Грудной изгиб позвоночника формируется в возрасте
Форма позвоночника – основа осанки – у детей
изменяется с возрастом. Сразу после рождения
ребенок начинает бороться с различными внешними
воздействиями, в том числе с гравитацией –
главным стимулом, формирующим его осанку
С возрастом контуры меняются
Начало формирования физиологических
изгибов позвоночника относится к периоду
грудного возраста. Для внутриутробной позы
ребенка характерен тотальный кифоз. У
новорожденного, лежащего на горизонтальной
плоскости, позвоночник почти прямой, изгибы его
лишь едва намечены. Виден только кифоз в
крестцово-копчиковом отделе, оставшийся после
пребывания в позе эмбриона. Остальные
физиологические изгибы формируются позднее, в
процессе роста ребенка и развития его мышечной
системы.
В первые месяцы жизни, когда ребенок в
положении на животе приподнимает и удерживает
голову, начинается формирование изгиба в области
шеи. Большая часть его головки находится впереди
относительно позвоночника, для ее удержания в
поднятом положении позвоночный столб изгибается
вперед, формируя шейный лордоз (изгиб кпереди)
(рис. 1).
Рис. 1. Первоначальное формирование
изгибов позвоночника у ребенка в первые месяцы
после рождения
В 4–6 месяцев ребенок начинает
садиться, сначала с помощью взрослых, потом и сам.
По мере освоения этой позы формируется кифоз в
грудном отделе (рис. 2). Позднее, в 8–12 месяцев,
когда ребенок начинает вставать и учится ходить,
под действием мышц, обеспечивающих сохранение
вертикального положения туловища и конечностей,
образуется главный изгиб – поясничный лордоз
(рис. 3).
Рис. 2. Формирование изгибов | Рис. 3. Таким становится позвоночник |
При его формировании
происходит наклон таза, с которым связаны ноги.
Поэтому позвоночный столб, чтобы остаться в
вертикальном положении, изгибается в поясничном
отделе, центр тяжести перемещается кзади,
предупреждая таким образом наклон кпереди.
Появление двух лордозов компенсируется
развитием двух кифозов – грудного и
крестцово-копчикового, что поддерживает
равновесие при вертикальном положении тела.
Так, лишь к концу первого года жизни у
ребенка формируются физиологические изгибы
позвоночника, характерные для взрослого
человека. Эти изгибы изменчивы и нестойки,
существуют исключительно при вертикальном
положении тела. К 5–7 годам они становятся четко
выраженными, позвоночник приобретает нормальную
форму с лордозом в шейном и поясничном отделах и
кифозом в грудном и крестцово-копчиковом. С
помощью такой конструкции человек поддерживает
равновесие при вертикальном положении тела. Лишь
к 14–15 годам физиологические изгибы позвоночника
становятся постоянными, но окончательно
формируются в юношеском возрасте, а по некоторым
данным – к 20–25 годам.
В разные периоды роста и развития
фигура ребенка меняет свои общие контуры.
Неблагоприятные факторы наиболее сильное
влияние оказывают на детей в периоды их бурного
роста (6–7 и 11–13 лет у девочек, 7–9 и 13–15 лет у
мальчиков). По этой причине в 6–7-летнем возрасте
многие дети имеют вялую неустойчивую осанку,
особенно при слабо развитой мускулатуре и
недостаточном физическом развитии.
От характера и степени проявления
физиологических изгибов позвоночника и зависит
осанка человека. В старости эти изгибы обычно
становятся более плоскими, но иногда может
происходить увеличение грудного кифоза, тогда
образуется старческий горб – и позвоночник
сильно изгибается и наклоняется вперед.
Показатель здоровья
Позвоночник верхним своим концом
соединяется с черепом. Первый шейный позвонок
малоподвижно сочленен с затылочной костью
черепа при помощи суставов, в которых возможны
небольшие сгибания и разгибания, а второй шейный
позвонок с первым – посредством коловратного
сустава, позволяющего делать головой повороты
вправо и влево. Подвижность между остальными
позвонками сравнительно небольшая. Зато в целом
позвоночник довольно подвижен. Он может
сгибаться и разгибаться вперед-назад и
вправо-влево, вращаться (поворачиваться) вправо и
влево, осуществлять круговые движения. В норме
при сгибании туловища грудной кифоз
увеличивается, а поясничный лордоз уменьшается,
опущенные руки касаются пола. При разгибании
увеличиваются шейный и поясничный лордозы, а
грудной кифоз уменьшается.
