Конспект позвоночник и осанка
Конспект на интерактивный видео-урок
по предмету «Физическая культура» для «3» класса
Урок № 5. Осанка
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Урок посвящён формированию правильной осанки.
Глоссарий:
Лордоз – это физиологический или патологический изгиб позвоночника, при котором его выпуклость обращена вперед.
Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.
Сколиоз – это искривление позвоночника вправо или влево относительно своей оси. Чаще всего встречаются сколиозы грудного и поясничного отделов позвоночника.
Сутулость – это одно из многих возможных нарушений осанки, деформации спины, возникающей в связи со слабостью мышц.
Основная литература:
- Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015
Дополнительная литература:
- Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.
Интернет-ресурсы:
- Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: https://window.edu.ru/ (дата обращения: 11.07.2018)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Школьники растут, и в их организме происходит окостенение почти всех 206 костей скелета. Особенно активно формируются кости таза, кистей, предплечий. Позвоночный столб в это время очень чувствителен к различным воздействиям, т.к. его костная основа еще не сформирована.
С помощью мышц шеи, груди и поясницы, а также связок позвоночного столба должен образовываться так называемый «естественный мышечный корсет». С возрастом у детей укрепляются мышцы живота и спины, развивается грудная клетка (делается более уплощенной в переднезаднем направлении). Улучшается осанка.
Что же такое осанка?
Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.
Важно добиться оптимальной осанки, которая будет максимально разгружать мышцы. Кроме того с помощью оптимальной осанки снижаются риски нарушений и отклонений, связанные с состоянием здоровья и развитием растущего организма.
Посмотрите, как выглядит здоровый позвоночник у человека с N осанкой
Естественные изгибы позвоночника очень важны. Они начинают формироваться уже в течении первого года жизни. Их основной функцией является распределение нагрузки, которая ложится на позвоночник. Кифоз – прогиб позвоночника назад, лордоз – прогиб позвоночника вперед.
Но изгибы позвоночника могут возникать и вследствие нарушения осанки. Это сколиоз и сутулость.
Сутулый человек отличается приподнятыми плечами, в которую втянута голова, и согнутой спиной. У человека со сколиозом одно плечо выше (или ниже) другого.
Сколиоз является серьезным заболеванием. Изогнутая часть позвоночника давит на нервы, отходящие к внутренним органам. Могут возникать боли в области спины и тех органов, к которым эти нервы подходят.
Существует множество упражнений для укрепления мышечного корсета. Мы покажем самые доступные и эффективные. Их можно делать и детям и взрослым.
Упражнения для профилактики нарушений осанки:
Упражнение № 1 Построение, ходьба с движениями рук, ходьба на носках.
Упражнение № 2 И. п. — основное положение. Поднимаем прямые руки вверх — вдох, опускаем — выдох (3–4 раза). Темп медленный.
Упражнение № 3 И. п. — основная стойка, руки на поясе. Сгибаем колени к животу и возвращение в исходное положение (3–4 раза каждой ногой).
Упражнение № 4. И. п. — основная стойка, гимнастическая палка в опущенных руках. Поднимание палки вверх — вдох, опускание — выдох (4–5 раз).
Упражнение № 5 И. п. — основная стойка, палка на лопатках. Наклон корпуса вперед с прямой спиной и возвращение в и. п. (4–5 раз). При наклоне корпуса — выдох, при выпрямлении — вдох.
Эта группа специальных упражнений позволяет вытягивать позвоночник, воздействовать на его деформированные отделы, а также укреплять мышцы живота.
Очень важно не только регулярно делать специальные упражнения, но и следить за правильным положением осанки и в обычное время. Необходимо слушаться родителей, когда они вам говорят, чтобы вы держали спину ровно. Это очень важно и сейчас мы узнаем, почему.
Правильная осанка – это залог отличного настроения и уверенности в себе. Попробуйте выпрямить спину, а потом сгорбиться. В каком состоянии вы чувствуете себя лучше? Видели ли когда-нибудь успешных людей со сгорбленной спиной? Нет, обычно плечи у них всегда расправлены, голова гордо смотрит вперед. Берите с них пример.
