Искривление в позвоночника в балете

Искривление в позвоночника в балете thumbnail

Позвоночник танцора. Грудная клетка и мышцы туловища у артистов балет

Тела позвонков соединены между собой хрящевыми межпозвоночными дисками. Толщина дисков в грудном отделе меньше (до 2 мм) по сравнению с другими отделами. В поясничном отделе толщина диска достигает 10 мм. Межпозвоночный диск состоит из двух частей, постепенно переходящих одна в другую: снаружи располагается волокнистое кольцо (фиброзное), которое окружает центрально расположенное студенистое ядро. Это ядро обладает эластичными свойствами и является своего рода амортизатором, снижающим силу вертикального удара и сотрясения.

Между дугами позвонков натянуты желтые связки, между остистыми отростками располагаются межостистые связки. По всей длине позвоночника между верхушками остистых отростков тянется надостистая связка. Соединения между позвонками крепкие, но в то же время допускают движения позвоночного столба в различных плоскостях — сгибание, разгибание, ротацию, боковые движения. Изгибы позвоночника улучшают его рессорные свойства, что для артистов балета имеет большое значение, так как прыжки, вращения, танцы с быстрой сменой положения туловища предъявляют большие функциональные требования к позвоночному столбу.

Наблюдения показали, что у большинства балерин наблюдается сглаженность грудного кифоза и поясничного лордоза, в связи с чем спина у них ровная, с красивыми прямыми линиями. Но если произвести рентгенограмму спины балерины, то можно увидеть нерезко выраженное боковое искривление позвоночного столба (сколиоз). Следует это расценивать как приспособительную компенсаторную деформацию позвоночного столба в ответ на большие асимметричные нагрузки.

позвоночник танцоров

Грудная клетка состоит из грудного отдела позвоночного столба, к позвонкам которого прикрепляется 12 пар ребер, 10 пар из которых соединяются спереди с грудиной, а XI и XII ребро остаются свободными.

У ребер передний отдел хрящевой, задний отдел их имеет суставные поверхности, соединяющиеся с грудными позвонками. Грудная клетка делится на правую и левую половины, в каждой из которых находится плевральная полость с легкими. По передней поверхности расположено сердце, покрытое оболочкой. Между ребрами прикрепляются мышцы, которые активно и пассивно участвуют в акте вдоха и выдоха, т. е. экскурсии грудной клетки, тем самым способствуя дыханию.

По задней поверхности спины расположены поверхностные и глубокие мышцы спины, участвующие в движениях плечевого пояса, рук, в удержании позвоночного столба в равновесии. На передней поверхности расположены поверхностные и глубокие мышцы груди. Они участвуют в акте дыхания, поднимая и опуская ребра, а также обеспечивают движения верхней конечности.

Мышцы живота играют большую роль в акте дыхания и способствуют движению туловища — наклону, повороту. К этим мышцам относятся: прямая, наружная косая, внутренняя косая и поперечная мышцы живота. В процессе учебной и сценической деятельности необходимо особое внимание уделять укреплению этих мышц, а также мышц спины. Современный танец (танец-модерн) требует значительной силы и выносливости этих мышц. Классический тренаж не предусматривает их развитие, поэтому необходимо заниматься гигиенической гимнастикой для укрепления мышц живота и спины, имеющих также большое значение и в дуэтном танце.

— Вернуться в оглавление раздела «Профилактика заболеваний»

Оглавление темы «Опорно-двигательный аппарат танцоров и артистов балета»:

  1. Опорно-двигательный аппарат артистов балета. Стопа — как произведение искусства
  2. Своды стопы в норме. Изменения сводов стопы у балерин и танцовщиков
  3. Сесамовидные(добавочные), сверхкомплектные(дополнительные) кости стопы. Старение стопы
  4. Строение голеностопного сустава и движения в нем. Патология голеностопа
  5. Мышцы голени у артистов и танцоров. Коленный сустав танцоров балета
  6. Связки и мениски коленного сустава. Функции связочного аппарата колена
  7. Бедро артистов и танцоров балета. Бедренная кость и бедренные мышцы
  8. Таз танцоров. Тазобедренный сустав артистов балета
  9. Анатомия и физиология верхних конечностей. Руки танцоров
  10. Позвоночник танцора. Грудная клетка и мышцы туловища у артистов балет

