Консервативные методы лечения заболеваний позвоночника

Межпозвоночный диск и его строение
Межпозвоночный диск (МД) – это сложное фиброзно-хрящевое образование, которое располагается между позвонками и по своей форме напоминает диск.
МД состоит из:
- пульпозного (студенистого) ядра;
- соединительнотканного образования, состоящего из коллагеновых волокон (фиброзного кольца);
- гиалинового хряща.
Студенистое ядро находится в центре диска и напоминает по форме двояковыпуклое зерно чечевицы. У ядра имеется капсула, которая состоит из хрящевых клеток и гиалиновых волокон.
Такое строение обеспечивает ядру эластичность. Пульпозное ядро заполнено студенистым веществом, состоящим из глюкозаминогликанов.
Глюкозаминогликаны обладают гидрофильными свойствами (отдавать и забирать воду), основной функцией этих компонентов является поддержание внутридискового давления.
При воздействии нагрузки на позвоночный столб молекулы глюкозаминогликанов забирают воду, пока не выровняется давление в диске. При этом ядро становится упругим и компенсирует возрастающую нагрузку. Когда нагрузка на позвоночник уменьшается, глюкозаминогликаны отдают воду, что приводит к снижению упругости ядра и наступлению динамического равновесия.
Ядро МД окружено фиброзным кольцом, которое состоит из плотных соединительных пучков. С боков и спереди кольцо плотно срастается со смежными позвонками.
Фиброзное кольцо с ядром сверху и снизу покрыто гиалиновым хрящом, который принимает участие в переносе питательных веществ и воды к ядру и выведении продуктов обмена.
Основные функции межпозвоночного диска
- амортизирующая;
- обеспечение подвижности позвоночника;
- соединение позвонков между собой.
Межпозвоночная грыжа
Межпозвоночная грыжа (МГ) — это выпячивание фрагмента студенистого ядра, через повреждение фиброзного кольца межпозвоночного диска, происходящее под воздействием давления. В 90% случаев возникновению МГ подвержен пояснично-крестцовый отдел позвоночника, поскольку он является наиболее подвижным отделом и наиболее натруженным.
МГ своим выпячиванием давит на нервный корешок в том месте, где он выходит из спинномозгового канала и тем самым инициирует воспаление, что приводит к потере чувствительности и появлению болевых ощущений. МГ опасны тем, что вызывают сужение (уменьшение просвета) позвоночного канала, сдавливание (компрессию) нервных корешков и оболочки спинного мозга.
Классификация межпозвоночных грыж
- МГ шейного отдела;
- МГ грудного отдела;
- МГ пояснично-крестцового отдела.
Стадии формирования МГ
- протрузия МД – происходит повреждение внутренних волокон фиброзного кольца диска, без разрыва внешней оболочки, которая продолжает удерживать пульпозное ядро в своих пределах. Смещение студенистого ядра незначительное, не более 3 мм;
- частичный пролапс – повреждение внутренних и наружных волокон фиброзного кольца и перемещение пульпозного (студенистого) ядра в полость спинномозгового канала (3-10 мм);
- полный пролапс – выпячивание ядра в полость спинномозгового канала (10-16 мм);
- секвестрация (фаза отделения) – содержимое ядра свободно перемещается по позвоночному каналу.
Причины межпозвоночной грыжи
- нарушение обмена веществ;
- наследственный фактор;
- травмы спины;
- инфекции;
- поднятие тяжестей;
- аутоиммунные заболевания.
Факторы риска:
- ожирение;
- неправильная осанка;
- сидячая работа;
- длительное вибрационное воздействие (например, у водителей транспорта);
- остеохондроз;
- сколиоз.
Симптомы межпозвоночной грыжи:
Клиническая картина заболевания напрямую зависит от места локализации МГ.
- При МГ шейного отдела происходит нарушение мозгового кровообращения и в результате этого возникает головная боль, головокружение, нарушение координации движений, скачки артериального давления. Также отмечается боль в шейном отделе, иррадиирущая в руку и лопатку, онемение пальцев рук.
- При МГ грудного отдела – постоянные боли в грудном отделе позвоночника.
- При МГ пояснично-крестцового отдела – постоянная боль в пояснице, онемение паховой области, боль в бедре, иррадиирущая в пальцы стопы, онемение пальцев ног, снижение коленных и ахилловых рефлексов, могут возникать расстройства функционирования органов малого таза (задержка мочеиспускания и стула).
Симптомы заболевания так же зависят и от стадии развития МГ:
- при протрузии характерна простреливающая боль, проявляющаяся при физической нагрузке;
- частичный пролапс – постоянная боль;
- полный пролапс – выраженный болевой синдром, потеря трудоспособности, иррадиация боли в конечности;
- секвестрация – постоянная, изнуряющая боль, выраженный корешковый синдром.
Диагностика
- сбор анамнеза (опрос пациента);
- физиологический осмотр (определение мышечного тонуса, нарушение чувствительности конечностей, степень подвижности суставов);
- рентгенографическое обследование (проводится в 3-х проекциях: прямой, боковой, косой);
- миелография – это рентгенографическое обследование спинного мозга (СМ) и нервных корешков с введением контрастной субстанции в пространство между оболочками спинного мозга;
- контрастная дискография – это рентгенографическое исследование, позволяющее диагностировать патологические изменения в межпозвоночном диске, с введением в него контрастного вещества;
- МРТ (магнитно-резонансная томография) – это метод обследования, позволяющий получить изображения исследуемых тканей и органов с помощью электромагнитных волн;
- электроспондилография (ЭСГ) – это компьютерный метод функциональной диагностики, позволяющий оценить функциональное состояние позвоночника, выявить заболевание на ранней стадии, определить степень поражения, следить за развитием болезни и динамикой проводимого лечения.
