Основная стрелка позвоночник диаграммы рыбьей кости это

Диаграмма Исикавы. Рыбий скелет Исикавы
Другие названия метода: «Причинно-следственная диаграмма» («рыбий скелет»)
Автор метода: К. Исикава (Япония), 1952 г.
Назначение метода
Применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы — инструмент, обеспечивающий системный подход к определению фактических причин возникновения проблем.
Цель метода
Изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разрешения.
Суть метода
Причинно-следственная диаграмма — это ключ к решению возникающих проблем.
Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.
План действий
В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется:
- сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
- группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;
- ранжирование их внутри каждого блока;
- анализ получившейся картины.
Особенности метода
Причинно-следственная диаграмма Исикавы («рыбий скелет»)
Общие правила построения
- Прежде чем приступать к построению диаграммы, все участники должны прийти к единому мнению относительно формулировки проблемы.
- Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка — «хребет» (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют «рыбьим скелетом»).
- Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, — «большие кости». Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с «хребтом».
- Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), которые влияют на главные причины («большие кости»), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде «мелких костей», примыкающих к «средним», и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).
- При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы — отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы.
- Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.
- В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.
Дополнительная информация:
- Процесс выявления, анализа и объяснения причин, является ключевым в структурировании проблемы и переходу к корректирующим действиям.
- Задавая при анализе каждой причины вопрос «почему?», можно определить первопричину проблемы (по аналогии с выявлением главной функции каждого элемента объекта при функционально-стоимостном анализе).
- Способ взглянуть на логику в направлении «почему?» состоит в том, чтобы рассматривать это направление в виде процесса постепенного раскрытия всей цепи последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему качества.
Достоинства метода
Рыбий скелет Исикавы позволяет:
- стимулировать творческое мышление;
- представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность.
Недостатки метода Диаграмма Исикавы
- Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам.
- Сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы.
Ожидаемый результат
Получение информации, необходимой для принятия управляющих решений.
Автор А.М. Кузьмин
Обратите внимание на тренинг по этой теме: Анализ проблем. Принятие решений
Статьи по теме:
- Стереотипы мышления менеджера
- Путь к успеху, или Чего не должен делать руководитель
- Анализ проблемной ситуации
- Анализ принятия управленческих решений
- Эффективность принятия управленческих решений
Диаграмма Исикавы. Рыбий скелет Исикавы
Источник
Один из семи эффективных инструментов управления проектами и качеством – диаграмма анализа корневых причин «рыбья кость». Пришел метод к нам из Японии. И именно этот инструмент, как считается, помог японским товарам выйти на мировой рынок и занять на нем устойчивые позиции. Но сегодня диаграмма «рыбья кость», которая названа еще и в честь своего первооткрывателя Каору Исикавы, используется не только для исследования качества продукции или улучшения продаж.
Общие сведения
Диаграмма Исикавы «рыбья кость» (Fishbone Diagram) – один из графических способов или методов, которые применимы при определении наиболее значимых (корневых) причинно-следственных связей при исследовании ситуации или проблемы.
Это метод визуализации проблемы: представление в графическом виде связи несоответствия (проблемы) с причинами, которые на нее оказывают влияние.
Названа эта графическая схема именем одного из самых известных теоретиков менеджмента – профессора из Японии Каору Исикавы. Он разработал этот метод и ввел его в обращение в середине XIX столетия. Графически диаграмма похожа на скелет рыбы, и именно поэтому ее называют «рыбья кость».
Этапы работы
Диаграмма Исикавы при управлении качеством продукции, ресурсами или проектами предполагает несколько этапов работ, а именно:
- На начальном этапе необходимо выявить и собрать все факторы и причины, которые могут оказывать влияние на ожидаемый результат.
- Далее следует сгруппировать их по блокам в соответствии со смыслом, причинами и следствиями.
- Далее проводится ранжирование факторов уже внутри каждого блока.
- Затем можно начинать анализ картинки. В результате происходит освобождение от тех факторов, на которые нет возможности повлиять.