Источник

Общество Друзья Большого балета

Предыдущая тема :: Следующая тема  
АвторСообщение
дилетант
Участник форума

Искривление в позвоночника в балете

Зарегистрирован: 01.02.2004
Сообщения: 242
Откуда: Moscow

Добавлено: Сб Апр 17, 2004 7:01 am    Заголовок сообщения: cколиозы и другие проблемы с позвоночником
Понятно, что у балетных большая нагрузка на позвоночник. С детьми сейчас начинают заниматься с 5 лет и не всегда грамотно. Вопрос: Есть ли в Москве известные специалисты-костоправы, которые работают с балетными? Как с ними связаться? Могут ли профессионалы высказаться по вопросу упражнений для позвоночника?
Вернуться к началу

дилетант
Участник форума

Искривление в позвоночника в балете

Зарегистрирован: 01.02.2004
Сообщения: 242
Откуда: Moscow

Добавлено: Пт Апр 23, 2004 6:18 am    Заголовок сообщения: о кабаевой
Вопросы гибкости и прыгучести должны интересовать многих родителей и не только балетных. Вот, например, об Алине Кабаевой:Я много раз слышала и читала о том, что гибкость Кабаевой следствие недостатка или переизбытка чего-то в организме, но все это догадки, поэтому «диагнозы» везде разные.

Алина к спине своей относится очень внимательно. Для нее специально какой-то очень известный врач, жаль, не помню имени, разработал комплекс упражнений, который она делает после каждой тренировки. Это гимнастика на полу, с виду очень простая, но мышцы спины укрепляет очень здорово. Сама Алина говорит, что если перестанет делать эти упражнения, вообще не сможет тренироваться. (цитата из форума худ.гимнастики)
Вернуться к началу

дилетант
Участник форума

Искривление в позвоночника в балете

Зарегистрирован: 01.02.2004
Сообщения: 242
Откуда: Moscow

Добавлено: Чт Апр 29, 2004 8:08 am    Заголовок сообщения: осанка
Неужели вопрсы осанки никого не волнуют? Я понимаю, есть куча специальных сайтов, но ведь они все рекламного характера. И отличить правду от желания заработать деньги можно только на основании опыта «независимого эксперта».

Неужели все любители балета могут обсуждать только формы балерин, а собственный вид и здоровье их не волнует? ИМХО глядя на сцену стоит задуматься о своем внешнем виде, а отдавя своих детей в различные танцевальные студии знать чем им это грозит.
Вернуться к началу

дилетант
Участник форума

Искривление в позвоночника в балете

Зарегистрирован: 01.02.2004
Сообщения: 242
Откуда: Moscow

Добавлено: Сб Май 15, 2004 5:37 am    Заголовок сообщения:
Это отрывок из интересных воспоминаний Андрея, которые можно почитать на этом форуме.

В связи с этим вспоминается история, рассказанная мне

замечательным танцовщиком, в прошлом солистом театра

«Кремлевский балет», а ныне работающим в балете в Германии –

Константином Черкашиным.

“В детстве у меня были проблемы с позвоночником и тогда кто-то

посоветовал маме отдать меня в хореографическое училище“, –

вспоминал он. “В училище меня приняли, но нормально

заниматься, как все дети, я стал не сразу. Мне было только

девять лет и было трудно понять тогда, почему нужно столько

времени тратить на балет, когда хотелось просто погулять с

ребятами на улице. В первом классе преподавательница классики

приходила на урок с металлической расчёской с острыми зубцами.

