Грудной отдел позвоночника у человекообразной обезьяны
Цель: установить особенности,
характерные для скелета человека и причины, их
вызвавшие.
Задачи:
- Образовательные:
- раскрыть значение сходства скелета человека и
млекопитающих животных как доказательства
общности происхождения человека и животных; - подчеркнуть качественные отличия скелета
человека, связанные с приспособлением к труду,
прямохождению и социальному образу жизни.
- раскрыть значение сходства скелета человека и
- Развивающие:
- развивать у учащихся умение выделять главное,
существенное в изучаемом материале, умение
сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; - развивать у учащихся самостоятельность в ходе
выполнения исследовательской работы и решения
проблемных ситуаций.
- развивать у учащихся умение выделять главное,
- Воспитательные:
- способствовать в ходе урока формированию
основных мировоззренческих идей; - способствовать формированию аккуратности при
работе с тетрадью; - воспитывать умение слушать одноклассников;
- содействовать эстетическому воспитанию
школьников в ходе урока.
- способствовать в ходе урока формированию
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: модель скелета
человека, модель черепа человека,
демонстрационные таблицы “Скелет и мышцы
человека”, фрагмент видеофильма “Опора и
движение”, компьютер, интерактивная доска, Презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (тема, цель,
план урока).
2. Актуализация опорных знаний. Просмотр
фрагмента видеофильма о строении скелета
человека.
3. Проверка знаний (фронтальная
беседа).
“Движение – это жизнь”, – заметил Вольтер.
Действительно, человек приспособлен, а может
быть, и приговорён природой к движению.
1) Благодаря чему же мы перемещаемся в
пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем,
плаваем, совершаем каждый день многие тысячи
разнообразных движений?
2) Чем представлена опорно-двигательная система?
3) Какие функции выполняет скелет?
4) Из каких отделов состоит скелет человека?
5) Назовите отделы черепа человека и кости их
образующие (ответ ученика по модели черепа
человека).
6) Биологическая задача: Отец посадил ребенка на
плечи. На какие кости отца опирается малыш? Какие
кости называют плечами анатомы?
– Давайте вспомним строение и функции пояса
верхних конечностей и собственно верхней
конечности.
7) Давайте вспомним строение и функции пояса
нижних конечностей и собственно нижней
конечности.
8) Игровой момент: На каждую парту выдаются пазлы
«Скелет человека», необходимо правильно и
максимально быстро собрать предложенную
картинку.
4. Изучение нового материала. Исследовательская
работа: «Особенности скелета человека».
Цель: установить особенности,
характерные для скелета человека и причины, их
вызвавшие.
– Как вы думаете, имеет ли скелет человека
отличительные особенности строения?
На каждую группу учащихся раздаются рисунки для
выявления особенностей скелета человека и
таблица для заполнения.
Отдел скелета | Сходство скелета человека и млекопитающих | Особенности скелета человека | Причины появления этих особенностей |
Учитель совместно с учениками определяет отдел
скелета, который будет анализироваться группой
учащихся.
Группа №1. Сравните череп человека и
человекообразной обезьяны.
Карточка №1. Скелет человека и
человекообразной обезьяны.
В чем различия черепа человекообразной
обезьяны(1) и черепа человека(2)? Как вы думаете,
почему появились эти различия?
Группа №2. Сравнить позвоночник
человека и человекообразной обезьяны. В чем
сходства и различия позвоночника человека(1) и
позвоночника человекообразной обезьяны (2)? Чем
вы объясните особенности строения позвоночника
человека?
Карточка №2. Скелет человека и
человекообразной обезьяны.
Группа №3. Сравните грудную клетку
человека и человекообразной обезьяны.
В чем различие грудной клетки человека (1) и
человекообразной обезьяны (2)? Как вы
объясните это различие?
Карточка № 3. Грудная клетка человека
и человекообразной обезьяны.
Группа №4. Сравните тазовый пояс
человека и человекообразной обезьяны.
В чем различие таза у человека(1) и
человекообразной обезьяны (2)? С чем связано это
различие?
Карточка № 4. Таз человека и
человекообразной обезьяны.
