Исследовательская работа о позвоночнике

Исследовательская работа о позвоночнике thumbnail

Заболевание позвоночника Скалиоз

Автор работы: 

Дубынина Татьяна Олеговна

Руководитель проекта: 

Фалалеева Ольга Ивановна

Учреждение: 

МКОУ «Альменевская средняя общеобразовательная школа»

В исследовательской работе по физкультуре «Сколиоз. Как с ним бороться?» я выясню, что такое сколиоз, установлю возможные методы борьбы и предотвращения заболевания позвоночника — сколиоза. Установлю симптомы, причины появления и последствия сколиоза у человека.

В процессе исследовательской работы по физкультуре о сколиозе планирую определить, актуальна ли сейчас проблема этого заболевания.

Существуют ли способы борьбы, лечения и предотвращения развития заболевания позвоночника — сколиоза у детей и взрослых.

Свое исследование построю в первую очередь на поиске, изучении и анализе научной литературы, обобщении найденного материала.

Содержание

Введение
1. Что такое сколиоз?
2. Симптомы
3. Причины появления сколиоза
4. Методы борьбы со сколиозом
5. Профилактика сколиоза
Вывод
Список литературы

Введение

Сколиоз — тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночника, сопровождающееся поражением внутренних органов, нервной системы. При сколиозе развивается физическая неполноценность, возникают глубокие психические страдания вследствие больших косметических дефектов.

Болезнь вызывает грубое многоплоскостное искривление позвоночного столба, что в свою очередь, обезображивает туловище больного, нарушает работу сердца и легких, приводит к инвалидности. Установлено, что при сколиозе страдают сердечно-сосудистая, дыхательная, мочевыделительная системы и желудочно-кишечный тракт, нервная система.

Большое количество больных сколиозом, явная нехватка не инвазивных способов диагностики сколиоза на ранних стадиях, отсутствие единой точки зрения в отношении выбора оптимальной лечебной тактики, а также неудовлетворенность результатами лечения данной патологии создают медицинские, научно-практические и организационные проблемы и свидетельствуют об актуальности избранной темы.

У взрослого человека позвоночник имеет физиологические изгибы, придающие ему S-образную форму. Однако у некоторых людей могут образовываться дополнительные изгибы позвоночника в боковой плоскости. Боковое искривление позвоночника является патологическим состоянием и называется сколиозом. Одна из актуальных проблем в мировой практике — это сколиоз или искривление позвоночника.

В наше время сколиоз очень распространённое заболевание не только среди взрослых людей, но так же среди детей и подростков, особенно во время быстрого роста ребенка в период полового созревания. Причем известно, что у девочек сколиотическая болезнь появляется в 3-6 раз чаще, чем у мальчиков.

Проявиться может заболевание уже в раннем детстве, но прогрессирование деформации наиболее заметно в период бурного роста ребенка, в так называемом, пубертатном периоде. Зачастую это приводит к довольно тяжелым последствиям в опорно-двигательном аппарате и даже во внутренних органах.

В основном, проявления сколиоза видны при наружном осмотре: это разная высота плеч, лопаток, разная выпуклость лопаток, разный зазор между руками и бедрами, мышечный валик, асимметричность «поясничных» треугольников и расположения крыльев подвздошных костей. Для уточнения диагноза необходимо рентгеновское обследование.

Цель работы:

  • Выяснить, что такое сколиоз.
  • Установить какие методы борьбы и предотвращения сколиоза возможны.

Задачи:

  1. Выявить что такое сколиоз и симптомы этого заболевания.
  2. Установить причины появления сколиоза.
  3. Выяснить действительно ли проблема сколиоза стоит остро?
  4. Узнать какие плачевные последствия данного заболевания.
  5. Какие методы борьбы и предотвращения сколиоза возможны.

Методы исследования:

  • изучение и анализ научной литературы;
  • обобщение.

Объект исследования: заболевание позвоночника – сколиоз.

Предмет исследования: причины возникновения болезни.

Источник

Управление образования Администрации муниципального образования «Город Можга»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Исследовательская работа

Что такое сколиоз?

