Монгольская казнь перелом позвоночника
Любое нашествие чужого войска – настоящая беда. Еще хуже, если захватчики успешно подавили все попытки сопротивления, сожгли и разрушили города, обложили народ данью, обратили в рабство треть населения, а всех несогласных с их порядками просто перебили. Таким было нашествие татаро-монгол на Русь.
Фото: КириллицаКириллица
Право и суд
Войска Чингисхана (около 1155-1227 гг.) и его внука Батыя (около 1209-1255/1256 гг.) жестоко подавляли любое сопротивление во всех покоренных ими землях. От их войск пострадали китайцы, жители Средней Азии, Северного Кавказа, Ирана, Волжской Булгарии, Забайкалья, Южной Сибири и других земель. Население многих городов было практически уничтожено.
Везде монголо-татары насаждали свои порядки. Своеобразным кодексом завоевателей была Великая Яса – свод законов и правил, предполагающий очень суровые наказания за многие правонарушения. Например, кража лошади могла повлечь за собой возврат «уведенного» имущества плюс штраф в размере 10 скакунов. Если у вора ничего нет, то он обязан был отдать пострадавшему в рабство собственных детей. При отсутствии оных виновного полагалось «зарезать, как барана».
Также смертной казнью наказывались поступки, нарушающие монгольские традиции. Например, строжайше запрещалось:
- прыгать через огонь, стол или чашку;
- возвращаться той же дорогой, по которой уехал;
- подходить к ставке хана;
- изменять жене или мужу;
- заниматься колдовством и ворожбой.
Особенно строга была Великая Яса к военным, предписывая смертную казнь за любые провинности: от бегства с поля боя до нечестного дележа награбленного имущества.
Хотя высшая судебная власть принадлежала великому хану, другие представители монгольской знати тоже могли казнить человека в рамках своих полномочий. Сложные дела, имеющие большое значение, рассматривал диван-яргу. Так назывался главный судебный орган империи завоевателей. Менее значительные споры и административно-хозяйственные вопросы разрешали судебные инстанции на местах, возглавляемые яргучи (судьями).
Жуткие казни
Монголо-татары применяли такие методы казней, до которых даже инквизиторы, свирепствовавшие в средневековой Западной Европе, не смогли додуматься. В Золотой Орде способ умерщвления человека зависел от его социального статуса и совершенного правонарушения.
Известный историк Роман Почекаев в своей книге «Право Золотой Орды» (Казань, 2009 год издания) отметил, что члены семьи и близкие родственники потомков Чингисхана могли быть судимы лишь семейным советом, тогда как другие представители знати порой несли более суровую ответственность, чем их подчиненные.
Простолюдины часто подвергались телесным наказаниям, которые варьировались в зависимости от правонарушения: от семи ударов палкой до отрубания руки. А людей, разболтавших посторонним служебные тайны, могли приговорить к битью кулаками по ушам.
И хотя смертная казнь могла быть заменена продажей человека в рабство или полной конфискацией его имущества, чаще всего провинившегося убивали. Его могли зарезать, задушить или разорвать на части, привязав к четырем лошадям, которых заставляли одновременно рвануться в разные стороны. Еще один способ – переламывание позвоночника – применялся к особо уважаемым и знатным людям.
В статье «Казни Золотой Орды» публицист Олег Логинов написал, что монголо-татарам был известен и своеобразный аналог распятия: приговоренного прибивали железными гвоздями к деревянной конструкции, которая называлась «осел». На нем люди умирали медленно и мучительно.
Самой распространенной казнью было отсечение головы, как и во многих средневековых странах. За особо тяжкие преступления, вроде измены хану, у человека могли рассечь грудь и вырвать из нее еще бившееся сердце. Такой приговор был призван устрашить потенциальных бунтовщиков.
По-своему престижными у монголов считались казни, не связанные с кровопролитием. Поскольку именно кровь считалась у них вместилищем души, то оставаясь в теле, она облегчала человеку путь в иной мир, согласно верованиям. Так ушел из жизни, например, военачальник Джамуха, который был другом юности Чингисхана, но впоследствии соперничал с ним в борьбе за власть. Джамухе сломали позвоночник.
Известный и уважаемый в народе шаман Кокочу, носивший звание Тэб-Тэнгри (самый небесный), получил такую же бескровную смерть за политические интриги. Правда, опасаясь обвинений в расправе над служителем культа, великий хан замаскировал казнь под несчастный случай во время борцовского поединка.
