Как сохранить здоровым позвоночник школьника
Заболевания позвоночника никогда не ассоциировались с юным возрастом, скорее наоборот. Но, увы, всё больше и больше обращений родителей, обеспокоенных спинами своих детей. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
Во времена моей юности самым страшным наказанием для детей было: “Не пойдёшь гулять!”. Сейчас самое главное наказание – отнять компьютер/телефон/планшет и выгнать на улицу. Ребёнок даже не знает, что на ней, на улице этой, делать-то… Детских площадок вроде немало, но ведь они сейчас делаются не для детей, а для соблюдения строительных нормативов… Ну, положено иметь во дворе нового дома детскую площадку, ну, сделали. А что карусели не крутятся и в песочнице гравий – нуууу… нормативы-то соблюдены.
Я уж не говорю, что стали роскошью и канули в небытие хоккейные коробки и баскетбольные-футбольные площадки во дворах. Их сменили парковки…
А дети должны двигаться. Постоянно и повсеместно.
Учёба становится всё напряжённее. В школах на уроках колоссальные перегрузки в плане количества уроков и объёма информации. Причём всё больше и больше работы на дом, родители все вечера проводят за домашними заданиями, потому что нормальный ребёнок не в состоянии самостоятельно освоить всё сам. И стресс нарастает и копится у человека уже с детских лет.
Я как-то побывал в родной школе на вечере встреч выпускников. Был шокирован новой школьной мебелью. Парта и оба стула объединены одной рамой! То есть ни поменять позу, ни придвинуть-отодвинуть стул ребёнок не в состоянии. Это очень плохо…
Самое частое обращение родителей – “у моего ребёнка сколиоз”. Мы не будем заострять внимание на том, что это такое и в чём отличие сколиоза от нарушения осанки, скажу лишь, что посадке детей (да и взрослых в не меньшей степени) должно уделяться максимальное внимание. Это глобальная тема, достойная отдельной статьи.
Привели как-то ко мне на заре моей медицинской карьеры в бытность в Санкт-Петербурге мальчишку семи лет. Такой усталой и напряжённой спинки я редко наблюдаю и у бабушек-дедушек… Спрашиваю – чем любишь заниматься? Ну там, футбол, всё-таки Питер, “Зенит”, там это народная любовь… нет, говорит мальчик, я люблю компьютер и в телефон играть… Рядом сестра его, 14 лет барышне. И точно такая же спина у неё… И вокруг них хлопочет мамаша: “Как же так, почему же так, ведь мы всё для них делаем, мы работаем с утра до вечера, чтоб у них всё было…”
Родители! Детям нужны ВЫ, а не заработанные Вами деньги!
Есть огромный риск, что пока Вы в поте лица трудитесь, чтобы заработать своим детям больше денег, Вы этих самых детей и упустите! Заведите обычай, например, по выходным всей семьёй ходить на лыжах зимой. Летом походы и рыбалки. Секции, как можно больше спорта. Причём лучше совместно с детьми. Сами же будете не в пример лучше себя чувствовать.
Что же делать? Как сохранить здоровье школьника?
Не требуйте от детей идеальной успеваемости в школе.
При таком потоке информации в долгосрочной памяти всё равно мало что останется. Я не призываю ни в коем случае бойкотировать учёбу, нет, конечно же. Но пощадите ребёнка, если видите явный перегруз. Отсутствие полного набора “пятёрок” в дневнике гораздо предпочтительнее надорванного в погоне за этими оценками здоровья.
Не давайте детям компьютерных игр.
Это так заманчиво – в конце усталого взрослого дня сунуть ребёнку в руки планшет и насладиться внезапно воцарившейся в доме тишиной. Но это очень чревато плохими последствиями как для психики ребёнка, так и для его физического здоровья.
Бассейн, наконец.
Ещё ни у одного известного мне коллеги никогда не было в пациентах пловца. А для формирующегося стремительно растущего организма плавание даст задел здоровья на всю последующую жизнь.
