Конспект позвоночник и осанка

Конспект позвоночник и осанка thumbnail

Конспект на интерактивный видео-урок

по предмету «Физическая культура» для «3» класса

Урок № 5. Осанка

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Урок посвящён формированию правильной осанки.

Глоссарий:

Лордоз – это физиологический или патологический изгиб позвоночника, при котором его выпуклость обращена вперед.

Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

Сколиоз – это искривление позвоночника вправо или влево относительно своей оси. Чаще всего встречаются сколиозы грудного и поясничного отделов позвоночника.

Сутулость – это одно из многих возможных нарушений осанки, деформации спины, возникающей в связи со слабостью мышц.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015

Дополнительная литература:

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.

Интернет-ресурсы:

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL:  https://window.edu.ru/ (дата обращения: 11.07.2018)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Школьники растут, и в их организме происходит окостенение почти всех 206 костей скелета. Особенно активно формируются кости таза, кистей, предплечий. Позвоночный столб в это время очень чувствителен к различным воздействиям, т.к. его костная основа еще не сформирована.

С помощью мышц шеи, груди и поясницы, а также связок позвоночного столба должен образовываться так называемый «естественный мышечный корсет». С возрастом у детей укрепляются мышцы живота и спины, развивается грудная клетка (делается более уплощенной в переднезаднем направлении). Улучшается осанка.

Что же такое осанка?

Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

Важно добиться оптимальной осанки, которая будет максимально разгружать мышцы. Кроме того с помощью оптимальной осанки снижаются риски нарушений и отклонений, связанные с состоянием здоровья и развитием растущего организма.

Посмотрите, как выглядит здоровый позвоночник у человека с N осанкой

Конспект позвоночник и осанка

Естественные изгибы позвоночника очень важны. Они начинают формироваться уже в течении первого года жизни. Их основной функцией является распределение нагрузки, которая ложится на позвоночник. Кифоз – прогиб позвоночника назад, лордоз – прогиб позвоночника вперед.

Но изгибы позвоночника могут возникать и вследствие нарушения осанки. Это сколиоз и сутулость.

Сутулый человек отличается приподнятыми плечами, в которую втянута голова, и согнутой спиной. У человека со сколиозом одно плечо выше (или ниже) другого.

Сколиоз является серьезным заболеванием. Изогнутая часть позвоночника давит на нервы, отходящие к внутренним органам. Могут возникать боли в области спины и тех органов, к которым эти нервы подходят.

Существует множество упражнений для укрепления мышечного корсета. Мы покажем самые доступные и эффективные. Их можно делать и детям и взрослым.

Упражнения для профилактики нарушений осанки: 

Упражнение № 1 Построение, ходьба с движениями рук, ходьба на носках.

Упражнение № 2 И. п. — основное положение. Поднимаем прямые руки вверх — вдох, опускаем — выдох (3–4 раза). Темп медленный.

Упражнение № 3 И. п. — основная стойка, руки на поясе. Сгибаем колени к животу и возвращение в исходное положение (3–4 раза каждой ногой).

Упражнение № 4. И. п. — основная стойка, гимнастическая палка в опущенных руках. Поднимание палки вверх — вдох, опускание — выдох (4–5 раз).

Упражнение № 5 И. п. — основная стойка, палка на лопатках. Наклон корпуса вперед с прямой спиной и возвращение в и. п. (4–5 раз). При наклоне корпуса — выдох, при выпрямлении — вдох.

Эта группа специальных упражнений позволяет вытягивать позвоночник, воздействовать на его деформированные отделы, а также укреплять мышцы живота.

Очень важно не только регулярно делать специальные упражнения, но и следить за правильным положением осанки и в обычное время. Необходимо слушаться родителей, когда они вам говорят, чтобы вы держали спину ровно. Это очень важно и сейчас мы узнаем, почему.

Правильная осанка – это залог отличного настроения и уверенности в себе. Попробуйте выпрямить спину, а потом сгорбиться. В каком состоянии вы чувствуете себя лучше? Видели ли когда-нибудь успешных людей со сгорбленной спиной? Нет, обычно плечи у них всегда расправлены, голова гордо смотрит вперед. Берите с них пример.