Помимо психологических преимуществ здоровая осанка приносит пользу и нашему физическому состоянию. Хорошая осанка позволяет увеличивать вместимость легких, за счет чего организм лучше обогащается кислородом. Позвоночник даже влияет на голос. Если у вас ровная спина, диафрагма открывается, и ваш голос лучше звучит.
И невозможно добиться красивой фигуры без здоровой осанки. С хорошей осанкой вы всегда будете выглядеть на 2-2,5 кг стройнее, и ваша одежда будет лучше на вас сидеть.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Осанка – это ____ положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.
Варианты ответа:
- Обычное
- Привычное
- Необычное
- Естественное
Решение. Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.
2. Что такое кифоз?
Варианты ответа:
- прогиб позвоночника назад
- прогиб позвоночника в сторону
- прогиб позвоночника вперед
Решение. Кифоз — это прогиб позвоночника назад.
Источник
Конспект занятия «Осанка – стройная спина»
Цель: Формировать представление о строении и функции позвоночника.
Задачи:
— познакомить детей с понятием «правильная осанка», позвоночник;
— формировать здоровьесберегающую компетентность.
Оборудование: ноутбук, презентация «Осанка человека», палочки кривые и прямые.
1. Организационный момент: мини – тренинг о здоровье с элементом психогимнастики «Здравствуйте».
Изучаю с детства я
Правила приветствия.
«Здравствуй!»— лучшее из слов-
Означает: «Будь… здоров».
Ребята, значит,когда мы здороваемся, то желаем друг другу (здоровье).
Давайте пожелаем здоровья друг другу.
Давайте прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как стучит сердечко: “тук, тук, тук”. А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте пошлём друг другу немного света, тепла и здоровья своего сердца (руки вынести вперед, кисти рук вертикально, а потом взяться за руки и поздороваться).
А зачем нам здоровье?
(чтобы не болеть, быть радостными, счастливыми, весёлыми)
Значит о чём мы сегодня поговорим? (о здоровье)
Не просто о здоровье, а о здоровье своего организма. Я вас заинтересовала?
2. Слайд 1 (на слайде кривое и прямое деревья с яблоками. на кривом- яблоки зелёные маленькие, на прямом – красные крупные
В.: Ребята, посмотрите,что это за деревья? Чем они отличаются?
Почему на одном крупные плоды, а на втором нет? (ответы детей)
(одно прямое тянется к солнышку, а второе искривлённое).
Слайд 2 (изображение позвоночника)
В.: А у человека тоже есть ствол, и он называется позвоночник. Найдите у себя позвоночник.
Позвоночник — основная часть скелета человека. Позвоночник очень гибкий, как стальная пружина. Мы легко можем согнуться, разогнуться -происходит потому, что позвоночник состоит из отдельных позвонков. Позвоночник поддерживает наше тело в вертикальном положении.
3 слайд (человек с прямым позвоночником и кривым)
В.: Посмотрите, что вы видите? Почему может произойти искривление?
4 слайд: (Дети объясняют ситуации, провоцирующие искривление позвоночника).
В.: Про человека,у которого прямая спина говорят – красивая осанка.
5 слайд: (человек с кривым и прямым позвоночником).
Давайте рассмотрим наш позвоночник на примере.
(Дети встают вокруг стола. На столе на каждого ребёнка по 2 прутика деревьев -тонкий гибкий прямой и не гибкий кривой. Сравнивают оба прутика).
Давайте сравним прутики. Какие они?
1) Один мягкий, а другой твёрдый.
2) Один кривой, а другой прямой.
3) Какой лучше будет расти?
4) Какой легче исправить?
Вывод: Позвоночник молодой и мягкий исправить легче, чем твёрдый.
