Позвоночник и осанка у детей
На сегодняшний день 80% школьников имеют проблемы с позвоночником. А учитывая тот факт, что правильная осанка это не только внешняя красота (подтянутый живот, ровная спина, расправленные плечи), но и здоровье всего организма, делается очень страшно. Ведь каждая мама, прежде всего, хочет видеть своего ребёнка здоровым и счастливым.
Как определить, имеет ли ребёнок проблемы со спиной?
Сделать это дома довольно просто. Необходимо поставить ребёнка к стене так, чтобы затылок, ягодицы, пятки, обе лопатки и икры её касались. Прижалось всё — отлично у вашего малыша нет проблем со спиной, ну а если нет – не паникуйте, обратитесь к врачу ортопеду. Он проведёт осмотр, поставит диагноз и назначит необходимое лечение. Чем быстрее это будет сделано, тем больше шансов преодолеть проблему.
Причин, которые провоцируют нарушения осанки очень много. Долгое сидение за партой в скрюченном положении приводит к сутулости или сколиозу. И сколько родители и педагоги не твердили: «Сядь ровно, не сутулься!» — дети не обращают на это никакого внимания, не прислушиваются к советам, в силу своего возраста делают всё наоборот. Но мы, взрослые, должны быть хитрее. Сравните ровную спину ребёнка с осанкой бетмена, халка или прекрасной принцессы, и вы не узнаете своего малыша, он сам, без напоминаний, будет сидеть ровно, стараясь подражать своему кумиру.
Когда ребёнок сидит длительное время за компьютером, он находится в расслабленной позе, при этом его мышцы напряжены, что может спровоцировать такие заболевания позвоночника как сколиоз или остеохондроз. Родителям необходимо контролировать и дозировать количество времени, проведённое ребёнком перед компьютером. Чередовать малоподвижное состояние с активными играми, проводить короткие физ-минутки.
Малоактивный образ — проблемы с позвоночником.
Вообще малоактивный образ жизни, который стал почти нормой для современных детей, считается главным виновником проблем с позвоночником. Мультфильмы, компьютерные игры, смартфоны заменили ребятам активные игры на свежем воздухе, спортивные секции. Мышцы спины слабеют и не могут поддерживать правильное положение позвоночника. Главная задача родителей, желающих видеть своё дитя здоровым, приучать его к активному отдыху. А, как известно, никакое слово не имеет такое значение как собственный пример. Побольше гуляйте с детьми, двигайтесь, делайте зарядку, играйте в футбол, танцуйте. Очень благоприятно влияет на формирование правильной осанки, а также используется в лечебных и профилактических целях плавание.
Для того чтобы костно-мышечная система формировалась правильно, необходимо правильное сбалансированное питание. В рационе ребёнка должны быть молочные продукты, не менее пяти раз в неделю мясные и рыбные блюда. Контролируйте употребление сладкого, оно затрудняет усвоение кальция.
Какую школьную сумку выбрать, чтобы не нарушить позвоночник?
Немаловажную роль имеет выбор сумки для школьных тетрадей и учебников. Какую выбрать? Ответ очевиден, только ранец, сумка через плечо просто табу. Он должен быть лёгким, удобным, иметь широкие лямки, его длина должна соответствовать длине спины ребёнка, тогда нагрузка будет распределена равномерно.
Следите за тем, чтобы ребёнок до семилетнего возраста не спал, свернувшись «калачиком», расскажите, какие красивые сны приходят, если засыпать на правом боку. Малыш вам поверит, а потом привыкнет. Наилучшим вариантом для сна является полужёсткий матрас, желательно ортопедический, и небольшая подушка.
Специальные упражнения для детской осанки. Видео. Осанку возможно улучшить, выполняя специальные упражнения. Убедите ребёнка в том, что прямая спина это привычная поза. Тогда у вашего школьника никогда не будет проблем с осанкой.
Подписывайтесь на наш канал, будет еще интереснее.
Источник
Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды. В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.
О позвоночнике и его изменениях
Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33–34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами.
В утробе матери детский позвоночник выглядит как равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка. При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз. Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз). А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.
Об осанке и её нарушениях
Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.
Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.
При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нарушается нормальное функционирование внутренних органов.
Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.
Профилактика нарушений осанки
Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.
- Правильное питание.
Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.
- Двигательная активность.
Очень важны для здоровья детской осанки занятия физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.