Лечение межпозвоночной грыжи
I диета (исключение копченостей, ограничение соли, мучных изделий, сахара);
II вспомогательные средства лечения – поясничный бандаж или шейный воротник, обязательно использовать в остром периоде заболевания для снижения давления на поврежденный диск и снятие спазма в мышцах;
III медикаментозная терапия:
1. Для снятия болевого синдрома показано назначение нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) — диклофенак, пироксикам, индометацин, ибупрофен, мелоксикам. Длительность приема определяется по выраженности болевого синдрома, но не более двух месяцев.
2. Местно назначаются мази или гели с обезболивающим эффектом (фастум-гель, финалгон, диклофенак).
3. При выраженном болевом синдроме и неэффективности (недостаточной эффективности) НПВП назначаются новокаиновые блокады. При необходимости, к новокаиновой блокаде присоединяют кортикостероидные гормоны (преднизолон) для снятия спазма мышц в пораженном участке, уменьшения отека и воспаления ущемленного нервного корешка.
4. Для устранения спазма в мышцах используют миорелаксанты (сирдалуд, мидокалм).
5. Витамины группы В (В1, пиридоксин, В12) – назначаются для интенсификации обменных процессов в нервной ткани и ее восстановления.
IV. Мануальная терапия – это метод консервативного лечения, который направлен на устранение причины заболевания при помощи биомеханических приемов, выполняемых мануальным терапевтом. Курс лечения составляет от 2 до 10 сеансов мягкой мануальной терапии. Улучшение состояния пациент отмечает, как правило, уже после первого сеанса, а последующие процедуры закрепляют полученный результат.
V. Кинезитерапия – лечение с помощью движений. Это одно из направлений лечебной физкультуры, на занятиях пациент выполняет определенные активные и пассивные движения, приводящие к определенному терапевтическому результату. Пациент активно участвует в оздоровительном процессе, что значительно укрепляет веру в собственные силы и ускоряет выздоровление. Сторонники кинезитерапии считают, что основной причиной возникновения боли при МГ является отек тканей и спазм мышц, поэтому главной целью лечения является снятие отека и расслабление мускулатуры. Правильная физическая нагрузка активирует мускулатуру, улучшает кровообращение и микроциркуляцию в диске, стимулирует иммунную систему и приводит к растворению кусочков разрушенного диска. Курс лечения состоит минимум из 12 занятий, иногда требуется 2-3 курса кинезитерепии.
VI. Лечебный массаж (ЛМ) – это совокупность приемов механического воздействия, выполняемых на поверхности тела человека руками или специальными аппаратами, в виде поглаживания, растирания, разминания, давления, трения или вибрации. Лечебный массаж обладает оздоравливающим действием, способствует скорейшему восстановлению организма. ЛМ позволяет предупредить развитие ряда других заболеваний. Курс лечения 10-15 процедур, а для достижения максимального эффекта курс ЛМ необходимо повторять с периодичностью раз в полгода или год (сеансы 2-3 раза в неделю).
VII. Лечебная физическая культура (ЛФК) – метод лечения, базирующийся на применении физических упражнений, которые пациент выполняет с лечебно-профилактической целью. ЛФК повышает эффективность проводимого лечения и помогает восстановлению всех функций организма после лечения. Специально подобранные физические упражнения стимулируют обмен веществ и тканевой обмен, повышают ферментативную активность, формируют компенсаторные функции организма, оказывают на организм тонизирующее и трофическое воздействие. Для достижения положительного результата необходимо длительное, регулярное выполнение физических упражнений.
VIII. Рефлексотерапия – это метод физического воздействия на точечные (определенные) участки поверхности тела. Воздействие вызывает нервный импульс, который транслируется в соответствующие нервные центры, а они, в свою очередь, транслируют сигнал в пораженный орган, активизируя его самовосстановление.
IX. Иглорефлексотерапия основана на воздействии специальными медицинскими иглами на определенные биоактивные точки, находящийся на теле человека, с целью лечения и профилактики заболевания.
X. Гирудотерапия (применение медицинских пиявок) – при процедуре, пиявки впрыскивают биологически активные вещества, способствующие рассасыванию фрагментов выпавшего в полость спинномозгового канала межпозвоночного диска. Так же впрыснутые пиявками ферменты улучшают обмен веществ и кровообращение в поврежденном сегменте позвоночника. Курс лечения — 10-12 процедур с интервалом в 3-4 дня.
XI. Криотерапия – это лечение местным охлаждением с использованием жидкого азота. Охлаждение вызывает усиление кровообращения в пораженном участке позвоночника, объективно уменьшает отек нервного корешка и повышает восстановительную способность тканей.
XII. Физиотерапевтические процедуры (магнит, электрофорез, фонофорез, ультразвук).
XIII Лечение межпозвоночной грыжи карипаином.
Карипаин – это биологически активное вещество растительного происхождения, которое оказывает положительное влияние на коллагеновые хрящевые ткани — основные структурные элементы межпозвоночного диска. Карипаин вводится методом электрофореза или фонофореза. При определенной концентрации препарат способствует размягчению грыжи, постепенно образование уменьшается в размерах. Под воздействием карипаина усиливается регенерация (восстановление) тканей межпозвоночного диска, диск восстанавливает свою амортизирующую функцию и обретает нормальную форму (становится более эластичным, увеличивает высоту). Курс лечения состоит из 20 процедур. Всего необходимо 1-3 курса лечения, оптимальный интервал между курсами 1-2 месяца.