Максимова Александра

3 Б класс

Руководители:

Тимергалина Елена Владимировна, учитель начальных классов

Максимова Наталья Дмитриевна

2016г.

Содержание

Введение……………………………………………………2

Актуальность исследования………………………..………2

Цель исследовательской работы………………………….2

Задачи………………………………………………………2

Объект исследования………………………………………3

Гипотеза…………………………………………………….3

Методы исследования……………………………………..3

Значение позвоночника для человека…………………….3

Что такое сколиоз? ………………………. ……………….4

История возникновения……………………………………4

Классификация сколиоза…………………………………..5

Симптомы сколиоза………………………………………..5

Причины возникновения сколиоза………………………..6

Анкетирование……………………………………………..7

Профилактика сколиоза……………………………………9

Лечение нарушения осанки и сколиоза…………………..10

Заключение…………………………………………………14

Литература. Сайты…………………………………………16

Введение: От родителей и учителей на уроках я часто слышу слова « Выпрями спину, не горбись, сядь правильно, а то заработаешь сколиоз». Мне стало интересно, что же это такое и почему взрослые боятся этого заболевания. Поэтому тема моей исследовательской работы «Что такое сколиоз?»

Актуальность исследования обусловлена широкой распространенностью нарушений осанки и сколиозов у обучающихся.  В большинстве случаев сколиоз становится запущенным, что ведет ко многим другим болезням. В этой работе рассматривается, как лучше не испортить свою осанку и сделать, так что бы она не нарушалась дальше.

Цель исследовательской работы: Понять, что такое сколиоз, определить причины его возникновения и изучить распространенность сколиоза и нарушений осанки у обучающихся начального звена МБОУ «СОШ№3»

Читайте также:  Шишка на позвоночнике в поясничном отделе у ребенка

Задачи:

  • Изучить, что представляет собой сколиоз и нарушение осанки;

  • Познакомиться с историей изучения и классификацией сколиоза;

  • Выявить факторы, приводящие к искривлению позвоночника;

  • изучить степень распространенности сколиоза и нарушения осанки у обучающихся (Провести анкетирование)

  • Обработать Данные

  • Выявить меры профилактики сколиоза.

  • Научиться самой и объяснить учащимся, как бороться со сколиозом.

  • Проинформировать учащихся о болезни сколиоз.

  • Разработать рекомендации по профилактике сколиоза

Объект исследования: Опорно-двигательная система младшего школьника

Гипотеза: В наше время у младших школьников встречается такая болезнь, как сколиоз.

Методы исследования:

  1. Изучение и анализ литературы по данному вопросу;

  2. Беседа со школьным фельдшером с целью выявления доли учащихся начального звена с нарушением опорно-двигательного аппарата в МБОУ «СОШ№3»

  3. Беседа с тренером ДДТ Касаткиной О. И. по ЛФК

  4. Проведение анкетирования среди 1-4классов, для выявления причин возникновения и развития сколиоза и нарушений осанки у учащихся.

  1. Значение позвоночника для человека

Позвоночник — несет тело и удерживает равновесие — вся тяжесть перемещения нашего тела, а также любого груза, который мы переносим, лежит на нем; выступает прочной опорой для мускулатуры, ребер, плечевого пояса; защищает спинной мозг — скопление нервных клеток и волокон, которые управляют движением и деятельностью внутренних органов; обеспечивает подвижность и маневренность, поэтому должен быть гибким, эластичным, чтобы выполнять повороты, наклоны, изгибы, уменьшать сотрясения при ходьбе; с помощью связок и мышц поддерживает в определенном положении все внутренние органы.

Осанка – это привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. Она зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки. При правильной осанке – спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут.

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу. Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом развивается болезнь – сколиоз.

  1. Что же такое сколиоз?

Сколиоз – это боковое искривление позвоночника. Сколиоз является одной из самых распространенных и тяжелых деформаций позвоночника, которая приводит к изменению всего опорно-двигательного аппарата, а также к нарушениям деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем. Кроме косметического дефекта, сколиоз приводит к расстройствам деятельности внутренних органов и нередко головным болям. Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным — при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник.

