Курсовая первая помощь при травме позвоночника

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ГБОУ ВПО «ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕНАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Реферат по дисциплине «Доврачебная помощь»
Травмы позвоночника

Исполнитель: Корепанова Мария Владимировна, 28 группа
Руководитель: Орбиданс Анастасия Георгиевна, преподаватель доврачебной помощи

Пермь, 2014г.

Оглавление1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Этиопатогенез переломов позвоночника………………………………………5
3.Клиническая картина переломов позвоночника………………………………9
4. Диагностика переломов позвоночника………………………………………14
5. Осложнения при переломе позвоночника……………………………………16
6. Первая доврачебная помощь и лечение при травмах позвоночника………19
6.1 Консервативное лечение………………………………………………………20
6.2 Хирургическоелечение………………………………………………………..23
7. Методы реабилитации при переломах позвоночника………………………25
7.1 Лечебная физическая культура…………………………………………..26
7.2 Массаж и физиотерапевтические процедуры……………………………31
8.Заключение……………………………………………………………………..34
9.Литература……………………………………………………………………..35
10.Приложение 1………………………………………………………………….36
11.Приложение 2…………………………………………………………………37
12.Приложение3…………………………………………………………………38

Введение

Травмы позвоночника относятся к наиболее тяжелым повреждениям опорно-двигательного аппарата. В большинстве случаев влекут за собой тяжелые последствия в виде двигательных, чувствительных, трофических и других расстройств и приводят к стойкой утрате трудоспособности или к смерти пострадавшего.
Статистика суха, но красноречива. Чаще всего возникают переломы впоясничном отделе позвоночника, это примерно 45 – 50% от общего числа случаев, 40 – 45% приходится на грудной отдел и 5 – 15 % на шейный отдел. При этом 75 процентов погибших и травмированных достаточно молоды. Их возраст до 40 лет. Повреждения шейного отдела позвоночника относятся к числу наиболее тяжелых. Около 50% переломов шейного отдела позвоночника являются осложненными. Кстати, смертность оттравматизма стоит на 3-м месте после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Наиболее частой причиной травм бывает падение с высоты, ДТП и ныряние на мелководье. Также на травму спины приходится около 5-10% спортивных травм.
Переломы позвоночника могут сопровождаться возникновением специфических осложнений, в том числе очень серьёзных, приводящих к инвалидизации пациента. При травмахпозвоночника и спинного мозга экстренная помощь в Пермском крае осуществляется на базе отделения травматологии и ортопедии ПККБ и на базе нейрохирургического отделения медико-санитарной части №11 им. С.Н. Гринберга, при заболеваниях и в постоперационном периоде — на базе отделения лечебной физкультуры ПККБ[1].
В данной работе дана классификация переломов шейного и грудного отделов позвоночника,описаны методы лечения, возможные осложнения, принципы и методы физической реабилитации при данной патологии, изучено влияние физической реабилитации на восстановление функционального состояния организма после переломов позвоночника.
Таким образом, цель данной работы следующая: изучить виды травм позвоночника, способы лечения и физической реабилитации организма после переломов позвоночника.
Длядостижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Дать классификацию травмам позвоночника.
Ознакомиться с принципами и методами физической реабилитации при травмах позвоночника.
Выявить влияние средств физической реабилитации на организм человека перенёсшего травму позвоночника.
Проанализировать и обобщить обработанный материал.

Этиопатогенез
В анатомическом отношении позвоночник представляет собойсложный костно-суставной аппарат, являющийся основной осью тела человека. Позвоночный столб представляет собой основную ось тела и состоит из 32-34 позвонков. В шейном отделе-7 позвонков, грудном-12, поясничном-5, крестцовом 4-5 и копчике 4-5 позвонков (рисунок 1 ). Каждый позвонок имеет тело, дугу и отростки суставные, поперечные и остистые…

Источник

Ïðèçíàêè óøèáà ïîçâîíî÷íèêà, åãî ïðè÷èíû. Âèäû ðàñòÿæåíèÿ ñâÿçîê, åãî äèàãíîñòèêà. Ïðîãðàììû ðåàáèëèòàöèè ïîñëå òðàâìû. Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè âûâèõà ïîçâîíêîâ ïîÿñíè÷íîãî è ãðóäíîãî îòäåëîâ. Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè ïîäîçðåíèè íà òðàâìó ïîçâîíî÷íèêà.

ÐóáðèêàÌåäèöèíà
Âèäðåôåðàò
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ06.06.2015
Ðàçìåð ôàéëà46,5 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïëàí

  • 1. Ïîâðåæäåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà
  • 1.1 Óøèá ïîçâîíî÷íèêà
  • 1.2 Ðàñòÿæåíèÿ ñâÿçîê
  • 1.3 Âûâèõ ïîçîíêîâ
  • 1.4 Âûâèõ ïîçâîíêà ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà
  • 1.5 Âûâèõ ïîçâîíêà ãðóäíîãî îòäåëà
  • 1.6 Ëå÷åíèå è íåîòëîæíàÿ ïîìîùü
  • 1.7 Ïåðåëîìû äóæåê, îòðîñòêîâ è òåë ïîçâîêîâ
  • 1.8 Íåïðîíèêàþùèå êîìïðåññèîííûå ïåðåëîìû òåë ïîçâîíêîâ
  • Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

ïîçâîíî÷íèê âûâèõ òðàâìà ïîâðåæäåíèå

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Çàäà÷è ðåàáèëèòàöèè ïðè òðàâìàõ ïîçâîíî÷íèêà è ñïèííîãî ìîçãà. Ðàññìîòðåíèå îñíîâíûõ ïåðèîäîâ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû ïðè ïîâðåæäåíèè ãðóäíîãî è ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà. Ïðîâåðêà ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ïîçâîíî÷íèêà ÷åðåç ÷åòûðå ìåñÿöà ïîñëå òðàâìû.