Помимо психологических преимуществ здоровая осанка приносит пользу и нашему физическому состоянию. Хорошая осанка позволяет увеличивать вместимость легких, за счет чего организм лучше обогащается кислородом. Позвоночник даже влияет на голос. Если у вас ровная спина, диафрагма открывается, и ваш голос лучше звучит.

И невозможно добиться красивой фигуры без здоровой осанки. С хорошей осанкой вы всегда будете выглядеть на 2-2,5 кг стройнее, и ваша одежда будет лучше на вас сидеть.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Осанка – это ____ положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

Варианты ответа:

  • Обычное
  • Привычное
  • Необычное
  • Естественное

Решение. Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

2. Что такое кифоз?

Варианты ответа:

  • прогиб позвоночника назад
  • прогиб позвоночника в сторону
  • прогиб позвоночника вперед

Решение. Кифоз — это прогиб позвоночника назад.

Читайте также:  У воробья есть позвоночник

Источник

Конспект занятия «Осанка – стройная спина»

Цель: Формировать представление о строении и функции позвоночника.

Задачи:

— познакомить детей с понятием «правильная осанка», позвоночник;

— формировать здоровьесберегающую компетентность.

Оборудование: ноутбук, презентация «Осанка человека», палочки кривые и прямые.

1. Организационный момент: мини – тренинг о здоровье с элементом психогимнастики «Здравствуйте».

Изучаю с детства я

Правила приветствия.

«Здравствуй!»— лучшее из слов-

Означает: «Будь… здоров».

Ребята, значит,когда мы здороваемся, то желаем друг другу (здоровье).

Давайте пожелаем здоровья друг другу.

Давайте прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как стучит сердечко: “тук, тук, тук”. А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте пошлём друг другу немного света, тепла и здоровья своего сердца (руки вынести вперед, кисти рук вертикально, а потом взяться за руки и поздороваться).

А зачем нам здоровье?

(чтобы не болеть, быть радостными, счастливыми, весёлыми)

Значит о чём мы сегодня поговорим? (о здоровье)

Не просто о здоровье, а о здоровье своего организма. Я вас заинтересовала?

2. Слайд 1 (на слайде кривое и прямое деревья с яблоками. на кривом- яблоки зелёные маленькие, на прямом – красные крупные

В.: Ребята, посмотрите,что это за деревья? Чем они отличаются?

Почему на одном крупные плоды, а на втором нет? (ответы детей)

(одно прямое тянется к солнышку, а второе искривлённое).

Слайд 2 (изображение позвоночника)

В.: А у человека тоже есть ствол, и он называется позвоночник. Найдите у себя позвоночник.

Позвоночник — основная часть скелета человека. Позвоночник очень гибкий, как стальная пружина. Мы легко можем согнуться, разогнуться -происходит потому, что позвоночник состоит из отдельных позвонков. Позвоночник поддерживает наше тело в вертикальном положении.

3 слайд (человек с прямым позвоночником и кривым)

В.: Посмотрите, что вы видите? Почему может произойти искривление?

4 слайд: (Дети объясняют ситуации, провоцирующие искривление позвоночника).

В.: Про человека,у которого прямая спина говорят – красивая осанка.

5 слайд: (человек с кривым и прямым позвоночником).

Давайте рассмотрим наш позвоночник на примере.

(Дети встают вокруг стола. На столе на каждого ребёнка по 2 прутика деревьев -тонкий гибкий прямой и не гибкий кривой. Сравнивают оба прутика).

Давайте сравним прутики. Какие они?

1) Один мягкий, а другой твёрдый.

2) Один кривой, а другой прямой.

3) Какой лучше будет расти?

4) Какой легче исправить?

Вывод: Позвоночник молодой и мягкий исправить легче, чем твёрдый.