- На последнем этапе анализа игнорируются факторы, которые имеют малозначимое или непринципиальное значение.
Графические правила
При вычерчивании диаграммы «рыбья кость» к главной горизонтальной стрелке, которая изображает наш объект анализа, подводятся большие стрелки первого порядка, которые обозначают корневые факторы или их группы, что оказывают влияние на объект. К стрелкам первого порядка подводятся стрелки второго, к ним — третьего, и так далее до тех пор, пока не будут учтены все факторы, оказывающие влияние на объект или ситуацию.
При этом каждая следующая стрелка по отношению к стрелке предыдущего порядка является причиной, а каждая последующая – следствием.
Размер картинки и ее форма абсолютно не принципиальны. Главное – правильно распределить соподчиненность и взаимную зависимость факторов.
При этом чем четче оформлена «рыбья кость», тем лучше диаграмма смотрится и читается.
Правило пяти «М»
Несмотря на кажущуюся простоту построения, «рыбья кость» Исикавы требует досконального знания объекта анализа от исполнителей, четкого понимания взаимной зависимости и влияния факторов друг на друга.
Для облегчения построения такой схемы можно воспользоваться правилом пяти «М», которое было предложено ее автором. Оно заключается в том, что при анализе множества реальных ситуаций первичными (корневыми) причинами являются следующие:
- Man (люди) − причины, которые связанны с человеческим фактором.
- Machines (машины или оборудование).
- Materials (материалы) − причины, связанные с ресурсами или материалами.
- Methods (методы, технологии) − причины, связанные с организацией процессов.
- Measurements (измерения или финансы).
Именно поэтому диаграмму Исикавы иногда называют «схемой анализа 5М».
Инструмент мозгового штурма
Итак, начнем построение диаграммы «рыбья кость».
Возьмем большой лист бумаги или доску. С правой стороны посредине пишем проблему и от нее проводим горизонтальную линию. Выписываем причины, которые влияют на проблему, и проводим отрезки, соединяющие их с главной линией. Начинаем работу над стрелками второго порядка.
Одна и та же причина может появиться в разных ветвях диаграммы. Ее устранение приведет к решению сразу нескольких проблем.
А соотношение между факторами и причинами наглядно демонстрируется иерархией стрелок.
Именно такая «рыбья кость» является прекрасным инструментом при коллективной работе, или мозговом штурме. При этом внимание участников концентрируется не на жалобах и сожалениях, а на конкретных конструктивных предложениях по устранению причин, которые привели к создавшейся ситуации.
Главные принципы работы со схемой
При составлении и анализе диаграммы Исикавы важно придерживаться следующих правил:
- Необходимо учитывать все, даже самые малозначительные факторы и проблемы. Только так становится возможным отыскивание первопричины ситуации, а значит, и поиск самого эффективного ее разрешения.
- В ходе анализа важно оценивать факторы по их значимости. Так, выявляются коренные факторы – те, которые влияют на ситуацию больше всего.
- При внесении в диаграмму наиболее полной информации (названий причин, дат, имен участников, наименований продукции) ситуация или проблема приобретает ясность и наглядность.
- Важно! Процесс поиска и анализа, интерпретации проблем и факторов – это основополагающая часть в создании целостной картины и тех конкретных действий или направлений движения, которые смогут решить проблему или разрешить ситуацию.
Достоинства и недостатки
Очевидными достоинствами такого графического анализа являются:
- Раскрытие личного и коллективного творческого потенциала.
- Установление всех взаимосвязанных причин и факторов, которые приводят к возникновению проблемы или ситуации.
- Обнаружение неординарных путей решения проблемы.
- Простота и легкая применимость.
Но у данного метода есть и свои недостатки:
- Отсутствие правил проверки. Таким образом, не представляется возможным проследить логическую цепочку в обратном направлении – от результата к первопричине.
- Составленная «рыбья кость» может оказаться слишком сложной схемой без четкой структуры. Это только затруднит анализ и исключит возможность правильности выводов.
