Лабораторная работа выявление гибкости позвоночника

Технологическая карта
Лабораторная работа №________ Дата_______ Оценка________
Тема: Оценка роста человека.
Цель:
Форма работы: работа выполняется индивидуально
Ход работы:ознакомится с содержанием работы, сформулировать цель, провести исследование, заполнить протокол, сделать выводы.
Для выполнения работы необходимо знание роста родителей!
Рост человека—одна из основных характеристик его физическогоразвития. Линейный рост — процесс неравномерный. Максимальная скорость роста отмечается у новорожденных и детей 1-го года жизни, затем скорость роста значительно понижается. Некоторое повышение скорости роста отмечается девочек с 9 до 14 лет и у мальчиков с 11 до 16 лет, затем скорость роста снова снижается. К 16 годам у девушек и к 18 годам у юношей рост тела в длину практически завершается и в норме не превышает 1 см/год. Полное окостенение наступает к 20–23 годам в женском организме и к 21–25 годам в мужском. Рост взрослого человека в пределах 130–200 см у мужчин и 120–190 см у женщин рассматривается как нормальный. Мужчины ростом менее 130 см и женщины менее 120 см называются карликами. Люди-гиганты имеют рост более 190 см женщины и более 200 см мужчины.
Рост — интегральный показатель влияния генетических, гормональных, тканевых и внешних факторов на кость и другие ткани организма. Генетическая программа роста реализуется через гуморальную эндокринную систему, включающую все известные гормоны (тиреоидные, инсулин, кальцийрегулирующие, надпочечниковые, половые), но особое значение имеет гипоталамо-гипофизарная регуляция роста, центральным звеном которой является соматотропин (СТГ). СТГ способствует росту костей в длину, росту и дифференцированию внутренних органов, развитию мышечной ткани. Основные эффекты СТГ на уровне костной ткани состоят в стимуляции роста хряща, синтеза белка, индуцировании митоза клеток. Эффекты СТГ опосредуются инсулиноподобными факторами роста (ИФР-I, ИФР-II), или соматомединами, которые под влиянием гормона синтезируются, главным образом, в печени и почках. Линейный рост человека завершается с закрытием зон роста под влиянием половых гормонов.
Наиболее простым и доступным методом исследования соматотропной функции является антропометрический, т. е. оценка роста человека по сравнению с его прогнозируемым ростом, рассчитанным на основании среднего роста его родителей. Для определения границ конечного роста используется следующая формула:
Прогнозируемый конечный рост мужчины = (рост отца + рост матери + 13 см): 2
Прогнозируемый конечный рост женщины = (рост отца + рост матери — 13 см: 2
Измеренный рост взрослого человека должен совпадать с прогнозируемым ростом или отклоняться от расчетной величины роста не более чем на 2 стандартных отклонения (σ), т. е. ± 10 см к расчетной величине роста. Отклонения измеренного роста более чем на 2σ от расчетной величины роста указывает на патологически низкий или высокий рост человека. В таком случае для выяснения причины нарушения роста необходимо проводить детальные исследования соматотропной функции гипофиза, а также изучение состояния других желез (прежде всего, половых и щитовидной).
Материалы и оборудование:ростомер.
Проведение исследования:Измерение роста проводят в положении стоя с помощью ростомера. Испытуемый должен стоять без обуви (в тонких носках) в правильной позиции: руки по швам; пятки вместе; пятки, ягодицы и лопатки прижаты к доске ростомера. Голова располагается в позиции «плоскости Франкфурта», т. е. нижний край глаза и наружный слуховой проход должны находиться на одной горизонтальной линии. Планку ростомера опускают до уровня головы испытуемого. Измерения проводят на выдохе с точностью до 0,5 см.
Указания к оформлению протокола:
1. Проведите измерение роста у испытуемого с помощью ростомера.
2. Проведите расчет прогнозируемого роста испытуемого.
3. Оцените полученный результат измерения, сравнив его с прогнозируемым ростом человека.
4. Ответьте, как повлияет избыток и недостаток гормона роста или половых гормонов в детском и юношеском возрасте на конечный рост человека.
