Патология стопы и позвоночника

Экология здоровья: Без преувеличения можно сказать, что патология позвоночника начинается со стоп. Влияние современной цивилизации – ежедневный контакт с жесткими поверхностями тротуаров, плохая обувь, вызывающая растяжение связок и смещение костей стопы, – привело к тому, что до 80 % населения Земли страдают плоскостопием.
Все считают, что при стоянии человек опирается на стопы. На самом деле это не так. При стоянии человек опирается только на наружный и поперечный своды стопы. Внутренняя часть стопы, не касающаяся поверхности земли, называется сводом стопы. Основная функция свода стопы – обеспечение равновесия при вертикальном положении туловища человека.
Без преувеличения можно сказать, что патология позвоночника начинается со стоп. Влияние современной цивилизации – ежедневный контакт с жесткими поверхностями тротуаров, плохая обувь, вызывающая растяжение связок и смещение костей стопы, – привело к тому, что до 80 % населения Земли страдают плоскостопием.
Плоскостопие разделяется на продольное, когда уплощается продольный свод стопы, и поперечное – при уплотнении поперечного свода стопы. При опускании поперечного свода стопы большой палец поворачивается внутрь. Поперечное плоскостопие может выражаться в наличии так называемой широкой стопы с большими пальцами, повернутыми наружу.
Человек создан природой как гармоничное существо, при этом огромное значение имеет симметрия правой и левой половин тела. Малейшая неравномерность в этой симметрии – и страдает позвоночник. Неравномерность сводов правой и левой стоп, разная длина ног, перекос таза, который должен стоять симметрично из-за вертикального положения туловища в пространстве, – и образуется компенсаторное искривление в сторону в поясничном отделе позвоночника, т. е. постепенно формируется сколиотическая болезнь.
Хождение босиком – самый лучший способ укрепления всех тканей стопы. Особенно полезно ходить по песку, повторяющему все формы подошвы и свода стопы. Если такой возможности нет, то рекомендуется утром после сна и вечером после работы ходить по квартире босиком.
На стопе имеются активные точки, стимулирующие работу внутренних органов и тканей человеческого организма.
При необходимости долго стоять рекомендуется:
• менять позу примерно каждые 10 мин;
• опираться по очереди на каждую ногу, чтобы вес тела на них приходился попеременно;
• менять положение ног – ходить на месте, поочередно двигать ногами, перенося тяжесть тела с пяток на носки.
При усталости ног рекомендуется следующее упражнение.
Заложить ногу на ногу, средним пальцем руки выполнять медленные круговые вращательные движения против часовой стрелки (по типу вкручивания шурупа) в точке на внутреннем своде стопы, как показано на рисунке. «Вкручивание» проводить в течение 1–1,5 мин, перерыв 1–2 мин, повторить 3–6 раз.
опубликовано econet.ru
А. Ситель, «Всё о позвоночнике для тех, кому за… Свобода движений без таблеток и лекарств.»
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
здоровье
ноги
плоскостопие
позвоночник
ЗАКРЫТЫЕ эфиры c ЛУЧШИМИ психологами, врачами, остеопатами на закрытом аккаунте course.econet.ru
Источник
«Проблемы со стопой запускают проблемы во всем организме». Кинезиолог о боли в шее и грыжах в позвоночнике, которые провоцирует больная стопа.
Фото: Святослав ЗОРКИЙ
— Владимир, месяцы самоизоляции, люди стали меньше двигаться, жалуются на боль в суставах. Насколько опасна гиподинамия, и какие упражнения помогут?
— Уменьшение физической активности снижает тонус мышц, появляется лишний вес, начинают болеть суставы. Люди стали меньше двигаться, но привычка регулярно питаться не исчезла. Плюс не все делают зарядку.
В этой ситуации я советую три простых упражнения с весом своего тела: для мышц ног — приседания, для средней части тела важно укреплять мышцы пресса и спины, для рук и плечевого пояса — отжимания.
Желательно прийти к норме — по 100 упражнений каждого вида в день. Можно делать частями — после завтрака, после обеда, после работы. Будут мышцы в тонусе — и суставы не будут болеть.
Все наши суставы — стопы, колени, тазобедренные — это место крепления мышц. Если мышца слабая, то в суставе начнутся хронические изменения, которые потом развиваются в артриты, артрозы и так далее.
— Если наши 60-летние читатели лягут и 100 раз с нуля качнут пресс…
— Главное — выполнять упражнение правильно. Нужно не выпрямить ноги, а согнуть их в коленях — тогда будет активно включаться в работу прямая мышца живота. И еще одно: нужно сделать вдох, а движения согнуться-разогнуться — сделать на выдохе. Это в несколько раз повышает эффективность упражнения.
А если мы легли, ноги вытянули, руки за голову и начали резко делать «складной ножик», а наш позвоночник к этому не готов, то можно получить травму. Важно укреплять мышцы пресса и спины — чтобы между передней и задней мышцами тела была гармония. А у нас все качают пресс, но мало удаляют внимания спине.
«Если стопа слабая — боль может доходить до шеи»
— Правда, что проблемы в стопе — проблемы всего организма?
— Стопа — это фундамент всего тела. Если она крепкая, здоровая, выполняет амортизационную функцию — то колени, таз и все тело будут стоять ровно и красиво, как хороший, крепкий домик.
Если стопа слабая, начинаются нарушения, которые проявляются тягучими болями, уходящими в колени, в тазобедренные суставы, начинается смещение костей таза, протрузии, грыжи позвоночника, болит поясница, ягодицы. Боль доходит до шеи.
Если у вас проблема в правой стопе — вы немножко наклонены. Но вы не будете ходить, согнувшись вправо, а начнете себя компенсировать мышцами шеи и поясницы с левой стороны. Отсюда и головные боли — потому что в шее зажаты артерии, повышается давление. Поэтому сначала нужно навести порядок в стопе — тогда будет здоров и весь организм.
Плоскостопие вызывает боль в суставах, пояснице и даже шее. Фото: личный архив.
— Ого! Оказывается, может болеть голова, а проблема — в стопе, до которой, может, никогда и не доберешься…
— В китайской и корейской медицине есть такая истина: «Не спеши лечить там, где болит, найди причину». А у нас видят, что мышцы шеи или плеча в тонусе, начинают их расслаблять. Но через неделю человек придет с той же проблемой. Потому причина осталась.