«Золотой ключик» успеха
Диаграмма Исикавы применима не только в сфере менеджмента, торговли и управления качеством. Это понятная и доступная форма для структурирования всех возможных причин появившейся реальной ситуации, выявления наиболее значимых из них и определения путей их коррекции и выхода из проблемной зоны.
Этот метод графического анализа нашел своих последователей в образовании и в медицине. А кроме того, он применим и в простых житейских ситуациях.
Источник
Этот метод поможет по косточкам разобрать ситуацию, когда в жизни или работе что-то пошло не так.
Что такое диаграмма Исикавы
Идея диаграммы причинно‑следственных связей в форме рыбьей кости принадлежит крупнейшему эксперту по управлению качеством Каору Исикаве. Эта техника изначально применялась для анализа факторов, которые приводят к производственному браку. Но со временем её начали использовать и в других процессах, где что‑то сломалось или идёт не по плану.
Метод «рыбной кости» остаётся популярным более полустолетия. И это неудивительно, учитывая, что он:
- даёт возможность глубже вникнуть в проблему, рассмотреть её с различных сторон и выявить порой неожиданные причинно‑следственные связи;
- помогает раскрыть творческий потенциал и нестандартно подойти к решению вопроса;
- универсален — диаграмму можно применять в разных жизненных и рабочих ситуациях, когда результаты не оправдали ожиданий.
Как строить диаграмму Исикавы
График можно нарисовать на большом листе бумаги или на доске. В «голове рыбы» — справа — формулируется ваша проблема. От «хребта» отходят крупные боковые «кости» — основные причины (факторы первого порядка), которые могли привести к рассматриваемой ситуации. На них нанизываются мелкие «косточки», объясняющие, чем вызваны осложнения. И так, пока не выявятся все детали, которые влияют на ваш основной вопрос.
Вот как выглядит классическая диаграмма Исикавы в книге Филиппа Семёнычева «Стоимость ≠ ценность. Современные методики картирования потоков создания ценности с применением правила 80/20»:
А теперь разберёмся, что нужно делать на практике.
1. Соберите команду для мозгового штурма
При построении диаграммы применяют метод мозгового штурма. Для этого приглашают специалистов из разных отделов.
Разберём для примера гипотетическую боль владельца магазина‑пекарни — падение спроса на булочки с маком. Каждый эксперт, руководствуясь своим опытом, набрасывает идеи, почему это могло произойти. Очередной ответ должен порождать следующий вопрос. Может получиться примерно такой диалог:
— Почему упал спрос на булочки?
— Потому что они стали невкусными.
— Почему они стали невкусными?
— Потому что используется плохой мак.
— А почему мы используем плохой мак?
— Потому что решили сэкономить и купили мак подешевле.
2. Фиксируйте все идеи на «рыбьей кости»
На этом этапе принимаются все идеи, пусть и самые незначительные или даже бредовые. Важно лишь правильно расположить их на схеме. Глобальные изображайте как крупные «кости» первого ряда. А к ним присоединяйте факторы второго, третьего и так далее уровней, следуя причинно‑следственной логике.
В случае падения спроса на булочки проблемы первого порядка могут быть следующими:
- плохое качество;
- недостатки сервиса;
- высокая конкуренция;
- сезонность;
- неактуальность товара.
После этого нанижем на каждую основную проблему причины второго и третьего порядка.
Почему в пекарне плохое качество?
- Из‑за проблем на производстве (устаревшее оборудование, низкая квалификация пекарей).
- Из‑за некачественных ингредиентов (просроченная мука, залежалый мак).
- Из‑за накладок с логистикой (булочки попадают в точку продажи чёрствыми).
Почему в пекарне плохой сервис?
- Причина в персонале (хамство, нехватка сотрудников).
- Причина в самом магазине (нет терминала для оплаты картой, неудобное помещение).
Почему возросла конкуренция?
- Рядом открыли аналогичный магазин.
- В ассортименте появились более вкусные булочки.
Почему люди плохо покупают булочки летом?
- Покупатели уехали в отпуск.
- В жару совсем не хочется булочек.
- В школе каникулы, родители не покупают детям булочки на перекус.
Почему булочки потеряли актуальность?