В движениях позвоночника участвуют
многие мышцы, но самая большая нагрузка
приходится на так называемые глубокие (длинные)
мышцы спины. Они разгибают туловище и удерживают
позвоночник в правильном положении. Эти мышцы
расположены по обеим сторонам позвонков и
тянутся в виде более или менее выраженных
мышечных валиков от крестца до затылочной кости,
к которой некоторые из этих мышц прикрепляются.
Сокращаясь на одной стороне, они осуществляют
боковые сгибания позвоночника, а также его
вращение. Так как часть глубоких мышц
прикрепляется к верхним и нижним ребрам, то они
участвуют и в акте дыхания. И, наконец, глубокие
мышцы спины при сгибании туловища удерживают его
от падения вперед и обеспечивают плавность
движений.
Для разных отделов позвоночника объем
и направление движений тоже не одинаковы. Самый
подвижный – шейный отдел, он может сгибаться на
70о, разгибаться и вращаться – на 80о, легко можете
проверить на себе. А вот грудной отдел
позвоночного столба наименее подвижен. В
поясничном отделе позвоночника сгибание
возможно на 60о, а разгибание – на 45о. Вращение и
боковые движения также ограниченны.
Грудная клетка образована грудными
позвонками, 12 парами изогнутых ребер и грудиной.
Все ребра своими задними концами соединяются с
грудными позвонками. При вдохе в соединениях
ребер с позвонками происходит вращательное
движение, передние концы ребер вместе с грудиной
приподнимаются и отдаляются от позвоночника,
увеличивая тем самым размер грудной клетки. Во
время выдоха передние концы ребер, наоборот,
опускаются – и ребра вращаются таким образом,
что грудная клетка уменьшается. Сами понимаете,
насколько тесно связано нормальное дыхание с
состоянием позвоночника и осанкой. То же
относится к сердцу, печени и другим жизненно
важным органам, спрятанным за прочными ребрами.
Неправильная осанка у детей способствует
возникновению ранних дегенеративных изменений в
межпозвоночных хрящевых дисках и мешает
правильной работе органов грудной клетки и
брюшной полости. Правильная осанка обеспечивает
оптимальное положение и нормальную деятельность
внутренних органов, создавая наилучшие условия
для деятельности всего организма. Правильная
осанка лежит и в основе представлений об
эстетическом идеале положения тела и движений
человека. В качестве примера правильной осанки
обычно приводят осанку балерин, танцовщиц,
гимнастов.
Осанка – это важный комплексный
показатель здоровья и гармоничного физического
развития, поскольку правильная осанка
обеспечивает оптимальные условия для
функционирования всех органов и систем
организма как единого целого. При нормальной
осанке строение тела гармонично, отдельные его
части симметричны относительно вертикальной
оси, что является главным биомеханическим
условием прочной физиологической опоры каждого
сегмента позвоночника для вышележащего отдела.
При таком положении тела требуется минимальное
напряжение мышц и связок, нагрузка на
позвоночник распределяется относительно
равномерно. Поэтому правильная осанка
способствует физической выносливости человека
любого возраста. Нарушение же ее значительно
снижает уровень здоровья и мешает активной
жизнедеятельности.
На том стоим
При определении правильности осанки
учитывают положение головы, плечевого пояса,
форму позвоночника, наклон таза и оси нижних
конечностей. Более всего осанка зависит от
положения и состояния позвоночника. Прежде всего
при нормальной осанке части тела должны
располагаться симметрично относительно
позвоночника, при этом хорошо видны
физиологические изгибы позвоночника, имеющие
равномерный волнообразный характер. Для
определения правильности осанки следует
осмотреть ребенка (или взрослого, что тоже бывает
полезно) спереди, сзади и в профиль.
Рис. 4. Так должен выглядеть человек,
осанка которого считается нормальной
Если смотреть спереди (рис. 4а),
положение головы должно быть строго
вертикальное: подбородок слегка приподнят,
взгляд направлен вперед, а линия, соединяющая
нижний край глазниц и козелки ушей,
горизонтальна. Линия надплечий (в обиходе обычно
называемых плечами) горизонтальная, а углы между
боковой поверхностью шеи и надплечьем –
симметричны. Грудная клетка должна быть
симметричной относительно средней линии и не
иметь западений или выпячиваний, брюшная стенка
– вертикальной, пупок должен находиться на
средней линии.