Многие говорят: «Ходил по разным врачам, пил таблетки, ничего не изменилось». Всегда надо искать причину, а не убирать следствие.
Боль — это сигнал организма, она компенсаторная. Какая-то мышца перетрудилась, устала, но причина не в самой боли. Нужно смотреть, как говорят, или выше, или ниже.
— Мы с детства знаем главную проблему стопы — плоскостопие…
— Важно понять, почему оно возникает. На первое место можно поставить лишний вес — это дополнительная нагрузка на стопу. Плохая обувь тоже влияет — как и травмы, и малоподвижный образ жизни.
Еще одна проблема — вальгусная деформация (или косточка) стопы. В 90% случаев страдают женщины. Ученые установили, что проблема возникает после родов: кости таза расширяются, мышцы расслабились, растянулись — и по мышечной цепи это расслабление передается на колени и стопы.
Связки и мышцы в стопе маленькие, быстро реагируют на лишний вес после родов. Если мышцы и связки ног приводить в тонус — этих проблем не возникнет.
— Как привести стопу в тонус, чтобы не довести до операции по удалению косточки?
— Важно распознать первые симптомы: женщина походила в течение дня — к вечеру отекли, устали ноги. Это первый звоночек. Если нарушилось кровообращение и лимфоток — значит, ухудшается работа связок и мышц, начинается нарушение трофики костной ткани. Надо заниматься профилактикой: катать стопой резиновые мячики, палочки, разминать стопу самомассажем.
Если вы сидите в офисе, редко поднимаетесь — у вас от нижней трети бедра все сосудики пережаты, нарушено венозное кровообращение. Поэтому в течение дня, каждые минут 40 нужно вставать, двигаться, подниматься-опускаться на носочки — разгонять кровь.
При отечности можно делать вечером теплые ванночки, массаж ног — это снижает последствия физической нагрузки. А для того чтобы стопа держала дневную нагрузку — нужно системно укреплять мышцы стопы.
В Силичах есть тропа Кнейпа — в честь немецкого священника Себастьяна Кнейпа, который придумал методику оздоровления стопы через ходьбу по песочку, гравию, по траве, используя после температурный режим: в конце надо опустить ноги в холодную водичку — непередаваемые приятные ощущения, ноги восстанавливаются в течение 10 — 15 минут.
— Читала, что женщины обычно страдают поперечным плоскостопием, а продольное чаще встречается у мужчин. Какое страшнее?
— Хуже поперечное плоскостопие. Но много случаев, когда ситуация запущенная — и поперечное, и продольное плоскостопия, мышцы и связки не держат косточки. Нагрузки переходят на коленный, тазобедренный суставы.
Функция стопы — амортизация, если не справляется — ее берут на себя другие суставы, в том числе наш позвоночник. Отсюда часто и протрузии, и грыжи, и сколиозы. Стопа всегда должна быть в рабочем, тренированном состоянии. Будет здорова стопа — будет и тело в порядке.
Если стопа слабая, начинаются нарушения, которые проявляются тягучими болями, уходящими в колени, в тазобедренные суставы, начинается смещение костей таза, протрузии, грыжи позвоночника, болит поясница, ягодицы.
Фото: Святослав ЗОРКИЙ
«Когда покупаете обувь — сожмите подошву, она должна эластично сгибаться»
— Как люди сами вредят своим стопам?
— Когда девушка носит обувь на каблуках, она вынуждена наклоняться вперед, получается поза падения. Чтобы эту позу остановить, вся нагрузка переходит в область поясницы. Отсюда и протрузии, грыжи в поясничном отделе.
Кроссовки и кеды — особенно, если у молодых людей не сформирована стопа — тоже ведут к проблемам. Когда покупаете обувь — сожмите подошву, она должна эластично сгибаться. Стопа обязательно должна работать в обуви, а не находиться в жесткой колодке. Иначе стопа атрофируется.
— Ортопед как-то посоветовал выбросить обувь с плоской подошвой, сказав, что она убивает ноги. Каблук должен быть хотя бы сантиметр?
— Каблучок должен быть 2 — 3 сантиметра. Сейчас жарко, молодежь ходит в сланцах. Чтобы его не потерять — человек поджимает пальчики, а это дает супер нагрузку на всю стопу. Одно дело пройтись по пляжу, другое — ходить день по городу. Возникает подошвенный фасциит (раздражение и воспаление тканей стопы. — Ред.), следующий этап — всем известная шпора в пятке.
Это место крепления мышц сначала воспаляется, потом окостеневает и приобретает форму штыря или шпоры, которая мешает ходить. Острая боль не дает стать на стопу. На первых стадиях помогает ударно-волновая терапия, физиопроцедуры, в запущенных случаях спасает только операция.
— Почему второй палец ноги с возрастом выгибается дугой?
— Часто это неврологическая проблема, потому что рядом тоже проблема подошвенного фасциита. Мышцы стопы настолько напряжены, что они начинают натягивать второй и третий пальчики. И образуются такие молоткообразные пальцы.
Профилактика — теплые ванночки, самомассаж, опять-таки — катать стопой резиновые мячики, чтобы подошвенная часть стопы становилась мягкой и эластичной, тогда она не будет деформировать пальцы.
— Самомассаж — это просто мять руками стопу?
— Да, проминать стопу вдоль и поперек — любые движения. Много мять не надо, на стопе немало рефлекторных зон нашего тела, которые влияют и на внутренние органы. Самомассаж должен быть мягкий, легкий, успокаивающий, 5 — 10 минут перед сном.
Кинезиотейпы приостанавливают патологический процесс в стопе, выпячивание большого пальца, а также загибание второго и третьего. Фото: личный архив.
Где-то мышцы будут зажаты, можете почувствовать боль, но нужно потерпеть. Введите себе это в привычку, как чистку зубов. Если регулярно все это делать — стопа будет в норме, а проблемы уйдут.
Инстаграм кинезиолога Владимира Лещинского здесь — instagram.com/vladimir_leshchinskii
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Связь между аллергией и коронавирусом очевидна». Аллерголог-иммунолог о том, когда защищают маски, правильном лечении и опасностях лета
Создатель белорусской школы аллергологии, профессор Дмитрий Новиков рассказал нам о коронавирусе и аллергиях, способах не подхватить вирус и о том, как все сотрудники его кафедры стали контактами 1-го уровня [продолжение здесь]
Источник
Спина и стопы, позвоночник и плоскостопие… такие отдаленные части тела, но такие зависимые друг от друга.