    ïðåçåíòàöèÿ [300,8 K], äîáàâëåí 23.04.2015

  • Ñóùíîñòü è êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïîÿñíè÷íîãî îñòåîõîíäðîçà, åãî ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç, êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ. Àíàòîìî-ôèçèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ïîçâîíî÷íèêà. Èññëåäîâàíèå ìåòîäîâ ñòàöèîíàðíîé ðåàáèëèòàöèè, âûáîð è îáîñíîâàíèå íåîáõîäèìîé ïðîãðàììû.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [78,5 K], äîáàâëåí 16.02.2015

  • Ïðè÷èíû òðàâì ïîçâîíî÷íèêà. Âèäû âîçäåéñòâèé, ïðèâîäÿùèõ â ïîâðåæäåíèþ ïîçâîíî÷íèêà, èõ õàðàêòåð è ïîñëåäñòâèÿ. Ôîðìû òðàâìàòè÷åñêèõ ïîðàæåíèé ñïèííîãî ìîçãà. Ñèìïòîìû òðàâì ïîçâîíî÷íèêà è ñïèííîãî ìîçãà. Äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìå ïîçâîíî÷íèêà.

    ïðåçåíòàöèÿ [2,7 M], äîáàâëåí 01.05.2016

  • Ñòðóêòóðà è îñíîâíûå ôóíêöèè ïîçâîíî÷íèêà. Õàðàêòåðíûå ñèìïòîìû ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà. Ìåõàíèçìû ïîâðåæäåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà. Âèäû íåâðîëîãè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ ó ïîñòðàäàâøèõ ñ îñòðîé ïîçâîíî÷íî-ñïèííîìîçãîâîé òðàâìîé. Ìåòîäû äèàãíîñòèêè ïîâðåæäåíèé òàçà.

    ïðåçåíòàöèÿ [7,5 M], äîáàâëåí 22.12.2015

  • Îáùàÿ ñõåìà ïîçâîíî÷íî-äâèãàòåëüíîãî ñåãìåíòà, ðåíòãåíîëîãè÷åñêèå ïðèçíàêè îñòåîõîíäðîçà ïîçâîíî÷íèêà. Ñòàòèêà è áèîìåõàíèêà ïîçâîíî÷íèêà ïðè îñòåîõîíäðîçå, âîïðîñû ïàòîëîãèè. Øåéíûé îñòåîõîíäðîç, êëèíè÷åñêèå ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ ãðóäíîãî îòäåëà.

    ðåôåðàò [1,5 M], äîáàâëåí 13.11.2013

  • Ýòèîëîãèÿ, ïàòîãåíåç, êëàññèôèêàöèÿ, êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ îñòåîõîíäðîçà ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà. Àêòèâíûå ñðåäñòâà ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè ïðè îñòåîõîíäðîçå ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà. Ìåòîäèêà ïðîâåäåíèÿ ðåàáèëèòàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [484,5 K], äîáàâëåí 29.11.2016

  • Îïèñàíèå ãðóäíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà âçðîñëîãî ÷åëîâåêà. Óêëàäêà áîëüíîãî ïðè âûïîëíåíèè ðåíòãåíîâñêîãî ñíèìêà ãðóäíûõ ïîçâîíêîâ â ïðÿìîé, êîñîé çàäíåé è áîêîâîé ïðîåêöèè. Ïðèåìû ïðîâåäåíèÿ ðåíòãåíîãðàôèè ïîçâîíî÷íèêà, ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê íåé.

    ðåôåðàò [15,3 K], äîáàâëåí 28.04.2011

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник

Травма позвоночника – это травма серьезного типа, которая требует неотложной медицинской помощи. В зависимости от степени тяжести, она может привести к длительному либо кратковременному параличу, или спровоцировать необратимые осложнения и даже летальный исход.

Спинной мозг начинается у основания шеи и проходит через весь позвоночный столб. Он является частью ЦНС. Травмы позвоночника часто наблюдаются у спортсменов, пожилых людей и лиц, участвующих в автомобильных авариях.

Позвоночник состоит из ряда взаимосвязанных костей, называемых позвонками, образующими спинномозговой канал, в котором располагается спинной мозг. Он действует как «информационная магистраль», соединяющая головной мозг с остальными системами и органами тела. Между каждым позвонком находятся диски хряща, которые играют роль амортизаторов и позволяют позвоночнику проявлять определенную гибкость, обеспечивая подвижность тела. Позвоночник разделен на пять областей: шейный отдел (7 позвонков); грудной отдел (12 позвонков); поясничный отдел (5 позвонков); слитые позвонки крестца; маленький отдел позвоночника, называемый копчиком.

Любая травма позвоночника имеет серьезные последствия для способности нормально функционировать, а его разделение или «повреждение» может привести к возникновению квадриплегии (паралича обеих ног и рук), параплегии (паралича либо обеих ног, либо обеих рук) или хронических болезненных состояний в зависимости от места повреждения. Как правило, повреждение позвоночника, может быть необратимым или смертельным, до уровня верхних двух грудных позвонков оно провоцирует развитие квадриплегии в разной степени.

Причины и признаки травмы позвоночника

Повреждения позвоночника могут быть вызваны разнообразными факторами, включая: травмы в период выполнения спортивных упражнений; травмы при падении, особенно с высоты; автомобильные аварии; подъем тяжелых предметов, попадающих или падающих на спину/тело; любая сила, вызывающая мощное скручивание одной половины тела; обвал здания; огнестрельные ранения и домашнее насилие; физическое насилие; мощные удары током.

Признаки и симптомы травмы позвоночника зависят от ее тяжести. Симптоматика индивидуальна для каждого человека. Среди самых распространенных симптомов и признаков стоит отметить: умеренные и сильные боли, присутствующие в области спины и шеи; гематомы, обильные кровотечения из места повреждения; пациент не может самостоятельно двигаться, вставать, или ходить; переломы позвонков; могут быть нарушены и связанные с ними ребра.

Травма позвоночника вызывает потерю контроля над руками и ногами, потерю контроля над работой кишечника и мочевого пузыря.

