Как нарисовать позвоночник человека поэтапно

Эта часть посвящена тем аспектам анатомии человека, которые вам потребуются, чтобы научиться рисовать человека. Вам не нужно знать каждую отдельную мышцу и все внутренние органы, но вы должны знать все, что влияет на форму и поверхность тела. Эти знания должны включать в себя: скелетную структуру, основные группы мышц, которые держат тело, и распределение жировых отложений под кожей.

Если вы хотите изучить этот вопрос более подробно, есть много доступной литературы по анатомии для художников, которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме. Но я считаю, что художнику необходимо обладать лишь небольшим фондом основных анатомических знаний для своих нужд, так что здесь мы будем рассматривать только основные составляющие структуры организма и простую механику его работы.

Следует подчеркнуть, что хороший рисунок фигуры человека имеет мало общего с анатомической схемой. Однако, если вы не знаете основные аспекты, ваши рисунки будут более убедительными.

Кости

Нормальный человеческий скелет состоит из 206 костей, обеспечивая мобильную вспомогательную структуру для тела и защиту для жизненно важных органов. Есть также сесамовидные кости, которые образуются в сухожилиях и непосредственно не связаны с другими. Они не учитываются в общей сложности (206) и здесь мы их не будем брать в расчет и обсуждать. Кости связаны друг с другом жесткими, гибкими связками. В суставе каждая артикуляционная кость покрыта тонким слоем хряща, который носит на себе всю тяжесть износа. Весь сустав заключен в капсулу соединительной ткани, которая выделяет синовиальную жидкость, чтобы обеспечить смазку.

Центральное место в скелетной системе человека занимает позвоночник — гибкий столбец, состоящий из 33-х позвонков, поддерживающий череп, плечевой пояс, грудную клетку и таз. Руки связаны с плечевым поясом, а ноги с тазом.

Плечевой пояс включает ключицы и лопатки. Плечевая кость вписывается в небольшое гнездо в лопатке, что позволяет делать широкий диапазон движения руки в плече.

Грудная клетка образует бочкообразный гибкий каркас, который защищает сердце, легкие, пищевод и другие структуры.

Таз прочно прикреплен к нижней части позвоночника, которая поддерживает кишечник и другие внутренние органы и передает вес верхней части тела ногам. Бедренные кости связаны твердо в чашеобразной полости в области таза. Хотя все люди разные, кости среднего женского скелета меньше и легче, чем у мужского. Грудная клетка более узкая, а бедра относительно шире, чем у мужчин. Кроме того, женский позвоночник имеет более акцентированный изгиб наружу от поясницы.

Художнику необходимо знать, что не бывает совершенно прямых костей. Если руки и ноги нарисовать с совершенно прямыми костями, они будут выглядеть негибкими и жесткими. Кривизна костей очень сильно связана с ритмом действий фигуры. Это поможет создать впечатление жизни.

Мышцы

Есть чуть более шестисот произвольно-сокращающихся мышц в организме человека, но для наших целей необходимо обсудить лишь:

  • крупные поверхностные мышечные группы, которые влияют на форму тела и ответственны за движения конечностей, а также
  • гораздо более сложные мышцы, которые влияют на движение лица.

Это все скелетные мышцы. Большинство скелетных мышц прикрепляются обоими концами к костям (через сухожилия) и действуют подобно натяжению пружины в плане того, что они способны сокращаться; при этом они дают возможность одной кости вращаться относительно другой, как рычаг. Мышцы, которые дают выражение на лице связывают кость и кожу.

Мышца состоит из тысяч волокон, каждое из которых контролируется нервным окончанием. Эти нервные окончания реагируют на сигналы от мозга, выпустив незначительное количество ацетилхолина, который заставляет мышечные волокна сокращаться вдоль их длины, и они становятся короче и толще.

