Гигиена позвоночника 2 класс

Тема урока: Осанка – стройная спина.

 Цель урока:

  • формирование знаний о правильной осанке;
  • дать детям практические навыки самоконтроля за своей осанкой;
  • познакомить с основными правилами по профилактике нарушения осанки ; научить правильно дышать во время выполнения упражнений.

Оборудование:

  • памятка «Основные правила для формирования правильной осанки» — для каждого ученика;
  • примерный комплекс упражнений — для каждого ученика»;
  • плакаты «Учитесь правильно сидеть, стоять и ходить»
  • музыкальное сопровождение.
  • Коврики.

Ход урока.

1. Актуализация и целеполагание.

Вступительная беседа.

Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?

Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

          Правильная осанка не даётся человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после восемнадцати лет исправить её недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках ещё не заменилась костной. Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.

          Поэтому на каждом уроке хореографии я особо обращаю ваше внимание, чтобы вы следили за осанкой и все упражнения выполняли правильно.

          Как всегда начинаем урок с разминки, для того чтобы подготовить свои мышцы и тело к более сложным нагрузкам. (Проводится ритмическая гимнастика: для мышц шеи, плеч, рук и кистей, талии и бёдер, коленей и стоп).

        У некоторых людей возникает нарушение осанки. Это называется сколиозом. Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8-10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.

        Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посередине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей-позвонков. К позвоночнику присоединены ребра. Их можно пересчитать. Попробуйте сделать это.

        -Сколько вы насчитали у себя ребер?

        -Какую работу выполняют ребра? (Защищают внутренние органы от повреждения).

        — Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать её?

        — Почему искривляется позвоночник у детей?

        — Поэтому лучше всего научится следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.Сейчас мы с вами лёжа на ковриках выполним упражнения для спины, и при этом учиться правильно дышать ( все усилия делаем на выдохе).

Партерная гимнастика:

 а) Сидя на ковриках, тянуть и расслаблять стопу, круговые вращения стопами.

    б) Сидя на ковриках, выполняем наклоны корпуса вперёд, не сгибая колен( делаем глубокий вдох, подняв руки наверх, а на выдохе выполняем наклон).

    в) «Бутерброд»- сидя на ковриках, плавно выпрямляем ноги и корпус.

    г) «Бабочка»- сидя на коврике, соединить стопы, колени развести в стороны (движения коленями, как бабочка крыльями).

    д) В позе «бабочка» делаем наклоны вперёд (тянем спину).

    е) «Змейка»- лёжа на животе, носками достаём до затылка.

    ж) Упражнения для спины: лёжа на животе, делаем глубокий вдох, поднимаем вытянутые в локтях руки и коленях ноги, задержаться в этом положении на несколько секунд и на выдохе принимаем исходное положение.

    з) лёжа на животе, поднимаем правую руку и левую ногу одновременно и наоборот (дыхание, как в предыдущем упражнении).

    и) «Ступеньки»- лёжа на спине, поднимаем вытянутые в коленях ноги на 4 счёта наверх и на 4 счёта вниз ( на вдохе ножки поднимаем, на выдохе- опускаем).

    к) «Велосипед»- лёжа на спине, изображаем езду на велосипеде (попеременно выпрямляем и сгибаем ноги).

    л) «Берёзка»- стоя на лопатках, выпрямляем спину и ноги.

— Занятия хореографией помогает следить за своей осанкой.

— Сегодня на уроке мы должны ответить на вопросы:

Что такое осанка?

Отчего бывают нарушения осанки?

Что нужно предпринимать, чтобы его не допустить?

Как контролировать за своей осанкой?

2.Формирование знаний и умений.

Рассказ учителя.

Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.

Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.

— А давайте проверим вашу осанку.

3. Практическая работа.

Разучивание танцевальных композиций (движений на координацию), которые помогут детям научиться владеть своим телом, держать правильно осанку, координировать движения.

Композиция «Игрушка».

Исходное положение: дети стоят по линиям друг за другом, ноги вместе, руки опущены. Муз. Размер 44.

1 такт.

«раз и»-пр. н. на каблук, руки вытянуты вперёд.

«два и»-исходное положение.

«три и, четыре и»-то же с другой ноги.

2 такт. Повторить ещё раз.

3 такт.

«раз и»-то же, что и на «раз и» первого такта.

«два и»-пр. н. на носок назад, пр. р. наверх, левая в сторону

«три и»-то же,что и на «раз и»

«четыре и»-в исход. положение.