Первая помощь при повреждении позвоночника

Советы первой помощи при подозрении на травму позвоночника:

  1. Вызвать скорую помощь, если наблюдаются вышеперечисленные признаки повреждения позвоночника или произошел несчастный случай.
  2. Ни при каких условиях НЕ двигать пострадавшего, если есть подозрение на повреждение головы, шеи, спины или травмы спинного мозга. Важно избегать любых движений головы, шеи или тела.
  3. По возможности не перемещать пострадавшего, чтобы не спровоцировать болевой шок и осложнения (смещение позвонков, повреждение иных органов осколками ребер, повреждение спинного мозга и т.д.).
  4. В случае, если у пострадавшего наблюдается рвота, нужно аккуратно переместить пострадавшего на бок, при этом голова, шея, спина, таз и ноги должны образовывать ровную линию.
  5. При необходимости, зафиксируйте голову или тело пострадавшего подручными материалами: полотенцами, подушками, палками, досками и т.д.
  6. Важно не снимать с пострадавшего шлем, одежду или иное защитное снаряжение – если такое имеется. Нужно сразу же обеспечить человеку доступ кислорода.
  7. Если пострадавший не дышит, нужно сделать пациенту искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Процедуру следует повторять до приезда скорой помощи.
  8. Если отмечается кровотечение из образовавшихся после травмы ран, его важно остановить. В зависимости от локализации травмы наложить давящую повязку или накрыть рану стерильной тканью и плотно прижать руками.

Кто должен оказывать первую помощь при наличии травмы позвоночника? Каждый человек, который находится рядом с пострадавшим, может помочь ему, но, важно, первым делом вызвать скорую помощь и не пытаться самостоятельно доставлять пациента в медицинское учреждение (любое движение может быть фатальным).

Методы предотвращения травмы позвоночника

Давайте рассмотрим несколько полезных советов, которые помогут предотвратить травмирование позвоночника.

Первый совет – рекомендуется использовать соответствующую амуницию для обеспечения безопасности, особенно во время занятий спортом. Также нужно изучить правила и технику выполнения спортивных упражнений, желательно заниматься спортом под присмотром опытного тренера.

Второй совет – перед тем, как поднимать тяжести, или при ощущении дискомфорта в области спины, рекомендуется использовать специальный утягивающий бандаж.

Третий совет – дома и на работе нужно избегать скользких напольных покрытий и ступенек.

Четвертый совет – в период активного отдыха внимательно следить за действиями детей. Также нужно подбирать спортивные секции, которые ведут опытные и профессиональные тренеры.

Пятый совет – в алкогольном или наркотическом опьянении ни в коем случае нельзя садиться за руль любого транспортного средства. В период езды на автомобиле, мотоцикле, нужно соблюдать правила транспортного движения, не превышать скорость и не отвлекаться на посторонние факторы: разговоры по телефону, ссоры с попутчиком, просмотры видео и т.д.

Некоторые люди ведут полную и продуктивную жизнь после травмы позвоночника, но есть серьезные последствия подобных травм. Подавляющее большинство людей нуждается во вспомогательных устройствах, таких как ходунки или инвалидные коляски, чтобы справиться с потерей мобильности, а некоторые могут даже быть парализованными с перспективой длительной реабилитации и без.

Пострадавшему может понадобиться помощь в повседневной жизни, он должен будет научиться выполнять задания по-разному. Язвы и инфекции мочевыводящих путей являются распространенными осложнениями после травм позвоночника. Пациент должен быть готов к длительной и болезненной реабилитации. В период восстановления важно работать не только с хирургом-реабилитологом, но и с психиатром (люди после травм позвоночника часто погружаются в депрессивное состояние, они теряют тягу к жизни). Важно не оставлять человека со своей проблемой один на один, и поддерживай его на протяжении всего лечения.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Автор статьи:

Тедеева Мадина Елкановна

Специальность: терапевт, врач-рентгенолог.

Общий стаж: 20 лет.

Место работы: ООО “СЛ Медикал Груп” г. Майкоп.

Образование: 1990-1996, Северо-Осетинская государственная медицинская академия.

Повышение квалификации:

1. В 2016 году в Российской медицинской академией последипломного образования прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Терапия» и была допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности терапия.

2. В 2017 году решением экзаменационной комиссии при частном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации медицинских кадров» допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности рентгенология.

Опыт работы: терапевт – 18 лет, врач-рентгенолог – 2 года.

Источник

Òðåáîâàíèå ê îïåðàòèâíîñòè è ýôôåêòèâíîñòè îêàçàíèÿ ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè â óñëîâèÿõ ÷ðåçâû÷àéíûõ ñèòóàöèé. Ïðèçíàêè è âèäû ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà. Ïðàâèëà òðàíñïîðòèðîâêè ïîñòðàäàâøèõ îò òÿæêèõ òðàâì, ñîïðÿæåííûõ ñ ïîâðåæäåíèÿìè ìÿãêèõ òêàíåé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÏÅÐÅËÎÌ ÏÎÇÂÎÍÎ×ÍÈÊÀ

Ïëàí

Ââåäåíèå

1. Ïðèçíàêè è âèäû ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà

2. Îñíîâû ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà

3. Ïðàâèëà òðàíñïîðòèðîâêè ïîñòðàäàâøèõ

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

 ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ âûçûâàþò òðåâîãó íåãàòèâíûå ôàêòû.  ÷àñòíîñòè, â Ðîññèè íàðóøàþòñÿ ðàâíîâåñíûå ýêîíîìè÷åñêèå îòíîøåíèÿ, áåçîïàñíûå äëÿ ñóùåñòâîâàíèÿ ñòðàíû.