С жителями Руси, независимо от их социального статуса, монголы тоже поступали в соответствии со своими законами.
Разоренные города
Статья «Русские города и монгольское нашествие» доктора исторических наук Олега Рапова вошла в книгу «Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины» (Москва, 1983 год издания). Автор указал, что до первого нападения войска Батыя в 1237 году на Руси насчитывалось более сотни городов. Среди них были как крупные (Киев, Белгород, Чернигов, Смоленск, Галич, Великий Новгород, Суздаль, Рязань), так и менее населенные (Пинск, Луцк, Псков, Гродно, Муром, Путивль, Волынь, Переяславль-Рязанский и другие).
Кроме того, по всей стране были разбросаны небольшие укрепленные крепости, в которых жители близлежащих сел и деревень прятались от междоусобных набегов. Их Олег Рапов тоже причисляет к городам, по крайней мере, потенциальным.
Войско Батыя захватило и разорило 49 крупных и средних населенных пунктов, из которых 15 утратили городской статус, а 14 не были восстановлены вообще. В некоторых из них, например, в Рязани, Владимире-Залесском и героически сопротивлявшемся Козельске, были истреблены практически все жители.
После смерти Батыя набеги на Русь не прекратились. Только во второй половине XIII века татаро-монголы вторгались на земли удельных княжеств 15 раз, каждый раз неся с собой гибель и опустошение. Так, Переяславль-Залесский был захвачен и разрушен четыре раза, и каждый раз жители отстраивали его заново. Муром и Суздаль перенесли по 3 набега, а Владимир-на-Клязьме был осажден и захвачен дважды.
Потеря независимости
Главным политическим исходом нашествия татаро-монгол явилась потеря независимости удельных княжеств. Русские правители стали вассалами Золотой Орды и попали в подчиненное положение. Даже управлять унаследованными землями они могли лишь после получения ярлыка (разрешения) на княжение в ставке у великого хана.
Известный историк и публицист Дмитрий Иловайский (1832-1920 гг.) посвятил становлению Руси первый том главного труда своей жизни – «История России» в 5-ти т. Автор написал, что наряду с другими покоренными народами жители удельных княжеств вынуждены были платить дань Золотой Орде. А примерно треть населения, в основном, молодые мужчины и женщины, были угнаны в рабство. Нередко этих людей скупали венецианские и генуэзские купцы для последующей перепродажи в странах Западной Европы.
Следить за порядком и процессом сбора дани на Руси были обязаны баскаки – ордынские чиновники, посланные практически во все крупные города. Эти наместники призывали карательные отряды татаро-монгол, если сталкивались с неповиновением.
Убитые князья
Немало русских князей сложили свои головы в Золотой Орде, когда отправлялись на поклон к великому хану и его приближенным. Причем, часто эти казни происходили в результате междоусобной борьбы за те или иные уделы – по наветам соперничающих семей, представители которых приходились друг другу родственниками. Борьба за власть и влияние делали их непримиримыми врагами.
Порой указанные в различных источниках сведения об убитых за христианскую веру русских князьях на поверку оказываются лишь преданиями. Поэтому мы приведем здесь лишь те факты, которые подтверждены летописями.
Василько Константинович Ростовский погиб 4 марта 1238 года. После поражения русских войск на реке Сити князь попал в плен и был убит за отказ присягнуть на верность победителю – хану Батыю.
Итальянский дипломат и путешественник Джованни Плано Карпини в 1246 году посетил Сарай-Бату. Он упомянул в своих записях некого Андрея Сарвогльского, который был казнен по приказу Батыя в 1245 году. Этот князь обвинялся в краже и последующей перепродаже лошадей из Золотой Орды. Историки теряются в догадках: речь идет о сыне Мстислава Киевского или Мстислава Черниговского. Не исключено, что Плано Карпини на слух перепутал некий таинственный Сарвогльский (?) удел с Воргольским.
Михаил Всеволодович Черниговский 20 сентября 1246 года был казнен за отказ соблюсти монгольские обычаи: пройти между двух огней (доказав тем самым чистоту своих помыслов) и поклониться в сторону юга (почтив таким образом память покойного Чингисхана). Князь объявил, что эти действия противоречат христианским догматам.
