Какая художница сломала позвоночник
«Дали в цветастой юбке»
Яркие краски – «цвета папайи», как называл их француз Жан-Поль Готье, традиционный мексиканский орнамент, буйство цветов, попугаи, обезьяны и бесконечное лето, наполненное солнцем – таким представляется творчество Фриды Кало тем, кто знаком с ним не слишком глубоко. Без сомнения, мексиканская художница обожала родную страну, её культуру и природу, но есть в её творчестве и другой пласт: тяжёлый, жуткий и пугающий.
«Я и мои попугаи», 1941 год
Фото: Frida Kahlo Museum
Кало можно назвать «мексиканским Сальвадором Дали» в длинной и пышной юбке – как и испанский коллега, художница часто вводила в свои произведения элементы сюрреализма. Правда, «сочный» фолк-арт и наив затеняли сюрреалистичные мотивы в живописи Фриды. Так сама художница пыталась спрятаться за солнцем родной Мексики от боли и ужаса, сопровождавших её всю жизнь.
Натюрморт, 1951 год
Фото: Frida Kahlo Museum
Бунт хромоножки
С болью и несправедливостью Фрида Кало столкнулась уже в 6 лет. В этом возрасте дочь фотографа-эмигранта из Германии и мексиканки индейского происхождения переболела полиомиелитом.
Фото: wikimedia.org
Болезнь обезобразила тело девочки: одна нога Фриды, временно парализованная, стала тоньше и короче. Всю оставшуюся жизнь Кало хромала и была вынуждена носить обувь с каблуками разной высоты.
Фото: Frida Kahlo Museum
Дети дразнили маленькую Фриду «деревянной ногой». Чтобы скрыть свою особенность, девочка надевала на больную ногу несколько чулок, пытаясь придать ей нормальный вид. Полиомиелит стал первой проверкой характера будущей художницы. И она прошла эту проверку с блеском, доказав, что характер, в отличие от здоровья, у неё железный.
Фото: Frida Kahlo Museum
Фрида с детства была бунтаркой: играла с мальчишками в футбол, занималась боксом и другими видами спорта. А когда ей исполнилось 15, поступила в «Препараторию» – одну из лучших школ Мексики, где на две тысячи мальчиков приходилось лишь 35 девочек. И там юная миниатюрная хромоножка моментально заявила о себе, сколотив приватный клуб «Качучас».
Фрида Кало в мужском костюме с сестрами и братом, 1925 год
Фото: wikimedia.org
В 18 лет, когда её сёстры и кузины носили модные платья и шляпки, Фрида наряжалась в мужской костюм – для 1925 года это был серьёзный вызов обществу.
Катастрофа, разбившая жизнь
Хромота оказалась не единственным испытанием для Фриды. Самая жуткая трагедия произошла с девушкой 17 сентября 1925 года. В этот день юная Фрида ехала в автобусе с Алехандро, своим другом и «женихом», как она в шутку его называла. Водитель автобуса так спешил, что, в конце концов, не справился с управлением – и влетел с большой скоростью в трамвай.
Фото: Frida Kahlo Museum
В результате страшной аварии у Фриды оказалось переломано всё тело. Три перелома позвоночника, одиннадцать переломов правой ноги, тройной перелом таза, множественные переломы рёбер, сломанная ключица, раздробленная стопа и целый ряд вывихов – таков был результат столкновения для девушки. Кроме этого, острая металлическая часть перил пронзила насквозь её тело, пройдя через почку и матку. В результате трагедии Фрида оказалась на два года прикована к постели и больше никогда не могла иметь детей.
Рождение художницы
Как ни кошмарна была драма, в которую попала девушка – во многом именно благодаря ей на свет появилась не просто бунтарка, а именно художница. Лёжа в постели, 18-летняя Фрида впервые попросила у отца холст и краски. Папа, с которым у девушки всегда были тёплые отношения, сконструировал для дочери специальный подрамник, позволявший рисовать лёжа.
Фото: Frida Kahlo Museum
Помимо этого, над кроватью начинающей художницы висело огромное зеркало – так, чтобы больная всегда могла видеть своё отражение. Так и появились первые автопортреты, ставшие впоследствии основным жанром её творчества. Как признавалась художница, себя она знает лучше, чем что-либо ещё в этом мире.