При осмотре сзади (рис. 4б) лопатки
должны быть расположены симметрично на
одинаковом расстоянии от позвоночника и прижаты
к туловищу. На одной горизонтальной линии
симметричными должны быть ягодичные складки,
подколенные ямки, треугольники талии, образуемые
между контуром талии и опущенными руками.
При осмотре сбоку (рис. 4в) грудная
клетка должна быть слегка приподнята, живот
подтянут, нижние конечности прямые,
физиологические изгибы позвоночника
волнообразны и умеренно выражены, угол наклона
таза – находиться в пределах 35–55о (у мальчиков
он меньше, чем у девочек).
Правильное положение головы
обеспечивается за счет напряжения затылочных
мышц. Грудная клетка имеет центр тяжести впереди
позвоночного столба и уравновешивается мышцами
спины. Поясничный отдел позвоночника, наоборот,
имеет центр тяжести позади позвоночного столба,
и для поддержания правильного положения
туловища должны работать мышцы грудного пресса.
В тазовой области устойчивое
равновесие туловища обеспечивается за счет
напряжения передних и задних групп мышц –
сгибателей и разгибателей бедра. При их
неправильной работе угол наклона таза может
увеличиваться и приводить к нарушению положения
и функций внутренних органов. А если угол наклона
таза уменьшается в сравнении с оптимальным, это
приводит к сглаживанию поясничного лордоза и
других изгибов позвоночника, что тоже плохо,
потому что позвоночный столб становится менее
устойчивым при движениях и выполнении различных
физических нагрузок. Не менее важную роль в
поддержании правильного положения туловища
играют икроножные мышцы, обеспечивающие
правильное положение центров тяжести коленных и
голеностопных суставов.
Итак, кроме самого позвоночного
столба, осанка зависит от разных мышц, которые
помогают удерживать правильное положение тела.
При этом главное для правильной осанки – не
абсолютная сила мышц, а равномерное их развитие и
правильное распределение мышечной тяги. Порой у
очень сильных людей, регулярно выполняющих
тяжелую физическую работу или неправильно
выполняющих силовые тренировочные упражнения,
бывают тяжелейшие искривления позвоночника. И
это как раз потому, что одни мышцы значительно
сильнее других и тянут несчастный
опорно-двигательный аппарат, как известные
лебедь, рак и щука…
Строение и настроение
У маленьких детей и школьников осанка
еще нестабильная, а нагрузки часто бывают
неравномерными, например при ношении тяжелого
портфеля с учебниками в одной руке. К тому же она
во многом зависит и от психики ребенка (что
особенно важно для худеньких астеников и
полноватых дигестивников, часто попадающих в
стрессовую ситуацию из-за особенностей
телосложения и двигательных возможностей),
состояния нервной и мышечной системы, развития
мышц живота, спины и нижних конечностей.
Нарушение осанки в начальной стадии – это
негармоничное развитие мышечной системы,
неумение правильно держать тело: сведенные
вперед плечи, сутулая спина, отстающие лопатки,
выпяченный живот. Больше всего в этом виноват
малоподвижный образ жизни.
Гиподинамия, или недостаточность
двигательной активности, стала бичом населения
всех возрастных групп и одной из главных причин
таких «болезней века», как ишемическая болезнь
сердца, атеросклероз, гипертония. Вы скажете, что
эти болезни свойственны людям пожилым. Однако
начинается все с нарушения правильного
положения позвоночника еще в детстве: при долгом
сидении, лежании и даже стоянии, особенно в
неправильном положении. Непривычные к нагрузке
мышцы не удерживают тяжелый костный столб, он
клонится под тяжестью веса тела, сминает диски
между позвонками, зажимает нервные окончания.
Неправильное положение тела становится
привычным, а навык правильной осанки
утрачивается. Особенно подвержены этой
неприятности дети астено-торакального
телосложения. За их осанкой нужно особенно
бдительно следить до полного окостенения
скелета при достижении взрослого возраста. У
астеников, особенно мальчиков, рост тела в длину
может продолжаться до 20–24 лет.