По другой версии, между огней он прошел, отказавшись лишь кланяться на юг. И никаким увещеваниям не поддался. Тогда, судя по летописным сведениям, монголы начали избивать Михаила Всеволодовича, а русский изменник Домант, который был родом из Путивля, отрубил его голову мечом.
Роман Ольгович Рязанский был казнен в 1270 году. Согласно церковным преданиям, монголо-татары убили его за отказ принять мусульманскую веру. Хотя с точки зрения исторической науки данная версия не кажется правдоподобной, ведь ислам стал официальной религией Золотой Орды лишь при хане Узбеке, который сам перешел в эту религию около 1320 года. Тогда решение правителя встретило сопротивление и знати, и простых подданных.
Как написал в книге «Призрак Золотой Орды» (Москва, 2007 год издания) публицист Александр Бушков, монголо-татары отличались редкой веротерпимостью. Батый лично предоставил православной церкви многие привилегии, в городе Сарай-Бату спокойно работали христианские храмы. А за любое покушение на служителей или имущество церкви особым указом великого хана была установлена смертная казнь.
Возможно, сведения об этом мученике за христианскую веру были внесены в различные источники гораздо позже, когда изменилась историческая обстановка.
Михаил Ярославич Тверской убит в Золотой Орде в 1318 году. Порой его путают с тезкой – Михаилом Черниговским, называя причиной казни отказ честного христианина пройти меж двух огней. На самом деле все было прозаичнее. Князь стал жертвой междоусобной борьбы и политических интриг своего родственника – Юрия Даниловича Московского. Поводом для разногласий был ярлык на Великое княжество Владимирское.
Александр Михайлович Тверской и его сын Федор, которые являлись продолжателями династии правителей Руси, были казнены в 1339 году. И произошло это, когда в Золотой Орде находился Иван Калита (брат Юрия Даниловича) – еще один небезызвестный московский князь, враждовавший с тверскими родственниками. Вероятно, он был как-то причастен к их гибели. Так, через интриги в Золотой Орде, верховная власть на Руси перешла от Твери к Москве.
Большинство историков считают, что нашествие монголо-татар повлияло на становление российской государственности. Раздробленные удельные княжества, в конце концов, осознали необходимость объединения, чтобы успешно противостоять захватчикам.
Источник
(Иллюстрация из открытых источников)
Писать об истории в Дзене и не отметиться каким-нибудь «революционным» открытием или «новаторской теорией», свергающей с научного Олимпа замшелые авторитеты с академическими степенями… — фи, моветон. С сегодняшнего дня начну иррегулярно грешить этим интеллектуальным тяжким недугом. Сочно, ярко и … аргументировано, гы. А что? Другим можно, а я — лысый? Пристегивайтесь, сейчас будут разоблачения.
Еще в светлом советском детстве, на уроках истории, меня (сотоварищи) ставило в тупик вот такое утверждение:
«В армии Чингисхана действовала жесточайшая дисциплина… (бла-бла-бла про десятичную систему организации войска и т.д.) …Малейшее неповиновение каралось смертью. К примеру, если один воин бежал с поля боя, казнили весь десяток. Бежал десяток — казнили всю сотню…Смерть ожидала также предателей».
Знакомо? Конечно! Мульёны тысяч миллионов статей, книг, научных и не очень трудов рассказывают про эту диковатую и странную дисциплинарную меру воздействия на личный состав орд Темучина. Откуда всё это взялось? Если быть предельно точным, то из отчета монаха-францисканца Джиованни дель Плано Карпини «История Монгалов, именуемых нами Татарами» (лат. Historia Mongalorum quos nos Tartaros appellamus). Записи эти составлены на основе его дипломатической миссии 1245-1247 годов в ставку хана Батыя (Бату) и Великого хана Гуюка. Это был первый рассказ на латыни (а потом — на многих европейских языках) о нравах монголов, их жизни, религии и государственном устройстве. Возвращаясь из Каракорума (тогдашняя столица Империи Чингисхана), Карпини и его спутники давали переписать свои черновики коллегам-монахам во многих европейских странах. Интерес к страшным «тартарам» и «мунгалам» был заоблачным.