Однажды во время урока, когда мы стояли на полупальцах, она

подошла ко мне и потребовала: “Выше, выше поднимайся!”, и

стала концом расчёски давить мне в икру ноги. “Выше, ещё

выше!” – говорила она, вдавливая расческу всё глубже, и в

результате проколола мне мышцу. С ужасной болью в ноге я

кое-как добрался до дома после урока, и нога еще долго болела

после этого случая. Когда через год я настолько полюбил

занятия в балете, что уже просто не мог без этого жить, мама

решила показать мой позвоночник врачам ещё раз. Немного

посовещавшись, зная, что я уже занимаюсь в балете, врачи все

же вынесли приговор: “Его нужно отдать в школу-интернат для

детей с больным позвоночником!” Это означало, что балет для

меня был закрыт навсегда, и мне предстояло ходить в интернат,

где дети всё делают лёжа, даже уроки — лёжа на животе. Когда

мы вышли от врачей , то я горько заплакал, на минуту

представив, что я уже больше никогда не смогу заниматься в

хореографическом училище моим любимым балетом. Но мама

сказала: “Этого не будет никогда!”, и я снова пошел в училище.

После этого я стал еще серьёзнее относиться к балетным урокам

и заниматься с еще большей охотой”. Он вспоминает, а я

перелистываю альбом с его фотографиями из разных балетных

спектаклей. И вижу перед собой красивого молодого артиста в

разных сценических костюмах, где от тореадоров до принцев

передо мной предстает вся его яркая балетная судьба после

училища. И думаю о том, что его мама оказалась права, когда не

поддалась убеждениям врачей.

Вернуться к началу

дилетант
Участник форума

Искривление в позвоночника в балете

Зарегистрирован: 01.02.2004
Сообщения: 242
Откуда: Moscow

Добавлено: Пт Июн 11, 2004 8:53 pm    Заголовок сообщения:
Вот высказывания Илзе Лиепа из интервью газете «Сбережения» (№1 2004).

Об осанке: Например, вам нужно укрепить мышцы спины. Это можно делать надрываясь с гантелями в тренажерном зале, а можно под красивую музыку без каких-либо чрезмерных нагрузок (это она рекламирует пилатес). Чем пилатес отличается от аэробике и чем похож на балетную школу из интервью не понять. Может быть кто-нибудь просветит?
Вернуться к началу

Илья
Участник форума

Зарегистрирован: 17.06.2004
Сообщения: 387
Откуда: МГАХ

Добавлено: Пт Июн 18, 2004 9:19 pm    Заголовок сообщения:
Что такое Аэробика наверное объяснять не надо, а вот пилатес вещь интересная и нужная в балете. Особенно когда танцовщик травмирован. Пилатес позволяет поддерживать мышцы в должной форме не давая нагрузок нагрузок на травмированный отдел.
Вернуться к началу

Antonia
Участник форума

Искривление в позвоночника в балете

Зарегистрирован: 02.04.2006
Сообщения: 141

Добавлено: Пт Апр 14, 2006 9:16 pm    Заголовок сообщения:
Боль в спине! Редко, но метко… Просто ужас! При чём ощущение, что болит сам позвоничник… К кому податься: к остеопату, к мануальному терапевту, к массажитсу? Бывает ли у Вас такое?
Вернуться к началу

DOMINATOR
Активный участник форума

Зарегистрирован: 13.06.2005
Сообщения: 440

Добавлено: Пт Апр 14, 2006 9:22 pm    Заголовок сообщения:
Какой отдел спинного позвоночника болит?

У меня лично, крестец сильно болит…
Вернуться к началу

Antonia
Участник форума

Искривление в позвоночника в балете

Зарегистрирован: 02.04.2006
Сообщения: 141

Добавлено: Пт Апр 14, 2006 9:38 pm    Заголовок сообщения:
Это тоже бывает, но не часто… У меня проблемный участок — поясница, это, видимо, из-зи прогиба
А у тебя ты знаешь почему болит крестец? За вашим здоровьем следят в училище? Медосматривают?
Вообще это же ненормально, если болит спина? Или нормально надо привыкать?
Вернуться к началу

DOMINATOR
Активный участник форума

Зарегистрирован: 13.06.2005
Сообщения: 440

Добавлено: Сб Апр 15, 2006 7:38 am    Заголовок сообщения:
К костоправу я принципиально не хожу. А болит у меня из-за лордоза моего… Мед осмотры бывают, но ни к чему они обычно не приводят.
Вернуться к началу