- В моде здоровый образ жизни (всё больше людей отказываются от мучного или ограничивают себя в нём).
- Доходы упали (не хватает даже на хлеб, какие булочки).
- Доходы возросли (покупатели разбогатели и перешли на эклеры).
3. Оцените влияние каждого фактора
Когда диаграмма заполнена и все идеи исчерпаны, вместе с командой проанализируйте влияние каждой крупной «кости» на конечный результат. Можно приблизительно оценить вклад в процентах или же определить степень значимости (большая, средняя, незначительная).
4. Работайте с тем, на что можете повлиять
Отсеките факторы, на которые вы не можете воздействовать. Например, не в ваших силах отменить всеобщее помешательство на диетах. И сосредоточьтесь на тех наиболее важных вещах, которые реально изменить. Возможно, пора найти другого поставщика мака. Или переключиться на производство эклеров.
Как построить диаграмму Исикавы в XMind
К недостаткам диаграммы Исикавы относят её громоздкость. Иногда «косточек» так много, что они просто не умещаются на доске. Но проблему легко решить, если создавать схему на компьютере.
Проще всего это сделать в XMind — популярной и простой программе для составления ментальных карт (майндмэппинга). Её плюс в том, что она подходит для всех платформ: Windows, macOS, Linux, Android, iOS. Бесплатная версия содержит множество шаблонов, среди которых есть и диаграмма Исикавы. Причём здесь её можно строить как слева направо, так и наоборот. Более полный пакет стоит 40 долларов за полгода или 60 — за год.
При создании нового документа вы автоматически попадаете в галерею шаблонов. Всё, что нужно сделать, — это клацнуть по «рыбьей кости», а затем выбрать понравившийся стиль из нескольких вариантов. Дизайн можно поменять на любом этапе одним кликом мышки, поэтому не мучьтесь слишком долго.
Первым делом на экране появится «голова», где и нужно сформулировать проблему.
Теперь один раз кликните по «голове» левой кнопкой мыши и нажмите Enter или Tab. У «рыбы» отрастёт «хребет», а также появится одна «кость» первого порядка.
Продолжая удерживать мышь на «голове» и нажимая Enter, вы получите столько крупных ответвлений, сколько вам нужно. Другой способ: навести мышь на крупную «кость» и тоже нажать Enter. В результате рядом вырастет ещё одна такая же. Дальше остаётся только переименовать их. Для этого два раза кликните левой кнопкой мыши по нужной ветке и впишите название проблемы.
Чтобы получить более мелкие «косточки», наведите мышь на крупную ветвь и нажмите Tab. В целом правило следующее: ответвления того же порядка присоединяются с помощью кнопки Enter, а более мелкие или дочерние — клавишей Tab.
Заполните все ответвления. В нашем случае с булочками конечный результат будет выглядеть так:
Скачать XMind →
Источник
В 1953 г. профессор Токийского университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на одном заводе, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и результатов. Со временем диаграмму начали использовать на практике, и оказалась весьма полезной и в итоге получила широкое распространение во многих компаниях Японии.
В дальнейшем включена в японский промышленный стандарт (JIS) на терминологию в области контроля качества и определяется в нем следующим образом: диаграмма причин и результатов — диаграмма, которая показывает отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами. Диаграмма была названа в честь Каору Исикава, внесший неоценимый вклад в развитие промышленности и экономики в Японии. Существует две транскрипции фамилии профессора : Исикава и Ишикава. Ишикава в русском произношении — Исикава.
Диаграмма Исикавы/ Ишикавы (причинно-следственная диаграмма, «рыбий скелет») – инструмент качества, служащий для наглядного представления причинно-следственных связей между объектом анализа и влияющими на него факторами, обеспечивающий системный подход к определению фактических причин возникновения проблем. Также Диаграмма Исикавы/ Ишикавы используется для первоначального ранжирования (определения значимости, силы влияния) факторов, воздействующих на исследуемый объект и выбора приоритетов для устранения проблемы или улучшения показателя. Иначе диаграмму называют –«рыбий скелет»- так как в законченном виде по форме она напоминает «скелет рыбы».