Группа №5. Сравните строение верхней
конечности человека и человекообразной
обезьяны.
Какая часть конечности имеет отличительные
особенности? Как вы объясните это? Какое значение
для человека имеют эти отличия?
Карточка №2(см выше).
Группа №6. Сравните строение нижней
конечности человека и человекообразной
обезьяны. Какие особенности строения отличают
нижние конечности человека(1)? Чем обусловлены
эти отличия? Какое значение для человека имеют
эти особенности скелета?
Карточка №2 (см. выше).
Карточка №5. Стопа человека и
человекообразной обезьяны.
По итогам работы в группах учащиеся заполняют
таблицу:
Отдел скелета | Сходство скелета человека и млекопитающих | Особенности скелета человека | Причины появления этих особенностей |
Череп | Мозговой и лицевой отделы | Преобладание мозгового отдела над лицевым, не выступает вперед челюстной аппарат, не выражены надбровные дуги, развитие подбородочного выступа | Увеличение объема головного мозга; развитие речи |
Позвоночник | Состоит из позвонков, отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый | 4 изгиба; массивность костей поясницы; увеличение тел позвонков, отсутствие хвоста | Прямохождение; смещение центра тяжести |
Грудная клетка | Грудные позвонки, ребра и грудина | Грудная клетка расширена с боков, | Прямохождение |
Плечевой пояс | 2 лопатки, 2 ключицы | Большая подвижность плечевого сустава | Разнообразная деятельность |
Верхняя конечность | Плечо, предплечье, кисть | Обладает значительной подвижностью; противопоставленный большой палец | Разнообразная трудовая деятельность |
Нижняя конечность | Бедро, голень, стопа | Массивные кости; сводчатая стопа. Ноги длиннее рук, кости массивнее. | Прямохождение; смещение центра тяжести, стопа смягчает толчки при ходьбе |
Тазовый пояс | Тазовые кости и крестцовый отдел позвоночника | Таз широкий, в виде чаши; массивный; ограниченная подвижность тазобедренного сустава | Прямохождение; смещение центра тяжести |
5. Вывод: «Скелет человека имеет
отличительные особенности; причиной появления
этих особенностей являются прямохождение,
развитие трудовой и мыслительной деятельности,
появление речи».
Источник
Сравнительная анатомия человека
и человекообразных обезьян
«The Cambridge Guide To Prehistoric Man»
by David Lambert and the Diagram Group, 1991
Сравнение анатомических особенностей убедительно говорит в пользу того, что тело человека — не что иное, как тело человекообразной обезьяны, специально приспособленное для хождения на двух ногах. Наши руки и плечи мало чем отличаются от рук и плеч шимпанзе. Однако, в отличие от человекообразных обезьян, ноги у нас длиннее рук, а таз, позвоночник, бедра, ноги, ступни и пальцы ног подверглись изменениям, которые позволили нам стоять и ходить, держа тело в вертикальном положении. (Крупные человекообразные обезьяны могут стоять на двух ногах, только согнув колени, и ходить на ногах, пошатываясь из стороны в сторону.)
Приспособление ног к новой функции означало, что мы уже не могли использовать большие пальцы ног подобно большим пальцам рук. Большие пальцы на наших руках сравнительно длиннее, чем у человекообразных обезьян, и могут, согнувшись над ладонью, прикоснуться своими кончиками к кончикам других пальцев, что обеспечивает точность хватания, которая нам нужна при изготовлении и использовании орудий.
А — человека. Расширяющийся таз, бедренная кость под углом внутрь, прочный коленный сустав и стопа в виде «платформы» — все это способствует ровной ходьбе на двух ногах.
Б — шимпанзе. Удлиненный таз, бедренная кость под углом наружу, форма коленного сустава и оттопыренные большие пальцы позволяют ходить на четвереньках или ковылять вразвалку на полусогнутых задних ногах.
а — таз
б — бедренная кость
в — коленный сустав
г — ступня
Сокращения средней и малой ягодичных мышц человека, изменяя наклон таза и положение ног, помогают удерживать тело в вертикальном положении.
а — Средняя ягодичная мышца, б — Малая ягодичная мышца
Хождение на двух ногах, более развитый интеллект и разнообразная пища — все это способствовало появлению различий черепа, мозга, челюстей и зубов у человека и обезьян. Сравнительно с размерами тела мозг и черепная коробка человека значительно больше, чем у обезьяны; кроме того, мозг человека более высокоорганизован, а его сравнительно более крупные лобные, теменные и височные доли совместно осуществляют функции мышления, управления общественным поведением и человеческой речью.
Челюсти современного всеядного человека значительно короче и слабее, чем у человекообразных обезьян, которые придерживаются в основном вегетарианской диеты. У обезьян есть амортизирующие удары надглазочные валики и костные черепные гребни, к которым прикреплены мощные челюстные мыщцы. У человека отсутствуют толстые шейные мышцы, которые у взрослых обезьян поддерживают выступающую вперед морду. Ряды наших зубов расположены в виде параболы, отличаясь этим от расположенных в виде латинской буквы U зубных рядов человекообразных обезьян; кроме того, клыки обезьян значительно крупнее, а коронки коренных зубов значительно выше, чем у нас. Но зато коренные зубы человека покрыты более толстым слоем эмали, что делает их более износостойчивыми и позволяет пережевывать более твердую пищу.
Различия в строении языка и глотки у человека и шимпанзе позволяют нам издавать более разнообразные звуки, хотя как у человека, так и у шимпанзе черты лица могут принимать различные выражения.
А — Особенности анатомии человека
а — череп с короткой лицевой частью и большой округлой мозговой коробкой, вертикально сбалансированный на позвоночнике.
б — Небольшие челюсти, маленькие зубы, покрытые толстым слоем эмали, коренные зубы с низкой коронкой; зубная дуга, имеющая форму параболы.
в — длинные пальцы руки, позволяющие точно захватывать мелкие предметы.
г — короткая поясница.
д — широкий короткий таз.
е — ноги длиннее рук.
ж — большой палец ноги расположен параллельно прочим пальцам и помогает во время ходьбы переносить вес тела.
Б — Особенности анатомии гориллы
а — череп с выступающей вперед удлиненной лицевой частью расположен спереди от спинного хребра и имеет костистый гребень, поддерживающий мощную челюсть и мышцы спины.
б — массивные челюсти с большими клыками, крупными коренными зубами, которые имеют высокие коронки и тонкий слой эмали, и с зубными дугами в форме латинской буквы U.
в — короткий большой палец и длинные прочие пальцы рук.
г — поясница сравнительно более длиннее, чем у человека.
д — удлиненный таз.
е — ноги короче рук.
ж — отставленный в сторону большой палец ступни приспособлен для хватания.
Отрывок из книги антрополога Станислава Дробышевского, посвященный человекообразным обезьянам, прямохождению и строению стопы
Все же, сколько бы мы ни были похожи на своих родственников, нельзя отрицать, что есть и сугубо человеческая специфика. Для основных столпов человечности даже есть красивый термин «гоминидная триада».
Она включает, во-первых, прямохождение, или бипедию, и весь комплекс морфологических адаптаций к ней; во-вторых, кисть, приспособленную не только к использованию, но и к изготовлению орудий; в-третьих, высокоразвитый мозг и сложное поведение.
На самом деле, конечно, сугубо человеческие свойства гоминидной триадой не ограничиваются. К ней можно добавить такой надежный признак, как маленькие клыки, не выступающие за линию других зубов. Более того, видимо, именно эта особенность была первой в ряду тех, что определенно повели к появлению человека.
Современные и ископаемые человекообразные обезьяны имеют крупные клыки, далеко выступающие за край резцов и премоляров. Кроме того, для успешного смыкания зубных рядов имеются диастемы — промежутки между резцом и клыком на верхней челюсти и между клыком и премоляром на нижней. Чтобы огромному верхнему клыку было где поместиться, изменена форма первых нижних премоляров, они асимметричные — секториальные. Изменения размеров клыков можно подробно прослеживать, поскольку зубы — это то, что чаще всего сохраняется от приматов. Некоторая редукция клыков наблюдается у дриопитековых и сивапитековых приматов. Впрочем, еще вопрос, какой эволюционный процесс преобладал — редукция или увеличение клыков? Дело в том, что древнейшие человекообразные — проконсулы — имели не такие уж большие клыки. Если посчитать по модулю отличия размеров клыков в парах проконсул — шимпанзе и проконсул — человек, то в первой паре разница будет больше. Это значит, что если мы за меру прогрессивности будем брать размер отличий от предка, то клыки шимпанзе и гориллы прогрессивны, а наши — примитивны!
Древнейшие известные прямоходящие обладали клыками сравнительно небольшими по обезьяньим меркам, но внушительными в человеческих масштабах. Размеры клыков австралопитеков помещают их посередине между шимпанзе и человеком, причем в хронологическом ряду австралопитеков мы можем видеть закономерное приближение именно к человеческим значениям.
Большой вопрос — уменьшение клыков вызвало изменения в поведении или, напротив, этологические сдвиги привели к редукции устрашалок во рту. Как бы там ни было, с уменьшением размеров клыков в группах обезьян должна была возникнуть проблема недопонимания, поскольку демонстрация маленьких клыков далеко не столь впечатляюща: одно дело, если скалится павиан, чьи клыки длиннее, чем у иного леопарда, а другое — австралопитек, у которого не поймешь — он злится или просто дружелюбно улыбается? Но выражать свои богатые чувства хочется, что и привело к усилению и развитию других коммуникационных способов — мимики, жестикуляции и речи. Все они на порядок лучше развиты у человека, нежели у других приматов. Конечно, не стоит абсолютизировать значение именно клыков, были и другие причины. Но уменьшение размеров клыков имело грандиозные последствия, и его нельзя недооценивать.
Прямохождение
Широко известно полуанекдотическое определение человека как «двуногого без перьев». Но человеку мало двуногости — он еще и ходит выпрямившись, в отличие от, скажем, птиц или тушканчиков, позвоночник которых расположен горизонтально. Прямохождение обеспечивается целым рядом специальных признаков.
Первый — положение большого затылочного отверстия на затылочной кости, через которое спинной мозг соединяется с головным. У четвероногих животных оно находится в задней части основания черепа и повернуто назад, так как позвоночник прикрепляется если и не строго сзади, то по меньшей мере наискосок; у прямоходящих существ отверстие расположено в центре длины основания черепа и открывается вниз, так как позвоночник подходит снизу, а передняя и задняя части черепа должны быть уравновешены. Соответственно, существенно меняются и места прикрепления шейных и спинных мышц, конфигурация затылка, укорачивается основание черепа.
Вариант промежуточного типа известен уже у Sahelanthropus tchadensis около 7 млн лет назад, заметно более продвинутый — у Ardipithecus ramidus 4,4 млн лет назад, а окончательно «прямоходящий» — у Australopithecus afarensis 3,5 млн лет назад.
Позвоночник четвероногих получает примерно равную нагрузку спереди и сзади, отчего размеры позвонков вдоль длины более-менее одинаковы, а центральная часть представляет собой равномерную дугу — аналог арочного моста. Крестец — часть позвоночника, к которой крепится таз, — имеет сильно вытянутую узкую форму, а его позвонки могут либо вообще оставаться независимыми, либо сливаться не полностью. У прямоходящих позвоночник ориентирован вертикально, а потому имеет характерные изгибы — лордозы вперед и кифозы назад; в итоге вся конструкция становится более-менее устойчивой и работает как пружина, а нагрузка стучит не строго по нижележащим позвонкам, а частично распределяется в стороны. Размеры позвонков у прямоходящих закономерно увеличиваются сверху вниз, самыми крупными оказываются нижние поясничные и верхние крестцовые, так как тут расположен центр тяжести организма. Крестец широкий и короткий, его элементы капитально сливаются между собой. У австралопитеков Australopithecus afarensis и Australopithecus africanus изгибы, вероятно, были как у современного человека, но некоторые детали строения позвонков (например, вытянутость тела позвонков спереди назад) сближают их с обезьянами.
Строение крестца у австралопитеков — начиная с Ardipithecus ramidus и Australopithecus afarensis — типично гоминидное. Конечно, не стоит абсолютизировать помянутые признаки. Например, у гориллы есть поясничный лордоз, но его появление связано не с прямохождением, а с огромным весом животного.
Строение таза очевидно разное при разных типах передвижения: у четвероногих обезьян таз узкий, высокий и вытянутый вдоль позвоночника, а у прямоходящих — широкий и низкий. Конечно, стоит помнить, что форма таза обусловлена еще и нуждами деторождения, но, судя по тому, что у австралопитеков голова была фактически обезьянья (а проблемы при родах создает как раз голова — она большая и плохо сжимается), а таз — человеческий, фактор локомоции играл определяющую роль.
На человеческой тазовой кости отлично выражена передняя нижняя подвздошная ость (костный выступ на переднем крае таза, читатель без труда может найти у себя верхнюю подвздошную ость — на ней держится ремень, нижняя скрыта мышцами; у обезьян нижней подвздошной ости фактически нет), а ушковидная поверхность и подвздошная бугристость, обеспечивающие соединение с крестцом, занимают значительную площадь. Седалищный бугор у человека могуч, а седалищная ость длинна и остра, тогда как у других обезьян первый короток, а второй вообще почти нет.
На передней нижней подвздошной ости крепится прямая мышца бедра (часть четырехглавой мышцы бедра), разгибающая колено. Но она же сгибает бедро в тазобедренном суставе, то есть поднимает ногу вперед (или опускает тело, если нога прочно стоит на земле). Получается противоречие: одна и та же мышца одновременно держит тело вертикально в одном суставе, но наклоняет его в другом. У четвероногих животных такой странной проблемы нет, ведь у них нога вертикальна, а тело горизонтально, мышца совершенно логично выполняет шаг вперед. Чтобы нога у человека была выпрямлена и в тазобедренном суставе тоже, четырехглавой мышце бедра противостоят целых три ягодичные мышцы — большая, средняя и малая, которые разгибают бедро, удерживая тело в вертикальном положении. Особенно преуспевает в этом большая ягодичная мышца. Но у обезьян она расположена не сзади, а сбоку и занята иным делом — отводит бедро в сторону, а потому развита умеренно, почему и зад у обезьян тощий, совсем нечеловеческий, а выпрямить ноги они не могут. Кстати, совершенно обезьяний вариант типичен для новорожденных младенцев. Поэтому они лежат в позе «куренка табака» — растопырив в стороны согнутые ножки, а свести вместе их практически не могут. Только потом четырехглавая мышца «переползает» на человеческое место — в «пятую точку»; если же по какой-то причине замедленный рост сухожилий и фасций препятствует этому перемещению, могут возникнуть проблемы с умением ходить.
Раз у человека пропала отводящая функция большой ягодичной мышцы, должна быть какая-то компенсация: отведением бедра в сторону у него усиленно занимаются верхняя и нижняя близнецовые мышцы, отчего место их крепления на седалищной кости чрезмерно увеличивается и становится седалищной остью. Но еще важнее человеку приводить бедро, то есть сводить ноги вместе, чтобы стоять прямо; этим, среди прочих, заняты квадратная мышца бедра и большая приводящая мышца, крепящиеся к седалищному бугру, который оказывается заметно крупнее, чем у обезьян.
Тазовые кости сохраняются плохо, но радует, что у Ardipithecus ramidus 4,4 млн лет назад мы видим строго промежуточный «четвероного-двуногий» вариант — одновременно и широкий, и вытянутый в длину. У Australopithecus afarensis 3,5 млн лет назад таз был не только полностью «прямоходящий», но по расширенности пропорций даже более человеческий, чем у современного человека. Это не значит, что мы сколько-нибудь вернулись к четвероногости. Ясно, что сей парадокс связан с так называемыми аллометрическими закономерностями. При изменении общих размеров тела разные части тела меняются неодинаково: при росте от малых размеров к средним длиннотные размеры увеличиваются быстрее, чем широтные (а вот если увеличивать человека до масштабов слона, то, наоборот, широтные начнут расти быстрее, иначе скелет не выдержит огромного веса). Поэтому от австралопитеков к нам и высота таза несколько подросла.