4 такт-поворот вокруг себя.

Композиция «Слоник».

Исходное положение: дети стоят по линиям, ноги вместе, руки опущены. Муз. размер 44.

1 такт.

«раз и»-пр. н. на носок назад, руки наверх («хобот»)

«два и»-в исход. положение.

«три и, четыре и»- повторить ещё раз.

2 такт.

То же, что и 1-ый, но с другой ноги.

3 такт.

«раз и. два и»-приставные шаги с правой ноги в сторону, руки на пояс (имитируем уши слона).

Читайте также:  Евминова доска для вытяжения позвоночника

«три и, четыре и»-то же, но с левой ноги.

4 такт. То же, что и 3-й, но с лев. н.

4. Заключительная часть.

Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

  1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища (упражнения на ковриках).
  2. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбится.
  3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
  4. Если будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
  5. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
  6. Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сиденья за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, подтягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.
  7. Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного состояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
  8. Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у

вас осанка. И, конечно, заниматься хореографией, где научат правильно держать спину, красиво двигаться и правильно дышать.

Танец издавна считается неотъемлемой частью жизни отдельного человека и культуры в целом- и поэтому его можно естественно включать в образ жизни для постоянной коррекции недостатков фигуры.

          Любые танцы — это прекрасное оздоровительное средство. Они создают привычные циклические нагрузки, такие же, как при спортивной ходьбе и беге, но не предъявляют высоких требований к сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма. Регулярные занятия помогают приобрести правильную осанку, укрепить мышцы ног, спины живота и грудной клетки. Выполняя танцевальные движения, мы научимся свободно владеть своим телом и красиво держаться в любых условиях. (Выполняются танцевальные движения)

          Подводятся итоги урока. Контроль и самооценка проделанной работы.  

— А теперь проверим, как вы запомнили правила. Все встаньте и примите правильную осанку.  

Источник

                      МКОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»

      Разработка урока по теме:

                                                                                 Выполнила: Спиридонова Юлия Ивановна,

                                                                                                       учитель начальных классов

                                                         С. Тегульдет 2010 г.

                                            Пояснительная записка

         Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, — актуальная задача современного образования. Цель урока — обучение детей бережному отношению к собственному здоровью, приемам сохранения здоровья.

         Не секрет, что сегодня к одной из наиболее распространенных «школьных» проблем со здоровьем относится нарушение осанки. Часто плохая осанка возникает у ослабленных, болезненных школьников. Они быстро утомляются и во время работы принимают неправильную позу. Затем эта поза становится привычной и приводит к неправильной осанке и искривлению позвоночника. Формирование нарушений осанки напрямую зависит и от неправильно подобранной мебели, следовательно, нерациональной рабочей позы. (Большую часть школьного времени ребенок проводит за партой, дома- за компьютером.) Ещё одна причина плохой осанки — освещение. Недостаток света заставляет школьника наклоняться к рабочей поверхности как можно ниже — «писать носом».      

        Для улучшения осанки можно использовать специальные упражнения, которые относятся к эрг-аэробике (разработана специалистами в области «медицинской эргономики» и включает наиболее новаторские принципы эргономики, профилактические и реабилитационные упражнения). Эрг- упражнения повышают выносливость и продуктивность работы за компьютером. Их можно выполнять в любое время и в любом месте. Эрг-упражнения достаточно просты, не привлекают к себе внимания и занимают очень мало времени. Они помогают поддержать хорошую физическую форму и незаметно становятся естественным способом выполнения работы- здоровым и безболезненным. (В приложении)

        Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

           Данный урок построен с учетом потребностей детей: в саморазвитии, в подражании, приобретении опыта; с использованием достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения. Призван развивать не только интеллект учащихся, но и укреплять их здоровье, применять полученные знания в повседневной жизни.

 Поэтому все мероприятия направлены на укрепление здоровья, формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

       Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только образовательного характера, но и здорового образа жизни.