В числе основных причин нарушения
осанки условно можно выделить следующие:
наследственные
анатомо-конституциональные особенности
строения скелета и мышечной системы, то есть
предпосылки к возникновению нарушений. Так, у
представителей астенического и
астено-торакального типов телосложения часто
бывает сутулость, связанная с рефлекторным
напряжением грудных мышц;врожденные пороки и родовые травмы, в
числе которых могут быть врожденные дефекты
позвонков, вывихи, дисплазии, неодинаковая длина
ног, перекос положения таза и т.п.;перенесенные или хронические
заболевания, вызывающие ослабление организма
ребенка (рахит, туберкулез, детские инфекции,
частые простудные заболевания), в сочетании с
неблагоприятными внешними условиями могут
вызывать изменения в состоянии
мышечно-суставного аппарата, нарушения
симметрии тонуса мышц левой и правой сторон
спины, естественного ритма и координации
движений, создающие предпосылки для нарушения
осанки;неправильное положение тела при
различных статических позах во время игры,
занятий, сна, ношение тяжестей в одной руке,
недостаточное или нерациональное питание;нерационально организованный режим
дня, недостаточное время для отдыха, плохие
примеры неудовлетворительной осанки окружающих;недостаточное понимание и учет
педагогами и родителями возрастных особенностей
роста и развития детей, в том числе и при
интенсивных занятиях спортом;гипокинезия, недостаток физической
активности и как следствие – плохое физическое
развитие и мышечная слабость;подавленное состояние психики – при
нервных потрясениях характерны поникшая голова,
опущенные плечи, согнутая спина. Очень вредны в
этом отношении авторитарные методы школьной
педагогики.
Источник
Сколиозом называют распространенную патологию позвоночника,
при которой наблюдается разной степени выраженности его искривление в боковой
плоскости, что называют сколиотической дугой. Чаще всего он начинает формироваться
именно у детей в раннем или подростковом возрасте, тем самым создавая
предпосылки для развития ряда осложнений. К счастью, детский позвоночник довольно
пластичен, что позволяет при своевременном обнаружении признаков сколиоза принять
меры и исправить ситуацию вплоть до полного излечения.
Практически 30% заболеваний позвоночника у детей приходится на сколиоз.
Причины
Сколиоз у детей в основном начинает формироваться в период между 5 и 14 годами, а особенно в возрасте 4—6 лет и 10—14 лет, так как именно в это время наблюдается активный рост ребенка. Поскольку позвоночник остается довольно пластичным неправильное распределение нагрузки на него, а также ряд других факторов провоцирует отклонение отдельных позвонков от основной оси в ту или иную сторону, тем самым формируя сколиотическую дугу. Это может происходить только в одном отделе позвоночника, например, в пояснично-крестцовом, или одновременно в нескольких.
Также выделяют врожденную форму заболевания. В таких случаях
деформация позвоночного столба обусловлена нарушениями развития и наличием
сращений ребер, позвонков между собой, присутствием добавочных позвонков и пр. Но
подобное встречается значительно реже, чем приобретенный сколиоз.
При отсутствии врожденных деформаций причинами развития
сколиоза у детей могут выступать:
- несоблюдение осанки при сидении за столом,
работе за компьютером или ходьбе; - неравномерное распределение нагрузки на
позвоночник (ношение рюкзака на одном плече, тяжелых сумок, пакетов); - преждевременное начало занятиями тяжелыми видами
спорта; - слабость мышечного корсета, обусловленная ведением
малоподвижного образа жизни; - травмы позвоночника, включая компрессионные
переломы, тяжелые ушибы, переломы костей таза, значительно реже нижних
конечностей; - несбалансированное питание, не обеспечивающее поступление
должного количества витаминов и минералов в растущий организм ребенка; - заболевания позвоночника, в том числе рахит, ДЦП
и пр.
Сколиоз чаще диагностируется у девочек, хотя медицина пока не может предоставить убедительных объяснений, почему мальчики реже страдают от него.
Предпосылками для развития заболевания являются:
- лишний вес;
- неврологические патологии (нейрофиброматоз,
спастический паралич, полиомиелит, сирингомиелия); - незаращение дуг позвонков;
- сакрализация или люмбализация.
Но в действительности точно установить, что именно послужило
причиной развития сколиоза, удается не всегда.
Виды
Уже ясно, что сколиоз у детей может быть врожденным или приобретенным. Для более подробного описания патологии пользуются более точной классификацией форм заболевания на основании периода его возникновения:
- инфантильный (младенческий) – обнаруживается у
детей младше 3 лет; - ювенильный – развивается в 3—10 лет;
- подростковый – возникает в пубертатный период,
т. е. в 10—17 лет.