«Две Фриды», 1939 год
Фото: Frida Kahlo Museum
«Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего», – так Фрида Кало объясняла свою любовь к автопортретам.
Больная страсть
Но автопортреты великой мексиканки были не только классическими. Часто художница рисовала себя «изнутри», и порой – в самом прямом смысле. Больная почка, кости таза, эмбрион, который никогда не станет рождённым ребёнком – всё это можно найти на самых откровенных картинах Фриды Кало.
«Госпиталь Генри Форда», 1932 год
Фото: Frida Kahlo Museum
Кроме своих портретов, художница часто рисовала лишь одного человека – собственного мужа. Знаменитый мексиканский художник Диего Ривера стал, по признанию самой Фриды, «второй трагедией» в её жизни после катастрофы с трамваем.
Портрет Диего Риверы
Фото: Frida Kahlo Museum
Ривера был старше Фриды на 21 год. Коммунист, бунтарь и ловелас, яркий представитель богемы, имевший бешеный успех у женщин, несмотря на свою, мягко говоря, не слишком привлекательную внешность, Диего покорил сердце юной девушки ещё в школе. Едва оправившись от травм, Фрида отправилась к своему кумиру – показать картины. Через два года пара сыграла свадьбу.
Фото: Frida Kahlo Museum
Несмотря ни на какие клятвы верности, Ривера продолжал крутить бесконечные романы. Он сам признавался, что ни одна из его любовниц не стоила Фриды – но останавливаться не собирался. Фрида прощала всё, она ведь и сама не была святой. Широко известен её мимолётный роман с Львом Троцким, который гостил у художников несколько месяцев и не устоял перед яркой мексиканкой.
Фото: Frida Kahlo Museum
Но однажды случилось то, чего Фрида не смогла простить мужу. Ривера изменил ей с её собственной младшей сестрой Кристиной. После этого ошеломлённая художница подала на развод.
Фото: Frida Kahlo Museum
Впрочем, позже Диего и Фрида поженились вновь. Правда, у вторичного брака были определённые особенности: по требованию Кало, была исключена интимная близость, а сами супруги жили в разных частях дома.
«Фрида и Диего Ривера», 1931 год
Фото: Frida Kahlo Museum
Алкоголь, наркотики и мировая слава
Бокс, футбол и мужская одежда не были единственными «эпатирующими» выходками Фриды-бунтарки. Художница курила, как паровоз, и очень любила выпить. Биографы уверяют, что пристрастие к алкоголю было следствием постоянных болей – последствий аварии – от которых мексиканка никак не могла спастись. В качестве той же причины указывают и её увлечение наркотиками.
Фото: Frida Kahlo Museum
В доме Кало и Риверы не утихали бесконечные вечеринки – сюда стекалась вся мировая богема того времени. В тридцатых художники жили в США и Франции, и именно там, в Европе имя Фриды Кало получило мировую известность. В 1939 году картины художницы появились на парижской выставке мексиканского искусства – и Фрида из Мехико тут же стала событием в мире искусства.
«Корни», 1943 год
Фото: Frida Kahlo Museum
Правда, в родной стране её первая персональная выставка состоялась только за год до смерти художницы, в 1953 году. Тогда Кало уже была прикована к постели – ей ампутировали часть ноги. Несмотря на это, художница лично посетила свою выставку. Фрида шутила и смеялась до последнего – в том числе и над своей странной, переломанной судьбой.
Фрида на обложке
В современном мире высокой моды и фэшн-индустрии Фрида Кало – признанная, хоть и крайне неоднозначная, икона стиля. Не все знают, что в 1937 году художница появилась на обложке журнала «Vogue» – более того, весь номер был посвящён ей целиком. Надпись на обложке культового женского издания гласила: «Особые женщины Латинской Америки: Женская сила Фриды Кало».
Фото: Обложка Vogue Mexico
«Vogue» представил миру великую мексиканскую художницу в том самом образе, который сегодня знают все. Роскошный головной убор с цветами, ставший визитной карточкой художницы, платье с вышивкой и длинной широкой юбкой, персидская шаль, яркая помада и тяжёлые серьги – именно такой увидели французы «особую женщину» Фриду Кало.
