Курсовая первая помощь при травме позвоночника
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ГБОУ ВПО «ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕНАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Реферат по дисциплине «Доврачебная помощь»
Травмы позвоночника
Исполнитель: Корепанова Мария Владимировна, 28 группа
Руководитель: Орбиданс Анастасия Георгиевна, преподаватель доврачебной помощи
Пермь, 2014г.
Оглавление1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Этиопатогенез переломов позвоночника………………………………………5
3.Клиническая картина переломов позвоночника………………………………9
4. Диагностика переломов позвоночника………………………………………14
5. Осложнения при переломе позвоночника……………………………………16
6. Первая доврачебная помощь и лечение при травмах позвоночника………19
6.1 Консервативное лечение………………………………………………………20
6.2 Хирургическоелечение………………………………………………………..23
7. Методы реабилитации при переломах позвоночника………………………25
7.1 Лечебная физическая культура…………………………………………..26
7.2 Массаж и физиотерапевтические процедуры……………………………31
8.Заключение……………………………………………………………………..34
9.Литература……………………………………………………………………..35
10.Приложение 1………………………………………………………………….36
11.Приложение 2…………………………………………………………………37
12.Приложение3…………………………………………………………………38
Введение
Травмы позвоночника относятся к наиболее тяжелым повреждениям опорно-двигательного аппарата. В большинстве случаев влекут за собой тяжелые последствия в виде двигательных, чувствительных, трофических и других расстройств и приводят к стойкой утрате трудоспособности или к смерти пострадавшего.
Статистика суха, но красноречива. Чаще всего возникают переломы впоясничном отделе позвоночника, это примерно 45 – 50% от общего числа случаев, 40 – 45% приходится на грудной отдел и 5 – 15 % на шейный отдел. При этом 75 процентов погибших и травмированных достаточно молоды. Их возраст до 40 лет. Повреждения шейного отдела позвоночника относятся к числу наиболее тяжелых. Около 50% переломов шейного отдела позвоночника являются осложненными. Кстати, смертность оттравматизма стоит на 3-м месте после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Наиболее частой причиной травм бывает падение с высоты, ДТП и ныряние на мелководье. Также на травму спины приходится около 5-10% спортивных травм.
Переломы позвоночника могут сопровождаться возникновением специфических осложнений, в том числе очень серьёзных, приводящих к инвалидизации пациента. При травмахпозвоночника и спинного мозга экстренная помощь в Пермском крае осуществляется на базе отделения травматологии и ортопедии ПККБ и на базе нейрохирургического отделения медико-санитарной части №11 им. С.Н. Гринберга, при заболеваниях и в постоперационном периоде — на базе отделения лечебной физкультуры ПККБ[1].
В данной работе дана классификация переломов шейного и грудного отделов позвоночника,описаны методы лечения, возможные осложнения, принципы и методы физической реабилитации при данной патологии, изучено влияние физической реабилитации на восстановление функционального состояния организма после переломов позвоночника.
Таким образом, цель данной работы следующая: изучить виды травм позвоночника, способы лечения и физической реабилитации организма после переломов позвоночника.
Длядостижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Дать классификацию травмам позвоночника.
Ознакомиться с принципами и методами физической реабилитации при травмах позвоночника.
Выявить влияние средств физической реабилитации на организм человека перенёсшего травму позвоночника.
Проанализировать и обобщить обработанный материал.
Этиопатогенез
В анатомическом отношении позвоночник представляет собойсложный костно-суставной аппарат, являющийся основной осью тела человека. Позвоночный столб представляет собой основную ось тела и состоит из 32-34 позвонков. В шейном отделе-7 позвонков, грудном-12, поясничном-5, крестцовом 4-5 и копчике 4-5 позвонков (рисунок 1 ). Каждый позвонок имеет тело, дугу и отростки суставные, поперечные и остистые…
Источник
Ïðèçíàêè óøèáà ïîçâîíî÷íèêà, åãî ïðè÷èíû. Âèäû ðàñòÿæåíèÿ ñâÿçîê, åãî äèàãíîñòèêà. Ïðîãðàììû ðåàáèëèòàöèè ïîñëå òðàâìû. Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè âûâèõà ïîçâîíêîâ ïîÿñíè÷íîãî è ãðóäíîãî îòäåëîâ. Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè ïîäîçðåíèè íà òðàâìó ïîçâîíî÷íèêà.
Ðóáðèêà | Ìåäèöèíà |
Âèä | ðåôåðàò |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 06.06.2015 |
Ðàçìåð ôàéëà | 46,5 K |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ïëàí
- 1. Ïîâðåæäåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà
- 1.1 Óøèá ïîçâîíî÷íèêà
- 1.2 Ðàñòÿæåíèÿ ñâÿçîê
- 1.3 Âûâèõ ïîçîíêîâ
- 1.4 Âûâèõ ïîçâîíêà ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà
- 1.5 Âûâèõ ïîçâîíêà ãðóäíîãî îòäåëà
- 1.6 Ëå÷åíèå è íåîòëîæíàÿ ïîìîùü
- 1.7 Ïåðåëîìû äóæåê, îòðîñòêîâ è òåë ïîçâîêîâ
- 1.8 Íåïðîíèêàþùèå êîìïðåññèîííûå ïåðåëîìû òåë ïîçâîíêîâ
- Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
ïîçâîíî÷íèê âûâèõ òðàâìà ïîâðåæäåíèå
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Çàäà÷è ðåàáèëèòàöèè ïðè òðàâìàõ ïîçâîíî÷íèêà è ñïèííîãî ìîçãà. Ðàññìîòðåíèå îñíîâíûõ ïåðèîäîâ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû ïðè ïîâðåæäåíèè ãðóäíîãî è ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà. Ïðîâåðêà ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ïîçâîíî÷íèêà ÷åðåç ÷åòûðå ìåñÿöà ïîñëå òðàâìû.