Все эти формы болезни хорошо поддаются лечению, чего нельзя
сказать про взрослый сколиоз. Поэтому очень важно вовремя диагностировать
патологию и направить максимальное количество усилий на ее устранение, пока не
стало поздно.
При взрослом сколиозе, диагностируемом у людей старше 17 лет, особенно запущенном, добиться абсолютного выздоровления практически невозможно даже с помощью хирургического вмешательства.
Также различают следующие виды сколиоза у детей в
зависимости от характера искривления:
- С-образный – позвоночник выгнут в левую или правую сторону с образованием 1 дуги;
- S-образный – одновременно формируются 2 разнонаправленные сколиотические дуги в двух разных отделах позвоночника, например, в пояснично-крестцовом и грудном;
- Z-образный – самая тяжелая форма сколиоза, при которой образуется сразу же 3 сколиотические дуги.
Степени сколиоза у детей
Сколиоз любого из вышеперечисленных видов развивается
постепенно. На основании этого выделяют 4 степени его развития. Определение, на
какой стадии развития находится болезнь, очень важно для разработки наиболее правильной
стратегии ее лечения.
Для оценки степени искривления позвоночника с помощью
специальных методик измеряется угол деформации. Первоначально можно с
достаточной точностью определить степень сколиоза по визуальным признакам, но
после этого обязательно требуется подтверждение с помощью инструментальных
методов диагностики сколиоза.
Сколиоз 1 степени у детей
Эта степень диагностируется при возникновении первых признаков деформации позвоночника, т. е. она является начальной и наиболее легкой стадией развития сколиоза. В таких случаях угол искривления позвоночного столба не превышает 10°. Тем не менее именно сколиоз 1 степени проще всего поддается лечению консервативными методами (без операции). Поэтому важно чтобы родители самостоятельно смогли своевременно заметить первые признаки развития сколиоза и обратиться к врачу на этом этапе.
В подобных ситуациях нарушение симметрии тела практически
незаметно. Но заподозрить искривление позвоночника можно по:
- отличиям в положении лопаток и плеч;
- незначительному перекосу таза;
- слабо выраженной сутулости и приближению лопаток
к позвоночнику.
Оценку этих параметров осуществляют, когда ребенок стоит
ровно и спокойно. При этом для 1 степени сколиоза у детей нехарактерно наличие
каких-либо болей, повышенной утомляемости или других нарушений. Но изменения
при 1-й степени сколиоза настолько незначительны, что диагностировать их часто
удается только с помощью рентгена.
Сколиоз 2 степени у детей
Если деформация хребта на начальной стадии развития не была
диагностирована, патология прогрессирует, а угол искривления позвоночного
столба увеличивается до 11—25°. Именно на этом этапе заболевание
диагностируется чаще всего, поскольку изменения заметны не только, когда
ребенок стоит, но и когда он лежит.
Если изначально сколиоз С-образный, то при второй степени уже
прослеживается образование компенсаторной дуги, т. е. позвоночник приобретает S-образный изгиб. Поскольку нагрузка на него
распределяется неравномерно, в месте изначального искривления образуется
реберный горб и мышечный валик, а также усиливаются визуальные признаки
деформации:
- асимметричное положение плеч заметно даже в
одежде; - сутулость усугубляется;
- наблюдается ротация позвонков вокруг собственной
оси.
Именно детский сколиоз 2-й степени диагностируется примерно в 80% случаев.
Сколиоз 3 степени у детей
Такая деформация позвоночника считается уже серьезной,
поскольку угол искривления достигает 26—50°. Это сопровождается сильными
нарушениями осанки, яркими признаками асимметрии лопаток, плеч, а также таза,
причем эти признаки просматриваются как в стоячем или лежачем положении, так и
когда ребенок сидит.
На 3-й стадии сколиоза уже:
- начинает деформироваться грудная клетка;
- увеличивается реберный горб;
- суставы серьезно смещаются;
- возникают выраженные боли;
- ребра западают;
- мышцы передней брюшной стенки ослабевают.
Все это создает предпосылки для смещения внутренних органов
с естественных положений и, следовательно, возникновению нарушений разной
степени тяжести в их работе.