XIV. Вытяжение позвоночника (тракция) – проводится при помощи тракционного аппарата. Положительный эффект чаще всего достигается в первый месяц появления МГ. Этот метод наиболее эффективен при МГ шейного отдела, так как в нем слабее сопротивление связок и мышц.
XV. Остеопатия – это манипулятивный метод лечения. В основе остеопатии лежит воздействие на определенные зоны, расположенные на теле человека, пальцами рук врача-остеопата. Цель остеопатии – особыми ручными приемами вернуть органам, тканям и суставам нормальное (правильное) положение и подвижность.
Ссылки по теме:
- Грыжа диска: операция или лечение?
- Поясничная грыжа
- Рецидивы грыжи межпозвоночного диска после хирургического вмешательства
- Шейная грыжа
- Упражнения при грыже межпозвонкового диска
Автор материала: Елена Васильева, врач общей практики, специально для Spinet.ru
Также стоит почитать:
Медицинские центры, врачи
Опросы, голосования
Источник
Çäåñü — ëèøü ñîáðàííàÿ èç îòêðûòûõ èñòî÷íèêîâ èíôîðìàöèÿ. Íèêàêîãî àâòîðñòâà
Êîíñåðâàòèâíûå ìåòîäû ëå÷åíèÿ òðàâìû ïîçâîíî÷íèêà
Ñàìûìè ðàñïðîñòðàíåííûìè êîíñåðâàòèâíûìè ìåòîäàìè ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà ÿâëÿþòñÿ: ìåòîä îäíîìîìåíòíîé ðåïîçèöèè ñ ïîñëåäóþùèì íàëîæåíèåì êîðñåòà, ôóíêöèîíàëüíûé ìåòîä, à òàêæå ìåòîä ïîñòåïåííîé ðåïîçèöèè ñ ïîñëåäóþùèì íàëîæåíèåì êîðñåòà.
Îäíîìîìåíòíàÿ ðåïîçèöèÿ ïîêàçàíà ïðè çíà÷èòåëüíûõ òðàâìàõ, íàïðèìåð êîìïðåññèÿ òåëà ïîçâîíêà íà ïîëîâèíó òåëà è áîëåå. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè äëÿ ýòîãî ìåòîäà ÿâëÿþòñÿ ïåðåëîìî âûâèõè ñ çàìûêàíèåì ñóñòàâíûõ îòðîñòêîâ, ýêñòåíñèâíûå ïåðåëîìû, ïîâðåæäåíèÿ ïåðåäíåé ñòåíêè ñïèííîìîçãîâîãî êàíàëà, ïåðåëîìû ñóñòàâíûõ îòðîñòêîâ è äóæåê, òðàâìàòè÷åñêèå ñïîíäèëîëèñòîçû, ïðåêëîííûé âîçðàñò ïîñòðàäàâøåãî, à òàêæå îáùåå òÿæåëîå ñîñòîÿíèå, ñîïóòñòâóþùèå ïîâðåæäåíèÿ è çàáîëåâàíèÿ. Ïðèíöèïîì ìåòîäà ÿâëÿåòñÿ ðàñïðàâëåíèå ñëîìàííîãî ïîçâîíêà áûñòðûì ðàçãèáàíèåì ïîçâîíî÷íèêà ñ ïîñëåäóþùèì íàëîæåíèåì êîðñåòà äî ñðàùåíèÿ ïåðåëîìà. Ðåïîçèöèþ ïðîâîäÿò ïðè íàäåæíîì îáåçáîëèâàíèè ïî ìåòîäó Áåëåðà, õîòÿ òàê æå ÷àñòî èñïîëüçóþò àíåñòåçèþ ïî Øíåêó. Ìåñòíîå îáåçáîëèâàíèå äîïîëíÿþò ïîäêîæíûì ââåäåíèåì àíàëüãåòèêîâ. Ðåïîçèöèþ ïîçâîíêà ìîæíî ïðîâîäèòü íà ðàçíîâûñîêèõ ñòîëàõ — ýòî ìåòîä Óîòñîíà Äæîíñà Áåëåðà, èëè ïîäòÿãèâàíèåì ââåðõ íîã áîëüíîãî, ëåæàùåãî âíèç ëèöîì, — ýòî ìåòîä Äåâèñà.