Иллюстрация ниже показывает действие бицепса на переднюю часть руки. Когда он сокращается, рука согнута. Выпрямляет руку другая мышца — трицепс, которая находиться на задней поверхности предплечья. Чтобы разогнуть руку, трицепс должен сократиться, а бицепс расслабиться. Все мышцы, отвечающие за движения скелета спарены таким образом, чтобы для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, была другая расположенная так, что она может потянуть в противоположную сторону.

Вообще весь комплекс мышц задействован для каждого движения тела: сгибание руки включает в себя множество мышц помимо бицепса и трицепса. Один набор мышц обеспечивает основную движущую силу, в то время как противоположные мышцы обеспечивают расслабление и удлинение. Между тем, другие обездвиженные суставы нужны для стабилизации равновесия организма.

Мышцы расположены одинаково в мужском и женском организме, а дифференцированной жировые отложения на груди и бедрах вызывают гендерные различия формы тела. Мы рассмотрим их позже.

Все уроки по теме «как нарисовать человека» здесь.

В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».

Источник

1. Введение

Этот метод поможет вам рисовать людей и разных существ. Он никоим образом не претендует на звание лучшего или даже быстрого. Работая таким образом, вам придется думать и воссоздавать формы человеческого тела в объеме.

В классической мультипликации (особенно у Диснея) используется аналогичный метод проработки персонажей. Там важно прочувствовать персонажа в объеме, чтобы он двигался естественно. Этот метод поможет вам оформить свое представление форм персонажа на бумаге. И избавит от синдрома «не поместился на листке».

2. Поза

Основы анатомии

Схематические изображения

Начнем с упрощенных изображений человека. Помните: «Палка, палка, огуречик — получился человечек»… Не стоит недооценивать их значение. Вы даже не знаете, какую пользу могут принести схематические «человечки». Вы спросите — какую?

Самое главное — они отображает очень важную характеристику объекта, который вы рисуете — пропорции. Вы знаете значение пропорций в рисовании. Слишком короткая нога или слишком длинный нос могут испортить любой шедевр.

Давайте присмотримся повнимательнее к нашим человечкам. Они отличаются в деталях, в зависимости от того, насколько точно вы хотите воссоздать фигуру. Но позами мы займемся чуть позже. Давайте сначала рассмотрим пропорции.

Человечек 1. Голова, торс, руки и ноги. С ним вы мало что сможете сделать. Разве что попрактиковаться в соблюдении пропорций этих частей тела.
Человечек 2. Дальше — больше. На этой фигурке уже можно отобразить пропорции плеча и предплечья, бедра и голени.
Человечек 3. Вершина схематичного искусства ;). Думаю вряд ли вы видели, чтобы кто-то рисовал так. У этой фигурки плечи и таз уже имеют определенную ширину. Ниже вы оцените значение схематических рисунков.

Задание: нарисуйте несколько «человечков» и посмотрите, насколько точно вы соблюдаете пропорции. Это простой и быстрый способ оценить ваше знание пропорций человеческого тела. Вы сможете реально оценить результат, если вас не будут отвлекать аксессуары: доспехи, волосы и т.д.

Кроме того, схематическое изображение позволяет сразу определить, поместится ли ваш герой на листок бумаги, ему отведенный.

Язык тела

И снова человечки.

Итак, теперь вы знаете, насколько важно освоить пропорции. И какую помощь в этом оказывают схематические человечки. Теперь пора заняться позой. Или, другими словами, заставить вашего героя что-то делать.

С помощью схематических рисунков вы сможете перепробовать множество поз и выбрать нужную, прежде чем начинать работу над персонажем. Кроме того, вы всегда будете видеть, поместится фигурка на листе или нет. Так что схематическое изображение помогает планировать ваш будущий шедевр.

Человечки в действии.