Платья Фриды Кало
Фото: Frida Kahlo Museum
Интересно, однако, что «народное платье», в котором снялась для модного журнала художница, было придумано и сшито дизайнером из Парижа. Французский модельер Эльза Скиапаррелли (в подмастерьях у которой работал когда-то сам Живанши), вдохновившись стилем Фриды, создала для неё платье «Мадам Ривера».
Сэльма Хаек в роли Фриды Кало
Фото: kinopoisk.ru
В новом тысячелетии «новую жизнь» стиль Фриды Кало получил благодаря фильму с Сальмой Хайек, а также популярной певице Лане дель Рэй, представшей с венком из цветов «а-ля Фрида» на голове. Многие поклонники певицы, не слишком обременённые знанием культуры и искусства, решили было, что именно дель Рэй ввела в моду цветочный головной убор.
Лана дель Рэй
Фото: WordPress.com
Муза Жан-Поля Готье
Однако «классический» стиль художницы – лишь вершина айсберга её влияния на моду. Большим поклонником творчества художницы является французский модельер Жан-Поль Готье. По одной из версий, провокационный наряд инопланетянки Лилу из фильма «Пятый элемент» Готье создал, вдохновившись картиной Кало «Сломанная колонна».
Фото: kinopoisk.ru
На этом полотне мадам Ривера изобразила себя в не самом привычном образе – в виде покалеченной фигуры с разрушенной колонной внутри, целостность которой поддерживает только корсет из полосок.
«Сломанная колонна», 1944 год
Фото: Frida Kahlo Museum
Такой корсет художница носила из-за последствий аварии, стоившей ей двух лет неподвижности. Интересно, что в реальности корсет был стальным, однако на картине он кажется сделанным из мягкой ткани.
Фото: Vogue Germany, июнь 2014 (фотографы Луиджи Мурен и Янго Хенци)
Образ Милы Йовович в голливудском фильме – не единственное, что создал Готье под впечатлением от творчества художницы. В 1998 году культовый дизайнер выпустил целую коллекцию одежды, посвящённую Фриде Кало. Длинные юбки, отделанные кружевом и тюлем, жакеты, мексиканские шали, яркие краски, тяжёлые ожерелья и головные уборы – всё это наследие художницы, которое вновь вошло в моду с лёгкой руки эпатажного модельера.
Фото: CR Fashion Book, 2013 (фотограф Энтони Мауле)
Кроме Готье, образ Кало использовали «Dolce & Gabbana», «Valentino» и другие модные дома мирового уровня. Сегодня «стиль Фриды» – явный признак смелости и хорошего вкуса.
Маргарита Звягинцева
Источник
Пожалуй, я не ошибусь, если скажу, что Фрида Кало является самой известной художницей. Людей привлекают трагические судьбы, преодоление препятствий, борьба. Такие примеры мотивируют, показывая что жизнь-это то, за что стоит бороться. А еще нам известно, что большинство великих произведений искусства были созданы в результате величайших страданий.
Про Фриду написано множество книг, снято несколько художественных фильмов, кстати вполне приличных, ее образ очень четко закреплен в массовой культуре. Поэтому в этой статье я кратко расскажу о ее биографии в ее собственных картинах.
Фрида родилась в 1907 году в пригороде Мехико в семье фотографа с немецкими корнями Гильермо Кало и мексиканки с индейскими корнями Матильды Кальдерон. В 6 лет она переболела полиомиелитом, в результате чего ее правая нога стала короче и тоньше левой. Собственно желание скрыть этот факт и сделало ее визитной карточкой длинные широкие юбки в пол.
Автопортрет с терновым ожерельем, 1940 год
Фрида была активным и сообразительным ребенком: занималась спортом, хорошо училась и в 15 лет поступила в Препараторию (одну из лучших школ Мехико), чтобы изучать медицину.
Как раз во время обучения в этой школе и произошла та чудовищная авария, которая полностью изменила ее жизнь. Когда я впервые прочла список травм, которые Кало получила в результате столкновения ее автобуса с трамваем, я была удивлена как после такого вообще можно выжить. Перелом позвоночника в 3-х местах, 11 переломов правой ноги, раздробленная стопа, сломанные ребра и ключица и, в добавок ко всему, железный прут проткнул насквозь ее живот (в том числе матку).