(Иллюстрация из открытых источников)
Неизвестные кочевники несколько лет назад (в 1241 г.) появились на границах Польши, Моравии, Австрии, Хорватии; взяли штурмом множество городов; размотали в дым почти все выступившие против них королевские и рыцарские армии. Дойдя малыми отрядами до Адриатики, спалив до головёшек всю Венгрию, быстро повернули коней и исчезли в бескрайней пуште и степях куманов. Кто такие, когда вернутся и что из себя представляют — вот что волновало все образованное и не очень население Евросоюза. Поэтому списки с черновиков Карпини птицами разлетались по монастырям и резиденциям королей-маркграфов-князей и прочей благородной номенклатуры. Видимо, прослышав о популярности своего еще не отредактированного бестселлера, Карпини обеспокоился:
«Просим всех, кто читает вышесказанное, чтобы они ничего не изменяли и не прибавляли, так как мы, в предшествии истины, написали все, что видели или слышали от других, кого считали достойными доверия, ничего не прибавляя с умыслом, чему Бог свидетель. Но так как те, через землю которых мы проезжали, живущие в Польше, Богемии, Тевтонии, Леодии и Кампании, имели желание прочитать написанную историю, то они списали ее раньше, чем она была закончена и вполне выправлена, потому что у нас еще не было времени, чтобы иметь возможность вполне закончить ее на досуге. Отсюда да не удивляется никто, что она гораздо подробнее и лучше исправлена…».
Монах-путешественник написал эти слова для введения своего письменного доклада Папе Римскому Иннокентию IV. Который стал, прошедшим полную редактуру, уже документальным произведением-книгой. Списки же с его черновиков уже гуляли по всей Европе огромным числом. Первые подтвержденные переводы его «Истории Монгалов…» в наших широтах появились только в 1795 и 1820 годах, спустя почти 600 лет. Причем какие именно первоисточники переводились, черновики или полное издание книги Карпини — только боженька ведает. Но русские историки XIX века, стали тиражировать утверждение о том, что дисциплина в монгольской армии поддерживалась невероятными по жестокости мерами:
«Если в бою два-три человека из десятка отступили — казнят весь десяток. Из-за сбежавшего десятка — вся сотня, к которой десяток приписан».
Бескровная монгольская казнь — перелом позвоночника (Иллюстрация из открытых источников)
Впечатлительное аристократическое общество и грамотное население — аж присело. Таких методов воспитания личного состава не знала ни одна армия древности и современности. Децимация в древнем Риме — не в счёт. Там казнили лишь каждого десятого труса, бежавшего с поля боя.
Но… давайте уж быть объективными. Не знала такого страшного наказания и монгольская армия. И Чингисхан не ведал о столь безумном своём приказе. Весь миф основан на неверном прочтении (переводе) шестой главы книги Карпини:
«О войне и разделении войск, об оружии и хитростях при столкновении, об осаде укреплений и вероломстве их против тех, кто сдается им, и о жестокости против пленных».
Так выглядит фрагмент книги Карпини XIII века (в сносном состоянии сохранились три или четыре экз.) (Иллюстрация из открытых источников)
Не склонен обвинять русских историков в невежестве или желании создать сенсацию на пустом месте. Латынь, с которой они переводили, — могла быть разной степени вульгарности. Десятки разговорных и письменных ее диалектов гуляли по Европе сотни лет. Числом превышая канонические произведения на классической латыни. Правильный перевод с произведения Карпини, с первоисточника, был сделан только в 1911 году Александром Иустиновичем Малеиным — известным филологом, библиографом и книговедом. Впоследствии, членом-корреспондентом Академии наук СССР. И получилось у него вот что, просто внимательно вчитайтесь:
«Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один, или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются; и, говоря кратко, если они не отступают сообща, то все бегущие умерщвляются; точно так же, если один или двое, или больше смело вступают в бой, а десять других не следуют, то их также умерщвляют, а если из десяти попадают в плен один или больше, другие же товарищи не освобождают их, то они также умерщвляются»
Прочитав по буковкам, становится понятно, что именно хотел сказать Карпини: казни подлежали именно трусы и дезертиры, бежавшие с поля боя, но никак не их соратники-храбрецы. Да, и эта мера была весьма жестокой, но она (на мой взгляд) логически оправданна в той парадигме, по которой воспитывалась Судэбэем и Чингисханом новая монгольская армия. Казнь добросовестных воинов и смельчаков, державших строй под ударами превосходящего противника, — это за пределами здравого смысла, традиций монголов и духа законов Ясы, построенных на глубоких правилах справедливости.