Ниже приведены несколько примеров, в которых схематические «человечки» отображают различные позы. Как правило, сразу видно, естественная поза или нет. В крайнем случае, попробуйте воссоздать ту позу, которую нарисовали, и вам сразу станет ясно 😉

Этот бросает копье.
Танцует (ну, мне так кажется ;).
Бежит. Обратите внимание, что таз и плечи стали немного уже. Ведь мы рисуем вид сбоку.
Гладиатор. Опущенная рука с мечом немного короче. Обратите внимание на поворот корпуса — очень естественная поза, особенно, когда оглядываешься куда-то.
Этот грустит. Или никак не может найти контактную линзу.
Этот просто ничего не делает. Тот же поворот корпуса — плечи и бедра развернуты на небольшой угол.
Странный тип. Ему наверно очень неудобно. Во всяком случае, выглядит глупо.

Задание: нарисуйте несколько схематических человечков, занимающихся разными делами. Следите за пропорциями. Эта работа поможет вам прочувствовать динамику человеческого тела.

Равновесие

Когда вы задаете позу своего героя, нужно не забыть о его центре тяжести. Закон всемирного тяготения еще никто не отменял. Центр тяжести человека расположен в низу живота. Вес ног составляет около половины веса тела.

Его расположение относительно точек опоры влияет на равновесие тела. Посмотрите на эти примеры:

красный круг = центр тяжести
красная стрелка = направление силы тяжести
зеленая стрелка = точки опоры

Обычная походка.
Центр тяжести находится между двумя точками опоры. В результате человек находится в равновесии.
Падение.
Центр тяжести находится в стороне от точек опоры. В результате человек теряет равновесие и падает влево.
Балансирование.
Оно возможно благодаря относительной симметричности человеческого тела. Сравните со следующим рисунком.
Теперь человечек наклоняется вправо. Центр тяжести тоже немного смещается вправо.
Беги, человечек, беги.
Когда человек бежит, центр тяжести находится впереди точки опоры. Вы видите, что такая неуравновешенная поза приводит к тому, что человек падает вперед. Естественно, он не упадет, потому что движется вперед и поочередно выставляет ноги вперед.
Прислонившись к стене.
Человечек находится в равновесии, потому что центр тяжести находится между двух точек опоры: ноги и плеча. Вторая нога не принимает участия в удержании равновесия.
Крадущийся тигр. Притаившийся дракон.
Высокий удар ногой. Центр тяжести находится справа от точки опоры и тело будет двигаться вправо. Это придаст силу удару. Кстати, знающие люди говорят, что так бить неправильно.

Конечно, поза не обязательно должна быть уравновешенной. Это придает ей динамизм и движение. Уравновешенная поза — это спокойный персонаж.

Надеюсь, что мои советы позволят вам добиться большей естественности рисунка.

Движения и действия

Тело — это гибкая и подвижная система, на которую влияет сила тяжести. Его положение не бывает жестко установленной.

На первом рисунке изображен идущий человек. Движения я отобразил в несколько преувеличенном виде, для наглядности. Обратите внимание на движение тазобедренных суставов. Плечи как правило движутся в противоположном направлении.

На втором рисунке — человек, который лежит на боку, опершись на локоть. Его грудная клетка висит на соответствующем плече. Позвоночник имеет определенную гибкость и тоже может изменять свое положение.

3. Строение

Чтобы создать что-то, нужно понять его строение. Если вы хотите изобразить человеческое тело, нужно немного знать особенности его строения.

Скелет

Скелет, как вы знаете, составляет основу тела. Схематические человечки уже показали нам кое-что. Но нам нужно познакомиться с человеческим телом поближе.

Основные части человеческого тела:

  • Вид спереди:
  • голова (черный)
  • грудная клетка (голубой)
  • позвоночник (голубой)
  • таз (голубой)
  • суставы (красный)
  • руки (зеленый)
  • кисти (зеленый)
  • ноги (зеленый)
  • стопы (зеленый)
Вид сбоку.
Обратите внимание на изгиб позвоночника (я убрал руки, чтобы его было лучше видно).

Чтобы нарисовать фигуру человека можно использовать скелет в упрощенном виде:

Этот рисунок позволяет немного лучше понять строение тела.