ПРОТОКОЛ
1. Рост испытуемого равен ____________ см. Пол испытуемого _______________.
2. Рост родителей испытуемого: матери _______ см; отца ________ см. Расчет прогнозируемого роста испытуемого (ПРИ)
ПРИ = (рост отца+рост матери+(–) 13см): 2= _____±10см=от_____до_____см.
3. Выводы:Рост испытуемого______________________________________
(в норме, патологически высокий, патологически низкий).
Избыток в детском и юношеском возрасте гормона роста или недостаток половых гормонов могут привести к патологически ___________________________ росту.
Недостаток в детском и юношеском возрасте гормона роста или избыток половых гормонов могут привести к патологически ___________________________ росту.
Технологическая карта
Лабораторная работа №________ Дата_______ Оценка________
Тема: Оценка функционального состояния позвоночника.
Цель:
Форма работы: работа выполняется в парах
Ход работы:ознакомится с содержанием работы, сформулировать цель, провести опыты, сделать выводы.
Опыт № 1 Определение гибкости позвоночника
Оборудование: стул, линейка (стул можно заменить ступенькой лестницы).
1. Возьмите в руки линейку и встаньте на стул или ступеньку лестницы.
2. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.
3. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула (лестницы).
Вывод:
Если палец опускается ниже уровня стула, измерьте это расстояние и запишите со знаком «+» (это говорит о хорошей гибкости позвоночника).
Если палец не достал уровня опоры, измерьте расстояние и запишите со знаком «-« (это говорит о недостаточной гибкости позвоночника).
Опыт № 2 Выявление нарушения осанки
1. Встаньте спиной к стене, так чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены.
2. Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак.
3. Если это невозможно, просуньте туда ладонь.
Вывод:
В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
Материал опубликовала
![]() | Светлана503 Есть только два способа прожить жизнь. Россия, Краснодарский край, станица Динская |
Практическая работа №5
Тема: Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия
Цель: выяснить причины нарушения осанки, изучить условия сохранения правильной осанки при различных положениях тела.
Оборудование: презентация «Выявление нарушения осанки», презентация «Определение наличия плоскостопия», лист бумаги, карандаш.
Ход работы:
| ||
1. Выявление нарушения осанки: 1. Встаньте спиной к стене, так чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены. Оценка результатов. В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь. Сделайте вывод о своей осанке. Вывод: я провел(а) работу по выявлению нарушения осанки и обнаружил(а), что у меня нет отклонений от нормы/есть отклонения от нормы. | | |
2. Внимательно прочитайте информацию о причинах нарушения осанки и условиях сохранения правильной осанки при различных положениях тела: Осанка — это привычная поза при стоянии, ходьбе и сидении. Прямая спина, расправленные плечи, развёрнутая грудь, поднятая голова — всё это признаки хорошей осанки. При правильной осанке внутренние органы расположены так, что создаются наилучшие условия для их работы. При неправильной осанке происходит искривление позвоночника, которое рано или поздно наносит повреждения межпозвоночным дискам. В результате могут защемляться нервы, идущие от спинного мозга, расположенного внутри позвоночного канала. Человек начинает испытывать боли в спине, шее, голове. Развивается болезнь остеохондроз. Сведённые, опущенные плечи и впалая грудь затрудняют работу внутренних органов (в первую очередь лёгких и сердца). Также при искривлённом позвоночнике могут смещаться внутренние органы, из-за чего ухудшается их работа. Для профилактики искривления позвоночника и сохранения правильной осанки нужно строго следить за правильной посадкой за столом, компьютером, при переносе тяжестей нагрузка должна быть посильной и распределяться равномерно и т. д. | ||
3. Ознакомьтесь с видами нарушения осанки по рисунку. О правильной осанке нужно заботиться с раннего детства. У детей и подростков, пока хрящевая ткань не заменилась костной, возможны значительные отклонения изгибов от нормы — это искривления позвоночника: кифоз, лордоз, сколиоз. | |