ïðåçåíòàöèÿ [300,8 K], äîáàâëåí 23.04.2015
Ñóùíîñòü è êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïîÿñíè÷íîãî îñòåîõîíäðîçà, åãî ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç, êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ. Àíàòîìî-ôèçèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ïîçâîíî÷íèêà. Èññëåäîâàíèå ìåòîäîâ ñòàöèîíàðíîé ðåàáèëèòàöèè, âûáîð è îáîñíîâàíèå íåîáõîäèìîé ïðîãðàììû.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [78,5 K], äîáàâëåí 16.02.2015
Ïðè÷èíû òðàâì ïîçâîíî÷íèêà. Âèäû âîçäåéñòâèé, ïðèâîäÿùèõ â ïîâðåæäåíèþ ïîçâîíî÷íèêà, èõ õàðàêòåð è ïîñëåäñòâèÿ. Ôîðìû òðàâìàòè÷åñêèõ ïîðàæåíèé ñïèííîãî ìîçãà. Ñèìïòîìû òðàâì ïîçâîíî÷íèêà è ñïèííîãî ìîçãà. Äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìå ïîçâîíî÷íèêà.
ïðåçåíòàöèÿ [2,7 M], äîáàâëåí 01.05.2016
Ñòðóêòóðà è îñíîâíûå ôóíêöèè ïîçâîíî÷íèêà. Õàðàêòåðíûå ñèìïòîìû ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà. Ìåõàíèçìû ïîâðåæäåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà. Âèäû íåâðîëîãè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ ó ïîñòðàäàâøèõ ñ îñòðîé ïîçâîíî÷íî-ñïèííîìîçãîâîé òðàâìîé. Ìåòîäû äèàãíîñòèêè ïîâðåæäåíèé òàçà.
ïðåçåíòàöèÿ [7,5 M], äîáàâëåí 22.12.2015
Îáùàÿ ñõåìà ïîçâîíî÷íî-äâèãàòåëüíîãî ñåãìåíòà, ðåíòãåíîëîãè÷åñêèå ïðèçíàêè îñòåîõîíäðîçà ïîçâîíî÷íèêà. Ñòàòèêà è áèîìåõàíèêà ïîçâîíî÷íèêà ïðè îñòåîõîíäðîçå, âîïðîñû ïàòîëîãèè. Øåéíûé îñòåîõîíäðîç, êëèíè÷åñêèå ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ ãðóäíîãî îòäåëà.
ðåôåðàò [1,5 M], äîáàâëåí 13.11.2013
Ýòèîëîãèÿ, ïàòîãåíåç, êëàññèôèêàöèÿ, êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ îñòåîõîíäðîçà ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà. Àêòèâíûå ñðåäñòâà ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè ïðè îñòåîõîíäðîçå ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà. Ìåòîäèêà ïðîâåäåíèÿ ðåàáèëèòàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [484,5 K], äîáàâëåí 29.11.2016
Îïèñàíèå ãðóäíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà âçðîñëîãî ÷åëîâåêà. Óêëàäêà áîëüíîãî ïðè âûïîëíåíèè ðåíòãåíîâñêîãî ñíèìêà ãðóäíûõ ïîçâîíêîâ â ïðÿìîé, êîñîé çàäíåé è áîêîâîé ïðîåêöèè. Ïðèåìû ïðîâåäåíèÿ ðåíòãåíîãðàôèè ïîçâîíî÷íèêà, ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê íåé.
ðåôåðàò [15,3 K], äîáàâëåí 28.04.2011
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
Травма позвоночника – это травма серьезного типа, которая требует неотложной медицинской помощи. В зависимости от степени тяжести, она может привести к длительному либо кратковременному параличу, или спровоцировать необратимые осложнения и даже летальный исход.
Спинной мозг начинается у основания шеи и проходит через весь позвоночный столб. Он является частью ЦНС. Травмы позвоночника часто наблюдаются у спортсменов, пожилых людей и лиц, участвующих в автомобильных авариях.
Позвоночник состоит из ряда взаимосвязанных костей, называемых позвонками, образующими спинномозговой канал, в котором располагается спинной мозг. Он действует как «информационная магистраль», соединяющая головной мозг с остальными системами и органами тела. Между каждым позвонком находятся диски хряща, которые играют роль амортизаторов и позволяют позвоночнику проявлять определенную гибкость, обеспечивая подвижность тела. Позвоночник разделен на пять областей: шейный отдел (7 позвонков); грудной отдел (12 позвонков); поясничный отдел (5 позвонков); слитые позвонки крестца; маленький отдел позвоночника, называемый копчиком.
Любая травма позвоночника имеет серьезные последствия для способности нормально функционировать, а его разделение или «повреждение» может привести к возникновению квадриплегии (паралича обеих ног и рук), параплегии (паралича либо обеих ног, либо обеих рук) или хронических болезненных состояний в зависимости от места повреждения. Как правило, повреждение позвоночника, может быть необратимым или смертельным, до уровня верхних двух грудных позвонков оно провоцирует развитие квадриплегии в разной степени.
Причины и признаки травмы позвоночника
Повреждения позвоночника могут быть вызваны разнообразными факторами, включая: травмы в период выполнения спортивных упражнений; травмы при падении, особенно с высоты; автомобильные аварии; подъем тяжелых предметов, попадающих или падающих на спину/тело; любая сила, вызывающая мощное скручивание одной половины тела; обвал здания; огнестрельные ранения и домашнее насилие; физическое насилие; мощные удары током.
Признаки и симптомы травмы позвоночника зависят от ее тяжести. Симптоматика индивидуальна для каждого человека. Среди самых распространенных симптомов и признаков стоит отметить: умеренные и сильные боли, присутствующие в области спины и шеи; гематомы, обильные кровотечения из места повреждения; пациент не может самостоятельно двигаться, вставать, или ходить; переломы позвонков; могут быть нарушены и связанные с ними ребра.
Травма позвоночника вызывает потерю контроля над руками и ногами, потерю контроля над работой кишечника и мочевого пузыря.