Строение тела

А теперь — ближе к телу. Займемся мускулами (или жиром, уж как получится). Мы будем использовать эллипсы, цилиндры и другие формы для отображения частей тела. Выберите форму, которая больше всего подходит для нужной части тела.

Может перейти сразу к рисованию собственно тела?
Можно, конечно. Но мы занимались схематическими фигурками и упрощенным скелетом, чтобы вас не отвлекали детали и вы могли заняться пропорциями, равновесием и позой. Этот, казалось бы, лишний шаг позволит вам разобраться с объемными пропорциями.

Объемное представление частей тела.
Красные линии — соединения.
Вы можете проанализировать расположение частей тела.

Расположение частей тела. Практика

Вы можете использовать этот метод, чтобы описать позу и объемы. Посмотрите на примеры.

Слева — наброски, схематические рисунки. Справа — объемные прорисовки на основе схематических рисунков.

Учтите, что не нужно строго придерживаться цилиндрической формы — скорее просто соединяйте суставы. Эти наброски похожи на медицинские манекены, составленные из цилиндров и эллипсоидов.

Детали

Этот метод вам пригодится и при проработке деталей, например кисти и ступни.

4. Варианты

Конечно, у разных людей довольно разные пропорции.

1. Люди

Вот несколько примеров:

  • мускулистый мужчина;
  • женщина, стандартная фигура;
  • толстые мужчина;
  • ребенок

Иногда легче рисовать всю фигуру целиком (как в случае с мускулистым мужчиной), иногда — сначала грудную клетку, затем остальное. Смотрите сами, как удобнее.

2. Разнообразные существа

Этот метод поможет вам рисовать разнообразных существ, строение которых сходно с человеческим. Если быть точным — всех потомков динозавров, от млекопитающих до птиц.

Вот несколько примеров:

  • Обезьяна
  • Собака
  • Ящерица

Когда я работал над мускулистой обезьяной, то рисовал всю фигуру сразу. Как правило, для мускулистых существ не нужно рисовать отдельно грудную клетку.

То же самое применимо к конечностям. Не обязательно сначала рисовать линии. Нарисуйте суставы и соедините их.

3. Мультипликационные персонажи

Да, для «мультяшек», особенно в стиле сороковых-пятидесятых, тоже хорошо подходит этот метод. Преобразовывать объемы довольно легко, вы сами увидите. Не нужно прорисовывать грудную клетку и таз, если они вам не нужны. Да и суставы вряд ли нужны для «мультяшек», которые гнутся, словнот резиновые.

Вот и все, ребята. Урок окончен. Главная мысль — для рисунков нужна определенная основа. Чтобы получить ее, лучше упростить изображение до схематического. Основное преимущество этого метода — вы можете легко и быстро опробовать разные позы. И размер бумаги не станет на пути полета вашей фантазии. Этот метод поможет улучшить композицию рисунка.

И напоследок — небольшой пример.

Источник

Иногда легче рисовать всю фигуру целиком (как в случае с мускулистым мужчиной), иногда — сначала грудную клетку, затем остальное. Смотрите сами, как удобнее.

2. Разнообразные существа

Этот метод поможет вам рисовать разнообразных существ, строение которых сходно с человеческим. Если быть точным — всех потомков динозавров, от млекопитающих до птиц.

  • Обезьяна
  • Собака
  • Ящерица

Когда я работал над мускулистой обезьяной, то рисовал всю фигуру сразу. Как правило, для мускулистых существ не нужно рисовать отдельно грудную клетку.

То же самое применимо к конечностям. Не обязательно сначала рисовать линии. Нарисуйте суставы и соедините их.

3. Мультипликационные персонажи

Да, для «мультяшек», особенно в стиле сороковых-пятидесятых, тоже хорошо подходит этот метод. Преобразовывать объемы довольно легко, вы сами увидите. Не нужно прорисовывать грудную клетку и таз, если они вам не нужны. Да и суставы вряд ли нужны для «мультяшек», которые гнутся, словнот резиновые.