Вакханка
Постоянный участник форума

Искривление в позвоночника в балете

Зарегистрирован: 10.03.2006
Сообщения: 871
Откуда: Москва

Добавлено: Сб Апр 15, 2006 9:46 pm    Заголовок сообщения:
Да, у меня тоже прогиб в пояснице Сколько раз слышала на классе:»Убери свой дурацкий гимнастический прогииииб!!!» А в детстве его не было, кстати.
Вернуться к началу

armida
Новичок

Зарегистрирован: 11.04.2006
Сообщения: 55

Добавлено: Сб Апр 15, 2006 10:20 pm    Заголовок сообщения:
Antonia писал(а):
Это тоже бывает, но не часто… У меня проблемный участок — поясница, это, видимо, из-зи прогиба
А у тебя ты знаешь почему болит крестец? За вашим здоровьем следят в училище? Медосматривают?
Вообще это же ненормально, если болит спина? Или нормально надо привыкать?

Нет! Это плохо.Вы, видимо, arabesque не совсем правильно держите.видимо, за счет поясницы.Это категорически нельзя!Так учат, я знаю, но многих педагогов вообще к детям подпускать нельзя.Подвижность должна быть в суставе, а в спине-это для гимнасток больше подходит.Так нам работать надо, а они в двадцать лет инвалиды половина.Нужна подвижность, но другого рода.Ломать поясницу нельзя ни в коем случае!

Вернуться к началу

Antonia
Участник форума

Искривление в позвоночника в балете

Зарегистрирован: 02.04.2006
Сообщения: 141

Добавлено: Вс Апр 16, 2006 12:19 pm    Заголовок сообщения:
Armida, Вы опять попали в точку! Посмотрела на себя повнимательнее — арабеск за счёт поясницы! Начала копаться — оказалось, что все движения назад выполняются при активном участии поясницы. Поэтому и на середине, видимо, я так неустойчиво себя чувствую… Ужас! Это же теперь надо переучиваться абсолютно… Просто кошмар…
Вернуться к началу

armida
Новичок

Зарегистрирован: 11.04.2006
Сообщения: 55

Добавлено: Вс Апр 16, 2006 1:52 pm    Заголовок сообщения:
Antonia писал(а):
Armida, Вы опять попали в точку! Посмотрела на себя повнимательнее — арабеск за счёт поясницы! Начала копаться — оказалось, что все движения назад выполняются при активном участии поясницы. Поэтому и на середине, видимо, я так неустойчиво себя чувствую… Ужас! Это же теперь надо переучиваться абсолютно… Просто кошмар…

Ничего, пока в школе, все можно и нужно исправлять.Это рабочие моменты.Просто, если сейчас это не исправить, в дальнейшем с техникой будут большие трудности, плюс спина рано сломается, а надо после выпуска еще 20 лет трудиться!Попробуйте сделать балленсуар в 60 градусов без участия спины вообще.Как будто просто стоите, обычно, на двух ногах.Работает только раб нога в верхнем суставе.На арабеске,аттитюде спину вообще не клась, не трогать.Одна нога работает от сустава.При правильной работе , если все за себя,на аребеске должно свести заднюю прыжковую мышцу(Такой бугорок на задней стороне большой берцовой кости).

Вернуться к началу

Antonia
Участник форума

Искривление в позвоночника в балете

Зарегистрирован: 02.04.2006
Сообщения: 141

Добавлено: Пн Апр 17, 2006 12:59 pm    Заголовок сообщения:
Попробовала… Неутешительно… Привыкла работать неправильно, поэтому подвижность сустава в «правильном» направлении развита плохо. Не пускает какая-то маленькая связочка, которая спереди соединяет ногу с тазом (живописно ). Может быть Вы подскажите какие-либо упражнения для её растягивания и развития подвижности суставов? Может что-нибудь из партерной гимнастики для маленьких балетных детей?
Вернуться к началу

Показать сообщения:   

 

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Источник

Александр Щеглов.

Сколиоз – «стандартная» болезнь.