Какая связь? Прямая!
Наше тело от стоп до макушки – уникальная конструкция, где все части взаимосвязаны.
Стопы – это фундамент, и его изъяны неизбежно вызывают перекос всей надстройки, а проблемы надстройки непременно давят на фундамент.
Много специалистов спорит о том, что первично?
Стопы ли портят осанку, или кривой позвоночник воздействует на стопы.
Мое мнение – спина и стопы – одна история.
Как можно говорить, что первично, если ребенок рождается с совершенно прямой спиной и плоской ступней.
И правильное, или нет, формирование начинается сразу после рождения.
Все важно, как спит малыш, как лежит, на каком матрасике.
Постепенно появляются навыки – удерживание головки, в шейном отделе возникает изгиб, шейный лордоз; пришло время садиться – формируется изгиб в грудном отделе (кифоз), начинаем ходить – поясничный прогиб (лордоз).
Вот важные этапы формирования осанки, которые должны проходить правильно, но помимо этого В раннем возрасте очень важно не пропустить гипо- или гипер- тонуса мышечной системы.
Многие проблемы решаются массажем, а не ожиданием, что малыш перерастёт и у него сама по себе пройдет вялая спина или напряженные ручки и ножки.
Не торопитесь сажать или ставить ребёнка, не надо «помогать», всему свое время, важно следить за мышечным корсетом в этот период и косточки тоже должны окрепнуть.
Матрасик для сна должен быть жестким.
Правильно держите ребенка на руках: поддерживайте головке, спинку и попу так, чтобы позвоночник был максимально прямым.
Приспособления в виде ходунков, прыгунков могут быть в некоторых случаях даже опасны.
Об осанке и стопах следует заботиться с рождения и насколько правильно пройдет закладка этих систем во многом зависит от вас, дорогие родители.
Стопы пронесут ваших детей по всей жизни.
В раннем детском и подростковом возрасте закладываются все индивидуальные особенности позвоночника, форма ног и стоп.
Кстати, вы знаете, что с первых шагов и до старости человек огибает пешком землю 4 раза!
К сожалению, не всегда ноги становятся идеально стройными, стопы изящными, да и осанка часто оставляет желать лучшего.
Вы ничего не должны пропустить: скачки роста, прибавка в весе, уровень физической активности, отчасти, генетические особенности (на которые мы так любим пенять).
Именно эти факторы – основа осанки и формы стопы вашего ребенка.
Обязательно обеспечьте своих детей достойным уровнем физической активности, это не обязательно должна быть спортивная секция, элементарная физическая подготовка – уже хорошо.
В определенные периоды дети могут жаловаться на быстро возникающую усталость, дискомфорт и даже боль в суставах и ногах – не отмахивайтесь, обратите внимание, где нужно укрепить, что выпрямить и подтянуть.
Следите за стопами, нет ли плоской стопы, нет ли перекосов (по обуви это хорошо видно), со временем стопы воздействуют на позвоночник и перекос влияет на осанку, приводит к болям и изношенности суставов.
80% людей страдает болями и болезнями опорнодвигательного аппарата, напрямую связанными с деформацией стоп.
Но в тоже время выпрямляя спину, уходят проблемы со стопами. Помните упражнения с нашим чудо-валиком? Исчезает косточка на стопе и это не чудо, а закономерность и прямая связь.
Дорогие родители, посмотрите сначала на себя, потом на ваших детей покажите личным примером как правильно и как хорошо.
И забудьте уже, наконец, эти фразочки: «Сядь прямо», «Не сутулься» — этого недостаточно.
Начинайте заботиться и работать над здоровьем своих детей с пеленок.
Выполняйте упражнения, держите спину ровно и будьте здоровы.
Источник
Ïðèâåòñòâóþ âñåõ! Ïðîñòèòå çà ñòîëü äîëãîå îæèäàíèå âòîðîãî ïîñòà, î÷åíü òÿæåëûå ðàáî÷èå ïðàçäíèêè, äà è ñàì ïîñò îêàçàëñÿ ñëîæíåå, ÷åì ÿ ïðåäïîëàãàë. Òåì, êòî íå ÷èòàë ïåðâîãî ïîñòà íàñòîÿòåëüíî ðåêîìåíäóþ îçíàêîìèòüñÿ, èíà÷å áóäåò òðóäíî ïîíÿòü î ÷åì ðå÷ü â ýòîì ïîñòå Ñòîïà ÷àñòü 1 (àíàòîìèÿ)
Íà÷íåì ñ ìàòåðè âñåõ ïðîáëåì ñòîïû: Ïëîñêîñòîïèå
Ýòî ïîæàëóé ñàìàÿ ðàñïðîñòðàíåííàÿ ïàòîëîãèÿ ñòîïû, à òàê æå êëþ÷ ê ïîíèìàíèþ âñåõ îñòàëüíûõ çàáîëåâàíèé. Êîðîòêî, ïëîñêîñòîïèå ýòî ñíèæåíèå âûñîòû ñâîäîâ ñòîïû(ïðîäîëüíîãî è/èëè ïîïåðå÷íîãî.  çàâèñèìîñòè îò òîãî, êàêîé ñâîä ñíèæåí, âûäåëÿþò ïðîäîëüíîå (ñíèæåíà âûñîòà ïðîäîëüíîãî ñâîäà), ïîïåðå÷íîå (ñíèæåíà âûñîòà ïîïåðå÷íîãî ñâîäà) è êîìáèíèðîâàííîå (ñíèæåíà âûñîòà êàê ïðîäîëüíîãî, òàê è ïîïåðå÷íîãî ñâîäîâ) ïëîñêîñòîïèå. Ïëîñêîñòîïèå äåëèòñÿ íà ñòåïåíè, â çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè ñíèæåíèÿ ñâîäà. Ýòà ÷àñòü äëÿ îñîáåííî äîòîøíûõ). Çîëîòûì ñòàíäàðòîì îïðåäåëåíèÿ ñòåïåíè ïëîñêîñòîïèÿ ÿâëÿåòñÿ ðåíòãåí. Îí äåëàåòñÿ ñ íàãðóçêîé, ò.å. ÷åëîâåê ñòîèò íà íîãàõ âî âðåìÿ èññëåäîâàíèÿ.