  1. История возникновения

Сколиоз позвоночника является очень древним заболеванием. В старинных захоронениях найдены скелеты людей со сколиотическими искривлениями позвоночников. У Тутанхамона было сколиотическое искривление позвоночника вследствие синдрома Марфана.

Эта проблема стояла перед врачами с незапамятных времен. Известно, что с целью исправления осанки пациентов Гиппократ использовал мануальную терапию и лечебную гимнастику.

4. Классификация сколиоза

В зависимости от того, в какую сторону искривлен позвоночник, сколиозы подразделяются на: правосторонние, левосторонние, С-образные, S-образные.

Так же различают сколиозы врожденные (они встречаются в 23.0%), в основе которых лежат различные деформации позвонков и приобретенные.

К приобретенным сколиозам относятся:

  •  Ревматические, возникающие обычно внезапно и обуславливающиеся мышечным спазмом на здоровой стороне

  • ​ Рахитические, которые очень рано проявляются различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц, длительное сидение, особенно в школе, — все это благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;

  • ​ Паралитические, чаще возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;

  • Привычные, на почве привычной плохой осанки (часто их называют «школьными», так как в этом возрасте они получают наибольшее выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и.т.д.

5. Симптомы сколиоза

На ранних стадиях симптомы практически отсутствуют – человека не беспокоят никакие боли и он может считать себя абсолютно здоровым. Однако если вовремя не выявить сколиоз, он начнет быстро прогрессировать в другие стадии болезни, и когда «проявит» себя в виде болей, недомогания, косметических дефектов тела –лечить сколиоз будет намного сложнее, чем вначале. На развитие сколиоза указывают также следующие признаки:

  • в положении стоя одно плечо находится выше другого,

  • начинает выпирать угол одной из лопаток, при наклоне вперед видно искривление позвоночника.

Читайте также:  Методики дикуля для позвоночника

Наиболее часто сколиоз развивается в детском возрасте, когда происходит активный рост костей ребенка. Заболевание начинается с ослабевания мышц спины и плохой осанки. По мере прогрессирования болезни происходит изменение позвонков и связок, в результате чего образуется искривление.

  1. Причины возникновения сколиоза

Причин возникновения сколиоза несколько:

  • Неразвитые мышцы: Вялые мышцы (не только спины, но и живота, ягодиц, бедер)

  • Возрастные изменения. Межпозвоночные диски — самое слабое место спины. Со временем они изнашиваются, легко подвергаются перегрузкам и потому очень уязвимы.

  • Перенапряжения отдельных групп позвонков. Это может произойти вследствие неправильной осанки при ходьбе, сидении за партой, слишком мягкой постели и подушки. Нарушения функций позвоночника могут возникать в разных отделах. Плоская, вогнутая, круглая спина — следствия неравномерной нагрузки на позвоночник, вызывающей преждевременный износ дисков.

  • Воспалительными процессами и нарушением обмена веществ.

  • Травмы

  • Неправильное положение тела при работе

  • Неправильное питание

  • Заболевания опорно-двигательной системы

7. Анкетирование.

В ходе работы над данной темой мною было проведено анкетирование обучающихся начального звена, а также проанализированы результаты медицинского обследования обучающихся МБОУ «СОШ №3», предоставленные медработником данного учебного заведения Задориной Т.В.

По данным медицинского обследования среди обучающихся МБОУ «СОШ №3» отмечены случаи нарушения осанки и случаи развития сколиоза. Как следует из показателей таблицы, количество обучающихся с нарушением осанки и диагнозом «сколиоз» в 2015-2016 учебном году уменьшилось по сравнению с предыдущим учебным годом.

Таблица 1. Случаи нарушения осанки.

класс

2014 – 2015гг

2015 – 2016гг

1

27

3

2

4

2

3

10

2

4

23

5

26

3

6

15

4

7

12

2

8

28

9

21

11

10

4

9

11

10

6

итого

180

42

Таблица 2. Случаи развития сколиоза.

класс

2014 – 2015гг

2015 – 2016гг

1

1

2

3

1

1

4

2

5

1

1

6

1

1

7

8

3

9

5

10

2

3

11

7

1

итого

23

7

В анкетировании участвовали 74 обучающихся начального звена МБОУ «СОШ №3». Они отвечали на следующие вопросы:

1.​ У вас мягкая постель?