Я уже неоднократно писал на страницах «Танцевального вестника» о проблемах нарушений осанки у детей, занимающихся бальными танцами (см. N 19,27,40-43), но чем больше этих детей оказывается на врачебном приеме, тем больше огорчают случаи серьезных и необратимых проблем с осанкой, называемых сколиотической болезнью. Нарушения осанки выявлять и исправлять несложно, если они связаны с мышечным дисбалансом. Видимые в вертикальном положении искривления позвоночника при нарушенной осанке, как правило, нивелируются в положении лежа, а нарушения работы внутренних органов носят преимущественно функциональный характер и не приводят к серьезным и фатальным последствиям. Сколиоз же (от греческого scolios – кривой) – это серьезная болезнь, склонная к прогрессированию в возрасте с 10 до 16 лет и требующая длительного и активного лечения, поскольку происходят структурные изменения позвонков и межпозвоночных дисков, постепенное скручивание позвонков вокруг вертикальной оси, что может привести к необратимым дефектам фигуры, хроническому (пожизненному) нарушению функций дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем организма. Коварство сколиоза состоит в том, что он развивается исподволь не вызывая долгое время болей и иных жалоб, а когда боли возникают, лечение часто уже оказывается малоперспективным из-за стойких анатомических дефектов позвоночника. Мне довелось консультировать «бальников» со сколиозами разных степеней выраженности (даже третьей!) в разных возрастных группах и разного танцевального уровня (включая М-класс). Это преимущественно девушки с одинаковыми вариантами искривлений позвоночника – дуга выпуклости в грудном отделе справа, на этой стороне поднято плечо, голова чуть наклонена вправо, правая половина таза ниже левой, мышечный валик и дуга сколиоза в поясничном отделе слева. Заметно отклонение корпуса в сторону, разные треугольники талии, лопатки на разном расстоянии от позвоночника и одна выступает больше другой.
Именно возраст юниоров является наиболее опасным у девочек, занимающихся бальными танцами, по развитию правостороннего грудного сколиоза, поскольку это период наиболее интенсивного роста при еще недостаточно сформированном мышечном корсете (сколиозы после 16 лет обычно более стабильны и компенсированы). Я специально посетил несколько городских конкурсов, пристально вглядываясь в девичьи спины, и с сожалением отметил, что большинство из них далеки от идеала. Спины парней сокрыты костюмами и не столь явно разочаровывают (из чего не следует, что у них проблемы с осанкой встречаются реже). Рассмотрев стойки партнерш в европейской программе на уровне Д2 – Ю1, я не могу исключить, что усердные занятия бальными танцами при нескорректированных нарушениях осанки в этом возрасте могут провоцировать развитие однотипного варианта «стандартного» сколиоза в последующем. При этом активные занятия хореографией и культивирование чрезмерной гибкости позвоночника лишь усугубляет проблему и ухудшает прогноз.
В этой связи хочу обратить внимание родителей и тренеров на необходимость постоянного контроля над осанкой детей, а при малейших подозрениях на развитие сколиоза – скорейшего врачебного вмешательства. Сколиоз – это тот случай, когда время не лечит.

Следует начать беспокоиться, если у ребенка несимметрично расположены уши, плечи, лопатки, локти, талия, ямочки над крестцом, «крылья» таза, складки под ягодицами, тазобедренные суставы. Попросите ребенка достать руками до пола, оценивая при этом, нет ли отклонения туловища от срединной линии при наклоне, нет ли сбоку от поясничных позвонков, одностороннего продольного мышечного валика, а в грудной клетке – «выпирания» ребер или лопатки с одной стороны. Попросите ребенка сложить руки на затылок в «замок» и, не опуская рук, наклониться вправо и влево и посмотрите, образует ли позвоночник при таком наклоне в сторону равномерную дугу, или заметны выпрямленные участки. Любые жалобы ребенка на несимметричные мышечные боли после нагрузок, или на сложности при выполнении движений корпусом, должны привлечь внимание тренеров и родителей к проблеме нарушений осанки.