Îäíàêî áîëåå öåëåñîîáðàçíà ðåïîçèöèÿ ïîçâîíêîâ íà ñïåöèàëüíîì îðòîïåäè÷åñêîì ñòîëå. Ýòîò ìåòîä ÿâëÿåòñÿ áîëåå óíèâåðñàëüíûì, áåçîïàñíûì, à òàêæå ëåã÷å ïåðåíîñèòñÿ áîëüíûìè, â îòëè÷èå îò äðóãèõ ìåòîäîâ ìîæåò ïðîâîäèòüñÿ ïðè íåñòàáèëüíûõ ïåðåëîìàõ è ïåðåëîìî âûâèõàõ ïîçâîíêîâ áåç çàìûêàíèÿ ñóñòàâíûõ îòðîñòêîâ. Äëèòåëüíîñòü ýòîãî ìåòîäà ñîñòàâëÿåò ïðèáëèçèòåëüíî îêîëî 10 ìèí ïîä íàðêîçîì è 40-50 ìèí ïîä ìåñòíîé àíåñòåçèåé. Êîðñåò íàêëàäûâàþò ñðàçó æå ïîñëå ðåïîçèöèè è ðåíòãåíîëîãè÷åñêîãî êîíòðîëÿ ïðîâåäåííîé îïåðàöèè. Îí èìååò òðè òî÷êè îïîðû: ãðóäèíà, ñèìôèç è ïîÿñíè÷íûé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà â îáëàñòè íàèáîëüøåãî ëîðäîçà. Îñíîâíàÿ çàäà÷à òàêîãî êîðñåòà — ïðåïÿòñòâèå ñãèáàíèþ ïîçâîíî÷íèêà è ïîääåðæàíèå åãî ïîñòîÿííî â ïîëîæåíèè ðàçãèáàíèÿ, èìåííî ïîýòîìó òàêîé êîðñåò íàçûâàþò ýêñòåíçèîííûì. Êîðñåò íàêëàäûâàþò ïî ìåòîäó Þìàøåâà Ñèëèíà Òàëàìáóìà. Îñíîâíîé ïðèíöèï, êîòîðûé íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü ïðè íàëîæåíèè òàêîãî êîðñåòà, — ïî âîçìîæíîñòè ìàêñèìàëüíî îòêðûòàÿ ñïèíà, ÷òî âïîñëåäñòâèè îáëåã÷àåò âîçäåéñòâèå íà îáëàñòü ñïèíû ãèãèåíè÷åñêèõ ïðîöåäóð, ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé, à òàêæå ñäåëàåò âîçìîæíûì ìàññàæ ìûøö ñïèíû. Ôèçèîïðîöåäóðû, ëå÷åáíóþ ãèìíàñòèêó è ìàññàæ ïðîâîäÿò ñ ïåðâûõ äíåé ïîñëå íàëîæåíèÿ êîðñåòà. Õîäèòü â êîðñåòå ïîêàçàíî òîëüêî ñ òðåòüåé íåäåëè ïîñëå ðåïîçèöèè. Ñíèìàþò êîðñåò ñïóñòÿ 4-6 ìåñÿöåâ. Òðóäîñïîñîáíîñòü âîçâðàùàåòñÿ ñïóñòÿ ãîä ïîñëå òðàâìàòèçàöèè ïîçâîíî÷íèêà.  äàëüíåéøåì è â ñëó÷àÿõ çíà÷èòåëüíîé êîìïðåññèè ìîæåò áûòü ðåêîìåíäîâàíî íîøåíèå ñúåìíîãî îðòîïåäè÷åñêîãî êîðñåòà.
Ôóíêöèîíàëüíûé ìåòîä. Îí ïîêàçàí ïðè íåçíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè êîìïðåññèè (íå áîëåå îäíîé òðåòè âûñîòû òåëà ïîçâîíêà) ïðè îòñóòñòâèè ñäàâëåíèÿ ñîäåðæèìîãî, íàõîäÿùåãîñÿ â ñïèííîìîçãîâîì êàíàëå.
Ïðèíöèï ìåòîäà: èììîáèëèçàöèÿ ïåðåëîìà ïîñòåëüíûì ðåæèìîì è ïðîäîëüíûì âûòÿæåíèåì ïîçâîíî÷íèêà, ðàííÿÿ ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà, ãèìíàñòèêà, íàïðàâëåííàÿ íà ñîçäàíèå ïîëíîöåííîãî ìûøå÷íîãî êàðêàñà. Ðàñïðàâëåíèå è ðåïîçèöèþ ïîçâîíêîâ ïðè ýòîì íå ïðîèçâîäÿò. Ïîëó÷åííàÿ äåôîðìàöèÿ ïîñòåïåííî êîððèãèðóåòñÿ çà ñ÷åò êîìïåíñàòîðíîãî èñêðèâëåíèÿ ñìåæíûõ ó÷àñòêîâ ïîçâîíî÷íèêà. Êîðñåò ïðè ýòîì òàêæå íå íàêëàäûâàåòñÿ. Äëÿ îñåâîé íàãðóçêè ïðèìåíÿþò ïðîäîëüíîå âûòÿæåíèå çà ïîäìûøå÷íûå âïàäèíû íà íàêëîííîì ùèòå. Ïîä ôèçèîëîãè÷åñêèå ëîðäîçû ïîäêëàäûâàþò âàëèêè, ÷òîáû îáåñïå÷èòü ìàêñèìàëüíîå ðàññëàáëåíèå ïîçâîíî÷íèêà. Âàëèêè íåîáõîäèìî ïîäîáðàòü òàêîãî ðàçìåðà è âûñîòû, ÷òîáû âîñïîëíèòü èìåþùèéñÿ ëîðäîç, íî íè â êîåì ñëó÷àå íå óñèëèòü ðàçãèáàíèå ïîçâîíî÷íèêà. Ñ ïåðâûõ æå äíåé áîëüíîé äîëæåí çàíèìàòüñÿ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé. Êîìïëåêñ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè äîëæåí ñîñòîÿòü èç ÷åòûðåõ ïåðèîäîâ ïî âîçðàñòàþùåé òðóäíîñòè.  