Первая помощь при повреждении позвоночника
Советы первой помощи при подозрении на травму позвоночника:
- Вызвать скорую помощь, если наблюдаются вышеперечисленные признаки повреждения позвоночника или произошел несчастный случай.
- Ни при каких условиях НЕ двигать пострадавшего, если есть подозрение на повреждение головы, шеи, спины или травмы спинного мозга. Важно избегать любых движений головы, шеи или тела.
- По возможности не перемещать пострадавшего, чтобы не спровоцировать болевой шок и осложнения (смещение позвонков, повреждение иных органов осколками ребер, повреждение спинного мозга и т.д.).
- В случае, если у пострадавшего наблюдается рвота, нужно аккуратно переместить пострадавшего на бок, при этом голова, шея, спина, таз и ноги должны образовывать ровную линию.
- При необходимости, зафиксируйте голову или тело пострадавшего подручными материалами: полотенцами, подушками, палками, досками и т.д.
- Важно не снимать с пострадавшего шлем, одежду или иное защитное снаряжение – если такое имеется. Нужно сразу же обеспечить человеку доступ кислорода.
- Если пострадавший не дышит, нужно сделать пациенту искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Процедуру следует повторять до приезда скорой помощи.
- Если отмечается кровотечение из образовавшихся после травмы ран, его важно остановить. В зависимости от локализации травмы наложить давящую повязку или накрыть рану стерильной тканью и плотно прижать руками.
Кто должен оказывать первую помощь при наличии травмы позвоночника? Каждый человек, который находится рядом с пострадавшим, может помочь ему, но, важно, первым делом вызвать скорую помощь и не пытаться самостоятельно доставлять пациента в медицинское учреждение (любое движение может быть фатальным).
Методы предотвращения травмы позвоночника
Давайте рассмотрим несколько полезных советов, которые помогут предотвратить травмирование позвоночника.
Первый совет – рекомендуется использовать соответствующую амуницию для обеспечения безопасности, особенно во время занятий спортом. Также нужно изучить правила и технику выполнения спортивных упражнений, желательно заниматься спортом под присмотром опытного тренера.
Второй совет – перед тем, как поднимать тяжести, или при ощущении дискомфорта в области спины, рекомендуется использовать специальный утягивающий бандаж.
Третий совет – дома и на работе нужно избегать скользких напольных покрытий и ступенек.
Четвертый совет – в период активного отдыха внимательно следить за действиями детей. Также нужно подбирать спортивные секции, которые ведут опытные и профессиональные тренеры.
Пятый совет – в алкогольном или наркотическом опьянении ни в коем случае нельзя садиться за руль любого транспортного средства. В период езды на автомобиле, мотоцикле, нужно соблюдать правила транспортного движения, не превышать скорость и не отвлекаться на посторонние факторы: разговоры по телефону, ссоры с попутчиком, просмотры видео и т.д.
Некоторые люди ведут полную и продуктивную жизнь после травмы позвоночника, но есть серьезные последствия подобных травм. Подавляющее большинство людей нуждается во вспомогательных устройствах, таких как ходунки или инвалидные коляски, чтобы справиться с потерей мобильности, а некоторые могут даже быть парализованными с перспективой длительной реабилитации и без.
Пострадавшему может понадобиться помощь в повседневной жизни, он должен будет научиться выполнять задания по-разному. Язвы и инфекции мочевыводящих путей являются распространенными осложнениями после травм позвоночника. Пациент должен быть готов к длительной и болезненной реабилитации. В период восстановления важно работать не только с хирургом-реабилитологом, но и с психиатром (люди после травм позвоночника часто погружаются в депрессивное состояние, они теряют тягу к жизни). Важно не оставлять человека со своей проблемой один на один, и поддерживай его на протяжении всего лечения.
Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru
Автор статьи:
Тедеева Мадина Елкановна
Специальность: терапевт, врач-рентгенолог.
Общий стаж: 20 лет.
Место работы: ООО “СЛ Медикал Груп” г. Майкоп.
Образование: 1990-1996, Северо-Осетинская государственная медицинская академия.
Повышение квалификации:
1. В 2016 году в Российской медицинской академией последипломного образования прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Терапия» и была допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности терапия.
2. В 2017 году решением экзаменационной комиссии при частном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации медицинских кадров» допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности рентгенология.
Опыт работы: терапевт – 18 лет, врач-рентгенолог – 2 года.
Источник
Òðåáîâàíèå ê îïåðàòèâíîñòè è ýôôåêòèâíîñòè îêàçàíèÿ ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè â óñëîâèÿõ ÷ðåçâû÷àéíûõ ñèòóàöèé. Ïðèçíàêè è âèäû ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà. Ïðàâèëà òðàíñïîðòèðîâêè ïîñòðàäàâøèõ îò òÿæêèõ òðàâì, ñîïðÿæåííûõ ñ ïîâðåæäåíèÿìè ìÿãêèõ òêàíåé.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÏÅÐÅËÎÌ ÏÎÇÂÎÍÎ×ÍÈÊÀ
Ïëàí
Ââåäåíèå
1. Ïðèçíàêè è âèäû ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà
2. Îñíîâû ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà
3. Ïðàâèëà òðàíñïîðòèðîâêè ïîñòðàäàâøèõ
Çàêëþ÷åíèå
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
Ââåäåíèå
 ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ âûçûâàþò òðåâîãó íåãàòèâíûå ôàêòû.  ÷àñòíîñòè, â Ðîññèè íàðóøàþòñÿ ðàâíîâåñíûå ýêîíîìè÷åñêèå îòíîøåíèÿ, áåçîïàñíûå äëÿ ñóùåñòâîâàíèÿ ñòðàíû.