Вот и все, ребята. Урок окончен. Главная мысль — для рисунков нужна определенная основа. Чтобы получить ее, лучше упростить изображение до схематического. Основное преимущество этого метода — вы можете легко и быстро опробовать разные позы. И размер бумаги не станет на пути полета вашей фантазии. Этот метод поможет улучшить композицию рисунка.

источник

Как рисовать человека? Торс. Анатомия для художника

Чтобы научиться рисовать человека, необходимо познакомиться с основами пластической анатомии. Ведь, внешние формы тела человека определяются главным образом скелетом и мышцами. В этой статье я начну с рисунка скелета. А далее мы поэтапно рассмотрим формы мышц, их расположение, а также некоторые пропорции туловища человека.

Грудная клетка и таз — это основа туловища. Между ними находятся мягкие ткани области живота. Его форма меняется в зависимости от положения грудной клетки или таза (повороты, наклоны), ведь, они соединены подвижной частью — позвоночником. При различных движениях форма тела меняется. Образуются выпуклости и впадины — так внешне проявляется работа мышц. Однако, кроме мускулатуры, на поверхности туловища, также, заметны некоторые кости. Например, это ключицы, надчревный угол грудной клетки, подвздошный гребень таза… (смотрите иллюстрацию).

Грудная клетка и таз — основа туловища. Поэтому начинающим художникам необходимо не только запомнить их форму, но и понимать как скелет влияет на внешний вид тела человека. Для этой цели я нарисовал соответствующие части скелета с двух сторон — спереди и сзади. Однако, кроме изучения форм, могут пригодиться и названия:

  1. Позвоночник;
  2. Грудная клетка;
  3. Таз;
  4. Грудина;
  5. Надчревный угол;
  6. Лопатка;
  7. Ключица;
  8. Подвздошный гребень;
  9. Подвздошная кость;
  10. Вертлужная впадина;
  11. Лонное сращение;
  12. Лонная кость;
  13. Седалищная кость;
  14. Копчик;
  15. Крестец.

Но для художника подробный рисунок скелета и названия — не главное. Здесь более важно понимание формы. Поэтому я сделал схематичный рисунок грудной клетки и таза. Он поможет увидеть основные особенности формы, ведь он лишён ненужных подробностей и обобщённо передаёт суть.

Когда логика крупных форм понятна, можно переходить к деталям. Поэтому рассмотрим элементы скелета, образующие плечевой пояс: лопатки и ключицы. Лопатки прилегают к задней стороне грудной клетки. В области акромиона они соединяются с ключицами. Посредством суставной впадины к лопаткам «крепятся» плечевые кости рук. Форму лопаток Вы можете увидеть на иллюстрации, там же указаны и основные элементы: гребень или ость лопатки, суставная впадина, акромион, клювовидный отросток.

Мускулатура

Как известно, мышцы расположены на скелете и приводят в движение отдельные его части. Для начинающих художников важно понять, что мышцы обусловливают рельеф тела, они имеют не только определённую форму, но и объём. Поэтому, рассматривая следующие рисунки мышц торса, обращайте внимание и на их форму, и на то, как они формируют объёмы отдельных частей туловища. Также нужно учитывать, что не все мышцы видны. Какие то из них лежат внутри, под теми мышцами, что на поверхности. Поэтому в этой статье обсуждаются только наиболее крупные и заметные мускулы.

Мышцы образованы волокнистой мышечной тканью. На рисунке направление этих волокон представлено направлением штриховки. Это направление соответствует движению, производимому данной мышцей. Учитывая это, Вы можете мысленно представлять какие мышцы отвечают за те или иные движения. Мышцы с одинаковой функцией объединяются в группу. Такие мышцы называются синергистами. Мышцы противоположного действия называются антагонистами. То есть, если одна группа мышц сгибает, то другая, наоборот, разгибает.

Каждая мышца состоит из мышечной части и сухожилий, при помощи которых она прикрепляется к скелету. Сухожилия имеют разную форму — форму шнура, ленты или даже пластинки. В третьем случае они называются апоневрозами. Мышцы покрыты прозрачными оболочками, называющимися фасциями. Мышцы «спрятаны» под слоем жировой ткани и кожного покрова. У более полных людей жировой ткани больше, поэтому она больше скрывает мускулатуру. У худощавых людей жировой ткани меньше, поэтому мышечные группы заметны лучше.

Для того, чтобы научиться рисовать портрет художнику нужно изучать формы, объёмы и пропорции. Однако в процессе изучения пластической анатомии может потребоваться и знание названий мышц. Рассмотрим эти названия:

  1. Грудиноключичнососцевидная мышца;
  2. Трапециевидная мышца;
  3. Дельтовидная мышца;
  4. Большая грудная мышца;
  5. Передняя зубчатая мышца;
  6. Прямая мышца живота;
  7. Наружная косая мышца живота;
  8. Подостная мышца;
  9. Широчайшая мышца спины;
  10. Разгибатель спины (лежит под апоневрозом широчайшей мышцы спины).

Тональный рисунок торса

После того как мы рассмотрели ключевые моменты из анатомии, приступим к тональному рисунку гипсовой модели торса. Эта модель предназначена для наглядного представления мускулатуры человека и очень помогает начинающим художникам в изучении анатомии. Не случайно её рисуют студенты художественных училищ и академии. Рисование гипсового торса очень помогает применить теоретические знания анатомии в практической работе над портретом. Выше я разместил два рисунка торса: вид спереди и со спины.

После построения, в рисунке следует передать светотень. И здесь мы приходим к необходимости чувствовать форму. Если в рисунке цилиндра всё просто — свет, полутень, тень и рефлекс ровно переходят друг в друга, то тут сложнее. Здесь мы наблюдаем свет и тень как на каждой отдельной мышце, так и на всём туловище в целом. На этом этапе обучения соединяются знания анатомии и основ академического рисунка.

Отдельно хочется поговорить о штриховке. В рисунке гипсовых геометрических тел часто применяют относительно длинные штрихи. В портрете же такая штриховка используется ограниченно. В рисунке человека чаще применяется штриховка из коротких штрихов. На иллюстрации видно как на каждой отдельной мышце штрихи укладываются по форме поверхности — штрихи как бы огибают форму. Поэтому и длина штрихов, и их направление, их пересечение будут зависеть от формы мускулов.

Но здесь есть ещё один секрет. В рисовании сложных форм к которым относится и портрет, хорошо использовать такой приём. Штрихи объединяются в группы и образуют как бы мазочки краски. Как в живописи объём «лепится» мазками кисти, так и в рисунке эти образные мазочки из штрихов «покрывают» поверхность формы. Каждый отдельный такой мазок отличается от соседнего направлением штриха. То есть получаются как бы маленькие плоскости из штриховки, которые «облегают» форму.

Это очень важный момент в рисунке. Если понять суть этого подхода, то Вы удивитесь как преобразятся Ваши работы. Но это всего лишь технический приём, который никак не заменит академическую грамоту. Он имеет смысл только в том случае, если имеются базовые знания — умение строить форму, передавать светотень, а также знать азы анатомии. Тогда этот стиль работы карандашом очень поможет в работе над портретом.

Пропорции человеческой фигуры

Следующее, на что нужно обратить внимание — это пропорции. Здесь можно много чего обсуждать, но в этой статье я затрагиваю только основные и самые важные для художника аспекты. Поэтому рассмотрим главное отличие в пропорциях мужской и женской фигур, которое принципиально важно в портрете. Оно заключается в различии ширины плечевого пояса и области таза. У мужчин плечевой пояс шире, чем таз и бёдра. У женщин, наоборот, плечи уже ширины таза и шейки бедра.

Эта особенность наблюдается в большинстве случаев. Однако, нельзя сбрасывать со счетов индивидуальные особенности. Например, у некоторых женщин ширина плеч может быть больше ширины области таза. Но это редко бывает. Несколько чаще встречаются случаи, когда женский плечевой пояс и таз с бёдрами равны.

Следующий важный момент в анатомии для художника — это, так сказать, изгибы силуэта фигуры человека относительно вертикальной оси, которые заметны в профиль.

Позвоночный столб — не прямой, он имеет выпуклую и вогнутую части. Они имеют соответствующие названия — «кифоз» и «лордоз». На иллюстрации Вы можете их наглядно видеть. Кроме s-образной формы позвоночника, форма бедренной кости и масса мышц-разгибателей визуально создают ощущение изгиба этой части ноги вперёд. То же самое ощущение, только в противоположную сторону, образуют мышцы голени. Получается подобная позвоночнику s-образная форма. Чтобы лучше видеть данную особенность человеческой фигуры я провёл вертикальную ось. Благодаря ей всё вышеперечисленное хорошо заметно.

Знание пластической анатомии и рисование человека с натуры

Когда художник рисует портрет конкретного человека с натуры, то, конечно, он старается передать его индивидуальные особенности, то, что видят его глаза. Но при этом художники не слепо срисовывают, а анализируют натуру. Нужно понять форму головы, туловища, рук. И тут на помощь приходят знания пластической анатомии. На какие характерные черты человека нужно обратить внимание? Какие детали следует обобщить? Как среди многочисленных подробностей выделить ключевые? Чтобы ответить на эти вопросы нужно знать анатомию. Например, грудная клетка и лопатки могут проступать через одежду и образовывать соответствующие складки на этой одежде. Но при этом художник видит большое количество самых разных складок. Какие из них он нарисует? Случайно выбранные? Или те, что образуются от лопаток и грудной клетки?

Данный пример показывает, что знание анатомии нужно не для того чтобы делать шаблонные рисунки мышц. Они нужны для реальной работы в живописи или рисунке, когда художник работает над портретом конкретного человека. Это можно сравнить с путешественником, рассматривающим карту местности. На карте всё схематично и просто. А в реальной местности можно заблудиться, так как пейзаж изобилует множеством подробностей. Если человек не знает местности, то он может легко потерять ориентацию. И здесь на помощь приходит карта, так как она подсказывает главное направление и основные ориентиры. Тот же принцип лежит и в применении знаний пластической анатомии в рисовании реального человека с натуры. В работе над портретом неопытные художники часто теряются в подробностях и не видят «главного направления». Понимание же основ анатомии помогает чувствовать уверенность в рисунке и живописи, ведь, тут мы уже не слепо срисовываем, а изображаем человека осмысленно.

источник

Скелет карандашом поэтапно, подсказки профессионала

Скелет на первый взгляд очень просто изобразить на бумаге. Отчасти это и так, ведь изобразить человеческие мощи проще, чем сотворить портрет, но все же без элементарных знаний анатомии рисунок получится не правдоподобным, а скорее карикатурным. Школьного запаса с курса биологии вполне достаточно, для того чтобы реберные кости и суставы были нанесены в соответствии с их месторасположением в организме человека.

На вопрос, как нарисовать скелета, ответы вы получите в этом уроке. С подсказками опытного художника творческий процесс будет легким и непринужденным. Приступим к пошаговому изображению скелета.

Этап №1. Чертеж каркаса и прорисовка черепа

Для полноты и реалистичного вида картинку рекомендуется рисовать на весь листок, какого бы он размера не был. Прежде чем начать основную работу, нужно тонкими пунктирами разметить зоны нанесения частей тела.

Следующим шагом начните вырисовывать скелетные части, начиная с черепа. Начертив 2 пересекающиеся прямые, сегментно разделите круг на 4 части. Спустите карандаш на 2 – 3 см ниже, и под нижней линией прорисуйте прямую линию еще раз, обозначающую зону рта. Нарисуйте анатомические составляющие лица скелета: глазные впадины, прорисуйте носовую впадину, и зубы. Обозначьте нижнюю часть черепа контурной линией как указано на примере.