Ñíèìîê ïðîäîëüíîãî ñâîäà äåëàåòñÿ â áîêîâîé ïðîåêöèè, âåðøèíîé ñâîäà è ïðîåêöèåé óãëà ÿâëÿåòñÿ ñî÷ëåíåíèå ëàäüåâèäíîé è êëèíîâèäíîé êîñòåé.
Êàðòèíêà íå ñîâñåì ïðàâèëüíàÿ, ïîòîìó ÷òî òóò ñòîïà áåç íàãðóçêè, íå íàøåë äðóãîãî êà÷åñòâåííîãî ñíèìêà, íî ñóòü ÿñíà.
1 ñòåïåíü: h = 35-25ìì, a = 130-140;
2 ñòåïåíü: h = 24-17ìì, a = 141-155;
3 ñòåïåíü: h = ìåíåå 17ìì, a = áîëåå 155;
Ñíèìîê ïîïåðå÷íîãî ñâîäà äåëàåòñÿ â ïðÿìîé ïðîåêöèè, îïðåäåëÿåòñÿ óãîë îòêëîíåíèÿ 1 ïëþñíåâîé êîñòè îòíîñèòåëüíî 2.
Òóò ìîæåò âîçíèêíóòü íåäîïîíèìàíèå. Åñëè ñ ïðîäîëüíûì ñâîäîì âñå ÿñíî è ìû èçìåðÿåì èìåííî åãî âûñîòó, òî çäåñü ìû èçìåðÿåì íå âûñîòó ñâîäà, à ñòåïåíü ðàñõîæäåíèÿ ïëþñíåâûõ êîñòåé. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî â íîðìå ïîïåðå÷íîãî ñâîäà âî âðåìÿ íàãðóçêè ñòîïû íåò. Ïîä íàãðóçêîé àðêà ïîïåðå÷íîãî ñâîäà èñ÷åçàåò, ïëþñíåâûå êîñòè ñòàíîâÿòñÿ âðÿä. Ïîìíèòå, êàê óñòðîåí ïîääåðæèâàþùèé àïïàðàò ïîïåðå÷íîãî ñâîäà? Ýòî â îñíîâíîì ìåæïëþñíåâûå ñâÿçêè è ìûøöà ïðèâîäÿùàÿ áîëüøîé ïàëåö. Ò.å. ñòðóêòóðû, íàïðàâëåííûå ïîïåðå÷íî îòíîñèòåëüíî ïëþñíåâûõ êîñòåé. Èõ îñëàáëåíèå âûçûâàåò íå ñòîëüêî óïëîùåíèå, ñêîëüêî ðàñõîæäåíèå ïëþñíåâûõ êîñòåé êàê âååð (âàæíûé ìîìåíò äëÿ ïîíèìàíèÿ Hallux valgus è äåôîðìàöèè Òåéëîðà).
1 ñòåïåíü: b = 10-12
2 ñòåïåíü: b = 15-30
3 ñòåïåíü: b = 30
Òàê æå ìîæíî ðàçäåëèòü ïëîñêîñòîïèå íà âðîæäåííîå è ïðèîáðåòåííîå. Ïëîñêîñòîïèå ïî÷òè âñåãäà âðîæäåííîå. Ðåæå îíî âîçíèêàåò íà ôîíå ïîñòîÿííîé ïåðåãðóçêè è íåðàöèîíàëüíîé îáóâè. Ñàìûé ÷àñòûé âàðèàíò ïðèîáðåòåííîãî ïëîñêîñòîïèÿ ýòî ñíèæåíèÿ âûñîòû ñâîäîâ âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè. Ïðîèñõîäèò ãîðìîíàëüíàÿ ïåðåñòðîéêà, êîòîðàÿ âåäåò ê ðàçìÿã÷åíèþ ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè, â ò.÷ ñâÿçîê è õðÿùåé (êñòàòè, ïîýòîìó èíîãäà âîçíèêàåò òàêàÿ ïàòîëîãèÿ áåðåìåííûõ, êàê ñèìôèçèò. Îðãàíèçì ãîòîâèò òàç ê ðîäàì, óâåëè÷èâàÿ òàêèì îáðàçîì ïîäâèæíîñòü êîñòåé òàçà. Ê ñîæàëåíèþ, èíîãðäà îò ýòîãî ñòðàäàåò âåñü îðãàíèçì, ò. å. Ðàçìÿã÷àåòñÿ âñÿ ñîåäèíèòåëüíàÿ êàíü, à çíà÷èò è ñâÿçêè ñòîïû. Ïëþñ ðåçêîå óâåëè÷åíèå ìàññû òåëà è ñìåùåíèå öåíòðà òÿæåñòè êïåðåäè. Âñå ýòî ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ñâÿçêè ñòîïû îñëàáåâàþò è áîëüøå íå ìîãóò â ïîëíîé ìåðå ñîïðîòèâëÿòüñÿ íàãðóçêå. Ýòî ïðèâîäèò ê ðàñõîæäåíèþ ïëþñíåâûõ êîñòåé (ñì. Hallux valgus è äåôîðìàöèÿ Òåéëîðà).