îñíîâó êîìïëåêñà âõîäÿò ðàçãèáàòåëüíûå íàïðàâëåííûå óïðàæíåíèÿ, êîòîðûå ñïîñîáñòâóþò óêðåïëåíèþ ìûøå÷íîãî êîðñåòà ñïèíû. Ñðîê ïîñòåëüíîãî ðåæèìà íå äîëæåí ïðåâûøàòü äâóõ ìåñÿöåâ. Ñèäÿ÷åå ïîëîæåíèå áîëüíîé äîëæåí ïðèíèìàòü ñïóñòÿ òðè ìåñÿöà ïîñëå ïåðåëîìà. Ðåàáèëèòàöèÿ ïðîõîäèò â òå÷åíèå ãîäà ïîñëå ïåðåëîìà. Ìåòîä ïîñòåïåííîé ðåïîçèöèè. Ïîêàçàíèÿìè äëÿ ýòîãî ÿâëÿþòñÿ òå æå, ÷òî è ïðè îäíîìîìåíòíîé ðåïîçèöèè. Êðîìå òîãî, ïîñòåïåííàÿ ðåïîçèöèÿ ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ è ïðè êðàéíèõ ñòåïåíÿõ íåñòàáèëüíîñòè ïåðåëîìà. Íàïðèìåð, ïðè ïîëíîì ïîâðåæäåíèè ñóñòàâíûõ îòðîñòêàõ ñ îáåèõ ñòîðîí, ïðè ïåðåëîìî âûâèõàõ ïîçâîíêîâ áåç çàìûêàíèÿ ñóñòàâíûõ îòðîñòêîâ è ò. ä. Ïðèíöèï ìåòîäà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ðåïîçèöèþ îñóùåñòâëÿþò ïîñòåïåííî ñ óâåëè÷åíèåì ðàçãèáàíèÿ ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà â òå÷åíèå 1-2 íåäåëü, ñ ïîñëåäóþùèì íàëîæåíèåì ýêñòåíçèîííîãî êîðñåòà. Ðåïîçèöèþ ïðîèçâîäÿò íà ïîñòåëè ñ ùèòîì ïîäêëàäûâàíèåì øèðîêèõ âàëèêîâ ïîä ïîÿñíè÷íóþ îáëàñòü. Ñïóñòÿ 2-3 äíÿ âûñîòó âàëèêà óâåëè÷èâàþò è äîâîäÿò äî 10-12 ñì ê 7-10-ìó äíþ.
Ïîñòåïåííàÿ ðåïîçèöèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíûõ êîíñòðóêöèé, êîòîðûå ìîãóò îáåñïå÷èòü ïîñòåïåííîå ðàçãèáàíèå ïîçâîíî÷íèêà. Îäíîâðåìåííî ñ ïîñòåïåííîé ðåïîçèöèåé íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé, ãèìíàñòèêîé, ìàññàæåì, à òàêæå ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ. Íà 14-20-é äåíü íàêëàäûâàþò ýêñòåíçèîííûé êîðñåò â ïîëîæåíèè áîëüíîãî ëåæà íà ñïèíå. Ïîñëåäóþùèå ëå÷åíèå òî÷íî òàêîå æå, êàê è ïîñëå îäíîìîìåíòíîé ðåïîçèöèè. Îïåðàòèâíàÿ àëëîïëàñòè÷åñêàÿ çàäíÿÿ ôèêñàöèÿ ïîçâîíî÷íèêà. Îíà ïîêàçàíà ïðè íåîñëîæíåííûõ ôëåêñèîííûõ ïåðåëîìàõ òåë ïîçâîíêîâ.
Ïðèíöèï ìåòîäà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ïîñëå ðåïîçèöèè ïåðåëîìà ïðîâîäÿò ôèêñàöèþ îñòèñòûõ îòðîñòêîâ, äóæåê èëè ïîïåðå÷íûõ îòðîñòêîâ ïîâðåæäåííîãî ñåãìåíòà ïîçâîíî÷íèêà. Èç çà ýòîãî íàãðóçêà ïåðåíîñèòñÿ íà çàäíèé íåïîâðåæäåííûé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà è ïîâðåæäåííîå òåëî ïîçâîíêà ðàçãðóæàåòñÿ íà âåñü ïåðèîä çàðàñòàíèÿ ïåðåëîìà. Ïðè ýòîì ìåòîäå íå ïðèìåíÿåòñÿ âíåøíÿÿ èììîáèëèçàöèÿ ïîçâîíî÷íèêà. Âïðàâëåíèå ñëîìàííîãî ïîçâîíêà îñóùåñòâëÿåòñÿ â ïðåäîïåðàöèîííûé ïåðèîä ìåòîäîì îäíîìîìåíòíîé èëè ïîñòåïåííîé ðåïîçèöèè ïîçâîíêà. Ñòàáèëüíûå ïåðåëîìû ïîçâîíêîâ áåç ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà è ñòåíêè ñïèííîìîçãîâîãî êàíàëà ìîæíî ôèêñèðîâàòü ìåòàëëè÷åñêîé ñòÿæêîé Öèâüÿíà è Ðàìèõà êîíòðàêòîðîì Âåéôëîãà èëè ïðîâîäèòü àëëîïëàñòè÷åñêóþ ôèêñàöèþ áåç ïîâðåæäåíèÿ ìûøå÷íîãî êàðêàñà ñïèíû ïî ìåòîäó Þìàøåâà-Ñèëèíà. Ïðè îïåðàöèè ýòèìè ìåòîäàìè ôèêñàöèè çàäåéñòâîâàíû îñòèñòûå îòðîñòêè ïîçâîíêîâ, ëåæàùèå âûøå è íèæå ïîâðåæäåííîãî ñåãìåíòà.