- Правильный режим дня.
Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.
- Удобная детская комната.
4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.
4.2. Высота стола должна соответствовать росту ребёнка. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки школьника.
4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.
4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.
4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности. Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция. Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.
- Грамотная коррекция обуви.
Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие).
- Равномерное распределение нагрузок.
Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника. Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля. Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.
Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине. Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.
Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.
Формирование правильной осанки
Стимулировать рост и развивать мышцы ребёнка можно смело начинать с момента его рождения. Так их рост и сила будут быстрее развиваться и преумножаться. Для грудных детей отличным помощником в этом является массаж (по назначению врача).
Малышу в возрасте 2-3 месяцев можно приступать делать упражнения на тренировку мышечных групп, отвечающих за удерживание тела в правильном положении. Для этого достаточным будет при помощи ладоней поднять ребёнка, переведя из положения «лёжа» в положение «вверх», после чего недолго подержать его на весу. В этой позиции мышцы и суставы малыша будут двигаться, тренируя при этом все мышечные группы.
После 1,5 лет в игровой форме с ребёнком можно начинать заниматься гимнастикой. Вместе вы можете «колоть дрова», «по-кошачьи» выгибать спину, «качать воду», ходить по нарисованной линии, словно по канату, кататься по полу, проходить полосу препятствий и т.п. Можно попросить ребёнка изобразить птичку: лечь на живот, «раскинуть крылья» (развести руки в стороны) и подержаться за щиколотки приподнятых ног.
Осанка ребёнка формируется до периода полового созревания. Всё это время необходимо следить за её формированием. Если у ребёнка уже возникло определённое нарушение, до наступления этого периода оно может быть исправлено. Ребёнок при этом должен регулярно посещать врача-ортопеда, находясь у него на диспансерном учёте и проходить все доступные виды лечения. Это может быть лечебная физкультура, плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а также хирургическое лечение (по показаниям).
Полезные упражнения
Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.
- Ребёнок стоит на одной ноге или ходит по бревну.
- Держа за спиной обруч, ребёнок делает наклоны в стороны.
- Держа в руках гимнастическую палку, ребёнок приседает, стоя на носках.
- Разведя руки в стороны, ребёнок делает наклоны назад.
- Поставив ноги врозь и держа в руках гимнастическую палку, ребёнок, прогнувшись, делает наклоны вперёд.
- Ребёнок поднимает ноги вверх, лёжа на спине.
- Ребёнок ползает на четвереньках.
- Ребёнок, сохраняя правильную осанку, ходит, удерживая какой-либо груз на голове.
- Опущенными руками ребёнок держит гимнастическую палку за концы и поднимает руки вверх, заводя палку за спину, после чего чередует наклоны влево и вправо.
- Используя турник или шведскую стенку, ребёнок, крепко обхватывая руками перекладину, сгибает ноги под прямым углом и находится в таком положении в течение нескольких секунд.
- Находясь в положении «ноги вместе, руки опущены», ребёнок отводит правую ногу назад, а руки разводит в стороны и замирает, после чего повторяет упражнение с левой ноги.
- Лёжа на спине, ребёнок при помощи ног «крутит педали велосипеда» или изображает «ножницы».
- Лёжа на животе, ребёнок приподнимает согнутые в коленях ноги, обхватывает лодыжки руками и начинает покачиваться, как лодочка на волнах.
- Стоя перед зеркалом, ребёнок, чередуя, сначала нарушает, а потом исправляет осанку.
- Ребёнок прислоняется к стене пятью точками (затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки). Эти точки являются основными изгибами нашего тела наружу и в норме должны соприкасаться со стеной. После этого он выполняет различные движения, к примеру, приседания или разведение ног и рук в стороны, напрягая мышцы в среднем по 5 секунд.
Заключение
Дорогие родители, напоминать и говорить ребёнку «Сядь прямо» или «Не сутулься» конечно, нужно, но этого всё же недостаточно. Начинайте беспокоиться о здоровье своих малышей ещё «с пелёнок» и обязательно найдите время для занятий с ними. Важным моментом в формировании правильной осанки ребёнка является личный пример. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, держите спину ровно и будьте здоровы!
Источник
Первые видимые проблемы с осанкой, как правило, начинаются в старшей группе детсада или со школьной скамьи. Мамы отмечают, что с началом учебного процесса дети начинают сутулиться: им приходится постоянно напоминать о том, чтобы они не горбились. Что делать с нарушением осанки у детей?