Åæåãîäíî â ìèðå, â ðåçóëüòàòå ñòèõèéíûõ áåäñòâèé, àâàðèé, êàòàñòðîô, ïîæàðîâ, íåñ÷àñòíûõ ñëó÷àåâ â áûòó è íà ïðîèçâîäñòâå, ïîãèáàåò îêîëî äâóõ ìëí. è ïîëó÷àþò òðàâìû íåñêîëüêî äåñÿòêîâ ìèëëèîíîâ ÷åëîâåê, à ìàòåðèàëüíûé óùåðá äîñòèãàåò 3% âàëîâîãî ïðîèçâîäñòâåííîãî ïðîäóêòà ìèðîâîé ýêîíîìèêè. Ñïîñîáíîñòü áûñòðî è ýôôåêòèâíî îêàçàòü ïåðâóþ ïîìîùü î÷åíü öåíèòñÿ â íîðìàëüíûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ.
Îäíàêî â ÷ðåçâû÷àéíûõ ñèòóàöèÿõ, êîãäà íå ïðèõîäèòñÿ îæèäàòü ïîìîùè ñïåöèàëèñòîâ, çíà÷åíèå ýòîé ñïîñîáíîñòè íåèçìåðèìî âîçðàñòàåò. Íåñìîòðÿ íà íåäîñòàòîê èëè ïîëíîå îòñóòñòâèå ìåäèêàìåíòîâ è ìåäèíñòðóìåíòà, âû ìîæåòå îêàçàòü ïåðâóþ ïîìîùü ñåáå èëè äðóãèì óöåëåâøèì ëþäÿì. Êàê áû íè áûëè îãðàíè÷åíû âàøè âîçìîæíîñòè, ñî÷åòàíèå äàæå ìèíèìàëüíûõ ïîçíàíèé è óìåíèé ñ èìïðîâèçèðîâàííûì îáîðóäîâàíèåì ìîæåò ñïàñòè ÷åëîâå÷åñêèå æèçíè.
Êàê è âñåãäà â ÷ðåçâû÷àéíîé ñèòóàöèè, ñëåäóåò îöåíèòü íåîáõîäèìîñòü ïåðâîé ïîìîùè, óñòàíîâèòü ïåðâîî÷åðåäíûå çàäà÷è, à çàòåì ñîñòàâèòü ïëàí äåéñòâèé è âûïîëíÿòü åãî.
Öåëü ðàáîòû: èçó÷èòü îñîáåííîñòè ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà è ñïîñîáû îêàçàíèÿ ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè.
Çàäà÷è:
1. Ðàññìîòðåòü ïðèçíàêè è âèäû ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà;
2. Èçó÷èòü îñíîâû ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà;
3. Âûäåëèòü ïðàâèëà òðàíñïîðòèðîâêè ïîñòðàäàâøèõ.
1. Ïðèçíàêè è âèäû ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà
Ïåðåëîìû, ïðè êîòîðûõ îáðàçóþòñÿ òîëüêî äâà îòëîìêà, íàçûâàþòñÿ åäèíè÷íûìè, ïåðåëîìû ñ îáðàçîâàíèåì íåñêîëüêèõ îòëîìêîâ — ìíîæåñòâåííûìè.
Ïðè àâàðèÿõ, êàòàñòðîôàõ, çåìëåòðÿñåíèÿõ è â î÷àãàõ ÿäåðíîãî ïîðàæåíèÿ ìîãóò áûòü ìíîæåñòâåííûå ïåðåëîìû íåñêîëüêèõ êîñòåé. Íàèáîëåå òÿæåëî ïðîòåêàþò ïåðåëîìû, ñî÷åòàþùèåñÿ ñ îæîãàìè è ðàäèàöèîííûìè ïîðàæåíèÿìè.
Ïåðåëîìû, âîçíèêàþùèå â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ ïóëè èëè îñêîëêà ñíàðÿäà, íàçûâàþòñÿ îãíåñòðåëüíûìè. Äëÿ íèõ õàðàêòåðíî ðàçäðîáëåíèå êîñòè íà êðóïíûå èëè ìåëêèå îñêîëêè, ðàçìîçæåíèå ìÿãêèõ òêàíåé â îáëàñòè ïåðåëîìà èëè îòðûâà ÷àñòè êîíå÷íîñòè. Îñíîâíûå ïðèçíàêè ïåðåëîìîâ: áîëü, ïðèïóõëîñòü, êðîâîïîäòåê, íåíîðìàëüíàÿ ïîäâèæíîñòü â ìåñòå ïåðåëîìà, íàðóøåíèå ôóíêöèè êîíå÷íîñòè.
Ïåðåëîì ïîçâîíî÷íèêà — îäíà èç ñàìûõ òÿæåëûõ òðàâì. Ïðè ýòîé òðàâìå ïðîèñõîäèò íàðóøåíèå àíàòîìè÷åñêîé öåëîñòíîñòè îäíîãî èëè íåñêîëüêî ïîçâîíêîâ. Íî îñíîâíàÿ òÿæåñòü çàêëþ÷àåòñÿ íå â ýòîì.
Çà÷àñòóþ ïîâðåæäåíèå ïîçâîíêîâ ñî÷åòàåòñÿ ñ íàðóøåíèåì öåëîñòíîñòè äðóãèõ ñòðóêòóð — ìûøö, êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ, íåðâîâ, è, ÷òî ñàìîå îïàñíîå — ñïèííîãî ìîçãà. Âñå ýòî ñîçäàåò ñåðüåçíóþ óãðîçó íå òîëüêî äëÿ çäîðîâüÿ, íî è äëÿ æèçíè ïàöèåíòà.
Ïîçâîíî÷íèê ñîñòîèò èç îòäåëüíûõ ïîçâîíêîâ (êîñòåé ñîñòàâëÿþùèõ ïîçâîíî÷íèê) è ïðîõîäÿùåãî ÷åðåç íèõ ñïèííîãî ìîçãà. Ïðè ïåðåëîìàõ ïîâðåæäàþòñÿ îòäåëüíûå ïîçâîíêè — îäèí èëè íåñêîëüêî ñðàçó. Ïåðåëîìû ìîãóò ïðîèñõîäèòü âî âñåõ îòäåëàõ ïîçâîíî÷íèêà: øåéíîì, ãðóäíîì, ïîÿñíè÷íîì è êðåñòöîâîì, íàèáîëåå îïàñíû ïåðåëîìû øåéíîãî îòäåëà, ò. ê., ÷àùå âñåãî ñîïðîâîæäàþòñÿ ïîâðåæäåíèåì ñïèííîãî ìîçãà.