Не могу подписаться под правдивостью этого факта, но один искусствовед на своей лекции посвященной Фриде Кало рассказывал, что в момент аварии на девушке было легкое летнее платье, которое было сорвано (видимо какой-то частью перекореженного автобуса), а один из пассажиров перевозил то ли блестящую краску, то ли крошку. Когда ее вытащили из автобуса и положили на асфальт все ее тело было покрыто блестками. Она лежала на земле, истекала кровью и сияла. Зрелище с одной стороны жуткое, с другой завораживающее.
Фрида пролежала в больнице около года, и именно тогда начала рисовать. От скуки. Удивительно, но так начинали многие великие художники. Для нее был сконструирован специальный подрамник, позволяющий рисовать лежа, а под балдахином закреплено зеркало. Первое время она писала натюрморты, но довольно быстро переключилась на автопортреты. Она говорила, что знает себя лучше всего потому что много времени проводит в одиночестве.
Первая серьезная работа созданная в тот период был «Автопортрет в бархатном платье».
Автопортрет в бархатном платье, 1926 год
Можно сказать, что именно с этой картины началась ее история любви с художником Диего Риверой. Еще обучаясь в Препаратории Фрида наблюдала за работой Диего, который был приглашен для создания фрески в одной из аудиторий. Этот автопортрет она принесла ему для оценки ее художественных способностей. Работа Диего понравилась и он попросил ее написать еще несколько, чтоб он смог оценить ее стиль в полной мере.
Диего на тот момент уже был очень известным художником и знатным ловеласом. Он не был красавцем, но что-то в нем привлекало множество женщин, привлекло и Фриду.
Фото Диего Ривера и Фрида Кал
Из объединяла любовь, коммунистические взгляды и искусство. В 1929 году пара поженилась, а их дом стал сосредоточием мексиканской богемы. Но старых привычек Диего не бросил и не пропускал ни одной юбки. Фрида страдала. Именно тогда ее работы стали настолько глубоко эмоциональными. Все то, что она не могла выразить словами-она изображала на картинах.
Пожалуй, ничего так не тяготило художницу, как невозможность родить ребенка. Вся ее невероятная внутренняя сила, помогавшая справляться с физической болью от травм, никак не могла помочь ей в этом. Несколько беременностей заканчивались выкидышами.
Госпиталь Генри Форда, 1932 год
Эту картину она написала после очередного такого случая. Они с Диего были в Америке, когда она узнала о беременности, но все ее старания сохранить ребенка потерпели неудачу, ее тело снова не справилось.
Она вспоминала об этом, как о мучительно тянущемся времени, символом которого стала улитка.
Потрясение следовало за потрясением. Еще до свадьбы с Диего Фрида знала, что он совершенно не мог хранить верность ни одной из своих женщин. Ей приходилось мириться с изменами Диего, но самым большим ударом для нее стало предательство двух самых близких ей людей. Фрида узнала о романе Диего с ее любимой младшей сестрой Кристиной.
На создание этой картины ее вдохновила статья в газете о жестоком убийстве неверной жены. На суде ревнивый убийца, нанесший множество ранений, сказал: «Но ведь это были всего лишь несколько царапин!»
Эта фраза написана на белой ленте, которые держат черный и белый голуби, символизируя разные стороны любви.
Всего-то несколько царапин, 1935 год
Отношения Фриды и Диего были нескончаемым источником энергии для них обоих, хотя счастливыми их назвать нельзя. Кало говорила, что в ее жизни было две беды: первая-автобус, а вторая-Диего.
Эмоциональный накал был настолько силен, что 1939 году они решили развестись. Находиться вместе им было тяжело, но порознь-невыносимо. Хотя год они продержались, и за это время Кало успела написать несколько известных работ на тему расставания.
Автопортрет с обрезанными волосами, 1940 год
Примерно через месяц после развода Фрида обрезала свои длинные волосы, которые очень любил Диего. Что конкретно имела в виду темпераментная мексиканка до сих пор обсуждается: то ли это приступ отчаяния, то ли желание покончить с прошлым. В верхней части картины приведены слова из мексиканской песни: «Послушай, если я любил тебя, то из-за волос. Теперь, когда их нет, я больше не люблю тебя!».
Картина «Две Фриды» тоже была написана в период разрыва.
Описать эту картину мне, пожалуй, тяжелее всего, потому что чувствую я ее по-другому, не так, как описывают авторитетные источники. Но мои чувства что-то никак не сформируются в слова, поэтому пока воспользуемся традиционным мнением на этот счет.
Фрида считала, что Диего любил мексиканскую Фриду(справа), а европейскую-отверг. Они обе несчастны и рискуют погибнуть, ведь только любовь к Диего Фриды-мексиканской дает им обеим силы жить, но кровь утекает в никуда, даже несмотря на попытки остановить ее хирургическими щипцами. Некоторые считают, что в этой картине она вернулась к своей воображаемой подруге детства, чтобы разделить с ней боль разрыва, кто-то находит отсылки к происхождению Фриды(ее отец был немецкого происхождения, а мать-мексиканского).
Мне же кажется, что в этой картине каждый может найти что-то свое в зависимости от состояния и настроения.
Две Фриды, 1939 год
Боль сопровождала Фриду всю жизнь, к 1944 году состояние ее сильно ухудшилось, боли в позвоночнике не давали покоя и ей пришлось целых 5 месяцев носить стальной корсет. Это была пытка. Не имея возможности нормально ходить, писать и даже дышать Кало отразила всю невыносимость этого состояния в картине «Сломанная колонна»
На ней нет ни ярких нарядов, ни цветов, ни диковинных растений, ни экзотических животных, а лишь она: обнаженная и уязвимая стоит посреди пустыни. Позвоночник в виде колонны уже готов рассыпаться, а его удерживает лишь корсет.
Сломанная колонна, 1944 год.
Состояние ее не улучшалось и тогда врач прописал Кало полный постельный режим. У художницы не было аппетита и ее приходилось кормить пюреобразной едой каждые 2 часа. Думаю пояснять какое состояние она изобразила на этой картине излишне.
Без надежды, 1945 год.
Художница говорила, что всю жизнь чувствует себя израненным оленем, который вынужден бежать даже несмотря на невыносимую боль.
Раненый олень, 1946 год.
Дерево надежды, стой прямо! 1946 год
Удивительно, но первую славу Фрида Кало получила не в родной Мексике, а в США, где в 1938 году проходила ее первая персональная выставка.
В Мексике же первая выставка состоялась незадолго до смерти художница, в 1953 году. К тому моменту она уже не могла самостоятельно передвигаться, но не присутствовать при собственном триумфе тоже. Фрида находилась в галерее прямо в кровати.
Автопортрет в образе Техуаны, 1943 год
Автопортрет в образе Техуаны, 1943 год
Автопортрет в образе Техуаны, 1943 год
Фрида Кало умерла в 1954 году от воспаления легких. Из-за тяжелого состояния в последние месяцы она вернулась к истокам-рисовала натюрморты.
Последней ее работой считается картина со спелыми арбузами, на мякоти одного из которых написано Viva la vida! (Да здравствует жизнь!
Viva la vida! Арбузы
Незадолго до смерти она написала в своем дневнике «Надеюсь, что уход будет удачным и я больше никогда не вернусь».
В некоторых источниках пишут, что на самом деле смерть наступила в результате передозировки наркотиками и была запланирована, но подтверждения этим фактам нет, так что остается только догадываться.
Этого писать, наверное, не стоило бы, но все же я напишу: некоторые авторы статей называют ее наркоманкой и алкоголичкой. Для красного словца, видимо, и привлечения внимания. Лично мне читать это было неприятно. Алкоголь в ее жизни присутствовал, вероятно, на добровольных началах, но прием наркотиков был связан с их болеутоляющими свойствами. Довольно часто наркотики используются для облегчения жизни тяжелобольным(например, раковым). И это не повод для глумления и осуждения.
Что ж, на этом все. Спасибо, что дочитали мою статью до конца!
Я стараюсь писать для Вас легко и интересно, поэтому если вам понравилась статья поставьте ???????? и напишите в комментариях как относитесь к творчеству Фриды? Может узнали что-то новое из моей статьи?(есть у меня ощущение, что про нее все уже все знают, хочется проверить насколько оно правдиво или мне просто так кажется)
Ну а если Вам интересно искусство и вы хотите узнать много интересного о художниках, выставках и событиях культурного мира-подписывайтесь на мой канал (нажать чтобы подписаться)
Источник