4. Внимательно прочитайте информацию о плоскостопии: у человека стопа сводчатая: её средняя часть немного приподнята над поверхностью, на которую опирается нога (это необходимо для того, чтобы стопа, слегка пружиня, уменьшала очень высокие нагрузки, возникающие при прыжках, беге, переносе тяжёлых грузов). Если стопа становится плоской и не может уменьшать нагрузки, то при ходьбе, беге и даже просто при стоянии ноги быстро устают, и возникают сильные боли. Плоскостопие — это патологическое уплощение стопы, которое приводит к нарушению ее амортизационной функции, к болезненным изменениям в позвоночнике и скелете в целом. При плоскостопии достаточно выражено или почти полностью изменяется строение нормального свода стопы как продольного (по внутреннему краю стопы), так и поперечного – по линии основания пальцев. | ||
| 5. Определение наличия плоскостопия 1. Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. 2. Затем встаньте на него мокрой ногой. Получится след. 3. Соедините самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки – линия АК. 4. Найдите среднюю точку М. Затем восстановите перпендикуляры АВ и МD от точек А и М. 5. Найдите точку пересечения МD со следом и обозначьте её буквой С. Затем СD разделите на АВ. 6. Оценка результатов. Если получится число, больше 0.33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то всё в порядке. (У многих людей отрезок СD равен 0, это в пределах нормы) 7. Подготовленные таким образом отпечатки принесите в школу. Вывод: я провел(а) работу по определению плоскостопия и обнаружил(а), что у меня плоскостопия(е) нет/есть. | |
| ||
6. Внимательно прочитайте информацию о причинах и профилактике плоскостопия: у детей на развитие плоскостопия влияет раннее ношение обуви на высоких каблуках, ношение тесной обуви или обуви без каблука. Иногда оно связано с нарушениями обмена веществ, избыточным весом (ожирением) и наследственными факторами. Для того чтобы уменьшить риск возникновения плоскостопия, желательно как можно чаще ходить босиком по неровной поверхности, на цыпочках, заниматься плаванием, подвижными играми, носить удобную широкую обувь на невысоком каблуке с супинатором.Супинатор — это ортопедическое изделие (стелька), которое применяется при плоскостопии или для профилактики развития плоскостопия. | |
Опубликовано 06.12.20 в 16:36
Источник
Тема урока: «Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека». Лабораторная работа «Выявление нарушений осанки. Выявление гибкости позвоночника»
Цель урока: раскрыть значение двигательной активности для развития скелета и мышц человека, значение режима труда и отдыха, выявить взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни, научиться выявлять нарушения осанки и гибкости позвоночника, научиться выполнять упражнения, направленные на улучшение осанки и развитие гибкости позвоночника
Оборудование: фотографии представителей различных видов спорта, изображения различных нарушений осанки, линейка
Ход урока
1. Организационный момент. (1-2 мин.)
2. Учитель физкультуры проводит разминку. (5 мин.)
Учитель биологии. Проверка знаний по теме. (5мин.)
Основные части ОДС, названия и местоположения костей и мышц человека.
Что такое «работа» мышц? Охарактеризуйте основные типы мышечной работы.
(Работ мышц – это осуществление свойственных им функций, то есть способности к сокращению. Работа бывает динамической, когда мышцы, сокращаясь, перемещают тело или его части в пространстве (бег, плавание, ходьба); и статической, когда происходит удерживающая работа, при которой тело или его части не двигаются (стояние или сидение в определенном положении). Более утомительными являются статические нагрузки.)
3. От чего зависит работоспособность мышц?
(От состояния нервной системы, тренированности мышц, величины нагрузки и ритма работы, запаса энергии в мышцах.)
4. От чего вы быстрее устанете: от длительного стояния или длительной ходьбы по комнате?
(Длительное стояние быстрее вызывает развитие утомления в мышцах, это пример статической работы, когда напряжены одни и те же группы мышц и возбуждены одни и те же нейроны. При ходьбе одни мышцы сокращаются, другие – расслабляются, в нейронах также сменяются процессы возбуждения и торможения, поэтому утомление возникает медленнее.)