 îñíîâå ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà, êàê è ëþáîé äðóãîé òðàâìû, ëåæèò ïðåâûøåíèå ñèëû òðàâìèðóþùåãî âîçäåéñòâèÿ íàä ïðî÷íîñòüþ ïîçâîíêîâ. Èíà÷å ãîâîðÿ, äëÿ òîãî ÷òîáû ñëîìàëèñü ïîçâîíêè, íóæíî îäíî èç äâóõ óñëîâèé — ÷òîáû ñèëà âîçäåéñòâèÿ áûëà âåëèêà, èëè ÷òîáû ïîçâîíî÷íèê áûë èçíà÷àëüíî ñëàá.  ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïîâðåæäåíèå ïîçâîíêîâ îòìå÷àåòñÿ ó çäîðîâûõ ëþäåé.
Ýòî ïàäåíèÿ íà ìåñòå, ïàäåíèÿ ñ âûñîòû (áîëåå 2 ì.), ïðÿìûå óäàðû â ñèëó ðàçëè÷íûõ ïðè÷èí — áûòîâàÿ è ïðîôåññèîíàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü, çàíÿòèÿ ñïîðòîì, ÄÒÏ, êðèìèíàë.
Íî åñòü íåêîòîðûå ïàòîëîãè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ, êîòîðûå ñíèæàþò ïðî÷íîñòü êîñòíîé òêàíè. È òîãäà íåáîëüøîå, äàæå ìèíèìàëüíîå, âíåøíåå âîçäåéñòâèå, íåîïàñíîå äëÿ çäîðîâîãî ÷åëîâåêà, ïðèâåäåò ê ïîâðåæäåíèþ ïîçâîíêîâ. Òàêîå áûâàåò ïðè îñòåîïîðîçå (ñíèæåíèè ïëîòíîñòè êîñòåé) âñëåäñòâèå ýíäîêðèííî-îáìåííûõ íàðóøåíèé, ïðè òóáåðêóëåçíûõ è îïóõîëåâûõ ïðîöåññàõ ñ ïîðàæåíèåì ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà.
Ïîçâîíî÷íûå ïåðåëîìû ìíîãîîáðàçíû ïî ìåõàíèçìàì âîçíèêíîâåíèÿ, ïðè÷èíàì è ïðîÿâëåíèÿì. Ïîýòîìó åäèíàÿ îáùåïðèíÿòàÿ êëàññèôèêàöèÿ ýòîé òðàâìû îòñóòñòâóåò — ãðàäàöèÿ ïîâðåæäåíèé ïîçâîíî÷íèêà îñóùåñòâëÿåòñÿ ïî íåñêîëüêèì ïðèçíàêàì.
Ïî ïðè÷èíàì è ìåõàíèçìó ïîâðåæäåíèÿ âûäåëÿþò ñëåäóþùèå âèäû ïåðåëîìîâ:
— Êîìïðåññèîííûå. Çäåñü òðàâìèðóþùàÿ ñèëà èìååò âèä êîìïðåññèè — ñäàâëèâàíèÿ ïîçâîíî÷íèêà ñ óìåíüøåíèåì âûñîòû ïîçâîíêîâ. Îñíîâíûå ìåõàíèçìû — ïàäåíèå íà ñïèíó, ïàäåíèå ñ âûñîòû íà ÿãîäèöû èëè íà íîãè;
— Ôëåêñèîííî-ýêñòåíçèîííûå — ñãèáàòåëüíî-ðàçãèáàòåëüíûå. Ñàìàÿ òÿæåëàÿ ðàçíîâèäíîñòü ïîçâîíî÷íûõ ïåðåëîìîâ.  îñíîâå åå ëåæèò ðåçêîå ñãèáàíèå-ðàçãèáàíèå ïîçâîíî÷íèêà ïðè àâòîìîáèëüíûõ àâàðèÿõ, ïàäåíèè òÿæåëûõ ïðåäìåòîâ íà ñïèíó;
— Ðîòàöèîííûå.  îñíîâå ýòèõ òðàâì — ðåçêèå áûñòðûå çàïðåäåëüíûå äâèæåíèÿ ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà âîêðóã ïðîäîëüíîé îñè ïî òèïó âðàùåíèÿ — ðîòàöèè. Êàê ïðàâèëî, ýòè òðàâìû íàáëþäàþòñÿ âñëåäñòâèå ïðÿìîãî óäàðà ïî òóëîâèùó.
Ïåðåëîìû ïîçâîíêîâ òàêæå áûâàþò ñ ïîâðåæäåíèåì òåë, äóæåê è îòðîñòêîâ — ñóñòàâíûõ, ïîïåðå÷íûõ è îñòèñòûõ.
 ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì, âñå ïåðåëîìû ïîçâîíî÷íèêà ìîæíî ðàçäåëèòü íà 2 áîëüøèå ãðóïïû:
Íåîñëîæíåííûå — áåç ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà.
Îñëîæíåííûå ïåðåëîìû — ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ïîâðåæäåíèåì ñïèííîãî ìîçãà.
Íàèáîëåå ÷àñòûé òèï ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà — ýòî êîìïðåññèîííûé ïåðåëîì òåëà ïîçâîíêà. Êîìïðåññèîííûé ïåðåëîì âîçíèêàåò âñëåäñòâèå ðåçêîãî ñäàâëåíèÿ ïîçâîíêà.
×àùå âñåãî áûâàåò ó ëèö ïîæèëîãî âîçðàñòà è, êàê ïðàâèëî, ðåäêî ñîïðîâîæäàåòñÿ ñìåùåíèåì è ïîâðåæäåíèåì ñïèííîãî ìîçãà.