×åì æå ïëîõî ïëîñêîñòîïèå? Ñàìûé î÷åâèäíûé âûâîä ýòî óìåíüøåíèå àìîðòèçàöèè. Êàê íà ìàøèíå ñðåçàòü ïðóæèíû (÷åì âûøå ãîðû, òåì íèæå ïðèîðû, ïðàâäà?). Ýòî âûçûâàåò ïåðåãðóçêó ñóñòàâîâ è ïîçâîíî÷íèêà. ×òî åùå? Íàòÿæåíèå ïëàíòàðíîé ôàñöèè, âîçíèêàþùåå èç-çà îòíîñèòåëüíîãî óäëèíåíèÿ ñòîïû çà ñ÷åò óåëè÷åíèÿ óãëà ïðîäîëüíîãî ñâîäà. Íàòÿæåíèå ôàñöèè âûçûâàåò ïëàíòàðíûé ôàñöèèò è ïÿòî÷íûå øïîðû. Òàê æå âîçíèêàþò îòêëîíåíèå 1 ïëþñíåâîé êîñòè ýòî Hallux valgus, îòêëîíåíèå 5 ïëþñíåâîé êîñòè äåôîðìàöèÿ Òåéëîðà, çà ñ÷åò ðàñõîæäåíèÿ ïëþñíåâûõ êîñòåé ïîä äåéñòâèåì èõ ðàñõîæäåíèÿ ïëþñíåâûõ êîñòåé. Åñòü åùå îäíà ïðîáëåìà: âàëüãóñíàÿ äåôîðìàöèÿ ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà (èç-çà óìåíüøåíèÿ âûñîòû ïðîäîëüíîãî ñâîäà). Òåïåðü ïîíèìàåòå, ïî÷åìó ïëîñêîñòîïèå ýòî êëþ÷ êî âñåìó? Íå âîëíóéòåñü, ìû ïîäðîáíî ðàçáåðåì ýòè ïàòîëîãèè îòäåëüíî.
Ïëàíòàðíûé ôàñöèèò
Ïî ñóòè ýòî ìèêðîíàäðûâû ïëàíòàðíîé ôàñöèè èç-çà åå ïåðåðàñòÿæåíèÿ. Âî âðåìÿ óìåíüøåíèÿ âûñîòû ïðîäîëüíîãî ñâîäà âîçíèêàåò óäëèíåíèå ñòîïû, à çíà÷èò âçàèìîóäàëåíèå òî÷åê ïðèêðåïëåíèÿ ôàñöèè, êàê ñëåäñòâèå åå ïåðåðàñòÿæåíèå.
Ïðîÿâëÿåòñÿ îí áîëÿìè ïî ïîäîøâå ñòîïû.
Íàèáîëåå ÷àñòî íàäðûâû ôàñöèè âîçíèêàþò ó ïðèêðåïëåíèÿ ê ïÿòêå. Ïðîèñõîäèò ýòî èç-çà òðàïåöèåâèäíîé ôîðìû ôàñöèè. Îíà øèðå ó ïðèêðåïëåíèÿ ê ïëþñíåâûì êîñòÿì è Óæå ó ïðèêðåïëåíèÿ ê ïÿòêå, ÷òî âûçûâàåò êîíöåíòðàöèþ ýíåðãèè ó ïÿòêè.
Âîçíèêàåò òî, ÷òî íàçûâàåòñÿ ïÿòî÷íàÿ øïîðà. Ò.å. ïÿòî÷íàÿ øïîðà ýòî ÷àñòíûé ñëó÷àé ïëàíòàðíîãî ôàñöèèòà. Åå âûäåëÿþò îòäåëüíî òîëüêî áëàãîäàðÿ ðåíòãåíîëîãè÷åñêîé êàðòèíå.
Ìèêðîíàäðûâû íå ïðîõîäÿò áåññëåäíî äëÿ îðãàíèçìà, îíè íå ïðîñòî âûçûâàþò áîëü, à çàïóñêàþò âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ â ìåñòàõ ðàçðûâîâ. Ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà, òàê îí ïûòàåòñÿ âîññòàíîâèòü ðàçîðâàííóþ ôàñöèþ. Åñëè îðãàíèçìó äîëãî íå óäàåòñÿ âîññòàíîâèòü ðàçðûâ, îí íå íàõîäèò íè÷åãî ëó÷øå, ÷åì çàìåñòèòü ñâÿçêó â îáëàñòè ðàçðûâà êîñòüþ. (Åñëè êîïíóòü ãëóáæå — ýòî êîíå÷íî æå íå êîñòü â îáùåì ñìûñëå, íî ñóòü òà æå). Òàêàÿ òêàíü íàèìåíåå òðåáîâàòåëüíà ê ïèòàòåëüíûì âåùåñòâàì è áóäåò ïðî÷íåå, ïîýòîìó ýòî ïîæàëóé ñàìûé ëîãè÷íûé âûõîä. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî ïÿòî÷íàÿ øïîðà ýòî íèêàêîé íå øèï, êîòîðûé âðåçàåòñÿ â ìÿãêèå òêàíè è âûçûâàåò áîëü, à îêîñòåíåâøàÿ ñâÿçêà, è ñàìà ïî ñåáå øïîðà íå âûçûâàåò áîëü, êîñòü íå ìîæåò áîëåòü. Ýòî ïðîñòî ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå ïðîÿâëåíèå äëèòåëüíîãî âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà â ïëàíòàðíîé ôàñöèè. Ïîýòîìó èäåè ïî ïîâîäó «ñðóáàíèÿ» ýòîãî «øèïà» áåñïî÷âåííû.
Ëå÷åíèå áóäåò çàêëþ÷àòüñÿ â ïåðâóþ î÷åðåäü â óêîðî÷åíèè ñòîïû. Êàê ýòîãî ìîæíî äîáèòüñÿ? Ïîäíÿòü ñâîä îðòîïåäè÷åñêîé ñòåëüêîé, òåì ñàìûì óìåíüøèâ óãîë, à çíà÷èò óñòðàíèâ ïðè÷èíó óäëèíåíèÿ ñòîïû. Èíîãäà ýòîãî íåäîñòàòî÷íî, ÷òî áû ïîáîðîòü áîëü, ò.ê. áîëü âîçíèêàåò èç äâóõ êîìïîíåíòîâ: ïåðâûé, ýòî íåïîñðåäñòâåííî íàäðûâ. Òàêàÿ áîëü âîçíèêàåò ïîñëå äëèòåëüíîé õîäüáû. Âòîðîé, ýòî âîñïàëåíèå, òàêàÿ áîëü áåñïîêîèò óòðîì èëè ïîñëå íåáîëüøîãî îòäûõà è ïðîõîäèò âî âðåìÿ õîäüáû. Òàêèì îáðàçîì, áîëü ïîñëå õîäüáû õàðàêòåðíà äëÿ íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ, à óòðåííÿÿ áîëü ýòî óæå äëèòåëüíûé ïðîöåññ.
Âîñïàëèòåëüíûé êîìïîíåíò ìîæåò çàïóñêàòü ñåáÿ ñàì. Ò.å. äàæå óñòðàíèâ ïðè÷èíó, âûçâàâøóþ âîñïàëåíèå, îíî íå ïðîõîäèò èç-çà âîçíèêíîâåíèÿ ïîðî÷íîãî êðóãà, ïðè êîòîðîì âîñïàëèòåëüíûå öèòîêèíû ïîñòîÿííî ïîääåðæèâàþò ýòîò ïðîöåññ. Íà ïîìîùü ïðèõîäÿò ÍÏÂÏ è â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ìåñòíîå ââåäåíèå ÃÊ, ò.í. Áëîêàäà (ñàìûé ðàñïðîñòðàíåííûé ïðåïàðàò äëÿ ýòèõ öåëåé Äèïðîñïàí). Ýòî ãðóïïû ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûõ ïðåïàðàòîâ, êîòîðûå ïîäàâëÿþò âîñïàëåíèå. Âûâîä òàêîé: íà÷èíàåì ñî ñòåëåê, åñëè íå ïîìîãàþò ÍÏÂÏ, åñëè íå ïîìîãàåò ÃÊ ìåñòíî. Ñòåëüêè îñòàþòñÿ ïîæèçíåííî, äàæå ïîñëå óñòðàíåíèÿ áîëåé äëÿ ïðîôèëàêòèêè.
Âàëüãóñàÿ óñòàíîâêà ñòîï
Âàëüãóñíàÿ äåôîðìàöèÿ ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà íå âñåãäà ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ïàòîëîãèÿ. Ó äåòåé äî 2-3 ëåò ýòî íîðìà, ââèäó ýòàïîâ ôîðìèðîâàíèÿ ñâîäîâ. Êàê ðàç äî ýòîãî âîçðàñòà ïðîäîëüíûé ñâîä çàêàí÷èâàåò ñâîå ôîðìèðîâàíèå. Ýòî íå çíà÷èò, ÷òî ñâîäà äî ýòîãî âîçðàñòà íåò. Ïðîñòî âñå ïðîñòðàíñòâî ïîä íèì çàïîëíåíî ïîäêîæíî-æèðîâîé êëåò÷àòêîé, âûïîëíÿþùåé ðîëü åñòåñòâåííîé ñòåëüêè.
Êàê ïðîèñõîäèò îòêëîíåíèå? Ïðåäñòàâüòå, ÷òî ïðîäîëüíûé ñâîä ñòîïû ñòîèò íà äîìêðàòå.  òàêîì ïîëîæåíèè ñòîïà ñòîèò ïðàâèëüíî. À òåïåðü ìû îïóñòèì äîìêðàò. Ñòîïà íà÷èíàåò çàâàëèâàòüñÿ íà ñòîðîíó îïóùåííîãî äîìêðàòà èç-çà ïîòåðè âûñîòû ïîä ïðîäîëüíûì ñâîäîì.
Íà êàðòèíêå çåëåíàÿ âîëíèñòàÿ ëèíÿÿ — ýòî ïðîåêöèÿ ïðîäîëüíîãî ñâîäà îòíîñèòåëüíî ïÿòêè (âèä ñçàäè). Êðàñíûé êâàäðàò — ýòî íàø äîìêðàò, à ÷åðíûì ÿ èçîáðàçèë ïîäîøâåííóþ ÷àñòü ïÿòêè.
Äëèòåëüíîå íàõîæäåíèå ñòîïû â òàêîì ïîëîæåíèè è ïîñòîÿííàÿ íàãðóçêà íà íåå âåäåò ê ïåðåðàñòÿæåíèþ ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà, âûçûâàÿ íåîáðàòèìûå èçìåíåíèÿ â ñòîïå.
Âîïðîñ ëå÷åíèÿ òóò î÷åíü íåîäíîçíà÷íûé. Äî ñèõ ïîð íåò åäèíîãî ìíåíèÿ ïî ëå÷åíèþ äåôîðìàöèè ñòîïû â äåòñêîì âîçðàñòå. ß ìîãó òîëüêî âûðàçèòü ñâîþ òî÷êó çðåíèÿ, îñíîâàííóþ íà ëè÷íîì îïûòå è èññëåäîâàíèÿõ, õîòÿ åñòü ìíîãèå èññëåäîâàíèÿ è îïûò êîëëåã, îòëè÷àþùèéñÿ îò ìîåãî âçãëÿäà.
Îáóâü íà ïåðâûé øàã ýòî èçíà÷àëüíî íåîáîñíîâàííàÿ âåùü, ââèäó ïðèñóòñòâèÿ åñòåñòâåííîé ñòåëüêè (ïîäêîæíî-æèðîâîé ñëîé ïîä ñâîäîì) è óæ òåì áîëåå íåëüçÿ ðåêîìåíäîâàòü îáóâü ñ ñóïèíàòîðîì íà ýòîò âîçðàñò ïî, òåì æå ïðè÷èíàì. Òàêòèêà âûæèäàòåëüíàÿ.
Ïîñëå 2-3 ëåò ïðè ñîõðàíåíèè çàâàëà ñòîïû ïðèìåíÿåòñÿ ôèçèîòåðàïèÿ, ËÔÊ, òåéïèðîâàíèå, îáóâü ñ ñóïèíàòîðîì è æåñòêèì çàäíèêîì. Ïîñëå 5 ëåò ðàññìàòðèâàåòñÿ íåîáõîäèìîñòü èçãîòîâëåíèÿ èíäèâèäóàëüíîé ñòåëüêè.  áîëåå ïîçäíåì âîçðàñòå îïðåäåëÿåòñÿ íåîáõîäèìîñòü îïåðàòèâíîãî ëå÷åíèÿ.  îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ îïåðàöèÿ ðàññìàòðèâàåòñÿ íà áîëåå ðàííèõ ñðîêàõ. Ñ îïåðàöèåé èëè áåç, ñòåëüêè îñòàþòñÿ ïîæèçíåííî.
Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî ñòåëüêè íè÷åãî íå êîððåêòèðóþò. Èõ íàäî ðàññìàòðèâàòü íå êàê êîððåêòîðû, à êàê ïðîòåçû, ïðîòåçû ñâîäîâ. Ò.å. ïîêà ñòîïà íà ñòåëüêå ñâîäû ïîäíÿòû, áåç íèõ — îïÿòü çàâàë. Ñòåëüêè è ñóïèíàòîðû â îáóâè â äåòñêîì âîçðàñòå ïðèìåíÿþòñÿ äëÿ íåäîïóùåíèÿ íåîáðàòèìîé äåôîðìàöèè ñòîï, à íå äëÿ êîððåêöèè âûñîòû ñâîäà. Ò.å. ìû èìèòèðóåì ñâîä, ïîêà ðåáåíîê ïðîõîäèò ëå÷åíèå, ÷òî áû íå ïåðåðàñòÿãèâàü ñâÿçî÷íûé àïïàðàò. Ìû íèêàê íå ìîæåì ïîâëèÿòü íà ðàçâèòèå êîñòíî-ñâÿçî÷íî-ìûøå÷íîãî êîìïëåêñà, ýòî çàêëàäûâàåòñÿ èçíà÷àëüíî â óòðîáå. Ïîýòîìó ïðèìåíåíèå æåñòêèõ ñòåëåê íå òîëüêî áåññìûñëåííî, íî è âðåäíî. Ñòîïà äîëæíàÿ ðàáîòàòü, òîëüêî â òàêîì ñëó÷àå ìûøöû ãîëåíè, óäåðæèâàþùèå ñòîïó è ìûøöû â ñàìîé ñòîïå ðàáîòàþò è, ñëåäîâàòåëüíî, ðàçâèâàþòñÿ. Íåîáõîäèìû ïîëóæåñòêèå ñòåëüêè, ïîçâîëÿþùèå ñòîïå, à çíà÷èò ìûøöàì ðàáîòàòü. Ôèçèîòåðàïèÿ, â ñâîþ î÷åðåäü, äàåò óëó÷øåíèå ìåòàáîëèçìà â ìûøöàõ ñòîïû è ãîëåíè, ïîìîãàÿ èõ ðàçâèòèþ.
Îòäåëüíî õî÷ó ñêàçàòü ïðî íîøåíèå îáóâè ñ âûñîêèì áåðöåì. Òàêàÿ îáóâü èñêëþ÷àåò äâèæåíèå â ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâå, ïîñëåäñòâèÿ ïîíÿòíû: íåðàáîòàþùèé ãîëåíîñòîï, à çíà÷èò íåðàáîòàþùèå ìûøöû ãîëåíè è, êàê ñëåäñòâèå, íåäîðàçâèòèå ýòèõ ìûøö.
Ðàöèîíàëüíàÿ îáóâü äëÿ äåòåé äî 3 ëåò ýòî æåñòêèé çàäíèê, øèðîêèé íîñ, îòñóòòñòâèå ãðóáûõ øâîâ âíóòðè áîòèíêà è íåáîëüøîé êàáëóê äî 0.5-1 ñì. Èíîãäà ïðîèçâîäèòåëü äåëàåò îòäåëüíî ïðîøèòóþ ïîäóøå÷êó, èäóùóþ ïðàêòè÷åñêè âðîâåíü ñ îñòàëüíîé ïîäîøâîé, ýòî äîïóñòèìî. Ïîëå 3 ëåò òî æå ñàìîå, íî óæå ñ ñóïèíàòîðîì. Åñëè ïðèíÿòî ðåøåíèå î íîøåíèè ñòåëüêè, òî ñóïèíàòîð äîëæåí áûòü ëèáî ñúåìíûì, ëèáî äîëæåí îòñóòñòâîâàòü âîâñå. Èäåàëüíî äëÿ óñòàíîâêè ñâîåé ñòåëüêè, êîãäà ñòåëüêà ñ ñóïèíàòîðîì ñíèìàþòñÿ. Òîãäà ïðè óñòàíîâêè ñâîåé ñòåëüêè íå áóäåò ñêðàäûâàòüñÿ ïðîñòðàíñòâî â îáóâè.
 áîëåå ïîçäíåì âîçðàñòå è ó âçðîñëûõ âàëüãóíîå ïîëîæåíèå êîððåêòèðóåòñÿ òîëüêî èíäèâèäóàëüíûìè ñòåëüêàìè, íî è î ðàöèîíàëüíî îáóâè íå ñòîèò çàáûâàòü. Ñ èíäèâèäóàëüíûìè ñòåëüêàìè ñàìîå ãëàâíîå = ýòî æåñòêèé çàäíèê. Îí äîïîëíèòåëüíî óäåðæèò ïÿòêó îò ñâàëèâàíèÿ.
Âàëüãóñíàÿ äåôîðìàöèÿ ïàëüöà (Hallux valhus) è äåôîðìàöèÿ Òåéëîðà
Ðàññìîòðèì èõ âìåñòå, ïîòîìó ÷òî ýòî áðàòüÿ-áëèçíåöû. ×òî ýòî çà çâåðè? Ïîìíèòå ÷òî ïðîèñõîäèò ïðè ïîïåðå÷íîì ïëîñêîñòîïèè? Ïëþñíåâûå êîñòè ðàñõîäÿòñÿ âååðîîáðàçíî. Ýòî ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî êðàéíèå ïëþñíåâûå êîñòè (1 è 5) íà÷èíàþò âûïèðàòü ïî áîêàì. Âíåøíå ìû âèäèì ïîÿâëåíèå «êîñòî÷åê» ó áîëüøîãî ïàëüöà è ìèçèíöà.
 ñâîþ î÷åðåäü ïàëüöû òàê æå îòêëîíÿþòñÿ. Ýòî ïðîèñõîäèò èç-çà òÿãè ñóõîæèëèÿìè ìûøö, êîòîðûå ïðèêðåïëÿþòñÿ ê ýòèì ïàëüöàì. Ïëþññíåâûå êîñòè îáðàçóþò ñ ïàëüöàìè ñóñòàâû (ïëþñíå-ôàëàíãîâûå). Ïëþñíåâàÿ êîñòü îòêëîíÿÿñü ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ïàëåö ïûòàåòñÿ óéòè âìåñòå ñ íåé. Íî ñóõîæèëèÿ, ñòàðàþòñÿ óäåðæàòü åãî íà ìåñòå. Ïðîèñõîäèò ýòî íà ïîñëåäíèõ ñòàäèÿõ ïîïåðå÷íîãî ïëîñêîñòîïèÿ, à òàêèå ñòàäèè íå áûâàþò èçîëèðîâàííûìè, ò.å. ìû íèêîãäà íå ãîâîðèì î ïîïåðå÷íîì ïëîñêîñòîïèè íà òàêèõ ñòàäèÿõ îòäåëüíî, ýòî êîìáèíèðîâàííîå ïëîñêîñòîïèå, ò.å. Ñòðàäàåò è ïðîäîëüíûé ñâîä, à çíà÷èò ñòîïà óäëèíÿåòñÿ, à çíà÷èò ñóõîæèëèÿ, êàê è ïëàíòàðíàÿ ôàñöèÿ, íàõîäÿòñÿ â íàòÿæåíèè è åùå áîëüøå óòÿãèâàþò ïàëåö çà ñîáîé.