Îïåðàöèþ ïðîâîäÿò ïîä ðåíòãåíîëîãè÷åñêèì êîíòðîëåì. Ïðè íåñòàáèëüíûõ ïåðåëîìàõ òåë ïîçâîíêîâ ñ íàðóøåíèåì öåëîñòíîñòè ïåðåäíåé ñòåíêè ñïèííîìîçãîâîãî êàíàëà ïðîèçâîäÿò ôèêñàöèþ ìåòàëëè÷åñêèìè ïëàñòèíàìè. Îñîáåííîñòè ýòîé îïåðàöèè â òîì, ÷òî ôèêñàöèè ïîäëåæàò ïî äâà ñìåæíûõ ïîçâîíêà âûøå è íèæå ïîâðåæäåííîãî ó÷àñòêà.  ïåðèîä ðåàáèëèòàöèè íåîáõîäèìî áîëüøîå âíèìàíèå óäåëÿòü ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðå, ãèìíàñòèêå è ìàññàæó. Âñå ìåðîïðèÿòèÿ äîëæíû áûòü íàïðàâëåíû íà ïîñòåïåííîå óêðåïëåíèå ìûøå÷íîãî êîðñåòà ñïèíû. Ñðîê ïîñòåëüíîãî ðåæèìà çàâèñèò îò ñòåïåíè òÿæåñòè ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà è îáúåìà ïîâðåæäåíèÿ ìûøö ñïèíû âî âðåìÿ îïåðàöèè. Òàê, íàïðèìåð, ïðè îïåðàöèè ïî ìåòîäó Þìàøåâà-Ñèëèíà áîëüíûõ ïîäíèìàþò íà íîãè ñïóñòÿ 4-6 äíåé, ïîñëå ôèêñàöèè ïî ìåòîäó Öèÿâèíà è Ðàìèõà — ÷åðåç 14-16 äíåé, à ïîñëå ôèêñàöèè ïëàñòèíàìè, ïðè êîòîðîé ïðîèñõîäèò åùå áîëüøåå ïîâðåæäåíèå ìûøö ñïèíû, ñðîê ïîñòåëüíîãî ðåæèìà óâåëè÷èâàåòñÿ äî 3 íåäåëü. Âîïðîñ î âîññòàíîâëåíèè òðóäîñïîñîáíîñòè ðåøàåòñÿ ñïóñòÿ 2-3 ìåñÿöà. Îäíàêî ïðîãíîç äëÿ òàêèõ áîëüíûõ áëàãîïðèÿòíûé òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ïàöèåíò â òå÷åíèå ãîäà ïîñëå îïåðàöèè íå áóäåò íàãðóæàòü ñåáÿ ôèçè÷åñêè. Ìåòàëëè÷åñêèå ôèêñàòîðû ïîäëåæàò óäàëåíèþ íå ðàíüøå, ÷åì ñïóñòÿ ãîä ïîñëå îïåðàöèè.
Ïðè âçðûâíûõ ïåðåëîìàõ, êîãäà ñòóäåíèñòîå ÿäðî äèñêà âíåäðÿåòñÿ ìåæäó ôðàãìåíòàìè ñëîìàííîãî ïîçâîíêà è ìåøàåò ñðàñòàíèþ ïåðåëîìà, ïîêàçàíî îïåðàòèâíîå óäàëåíèå îáëîìêîâ ïîçâîíêà è çàìåùåíèå òåëà êîñòíûì òðàíñïëàíòàòîì.
Ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ ñðåäíåãðóäíûõ è âåðõíåãðóäíûõ ïîçâîíêîâ
Ñðåäíåãðóäíûå è âåðõíåãðóäíûå ïîçâîíêè ïëîòíî ôèêñèðîâàíû ãðóäíîé êëåòêîé, ïîýòîìó ïåðåëîìû â ýòîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà ïðàêòè÷åñêè íèêîãäà íå ïðèâîäÿò ê êîìïðåññèè è âûâèõàì ïîçâîíêîâ. Ïî òîé æå ïðè÷èíå äîáèòüñÿ çíà÷èòåëüíûõ ðåçóëüòàòîâ â ðàñïðàâëåíèè ñëîìàííûõ ïîçâîíêîâ ïðàêòè÷åñêè íå óäàåòñÿ. Ïåðåëîìû âåðõíèõ è ñðåäíèõ ãðóäíûõ ïîçâîíêîâ ëå÷àò ôóíêöèîíàëüíûì ìåòîäîì ïî Äðåâèíãó è Ãîðèíåâñêîé. Ïðè ïåðåëîìå ïîçâîíêîâ äî ïÿòîãî ãðóäíîãî âûòÿæåíèå ïðîâîäèòñÿ íå çà ïîäìûøå÷íûå âïàäèíû, à çà ãîëîâó ïåòëåé Ãëèññîíà.
Ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ è âûâèõîâ øåéíûõ ïîçâîíêîâ
Îäíîìîìåíòíàÿ ðó÷íàÿ ðåïîçèöèÿ ïåðåëîìîâ è îñîáåííî âûâèõîâ òàèò â ñåáå áîëüøóþ óãðîçó ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà, ïîýòîìó ïðîâîäèòñÿ òîëüêî îïûòíûìè ñïåöèàëèñòàìè. Ñàìûé ðàñïðîñòðàíåííûé ìåòîä ðåïîçèöèè øåéíûõ ïîçâîíêîâ ÿâëÿåòñÿ âûòÿæåíèå ïåòëåé Ãëèññîíà, à ïðè ïîâðåæäåíèè òðåõ âåðõíèõ ïîçâîíêîâ — ñêåëåòíîå âûòÿæåíèå çà òåìåííûå áóãðû èëè ñêóëîâûå äóãè íà íàêëîííîì ùèòå.