Òàê æå, ïåðåëîìû ïîçâîíî÷íèêà äåëÿòñÿ íà:
— ïåðåëîì ãðóäíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà;
— ïåðåëîì ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà;
— ïåðåëîì øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà;
— ïåðåëîì êðåñòöîâîé ÷àñòè ïîçâîíî÷íèêà;
— ïåðåëîì êîï÷èêîâîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà.
Ê îñíîâíûì ñèìïòîìàì ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà îòíîñÿòñÿ: áîëü â ïîðàæåííîì ó÷àñòêå ïîçâîíî÷íèêà. Áîëü, êàê ïðàâèëî, íîñèò óïîðíûé õàðàêòåð, óñèëèâàåòñÿ ïðè äâèæåíèè. Îòìå÷àåòñÿ óñèëåíèå áîëè ïðè ïðîùóïûâàíèè ïîâðåæäåííîãî ïîçâîíêà, à òàêæå ïðè ñîçäàíèè îñåâîé íàãðóçêè íà ïîçâîíî÷íèê (âðà÷ ïîêîëà÷èâàåò ïàöèåíòà ïî ìàêóøêå ãîëîâû èëè ñîçäàåò äîïîëíèòåëüíóþ íàãðóçêó íà íàäïëå÷üÿ ïàöèåíòà):
— Îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé â ïîçâîíî÷íèêå. Îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé îáóñëîâëåíî ñèëüíîé áîëüþ, à òàêæå íàðóøåíèåì àíàòîìè÷åñêîãî ñòðîåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà è ïðèëåãàþùèõ ìûøö;
— Âèäèìàÿ äåôîðìàöèÿ ïîðàæåííîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà. Íàáëþäàåòñÿ ïðè çíà÷èòåëüíûõ ïîâðåæäåíèÿõ îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ ïîçâîíêîâ;
— Ïðè îñëîæíåííûõ ïåðåëîìàõ ê âûøåóêàçàííûì ñèìïòîìàì äîáàâëÿþòñÿ ñèìïòîìû ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà.
Ïîðàæåíèå ñïèííîãî ìîçãà ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ãðîçíûì îñëîæíåíèåì ïåðåëîìîâ, êîòîðîå ìîæåò ïðèâåñòè ê ãèáåëè èëè èíâàëèäèçàöèè ïàöèåíòà. Ñèìïòîìû â äàííîì ñëó÷àå ìíîãîãðàííû è ìîãóò ïðîÿâëÿòüñÿ â ðàçëè÷íîé ñòåïåíè — îò ëåãêîãî íàðóøåíèÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ è íåçíà÷èòåëüíîé ìûøå÷íîé ñëàáîñòè íèæå ìåñòà ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà, äî ïîëíîãî èñ÷åçíîâåíèÿ ñàìîñòîÿòåëüíûõ äâèæåíèé (ïàðàëè÷) è óòðàòû êîíòðîëÿ íàä ìî÷åèñïóñêàíèåì è äåôåêàöèåé.
2. Îñíîâû ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà
Îñíîâíûìè ìåðîïðèÿòèÿìè ïåðâîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ÿâëÿþòñÿ:
1) ñîçäàíèå íåïîäâèæíîñòè êîñòåé â îáëàñòè ïåðåëîìà;
2) ïðîâåäåíèå ìåð, íàïðàâëåííûõ íà áîðüáó ñ øîêîì èëè íà åãî ïðåäóïðåæäåíèå;
3) îðãàíèçàöèÿ áûñòðåéøåé äîñòàâêè ïîñòðàäàâøåãî â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå:
1. Åñëè ïîòåðïåâøèé íå íàõîäèòñÿ áåç ñîçíàíèÿ, íóæíî çàôèêñèðîâàòü åãî ãîëîâó, äëÿ ýòîãî âñòàíüòå ñçàäè íåãî íà êîëåíêè è ïîëîæèòå ñâîè ðóêè åìó íà óøè. Ïîñòðàäàâøèé äîëæåí ëåæàòü ëèöîì ââåðõ;
2. Íå ïåðåìåùàéòå ïîñòðàäàâøåãî. Äëÿ åãî óäîáñòâà, ïîäëîæèòå åìó ïîä ãîëîâó îäåÿëî èëè ÷òî-òî åùå. Çàôèêñèðîâàòü òåëî êàêèìè-íèáóäü ïðåäìåòàìè ïîäìûøêàìè, è ïîñòîÿííî äåðæàòü ãîëîâó ïîñòðàäàâøåãî ñâîèìè ðóêàìè;
3. Åñëè ïîñòðàäàâøèé ëåæèò áåç ÷óâñòâ, ïåðåâåäèòå åãî â áåçîïàñíîå ïîëîæåíèå, ñòàðàÿñü åãî ãîëîâó è êîðïóñ äåðæàòü íà îäíîé ëèíèè. Áóäåò õîðîøî, åñëè âû áóäåòå íå îäèí. ×òîáû ïðèâåñòè ïîñòðàäàâøåãî â áåçîïàñíîå ïîëîæåíèå íóæíî:
— âñòàòü íà êîëåíêè ïîçàäè ãîëîâû ïîñòðàäàâøåãî, è âçÿâ åãî ãîëîâó â ñâîè ðóêè, ïîëîæèòü èõ åìó íà óøè. Ïîìîùíèê òåì âðåìåíåì îòâîäèò îäíó ðóêó ïîñòðàäàâøåãî ïîä ïðÿìûì óãëîì ê òåëó, à âòîðóþ ñãèáàåò â ëîêòå è, âçÿâ â ñâîþ ðóêó, ïîäíîñèò ê ùåêå ïîñòðàäàâøåãî;
— íå ïðåêðàùàòü ñëåäèòü çà ãîëîâîé, íå çàáûâàÿ ïðè ýòîì ñîáëþäàòü ïðÿìóþ ëèíèþ ñ êîðïóñîì. Ïîìîùíèê ñãèáàåò â êîëåíå äàëüíþþ íîãó òàê, ÷òîáû ñòóïíÿ îñòàëàñü íà ïîâåðõíîñòè ïîëà èëè çåìëè;
— ïîñëå ýòîãî, ïî âàøåé êîìàíäå âû âìåñòå îäíîâðåìåííî ïîâîðà÷èâàåòå ïîñòðàäàâøåãî íà áîê.