2.​ Вы часто читаете или рисуете в постели?

3.Какую школьную сумку носите:

-на одной лямке?

-ранец?

4.​ Как Вы отдыхаете:

— сидя около телевизора?

— прогуливаясь по улице?

5. Проводятся ли у Вас на уроках пятиминутные зарядки?

Проанализировав ответы участников опроса, можно прийти к выводу, что в начальном звене обучающиеся , а также их родители и учителя стараются заботиться о профилактике нарушения осанки. 66% обучающихся отметили, что у них кровать жесткая, более подходящая для коррекции осанки. 96% участников опроса отметили, что они не читают и не рисуют в постели. 98% обучающихся носят школьную сумку-ранец, что способствует коррекции осанки. 91% опрошенных отметили, что отдыхают, прогуливаясь на улице. 100% участников опроса отметили, что на уроках в школе проводятся физкультминутки.

Из результатов опроса и данных таблиц можно сделать вывод:

  • учащиеся начального звена уделяют больше времени коррекции осанки как дома, так и в школе.

  • Рост количества случаев нарушения осанки и развития сколиоза наблюдается у обучающихся среднего и старшего звена. Это связано с тем, что наибольшая уязвимость позвоночного столба наблюдается в период вторичного вытяжения в возрасте 11 – 15 лет. Именно в это время происходит интенсивный рост скелета, усиленное окостенение позвонков. Развитие мышечной системы при этом несколько запаздывает. При таком несоответствии изменяются условия нагрузки на зоны роста позвонков и дисков. Нарушается обмен веществ в соединительной ткани опорно-двигательного аппарата, сто приводит к нарушению осанки.

8. Профилактика сколиоза

Для профилактики сколиоза нужно:

  • Вести здоровый образ жизни, заниматься не травмоопасными видами спорта.

  • Идеальным выбором будет плавание, которое используется для профилактики и лечения множества заболеваний позвоночника. Занятия плаванием позволяют расслабиться, укрепить мышечный корсет спины и улучшить координацию движений.

  • Полезны также будут катание на велосипеде и лыжах, но только с умеренной активностью.

  • Соблюдать правильное положение позвоночника во время чтения и письма

Пронаблюдав за посадкой одноклассников на уроке, я сделала вывод, что некоторые ребята находятся в зоне риска .

9. Лечение нарушения осанки.

Лечение нарушения осанки и сколиоза в большинстве случаев включает в себя комплекс физических упражнений , плавание, массаж, различные ортопедические приспособления.

Тренер ДДТ г. Можги Касаткина О. И. предложила следующий комплекс ЛФК для исправления нарушения осанки и недопущения дальнейшего развития сколиоза:

Базовые симметричные упражнения для коррекции нарушения осанки и сколиоза

  1. Лягте на спину, приподнимите ноги над полом и приступите к выполнению движений, имитирующих работу ножниц. Упражнение делайте в горизонтальной и вертикальной плоскости. Выполните 4 подхода (по 2 на каждую плоскость). Длительность 1 подхода — 30 секунд. (рис. №1)

  2. Исходная позиция — на четвереньках. Не разгибаясь, сядьте ягодицами на пятки и сделайте упор ладонями в пол. При помощи рук начните передвигать туловище сначала влево, затем вправо. Осуществляйте движения медленно, задерживаясь в каждой позиции на несколько секунд. Выполните 10 таких движений (по 5 в каждую сторону). (рис. №2)

  3. Встаньте на четвереньки (опуститесь коленями на пол, нагнитесь вперёд и поставьте руки на пол). Ноги и руки должны быть на ширине плеч. В таком положении начинайте выгибать спину вверх, затем наоборот осуществите прогиб вниз. Выполняйте упражнение в медленном темпе. Количество подходов — 5. (рис. №3)

  4. Возьмите твёрдую подушку, положите на пол и лягте на неё животом. Сцепите за спиной руки в замок. Начинайте производить подъём тела вверх на максимально возможную высоту, но при этом не перегружайте позвоночник. У вас должны быть задействованы мышцы поясничного отдела спины. Сделайте 10 таких подъёмов. (рис. №4)