Учитель физкультуры:
5. Почему в морозный день лучше играть в снежки, чтобы не замерзнуть, чем неподвижно стоять, даже в теплой шубе?
(При активных движениях разные группы мышц быстро сокращаются, для этого необходима энергия, образующаяся при окислении органических веществ внутри мышечного волокна. В результате часть этой энергии идет на мышечную работу, а часть – превращается в тепловую, согревая человека.)
6. Что такое активный отдых?
(Это смена вида деятельности, например, после длительного стояния или сидения необходимо сделать минимальные физические упражнения, после умственного напряжения – пробежаться, поплавать, покататься на велосипеде. При этом будут задействованы различные группы нейронов, часть из них сможет отдохнуть, а состояние нервной системы напрямую влияет на мышечную работоспособность и умственные возможности.)
Для повторения можно также использовать вопросы учебника на стр. 114.
3. Основная часть урока.
Учитель биологии и физкультуры: «Движение – это жизнь». Сегодня мы попытаемся с вами доказать справедливость этой крылатой фразы.
Учитель биологии: Рассказывает, что такое правильная осанка, как её сохранить. Неправильная осанка, ее причины. Осанка и здоровье. Искривления позвоночника (лордоз, кифоз).
Строение стопы человека, что такое плоскостопие, как его определить, предупреждение развития плоскостопия.
Развитие опорно-двигательного аппарата человека в течение жизни. Возрастные изменения. Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика.
Гиподинамия – болезнь нашего времени. Как ее избежать.
Влияние физических упражнений на развитие опорно-двигательного аппарата.
Правильная осанка, при которой спина у человека прямая, голова немного откинута назад, живот втянут, а плечи расправлены, формируется с детства до окончательного окостенения скелета. Вырабатывается правильная осанка с помощью физических упражнений, правильных и равномерных нагрузок на скелет, путем контроля над своей позой.
Для предотвращения развития искривления позвоночника прежде всего надо правильно сидеть за столом, следя за своей осанкой. Желательно не носить тяжелый портфель в одной руке, а перекладывать его из руки в руку, а еще лучше пользоваться рюкзаком или ранцем. Необходимо каждый день (хотя бы несколько минут) заниматься физическими упражнениями. Ведь слабые и дряблые мышцы плохо удерживают кости скелета, в частности позвонки, и человек становится сутулым.
— У человека стопа сводчатая: ее средняя часть немного приподнята над поверхностью, на которую опирается нога. Сводчатая стопа необходима для того, чтобы, слегка пружиня, уменьшать очень высокие нагрузки, возникающие при прыжках, беге, переносе тяжелых грузов. У людей иногда возникает плоскостопие, то есть стопа становится плоской. Она не может уменьшать нагрузки. При ходьбе, беге и даже просто при стоянии ноги быстро устают и возникают сильные боли, поэтому плоскостопие необходимо лечить и выполнять специальные упражнения. Для того чтобы уменьшить риск возникновения плоскостопия, желательно как можно чаще ходить босиком по неровной поверхности, носить удобную широкую обувь на невысоком каблуке.
В пожилом возрасте очень часто возникает заболевание остеопороз.
Главным образом он возникает у женщин, при этом происходит уменьшение плотности костной ткани. При остеопорозе кости делаются менее прочными и легко ломаются.
Как вы думаете, почему именно женщины подвержены этому заболеванию? (Во время беременности организм женщины отдает большое количество кальция и минеральных солей плоду.)
Для профилактики остеопороза необходимо принимать легкоусвояемые препараты кальция и некоторые микроэлементы.
Встречаются также и поражения суставов. Самым известным поражением суставов является ревматоидный артрит, в результате которого происходит постепенное разрушение хрящей сустава. Сустав распухает, очень болит и теряет подвижность. Чаше всего страдают суставы пальцев рук и ног, причем развитие болезни может происходить и в правой, и в левой половине тела. Болезнь может протекать по-разному: у одних происходит постоянное ухудшение состояния, у других наблюдаются отдельные приступы. Для лечения артрита применяют различные противовоспалительные препараты. Но иногда сустав настолько поражен болезнью, что приходится заменять его протезом.