Что нужно делать, чтобы позвоночник не был кривым? (заниматься спортом- с точки зрения медиков самые хорошие виды спорта для профилактики заболеваний позвоночника, это: плавание, ходьба,бег на лыжах ; правильное питание-включать в свой рацион такие продукты, как молоко, сыр и рыбу, богатые кальцием и витамином роста «Д».

Физминутка: три упражнения для укрепления позвоночника и одно упражнение на дыхание (лодочка, мостик с уклоном, мельница, дыхательная гимнастика.

После упражнений дети закрепляют понятие правильная осанка:

— спина прямая;

— плечи развёрнуты;

— подбородок приподнят;

— настроение хорошее.

3.Молодцы, теперь вы знаете, как нам необходим позвоночник и как о нём нужно заботиться.

Рaссматривание скелета человекa (иллюстрация)

– Ребятa, вы знаете, что это такое? (скелет человека)

Скелет- это наша опора. На вид он хрупкий, но на самом деле очень Скелет прочный. Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы. Череп похож на шлем. Что он защищает? (мозг) Грудная клетка состоит из 12 пар ребер, которые прикреплены к позвоночнику. Что защищают ребра? (внутренние органы: сердце, легкие от повреждений). Позвоночник является основным стержнем туловища, на него приходится вес верхних частей тела, а сам он состоит из 33 позвонков, соединенных между собой. В состав скелета входят еще верхние и нижние конечности (показ).

При правильной осанке хорошо работает сердце, дыхание ровное, кровь свободно движется в организме.

Из чего состоит скелет? (из позвонков и отростков)

Кaк называется главная часть нашего скелета, которая держит наше тело ровным? (позвоночник)

— Нaйдите у себя позвоночник. A теперь друг у друга. Нащупайте его.

-Ровный ли позвоночник у вaс и у вашего товарища? Когда позвоночник искривлен, то возникает скaлеоз. От него страдают сердце, легкие и т. д. Чтобы этого не случилось с вaми, необходимо соблюдать прaвила для поддержания правильной осанки.

(Будет очень хорошо,если вы покажете детям два образца ; на одном будет ребёнок с прямым позвоночником ; а на другом будет изображён ребёнок с искривлением позвоночника, ребята при сравнении увидят сразу разницу, и возможно многие ребята задумаются в этот момент – тут же выпрямят свои спинкии сядут ровно, что немаловажно.

3. Воспитатель знакомит всех с волшебными правилами

для поддержания правильной осанки.

Первое правило. «Ходи всегда прaвильно: голову держи прямо, плечи

рaзвернуты, мышцы расслаблены»

Воспитатель, не говоря детям прaвило, демонстрирует его и предлагает детям сформулировать его. Повторяют 2-3 ребенка.

Читайте также:  Немеет в позвоночнике что это

— Предлагает всем подойти к зеркалу и посмотреть на свою осанку.

А потом предлагает походить, соблюдaя это правило. Можно ходить с небольшим предметом нa голове. 

Второе правило. «Прaвильно сиди за столом: не горбись, не наклоняй низко голову»

Неправильное положение тела длительное время (например, сидение за столом с постоянно наклонённой головой, неправильная поза может привести. к нарушению осанки. Нарушение осанки можно предотвратить, выработав правильную посадку за столом, а также занимаясь спортом (плаванием, специальными гимнастическими комплексами)

— Что происходит с позвоночником при непрaвильном сидении?

— Каково второе прaвило? (повторяют 2-3 ребенка)

Воспитатель: — Давайте покажем , как мы умеем правильно сидеть.

Третье правило. «Выполняй упрaжнения по укреплению мышц туловища»

Воспитатель проводит «Гимнaстику для спины»

-Упражнение «Аист»: стоя нa правой ноге, согнуть в колене левую, руки вверх ладонями наружу.

-Упрaжнение «Вырастем большими»: стоя на носках, руки вверх ладонями наружу.

-Упрaжнение «Лягушонок»: стоя, ноги на ширине плеч, кисти к плечам, ладони вперед, пальцы врозь

— Упрaжнение «Силачи»: стоя, руки к плечам, пальцы в кулаки, лопатки сблизить

-Упрaжнение «Пистолет»: Полуприсест на правой ноге, левую вперед, руки на пояс, локти назад.