4. Íå çàáûâàòü êîíòðîëèðîâàòü ÄÏ-Ä-ÖÊ. Åñëè áóäåò íåîáõîäèìî ïðîâåäåíèå ñåðäå÷íî-ëåãî÷íîé ðåàíèìàöèè, ïîâåðíèòå ïîñòðàäàâøåãî íà ñïèíó. Äëÿ õîðîøåãî ñîõðàíåíèÿ ëèíèè ãîëîâû è êîðïóñà, â èäåàëå íóæíû åùå ïÿòü ïîìîùíèêîâ.
Îêàçûâàþùèé ïåðâóþ ïîìîùü äîëæåí ïîääåðæèâàòü ãîëîâó âðîâåíü ñ êîðïóñîì. Åãî ïîìîùíèêè êàê ìîæíî â áîëüøèõ ìåñòàõ ïîääåðæèâàòü ïîçâîíî÷íèê è íîãè, ñëåäÿ ÷òîáû íå íàðóøèëàñü ðîâíàÿ ëèíèÿ ïîçâîíî÷íèêà, ãîëîâû, ïàëüöåâ íîã è ñàìèõ íîã âî âðåìÿ ïîâîðîòà íà ñïèíó. Êîìàíäó äåëàòü ïîâîðîò îòäàåò ÷åëîâåê, êîòîðûé íàõîäèòñÿ ó ãîëîâû ïîñòðàäàâøåãî.
3. Ïðàâèëà òðàíñïîðòèðîâêè ïîñòðàäàâøèõ
Îäíîé èç ñàìûõ ãëàâíûõ çàäà÷ ïåðâîé ïîìîùè ÿâëÿåòñÿ ùàäÿùàÿ, áåçîïàñíàÿ è â òîæå âðåìÿ ìàêñèìàëüíî áûñòðàÿ òðàíñïîðòèðîâêà ïîñòðàäàâøåãî â áëèæàéøåå ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå, ãäå åìó ìîæåò áûòü îêàçàíà ïîëíîöåííàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü.
Òðàíñïîðòèðîâêà äîëæíà îñóùåñòâëÿòüñÿ áåðåæíî, ÷òîáû íå óñèëèâàòü ñòðàäàíèÿ ïîñòðàäàâøåãî, ò. ê., óñèëåíèå áîëè íå òîëüêî óõóäøàåò åãî îáùåå ñîñòîÿíèå, íî è ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ òðàâìàòè÷åñêîãî øîêà.
Îñíîâíûìè ìåðîïðèÿòèÿìè ïðè òðàíñïîðòèðîâêå ïîñòðàäàâøèõ ÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèå:
— îïðåäåëåíèå ñïîñîáà òðàíñïîðòèðîâêè;
— ïîäãîòîâêà ïîñòðàäàâøèõ, ñïåöèàëüíûõ è ïîäðó÷íûõ òðàíñïîðòíûõ ñðåäñòâ;
— âûáîð ìàðøðóòà;
— îáåñïå÷åíèå áåçîïàñíîñòè ïîñòðàäàâøèõ è ñïàñàòåëåé ïðè òðàíñïîðòèðîâêå;
— ïðåîäîëåíèå ïðåïÿòñòâèé, êîíòðîëü çà ñîñòîÿíèåì ïîñòðàäàâøèõ, îðãàíèçàöèÿ îòäûõà;
— ïîãðóçêà ïîñòðàäàâøèõ â òðàíñïîðòíûå ñðåäñòâà.
Ðèñ. 1. — Èììîáèëèçàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà è êîñòåé òàçà:
1. Ñîçäàòü ïîêîé äëÿ ïîñòðàäàâøåãî.
Îáåñïå÷åíèå ïîêîÿ ïîâðåæäåííîãî ïîçâîíî÷íèêà èìååò êðàéíå âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ æèçíè ïîñòðàäàâøåãî è äëÿ äàëüíåéøåãî òå÷åíèÿ è èñõîäà ïîâðåæäåíèÿ.
Öåëü îáåçäâèæèâàíèÿ ïðè ïîäîçðåíèè íà ïîâðåæäåíèå ïîçâîíî÷íèêà ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû óñòðàíèòü âîçìîæíîñòü äàëüíåéøåãî ñìåùåíèÿ ïîçâîíêîâ è ðàçãðóçèòü ïîçâîíî÷íèê.
Ïåðåâîðà÷èâàíèå è óêëàäûâàíèå ïîñòðàäàâøåãî íà ùèò îñóùåñòâëÿåòñÿ ñëåäóþùèì îáðàçîì: îäèí ÷åëîâåê ïðèïîäíèìàåò áîëüíîãî çà ãîëîâó è ïëå÷è, âòîðîé — çà íèæíþþ ÷àñòü ãðóäíîé êëåòêè è òàç, òðåòèé — çà íîãè. Åñëè áîëüíîé ïåðåâîçèòñÿ íà ñïèíå, ïîä ãðóäíóþ êëåòêó íåîáõîäèìî ïîäëîæèòü âàëèê (ñâåðíóòóþ îäåæäó, îäåÿëî, ïîäóøêó è ò. ï.) âûñîòîé îêîëî 15 ñì., åñëè íà æèâîòå — ãîëîâó íàäî ïîâåðíóòü â ñòîðîíó.
2. Äàòü îáåçáîëèâàþùåå.
Ìîæíî äàòü áîëüíîìó ãîðÿ÷èé ÷àé, êîôå è ò. ï., à äëÿ óìåíüøåíèÿ áîëè — 1-2 òàáëåòêè àíàëüãèíà, ñïàçãàíà, áàðàëãèíà èëè äðóãîãî îáåçáîëèâàþùåãî ñðåäñòâà. Íå ñëåäóåò çàáûâàòü, ÷òî îáåçáîëèâàþùèé ýôôåêò ýòèõ ïðåïàðàòîâ íåâåëèê, à ïðèåì áîëüøèõ äîç ìîæåò âûçâàòü óõóäøåíèå ñîñòîÿíèÿ ïîñòðàäàâøåãî, ïîýòîìó, ëó÷øå íå ïðåâûøàòü óêàçàííóþ äîçó.