(Иллюстрация из открытых источников)
Тем не менее, байка распространилась. И не исчезла из исторической библиографии даже после 1911 года, после правильного перевода А. Малеина. Почему? У меня нет ответа. Ваши версии — в комменты!
ЗЫ: Новохроноложцы и прочие фоменкоидные рептилоиды, с цитированием тяжелого бреда своего гуру из книги «Калиф Иван» — будут удаляться из комментариев с корнем, с раздачей бесплатных рецептов на галоперидол. Я предупредил…
Читайте по теме:
Источник
Среди историков бытует мнение, что одной из самых весомых причин, по которым монголо-татары завоевали чуть ли не половину континента — невероятная жестокость и беспощадность. Касалось это не только побежденных, но и собственных воинов. Так, попробуй воин сбежать, всему отряду грозила процедура «обратной децимации»: казнь десятка вместе с дезертиром. В этой статье я расскажу вам о самых невероятных случаях жестокости, совершенных монголо-татарами и его представителями.
Битва на Калке
Горе побежденным: пир на костях
Печально известная битва на Калке, произошедшая в 1223 году, стала настоящим ударом для русской рати. Объединенный союз, состоящий из половцев и альянса князей, решил вытеснить наглого захватчика обоюдными силами.
Численный перевес был на стороне русских, но это не спасло их от поражения: монголы перевернули сражение в свою сторону, разгромили неприятеля, взяли в плен множество князей и воевод.
Обозленные на русских за убийство своих послов, монголы решили отомстить самым жестоким способом. Пленных они побросали на землю, а поверх положили свои щиты. Так, прямиком на живых людях, монголы устроили пир под вопли и крики. Историки отмечают, что гибель русских была ужасна — стоны были слышны даже утром.
Чингиз-хан
Подавление бунта
Юный Темучин — будущий Великий хан — в совсем юном возрасте принял бразды правления. Езукай Багадур назначил его в приемники еще пока был жив. Большинство ханов, предвкушая слабость новоиспеченного правителя, решили проявить характер и отказались платить дань.
Темучин не стал бы великим ханом, если бы не поставил наглецов на место. Молодой правитель призвал всех своих воинов и отправился учить мятежников уму-разуму. Когда бунтари были разгромлены, Темучин собрал главных зачинщиков воедино и сварил в 70 огромных чанах, чем показал свою жесткость и твердость духа.
Казнь для вельмож
Благородная смерть для старого друга
Уникальный случай чрезмерной жесткости смежный с братской любовью. Чингиз-хан некоторое время воевал с ханом Джамухой за власть. Долгое время удача сопутствовала Джамухе — он одерживал победу за победой. Когда Чингиз-хану все-таки удалось взять верх и встал вопрос о казни предводителя оппозиции, он вспомнил о былых дружественных отношениях. Дело в том, что когда-то юный Темучин скрепил с Джамухой отношения кровью, что делало их практически братьями. По поверьям монголов, душа человека в его крови и пролить ее, казнив неверного, значит осквернить его душу и тело.
Чингиз-хан пошел на уступки и подарил своему былому товарищу славную смерть: он приказал замотать Джамуху в войлочный ковер и сломать тому спину. Сурово? Зато благородно.
Кадр из к/ф «Монгол»
Абсолютное истребление
Достигнув очередного города, монголы частенько давали жителям право выбора: сложите оружие и тогда, может быть, будете жить. В таком случае большинство отправляли в рабство, кого-то убивали. Если же монголы встречали сопротивление, пощады не приходилось ждать.
Так случилось с маленьким Козельском. Его жители мужественно обороняли родные стены несколько недель. Монголы хитростью взяли город-крепость, потеряли тысячи воинов. Историки отмечают, что их ненависть была так высока, что они уничтожили всех жителей до единого. С этого момента Козельск называли «Злой» — такое прозвище дали ему монголы.
Итог
Благодаря невероятной жесткости удалось достигнуть высокого показателя дисциплины, что сказалось на боевом духе и моральной составляющей всех воинов. Каждый монгол знал — отступать нельзя, иначе из-за него погибнут многие. Дисциплина — залог победы!
Спасибо за внимание! Подписавшись на канал и поставив палец вверх, вы значительно поможете развитию проекта. Оставайтесь с нами — у нас интересно!
Источник