Читайте также:  В пояснице впал позвоночника

Цели: дать учащимся представление об осанке; познакомить с причинами нарушения осанки, как связаны осанка и здоровье человека; составить с детьми правила для поддержания правильной осанки и удобной посадки за столом;  учить работать в группах;

учить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье; научить использовать полученные на уроке знания в повседневной жизни; развивать умение рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Задачи: Образовательные (направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим умениям и навыкам, двигательным умениям и навыкам, включение в активную двигательную активность);

Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию);

Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний позвоночника, содействие правильному физическому развитию);

Прикладные (направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками в группах, формирование представлений, знаний, умений и навыков необходимых для обеспечения безопасной жизнедеятельности во время самодеятельных игр, выполнения физкультурных заданий, в быту)

                       Разработка урока по теме «Осанка и здоровье» (на доске тема урока)

  1. Орг. Момент

Игра «Подари тепло другу»

Ученики за партами поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: «Дети, посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели… Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше…»

  1. Беседа по теме

– Что такое осанка? — Почему мы сегодня будем говорить об осанке?

— Как связаны осанка и здоровье? — Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей? На эти вопросы мы с вами постараемся ответить.

— Как вы думаете приятнее смотреть на сутулого, сгорбленного человека или на стройного? Конечно, на стройного. Вы, наверное, обращали внимание, что спортсмены, артисты балета, военные имеют красивую осанку. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке  происходит нормальное дыхание, свободно движется кровь по телу легче работать сердцу и другим важным органам.

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной. Поэтому вам взрослые постоянно говорят: «Сиди прямо! Не горби спину!» Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держать спину прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в спине, пояснице.

                3. Что такое осанка

-Так, что же такое осанка? (Ответы детей) Осанкой называют привычное положение тела человека при стоянии, ходьбе, сидении. Оно зависит от изгибов позвоночника, наклона таза и развития мышц туловища. В словаре русского языка С.И.Ожегова такое определение «Осанка- внешность, манера держать себя (преимущ. о положении корпуса, складе фигуры)

 При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты и немного опущены, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника нормальны. (Дома перед зеркалом примите такую позу и увидите, какой стройной стала ваша фигура). 

-Давайте дружно встанем и попробуем показать правильную осанку.

  1. Оздоровительная минутка

Игра «Исправь осанку!»

Ученики становятся в две колонны по одному на расстоянии вытянутых рук. Впередистоящие получают по мячу и по сигналу учителя начинают передавать мячи над головой ученикам, стоящим сзади. Когда мяч доходит до последнего в колонне, все поворачиваются кругом и мяч передается тем же способом в обратном направлении. Впередистоящий ученик, получив мяч, подает команду: «Исправить осанку!». Команда, быстрее других закончившая передачу мяча и имеющая лучшую осанку, побеждает.

(2 вариант- передача мяча между ног с наклоном туловища вперед)

             5. Нарушения осанки. Работа по рисункам

— У некоторых детей возникает нарушение осанки. Это называется сколиозом. (Рисунок.) Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается такая болезнь, как правило, в 8-10 лет. Лечится долго и не всегда наступает полное выздоровление. Позволяет держать осанку позвоночник- основной стержень тела. Он проходит посередине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей- позвонков. К позвоночнику присоединены ребра. Они защищают внутренние органы от повреждения.

           Дети часто портят свою осанку. Сидят за столом, компьютером, сутулясь, в школу ходят с портфелями, неся тяжесть в одной руке. Не любят заниматься спортом и физическим трудом. У человека с неправильной осанкой голова опущена, плечи сведены вперед, одно из них может быть выше, а другое ниже, живот выпячен, грудь плоская или вогнутая, спина сутулая, позвоночник может иметь боковые искривления. (Рисунок.) При неправильной осанке нарушается нормальная работа сердца, легких, желудка и других внутренних органов. Могут появиться боли в мышцах, суставах, пояснице, шее.  Это ухудшает самочувствие и настроение.

                                    Составление схемы

6.Тест «Проверь свою осанку»

Встань спиной к стене в привычной позе. Если почувствуешь, что стены касаются затылок, лопатки, ягодицы и пятки, осанка правильная. В других случаях осанка нарушена. Значит надо срочно заняться ее исправлением.

Читайте также:  Перечень заболеваний позвоночника для инвалидности

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

7. Работа в группах

1 группа- Причины нарушения осанки

2группа – К чему приводит нарушения осанки

3 группа – Что нужно делать для улучшения осанки

4 группа — Правила удобной посадки за столом

Каждая группа делает доклад. Обсуждение.  Вопросы к другим группам.

8. Итог урока (на листочках)

— Закончите предложения : «Каждому человеку нужно следить за своей…»

 «Осанка – это…..»

Через некоторое время дети зачитывают ответы. Обсуждается каждый новый вариант определения.