Åæåãîäíî â ìèðå, â ðåçóëüòàòå ñòèõèéíûõ áåäñòâèé, àâàðèé, êàòàñòðîô, ïîæàðîâ, íåñ÷àñòíûõ ñëó÷àåâ â áûòó è íà ïðîèçâîäñòâå, ïîãèáàåò îêîëî äâóõ ìëí. è ïîëó÷àþò òðàâìû íåñêîëüêî äåñÿòêîâ ìèëëèîíîâ ÷åëîâåê, à ìàòåðèàëüíûé óùåðá äîñòèãàåò 3% âàëîâîãî ïðîèçâîäñòâåííîãî ïðîäóêòà ìèðîâîé ýêîíîìèêè. Ñïîñîáíîñòü áûñòðî è ýôôåêòèâíî îêàçàòü ïåðâóþ ïîìîùü î÷åíü öåíèòñÿ â íîðìàëüíûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ.

Îäíàêî â ÷ðåçâû÷àéíûõ ñèòóàöèÿõ, êîãäà íå ïðèõîäèòñÿ îæèäàòü ïîìîùè ñïåöèàëèñòîâ, çíà÷åíèå ýòîé ñïîñîáíîñòè íåèçìåðèìî âîçðàñòàåò. Íåñìîòðÿ íà íåäîñòàòîê èëè ïîëíîå îòñóòñòâèå ìåäèêàìåíòîâ è ìåäèíñòðóìåíòà, âû ìîæåòå îêàçàòü ïåðâóþ ïîìîùü ñåáå èëè äðóãèì óöåëåâøèì ëþäÿì. Êàê áû íè áûëè îãðàíè÷åíû âàøè âîçìîæíîñòè, ñî÷åòàíèå äàæå ìèíèìàëüíûõ ïîçíàíèé è óìåíèé ñ èìïðîâèçèðîâàííûì îáîðóäîâàíèåì ìîæåò ñïàñòè ÷åëîâå÷åñêèå æèçíè.

Êàê è âñåãäà â ÷ðåçâû÷àéíîé ñèòóàöèè, ñëåäóåò îöåíèòü íåîáõîäèìîñòü ïåðâîé ïîìîùè, óñòàíîâèòü ïåðâîî÷åðåäíûå çàäà÷è, à çàòåì ñîñòàâèòü ïëàí äåéñòâèé è âûïîëíÿòü åãî.

Öåëü ðàáîòû: èçó÷èòü îñîáåííîñòè ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà è ñïîñîáû îêàçàíèÿ ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè.

Çàäà÷è:

1. Ðàññìîòðåòü ïðèçíàêè è âèäû ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà;

2. Èçó÷èòü îñíîâû ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà;

3. Âûäåëèòü ïðàâèëà òðàíñïîðòèðîâêè ïîñòðàäàâøèõ.

1. Ïðèçíàêè è âèäû ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà

Ïåðåëîìû, ïðè êîòîðûõ îáðàçóþòñÿ òîëüêî äâà îòëîìêà, íàçûâàþòñÿ åäèíè÷íûìè, ïåðåëîìû ñ îáðàçîâàíèåì íåñêîëüêèõ îòëîìêîâ — ìíîæåñòâåííûìè.

Ïðè àâàðèÿõ, êàòàñòðîôàõ, çåìëåòðÿñåíèÿõ è â î÷àãàõ ÿäåðíîãî ïîðàæåíèÿ ìîãóò áûòü ìíîæåñòâåííûå ïåðåëîìû íåñêîëüêèõ êîñòåé. Íàèáîëåå òÿæåëî ïðîòåêàþò ïåðåëîìû, ñî÷åòàþùèåñÿ ñ îæîãàìè è ðàäèàöèîííûìè ïîðàæåíèÿìè.

Ïåðåëîìû, âîçíèêàþùèå â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ ïóëè èëè îñêîëêà ñíàðÿäà, íàçûâàþòñÿ îãíåñòðåëüíûìè. Äëÿ íèõ õàðàêòåðíî ðàçäðîáëåíèå êîñòè íà êðóïíûå èëè ìåëêèå îñêîëêè, ðàçìîçæåíèå ìÿãêèõ òêàíåé â îáëàñòè ïåðåëîìà èëè îòðûâà ÷àñòè êîíå÷íîñòè. Îñíîâíûå ïðèçíàêè ïåðåëîìîâ: áîëü, ïðèïóõëîñòü, êðîâîïîäòåê, íåíîðìàëüíàÿ ïîäâèæíîñòü â ìåñòå ïåðåëîìà, íàðóøåíèå ôóíêöèè êîíå÷íîñòè.

Ïåðåëîì ïîçâîíî÷íèêà — îäíà èç ñàìûõ òÿæåëûõ òðàâì. Ïðè ýòîé òðàâìå ïðîèñõîäèò íàðóøåíèå àíàòîìè÷åñêîé öåëîñòíîñòè îäíîãî èëè íåñêîëüêî ïîçâîíêîâ. Íî îñíîâíàÿ òÿæåñòü çàêëþ÷àåòñÿ íå â ýòîì.

Çà÷àñòóþ ïîâðåæäåíèå ïîçâîíêîâ ñî÷åòàåòñÿ ñ íàðóøåíèåì öåëîñòíîñòè äðóãèõ ñòðóêòóð — ìûøö, êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ, íåðâîâ, è, ÷òî ñàìîå îïàñíîå — ñïèííîãî ìîçãà. Âñå ýòî ñîçäàåò ñåðüåçíóþ óãðîçó íå òîëüêî äëÿ çäîðîâüÿ, íî è äëÿ æèçíè ïàöèåíòà.

Ïîçâîíî÷íèê ñîñòîèò èç îòäåëüíûõ ïîçâîíêîâ (êîñòåé ñîñòàâëÿþùèõ ïîçâîíî÷íèê) è ïðîõîäÿùåãî ÷åðåç íèõ ñïèííîãî ìîçãà. Ïðè ïåðåëîìàõ ïîâðåæäàþòñÿ îòäåëüíûå ïîçâîíêè — îäèí èëè íåñêîëüêî ñðàçó. Ïåðåëîìû ìîãóò ïðîèñõîäèòü âî âñåõ îòäåëàõ ïîçâîíî÷íèêà: øåéíîì, ãðóäíîì, ïîÿñíè÷íîì è êðåñòöîâîì, íàèáîëåå îïàñíû ïåðåëîìû øåéíîãî îòäåëà, ò. ê., ÷àùå âñåãî ñîïðîâîæäàþòñÿ ïîâðåæäåíèåì ñïèííîãî ìîçãà.

