:
Для того чтобы развить внимание, на котором основывается память, надо:
1. ____________ .
2. ____________ .
Лабораторная работа № 12. «МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КРОВИ ЧЕЛОВЕКА И
ЛЯГУШКИ»
Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп
(300х).
Цель работы:
1. Изучить строение крови человека и лягушки.
2. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь
способна переносить больше кислорода.
Порядок работы:
1. Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную
величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра
в эритроците и наличие его в лейкоците. Зарисуйте 3-4 эритроцита и 1 лейкоцит,
обозначьте клетки и ядро лейкоцита.
2. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки,
обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов и лейкоцитов в
препарате. Зарисуйте 3-4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки и их ядра.
Отчетное задание:
1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки. Сделайте
вывод из этого сравнения.
3. Запишите в тетради, эритроциты чьей крови — человека или лягушки —
способны переносить больше кислорода. Объясните причину.
4. Запишите вывод: «Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении
____________ «.
В содержание
Источник