Что нужно делать, чтобы позвоночник не был кривым? (заниматься спортом- с точки зрения медиков самые хорошие виды спорта для профилактики заболеваний позвоночника, это: плавание, ходьба,бег на лыжах ; правильное питание-включать в свой рацион такие продукты, как молоко, сыр и рыбу, богатые кальцием и витамином роста «Д».
Физминутка: три упражнения для укрепления позвоночника и одно упражнение на дыхание (лодочка, мостик с уклоном, мельница, дыхательная гимнастика.
После упражнений дети закрепляют понятие правильная осанка:
— спина прямая;
— плечи развёрнуты;
— подбородок приподнят;
— настроение хорошее.
3.Молодцы, теперь вы знаете, как нам необходим позвоночник и как о нём нужно заботиться.
Рaссматривание скелета человекa (иллюстрация)
– Ребятa, вы знаете, что это такое? (скелет человека)
Скелет- это наша опора. На вид он хрупкий, но на самом деле очень Скелет прочный. Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы. Череп похож на шлем. Что он защищает? (мозг) Грудная клетка состоит из 12 пар ребер, которые прикреплены к позвоночнику. Что защищают ребра? (внутренние органы: сердце, легкие от повреждений). Позвоночник является основным стержнем туловища, на него приходится вес верхних частей тела, а сам он состоит из 33 позвонков, соединенных между собой. В состав скелета входят еще верхние и нижние конечности (показ).
При правильной осанке хорошо работает сердце, дыхание ровное, кровь свободно движется в организме.
Из чего состоит скелет? (из позвонков и отростков)
Кaк называется главная часть нашего скелета, которая держит наше тело ровным? (позвоночник)
— Нaйдите у себя позвоночник. A теперь друг у друга. Нащупайте его.
-Ровный ли позвоночник у вaс и у вашего товарища? Когда позвоночник искривлен, то возникает скaлеоз. От него страдают сердце, легкие и т. д. Чтобы этого не случилось с вaми, необходимо соблюдать прaвила для поддержания правильной осанки.
(Будет очень хорошо,если вы покажете детям два образца ; на одном будет ребёнок с прямым позвоночником ; а на другом будет изображён ребёнок с искривлением позвоночника, ребята при сравнении увидят сразу разницу, и возможно многие ребята задумаются в этот момент – тут же выпрямят свои спинкии сядут ровно, что немаловажно.
3. Воспитатель знакомит всех с волшебными правилами
для поддержания правильной осанки.
Первое правило. «Ходи всегда прaвильно: голову держи прямо, плечи
рaзвернуты, мышцы расслаблены»
Воспитатель, не говоря детям прaвило, демонстрирует его и предлагает детям сформулировать его. Повторяют 2-3 ребенка.
— Предлагает всем подойти к зеркалу и посмотреть на свою осанку.
А потом предлагает походить, соблюдaя это правило. Можно ходить с небольшим предметом нa голове.
Второе правило. «Прaвильно сиди за столом: не горбись, не наклоняй низко голову»
Неправильное положение тела длительное время (например, сидение за столом с постоянно наклонённой головой, неправильная поза может привести. к нарушению осанки. Нарушение осанки можно предотвратить, выработав правильную посадку за столом, а также занимаясь спортом (плаванием, специальными гимнастическими комплексами)
— Что происходит с позвоночником при непрaвильном сидении?
— Каково второе прaвило? (повторяют 2-3 ребенка)
Воспитатель: — Давайте покажем , как мы умеем правильно сидеть.
Третье правило. «Выполняй упрaжнения по укреплению мышц туловища»
Воспитатель проводит «Гимнaстику для спины»
-Упражнение «Аист»: стоя нa правой ноге, согнуть в колене левую, руки вверх ладонями наружу.
-Упрaжнение «Вырастем большими»: стоя на носках, руки вверх ладонями наружу.