Будьте лучшими друзьями своим детям, уделяйте им максимум внимания, занимайтесь совместным спортом и тогда Вам никогда не понадобятся наши медицинские услуги!
Эта статья была вам полезна?
Если да, пожалуйста, поставьте ей палец вверх. Автором наших материалов является врач первой категории, мануальный терапевт Свистуненко Илья Олегович. Ознакомиться с его образованием, лицензией и научными публикациями вы можете по ссылке.
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! В интернете очень много медицинских статей написанных дилетантами. Пожалуйста, прежде чем делать выводы, всегда обращайте внимание на источник информации.
Если вас интересуют вопросы здоровья позвоночника и суставов,подписывайтесь на наш канал! Мы расскажем все о заболеваниях и не дадим ввести вас в заблуждение относительно методов лечения. Наша информация предоставляется абсолютно бесплатно, также как и первичная консультация у мануального терапевта И. О. Свистуненко, которую вы можете получить в Оренбурге, записавшись по телефону +7 (922) 886-93-21.
Источник
Российские старшеклассники не могут похвастаться отменным здоровьем. К таким выводам пришли специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава. Выводы они сделали на основании исследований, проводившихся в течение 10 лет: с 2005 по 2015 гг. Стрессы на фоне экзаменов и сложных учебных материалов, проблемы с пищеварением из-за перекусов на ходу и, конечно же, проблемы со всем телом из-за сидячего образа жизни, неправильного распределения веса в рюкзаках и ранцах и неверно подобранных рабочих мест. При этом в силах родителей минимизировать вред, получаемый детьми. О том, на что надо обратить внимание и чем обеспечить ребенка, чтобы сохранить у него осанку и здоровые кости, АиФ.ru рассказал остеопат, краниопостуролог Владимир Животов.
Почему у детей меняется осанка?
Очень часто происходит следующая ситуация: ребёнок идёт в школу, и спустя какое-то время родители отмечают, что малыш стал сутулиться, сидит за письменным столом согнувшись, а при осмотре становится видна сколиотическая дуга. Но эти изменения не происходят за несколько месяцев. На самом деле сколиоз формируется гораздо раньше: во время внутриутробного развития и в родах. Уже тогда опытный специалист может определить, что у малыша есть сколиотические изменения. Уточню, что сколиоз в переводе означает «кривой». Он затрагивает все тело, — от макушки до стоп — а не только позвоночный столб. В школе нарушение осанки становится особенно очевидным из-за скачка роста и множества провоцирующих факторов, на которые родителям необходимо обращать внимание, чтобы сохранить здоровье школьника.
Нельзя использовать специальные корсеты и различные фиксаторы осанки. Родители должны понимать, что искривлённая осанка — это вынужденное положение тела, в котором оно лучше всего может расслабиться. Поэтому насильно переучивать ребёнка и заставлять держать спину ровно (и тем более — ругать или смеяться над несовершенной осанкой) бесполезно. Выровнять тело можно с помощью лечения, причём начать его лучше как можно скорее, особенно если школьнику поставили диагноз «сколиоз». Важно не упустить момент, когда тело ребёнка окончательно сформируется. Тогда нивелировать изменения осанки будет гораздо сложнее.
Школьный рюкзак
Сегодня их выбор очень широк: разноцветные и однотонные, ультрамодные и классические, из кожи и из полимерных материалов, на одной и двух лямках. Первое, на что следует обратить внимание, — это наличие в рюкзаке жёсткой спинки. Она будет держать форму и послужит мягкой «подушечкой», находящейся между спиной ребёнка и содержимым рюкзака. Лямки должны быть достаточно широкими, чтобы помогать распределять нагрузку и не натирать плечи школьника. Выбирайте рюкзак, соразмерный ширине плеч ребёнка, по высоте он должен быть равен длине спины. Приобретайте рюкзак из прочного материала, снабжённый надёжной фурнитурой, крепкими замками и кармашками для мелочей.