         Правила для поддержания правильной осанки

  • Приучай себя всегда спать на невысокой подушке и ровном средней жесткости матраце.
  • Не имей привычку носить портфель в одной и той же руке.
  • При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
  •  Приучай себя сидеть за партой или за столом прямо, слегка наклонив голову, опираясь в области поясницы о спинку стула, равномерно положив обе руки на стол и не упираясь грудью в его край.
  • Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.
  • Укрепляй мышцы физическими упражнениями
  • Стоять и выполнять различную работу следует с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник)
  • Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

             Правила удобной посадки за столом

  1. Сиди прямо. Голову чуть–чуть наклони вперед. Обопрись на спинку стула и проведи ладонь между грудью и краем стола. Если ладошка свободно прошла, значит, ты сидишь правильно.
  2. Сиди ровно, не отклоняясь ни в лево, ни вправо.
  3. Тетрадь или книгу держи от глаз на расстоянии, равном от локтя до кончиков пальцев, что всегда можно самостоятельно проверить.
  4. Руки на столе лежат спокойно и свободно.
  5. Ноги стоят на полу ровно и уверенно.

                                                    Приложение

Для общей оценки здоровья как резерва адаптационных возможностей организма предлагаются многочисленные подходы и методы. Описанные ниже пробы не требуют аппаратурного оснащения и могут быть сделаны на уроках или в ходе факультативных занятий.

Для улучшения осанки можно использовать специальные упражнения, которые относятся к эрг-аэробике (разработана специалистами в области «медицинской эргономики» и включает наиболее новаторские принципы эргономики, профилактические и реабилитационные упражнения). Эрг- упражнения повышают выносливость и продуктивность работы за компьютером. Их можно выполнять в любое время и в любом месте. Эрг-упражнения достаточно просты, не привлекают к себе внимания и занимают очень мало времени. Они помогают поддержать хорошую физическую форму и незаметно становятся естественным способом выполнения работы- здоровым и безболезненным.

                                          Эрг-упражнения

  1. «Глядя в небо»

И.п.-стоя, руки лежат на бедрах.

Медленно отклониться назад глядя в небо.

Вернуться в исходное положение.

  1. «Египтянин»

И.п.-сидя или стоя, взгляд направлен прямо, а не вверх и не вниз.

Надавив указательным пальцем на подбородок, сделать движение шеей назад.

В этом положении следует оставаться в течение 5 секунд.

3. «Абра- кадабра»

И.п.- сидя, руки лежат на подлокотниках, запястья должны быть вытянуты ладонями вниз.

Абра- (медленно сжать ладони в кулак).

Кадабра- (медленно разжать кулаки).

Для достижения желаемого результата эти упражнения следует повторять не менее 10 раз.

4.«Разговор с ладонью»

И.п.- сидя или стоя, левая рука вытянута на уровне плеч.

Отогнув левую кисть назад, так, чтобы пальцы были направлены в потолок, правой рукой осторожно потянуть назад пальцы на левой руке, немного отгибая кисть назад. В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд.

  1. «Приподнимание крышки стола»

И.п.- сидя, предплечья лежат на подлокотниках, а кисти находятся под крышкой стола ладонями вверх. Надавить ладонями на внутреннюю поверхность крышки стола, напрягая мышцы предплечья, осуществляющие это движение. В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд. Смысл упражнения состоит в том, чтобы активизировать мышцы с целью их укрепления. Для достижения желаемого результата эти упражнения рекомендуется повторять не менее 10 раз.                                                  

         

                                           Литература:

Основы гигиены и санитарии: Учеб.пособие для 9-10 кл.сред.шк. : Факультатив.курс./ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш. –М.: Просвещение, 1989.

Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. Книга 3: Здоровьесберегающий урок./В.С.Безрукова. –М.: Сентябрь, 2006.

Растите малышей здоровыми/  С.А.Пономарев. -М.: Научно –производственное предприятие «Спарт»,1992.

Физическая культура: учеб. Для учащихся 1-4 кл. нач. шк./ В.И.Лях.- 8-е изд.- М. : Просвещение, 2008.

Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер:1-4 классы./В.И.Ковалько. -М.:ВАКО, 2007.

Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (1-4классы). / Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, О.Е.Жиренко.- М.:ВАКО, 2007.

Словарь русского языка С.И.Ожегов: под ред. Чл.-кор.АНСССР Н.Ю.Шведовой – 17-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз., 1985.

Источник