Сколиоз 4 степени у детей
4 степень – самая тяжелая стадия искривления позвоночника, в
результате чего он теряет способность обеспечивать надежную опору телу, ведь
угол искривления превышает 50°. Выраженные сколиотические дуги приводят к сильным
деформациям в других костях, растяжению одних мышц спины и спазмированию
других.
4 степень сколиоза у детей приводит к возникновению тяжелых
нарушений в работе внутренних органов, ущемляются спинномозговые корешки, что
может приводить к возникновению неврологических расстройств разной степени
выраженности. Также при такой сильной деформации позвоночника существует серьезный
риск возникновения травм спинного мозга.
Симптомы
Как проявляется сколиоз у ребенка, напрямую зависит от
локализации сколиотической дуги, выраженности кривизны, причин развития
заболевания и возраста ребенка. У каждого больного при одинаковом диагнозе
могут наблюдаться разные симптомы. Для сколиоза у детей характерно:
- появление признаков асимметрии, нарушений
осанки, сутулости; - опущение головы, что уже присутствует при 1 и 2
степени сколиоза; - периодическое возникновение болевых ощущений,
причем изначально они обычно локализованы в области шеи, плеч, поясницы
(зачастую возникает при прогрессировании искривления до 3-й степени, хотя может
проявляться и раньше); - нарушение дыхания с эпизодами одышки, способной
появляться даже при небольших нагрузках; - учащение сердцебиения;
- повышенная утомляемость;
- нарушение координации движений;
- рассеянностью;
- головные боли;
- нарушения сна;
- ухудшение общего состояния.
Боли разной интенсивности могут присутствовать даже на самых ранних стадиях развития сколиоза у детей.
Нередко при сколиозе ущемляются спинномозговые корешки, что
приводит к нарушениям иннервации внутренних органов, а впоследствии и к
органическим изменениям. Какие именно из них будут страдать, зависит от
локализации сколиотической дуги. В целом заболевание может провоцировать
нарушения функционирования бронхов, легких, печени, половых органов,
поджелудочной железы и пр.
Сколиоз у детей опасен еще и возникновением психологических
проблем, так как при появлении эстетического недостатка у ребенка отношение сверстников
к нему резко меняется. Это может вылиться в длительные депрессии, замкнутость,
резкое снижение самооценки и трудности в общении.
Возможные последствия
Сколиоз чреват не только появлением выраженного эстетического недостатка, но и серьезными осложнениями, которые способны сильно снижать качество жизни и иногда даже провоцировать развитие угрожающих жизни состояний. Среди вероятных последствий тяжелых деформаций позвоночника у детей:
- формирование заметного горба;
- неправильное развитие костей и скелетных мышц;
- мышечная дистрофия;
- нарушения работы сердца, легких, органов ЖКТ и
почек.
Диагностика
Чаще всего признаки сколиоза у детей обнаруживаются на профилактических
осмотрах, поскольку даже очень заботливому и внимательному родителю не всегда
удается заметить начальные проявления деформации позвоночного столба у ребенка.
Врач оценивает положение позвоночника, лопаток и таза следующими способами:
- Ребенок размещается на кушетке лицом вниз и
кладет руки вдоль туловища. Врач пальпирует позвоночник с легким нажимом,
определяя положение позвонков. - Ребенок стоит спиной к специалисту и
наклоняется, согнув спину дугой и опустив руки. Врач оценивает положение
лопаток и позвоночника в таком положении тела. Также он обращает внимание, не
выпирают ли ребра в той или иной стороны тела.
Если в ходе визуального осмотра у доктора закрались
подозрения на наличие искривления позвоночника, он назначает рентген
позвоночник в прямой оси. Этого простого и доступного для каждого исследования
зачастую достаточно для точного диагностирования сколиоза и определения степени
его развития.
Лечение сколиоза без операции в клинке
Если у ребенка диагностирован сколиоз, лечение начинают
немедленно. Но оно может осуществляться консервативными методами, т. е. безоперационным
путем, только при деформациях менее 40°. В остальных случаях и тем более при
сколиозе 4-й степени показано хирургическое лечение сколиоза.
Итак, если заболевание диагностировано на ранних стадиях развития и еще возможно восстановить нормальную ось позвоночника без прямого вмешательства в него, больному назначается комплексная терапия. Ее характер напрямую зависит от степени сколиоза и самочувствия ребенка. В целом консервативное лечение сколиоза может включать:
- ЛФК;
- мануальную терапию;
- массаж;
- физиотерапию;
- ношение ортопедического корсета;
- кинезиотейпирование.