  5. В положении стоя, поставьте ноги на ширине плеч. Руки должны находиться в свободном положении вдоль туловища. Сдвиньте лопатки и удерживайте их в таком положении около 5 секунд (используйте для этого мышцы грудного отдела спины), затем вернитесь в исходное положение. Повторите описанные действия 10 раз. (рис. №5)

  6. Встаньте на четвереньки. Параллельно полу вытяните левую руку вперёд, а правую ногу назад. Продержитесь в таком положении несколько секунд, далее поменяйте положение, вытянув соответственно правую руку вперёд и левую ногу назад. Упражнение необходимо повторить 10 раз. (рис. №6)

  7. Лёжа на спине согните ноги в коленях и прижмите их друг к другу, руки нужно развести в стороны, перпендикулярно телу. Теперь начинайте поворачивать голову в левую сторону, а колени наклоните в правую, затем поменяйте направления (голову — вправо, колени — влево). Упражнение задействует шейные и поясничные мышцы, выполнить его нужно 7 раз. (рис. №7)

  8. Лягте на бок, стороной где имеется искривление. В области талии нужно подложить мягкий валик или небольшую подушку. Согните в колене ногу расположенную сверху, а нижнюю оставьте в прямом положении. Поднимите верхнюю руку, навесив её над головой, нижней рукой возьмитесь снизу за шею. Сохраняйте это положение в течении 10 секунд, далее лягте на спину, расслабьтесь. Повторите прибывание в данной позе 5 раз.

Читайте также:  Осколок в позвоночнике что это

После завершения занятия, уделите 10-15 минут для отдыха. Приведённый выше комплекс ЛФК следует выполнять каждый день.

Результативность тренировок будет напрямую зависеть от регулярности их проведения и правильности выполнения упражнений.

Для профилактики нарушения осанки и развития сколиоза необходимо соблюдать следующие правила:

  • Всегда сидите прямо, при этом излишне не сгибайте туловище и как можно меньше наклоняйте голову вперёд.

  • Высота стульев и кресел должна подбираться по длине голени, поэтому при сидении ваша нога должна не висеть, а упираться в пол.

  • Если вы много времени проводите в сидячем положении, рекомендуется каждые 20 минут вставать с места и при возможности немного разминаться.

  • В течение дня периодически делайте медленные прогибы назад, это позволит снять напряжённость с мышц спины.

  • Когда необходимо долго стоять, попробуйте поочерёдно опираться сначала на одну, а затем на другую ногу. Меняйте положение каждые 10 минут, это снизит нагрузку на позвоночник.

  • Не носите тяжести в одной руке, всегда равномерно распределяйте нагрузку на обе руки.

  • Для отдыха пользуйтесь кроватью с матрасом средней жёсткости, подушку подберите маленького размера, для того чтобы шея находилась на одной линии с остальными отделами позвоночника.

Заключение.

  • Проведя исследование и изучив литературу, я выяснила, что существует проблема нарушений осанки у детей школьного возраста.

  • Между осанкой и здоровьем существует прямая связь.

  • Все отклонения в осанке, представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения.

  • Нарушения осанки не только портят внешний облик, но могут привести к ряду заболеваний.

  • Дефекты осанки отражаются на состоянии нервной системы.

  • Неправ тот, кто думает, что красивая и правильная осанка дается человеку от природы. Ее нужно воспитывать с детства. В детском возрасте позвоночник очень гибок и податлив. Таким образом моя гипотеза оправдалась.

  • В итоге проведённых мною исследований я могу сделать вывод, что основными причинами нарушения осанки у школьников: неправильность посадки за рабочим местом, малое посещение спортивных секций.

Литература. Сайты:

  1. https://osteopatia.kiev.ua/nashi-publikacii/skolioz-u-detej-diagnostika-profilaktika-lechenie/

  2. https://www.f-med.ru/spine/scoliosis.php

  3. https://pro-ortoped.ru/lechenie-skolioza-u-detej.html

  4. https://osanka-norm.ru/?p=165

Источник