 îñíîâå ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà, êàê è ëþáîé äðóãîé òðàâìû, ëåæèò ïðåâûøåíèå ñèëû òðàâìèðóþùåãî âîçäåéñòâèÿ íàä ïðî÷íîñòüþ ïîçâîíêîâ. Èíà÷å ãîâîðÿ, äëÿ òîãî ÷òîáû ñëîìàëèñü ïîçâîíêè, íóæíî îäíî èç äâóõ óñëîâèé — ÷òîáû ñèëà âîçäåéñòâèÿ áûëà âåëèêà, èëè ÷òîáû ïîçâîíî÷íèê áûë èçíà÷àëüíî ñëàá.  ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïîâðåæäåíèå ïîçâîíêîâ îòìå÷àåòñÿ ó çäîðîâûõ ëþäåé.

Ýòî ïàäåíèÿ íà ìåñòå, ïàäåíèÿ ñ âûñîòû (áîëåå 2 ì.), ïðÿìûå óäàðû â ñèëó ðàçëè÷íûõ ïðè÷èí — áûòîâàÿ è ïðîôåññèîíàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü, çàíÿòèÿ ñïîðòîì, ÄÒÏ, êðèìèíàë.

Íî åñòü íåêîòîðûå ïàòîëîãè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ, êîòîðûå ñíèæàþò ïðî÷íîñòü êîñòíîé òêàíè. È òîãäà íåáîëüøîå, äàæå ìèíèìàëüíîå, âíåøíåå âîçäåéñòâèå, íåîïàñíîå äëÿ çäîðîâîãî ÷åëîâåêà, ïðèâåäåò ê ïîâðåæäåíèþ ïîçâîíêîâ. Òàêîå áûâàåò ïðè îñòåîïîðîçå (ñíèæåíèè ïëîòíîñòè êîñòåé) âñëåäñòâèå ýíäîêðèííî-îáìåííûõ íàðóøåíèé, ïðè òóáåðêóëåçíûõ è îïóõîëåâûõ ïðîöåññàõ ñ ïîðàæåíèåì ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà.

Ïîçâîíî÷íûå ïåðåëîìû ìíîãîîáðàçíû ïî ìåõàíèçìàì âîçíèêíîâåíèÿ, ïðè÷èíàì è ïðîÿâëåíèÿì. Ïîýòîìó åäèíàÿ îáùåïðèíÿòàÿ êëàññèôèêàöèÿ ýòîé òðàâìû îòñóòñòâóåò — ãðàäàöèÿ ïîâðåæäåíèé ïîçâîíî÷íèêà îñóùåñòâëÿåòñÿ ïî íåñêîëüêèì ïðèçíàêàì.

Ïî ïðè÷èíàì è ìåõàíèçìó ïîâðåæäåíèÿ âûäåëÿþò ñëåäóþùèå âèäû ïåðåëîìîâ:

— Êîìïðåññèîííûå. Çäåñü òðàâìèðóþùàÿ ñèëà èìååò âèä êîìïðåññèè — ñäàâëèâàíèÿ ïîçâîíî÷íèêà ñ óìåíüøåíèåì âûñîòû ïîçâîíêîâ. Îñíîâíûå ìåõàíèçìû — ïàäåíèå íà ñïèíó, ïàäåíèå ñ âûñîòû íà ÿãîäèöû èëè íà íîãè;

— Ôëåêñèîííî-ýêñòåíçèîííûå — ñãèáàòåëüíî-ðàçãèáàòåëüíûå. Ñàìàÿ òÿæåëàÿ ðàçíîâèäíîñòü ïîçâîíî÷íûõ ïåðåëîìîâ.  îñíîâå åå ëåæèò ðåçêîå ñãèáàíèå-ðàçãèáàíèå ïîçâîíî÷íèêà ïðè àâòîìîáèëüíûõ àâàðèÿõ, ïàäåíèè òÿæåëûõ ïðåäìåòîâ íà ñïèíó;

— Ðîòàöèîííûå.  îñíîâå ýòèõ òðàâì — ðåçêèå áûñòðûå çàïðåäåëüíûå äâèæåíèÿ ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà âîêðóã ïðîäîëüíîé îñè ïî òèïó âðàùåíèÿ — ðîòàöèè. Êàê ïðàâèëî, ýòè òðàâìû íàáëþäàþòñÿ âñëåäñòâèå ïðÿìîãî óäàðà ïî òóëîâèùó.

Ïåðåëîìû ïîçâîíêîâ òàêæå áûâàþò ñ ïîâðåæäåíèåì òåë, äóæåê è îòðîñòêîâ — ñóñòàâíûõ, ïîïåðå÷íûõ è îñòèñòûõ.

 ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì, âñå ïåðåëîìû ïîçâîíî÷íèêà ìîæíî ðàçäåëèòü íà 2 áîëüøèå ãðóïïû:

Íåîñëîæíåííûå — áåç ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà.

Îñëîæíåííûå ïåðåëîìû — ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ïîâðåæäåíèåì ñïèííîãî ìîçãà.

Íàèáîëåå ÷àñòûé òèï ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà — ýòî êîìïðåññèîííûé ïåðåëîì òåëà ïîçâîíêà. Êîìïðåññèîííûé ïåðåëîì âîçíèêàåò âñëåäñòâèå ðåçêîãî ñäàâëåíèÿ ïîçâîíêà.

×àùå âñåãî áûâàåò ó ëèö ïîæèëîãî âîçðàñòà è, êàê ïðàâèëî, ðåäêî ñîïðîâîæäàåòñÿ ñìåùåíèåì è ïîâðåæäåíèåì ñïèííîãî ìîçãà.