Используют диаграмму для аналитической работы:
- просмотр возможных факторов
- выделение наиболее важных причин.
Конечной целью использования метода «Диаграмма Исикавы/ Ишикавы» является:
- выявление всевозможных факторов, влияющих на объект анализа;
- визуализация причинно-следственных связей;
- распределение приоритетов для анализа и решения поставленной задачи на основе определения относительной значимости факторов, и их ранжирования;
Способ составления
Основная задача состоит в том, чтобы иметь от трёх до шести основных факторов, которые охватывают все возможные влияния. По итогам построения диаграммы Исикавы / Ишикавы глубина такого дерева достигает четырёх или пяти уровней. Глубина уровней позволяет визуально оценить картину всех возможных основных причин определённой проблемы. Если существует трудность главных ветвей, то можно использовать стандартные заголовки:
Персонал (люди) включают в себя факторы, обусловленные состоянием и возможностями человека. Например, это квалификация человека, его физическое состояние, опыт и пр.
Метод работы (Технология) заключает в себе то, каким образом, выполняется работа, а также все, что связано с производительностью и точностью выполняемых операций процесса или действий.
Механизмы – это все факторы, которые обусловлены оборудованием, машинами, приспособлениями, используемыми при выполнении действий. Например, состояние инструмента, состояние приспособлений и т.п.
Материалы – это все факторы, которые определяют свойства материала в процессе выполнения работы. Например, теплопроводность материала, вязкость или твердость материала.
Контроль – это все факторы, влияющие на достоверное распознавание ошибки выполнения действий.
Внешняя среда (окружающая среда)– это все факторы, определяющие воздействие внешней среды на выполнение действий. Например, температура, освещенность, влажность и т.п.
Правила проведения
1) определяем цель;
2) участвуют в обсуждении все участники команды;
3) рекомендуется исключить бесплодные разговоры, ценя идеи и сознательное оперирование фактами;
4) должна быть командная работа в развитии, каких – либо высказанных мыслей членам команды;
5) участники не должны ощущать страх в высказывании своих идей;
6) критика не допустима, все идеи записываются, ни одна идея сразу не отвергается;
7) предложения не ограничиваются только факторами, относящимися к деятельности говорящего;
8) членов команды следует поощрять для раскрытия творческого потенциала;
9) лицам руководящего состава не рекомендуется высказываться первыми;
Правила построения
1. Прежде чем приступать к построению диаграммы, все участники должны прийти к единому мнению относительно формулировки проблемы.
2. Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка — «хребет» (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют «рыбьим скелетом»).
3. Наносятся главные причины (факторы 1 порядка), влияющие на проблему, — «большие кости». Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с «хребтом».
4. Далее наносятся вторичные причины (факторы 2 порядка), которые влияют на главные причины («большие кости»), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Факторы 3 порядка, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде «мелких костей», примыкающих к «средним», и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).
5. При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель диаграммы — отыскать наиболее верный путь и эффективный способ решения проблемы.
6. Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.
7. В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.
Метод построения
Шаг 1: Определяем Объект анализа.
Шаг 2: затем объект анализа заключите в прямоугольник. Слева на¬право проведите прямую линию («хребет»). Далее напишите главные факторы, которые влияют на показатель качества, заключите их в прямоугольники и соедините с «хребтом» стрелками (в виде) «больших костей хребта».
Шаг 3: Напишите причины (вторичные), влияющие на главные причины («большие кости»), и расположите их в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Напишите причины третичного порядка, которые влияют на вторичные причины, и расположите их в виде «мелких костей», примыкающих к «средним».
Шаг 4: Проранжируйте факторы по их значимости и выделите особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.
Шаг 5: Запишите всю необходимую информацию.
Пример 1: Данный пример немного выходит за рамки обычного. Не обычность его в том, что мы привыкли видеть рыбу, голова которой находится справа. В моем примере голова находится в центе, но от этого смысл диаграмма не теряет. Диаграмма составлена в программе Mindjet MindManager
Пример 2. Диаграмма построена в Microsoft word.
Источник