Почему возникает сутулость
Любое нарушение осанки обусловлено механической причиной. Наше тело — это единая система, в которой все части взаимосвязаны и влияют друг на друга. Например, если у ребенка есть смещение костей основания черепа, то разворачивается затылочная кость (чаще всего это происходит в результате родовой травмы). А вслед за ней обязательно развернется и первый шейный позвонок.
Далее это нарушение спускается на второй, третий позвонки, и затронет весь позвоночник, пока дисбаланс не доберется до крестца, бедер, голеней и стоп. То есть минимальное смещение костей основания черепа, появившиеся в результате осложненных родов (из-за деформации таза матери, эпидуральной анестезии, амниотомии, обвития пуповиной, стремительных или затяжных родов), просто так никуда не исчезнет.
Ребенок его не перерастет: оно будет все время находиться в теле, подстраивая его под себя, провоцируя различные искривления и нарушения осанки. Важно, что для этого малыша такая нарушенная осанка будет самым оптимальным положением позвоночника, при котором тело сможет удерживать равновесие наименьшими усилиями.
Искревление позвоночника у детей не возникает из ниоткуда. Большинство родителей связывают сутулость с тем, что ребенок долго сидит за партой или носит за плечами тяжелый рюкзак. Но эти факторы могут лишь усугубить проблему, а не стать ее причиной.
Что станет следствием
Практически всегда сутулость (слишком сильный прогиб грудного отдела назад) сочетается со сколиозом (искривление позвоночника относительно оси) . И то, и другое затрагивает не только мышцы, но и все костные структуры. И то, и другое характеризуется стойким отклонением от выпрямленной оси позвоночника.
Очень часто сколиоз сказывается и на положении внутренних органов — они смещаются со своих мест, стараясь адаптироваться к асимметричному положению всего тела, что, безусловно, сказывается на их работе.
У детей с диагнозом «сколиоз» всегда присутствует разница между правой и левой половиной тела: это может проявляться асимметрией лица, неодинаковым положением ушей, глаз, лопаток, плечей, разной длиной ног (связанной с искривленным тазом).
Почему сказать «выпрямись» — недостаточно
Многие из нас в детстве слышали от взрослых: «Не сутулься», «Ну-ка выпрямись». А теперь, когда сами стали родителями, делают замечания своим детям. Что чаще всего предпринимают родители, когда замечают у ребенка сутулость? Самое очевидное решение — записать в танцевальную студию или спортивную секцию, в надежде исправить ситуацию. Там ребенка заставляют держать спину прямо. Если тело «запоминает» это положение, то за счет сильного напряжения мышц школьник приобретает красивую осанку.
Но такое положение тела для него не физиологично и не удобно. Мышцы берут на себя чрезмерную нагрузку, удерживая тело в прямом положении, и быстрее изнашиваются. Проблема лишь прячется за красивой осанкой.
Гораздо лучше работать с первопричиной и создать для позвоночника идеальные условия, устранив смещение костей и восстановив баланс тела. Ведь нарушение осанки и сколиоз в дальнейшем будут причинять ребенку много неприятностей — это и частые головные боли, и боли в спине, шее, и плоскостопие.
Исправление осанки не происходит быстро: это комплексная работа, включающая занятия лечебной физкультурой, курсы массажа, плавание и остеопатическое лечение. Остеопат, воздействуя на основание черепа, помогает привести тело к балансу: у ребенка восстанавливается правильное положение костей, нормализуется кровообращение.
Когда появляются проблемы
Сколиоз закладывается еще в утробе, а также в момент родов. Внимательные родители, которые знают признаки родовой травмы, могут заметить их в раннем возрасте, например, когда грудной ребенок:
- выгибается буквой С;
- плохо держит голову;
- совершает переворот со спины на живот только в одну сторону;
- ползет боком;
- страдает косоглазием, дисплазией тазобедренных суставов или кривошеей новорожденных.
Все эти состояния — стопроцентный повод посетить остеопата, чтобы избавить ребенка в будущем от неправильной осанки и других проблем со спиной, которые могут проявиться в более позднем возрасте.