Òàê æå, ïåðåëîìû ïîçâîíî÷íèêà äåëÿòñÿ íà:

— ïåðåëîì ãðóäíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà;

— ïåðåëîì ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà;

— ïåðåëîì øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà;

— ïåðåëîì êðåñòöîâîé ÷àñòè ïîçâîíî÷íèêà;

— ïåðåëîì êîï÷èêîâîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà.

Ê îñíîâíûì ñèìïòîìàì ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà îòíîñÿòñÿ: áîëü â ïîðàæåííîì ó÷àñòêå ïîçâîíî÷íèêà. Áîëü, êàê ïðàâèëî, íîñèò óïîðíûé õàðàêòåð, óñèëèâàåòñÿ ïðè äâèæåíèè. Îòìå÷àåòñÿ óñèëåíèå áîëè ïðè ïðîùóïûâàíèè ïîâðåæäåííîãî ïîçâîíêà, à òàêæå ïðè ñîçäàíèè îñåâîé íàãðóçêè íà ïîçâîíî÷íèê (âðà÷ ïîêîëà÷èâàåò ïàöèåíòà ïî ìàêóøêå ãîëîâû èëè ñîçäàåò äîïîëíèòåëüíóþ íàãðóçêó íà íàäïëå÷üÿ ïàöèåíòà):

— Îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé â ïîçâîíî÷íèêå. Îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé îáóñëîâëåíî ñèëüíîé áîëüþ, à òàêæå íàðóøåíèåì àíàòîìè÷åñêîãî ñòðîåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà è ïðèëåãàþùèõ ìûøö;

— Âèäèìàÿ äåôîðìàöèÿ ïîðàæåííîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà. Íàáëþäàåòñÿ ïðè çíà÷èòåëüíûõ ïîâðåæäåíèÿõ îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ ïîçâîíêîâ;

— Ïðè îñëîæíåííûõ ïåðåëîìàõ ê âûøåóêàçàííûì ñèìïòîìàì äîáàâëÿþòñÿ ñèìïòîìû ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà.

Ïîðàæåíèå ñïèííîãî ìîçãà ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ãðîçíûì îñëîæíåíèåì ïåðåëîìîâ, êîòîðîå ìîæåò ïðèâåñòè ê ãèáåëè èëè èíâàëèäèçàöèè ïàöèåíòà. Ñèìïòîìû â äàííîì ñëó÷àå ìíîãîãðàííû è ìîãóò ïðîÿâëÿòüñÿ â ðàçëè÷íîé ñòåïåíè — îò ëåãêîãî íàðóøåíèÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ è íåçíà÷èòåëüíîé ìûøå÷íîé ñëàáîñòè íèæå ìåñòà ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà, äî ïîëíîãî èñ÷åçíîâåíèÿ ñàìîñòîÿòåëüíûõ äâèæåíèé (ïàðàëè÷) è óòðàòû êîíòðîëÿ íàä ìî÷åèñïóñêàíèåì è äåôåêàöèåé.

2. Îñíîâû ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà

Îñíîâíûìè ìåðîïðèÿòèÿìè ïåðâîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ÿâëÿþòñÿ:

1) ñîçäàíèå íåïîäâèæíîñòè êîñòåé â îáëàñòè ïåðåëîìà;

2) ïðîâåäåíèå ìåð, íàïðàâëåííûõ íà áîðüáó ñ øîêîì èëè íà åãî ïðåäóïðåæäåíèå;

3) îðãàíèçàöèÿ áûñòðåéøåé äîñòàâêè ïîñòðàäàâøåãî â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå:

1. Åñëè ïîòåðïåâøèé íå íàõîäèòñÿ áåç ñîçíàíèÿ, íóæíî çàôèêñèðîâàòü åãî ãîëîâó, äëÿ ýòîãî âñòàíüòå ñçàäè íåãî íà êîëåíêè è ïîëîæèòå ñâîè ðóêè åìó íà óøè. Ïîñòðàäàâøèé äîëæåí ëåæàòü ëèöîì ââåðõ;

2. Íå ïåðåìåùàéòå ïîñòðàäàâøåãî. Äëÿ åãî óäîáñòâà, ïîäëîæèòå åìó ïîä ãîëîâó îäåÿëî èëè ÷òî-òî åùå. Çàôèêñèðîâàòü òåëî êàêèìè-íèáóäü ïðåäìåòàìè ïîäìûøêàìè, è ïîñòîÿííî äåðæàòü ãîëîâó ïîñòðàäàâøåãî ñâîèìè ðóêàìè;

3. Åñëè ïîñòðàäàâøèé ëåæèò áåç ÷óâñòâ, ïåðåâåäèòå åãî â áåçîïàñíîå ïîëîæåíèå, ñòàðàÿñü åãî ãîëîâó è êîðïóñ äåðæàòü íà îäíîé ëèíèè. Áóäåò õîðîøî, åñëè âû áóäåòå íå îäèí. ×òîáû ïðèâåñòè ïîñòðàäàâøåãî â áåçîïàñíîå ïîëîæåíèå íóæíî:

— âñòàòü íà êîëåíêè ïîçàäè ãîëîâû ïîñòðàäàâøåãî, è âçÿâ åãî ãîëîâó â ñâîè ðóêè, ïîëîæèòü èõ åìó íà óøè. Ïîìîùíèê òåì âðåìåíåì îòâîäèò îäíó ðóêó ïîñòðàäàâøåãî ïîä ïðÿìûì óãëîì ê òåëó, à âòîðóþ ñãèáàåò â ëîêòå è, âçÿâ â ñâîþ ðóêó, ïîäíîñèò ê ùåêå ïîñòðàäàâøåãî;

— íå ïðåêðàùàòü ñëåäèòü çà ãîëîâîé, íå çàáûâàÿ ïðè ýòîì ñîáëþäàòü ïðÿìóþ ëèíèþ ñ êîðïóñîì. Ïîìîùíèê ñãèáàåò â êîëåíå äàëüíþþ íîãó òàê, ÷òîáû ñòóïíÿ îñòàëàñü íà ïîâåðõíîñòè ïîëà èëè çåìëè;

— ïîñëå ýòîãî, ïî âàøåé êîìàíäå âû âìåñòå îäíîâðåìåííî ïîâîðà÷èâàåòå ïîñòðàäàâøåãî íà áîê.