Еще одним заболеванием суставов является подагра, при которой плохо выводятся из организма продукты обмена белков. Они откладываются в виде кристаллов в суставах. Это приводит к их воспалению, сильной боли и деформации суставов.
Для лечения всех этих заболеваний необходимо правильно питаться, нельзя употреблять алкогольные напитки, так как они выводят из суставов большое количество воды. Необходимо также выполнять небольшие физические упражнения для того, чтобы суставы всегда находились в активном состоянии
Как можно предупредить развитие искривления позвоночника? (Для предотвращения развития искривления позвоночника прежде всего надо правильно сидеть за столом, следя за своей осанкой. Нельзя носить тяжелый портфель в одной руке, его необходимо перекладывать из руки в руку, а еще лучше пользоваться рюкзаком или ранцем. Необходимо каждый день (хотя бы несколько минут) заниматься физическими упражнениями.)
Что такое плоскостопие и как его предупредить?
Назовите основные меры профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата. (Необходимо выполнять физические упражнения, носить рюкзак, ходить босиком, носить свободную обувь, принимать витамины и правильно питаться.)
Есть ли необходимость соблюдения правил здорового образа жизни и мер профилактики? (Да, для того чтобы быть здоровым.)
Лабораторная работа № 8 «Выявление нарушений осанки. Выявление гибкости позвоночника» Раздаются инструктивные карточки.
Учащиеся выполняют лабораторную работу. (20 минут)
Лабораторная работа «Выявление нарушения осанки и сохранения правильной осанки в положении стоя и сидя»
Цель работы: выяснить причины нарушения осанки, изучить условия сохранения правильной осанки при различных положениях тела.
Ход работы
Встаньте к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы опирались на стену.
Попробуйте просунуть между стеной и поясницей кулак. Если это невозможно, то просуньте туда ладонь.
Оцените свою осанку: осанку следует считать правильной, если между поясницей и стенкой проходит ладонь.
Встаньте к стене. Голову держите прямо, поднимите и слегка отведите плечи назад, живот втяните. Пространство между поясницей и стеной должно быть сужено до нормы. Отойдите от стены и постарайтесь удерживать такое положение тела в положении стоя.
Положите на темя книгу и попробуйте сесть и пройтись по комнате с предметом на голове.
Проконтролируйте себя следующим образом: подойдите к стене и обопритесь головой, присядьте, скользя по опоре. При правильной осанке предмет не должен упасть с головы.
Вывод:
Лабораторная работа «Выявление гибкости позвоночника»
Оборудование: линейка.
Цель работы: определить эластичность связок и хрящевых соединений в полуподвижных соединениях позвоночника.
Ход работы
Встаньте на ступеньку и, не сгибая колени, наклонитесь вперед и попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры.
Измерьте расстояние от кончиков пальцев до плоскости опоры (ступеньки, на которой вы стоите). Если пальцы ниже ее, поставьте знак «+», если до плоскости опоры не дотянулись — знак «-».
Оцените гибкость позвоночника. Результаты считаются хорошими, если у юношей получится +6…+9, а у девушек +7…+9 см. Удовлетворительными считаются более низкие положительные результаты. Отрицательные результаты свидетельствуют о недостаточной гибкости позвоночника.
Вывод:
4. Закрепление материала.
Учитель физкультуры: учащимся предлагается несколько движений, направленные на улучшение осанки и развитие гибкости позвоночника. (5–7 минут)
5. Задание на дом. (1 мин)
Повторить материал на стр. 92-113 и записи в тетради, подготовиться к зачету по изученному разделу.
Приготовить сообщения на темы:
– Профессиональный спорт: плюсы и минусы, влияние на здоровье.
– Допинг и анаболики: влияние на развитие мышц и опасность для здоровья человека.
– Виды спорта, наиболее гармонично развивающие человеческое тело.
– Представления о гармонии человеческого тела в искусстве и истории. Является ли красота проявлением здоровья?
Источник