Ðàçíèöà ìåæäó Hallux valgus è äåôîðìàöèåé Òåéëîðà ëèøü â òîì, ÷òî áîëüøîé ïàëåö îòêëîíÿåòñÿ êíàðóæè, à ìèçèíåö êíóòðè.
Ëå÷åíèå ÒÎËÜÊÎ îïåðàòèâíîå. Ïðîôèëàêòèêà ñòåëüêè. Íà îïåðàöèÿõ ÿ íå áóäó îñòàíàâëèâàòüñÿ, èõ âåëèêîå ìíîæåñòâî. Îïåðèðóÿ ýòè ïàòîëîãèè îáû÷íî èõ êîìáèíèðóþò è âàì íå íóæíî óòðóæäàòüñÿ, âíèêàÿ â íèõ. Ñóòü èõ çàêëþ÷àåòñÿ â êîððåêöèè ïîëîæåíèÿ îñíîâû äåôîðìàöèè îòêëîíåíèÿ ïëþñíåâûõ êîñòåé, èõ «ñòàâÿò íà ìåñòî». Ïîñëåîïåðàöèîííûé ïåðèîä çàêëþ÷àåòñÿ â íîøåíèè ñïåöèàëüíîé îáóâè îêîëî 1,5 ìåñÿöåâ. Ò.å. Âû ìîæåòå õîäèòü íà ñâîèõ äâîèõ ïðàêòè÷åñêè ñðàçó ïîñëå îïåðàöèè, ïîýòîìó ÷àñòî îïåðèðóþò ñðàçó äâå ñòîïû. Øâû ñíèìàþò íà 12-14 ñóòêè. Âïîñëåäñòâèè íîøåíèå ñòåëåê.
Çàáûë ñêàçàòü ïðî ìîëîòêîîáðàçíóþ äåôîðìàöèþ ïàëüöåâ. Ñóòü òà æå. Ìûøöû òÿíóò çà ïàëåö, íî èç-çà öåíòðàëüíîãî ïîëîæåíèÿ ýòèõ ïàëüöåâ (2-4, ÷àùå 2,3 ïàëüöû) îíè íå îòêëîíÿþòñÿ, à ñãèáàþòñÿ.
Íàâåðíîå âû óæå ïîíÿëè, ÷òî âñå êîððåêòîðû, áàíäàæè è äðóãèå ïðèñïîñîáëåíèÿ, íàïðàâëåííûå íà óñòðàíåíèå ýòèõ äåôîðìàöèé àáñîëþòíî áåñïîëåçíû äëÿ ëå÷åíèÿ. Íî îíè ìîãóò ïîìî÷ü ñíÿòü áîëåâîé ñèíäðîì äî îïåðàöèè èëè åñëè âàì î÷åíü íå õî÷åòñÿ ëîæèòüñÿ íà îïåðàöèîííûé ñòîë. Áîëü ïðè ýòèõ ïàòîëîãèÿõ âîçíèêàåò èç-çà íàðóøåíèÿ ñîîòíîøåíèé â ñóñòàâàõ. Ñóñòàâíûå ïîâåðõíîñòè ñìåùàþòñÿ îòíîñèòåëüíî äðóã-äðóãà, à çíà÷èò âî âðåìÿ äâèæåíèÿ õðÿùè èñòèðàþòñÿ, ÷àñòè÷êè èõ ïîïàäàþò â ñóñòàâ, âûçûâàÿ âîñïàëåíèå è áîëü. Âîñïàëåíèå â ñóñòàâå âûçûâàåò áóðñèò ýòî âîñïàëåíèå ñóñòàâíîé ñóìêè, êîòîðàÿ îêðóæàåò êàæäûé ñóñòàâ è âûðàáàòûâàåò ñèíîâèàëüíóþ æèäêîñòü (æèäêîñòü, êîòîðàÿ «ñìàçûâàåò» ñóñòàâ è ïèòàåò õðÿù). Îò ýòîãî ñóìêà ñóñòàâà âûðàáàòûâàåò áîëüøîå êîëè÷åñòâî æèäêîñòè, ÷òî óâåëè÷èâàåò åå ðàçìåðû. Âèçóàëüíî ìû âèäèì ïîêðàñíåíèå âîêðóã ñóñòàâà è åùå áÎëüøåå óâåëè÷åíèå «êîñòî÷êè». Êîãäà ÷åëîâåê ãîâîðèò, ÷òî îí ïîáîðîë «êîñòî÷êó» áåç îïåðàöèè, îí èìååò ââèäó, ÷òî ïîáîðîë âîñïàëåíèå è êàïñóëà ñóñòàâà íå âûïèðàåò, à çíà÷èò âèçóàëüíî êîñòî÷êà ñòàíîâèòñÿ ìåíüøå.
Íà ïîñòîÿííóþ íîñêó ïðèìåíÿþòñÿ ìåæïàëüöåâûå êîððåêòîðû. Èíîãäà ïàëåö íàñòîëüêî äîëãî íàõîäèòòñÿ â íåïðàâèëüíîì ïîëîæåíèè, ÷òî îí íå âûãèáàåòñÿ êóäà íàäî, ýòî ñîñòîÿíèå íàçûâàåòñÿ «ðèãèäíûé ïàëåö». Íà ïîìîùü ïðèõîäÿò íî÷íûå îðòåçû. Îíè íàñèëüñòâåííî ðàñòÿãèâàþò ñóñòàâíóþ ñóìêó, íåìíîãî óâåëè÷èâàÿ ïîäâèæíîñòü ïàëüöà, à çíà÷èò âîçìîæíîñòü åãî êîððåêöèè.
Источник