4. Íå çàáûâàòü êîíòðîëèðîâàòü ÄÏ-Ä-ÖÊ. Åñëè áóäåò íåîáõîäèìî ïðîâåäåíèå ñåðäå÷íî-ëåãî÷íîé ðåàíèìàöèè, ïîâåðíèòå ïîñòðàäàâøåãî íà ñïèíó. Äëÿ õîðîøåãî ñîõðàíåíèÿ ëèíèè ãîëîâû è êîðïóñà, â èäåàëå íóæíû åùå ïÿòü ïîìîùíèêîâ.

Îêàçûâàþùèé ïåðâóþ ïîìîùü äîëæåí ïîääåðæèâàòü ãîëîâó âðîâåíü ñ êîðïóñîì. Åãî ïîìîùíèêè êàê ìîæíî â áîëüøèõ ìåñòàõ ïîääåðæèâàòü ïîçâîíî÷íèê è íîãè, ñëåäÿ ÷òîáû íå íàðóøèëàñü ðîâíàÿ ëèíèÿ ïîçâîíî÷íèêà, ãîëîâû, ïàëüöåâ íîã è ñàìèõ íîã âî âðåìÿ ïîâîðîòà íà ñïèíó. Êîìàíäó äåëàòü ïîâîðîò îòäàåò ÷åëîâåê, êîòîðûé íàõîäèòñÿ ó ãîëîâû ïîñòðàäàâøåãî.

3. Ïðàâèëà òðàíñïîðòèðîâêè ïîñòðàäàâøèõ

Îäíîé èç ñàìûõ ãëàâíûõ çàäà÷ ïåðâîé ïîìîùè ÿâëÿåòñÿ ùàäÿùàÿ, áåçîïàñíàÿ è â òîæå âðåìÿ ìàêñèìàëüíî áûñòðàÿ òðàíñïîðòèðîâêà ïîñòðàäàâøåãî â áëèæàéøåå ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå, ãäå åìó ìîæåò áûòü îêàçàíà ïîëíîöåííàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü.

Òðàíñïîðòèðîâêà äîëæíà îñóùåñòâëÿòüñÿ áåðåæíî, ÷òîáû íå óñèëèâàòü ñòðàäàíèÿ ïîñòðàäàâøåãî, ò. ê., óñèëåíèå áîëè íå òîëüêî óõóäøàåò åãî îáùåå ñîñòîÿíèå, íî è ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ òðàâìàòè÷åñêîãî øîêà.

Îñíîâíûìè ìåðîïðèÿòèÿìè ïðè òðàíñïîðòèðîâêå ïîñòðàäàâøèõ ÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèå:

— îïðåäåëåíèå ñïîñîáà òðàíñïîðòèðîâêè;

— ïîäãîòîâêà ïîñòðàäàâøèõ, ñïåöèàëüíûõ è ïîäðó÷íûõ òðàíñïîðòíûõ ñðåäñòâ;

— âûáîð ìàðøðóòà;

— îáåñïå÷åíèå áåçîïàñíîñòè ïîñòðàäàâøèõ è ñïàñàòåëåé ïðè òðàíñïîðòèðîâêå;

— ïðåîäîëåíèå ïðåïÿòñòâèé, êîíòðîëü çà ñîñòîÿíèåì ïîñòðàäàâøèõ, îðãàíèçàöèÿ îòäûõà;

— ïîãðóçêà ïîñòðàäàâøèõ â òðàíñïîðòíûå ñðåäñòâà.

Ðèñ. 1. — Èììîáèëèçàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà è êîñòåé òàçà:

1. Ñîçäàòü ïîêîé äëÿ ïîñòðàäàâøåãî.

Îáåñïå÷åíèå ïîêîÿ ïîâðåæäåííîãî ïîçâîíî÷íèêà èìååò êðàéíå âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ æèçíè ïîñòðàäàâøåãî è äëÿ äàëüíåéøåãî òå÷åíèÿ è èñõîäà ïîâðåæäåíèÿ.

Öåëü îáåçäâèæèâàíèÿ ïðè ïîäîçðåíèè íà ïîâðåæäåíèå ïîçâîíî÷íèêà ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû óñòðàíèòü âîçìîæíîñòü äàëüíåéøåãî ñìåùåíèÿ ïîçâîíêîâ è ðàçãðóçèòü ïîçâîíî÷íèê.

Ïåðåâîðà÷èâàíèå è óêëàäûâàíèå ïîñòðàäàâøåãî íà ùèò îñóùåñòâëÿåòñÿ ñëåäóþùèì îáðàçîì: îäèí ÷åëîâåê ïðèïîäíèìàåò áîëüíîãî çà ãîëîâó è ïëå÷è, âòîðîé — çà íèæíþþ ÷àñòü ãðóäíîé êëåòêè è òàç, òðåòèé — çà íîãè. Åñëè áîëüíîé ïåðåâîçèòñÿ íà ñïèíå, ïîä ãðóäíóþ êëåòêó íåîáõîäèìî ïîäëîæèòü âàëèê (ñâåðíóòóþ îäåæäó, îäåÿëî, ïîäóøêó è ò. ï.) âûñîòîé îêîëî 15 ñì., åñëè íà æèâîòå — ãîëîâó íàäî ïîâåðíóòü â ñòîðîíó.

2. Äàòü îáåçáîëèâàþùåå.

Ìîæíî äàòü áîëüíîìó ãîðÿ÷èé ÷àé, êîôå è ò. ï., à äëÿ óìåíüøåíèÿ áîëè — 1-2 òàáëåòêè àíàëüãèíà, ñïàçãàíà, áàðàëãèíà èëè äðóãîãî îáåçáîëèâàþùåãî ñðåäñòâà. Íå ñëåäóåò çàáûâàòü, ÷òî îáåçáîëèâàþùèé ýôôåêò ýòèõ ïðåïàðàòîâ íåâåëèê, à ïðèåì áîëüøèõ äîç ìîæåò âûçâàòü óõóäøåíèå ñîñòîÿíèÿ ïîñòðàäàâøåãî, ïîýòîìó, ëó÷øå íå ïðåâûøàòü óêàçàííóþ äîçó.