Ñóùíîñòü ìåòîäà çàêëþ÷àåòñÿ â ïîäâåøèâàíèè ãðóçà îò 6-7 êã ïðè ïåðåëîìå äî 15 êã è áîëåå ïðè âûâèõå èëè ïîäíèìàíèè ãîëîâíîãî êîíöà êðîâàòè íà 50-60 ñì. Ïðè ôëåêñèîííîì ïåðåëîìå ñ îáðàçîâàíèåì óãëà, îòêðûòîãî êïåðåäè, ïîä ñïèíó äî îñíîâàíèÿ øåè íåîáõîäèìî ïîäëîæèòü âàëèê. Òÿãà íàïðàâëåíà ââåðõ è êçàäè ïî îòíîøåíèþ ê ïîñòðàäàâøåìó. Ïðè ýêñòåíçèîííîì ïåðåëîìå ñ îáðàçîâàíèåì óãëà äåôîðìàöèè, îòêðûòîãî êçàäè, âàëèê ïîäêëàäûâàþò ïîä ãîëîâó è òÿãà íàïðàâëåíà ââåðõ è êïåðåäè; ïîñëå ðåïîçèöèè ãðóç óìåíüøàþò äî 3-4 êã. Åñëè âûòÿæåíèå äîñòèãàëîñü çà ñ÷åò ìàññû òåëà, òî ãîëîâíîé êîíåö êðîâàòè íåîáõîäèìî îïóñòèòü äî âûñîòû 25-30 ñì.
Äàëüíåéøåå âåäåíèå áîëüíîãî ìîæåò èäòè ïî äâóì ïóòÿì.
×åðåç 5-7 äíåé ïîñëå ðåïîçèöèè âûòÿæåíèå çàìåíÿþò êîðñåòîì ñ îøåéíèêîì â ôèêñèðîâàííîì ïîëîæåíèè øåéíîãî îòäåëà. Ñðîêè èììîáèëèçàöèè êîðñåòîì ñ îøåéíèêîì îêîëî 3 ìåñÿöåâ. Ýòîò êîðñåò äîëæåí îïèðàòüñÿ ñâîåé íèæíåé ÷àñòüþ íà íàäïëå÷üÿ, ãðóäèíó, âåðõíèé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà, à ñâîåé âåðõíåé ÷àñòüþ ïîääåðæèâàòü ãîëîâó, óïèðàÿñü â çàòûëî÷íóþ îáëàñòü è ïîäáîðîäîê.
Ïðè ñòàáèëüíîì ïåðåëîìå òàêæå ìîæåò áûòü è ôóíêöèîíàëüíûé ìåòîä âåäåíèÿ áîëüíîãî. Ïðè ýòîì ñðîê ïîñòåëüíîãî ðåæèìà êîëåáëåòñÿ îò ïîëóòîðà äî äâóõ ìåñÿöåâ. Îáÿçàòåëüíî äîëæíû ïðîâîäèòüñÿ ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ, ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà, à òàêæå ìàññàæ. Åñëè êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå âûâèõà ê æåëàåìûì ðåçóëüòàòàì íå ïðèâåëî èëè ïðåäâàðèòåëüíàÿ ïîïûòêà çàêðûòîãî âïðàâëåíèÿ íå ïðåäïðèíèìàëàñü, ïðè íàëè÷èè íåâðîëîãè÷åñêèõ ïîêàçàíèé èëè âîçìîæíîñòè îñëîæíåíèÿ, íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå (äèñê ýêòîìèÿ è ïåðåäíèé ñïîíäèëîëèäåç èëè óäàëåíèå âûñòóïàþùåãî êçàäè ôðàãìåíòà òåëà ïîçâîíêà, ñ çàìåíîé òåëà ïîçâîíêà). Çàäíÿÿ îïåðàòèâíàÿ ôèêñàöèÿ øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà áîëüøîãî ðàñïðîñòðàíåíèÿ íå ïîëó÷èëà.
Ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ ïîçâîíêîâ, îñëîæíåííûõ ïîâðåæäåíèåì ñîäåðæèìîãî ñïèííîìîçãîâîãî êàíàëà
Íàèáîëåå òÿæåëûìè è ïðîãíîñòè÷åñêè íåáëàãîïðèÿòíûìè ïîâðåæäåíèÿìè ïîçâîíî÷íèêà ÿâëÿþòñÿ ïåðåëîìû ïîçâîíêîâ, îñëîæíåííûå ïîâðåæäåíèÿìè ñïèííîãî ìîçãà. Ïðè ëþáîì ïîâðåæäåíèè ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà ìîãóò âîçíèêíóòü ðàçëè÷íûå ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà — îò óøèáîâ è ññàäèí äî ïîëíîãî ïåðåðûâà êîðêîâîãî è ìîçãîâîãî âåùåñòâà ñïèííîãî ìîçãà.  òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ñóùåñòâóåò ïîäîçðåíèå íà ñäàâëåíèå ñïèííîãî ìîçãà, îáÿçàòåëüíî äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ åãî äåêîìïðåññèÿ. Åñëè ñäàâëåíèå ñïèííîãî ìîçãà îáóñëîâëåíî ñìåùåíèåì ïîçâîíêà, îáÿçàòåëüíî äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ ðåïîçèöèÿ ïåðåëîìà, êîòîðàÿ ìîæåò ïðîâîäèòüñÿ âûòÿæåíèåì, à åñëè ïåðåëîì ðàñïîëàãàåòñÿ â øåéíîì îòäåëå, òî ïðîèçâîäèòñÿ çàêðûòàÿ ðó÷íàÿ ðåïîçèöèÿ. Îäíàêî ýòîò ìåòîä òàèò â ñåáå áîëüøóþ îïàñíîñòü äàëüíåéøåãî ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà, ïîýòîìó ìíîãèå âðà÷è ñ÷èòàþò áîëåå öåëåñîîáðàçíûì ìåòîäîì âïðàâëåíèÿ øåéíîãî ïîçâîíêà îòêðûòîå âïðàâëåíèå.