3. Ñðî÷íî äîñòàâèòü ïîñòðàäàâøåãî â òðàâìàòîëîãè÷åñêèé ïóíêò.
Áåç ïðîìåäëåíèÿ, ñ ìàêñèìàëüíîé ïðåäîñòîðîæíîñòüþ, èçáåãàÿ ìàëåéøåãî äâèæåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà ïîñòðàäàâøåãî íåîáõîäèìî äîñòàâèòü â áëèæàéøèé òðàâìàòîëîãè÷åñêèé ïóíêò.
Ðèñ. 2. — Òðàíñïîðòèðîâêà ïîñòðàäàâøåãî ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà è êîñòåé òàçà:
Ðèñ. 3. — Òðàíñïîðòèðîâêà ïîñòðàäàâøåãî ïðè ïåðåëîìàõ øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà ñ èñïîëüçîâàíèåì êîñûíêè:
Ðèñ. 4. — Òðàíñïîðòèðîâêà ïîñòðàäàâøåãî ïðè ïåðåëîìàõ øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà ñ èñïîëüçîâàíèåì ìåøêîâ ñ ïåñêîì:
Ìåðû ïðåäîñòîðîæíîñòè:
1. Ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè ñëåäóåò ñîáëþäàòü îñòîðîæíîñòü ïðè ïåðåíîñêå áîëüíîãî. Îäèí ÷åëîâåê íå äîëæåí ïåðåäâèãàòü ïîñòðàäàâøåãî, ýòî äîëæíû äåëàòü íå ìåíåå 3 ÷åëîâåê. Ïðè îòñóòñòâèè ïîìîùíèêîâ ïîñòðàäàâøåãî ñ ïåðåëîìîì ïîçâîíî÷íèêà íàäî îñòàâèòü òàì, ãäå îí íàõîäèòñÿ è âûçâàòü «ñêîðóþ ïîìîùü»;
2. Êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùàåòñÿ äàâàòü ïîñòðàäàâøåìó êàêèå-ëèáî ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, âîäó, àëêîãîëüíûå íàïèòêè.
 õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà ñëåäóåò ïðèíÿòü ìåðû äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ îõëàæäåíèÿ ïîñòðàäàâøåãî. Îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ íàõîäÿùèõñÿ â áåññîçíàòåëüíîì ñîñòîÿíèè, ñ íàëîæåííûìè êðîâîîñòàíàâëèâàþùèìè æãóòàìè è ñ îáìîðîæåíèÿìè. Ïðè òðàíñïîðòèðîâêå íàäî ïîñòîÿííî ñëåäèòü çà äûõàíèåì, ïóëüñîì è ïîâåäåíèåì ïîñòðàäàâøåãî è ïðè íåîáõîäèìîñòè îêàçûâàòü åìó ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü.
ìåäèöèíñêèé ïîçâîíî÷íèê òðàâìà
Çàêëþ÷åíèå
Îêàçàíèå ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè â âîçìîæíî áîëåå ðàííèå ñðîêè èìååò ðåøàþùåå çíà÷åíèå äëÿ äàëüíåéøåãî òå÷åíèÿ è èñõîäà ïîðàæåíèÿ, à èíîãäà è ñïàñåíèÿ æèçíè. Åñëè â ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè áóäåò íóæäàòüñÿ îäíîâðåìåííî áîëüøîå ÷èñëî ïîðàæåííûõ, òî îïðåäåëÿåòñÿ ñðî÷íîñòü è î÷åðåäíîñòü åå îêàçàíèÿ.  ïåðâóþ î÷åðåäü ïîìîùü îêàçûâàþò äåòÿì è òåì ïîñòðàäàâøèì, êîòîðûå ìîãóò ïîãèáíóòü, åñëè íå ïîëó÷àò åå òîò÷àñ æå. Ïðèñòóïàÿ ê îêàçàíèþ ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïðè êîìáèíèðîâàííîì ïîðàæåíèè, íàäî îïðåäåëèòü ïîñëåäîâàòåëüíîñòü îòäåëüíûõ åå ïðèåìîâ. Ñíà÷àëà âûïîëíÿþò òå ïðèåìû, îò êîòîðûõ çàâèñèò ñîõðàíåíèå æèçíè ïîðàæåííîãî, èëè òå, áåç êîòîðûõ íåâîçìîæíî âûïîëíèòü ïîñëåäóþùèå ïðèåìû ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Àâäååâà Â.Ã. Ïåðâàÿ ïîìîùü: Ó÷åáíèê äëÿ âîäèòåëåé. — Ì.: Ìèíèñòåðñòâî çäðàâîîõðàíåíèÿ è ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ ÐÔ, 2009. — 176 ñ.
2. Àéçìàí Ð.È. Îñíîâû áåçîïàñíîñòè æèçíåäåÿòåëüíîñòè è ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè / Ó÷åáíîå ïîñîáèå. — Íîâîñèáèðñê: Ñèáèðñêîå óíèâåðñèòåòñêîå èçäàòåëüñòâî, 2004. — 400 ñ.
3. Áóáíîâ Â.Ã., Áóáíîâà Í.Â. Îñíîâû ïåðâîé ïîìîùè / Ó÷åáíî-ïðàêòè÷åñêîå ïîñîáèå ïî ËÀÉÔÐÅÑÒËÈÍÃÓ.
(ÁÎÐÜÁÅ ÇÀ ÆÈÇÍÜ), èçä. 10-å, èñïð. è ïåðåðàá. — Ì.: Ãàëî-Áóáíîâ, 2014.
4. Êîðíååâ À. Ïåðâàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü. — Ì.: ÁÀÎ, 2013. — 240 ñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник