Искривление позвоночника и художественная гимнастика

Авторы: Венгерова Наталья НиколаевнаСоловьёва Ирина Олеговна
Источник: Журнал Ученые записки университета имени П.Ф. ЛесгафтаВыпуск: 7 (53) 2009, 15 июля 2009
Страницы: 23-28

В статье рассматривается проблема наличия структурно-функциональных изменений позвоночника гимнасток-художниц.

Введение

Для художественной гимнастики характерны регулярные тренировочные нагрузки высоких объемов и интенсивности в детском и, особенно, в подростковом возрасте [8].

Значительно повышая интенсивность тренировочного процесса в этот период, необходимо учитывать и возможные неблагоприятные последствия для организма девочек-подростков. По мнению специалистов [6], дефицит энергетических субстратов в организме гимнасток вследствие соблюдения жестких диет в сочетании с регулярными высокоинтенсивными физическими нагрузками приводят к торможению выработки гормонов в гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системе. Это обстоятельство позволяет отнести гимнасток-художниц в «группу риска» по развитию симптомокомплекса «Триада женщины-спортсменки», проявлениями которого являются расстройства пищевого поведения, функциональная гипоталамическая аменорея и остеопороз [12]. Снижение плотности костной ткани (остеопороз) может проявляться болями в позвоночнике, являться причиной «усталостных» переломов костей, сколиоза, нарушений осанки. Вследствие этого у гимнасток-художниц значительно чаще встречаются нарушения состояния опорно-двигательного аппарата в виде искривлений позвоночника по сравнению со среднестатистическими данными в популяции [2].

Мы предположили, что осуществление специфической профилактики изменений состояния позвоночника, биологически обоснованное дозирование физической нагрузки на тренировках будут способствовать коррекции и снижению частоты возникновения патологической осанки, предупреждая тем самым переход ее в необратимое состояние — сколиоз.

Организация иследования

Педагогический эксперимент проводился с сентября 2007 по апрель 2008 г.г. на базе ДЮСШ Петроградского района г. Санкт-Петербурга.

В педагогическом эксперименте принимали участие две группы (контрольная — Гк. и экспериментальная — Гэк.), сформированные свободным методом. Каждая группа состояла из 18 гимнасток в возрасте 12-14 лет, имеющих квалификацию I разряд и выступающих по программе КМС. Контрольная и экспериментальная группы представлены выборками, однородными по возрасту и уровню квалификации (коэффициент вариации Пирсона V < 10%).

Методика

Для определения степени выраженности патологических изменений позвоночника у девочек гимнасток применялись методики, используемые в травматологии и ортопедии [6].

Исходное положение испытуемого при проведении данных тестов — стойка спиной к исследователю, ноги вместе, руки вниз, мышцы спины и плечевого пояса расслаблены. Визуально оценивалось состояние позвоночного столба: положение над- плечий, лопаток, симметричность треугольников талии.

Обследуемым предлагалось выполнить положение активной осанки — лежа на животе прогнувшись («лодочка»). При этом визуально отмечалось наличие или отсутствие деформации позвоночника. Исчезновение деформации позвоночника в положении активной осанки расценивалось как проявление патологической осанки, а уменьшение деформации — как признак сколиоза.

Гимнастки выполняли наклон вперед, во время которого определялось наличие или отсутствие околопозвоночной мышечной асимметрии («мышечного валика»). Наличие «мышечного валика» расценивалось как проявление сколиоза. Помимо этого, искривления позвоночника регистрировались путем проведения теста с грузиком [7].

В начале исследования оценивался уровень проявления пассивной и активной гибкости в позвоночнике и силы мышц спины у гимнасток при выполнении тестовых заданий [5]: удержание в течение 2 с «захвата ног в наклоне» и «наклона назад на коленях» (в баллах). Уровень развития динамической силы мышц спины определялся по результатам выполнения упражнения «поднимание туловища» из положения лежа на животе, руки вверх, в максимальном темпе до вертикального положения за 10 с.

Тренировочный процесс в экспериментальной группе включал в себя выполнение разработанных комплексов упражнений на тренировочных занятиях 3 раза в неделю по 40-45 минут в заключительной части занятия в подготовительном и соревновательном периодах. Учебно-тренировочный процесс в контрольной группе проводился традиционно согласно программе ДЮСШ.

Комплексы упражнений специальной физической подготовки (СФП) и коррек- ционной гимнастики, выполняемых сопряженным методом, разрабатывались с учетом теории и методики гимнастики и лечебной физкультуры (ЛФК) и представляли собой последовательное сочетание блоков упражнений для развития активной и пассивной гибкости (рис. 1).

Время выполнения комплексов СФП составляло 7 мин — 7мин 30с. Время вы­полнения комплексов ЛФК составляло 3 мин — 3 мин 30с. По окончании выполнения комплексов упражнений выполнялись упражнения на расслабление (релаксация) в течение 30с. В содержание каждого блока входили специальные упражнения для раз­вития гибкости, выполняемые с гимнастическими предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы) поочередно, т.е. на каждом занятии выполнялся комплекс с одним предметом.

Продолжительность упражнений на статическое растягивание определялась, исходя из теоретических разработок [3], и составляла 60 — 70с. Длительность выпол­нения одного двигательного действия в блоках составляла 60 — 90с. Интервалы отдыха между упражнениями — 5-10с. (DeVriesH. A., LeeE.J., 1994; HoffmanJ., 2002).

В конце выполнения двигательных заданий гимнастки удерживали конечное положение с максимальным растягиванием в течение 10-15 с для преодоления мышеч­ного напряжения с последующим медленным «дотягиванием» до предельного уровня растягивания в течение 1-2 с. Блоки коррекционной гимнастики (промежуточные) вы­полнялись между основными блоками упражнений.

При выполнении разработанных комплексов упражнений особое внимание уде­лялось работе гимнасток на «неудобную» ногу. С целью выработки навыков работы с предметами обеими руками в равной степени нами рассчитано, что, с учетом подходов к развитию гликолитических способностей, длительность выполнения двигательного действия должна составлять 60 — 90с. Исходя из этого, продолжительность выполне­ния каждого двигательного действия в блоках на «удобную» ногу составляла 60с, на «неудобную» ногу — 90с. В данный временной промежуток возможно выполнение уп­ражнения на «удобную» и на «неудобную» ногу без нарушения техники в соотноше­нии 3:5; 5:8; 2:3 в зависимости от сложности структуры движения. Количество повто­рений двигательного действия рассчитывалось, исходя из сложности его структуры (от 3 до 16 раз на одну ногу). Установлено, что количество повторений двигательных дей­ствий на «неудобную» ногу превышает количество повторений на «удобную» ногу на 30 — 40%.

Результаты и их обсуждене

В начале эксперимента (сентябрь 2007 г.) проводилась оценка состояния позво­ночника в обеих группах. Соотношение частоты выявления изменений состояния по­звоночника (патологическая осанка, сколиоз) и нормы проявления активной и пассив­ной гибкости, силы мышц спины у гимнасток обеих групп представлено в таблице 1.

Показатели состояния позвоночника и уровня проявления физических качествгимнасток I разряда до начала эксперимента

Группа Норма (%) Пат. осанка (%) Сколиоз (%) Актив. гибкость (б) Пассив. гибкость (б) Сила (б)
Гк. 33,3 16,7 50,0 5,4±1,4 7,7±2,1 6,4±0,8
Гэк. 11,1 22,2 66,7 5,3±1,2 7,9±1,8 6,6±1,1

Однородность групп определена по уровню развития пассивной, активной гиб­кости в позвоночнике и уровню проявления силы мышц спины (коэффициент вариа­ции Пирсона V < 10%).

После окончания педагогического эксперимента (май 2008 г.) нами повторно произведена оценка состояния позвоночника. Частота выявления изменений органиче­ского характера (сколиоза) как в контрольной, так и в экспериментальной группе оста­лась прежней — 50,0% и 66,7% (соответственно). Достоверные различия частоты выяв­ления изменений функционального характера (патологическая осанка) отмечены в обеих группах, но с различной динамикой (Р<0,05). В экспериментальной группе час­тота регистрации снизилась на 16,6%, тогда как в контрольной группе — увеличилась на 11,1%.

Отсутствие динамики частоты регистрации сколиоза в обеих группах можно объяснить тем, что данное состояние носит органический характер и не поддается полной коррекции посредством выполнения физических упражнений, а требует ком­плексных терапевтических подходов к лечению в условиях медицинских учреждений.

Использование разработанных комплексов упражнений благоприятно повлияло на изменение уровня физической подготовленности гимнасток (таблица 2).

Показатели проявления физических качеств гимнастками I разряда

  Пассивная
гибкость
Р Активная
гибкость
Р Сила мышц
спины
Р
Группа
  баллы %   баллы %   баллы %  
Гк. 8,6±1,1 10,5 >0,05 7,4±2,0 27,0 >0,05 6,5±1,3 1,5 >0,05
Гэк.. 8,9±0,9 11,2 >0,05 9,4±0,5 43,6 <0,05 7,6±1,2 13,2 <0,05

Результаты статистического анализа (по критерию Манна-Уитни) свидетельст­вуют об отсутствии достоверных различий в исследуемых показателях в контрольной группе при первичном и повторном тестировании (Р>0,05). В экспериментальной группе выявлены достоверные различия по показателям активной гибкости и силы мышц спины, отмеченным до и после эксперимента (Р<0,05). Кроме того, установлено достоверное повышение показателей активной гибкости и силы мышц спины у гимна­сток экспериментальной группы в конце эксперимента по сравнению с аналогичными показателями в контрольной группе (Р<0,05).

Для оценки эффективности разработанного комплекса как средства повышения уровня спортивного мастерства гимнасток был проведен анализ протоколов соревно­ваний («Надежды Санкт-Петербурга» 2007 г.), в которых принимали участие гимнаст­ки обеих групп в период до проведения эксперимента (май 2007 г. — сентябрь 2007 г.), и соревнований («Надежды Санкт-Петербурга» 2008 г., «Открытый турнир Централь­ного района г. Сочи «Жемчужина Черного моря» 2008 г., «Первенство ЦСКА г. Моск­ва» 2008 г.), проходивших после проведения эксперимента (июнь 2008 г. — ноябрь 2008 г.). Для гимнасток контрольной и экспериментальной групп были определены средние итоговые оценки за исполнение соревновательных композиций. До проведе­ния эксперимента средняя итоговая оценка за исполнение композиции среди гимна­сток контрольной группы составила 16,825±2,550 балла, в экспериментальной группе — 17,200± 1,200 балла. Установлено, что различия в средних итоговых оценках за ис­полнение композиций у гимнасток контрольной и экспериментальной группы стати­стически незначимы (P>0,05).

После проведения эксперимента средняя итоговая оценка за исполнение компо­зиции среди гимнасток контрольной группы составила 17,850±2,350 балла, в экспери­ментальной группе — 20,275±3,200 балла. Установлено, что различия в средних оцен­ках за композицию у гимнасток контрольной и экспериментальной группы статисти­чески значимы (Р<0,05).

Выводы

Разработанные комплексы упражнений являются средством повышения уровня развития активной гибкости в позвоночнике и силы мышц спины у гимнасток экспе­риментальной группы и способствуют повышению качества исполнения всех элемен­тов, в которых необходимо проявление гибкости, что, в свою очередь, влияет на их исполнительское мастерство.

Таким образом, включение в учебно-тренировочный процесс гимнасток- художниц данной квалификации комплекса СФП, включающего в себя соревнова­тельные элементы, сопряженного с предметной подготовкой и элементами коррекци- онной гимнастики, позволяет совершенствовать тренировочный процесс и осуществ­лять профилактику неблагоприятных изменений опорно-двигательного аппарата спортсменок.

Литература

  1. Винер, И. А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в худо­жественной гимнастике : автореф. дис. … канд. пед. Наук / Винер И.А. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. — СПб., 2003. — 20 с.
  2. Ниаури, Д. А. Репродуктивное здоровье женщины в спорте : метод. пособие / Д.А. Ниаури, Т.А. Евдокимова, Е.И. Сазыкина.- СПб. : ООО «Издательство Н-Л», 2003. — 28 с.
  3. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте : общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. — Киев : Олимпийская литература, 2004. — 808 с.
  4. Художественная гимнастика : правила судейства. / https://www.rusgymnastics.ru/docs/coderg0701-r.pdf.
  5. Цепелевич, И.В. Сопряжённое развитие физических способностей на этапе углублённой подготовки в художественной гимнастике : дис. … канд. пед. наук / Це­пелевич И.В. ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. — СПб., 2007. — 164 с.
  6. Чаклин, В.Д. Сколиозы и кифозы / В.Д. Чаклин, Е.А. Абальмасова. — М. : Медицина, 1973. — 175 с.
  7. Шоммер, Н. Как остановить сколиоз / https://www.msge.ru/book/shommer_skolioz.zip
  8. Шахлина, Л.Г. Медико-биологические основы спортивной тренировки женщин / Л.Г. Шахлина. — Киев : Наукова думка, 2001. — 325 с.
  9. De Vries, H.A. Physiology of Execise / H.A. De Vries, T.I. Housh. — Madison Wisconsin: WCB Brown and Benchmark Publ., 1994. — 636 p.
  10. Hoffman, J. Physiological Aspects of Sport Training and Performance / J. Hoff­man. — Human Kinetics. — 2002. — 343 p.
  11. Delayed but Normally Progressed Puberty Is More Pronounced in Artistic Com­pared with Rhythmic Elite Gymnasts Due to the Intensity of Training / A. Theodoropoulou, K.B. Markou, G.A. Vagenakis, D. Benardot, M. Leglise, G. Kourounis, A.G. Vagenakis, N.A. Georgoupoulos // The Journal of Clinical Endocrinology and Metabolism. — 2005. — Vol. 90, № 11. — P. 6022-6027.
  12. Warren, M.P. The effects of intense exercise on the female reproductive system / M.P. Warren, N.E. Perlroth // Journal of Endocrinology. — 2001. — Vol. 170, Issue 1. — P. 3­11.

По материалам: bmsi.ru

Похожие страницы

Источник

  • Хирург сказал,что занятия художественной гимнастикой вредны для спины!Прыжки и прочее…,,,???Дочке 5 лет.Сутулость и сколиоз.Я почему-то считала,что занятия художественной гимнастикой наоборот выпрямят спинку…У кого еще узнать?Расскажите мне пожалуйста!?Занятия 3 раза в неделю,не профессиональные(со слов преподавателя.)

  • Мой совет — найдите другого хирурга или ортопеда, желательно, близкого к спорту. Сама я Мастер спорта по ХГ и тренировала малышей. Часто, обычные хирурги дают отвод по каждому поводу, тогда, как спортивные хирурги более детально разбираются с ситуацией.

  • Любительские занятия гимнастикой полезны, и скорее всего ваши сутулость и сколиоз уйдут, т.к. ХГ в интерпритации для маленьких очень много времени уделяет стойкам, позициям, занятиям у станка, осанке и тп. А вот профессиональные занятия ХГ действительно уже ближе к вреду, чем к пользе (как, впрочем, и любые профессиональные занятия спортом)

  • Cпасибо!Я в замешательстве…А могут быть любительские занятия 3 раза в неделю?

  • А из Вашего опыта,лучше в ХГ 3 раза в неделю(для непрофессиональных занятий это не много?)или в фигурное катание или танцы водить?Спасибо!

  • Какая продолжительность тренировки? Моей дочке 5 лет. Занимается второй год. В прошлом году было 4 тренировки в неделю по 1,5 часа. В этом году будет 4 тренировки в неделю по 3 часа.

  • еще есть эстетическая гимнастика, почти художественная А сколиоз точно уже поставили? МОжет там одна ножка длиннее другой и можно все скорректировать? Просто у сына моего был сколиоз в 8 лет, он уже занимался фигурным и из-за неправильных нагрузок у него с одной стороны мышцы были намного больше чем с другой, начал появляться горбик Мы ушли от тренера, к другому и все нормализовалось (ттт) . Было очень хорошее ОФП индивидуальное.
    Я бы на вашем месте повела бы ребенка.. В первый год нагрузки не огромные, может и лучше со спинкой станет, если тренер будет правильно с ребенком работать, но нужно за спинкой следить. Если заметите ухудшение тогда и бросать. Я за спиной сына слежу, раньше каждый день, теперь раз в месяц, и раз в полгода диспансеризация в физкультурном диспансере.

  • Да, это нормально. Тренировка должна быть не больше 1 часа.

  • Это уже профессионалов готовят

  • Пишут нарушение осанки.Одно плечико выше другого и складочка сбоку с одной стороны…Мы фигурным катанием до этого пол года занимались,может фигурное надо бросать?Как Вы думаете?

  • пока на спинку ни фигурное, ни гимнастика похо повлиять не могут, а вот лучше стать может Если конечно не требуют многооборотные туры прыгать. Главное чтобы тренер правильно занимался с ребенком. Следите за спинкой, если вдруг хуже станет, то бросать.

  • Занимайтесь!Слушайте анонимов. Им виднее. Они умные, а врач учился и дурак. У моей дочери проблемы с позвоночником. НЕЛЬЗЯ ГИМНАСТИКУ!!!!Нужно ЛФК и плавание. Можно хореографию. Исключить полностью стояние на голове, кувырки, березки и т.п. Гимнастика дает неправильные для таких детей нагрузки. они опасны для вас. Слушайте врачей. Проверьте у другого, но не слушайте ни меня, ни анонимов. Здоровья вам!

  • Не соглашусь. Мне в детстве врачи категорически не рекомендовали спорт, вплоть до отвода со школьных уроков физкультуры — сколиоз и врожденный подвывих ТБС.
    Мама врачей не послушала и в 6 лет отвела меня именно на художественную гимнастику. Закончила я заниматься в 12 с великолепной осанкой и абсолютно здоровая.
    Автор, мне кажется, что в этом вопросе вы конечно же должны выслушать мнения специалистов, в том числе спортивного врача, но и сами тоже думайте.
    Лично мое мнение, что любые СИММЕТРИЧНЫЕ нагрузки, не связанные с подъемом тяжестей и падениями — полезны.

  • вы путаете свое везение с общими тенденциями.

  • Это не везение, это индивидуальные особенности. А вот конкретизировать эти особенности должен врач, причем не из районной поликлиники, а тот, который занимается спортсменами.

  • ок. везение -в том, что тренер попался хороший + инд. особенности)
    тем не менее, большинству это не подходит, и даже ВРЕДНО!
    при чем тут спортивный врач?
    нужен обычный хирург-ортопед, остеопат.

  • Моя дочь тоже год занималась ХГ, пока не пошли к хорошему остеопату, и он категорически не рекомендовал-нагрузки такие не показаны ее позвоночнику, и перекос может быть. Нужно плаванье, лыжи, хореографию можно оставить (тоже занимались полгода).
    У знакомой из соседнего дома дочери 14 лет-пришлось уйти из ХГ из-за сильного перекоса-сколиоза. Ушла в Тодес, девочка в восторге.

  • Договорились, и везение тоже)
    Спортивный врач при том, что именно он сможет адекватно оценить можно или нет заниматься тем или иным видом спорта.
    Когда я занималась, у нас раз в месяц были медосмотры. Первый год мне ограничили прыжковую нагрузку и 3 года не допускали на акробатику. Некоторых девочек после медосмотров отсеивали.
    Мне кажется, что конкретно в этом вопросе спортивные медики лучше разбираются.
    Кстати, не так давно тема была, как здоровую девочку хирург пыталась в корсет закатать, а вы говорите — гимнастика

  • Соглашусь по спортивным врачам.
    Видела программу как спортивный врач лечит диабет бегом и лыжами, а традиц.медицина — против. Но ведь людям-то хорошо!

  • У моей дочери было нарушение осанки, ставили диагноз невропатолог и хирург. Через 2 года занятий худож. гимнастикой диагноз сняли все врачи.

  • вот бальные танцы спину вам испортят, это точно.У нас все бальники ходят к тренеру по фитнесу дополнительно.А одна девочка в 12 лет все конкурсы выигрывает-но дома постоянно ходит в корсете.

  • Сколиоз может сопровождаться и другими отклонениями, это могло повлиять на рекомендацию врача. У нас ещё и дисплазия — гибкость с рождения большая, ребенок гуттаперчивый. Таких с удовольствием берут в некоторые виды спорта, потому что перспективные. А то, что потом из таких гибких инвалиды получаются с хроническими вывихами, никого не интересует, и спортивных врачей также — они лечить по факту будут симптоматически. А вообще сколиоз очень коварен, он может прогрессировать скачками. И советы походить, а потом посмотреть очень опасны. Если появится дуга, то неё уже не избавишься никогда, а если начнет прогресировать, то только на бога можно надеяться, что не зайдет далеко. Еще зависит от того какой сколиоз — шейный, грудинный, поясничный. Поясничный самый благоприятный прогноз, он почти не развивается и внешне не заметен, а чем выше, тем всё серьезней.

  • Да, наш ортопед из центра Зацепина тоже также считает. Она говорит, что полезно плавание.

  • Может отдать ребенка в плавание на 2-3 раза в неделю,чтобы укрепить мышцы спины симметрично, плюс худ.гимнастика 3 раза в неделю,в начале там все равно нет многочисленных поворотов/равновесий в одну сторону,из-за которых ( +растяжка на «любимую» ногу больше) сколиоз развивается.

  • Источник