Этап № 2. Продолжение каркаса: обозначение позвонка, верхних и нижних конечностей

Линию головы продолжайте рисовать вниз, создавая скелету основу. Наметьте линией область плеч, и параллельно к ней в тазобедренной области начертите еще 2 прямые параллели. Эти короткие линии визуально обозначат будущий таз.

Для полного завершения каркаса скелета от линии плеч и таза проведите наметки, обозначающие основу рук и ног.

Посередине линии позвоночника фрагментом синусоида обозначьте реберную дугу. На линиях рук кружочками обозначьте локтевые суставы, и овалами прорисуйте кисти. Такую же схему чертежа проведите на нижних конечностях, обозначая зоны коленей и стоп.

Во время работы внимательно смотрите на пример № 2, для уточнения деталей.

Этап № 3. Вырисовываем туловище

Начните с шеи, и зарисуйте пространство между черепом и основной линией плеч. Двумя овальными кружочками в этой области нарисуйте позвонки.

Следующими нарисуйте ключицы. Начерченные ранее линии рук обведите во всю длину овалами. На обеих конечностях нарисуйте верхнюю плечевую и нижнюю предплечную кость. Во время работы следите, чтобы нарисованные элементы были одинакового размера, и симметричны. Чтобы работа приобрела правдоподобного эффекта, выделите плечевую и предплечную суставную область. Секрет того, как нарисовать кость, не велик, нужно просто немного расширить костное окончание.

На примере № 3, четко показано, как правильно рисовать туловище скелета. Запомните, главная задача этого этапа – точно и четко симметрично нарисовать ребра. Так как ребра попарно соединены с грудными позвонками, разнобой в рисунке просто не допустим.

В процессе рисования скелета вовсе не обязательно изображать все 12 ребер, как правило, их рисуют не более 7, как и в нашем примере.

Этап № 4. Нижняя часть скелета

Прежде чем опускаться на нижние конечности, под грудной клеткой, ниже реберной дуги нарисуйте 4 позвонка. Под позвоночными овалами прорисуйте крестец, нанеся в области тазовых линий форму вытянутого конуса.

Переходя к рисованию тазовых костей, тщательно изучите пример, поскольку изображение тазового участка достаточно сложное. Если присмотреться, то вы увидите изображаемый малый таз в виде крыльев бабочки.

Тазовая линия берет свое начало у верхней части крестцовой линии, непрерывным мягким движением поднимайте ее к реберной дуге. Затем плавно под углом опускайте к основанию крестцовой кости, при этом мягко и чисто округляя линию таза.

Нарисовав мелкие детали нижней части туловища, приступайте к изображению костного основания нижних конечностей.

Обратите внимание на пример № 4. Верхняя (бедренная), и нижняя (берцовая) костные части нарисованы в небольшой асимметрии, это необходимо для соблюдения пропорциональности скелета. Поэтому, не совершите ошибку.

Колени, обозначенные кружками, приведите в более естественный вид, и своеобразными выступами в основании кости обозначьте сустав.

Этап № 5. Завершающий

Закончив с отдельными анатомическими частями, предайте рисунку естественности и сотрите ластиком все вспомогательные разметочные линии.

Для придания скелету правдивости, проработайте мелкие детали. К примеру, дорисуйте скулы на черепе, подробнее обрисуйте лучевые и локтевые кости рук, тщательно проработайте фаланги пальцев на руках и на ногах. Обрисуйте и выделите большеберцовые, и малоберцовые костные основания, акцентируя внимание на коленном суставе.

По завершению должен получиться скелет, как на примере № 1. Теперь вы мастер по рисованию скелетов.

Погрузитесь в атмосферу творчества и вдохновения, и уже через несколько дней рисование станет неотъемлемой частью Вашей жизни!

Подарите себе возможность созерцать рождение прекрасного!

источник

➤ Adblock
detector

Источник