Хочу предложить ряд упражнений, которые могут использоваться во время и после тренировок (особенно в европейской программе) для профилактики развития сколиоза и для его лечения при небольших степенях (первой и второй). Хочу подчеркнуть еще раз, что лечение сколиоза в любом случае должно проводиться только с врачебным контролем.
Прежде всего, рекомендованы так называемые симметричные упражнения. При «сколиотической осанке» мышцы по обе стороны позвоночника имеют разную силу. При выполнении симметричных упражнений слабые мышечные группы напрягаются и тренируются больше, а сильные – меньше, за счет чего и происходит умеренная коррекция их тонуса. Примером симметричного упражнения для позвоночника может служить всем известная «рыбка», или же прославленная йогами «Пурна Сарпасана» – комплексная или полная поза змеи (см. рисунок). Как уверяют йоги, с помощью этого упражнения в коре головного мозга создается центр «красивой осанки».
Асимметричные упражнения также базируются на принципе коррекции позвоночника, но отличаются оптимальным воздействием на его кривизну и дифференцированным укреплением ослабленных и растянутых мышц. Например, при грудной дуге искривления позвоночника вправо и опущенном левом надплечье в перерывах между танцами полезно
следующее упражнение. И.П. (исходное положение) стоя, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. На вдохе опустить правое надплечье с поворотом плеча кнаружи и поднять левое наплечье с поворотом плеча вперед и внутрь. Поворот и наклоны туловища при этом не допускаются. Упражнение способствует выравниванию тонуса мышц, положения надплечий, уменьшению асимметрии стояния лопаток.
При подтвержденном рентгенологически сколиозе очень важно после тренировок
выполнять подобранные врачом специальные «раскручивающие» (деторсионные) упражнения. В качестве примера приведу упражнение, применяющееся при типичном для «бальников»
S-образном сколиозе (правостороннем грудном, левостороннем поясничном). Ребенок в исходном положении стоя левую ногу фиксирует впереди правой, левую руку поднимает вверх, правую помещает на грудь и производит поворот руки и плечевого пояса влево, а таза вправо.
Разгрузка позвоночника при нарушениях осанки и лечении сколиоза является необходимым условием для детей, занимающихся танцами. Положение разгрузки не только позволяет более эффективно воздействовать на зону костной деформации, но и улучшить крово- и лимфообращение в окружающих мышцах и связках. После тренировки детям полезно дома отдыхать, читать и даже делать уроки в положении лежа на животе с упором на локти. Полезно спать на ортопедическом матрасе и ортопедической подушке, носить удобную обувь с силиконовыми ортопедическими стельками. Обязательно должны выполняться и упражнения для расслабления. Это снимает напряжение мышц, ускоряет восстановление работоспособности после тренировки. Особенно важно научиться расслаблять так называемые позные мышцы – это необходимое условие формирования правильной осанки. При расслаблении снижается тонус не только скелетных мышц, но и гладкой мускулатуры внутренних органов в соответствующих зонах. Упражнения в расслаблении — прекрасный способ тренировки тормозных реакций для возбудимых детей. Постоянные тренировочные и конкурсные стрессы вызывают напряжение мускулатуры всего тела, а расслабление лица и рук хорошо снимает психическую нагрузку и облегчает расслабление более крупных мышц. Расслабить мышцы необходимо не только после нагрузки, но и перед ней. Это относится к каждому занятию. Расслабление облегчают такие дополнительные приемы, как встряхивание, раскачивание, маховые движения конечностями, воздействие на рефлекторные точки лица, использование ароматерапии (см. статью «Как снять стресс на паркете» в N 43 за март 2006 г.). Самое простое и эффективное упражнение для расслабления мышц поясницы и бедер – наклониться, захватить руками носки ног и пройти несколько шагов в этом положении.
Бальные танцы – прекрасный симбиоз спорта и творчества. Не случайно они становятся все популярнее и среди взрослых. Однако именно детский возраст требует не формального,
а постоянного и заинтересованного внимания тренеров и родителей к осанке детей. Находя время для тренировок и конкурсов, полезно планировать и визиты к врачу, и время для упражнений по коррекции осанки и профилактики сколиоза. Предупредить сколиоз легче, чем долго, трудно и, зачастую, не слишком успешно лечить.

This entry was posted on Среда, Март 17th, 2010 at 13:10 and is filed under Статьи. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed.
Both comments and pings are currently closed.

Источник