Óíèâåðñàëüíûì ìåðîïðèÿòèåì ïðè äëèòåëüíî òåêóùåì ñäàâëåíèè ñïèííîãî ìîçãà ÿâëÿåòñÿ äåêîìïðåññèîííàÿ ëàìèíýêòîìèÿ. Ñóòü ýòîé îïåðàöèè çàêëþ÷àþòñÿ â óäàëåíèè äóæåê ñëîìàííîãî ïîçâîíêà ïî îäíîé ó ñîñåäíèõ ïîçâîíêîâ ñâåðõó è ñíèçó.  õîäå îïåðàöèè äëèííûå ìûøöû ñïèíû îòñåêàþòñÿ ïî îáå ñòîðîíû îò îñòèñòûõ îòðîñòêîâ è äóæåê. Îñòèñòûå îòðîñòêè è äóæêà óäàëÿþòñÿ ñïåöèàëüíûìè êóñà÷êàìè. Äîõîäÿò äî ïîâðåæäåííûõ êîðåøêîâ, êîòîðûå ñøèâàþò ñ èñïîëüçîâàíèåì ìèêðîõèðóðãè÷åñêîé òåõíèêè. Çàòåì óøèâàþò òâåðäóþ ìîçãîâóþ îáîëî÷êó, ìûøöû, ôàñöèþ è êîæó. Åñëè æå âî âðåìÿ ëàìèíýêòîìèè íå îáíàðóæèâàåòñÿ ïîëíîãî ïåðåðûâà ñïèííîãî ìîçãà, òî îïåðàöèÿ ìîæåò áûòü çàêîí÷åíà çàäíåé ôèêñàöèåé ìåòàëëè÷åñêèìè ïëàñòèíàìè èëè êîñòíûì òðàíñïëàíòàòîì. Òàêàÿ ôèêñàöèÿ îáåñïå÷èâàåò ïðàêòè÷åñêè ïîëíóþ ñòàáèëèçàöèþ â çîíå ïîâðåæäåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà. Ïðè íåñòàáèëüíîì ïîâðåæäåíèè â øåéíîì îòäåëå ê ëàìèíýêòîìèè ìîæåò áûòü äîáàâëåí è ïåðåäíèé ñïîíäèëîäåç.  ñëó÷àÿõ êîìïðåññèè ñïèííîãî ìîçãà â øåéíîì îòäåëå ñïåðåäè âìåñòî ëàìèíýêòîìèè öåëåñîîáðàçíåå ïðîâîäèòü òðàíñêîðïîðàëüíóþ (÷åðåç òåëî ïîçâîíêà) äåêîìïðåññèþ ñïèííîãî ìîçãà è êîñòíîïëàñòè÷åñêóþ çàìåíó òåëà ïîçâîíêà. Íî åñëè çàáëàãîâðåìåííî äî îïåðàöèè èìååòñÿ àáñîëþòíàÿ óâåðåííîñòü â ïîëíîì ïåðåðûâå ñïèííîãî ìîçãà â øåéíîì îòäåëå, òî äåêîìïðåññèâíûå îïåðàöèè è êàêèå ëèáî ìàíèïóëÿöèè íå èìåþò íèêàêîãî ñìûñëà.
Ëå÷åíèå
Ëå÷åíèå áîëüíûõ ñ îñëîæíåííûìè ïåðåëîìàìè ïîçâîíêîâ, êàê ïîñëå îïåðàöèè, òàê è íå îïåðèðóåìûõ, íàïðàâëåíî íà ïðîôèëàêòèêó ïðîëåæíåé, óðîñåïñèñà (èíôèöèðîâàíèÿ ïàòîãåííîé ôëîðîé ìî÷åâûäåëèòåëüíîé ñèñòåìû), âîñõîäÿùåé ìî÷åâîé èíôåêöèè, ëåãî÷íûõ îñëîæíåíèé, à òàêæå âîññòàíîâëåíèå óòðà÷åííûõ ôóíêöèé ïîçâîíî÷íèêà è ïîäãîòîâêó ê ïðîòåçèðîâàíèþ. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ïðîëåæíåé èñïîëüçóþò êðîâàòè ñî ñïåöèàëüíûìè êîíñòðóêöèÿìè, ñëîæíûå ñèñòåìû âûòÿæåíèÿ, ðàçëè÷íûå êðóãè ïîä âûñòóïàþùèå ÷àñòè òåëà, ìíîãîêðàòíûå ïåðåâîðîòû â ïîñòåëè, ïðîòèðàíèå è ìàññàæ. Ñ öåëüþ ïðåäîòâðàùåíèÿ âîñõîäÿùåé ìî÷åâîé èíôåêöèè ïîêàçàíî ðàííåå íàëîæåíèå íàäëîáêîâîãî ñâèùà (ïðè íåñïîñîáíîñòè áîëüíîãî ñàìîñòîÿòåëüíî ìî÷èòüñÿ), ìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå, à òàêæå ïðîìûâàíèå ìî÷åâîãî ïóçûðÿ ðàñòâîðàìè àíòèñåïòèêîâ. Ñ öåëüþ ïðîôèëàêòèêè ëåãî÷íûõ îñëîæíåíèé ïðîâîäèòñÿ äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà. Ïðè îòñóòñòâèè ñïîíòàííîãî äûõàíèÿ èñïîëüçóþò òðàõåîòîìèþ è âñïîìîãàòåëüíîå èëè óïðàâëÿåìîå äûõàíèå.
Источник