Подвижнaя игра «Совушка» (3 раза) .

Уважаемые, педагоги, попросите детей играть по новым правилам -после команды: Ночь наступает, все замирает -пусть дети замирают на месте, приняв позу с прaвильной осанкой (из предыдущего зaдания «Гимнастика для спины»упр. «Аист»«Вырастем большими»«Лягушонок»«Силачи»«Пистолет»).Это поможет ребятам закрепить полученные новые знания.

Игроки стоят в кругу, взявшись зa руки. Совушка (ребенок) в кругу. Дети идут по кругу со словaми:

Ах, ты, Совушка-Совa,

Ты большая головa,

Ты на дереве сидишь

Ночь летаешь, днем ты спишь.

Подaется команда: День наступает, все оживает.

Ребятки, изображая мышек, встaют на носки и бегают в разных направлениях.

Подaется команда: Ночь наступает, все замирает.

Дети замирают на месте, приняв позу с прaвильной осанкой (из предыдущего зaдания «Гимнастика для спины»

Совушкa осматривает игроков и хвалит тех, у кого правильная осанка.

5. Рефлексия :

– Ну что, все прaвила усвоили?

— Тaк, что нужно делать, чтобы сберечь правильную осанку?

Готовы ли вы выполнять эти правилa каждый день?

Тогда вот вaм еще один совет: чаще смотрите в зеркало, которое подскажет вам, какaя у вас осанка. 

Воспитaтель: За осaнкой я слежу,

Спину ровно я держу.

Я здоровье сберегу,

Сaм себе я помогу. (2-3 раза)

Источник

Тема урока: Осанка – стройная спина.

 Цель урока:

  • формирование знаний о правильной осанке;
  • дать детям практические навыки самоконтроля за своей осанкой;
  • познакомить с основными правилами по профилактике нарушения осанки ; научить правильно дышать во время выполнения упражнений.

Оборудование:

  • памятка «Основные правила для формирования правильной осанки» — для каждого ученика;
  • примерный комплекс упражнений — для каждого ученика»;
  • плакаты «Учитесь правильно сидеть, стоять и ходить»
  • музыкальное сопровождение.
  • Коврики.

Ход урока.

1. Актуализация и целеполагание.

Вступительная беседа.

Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?

Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

          Правильная осанка не даётся человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после восемнадцати лет исправить её недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках ещё не заменилась костной. Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.

          Поэтому на каждом уроке хореографии я особо обращаю ваше внимание, чтобы вы следили за осанкой и все упражнения выполняли правильно.

          Как всегда начинаем урок с разминки, для того чтобы подготовить свои мышцы и тело к более сложным нагрузкам. (Проводится ритмическая гимнастика: для мышц шеи, плеч, рук и кистей, талии и бёдер, коленей и стоп).

        У некоторых людей возникает нарушение осанки. Это называется сколиозом. Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8-10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.

        Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посередине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей-позвонков. К позвоночнику присоединены ребра. Их можно пересчитать. Попробуйте сделать это.

        -Сколько вы насчитали у себя ребер?

        -Какую работу выполняют ребра? (Защищают внутренние органы от повреждения).

        — Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать её?

        — Почему искривляется позвоночник у детей?

        — Поэтому лучше всего научится следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.Сейчас мы с вами лёжа на ковриках выполним упражнения для спины, и при этом учиться правильно дышать ( все усилия делаем на выдохе).

Партерная гимнастика:

 а) Сидя на ковриках, тянуть и расслаблять стопу, круговые вращения стопами.

Читайте также:  При повороте головы больно позвоночник

    б) Сидя на ковриках, выполняем наклоны корпуса вперёд, не сгибая колен( делаем глубокий вдох, подняв руки наверх, а на выдохе выполняем наклон).

    в) «Бутерброд»- сидя на ковриках, плавно выпрямляем ноги и корпус.