При 1 и 2 степени сколиоза (чаще всего наблюдается у детей до 5 лет) зачастую достаточно только ЛФК, массаж и мануальной терапии. Но остальные методы также могут применяться с целью повышения эффективности лечения. В более сложных случаях медики обязательно рекомендуют задействовать все возможные способы выравнивания оси позвоночника. В противном случае деформация будет прогрессировать и рано или поздно приведет к тяжелым осложнениям, сильнейшим болям и возникновению острой необходимости в проведении операции.
Сколиоз в подростковом возрасте значительно сложнее поддается лечению, чем в более ранний период. Это обусловлено уже не такой податливостью позвоночника, как у более младших детей. Причем зачастую у подростков диагностируется 2—3 степень искривления позвоночника, что сопровождается более выраженными изменениями его оси и требует решительных действий для устранения патологии.
ЛФК (Лечебная физкультура)
Лечебной физкультуре отводится большая роль в исправлении
деформации позвоночника. Для каждого пациента комплекс упражнений
разрабатывается индивидуально на основании локализации, стадии, вида сколиоза. Также
во внимание обязательно принимается возраст ребенка и уровень его физического
развития.
Заниматься ЛФК требуется регулярно. Первые занятия проводятся
под руководством специалиста и только впоследствии, когда и ребенок, и его
родители полностью освоят правильную методику выполнения каждого упражнения,
разрешается заниматься дома самостоятельно.
Регулярные занятия лечебной физкультурой способствуют
укреплению мышечного корсета, что позволяет создать надежную опору позвоночнику
и уменьшить вероятность его дальнейшего искривления. Также правильно
подобранные упражнения позволяют уменьшить болевые ощущения и добиться увеличения
возможной амплитуды движений.
Мануальная терапия
Огромная роль в лечение сколиоза у детей отводится
мануальной терапии. Именно этот метод позволяет непосредственно воздействовать
на позвоночник, нормализуя положение позвонков и высвобождая ущемленные
спинномозговые корешки. Но подобные манипуляции требуют высокого уровня квалификации
от мануального терапевта, поэтому доверять здоровье ребенка можно только
опытному специалисту.
Дополнительно мануальная терапия дает возможность устранить
функциональные блоки и нормализовать тонус мышц спины. Также локальное
воздействие на мягкие ткани провоцирует активизацию кровообращения и повышение
скорости метаболизма.
Уже после первых сеансов обычно отмечается существенное
улучшение самочувствия ребенка. Боли постепенно уходят, устраняются
неврологические нарушения, улучшается память и способность к концентрации
внимания. Но для получения выраженных результатов и их закрепления требуется
пройти не менее 10 сеансов, а впоследствии проходить профилактические курсы.
Одной из эффективных методик мануального лечения сколиоза у
детей является метод Гриценко. В его основе лежит способность организма
человека самостоятельно восстанавливаться при устранении негативно действующих
факторов, что в комплексе с высокой пластичностью детского позвоночника позволяет
добиться максимальных результатов.
Физиотерапия
Физиотерапевтические процедуры направлены на улучшение
кровообращения и активизации обменных процессов. Они помогают нормализовать
сократительные функции мышц и тем самым уменьшить мышечную дистрофию с одной стороны
спины, а также снять повышенный тонус с мышц другой половины спины.
Ношение ортопедического корсета
Специальные корректирующие корсеты назначаются детям со
сколиозом 2—3 стадии. Они имеют разную степень жесткости, что подбирается в
зависимости от запущенности патологии. Ношение ортопедического корсета
позволяет снизить нагрузку на позвоночник и добиться выравнивания осанки. Это приводит
к устранению риска дальнейшего прогрессирования деформации и уменьшению болей.
Зачастую ортопедические корсеты назначают детям старше 7—10 лет.
Кинезиотейпирование
Кинезиотейпирование – относительно новая методика,
применяющаяся для лечения сколиоза. Ее суть состоит в наклеивании на
определенные участки спины эластичных лент, называемых тейпами. Они способствуют
уменьшению нагрузки на нужные мышцы спины и уменьшению болей. При этом тейпы не
сковывают движений и абсолютно незаметны под одеждой.
Профилактика
Предотвратить искривление позвоночника у ребенка в силах
к