На рисунке изображен позвоночник

На рисунке изображен позвоночник thumbnail

36. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

  • Ответ: Каким образом осуществляется движение? Какую роль выполняет скелет?

37. Прочитайте §10. Представьте в виде схемы перечень функций опорно-двигательной системы.

  • Ответ:

    На рисунке изображен позвоночник

38. Раскройте роль органических и неорганических веществ кости, дописав утверждения.

  • Ответ: Органические вещества придают кости гибкость. Неорганические вещества придают кости твёрдость. Сочетание этих веществ обеспечивает прочность и упругость.

39. Впишите в текст о строении трубчатой кости пропущенные слова: суставный хрящ, надкостница, компактное вещество, костномозговая полость, губчатое вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг.

  • Ответ: Трубчатая кость состоит из средней части – тела кости и двух головок, сочленяющих с другими костями. Тело кости и наружная часть головок покрыта надкостница, а суставные поверхности головок – суставным хрящом. Внутри головок находится губчатое вещество, содержащее красный костный мозг, в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из компактного вещества внутри которого находится костномозговая полость. Она заполнена жёлтым костным мозгом, представляющим в основном жировую ткань.

40. Ответьте, почему, несмотря на то, что рост кости в толщину осуществляется непрерывно за счёт надкостницы, кость взрослого человека не становится массивнее.

  • Ответ: Стенки костномозговой полости содержат клетки, растворяющие кость.

41. Отчёт о лабораторной работе «Микроскопическое строение кости» (с. 69-70 учебника).

  • Ответ:

    1.На микропрепарате представлен поперечный срез кости.

    2.Рисунок микроскопического строения кости с обозначением деталей, увиденных в микроскоп.

    3.Ответы на вопросы задания №4 лабораторной работы.

    Ответ: Костные пластинки располагаются по направлению сил сжатия и растяжения. Возникающих в связи с нагрузками на кость, это объясняет уникальную прочность кости.

42. Прочитайте § 11 «Скелет человека. Осевой скелет». Заполните таблицу, впишите названия парных и непарных костей черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке.

На рисунке изображен позвоночник

  • Ответ:

    Кости мозгового черепа

    № на рисунке

    Кости лицевого черепа

    № на рисунке

    Парные

    Теменная

    Височная

    2

    8

    Скуловые

    Верхняя челюсть

    5

    6

    Непарные

    Лобная

    Затылочная

    3

    1

    Носовая кость

    Нижняя челюсть

    4

    7

43. Какие функции опорно-двигательного аппарата осуществляются благодаря подвижности нижней челюсти?

  • Ответ: Измельчение пищи / жевание. Членораздельная речь.

44. Рассмотрите рисунок, на котором показаны осевой скелет и таз шимпанзе и человека. Ответьте на следующие вопросы.

1) Почему у шимпанзе позвоночник имеет два изгиба, а у человека – четыре?

  • Ответ: Это приспособление к прямохождению.

2) Почему затылочная кость шимпанзе имеет мощные гребни, а человека их нет?

  • Ответ: К затылочной кости крепятся шейные мышцы. Шея у шимпанзе мощнее, вот и нужны гребни.

3) Чем объяснить то, что разница в массе шейных и поясничных позвонков человека больше, чем у шимпанзе?

  • Ответ: Человек прямоходящий, голову и спину держит прямо по ходьбе – отсюда большая нагрузка на позвонки и их массивность.

4) Почему таз у человека имеет форму чаши, а шимпанзе – нет?

  • Ответ: Такая форма таза способствует ровной ходьбе на двух ногах.

45. На рисунке изображены шейный, грудной и поясничный позвонки. Общие части позвонков обозначены цифрами, отличительные признаки частей позвонков цифры и буквы, которыми они отмечены на рисунке:

На рисунке изображен позвоночник

  • Ответ:

    Тело позвонка – 5;

    Дуга – 2;

    Отверстие, образующее с другими позвонками позвоночный канал, — 3;

    Остистый отросток – 1;

    Поперечный отросток – 4;

    Отверстия шейных позвонков, через которые проходят в голову кровеносные сосуды, — А;

    Суставные площадки на теле грудных позвонков и поперечных отростков, сочленяющиеся с рёбрами,- Б;

Имеются ли эти признаки у поясничных позвонков?

  • Ответ: Не все признаки.

46. Назовите показанные на рисунке кости.

На рисунке изображен позвоночник

  • Ответ:

    1 – Череп;

    2 – Шейные позвонки;

    3 – Ключица;

    4 – Лопатки;

    5 – Грудина;

    6 – Рёбра;

    7 – Плечевая кость;

    8 – Лучевая кость;

    9 – Локтевая кость;

    10 – Таз;

    11 – Копчик;

    12 – Головка бедренной кости;

47. Ответьте на вопросы.

1) Сколько пар рёбер соединяются с грудиной с помощью хрящей?

  • Ответ: 10 пар рёбер.

2) Сколько пар рёбер заканчивается свободно?

  • Ответ: 2 пары.

3) Какую функцию выполняют хрящевые диски между позвонками?

  • Ответ: Они придают позвоночнику подвижность, упругость, смягчают сотрясение при беге, ходьбе, прыжках.

48. Какие структуры образуют грудную полость человека? Вспомните, у какой группы организмов впервые в процессе эволюции появилась грудная полость такого строения. Какие органы расположены в грудной полости?

  • Ответ: Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина. Впервые подобная грудная полость появилась у пресмыкающихся. В грудной полости находятся легкие и сердце.

49. Напишите названия указанных на рисунке частей сустава.

На рисунке изображен позвоночник

  • Ответ:

    1 – Суставные поверхности;

    2 – Хрящевые поверхности;

    3 – Связка;

    4 – Таз;

50. Сделайте подписи к рисункам.

На рисунке изображен позвоночник

  • Ответ:

    I. Кости верхней конечности:

    1 – Ключица

    2 – Лопатка

    3 – Плечевая кость

    4 – Лучевая кость

    5 – Локтевая кость

    6 – Запястье

    7 – Пястье

    8 – Фаланги пальцев

    II. Кости нижней конечности и крестец:

    1 – Таз

    2 – Крестец

    3 – Бедренная кость

    4 – Большая берцовая кость

    5 – Малая берцовая кость

    6 – Предплюсна

    7 – Плюсна

    8 – Фаланги пальцев

51. Допишите утверждения.

  • Ответ: Кисть от стопы отличается подвижными и длинными фалангами (кисть можно собрать в горсть!) и противопоставлением большого пальца всем остальным. Стопа представлена мощными костями таранной и пяточной, короткими пальцами, большой палец не противопоставлен всем остальным. Своды стопы позволяют человеку пружинить при ходьбе.

52. Повторите статью «Разновидности мышечной ткани» (§8). Нарисуйте клетку гладкой и клетку поперечнополосатой мышечной ткани.

Отметьте особенности поперечнополосатой мышечной ткани:

  • Ответ: Многоядерные клетки, состоят из волокон.

53. Рассмотрите рисунок 40 в учебнике. Найдите брюшко и сухожилия двуглавой мышцы. Прочитав статьи «Макроскопическое строение мышц» и «Движения в суставах» (§13), впишите определяемые ниже понятия.

  • Ответ: Сухожилие, прикрепляющееся к участку кости, которая чаще всего остаётся неподвижной, называется головкой мышцы, а сухожилие, прикрепляющееся к подвижной кости, — хвост. Мышцы противоположного действия называются антагонистами, а мышцы действующие в одном направлении, — синергистами.

54. Выполните лабораторную работу «Мышцы человеческого тела» (с. 86 – 89 учебника) и, изучив рисунки 41 и 42, заполните правый столбец таблицы.

  • Ответ:

    Функции мышцы или мышечной группы

    Название мышцы или мышечной группы

    Мышцы, одним концом прикрепляющиеся к костям черепа, а другими к коже или только к коже.

    Мимические.

    Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть.

    Височные.

    Мышца шеи и спины, откидывающая назад голову.

    Трапециевидная.

    Мышцы, наклоняющие голову вперёд, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке.

    Грудино-ключичнососцевидные.

    Мышца спины, отводящая руки за спину.

    Широчайшая мышца.

    Мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, вперёд.

    Большая грудная.

    Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки.

    Межреберные.

    Мышцы, поднимающие туловище из положения лёжа в положение сидя при фиксированных ногах.

    Брюшной пресс.

    Мышцы, обеспечивающие прямохождение.

    Глубокие и ягодичные.

    Мышца руки, отводящая плечо в сторону

    Дельтовидная.

    Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак.

    Мышцы предплечья.

55. Приведите несколько примеров мышц, работающих как антагонисты и как синергисты.

  • Ответ:

    Антагонисты

    Синергисты

    Бицепс — трицепс

    Грудь — трицепс

56. На рисунке показан мотонейрон. Подпишите его части.

На рисунке изображен позвоночник

  • Ответ:

    1 – Тело нейрона;

    2 – Дендриты;

    3 – Аксон;

    4 – Синапс;

Укажите, сколькими мышечными волокнами управляет мотонейрон, показанный на рисунке.

  • Ответ: Двумя.

57. Напишите, как надо организовать тренировку, чтобы был тренировочный эффект (синтез в мышечной ткани преобладал над распадом).

  • Ответ: Близкое к максимальному напряжению и правильный отдых.

58. Укажите последствия гиподинамии.

  • Ответ: Изменения в мышцах: становятся дряблыми, теряют силу. Изменения в костях: уходят соли кальция. Изменения в крови: соли кальция соединяются с холестерином образуя бляшки.

59. Прочитайте статью «Регуляция работы мышц-антагонистов» (§14) и заполните таблицу, вписав в соответствующие столбцы слова: возбуждены, заторможены, сокращены, расслаблены.

  • Ответ:

                           Виды нервных

                          центров

                          и мышц

    Состояние рук

    Нервные центры сгибателей

    Нервные центры разгибателей

    Мышцы сгибатели

    Мышцы разгибатели

    Сгибание руки в локтевом суставе

    Возбуждены

    Заторможены

    Сокращены

    Расслаблены

    Разгибание руки в локтевом суставе

    Заторможены

    Возбуждены

    Расслаблены

    Сокращены

    Удержание груза в локтевом суставе

    Возбуждены

    Возбуждены

    Сокращены

    Сокращены

    Рука опущена, нагрузка отсутствует

    Заторможены

    Заторможены

    Расслаблены

    Расслаблены

60. Впишите определяемые ниже понятия.

  • Ответ: Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется динамическая. Работа, связанная с сохранением позы или удержанием груза, называется статическая.

61. Отчёт о лабораторной работе «Утомление при статической работе» (с. 94 учебника).

  • Ответ:

    Фазы утомления

    Признаки томления

    Время

    Начало опыта (отсутствие утомления)

    Рука с грузом неподвижна

    I фаза утомления

    Рука опускается затем рывком поднимается на прежнее место.

    II фаза утомления

    Дрожание рук, потеря координации, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение.

    III фаза утомления (предельное утомление)

    Боль в мышцах, онемение, непроизвольное расслабление мышц.

62. Прочитайте §15 «Осанка. Предупреждение плоскостопия». Перечислите причины нарушения осанки.

  • Ответ: Неправильная посадка за столом, сутулиться (когда при ходьбе голова смотрит в землю). Привычка горбиться.

63. Назовите факторы, способствующие развитию плоскостопия.

  • Ответ: Неправильная подобранная обувь, длительное хождение или избыточная масса тела.

64. Отчёт о лабораторной работе «Осанка и плоскостопие» (с. 98 учебника).

Выявление нарушений осанки.

1. Выявление сутулости.

  • Ответ:

    Расстояние между левым и правым плечом

    А/ Б

    Со стороны груди (А)

    Со стороны (Б)

    55

    50

    1,1

Вывод: Нарушений нет.

2. Выявление нарушений в области поясничного изгиба.

  • Ответ: При положении тела спиной к стене, когда, пятки, голени, таз и лопатки касаются стены, между стеной и поясницей проходит (кулак или только ладонь) ладонь.

Вывод: Нарушений нет.

II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).

  • Ответ: След в узкой своей части (заходит или не заходит) не заходит за линию, соединяющую центр пятки и центр третьего пальца (см. рис. 45 на с. 97 учебника).

Вывод: Нарушений нет.

65. Прочитайте § 16 «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов», рассмотрите рисунки и заполните таблицу.

На рисунке изображен позвоночник

  • Ответ:

    Тип травмы

    Растяжение связок.

     Перелом

    Вывих

    Меры первой помощи

    Наложить тугую фиксирующую повязку и к пораженному месту прикладывают холод.

    При открытых переломах – остановить кровотечение. Во всех случаях, кроме перелома костей грудной клетки, прикладывают шину. При травме позвоночника положить лицом вниз на ровный настил.

    Обеспечить неподвижность.

    Противопоказания

     Тепло;

    Движение;

    Массаж.

    Пытаться придать естественную форму, накладывая шину на грудную клетку.

    Пытаться вправить кость.

66. При подозрении на перелом костей предплечья была наложена шина, а сам рука зафиксирована с помощью косынки.

Определите, какую ошибку допустили при оказании помощи пострадавшему. К каким последствиям она может привести?

На рисунке изображен позвоночник

  • Ответ: Шина не зафиксирована. Она может сместиться, в результате чего может сместиться сломанная кость. Это может привести к повреждению тканей, сосудов и др.

67. Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите. Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.

  • Ответ: При необходимости я могу, не навредив, оказать первую помощь, пока скорая помощь будет в пути.

68. Решите кроссворд №4.

  • Ответ:

    На рисунке изображен позвоночник

    По горизонтали:

    1. Кость осевого скелета.

    2. Кость плечевого пояса, лежащая среди мышц спины.

    6. Мышцы однонаправленного действия.

    7. Твёрдая основа тела, состоящая из костей, хрящей и связок.

    11. Часть грудной клетки.

    12. Болезнь позвоночника.

    14. Часть кости, обеспечивающая её рост в толщину.

    По вертикали:

    1- Болезнь ног.

    2- Элемент скелета.

    4- Мышцы, действующие в противоположных направлениях.

    5- Травма костей.

    8- Кость плечевого пояса, сочленяющаяся с грудиной.

    9- Часть мышцы, соединяющая её брюшко с костью.

    10- Название пояса нижних конечностей.

    13- Вид травмы.

Источник

30. Запишем функции опорно-двигательной системы.
Функции опорно-двигательной системы
– опорная
– защитная
– двигательная.

31. Укажем роль органических и неорганических веществ кости.
Органические вещества придают кости гибкость.
Неорганические вещества придают кости твёрдость.
Сочетание этих веществ обеспечивает прочность, упругость.

32. Впишем пропущенные слова.
Трубчатая кость состоит из средней части – тела кости и двух головок, сочленяющихся с другими костями. Тело кости и наружная часть головок покрыта надкостницей, а суставные поверхности головок — суставным хрящом. Внутри головок находится губчатое вещество, содержащее красный костный мозг, в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из компактного вещества ,внутри которого находится костномозговая полость. Она заполнена желтым костным мозгом, представляющим в основном жировую ткань.

33. Ответим на вопрос о кости человека.
Процесс отвердевания кончается.

34. Сделаем отчет о лабораторной работе.
1. На микропрепарате представлен микроскоп. строен. компакт. в-ва срез кости.
2. Рисунок микроскопического строения кости с обозначением деталей, увиденных в микроскоп.
3. Ответы на вопросы задания №4 лабораторной работы.
Поперечный срез. Самолет легче. Проходит больше воздух и поэтому легче.
35. Прочитайте п.11 «Скелет человека. Осевой скелет». Заполните таблицу, впишите парные и непарные кости черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке.

36. Ответим на вопросы о скелетах шимпанзе и человека. 

1) Почему у шимпанзе позвоночник имеет два изгиба, а у человека – 4?
Человек – прямоходящий.
2) Почему затылочная кость шимпанзе имеет мощные гребни, а у человека их нет?
Защита от ударов.
3) Чем объяснить то, что разница в массе шейных и поясничных позвонков у человека больше, чем у гориллы?
Человек – прямоходящий.
4) Почему таз у человека имеет форму чаши, а у шимпанзе – нет?
Опора тела на него, а у шимпанзе нагрузка на ноги.

37. Подпишем цифрами части позвонков, изображенные на рисунке.

Тело позвонка – 5
Дуга – 2
Отверстие, образующее с другими позвонками позвоночный канал – 3
Задний отросток – 1
Боковые отростки -4
Отверстия шейных позвонков, через которые проходят в голову кровеносные сосуды – А
Суставные площадки на теле грудных позвонков и боковых отростков, сочленяющиеся с рёбрами – Б
Имеются ли эти признаки у поясничных позвонков?
Да, т.к. поясничные схожи с грудными.

38. Подпишем названия костей.
1 – череп
2 – шейный позвонок
3 – ключица
4 – лопатки
5 – грудина
6 – рёбра
7 – плечо
8 – лучевая кость
9 – лучелоктевая кость
10 – таз
11 – крестец
12 – бедро

39. Ответим на вопросы.
1) Сколько пар рёбер соединяются с грудиной с помощью хрящей? – 10 пар
2) Сколько пар рёбер заканчиваются свободно? – 2 пары
3) Какую функцию выполняют хрящевые диски между позвонками?
– Придают упругость, подвижность, снижают сотрясения при ходьбе, прыжках и т.д.

40. Напишем названия частей сустава.
1 – суставная хрящевая поверхность
2 — суставная хрящевая поверхность
3 – внутренняя связка
4 – суставная полость

41. Подпишем рисунки.
Кости верхней конечности:
1 – ключица
2 – лопатка
3 – плечевая кость
4 – лучевая кость
5 – локтевая кость
6 – запястье
7 – пясти
8 – фаланги пальцев
Кости нижней конечности и крестец:
1 – таз
2 – поясничный позвонок
3 – бедренная кость
4 – большеберцовая кость
5 – малоберцовая кость
6 – предплюсна
7 – плюсна
8 – фаланги пальцев.

42. Допишем утверждения.
Кисть от стопы отличается подвижными фалангами и пястями (кисть можно собрать в горсть!), длинными пальцами и противопоставлением большого пальца всем остальным. Стопа представлена мощными костями пяточной и таранной, короткими пальцами, большой палец – опора всем остальным. Своды стопы позволяют человеку ходить и держать равновесие.
43. Отметим особенности клеток ткани.

Работают, как рефлекторно, так и по воле человека.
44. Впишем определяемые ниже понятия.
Сухожилие, прикрепляющееся к участку кости, которая чаще всего остаётся неподвижной, называется головка, а сухожилие, прикрепляющееся к подвижной кости, — хвост. Мышцы противоположного действия называются антагонистами, а мышцы, действующие в одном направлении – синергистами.
45. Заполним правый столбец таблицы.табл45

46. Приведем примеры мышц.

Грудино – ключично — сосцевидная, поясничная.

47. Подпишем части мотонейрона.
1 – ядро
2 – дендриты
3 – аксон
4 — синапс
Укажите, сколькими мышечными волокнами управляет мотонейрон, показанный на рисунке.
— 2 волокнами.

48. Напишем ответ о тренировочном эффекте.
Нужны равномерные тренировки.

49. Укажем последствия гиподинамии.
Изменения в мышцах: слабые мышцы
Изменения в костях: хрупкие и слабые
Изменения в крови: падает гемоглобин.
50. Заполним таблицу о регуляции работы мышц.табл50

51. Впишем определяемые ниже понятия.
Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется динамической.
Работа, связанная с сохранением позы или удержанием груза, называется статической.
52. Напишем отчет о лабораторной работе.

53. Перечислим причины нарушения осанки.
Если неправильно сидишь, ходишь согнувшись и спишь на мягком происходит её развитие.
54. Назовем факторы развития плоскостопия.
Если не ходишь на каблуках и ходишь часто в кроссовках, то происходит развитие плоскостопия.

55. Сделаем отчет о лабораторной работе.
I. Выявление нарушений осанки.
1. Выявление сутулости.

Вывод: У меня нет нарушения осанки.
2. Выявление нарушений в области поясничного изгиба.
При положении тела спиной к стене, когда пятки, голени, таз и лопатки касаются стены, между стеной и поясницей проходит (кулак или только ладонь) – ладонь
Вывод: У меня нет нарушения поясничного изгиба.
II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).
След в узкой своей части (заходит или не заходит) – не заходит за линию, соединяющую центр пятки и центр третьего пальца (см. рис. 39 на с. 74 учебника).
Вывод: У меня нет плоскостопия.
56. Заполним таблицу.табл56

57. Ответим на вопрос о переломе костей.

Нужно наложить шину так, чтобы она не захватывала более 2 суставов.

58. Запишем ответы на кроссворд № 4.

По горизонтали:
1. позвонок
3. лопатка
6. синергисты
7. скелет
11. ребро
12. остеохондроз
14. надкостница

По вертикали:
1. плоскостопие
2. кость
4. антогонисты
5. перелом
8. ключица
9. сухожилие
10. таз
13. ушиб

Источник