    г) «Бабочка»- сидя на коврике, соединить стопы, колени развести в стороны (движения коленями, как бабочка крыльями).

    д) В позе «бабочка» делаем наклоны вперёд (тянем спину).

    е) «Змейка»- лёжа на животе, носками достаём до затылка.

    ж) Упражнения для спины: лёжа на животе, делаем глубокий вдох, поднимаем вытянутые в локтях руки и коленях ноги, задержаться в этом положении на несколько секунд и на выдохе принимаем исходное положение.

    з) лёжа на животе, поднимаем правую руку и левую ногу одновременно и наоборот (дыхание, как в предыдущем упражнении).

    и) «Ступеньки»- лёжа на спине, поднимаем вытянутые в коленях ноги на 4 счёта наверх и на 4 счёта вниз ( на вдохе ножки поднимаем, на выдохе- опускаем).

    к) «Велосипед»- лёжа на спине, изображаем езду на велосипеде (попеременно выпрямляем и сгибаем ноги).

    л) «Берёзка»- стоя на лопатках, выпрямляем спину и ноги.

— Занятия хореографией помогает следить за своей осанкой.

— Сегодня на уроке мы должны ответить на вопросы:

Что такое осанка?

Отчего бывают нарушения осанки?

Что нужно предпринимать, чтобы его не допустить?

Как контролировать за своей осанкой?

2.Формирование знаний и умений.

Рассказ учителя.

Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.

Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.

— А давайте проверим вашу осанку.

3. Практическая работа.

Разучивание танцевальных композиций (движений на координацию), которые помогут детям научиться владеть своим телом, держать правильно осанку, координировать движения.

Композиция «Игрушка».

Исходное положение: дети стоят по линиям друг за другом, ноги вместе, руки опущены. Муз. Размер 44.

1 такт.

«раз и»-пр. н. на каблук, руки вытянуты вперёд.

«два и»-исходное положение.

«три и, четыре и»-то же с другой ноги.

2 такт. Повторить ещё раз.

3 такт.

«раз и»-то же, что и на «раз и» первого такта.

«два и»-пр. н. на носок назад, пр. р. наверх, левая в сторону

«три и»-то же,что и на «раз и»

«четыре и»-в исход. положение.

4 такт-поворот вокруг себя.

Композиция «Слоник».

Исходное положение: дети стоят по линиям, ноги вместе, руки опущены. Муз. размер 44.

1 такт.

«раз и»-пр. н. на носок назад, руки наверх («хобот»)

«два и»-в исход. положение.

«три и, четыре и»- повторить ещё раз.

2 такт.

То же, что и 1-ый, но с другой ноги.

3 такт.

«раз и. два и»-приставные шаги с правой ноги в сторону, руки на пояс (имитируем уши слона).

«три и, четыре и»-то же, но с левой ноги.

4 такт. То же, что и 3-й, но с лев. н.

4. Заключительная часть.

Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

  1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища (упражнения на ковриках).
  2. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбится.
  3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
  4. Если будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
  5. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
  6. Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сиденья за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, подтягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.
  7. Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного состояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
  8. Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у

вас осанка. И, конечно, заниматься хореографией, где научат правильно держать спину, красиво двигаться и правильно дышать.

Танец издавна считается неотъемлемой частью жизни отдельного человека и культуры в целом- и поэтому его можно естественно включать в образ жизни для постоянной коррекции недостатков фигуры.

          Любые танцы — это прекрасное оздоровительное средство. Они создают привычные циклические нагрузки, такие же, как при спортивной ходьбе и беге, но не предъявляют высоких требований к сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма. Регулярные занятия помогают приобрести правильную осанку, укрепить мышцы ног, спины живота и грудной клетки. Выполняя танцевальные движения, мы научимся свободно владеть своим телом и красиво держаться в любых условиях. (Выполняются танцевальные движения)

          Подводятся итоги урока. Контроль и самооценка проделанной работы.  

— А теперь проверим, как вы запомнили правила. Все встаньте и примите правильную осанку.  

Источник