И, конечно, важно объяснить ребёнку, что рюкзак надо носить на двух плечах, чтобы обе стороны тела работали симметрично и равномерно, несмотря на то, что школьники любят модничать и использовать лишь одну лямку. Также не стоит надевать рюкзак так, чтобы он оказывался на уровне ягодиц. В этом случае он будет «тянуть» спину назад.
Какая должна быть обувь?
Туфли и ботинки для школьника ничем не отличаются от обуви для ребёнка младшего возраста. Когда родители слышат о нарушении осанки, они обувают школьника в ортопедическую обувь с жёстким задником, фиксирующим голеностоп, и супинатором. Делать это ни в коем случае нельзя. Ортопедические изделия хороши лишь в том редком случае, когда есть строгие показания. Обувь должна давать ноге ребёнка возможность свободно двигаться, быть мягкой, гнущейся и удобной. Лучше всего под эти характеристики подходит натуральная кожа. Ноги ребёнка в такой обуви будут «дышать», и ботинок спустя время примет форму стопы и немного растянется.
Идеальный вариант обуви для занятий физкультурой — это кроссовки с мягкой подошвой, которая амортизирует прыжки и движения во время бега, с сетчатыми дышащими вставками и удобной шнуровкой.
Выбираем место в классе
Самое удачное место — прямо напротив доски, не слишком далеко, чтобы не пришлось постоянно напрягать глаза, и не на первой парте (так придётся держать голову чуть запрокинутой). Если идеальное место за партой досталось не вашему ребенку, лучше поговорить с классным руководителем, чтобы у него была возможность периодически менять место. Например, одну четверть сидеть в правой половине класса, другую — в левой.
Помним о спорте
Физические нагрузки — обязательное условие укрепления мышечного корсета. Побуждайте школьника побольше ходить пешком, отдайте ребёнка в спортивную секцию. Отлично подойдёт плавание: это именно тот вид спорта, который показан абсолютно всем, ведь он включает в работу мышцы спины симметрично. Также подойдут любые игровые виды спорта: футбол, волейбол, баскетбол. Детям может подойти легкая атлетика, многим понравятся туристические походы в дикой природе.
Источник
МКОУ «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №2»
Исследовательская работа
Тема «Как сохранить позвоночник здоровым»
Выполнила: обучающийся 4 А класса
Антипов Антон
Руководитель: учитель начальных классов
Крылова Анна Дмитриевна
г. Медвежьегорск
2017г.
Введение
Быть здоровым и красивым мечтает каждый человек на Земле. А красоту и здоровье нашему телу придает ровный позвоночник. На медосмотре в поликлинике у меня выявили нарушение осанки. Моя мама заволновалась, а доктор сказал, что это может привести к искривлению позвоночника, к нарушению дыхания, к ухудшению зрения. Я решил подробно изучить данную тему, ведь она актуальна для всех без исключения, а особенно для школьников.
Оказывается, запущенное в детстве нарушение осанки никуда не уходит, а наоборот, усиливается с каждым годом. Поэтому действовать нужно как можно быстрее, ни в коем случае не откладывать решение проблемы на потом. Я решил изучить все стороны этого вопроса, заострить внимание детей и родителей на данной проблеме и попытаться поправить создавшееся положение. Это является целью моего исследования.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу и интернет источники по заданной теме.
2. Провести анкетирование и опрос среди обучающихся по заданной теме.
3. Подобрать упражнения для сохранения здорового позвоночника.
4.Познакомить одноклассников с результатами работы.
Методы исследования:
- Изучение печатных материалов
- Опрос обучающихся и родителей
- Анализ и сравнение полученных данных
- Мониторинг результатов
Объект исследования – школьник.
Предмет исследования – позвоночник школьника, осанка.
