На рисунке изображен позвоночник
36. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.
Ответ: Каким образом осуществляется движение? Какую роль выполняет скелет?
37. Прочитайте §10. Представьте в виде схемы перечень функций опорно-двигательной системы.
Ответ:
38. Раскройте роль органических и неорганических веществ кости, дописав утверждения.
Ответ: Органические вещества придают кости гибкость. Неорганические вещества придают кости твёрдость. Сочетание этих веществ обеспечивает прочность и упругость.
39. Впишите в текст о строении трубчатой кости пропущенные слова: суставный хрящ, надкостница, компактное вещество, костномозговая полость, губчатое вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг.
Ответ: Трубчатая кость состоит из средней части – тела кости и двух головок, сочленяющих с другими костями. Тело кости и наружная часть головок покрыта надкостница, а суставные поверхности головок – суставным хрящом. Внутри головок находится губчатое вещество, содержащее красный костный мозг, в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из компактного вещества внутри которого находится костномозговая полость. Она заполнена жёлтым костным мозгом, представляющим в основном жировую ткань.
40. Ответьте, почему, несмотря на то, что рост кости в толщину осуществляется непрерывно за счёт надкостницы, кость взрослого человека не становится массивнее.
Ответ: Стенки костномозговой полости содержат клетки, растворяющие кость.
41. Отчёт о лабораторной работе «Микроскопическое строение кости» (с. 69-70 учебника).
Ответ:
1.На микропрепарате представлен поперечный срез кости.
2.Рисунок микроскопического строения кости с обозначением деталей, увиденных в микроскоп.
3.Ответы на вопросы задания №4 лабораторной работы.
Ответ: Костные пластинки располагаются по направлению сил сжатия и растяжения. Возникающих в связи с нагрузками на кость, это объясняет уникальную прочность кости.
42. Прочитайте § 11 «Скелет человека. Осевой скелет». Заполните таблицу, впишите названия парных и непарных костей черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке.
Ответ:
Кости мозгового черепа
№ на рисунке
Кости лицевого черепа
№ на рисунке
Парные
Теменная
Височная
2
8
Скуловые
Верхняя челюсть
5
6
Непарные
Лобная
Затылочная
3
1
Носовая кость
Нижняя челюсть
4
7
43. Какие функции опорно-двигательного аппарата осуществляются благодаря подвижности нижней челюсти?
Ответ: Измельчение пищи / жевание. Членораздельная речь.
44. Рассмотрите рисунок, на котором показаны осевой скелет и таз шимпанзе и человека. Ответьте на следующие вопросы.
1) Почему у шимпанзе позвоночник имеет два изгиба, а у человека – четыре?
Ответ: Это приспособление к прямохождению.
2) Почему затылочная кость шимпанзе имеет мощные гребни, а человека их нет?
Ответ: К затылочной кости крепятся шейные мышцы. Шея у шимпанзе мощнее, вот и нужны гребни.
3) Чем объяснить то, что разница в массе шейных и поясничных позвонков человека больше, чем у шимпанзе?
Ответ: Человек прямоходящий, голову и спину держит прямо по ходьбе – отсюда большая нагрузка на позвонки и их массивность.
4) Почему таз у человека имеет форму чаши, а шимпанзе – нет?
Ответ: Такая форма таза способствует ровной ходьбе на двух ногах.
45. На рисунке изображены шейный, грудной и поясничный позвонки. Общие части позвонков обозначены цифрами, отличительные признаки частей позвонков цифры и буквы, которыми они отмечены на рисунке:
Ответ:
Тело позвонка – 5;
Дуга – 2;
Отверстие, образующее с другими позвонками позвоночный канал, — 3;
Остистый отросток – 1;
Поперечный отросток – 4;
Отверстия шейных позвонков, через которые проходят в голову кровеносные сосуды, — А;
Суставные площадки на теле грудных позвонков и поперечных отростков, сочленяющиеся с рёбрами,- Б;
Имеются ли эти признаки у поясничных позвонков?
Ответ: Не все признаки.
46. Назовите показанные на рисунке кости.
Ответ:
1 – Череп;
2 – Шейные позвонки;
3 – Ключица;
4 – Лопатки;
5 – Грудина;
6 – Рёбра;
7 – Плечевая кость;
8 – Лучевая кость;
9 – Локтевая кость;
10 – Таз;
11 – Копчик;
12 – Головка бедренной кости;
47. Ответьте на вопросы.
1) Сколько пар рёбер соединяются с грудиной с помощью хрящей?
Ответ: 10 пар рёбер.
2) Сколько пар рёбер заканчивается свободно?
Ответ: 2 пары.
3) Какую функцию выполняют хрящевые диски между позвонками?
Ответ: Они придают позвоночнику подвижность, упругость, смягчают сотрясение при беге, ходьбе, прыжках.
48. Какие структуры образуют грудную полость человека? Вспомните, у какой группы организмов впервые в процессе эволюции появилась грудная полость такого строения. Какие органы расположены в грудной полости?
Ответ: Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина. Впервые подобная грудная полость появилась у пресмыкающихся. В грудной полости находятся легкие и сердце.
49. Напишите названия указанных на рисунке частей сустава.
Ответ:
1 – Суставные поверхности;
2 – Хрящевые поверхности;
3 – Связка;
4 – Таз;
50. Сделайте подписи к рисункам.
Ответ:
I. Кости верхней конечности:
1 – Ключица
2 – Лопатка
3 – Плечевая кость
4 – Лучевая кость
5 – Локтевая кость
6 – Запястье
7 – Пястье
8 – Фаланги пальцев
II. Кости нижней конечности и крестец:
1 – Таз
2 – Крестец
3 – Бедренная кость
4 – Большая берцовая кость
5 – Малая берцовая кость
6 – Предплюсна
7 – Плюсна
8 – Фаланги пальцев
51. Допишите утверждения.
Ответ: Кисть от стопы отличается подвижными и длинными фалангами (кисть можно собрать в горсть!) и противопоставлением большого пальца всем остальным. Стопа представлена мощными костями таранной и пяточной, короткими пальцами, большой палец не противопоставлен всем остальным. Своды стопы позволяют человеку пружинить при ходьбе.
52. Повторите статью «Разновидности мышечной ткани» (§8). Нарисуйте клетку гладкой и клетку поперечнополосатой мышечной ткани.
Отметьте особенности поперечнополосатой мышечной ткани:
Ответ: Многоядерные клетки, состоят из волокон.
53. Рассмотрите рисунок 40 в учебнике. Найдите брюшко и сухожилия двуглавой мышцы. Прочитав статьи «Макроскопическое строение мышц» и «Движения в суставах» (§13), впишите определяемые ниже понятия.
Ответ: Сухожилие, прикрепляющееся к участку кости, которая чаще всего остаётся неподвижной, называется головкой мышцы, а сухожилие, прикрепляющееся к подвижной кости, — хвост. Мышцы противоположного действия называются антагонистами, а мышцы действующие в одном направлении, — синергистами.
54. Выполните лабораторную работу «Мышцы человеческого тела» (с. 86 – 89 учебника) и, изучив рисунки 41 и 42, заполните правый столбец таблицы.
Ответ:
Функции мышцы или мышечной группы
Название мышцы или мышечной группы
Мышцы, одним концом прикрепляющиеся к костям черепа, а другими к коже или только к коже.
Мимические.
Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть.
Височные.
Мышца шеи и спины, откидывающая назад голову.
Трапециевидная.
Мышцы, наклоняющие голову вперёд, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке.
Грудино-ключичнососцевидные.
Мышца спины, отводящая руки за спину.
Широчайшая мышца.
Мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, вперёд.
Большая грудная.
Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки.
Межреберные.
Мышцы, поднимающие туловище из положения лёжа в положение сидя при фиксированных ногах.
Брюшной пресс.
Мышцы, обеспечивающие прямохождение.
Глубокие и ягодичные.
Мышца руки, отводящая плечо в сторону
Дельтовидная.
Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак.
Мышцы предплечья.
55. Приведите несколько примеров мышц, работающих как антагонисты и как синергисты.
Ответ:
Антагонисты
Синергисты
Бицепс — трицепс
Грудь — трицепс
56. На рисунке показан мотонейрон. Подпишите его части.
Ответ:
1 – Тело нейрона;
2 – Дендриты;
3 – Аксон;
4 – Синапс;
Укажите, сколькими мышечными волокнами управляет мотонейрон, показанный на рисунке.
Ответ: Двумя.
57. Напишите, как надо организовать тренировку, чтобы был тренировочный эффект (синтез в мышечной ткани преобладал над распадом).
Ответ: Близкое к максимальному напряжению и правильный отдых.
58. Укажите последствия гиподинамии.
Ответ: Изменения в мышцах: становятся дряблыми, теряют силу. Изменения в костях: уходят соли кальция. Изменения в крови: соли кальция соединяются с холестерином образуя бляшки.
59. Прочитайте статью «Регуляция работы мышц-антагонистов» (§14) и заполните таблицу, вписав в соответствующие столбцы слова: возбуждены, заторможены, сокращены, расслаблены.
Ответ:
Виды нервных
центров
и мышц
Состояние рук
Нервные центры сгибателей
Нервные центры разгибателей
Мышцы сгибатели
Мышцы разгибатели
Сгибание руки в локтевом суставе
Возбуждены
Заторможены
Сокращены
Расслаблены
Разгибание руки в локтевом суставе
Заторможены
Возбуждены
Расслаблены
Сокращены
Удержание груза в локтевом суставе
Возбуждены
Возбуждены
Сокращены
Сокращены
Рука опущена, нагрузка отсутствует
Заторможены
Заторможены
Расслаблены
Расслаблены
60. Впишите определяемые ниже понятия.
Ответ: Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется динамическая. Работа, связанная с сохранением позы или удержанием груза, называется статическая.
61. Отчёт о лабораторной работе «Утомление при статической работе» (с. 94 учебника).
Ответ:
Фазы утомления
Признаки томления
Время
Начало опыта (отсутствие утомления)
Рука с грузом неподвижна
I фаза утомления
Рука опускается затем рывком поднимается на прежнее место.
II фаза утомления
Дрожание рук, потеря координации, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение.
III фаза утомления (предельное утомление)
Боль в мышцах, онемение, непроизвольное расслабление мышц.
62. Прочитайте §15 «Осанка. Предупреждение плоскостопия». Перечислите причины нарушения осанки.
Ответ: Неправильная посадка за столом, сутулиться (когда при ходьбе голова смотрит в землю). Привычка горбиться.
63. Назовите факторы, способствующие развитию плоскостопия.
Ответ: Неправильная подобранная обувь, длительное хождение или избыточная масса тела.
64. Отчёт о лабораторной работе «Осанка и плоскостопие» (с. 98 учебника).
Выявление нарушений осанки.
1. Выявление сутулости.
Ответ:
Расстояние между левым и правым плечом
А/ Б
Со стороны груди (А)
Со стороны (Б)
55
50
1,1
Вывод: Нарушений нет.
2. Выявление нарушений в области поясничного изгиба.
Ответ: При положении тела спиной к стене, когда, пятки, голени, таз и лопатки касаются стены, между стеной и поясницей проходит (кулак или только ладонь) ладонь.
Вывод: Нарушений нет.
II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).
Ответ: След в узкой своей части (заходит или не заходит) не заходит за линию, соединяющую центр пятки и центр третьего пальца (см. рис. 45 на с. 97 учебника).
Вывод: Нарушений нет.
65. Прочитайте § 16 «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов», рассмотрите рисунки и заполните таблицу.
Ответ:
Тип травмы
Растяжение связок.
Перелом
Вывих
Меры первой помощи
Наложить тугую фиксирующую повязку и к пораженному месту прикладывают холод.
При открытых переломах – остановить кровотечение. Во всех случаях, кроме перелома костей грудной клетки, прикладывают шину. При травме позвоночника положить лицом вниз на ровный настил.
Обеспечить неподвижность.
Противопоказания
Тепло;
Движение;
Массаж.
Пытаться придать естественную форму, накладывая шину на грудную клетку.
Пытаться вправить кость.
66. При подозрении на перелом костей предплечья была наложена шина, а сам рука зафиксирована с помощью косынки.
Определите, какую ошибку допустили при оказании помощи пострадавшему. К каким последствиям она может привести?
Ответ: Шина не зафиксирована. Она может сместиться, в результате чего может сместиться сломанная кость. Это может привести к повреждению тканей, сосудов и др.
67. Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите. Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.
Ответ: При необходимости я могу, не навредив, оказать первую помощь, пока скорая помощь будет в пути.
68. Решите кроссворд №4.
Ответ:
По горизонтали:
1. Кость осевого скелета.
2. Кость плечевого пояса, лежащая среди мышц спины.
6. Мышцы однонаправленного действия.
7. Твёрдая основа тела, состоящая из костей, хрящей и связок.
11. Часть грудной клетки.
12. Болезнь позвоночника.
14. Часть кости, обеспечивающая её рост в толщину.
По вертикали:
1- Болезнь ног.
2- Элемент скелета.
4- Мышцы, действующие в противоположных направлениях.
5- Травма костей.
8- Кость плечевого пояса, сочленяющаяся с грудиной.
9- Часть мышцы, соединяющая её брюшко с костью.
10- Название пояса нижних конечностей.
13- Вид травмы.
Источник
30. Запишем функции опорно-двигательной системы.
Функции опорно-двигательной системы
– опорная
– защитная
– двигательная.
31. Укажем роль органических и неорганических веществ кости.
Органические вещества придают кости гибкость.
Неорганические вещества придают кости твёрдость.
Сочетание этих веществ обеспечивает прочность, упругость.
32. Впишем пропущенные слова.
Трубчатая кость состоит из средней части – тела кости и двух головок, сочленяющихся с другими костями. Тело кости и наружная часть головок покрыта надкостницей, а суставные поверхности головок — суставным хрящом. Внутри головок находится губчатое вещество, содержащее красный костный мозг, в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из компактного вещества ,внутри которого находится костномозговая полость. Она заполнена желтым костным мозгом, представляющим в основном жировую ткань.
33. Ответим на вопрос о кости человека.
Процесс отвердевания кончается.
34. Сделаем отчет о лабораторной работе.
1. На микропрепарате представлен микроскоп. строен. компакт. в-ва срез кости.
2. Рисунок микроскопического строения кости с обозначением деталей, увиденных в микроскоп.
3. Ответы на вопросы задания №4 лабораторной работы.
Поперечный срез. Самолет легче. Проходит больше воздух и поэтому легче.
35. Прочитайте п.11 «Скелет человека. Осевой скелет». Заполните таблицу, впишите парные и непарные кости черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке.
36. Ответим на вопросы о скелетах шимпанзе и человека.
1) Почему у шимпанзе позвоночник имеет два изгиба, а у человека – 4?
Человек – прямоходящий.
2) Почему затылочная кость шимпанзе имеет мощные гребни, а у человека их нет?
Защита от ударов.
3) Чем объяснить то, что разница в массе шейных и поясничных позвонков у человека больше, чем у гориллы?
Человек – прямоходящий.
4) Почему таз у человека имеет форму чаши, а у шимпанзе – нет?
Опора тела на него, а у шимпанзе нагрузка на ноги.
37. Подпишем цифрами части позвонков, изображенные на рисунке.
Тело позвонка – 5
Дуга – 2
Отверстие, образующее с другими позвонками позвоночный канал – 3
Задний отросток – 1
Боковые отростки -4
Отверстия шейных позвонков, через которые проходят в голову кровеносные сосуды – А
Суставные площадки на теле грудных позвонков и боковых отростков, сочленяющиеся с рёбрами – Б
Имеются ли эти признаки у поясничных позвонков?
Да, т.к. поясничные схожи с грудными.
38. Подпишем названия костей.
1 – череп
2 – шейный позвонок
3 – ключица
4 – лопатки
5 – грудина
6 – рёбра
7 – плечо
8 – лучевая кость
9 – лучелоктевая кость
10 – таз
11 – крестец
12 – бедро
39. Ответим на вопросы.
1) Сколько пар рёбер соединяются с грудиной с помощью хрящей? – 10 пар
2) Сколько пар рёбер заканчиваются свободно? – 2 пары
3) Какую функцию выполняют хрящевые диски между позвонками?
– Придают упругость, подвижность, снижают сотрясения при ходьбе, прыжках и т.д.
40. Напишем названия частей сустава.
1 – суставная хрящевая поверхность
2 — суставная хрящевая поверхность
3 – внутренняя связка
4 – суставная полость
41. Подпишем рисунки.
Кости верхней конечности:
1 – ключица
2 – лопатка
3 – плечевая кость
4 – лучевая кость
5 – локтевая кость
6 – запястье
7 – пясти
8 – фаланги пальцев
Кости нижней конечности и крестец:
1 – таз
2 – поясничный позвонок
3 – бедренная кость
4 – большеберцовая кость
5 – малоберцовая кость
6 – предплюсна
7 – плюсна
8 – фаланги пальцев.
42. Допишем утверждения.
Кисть от стопы отличается подвижными фалангами и пястями (кисть можно собрать в горсть!), длинными пальцами и противопоставлением большого пальца всем остальным. Стопа представлена мощными костями пяточной и таранной, короткими пальцами, большой палец – опора всем остальным. Своды стопы позволяют человеку ходить и держать равновесие.
43. Отметим особенности клеток ткани.
Работают, как рефлекторно, так и по воле человека.
44. Впишем определяемые ниже понятия.
Сухожилие, прикрепляющееся к участку кости, которая чаще всего остаётся неподвижной, называется головка, а сухожилие, прикрепляющееся к подвижной кости, — хвост. Мышцы противоположного действия называются антагонистами, а мышцы, действующие в одном направлении – синергистами.
45. Заполним правый столбец таблицы.
46. Приведем примеры мышц.
Грудино – ключично — сосцевидная, поясничная.
47. Подпишем части мотонейрона.
1 – ядро
2 – дендриты
3 – аксон
4 — синапс
Укажите, сколькими мышечными волокнами управляет мотонейрон, показанный на рисунке.
— 2 волокнами.
48. Напишем ответ о тренировочном эффекте.
Нужны равномерные тренировки.
49. Укажем последствия гиподинамии.
Изменения в мышцах: слабые мышцы
Изменения в костях: хрупкие и слабые
Изменения в крови: падает гемоглобин.
50. Заполним таблицу о регуляции работы мышц.
51. Впишем определяемые ниже понятия.
Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется динамической.
Работа, связанная с сохранением позы или удержанием груза, называется статической.
52. Напишем отчет о лабораторной работе.
53. Перечислим причины нарушения осанки.
Если неправильно сидишь, ходишь согнувшись и спишь на мягком происходит её развитие.
54. Назовем факторы развития плоскостопия.
Если не ходишь на каблуках и ходишь часто в кроссовках, то происходит развитие плоскостопия.
55. Сделаем отчет о лабораторной работе.
I. Выявление нарушений осанки.
1. Выявление сутулости.
Вывод: У меня нет нарушения осанки.
2. Выявление нарушений в области поясничного изгиба.
При положении тела спиной к стене, когда пятки, голени, таз и лопатки касаются стены, между стеной и поясницей проходит (кулак или только ладонь) – ладонь
Вывод: У меня нет нарушения поясничного изгиба.
II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).
След в узкой своей части (заходит или не заходит) – не заходит за линию, соединяющую центр пятки и центр третьего пальца (см. рис. 39 на с. 74 учебника).
Вывод: У меня нет плоскостопия.
56. Заполним таблицу.
57. Ответим на вопрос о переломе костей.
Нужно наложить шину так, чтобы она не захватывала более 2 суставов.
58. Запишем ответы на кроссворд № 4.
По горизонтали:
1. позвонок
3. лопатка
6. синергисты
7. скелет
11. ребро
12. остеохондроз
14. надкостница
По вертикали:
1. плоскостопие
2. кость
4. антогонисты
5. перелом
8. ключица
9. сухожилие
10. таз
13. ушиб
Источник