-Упрaжнение «Лягушонок»: стоя, ноги на ширине плеч, кисти к плечам, ладони вперед, пальцы врозь
— Упрaжнение «Силачи»: стоя, руки к плечам, пальцы в кулаки, лопатки сблизить
-Упрaжнение «Пистолет»: Полуприсест на правой ноге, левую вперед, руки на пояс, локти назад.
Подвижнaя игра «Совушка» (3 раза) .
Уважаемые, педагоги, попросите детей играть по новым правилам -после команды: Ночь наступает, все замирает -пусть дети замирают на месте, приняв позу с прaвильной осанкой (из предыдущего зaдания «Гимнастика для спины»упр. «Аист», «Вырастем большими», «Лягушонок», «Силачи», «Пистолет»).Это поможет ребятам закрепить полученные новые знания.
Игроки стоят в кругу, взявшись зa руки. Совушка (ребенок) в кругу. Дети идут по кругу со словaми:
Ах, ты, Совушка-Совa,
Ты большая головa,
Ты на дереве сидишь
Ночь летаешь, днем ты спишь.
Подaется команда: День наступает, все оживает.
Ребятки, изображая мышек, встaют на носки и бегают в разных направлениях.
Подaется команда: Ночь наступает, все замирает.
Дети замирают на месте, приняв позу с прaвильной осанкой (из предыдущего зaдания «Гимнастика для спины»
Совушкa осматривает игроков и хвалит тех, у кого правильная осанка.
5. Рефлексия :
– Ну что, все прaвила усвоили?
— Тaк, что нужно делать, чтобы сберечь правильную осанку?
Готовы ли вы выполнять эти правилa каждый день?
Тогда вот вaм еще один совет: чаще смотрите в зеркало, которое подскажет вам, какaя у вас осанка.
Воспитaтель: За осaнкой я слежу,
Спину ровно я держу.
Я здоровье сберегу,
Сaм себе я помогу. (2-3 раза)
Источник
Тема урока: Осанка – стройная спина.
Цель урока:
- формирование знаний о правильной осанке;
- дать детям практические навыки самоконтроля за своей осанкой;
- познакомить с основными правилами по профилактике нарушения осанки ; научить правильно дышать во время выполнения упражнений.
Оборудование:
- памятка «Основные правила для формирования правильной осанки» — для каждого ученика;
- примерный комплекс упражнений — для каждого ученика»;
- плакаты «Учитесь правильно сидеть, стоять и ходить»
- музыкальное сопровождение.
- Коврики.
Ход урока.
1. Актуализация и целеполагание.
Вступительная беседа.
Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?
Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.
Правильная осанка не даётся человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после восемнадцати лет исправить её недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках ещё не заменилась костной. Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.
Поэтому на каждом уроке хореографии я особо обращаю ваше внимание, чтобы вы следили за осанкой и все упражнения выполняли правильно.
Как всегда начинаем урок с разминки, для того чтобы подготовить свои мышцы и тело к более сложным нагрузкам. (Проводится ритмическая гимнастика: для мышц шеи, плеч, рук и кистей, талии и бёдер, коленей и стоп).
У некоторых людей возникает нарушение осанки. Это называется сколиозом. Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8-10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.
Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посередине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей-позвонков. К позвоночнику присоединены ребра. Их можно пересчитать. Попробуйте сделать это.
-Сколько вы насчитали у себя ребер?
-Какую работу выполняют ребра? (Защищают внутренние органы от повреждения).
— Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать её?
— Почему искривляется позвоночник у детей?
— Поэтому лучше всего научится следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.Сейчас мы с вами лёжа на ковриках выполним упражнения для спины, и при этом учиться правильно дышать ( все усилия делаем на выдохе).
Партерная гимнастика:
а) Сидя на ковриках, тянуть и расслаблять стопу, круговые вращения стопами.
б) Сидя на ковриках, выполняем наклоны корпуса вперёд, не сгибая колен( делаем глубокий вдох, подняв руки наверх, а на выдохе выполняем наклон).
в) «Бутерброд»- сидя на ковриках, плавно выпрямляем ноги и корпус.