В первые годы жизни отклонения сложно заметить. Вместе со скачками роста, которые как раз и приходятся на школьный возраст, ситуация становится очевидной. В период активного роста позвоночник начинает стремительно удлиняться. Натянутая и скрученная твердая мозговая оболочка, которая находится внутри позвоночника и прикрепляется к затылочной кости и крестцу, не дает позвоночнику расти. Он деформируется, искривляется, отклоняется от прямой оси, — и на школьном медосмотре у ребенка отмечают сколиотическую дугу.
Как помочь ребенку исправить осанку
Если у ребенка есть проблемы со спиной, самостоятельно мамы и папы могут свести к минимуму воздействие провоцирующих факторов, постараться снизить дополнительную нагрузку.
1. Выбрать ортопедический рюкзак
Основное правило: он должен нагружать левую и правую сторону тела одинаково.
Проследите, чтобы в рюкзаке была мягкая прослойка на спинке. Она поможет держать форму и станет амортизатором между спиной ребенка и учебниками. Лямки — широкие и мягкие, чтобы не давили на плечи.
Важно, чтобы ранец был сделан из прочных материалов и снабжен отделами для мелочей (помогают распределить вес). Он должен соответствовать ширине плеч и длине спины: оптимально — от основания шеи до поясницы, не больше. Носить его надо на обеих лямках.
2. Приобрести хорошую «сменку»
Она должна быть сделана из натуральной кожи или замши, быть удобной и давать возможность ноге ребенка двигаться свободно. Забудьте про ортопедическую обувь с жесткой подошвой и супинатором. Фиксация голеностопного сустава и стопы не только не поможет исправить осанку, но и способна усугубить ситуацию.
Для занятий физкультурой купите удобные кроссовки с подошвой, амортизирующей прыжки и толчки во время бега, и со шнуровкой, — с ее помощью ребенок сможет правильно «посадить» обувь на свою стопу.
3. Правильно обустроить спальное место
Во время ночного сна наше тело отдыхает и восстанавливается. Матрас должен быть в меру мягким (не жестким), ровным, без провалов и «горбов». Главное требование к подушке — чтобы она подходила ребенку по габаритам.
Высота подушки должна примерно соответствовать ширине плеча ребенка — так она хорошо поддержит голову во время сна и мышцы шеи будут отдыхать. Выбирай подушки, покрытые хлопчатобумажной тканью, и не очень плотно набитые. Лучший материал для наполнения — это гусиный пух высокого качества.
На забудь также и о правилах размещения рабочего места.
На схеме наглядно показано, как должен сидеть ребенок, когда делает уроки.
4. Поддерживать физическую активность
Пусть ребенок каждый день пешком возвращается из школы, не забывайте о прогулка и в выходные. Запишите сына или дочь в секцию (оздоровительную, без больших нагрузок).
Подойдут подвижные игры и плавание, при котором тело вынуждено двигаться симметрично.
Лучше начинать плавать под руководством тренера: он научит двигаться технически корректно — это важно для правильного распределения нагрузки. А игровые командные занятия дают эффект благодаря соревновательному духу: стимулируют стремиться к лучшему результату.
5. Поговорить с учителем
Попроси его, чтобы он периодически пересаживал ребенка за разные парты (если тот, конечно, не сидит в самом центре). Когда ученик в течение года постоянно сидит в одной и той же части класса, то это вынуждает его постоянно поворачивать голову и корпус в одну сторону, глядя на доску или на учителя за столом. Подобная периодическая перемена места, «передислокация» будет полезна всем детям в классе.
6. Показать комплекс упражнения для осанки для детей
И заниматься вместе: как же обойтись без личного примера? Делать такую гимнастику полезно каждый день или хотя бы три-четыре раза в неделю. Здесь не нужно брать какие-то сложные упражнения.
Проводить занятия стоит в игровой форме, лучше с предметами — гимнастической палкой, мячом. Так упражнения получаются точнее: предмет в руках помогает держать равновесие и распределять нагрузку. Каждое упражнение выполняем три-четыре раза.
7. Добавить положительных эмоций
Осанка во многом зависит от настроения. Ели ребенок чем-то постоянно расстроен, он будет ходить с опущенными плечами, поникшей головой и сутулой спиной.
Счастливый ребенок сразу развернет плечи и будет непроизвольно держать спину ровно. Помоги первокласснику справиться со свалившейся на него ответственностью и нагрузкой. Не требуй очень многого, поощряй тягу к знаниям и подбадривай!
Источник