- крупный размер тела, отсутствие хвоста
- сходные формы ушной раковины, жевательных поверхностей коренных зубов
- 4 группы крови, 5 долей в легких, 7-8 сосочков в почке, червеобразный отросток
- сходные заболевания (СПИД, сифилис, проказа)
- сходная мимика, сложное поведение
- 46 хромосом у человека, 48 у понгид
- 91% генов одинаковы у человека и шимпанзе
Отличия
1) Скелет:
- в связи с большим объемом мозга мозговая часть черепа больше лицевой
- в связи с прямохождением
- сводчатая стопа
- расширенный таз
- изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник)
- грудная клетка расширена в стороны
2) Объем мозга в 2 раза больше, объем коры в 3 раза больше за счет извилин. Благодаря этому человек может вырабатывать вторую сигнальную систему, т.е. способность оперировать словами-понятиями, отделенными от конкретных предметов. (Например, слово «стол» обозначает понятие, которому может соответствовать множество очень разных предметов.)
Вторая сигнальная система не врожденная, она формируется в процессе обучения человека в детском возрасте. Таким образом, для формирования человека обязательно требуется общество.
Тесты
151-01. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?
А) общий план строения
Б) уровень обмена веществ
В) строение передних конечностей
Г) забота о потомстве
151-02. Чем отличается человекообразная обезьяна от человека?
А) строением кисти руки
Б) дифференциацией зубов
В) общим планом строения
Г) уровнем обмена веществ
151-03. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты(-а)
А) условные рефлексы
Б) вторая сигнальная система
В) органы чувств
Г) забота о потомстве
151-04. Человека отличает от человекообразных обезьян наличие
А) заботы о потомстве
Б) первой сигнальной системы
В) второй сигнальной системы
Г) теплокровности
151-05. Человек, в отличие от животных, услышав одно или несколько слов, воспринимает
А) набор звуков
Б) местонахождение источника звуков
В) громкость звуков
Г) их смысл
151-06. У человека, в отличие от человекообразных обезьян, есть
А) диафрагма
Б) S-образный позвоночник
В) борозды и извилины в конечном мозге
Г) стереоскопическое цветовое зрение
151-07. Речь человека отличается от «языка животных» тем, что она
А) обеспечивается центральной нервной системой
Б) является врождённой
В) возникает осознанно
Г) содержит информацию только о текущих событиях
151-08. Человек и современные человекообразные обезьяны сходны тем, что
А) владеют речью
Б) способны к обучению
В) способны к абстрактному мышлению
Г) изготовляют каменные орудия труда
151-09. Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью, проявляются в строении
А) сводчатой стопы
Б) S-образного позвоночника
В) гортани
Г) кисти
151-10. Чем отличается человек от шимпанзе?
А) группами крови
Б) способностьюк обучению
В) генетическим кодом
Г) способностью к абстрактному мышлению
151-11. У человека, в отличие от других животных,
А) развита вторая сигнальная система
Б) клетки лишены жёсткой оболочки
В) есть бесполое размножение
Г) две пары конечностей
151-12. У человека, в отличие от других представителей класса млекопитающих,
А) зародыш развивается в матке
Б) имеются сальные и потовые железы
В) имеется диафрагма
Г) мозговой отдел черепа больше лицевого
151-13. Сходство обезьяны и человека заключается в
А) одинаковой степени развития коры мозга
Б) одинаковых пропорциях черепа
В) способности к образованию условных рефлексов
Г) способности к творческой деятельности
151-14. Какая особенность скелета характерна для человека и человекообразных обезьян, в отличие от других млекопитающих?
А) большой палец руки противопоставлен всем остальным
Б) кисть крючкообразная, со слабо развитым большим пальцем
В) верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти
Г) нижняя челюсть соединена с черепом подвижно
151-15. Какая из перечисленных особенностей строения черепа человека является приспособлением к речи?
А) наличие выступающего подбородка
Б) вертикальный лоб
В) срастание костей черепа
Г) увеличенная по сравнением с лицевой мозговая часть черепа
Источник