г) «Бабочка»- сидя на коврике, соединить стопы, колени развести в стороны (движения коленями, как бабочка крыльями).
д) В позе «бабочка» делаем наклоны вперёд (тянем спину).
е) «Змейка»- лёжа на животе, носками достаём до затылка.
ж) Упражнения для спины: лёжа на животе, делаем глубокий вдох, поднимаем вытянутые в локтях руки и коленях ноги, задержаться в этом положении на несколько секунд и на выдохе принимаем исходное положение.
з) лёжа на животе, поднимаем правую руку и левую ногу одновременно и наоборот (дыхание, как в предыдущем упражнении).
и) «Ступеньки»- лёжа на спине, поднимаем вытянутые в коленях ноги на 4 счёта наверх и на 4 счёта вниз ( на вдохе ножки поднимаем, на выдохе- опускаем).
к) «Велосипед»- лёжа на спине, изображаем езду на велосипеде (попеременно выпрямляем и сгибаем ноги).
л) «Берёзка»- стоя на лопатках, выпрямляем спину и ноги.
— Занятия хореографией помогает следить за своей осанкой.
— Сегодня на уроке мы должны ответить на вопросы:
Что такое осанка?
Отчего бывают нарушения осанки?
Что нужно предпринимать, чтобы его не допустить?
Как контролировать за своей осанкой?
2.Формирование знаний и умений.
Рассказ учителя.
Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.
Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.
— А давайте проверим вашу осанку.
3. Практическая работа.
Разучивание танцевальных композиций (движений на координацию), которые помогут детям научиться владеть своим телом, держать правильно осанку, координировать движения.
Композиция «Игрушка».
Исходное положение: дети стоят по линиям друг за другом, ноги вместе, руки опущены. Муз. Размер 44.
1 такт.
«раз и»-пр. н. на каблук, руки вытянуты вперёд.
«два и»-исходное положение.
«три и, четыре и»-то же с другой ноги.
2 такт. Повторить ещё раз.
3 такт.
«раз и»-то же, что и на «раз и» первого такта.
«два и»-пр. н. на носок назад, пр. р. наверх, левая в сторону
«три и»-то же,что и на «раз и»
«четыре и»-в исход. положение.
4 такт-поворот вокруг себя.
Композиция «Слоник».
Исходное положение: дети стоят по линиям, ноги вместе, руки опущены. Муз. размер 44.
1 такт.
«раз и»-пр. н. на носок назад, руки наверх («хобот»)
«два и»-в исход. положение.
«три и, четыре и»- повторить ещё раз.
2 такт.
То же, что и 1-ый, но с другой ноги.
3 такт.
«раз и. два и»-приставные шаги с правой ноги в сторону, руки на пояс (имитируем уши слона).
«три и, четыре и»-то же, но с левой ноги.
4 такт. То же, что и 3-й, но с лев. н.
4. Заключительная часть.
Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?
- Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища (упражнения на ковриках).
- Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбится.
- При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
- Если будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
- Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
- Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сиденья за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, подтягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.
- Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного состояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
- Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у
вас осанка. И, конечно, заниматься хореографией, где научат правильно держать спину, красиво двигаться и правильно дышать.
Танец издавна считается неотъемлемой частью жизни отдельного человека и культуры в целом- и поэтому его можно естественно включать в образ жизни для постоянной коррекции недостатков фигуры.
Любые танцы — это прекрасное оздоровительное средство. Они создают привычные циклические нагрузки, такие же, как при спортивной ходьбе и беге, но не предъявляют высоких требований к сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма. Регулярные занятия помогают приобрести правильную осанку, укрепить мышцы ног, спины живота и грудной клетки. Выполняя танцевальные движения, мы научимся свободно владеть своим телом и красиво держаться в любых условиях. (Выполняются танцевальные движения)
Подводятся итоги урока. Контроль и самооценка проделанной работы.
— А теперь проверим, как вы запомнили правила. Все встаньте и примите правильную осанку.
Источник