Мы предполагаем, что соблюдение определенных правил поможет поддерживать здоровое состояние позвоночника и осанку человека.
Собранный материал по теме смогут использовать все, кто хочет сохранить свое здоровье. В этом заключается практическая значимость исследования.
Основная часть
В начале исследования мне было важно выяснить является ли тема сохранения здоровья позвоночника актуальной для моих сверстников. С этой целью в 4а классе было проведено анкетирование.
Исходя из результатов последнего вопроса, важность сохранения здорового позвоночника подтверждают 100 % опрошенных. А это доказывает актуальность выбранной мною темы.
Из энциклопедии «Анатомия человека» я узнал, что в организме человека все взаимосвязано. Позвоночник может быть «виновен» в возникновении болей в спине, суставах, мышцах, головной боли и головокружении, заболеваний почек и расстройств желудочно – кишечного тракта, проблем со зрением и тд. [8]
Осанка – это привычное положение тела про положении стоя, ходьбе и положении сидя, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе. [5]
По определению С.И.Ожегова осанка – внешность, манера держать себя. [4]
В.И.Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводит пословицу «Без осанки конь – корова». [2]
Изучая литературу по теме исследования, я узнал, что на формирование неправильной осанки влияют многие причины: питание, режим труда и отдыха, занятия спортом, вес школьного рюкзака и т.д.
1.Режим труда и отдыха. Опросив одноклассников я выяснил, что наибольшее количество опрашиваемых проводят у телевизора и компьютера более 1.5 часа в день, и большинство из них телевизор смотрят лежа. Из этого можно сделать вывод, что в школе режим труда и отдыха соблюдается, но дома большинство ребят младшего школьного возраста долго сидят за компьютером или у телевизора, да и еще в неправильной позе, редко гуляют на свежем воздухе.
2.Отсутствие или недостаток физических нагрузок. Исходя из проведенного анкетирования я узнал, что лишь половина опрошенных занимается спортом и только 2 ученика делают по утрам зарядку. Можно сделать вывод, что дети неохотно занимаются спортом, что делать просто необходимо!
3.Неправильное питание. Чтобы сохранить здоровье костей, необходимо следить за рационом питания. В нем должны быть продукты богатые кальцием ( капуста, молоко, творог, сыр, миндаль и т.д) [5]По результатам наблюдений, рыбу и блюда из молока почти никто не ест. Предпочтение отдается булочкам, йогуртам, сосискам и т.д. Правильное питание – залог здоровья!
4.Неправилно подобранные и тяжелые школьные сумки. По мнению Роспотребнадзора – общий вес учебников и тетрадей на один учебный день вместе с комплектом школьных принадлежностей и рюкзаком для школьников 1 – 4 классов не должен превышать 15 % от веса школьника. [1, 6] Я обследовал ранцы обучающихся и пришел к выводу, что средний вес ранцев не соответствует норме. Причем, я заметил, что есть ребята, которые носят ранцы на одном плече или вовсе ходят с сумками.
5.Неправильная поза при положении сидя, при ходьбе. Я заметил, что за своей позой во время урока или в свободное время никто из моих сверстников не следит.[5]
Еще одним важным условием сохранения здорового позвоночника является спорт. Исходя из этого, я решил подобрать физические упражнения, которые помогут сохранить позвоночник здоровым. (Приложение 1)
Важно помнить, что если у вас есть боли в спине, то сначала необходимо обратиться за помощью к врачу, и с его разрешения выполнять представленные выше упражнения и рекомендации.
Исходя из проведенного исследования, мы пришли к выводу, что поддерживать позвоночник здоровым помогут соблюдение режима питания, режима труда и отдыха, выполнение простых физических упражнений. Также необходимо всегда следить за своей осанкой.
Список использованной литературы
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2. 1178-02.
- Даль В.И. Толковый словарь Даля 1863-1866
- Коростелёв Б.Н., Воспитание здорового школьника, пособие для учителя. Москва: «Просвещение», 1983г
- Ожегов С.И. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов 1949-1992.
- Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия М. 1991.
- Правда, о школьных портфелях. (Сайт «Здоровье»)
- https://dhttps://detstvo.ru. «Как сохранить осанку школьника?»
- https://ru.wikipedia.org Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- https://www.7ya.ru «Осанка хорошая или плохая?»
- https://www.zabela.ru «Детская осанка».
Приложение 1
Упражнения для спины.
1.Сидя или стоя, сделай круговые движения головой: подбородок максимально прижать к груди, затем медленно и плавно описать головой круг, повторив несколько раз.
2. Помассируй ладони, пальцы, сожми кулаки. Сведи и разведи лопатки. Походи на пятках.
3. Упражнение «кошка». Дома, стоя на четвереньках, прогибай спину сначала вверх, потом вниз.
4. Вращение руками. Встать прямо, локти развести в стороны, подушечки пальцев рук установить на плечи. Совершать вращательные движения руками назад. Важно, чтобы амплитуда движений не была слишком большой.
5. Приседания. Встать ровно, верхние конечности развести в стороны, ладони смотрят вверх. Встать на носочки, затем присесть, затем — снова на носочки и принять первоначальную позицию. Сделать не спеша 5—10 приседаний.
Источник
х
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Заболевания позвоночника и неправильная осанка зачастую являются не врожденными, а приобретенными. Нередко болезни спины появляются и прогрессируют в школьные годы, поскольку детям приходится носить очень тяжелые портфели и пакеты, подолгу сидеть за столом и пр.
Часто заболевания спины, возникающие у школьников, связаны с ошибками родителей и учителей. С годами состояние позвоночника ухудшается, и к окончанию школы ребенок уже имеет неправильную осанку и часто страдает от болей в спине, плечах и пояснице. Чтобы не допустить этого, нужно суметь обеспечить школьнику подходящие условия для учебы и свести к минимуму риск возникновения заболеваний спины.
В первую очередь позаботьтесь о том, чтобы ребенку не приходилось носить тяжести. Учтите, что именно необходимость носить чересчур тяжелые пакеты и портфели нередко приводит сначала к появлению болей в спине и плечах, затем к ухудшению осанки и возникновению различных заболеваний позвоночника. Вес портфеля вместе со всем его содержимым должен быть в десять раз меньше веса ребенка. Если малышу приходится носить слишком много учебников, тетрадей и пр., узнайте, нельзя ли некоторые из них оставлять в школе, чтобы снизить нагрузки. Если это невозможно, носите часть вещей сами, провожая ребенка в школу и обратно.
Выбирая рюкзак, обратите внимание на его лямки. Они должны быть широкими и в меру жесткими. В противном случае лямки будут слишком сильно давить на плечи. Также перед покупкой обязательно попросите ребенка надеть рюкзак и убедитесь в том, что он действительно удобен. Рюкзак должен плотно прилегать к спине, а его дно – располагаться ниже поясницы, почти возле ягодиц. В этом случае носить его станет легче, да и болей в спине можно будет избежать. Есть и еще более подходящий вариант – рюкзак на колесиках, который можно катить по земле.
Приобретите ребенку стол и стул с регулируемой высотой. Очень важно, чтобы школьник мог делать уроки, не горбясь и не мучаясь от болей в спине. Локти и стопы обязательно должны иметь опору, колени – быть согнутыми под прямым углом. Следите за тем, чтобы каждые 30-40 минут ребенок ненадолго прекращал занятия и вставал с места, делал короткую разминку или хотя бы просто выходил из комнаты. Не лишним будет также хотя бы 2-3 раза в неделю выполнять вместе с ребенком несколько упражнений для укрепления спины. Это поможет не только снять напряжение и улучшить состояние позвоночника, но и помочь ребенку избежать многих проблем со здоровьем в будущем.
[1], [2], [3], [4]
Источник