3. Ñðî÷íî äîñòàâèòü ïîñòðàäàâøåãî â òðàâìàòîëîãè÷åñêèé ïóíêò.

Áåç ïðîìåäëåíèÿ, ñ ìàêñèìàëüíîé ïðåäîñòîðîæíîñòüþ, èçáåãàÿ ìàëåéøåãî äâèæåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà ïîñòðàäàâøåãî íåîáõîäèìî äîñòàâèòü â áëèæàéøèé òðàâìàòîëîãè÷åñêèé ïóíêò.

Ðèñ. 2. — Òðàíñïîðòèðîâêà ïîñòðàäàâøåãî ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà è êîñòåé òàçà:

Ðèñ. 3. — Òðàíñïîðòèðîâêà ïîñòðàäàâøåãî ïðè ïåðåëîìàõ øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà ñ èñïîëüçîâàíèåì êîñûíêè:

Ðèñ. 4. — Òðàíñïîðòèðîâêà ïîñòðàäàâøåãî ïðè ïåðåëîìàõ øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà ñ èñïîëüçîâàíèåì ìåøêîâ ñ ïåñêîì:

Ìåðû ïðåäîñòîðîæíîñòè:

1. Ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè ñëåäóåò ñîáëþäàòü îñòîðîæíîñòü ïðè ïåðåíîñêå áîëüíîãî. Îäèí ÷åëîâåê íå äîëæåí ïåðåäâèãàòü ïîñòðàäàâøåãî, ýòî äîëæíû äåëàòü íå ìåíåå 3 ÷åëîâåê. Ïðè îòñóòñòâèè ïîìîùíèêîâ ïîñòðàäàâøåãî ñ ïåðåëîìîì ïîçâîíî÷íèêà íàäî îñòàâèòü òàì, ãäå îí íàõîäèòñÿ è âûçâàòü «ñêîðóþ ïîìîùü»;

2. Êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùàåòñÿ äàâàòü ïîñòðàäàâøåìó êàêèå-ëèáî ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, âîäó, àëêîãîëüíûå íàïèòêè.

 õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà ñëåäóåò ïðèíÿòü ìåðû äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ îõëàæäåíèÿ ïîñòðàäàâøåãî. Îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ íàõîäÿùèõñÿ â áåññîçíàòåëüíîì ñîñòîÿíèè, ñ íàëîæåííûìè êðîâîîñòàíàâëèâàþùèìè æãóòàìè è ñ îáìîðîæåíèÿìè. Ïðè òðàíñïîðòèðîâêå íàäî ïîñòîÿííî ñëåäèòü çà äûõàíèåì, ïóëüñîì è ïîâåäåíèåì ïîñòðàäàâøåãî è ïðè íåîáõîäèìîñòè îêàçûâàòü åìó ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü.

ìåäèöèíñêèé ïîçâîíî÷íèê òðàâìà

Çàêëþ÷åíèå

Îêàçàíèå ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè â âîçìîæíî áîëåå ðàííèå ñðîêè èìååò ðåøàþùåå çíà÷åíèå äëÿ äàëüíåéøåãî òå÷åíèÿ è èñõîäà ïîðàæåíèÿ, à èíîãäà è ñïàñåíèÿ æèçíè. Åñëè â ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè áóäåò íóæäàòüñÿ îäíîâðåìåííî áîëüøîå ÷èñëî ïîðàæåííûõ, òî îïðåäåëÿåòñÿ ñðî÷íîñòü è î÷åðåäíîñòü åå îêàçàíèÿ.  ïåðâóþ î÷åðåäü ïîìîùü îêàçûâàþò äåòÿì è òåì ïîñòðàäàâøèì, êîòîðûå ìîãóò ïîãèáíóòü, åñëè íå ïîëó÷àò åå òîò÷àñ æå. Ïðèñòóïàÿ ê îêàçàíèþ ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïðè êîìáèíèðîâàííîì ïîðàæåíèè, íàäî îïðåäåëèòü ïîñëåäîâàòåëüíîñòü îòäåëüíûõ åå ïðèåìîâ. Ñíà÷àëà âûïîëíÿþò òå ïðèåìû, îò êîòîðûõ çàâèñèò ñîõðàíåíèå æèçíè ïîðàæåííîãî, èëè òå, áåç êîòîðûõ íåâîçìîæíî âûïîëíèòü ïîñëåäóþùèå ïðèåìû ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Àâäååâà Â.Ã. Ïåðâàÿ ïîìîùü: Ó÷åáíèê äëÿ âîäèòåëåé. — Ì.: Ìèíèñòåðñòâî çäðàâîîõðàíåíèÿ è ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ ÐÔ, 2009. — 176 ñ.

2. Àéçìàí Ð.È. Îñíîâû áåçîïàñíîñòè æèçíåäåÿòåëüíîñòè è ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè / Ó÷åáíîå ïîñîáèå. — Íîâîñèáèðñê: Ñèáèðñêîå óíèâåðñèòåòñêîå èçäàòåëüñòâî, 2004. — 400 ñ.

3. Áóáíîâ Â.Ã., Áóáíîâà Í.Â. Îñíîâû ïåðâîé ïîìîùè / Ó÷åáíî-ïðàêòè÷åñêîå ïîñîáèå ïî ËÀÉÔÐÅÑÒËÈÍÃÓ.

(ÁÎÐÜÁÅ ÇÀ ÆÈÇÍÜ), èçä. 10-å, èñïð. è ïåðåðàá. — Ì.: Ãàëî-Áóáíîâ, 2014.

4. Êîðíååâ À. Ïåðâàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü. — Ì.: ÁÀÎ, 2013. — 240 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник