Позвоночник судна 4 буквы

днище судна

Альтернативные описания

• балка, проходящая посредине днища судна

• вертикальное крыло в хвостовом оперении самолета

• город-порт в Германии, административный центр земли Шлезвиг-Гольштейн

• гребень на грудной кости у летающих птиц

• основной продольный элемент конструкции судна, идущий посередине днища, снаружи шпангоутов

• продольный брус, проходящий внизу корпуса судна

• созвездие Южного полушария

• хранитель судового равновесия

• часть судна

• шверт

• под ним семь футов

• гребень на груди птицы

• канопус

• в этом городе Германии находится один из старейших университетов

• название этого административного центра земли Шлезвиг-Гольштейн происходит от средненемецкого «узкий морской залив»

• в каком созвездии находится звезда Канопус?

• что отсутствует у плоскодонки?

• что такое шверт?

• основная продольная балка на судне от носа до кормы

• порт в Германии

• часть хвоста самолета

• 7 футов под ним

• руль у птицы

• созвездие

• вырост грудины

• брус под днищем

• под ним семь футов желают

• надсемифутовая деталь корабля

• балка, проходящая вдоль днища

• нижний брус судна

• самая низкая «деталь» корабля

• город-порт в Германии

• южное созвездие с судовым названием

• этого выроста нет у страуса

• в каком созвездии Канопус?

• направляющий брус судна

• брус вдоль днища судна

• часть хвостового оперения самолета, ракеты

• брус на дне судна

• нет у птицы киви

• нижний «плавник» парусной яхты

• выдвижной у швертбота

• созвездие Юж. полушария

• деревянный молоток для столярных работ у народов Приамурья

• брус на дне яхты

• вырост грудины у животных

• нижний брус яхты

• птичья грудь

• брус в семи футах от дна

• Созвездие Южного полушария

• Часть хвостового оперения самолета, ракеты

• Балка днища судна от носа до кормы

• Продольный брус, проходящий по всей длине судна

• Вырост грудины

• Южное созвездие

• Город в Германии

• в каком созвездии Канопус

• м. исподний, основный брус судна, выдающийся в виде полоза; он образует основу средины днища: задний пень, стояк (ахтерштевень), основу кормы; передний стояк (форштевень), основу носа; а ребра, кокоры, опруги (шпангоуты), боков. По врубке в киль (в полоз) кокор, на него набивают накладку (резенкиль, кильсон), а под него подделывают лыжу, набойку (фалшкиль). Лихо заложить киль, а кокоры и добрые люди вставят! Килевой, к килю относящ. Килевой брус. Килевая качка, продольная, противопол. боковая. Килевать судно, валять его на бок, для вычинки подводной части. -ся, быть килюему. Килеванье ср. длит. килевка ж. об. действ. по глаг. Килектор м. плашкоут, плоскодонное, тяжелое судно, с крамболами и шпилями, для валянья судов. Кильсон м. продольный брус, сверх киля внутри судна. Кильное ср. право на первый вход корабля в пристань. Кильватер м. след, струя позадь судна, при ходе его. Идти вь кильватер другого судна, идти гусем, гуськом, по следу его. Каленбанк м. устройство для валки и килевки или килеванья судов

• название этого административного центра земли Шлезвиг-Гольштейн происходит от средненемецкого «узкий морской залив»

• нижний «плавник» парусной яхты

• самая низкая «деталь» корабля

• что такое шверт

• южн. созвездие с судовым названием

• в каком созвездии находится звезда Канопус

• что отсутствует у плоскодонки

• судовой аналог акульего плавника

• планка проложенная по дну судна

Источник

ãëàâíàÿ

Âûâåäåíî ñëîâ: 16 èç 16
 
(6) ÁÅÇÄÍÀ

  • æ. íåèçìåðèìàÿ ãëóáèíà; áåçäîííàÿ ïðîïàñòü; êðóòîé, ãëóáîêèé îáðûâ, ÿìà, êðóòü. Íèêòî íå èçìåðèë áåçäíû îêåàíà. ãîðàõ Óðàëüñêèõ åñòü ïðîïàñòè è áåçäíû, â êîòîðûå ëó÷ ñîëíöà íå ïðîíèêàåò. *Áåçäíà áåçäíó ïðèçûâàåò, î ñîáëàçíå. íåì áåçäíà óìà; ýòî áåçäíà ïðåìóäðîñòè. Ïðîïàñòü, òìà, íåèçìåðèìîå èëè íåèçâåñòíîå ìíîæåñòâî, îáèëèå. íàñ íûíå ðîäèëàñü áåçäíà ÿáëîê. Àä, ïðåèñïîäíÿÿ, êðîìåøíàÿ. Ãðåõè ëþáåçíû äîâîäÿò äî áåçäíû. Áåçäîííûé, ó ÷åãî íåò äíà; âåñüìà ãëóáîêèé; íè÷åì íåíàïîëíèìûé; íåíàñûòíûé ìîò, ðàñòî÷èòåëü; áåñïàìÿòíûé ÷åëîâåê. Êàê â áåçäîííóþ êàäêó. Áåçäîííîé êàäêè âîäîþ íå íàïîëíèòü. Íåðàçóìíîãî ó÷èòü, â áåçäîííóþ êàäêó âîäó ëèòü. *Áåçäîííàÿ êàäêà èëè ÿìà, ðàñòî÷èòåëü. Áåçäîííàÿ áî÷êà, ó êîòîðîé îäíî èëè îáà äíà âûñàæåíû. Áåçäîíüå ñð. áåçäîííèê ì. èëè áåçäîííèöà æ. áåçäíà, ïðîïàñòü, ïðîâàë, áîëüøàÿ ãëóáèíà; àðõ. íåïðîõîäèìûå, áåçäîííûå áîëîòà, çàòÿíóòûå ñâåðõó çûáóíîì, òðÿñèíîé. Áåçäîíîê, áåçäîíûø ì. äóïëÿñòûé ïåíü, ëàãóí òðóáîþ, áåç äíà; áåçäîííûé óëåé (þæí.), ñòàâèìûé íàä ïîäêîïîì, íàä ÿìêîþ; äóðíîé ñïîñîá ï÷åëîâîäñòâà

(3) ÄÍÎ

  • ñð. íèç, èñïîäíÿÿ ÷àñòü êàêîãî-ëèáî ñîñóäà, âìåñòèëèùà, óãëóáëåíèÿ; ïðîòèâîïîë. âåðõ, êðûøêà. Äíî ìîðñêîå çäåñü èëîâàòîå, ðàêóøêà. áî÷êå êëåïêè äóáîâûå, à îáà äíà ñîñíîâûå. ×òîá òåáå íè äíà. íè ïîêðûøêè, øóòî÷í. áðàíü. Ëèíü ïî äíó õîäèò, ïëîòâè÷êà âåðõîì. Ìåëêî ïëàâàòü, äíî çàäåâàòü. Îäèí â âîäó, äðóãîé êî äíó. îáîèì ðàâíî. ×åì äîëãî áàðàõòàòüñÿ, ñòóïàé ëó÷øå êî äíó (øåëü áû êî äíó). Ïåðåâåðíóòü ââåðõ äíîì. Âåñü äîì ââåðõ äíîì. Äîíüå ñð. ñîáèðàò. äîíüÿ, ãîòîâûå, äëÿ îáðó÷íîé ïîñóäû, äëÿ äîíüåâ, äîùå÷êè. Äîíûøêî óìàëèò. äîíöå ñð. òî æå; äîùå÷êà, íà êîòîðóþ ñàäèòñÿ ó íàñ ïðÿõà, âòûêàÿ â íåå æå ãðåáåíü èëè êóäåëü. ó ñòîëÿðîâ, äîñêà, íà êîòîðîé ïîäáèðàþò è ôóãóþò ìàíåðêè. Áûëà áû êóäåëüêà: ïðÿñëèöå ñäåëàåì, à äîíöå âçàéìû âîçüìåì. Ñèáèðü çîëîòîå äíî, îò ïóøíîãî è òîðãîâîãî ïðîìûñëîâ; à ïîçæå, ýòî áóêâàëüíî îïðàâäàëîñü. Óðàë çîëîòîå äíî, ñåðåáðÿíà ïîêðûøêà, î áîãàòîì ðûáíîì ïðîìûñëå. Äî äíà óïðÿ÷ó, óãðîçà. Êòî íå âûïèë äî äíà, íå ïîæåëàë äîáðà. Ïåé äî äíà, íàæèâàé óìà! Îäíà äî äíà, à äåë âïîëîâèíó. Ïèòü äî äíà, íå âèäàòü äîáðà. Íà äíå ãóùå. òîðîâàòîãî ñêóïîñòü íà äíå (ïîä ñïóäîì) ëåæèò. Ìàëî ïüåòñÿ: îäíî äîíûøêî îñòàåòñÿ! Äàé ìîðå, ñ áåðåãîì ðîâíî, äîíûøêî ñåðåáðÿíî! êîâø ñ ïèâîì è ìîíåòîé, ñâàäåá. Äîíå÷êî ñð. íîâã. ÷àéíîå áëþäå÷êî. Äíèùå ñð. (ñì. òàêæå äíåâíîé) óâåëè÷. äíî; èñïîä ó ñóäîâ, äíî, íàñòèëêà è îáøèâêà; çàòîíóâøåå ñóäíî, íàä êîèì ñòàâèòñÿ âåõà, åñëè îíî íà ìåëêîì ìåñòå, ÷òîáû íå íàòêíóòüñÿ äðóãîìó. óãîäüíûõ êóðåíÿõ: ìåñòî, ãäå ñòàâèëèñü êó÷è, áðîøåííûé óãîëüíûé òîê, óãîëüíîå ïåïåëèùå. Äíî áî÷êè. Äíèùåâûé, êî äíèùó îòíîñÿùèéñÿ. Äîííûé, êî äíó îòíîñÿùèéñÿ, èíîãäà ïðîèçíîñ. äåííûé. Äîííûé ìàñòåð, âîëîãîäñê. äîøëûé, äîêà; äîííûé ïàðåíü, àðõ. ïðîøåäøèé âñå äî äíà, ïðîéäîõà. Äîííàÿ äîñêà, íà êîòîðîé óòâåðæäåíû ñòàíèíû åäèíîðîãà; ÷óãóííàÿ ïëèòà, îáðàçóþùàÿ äíî êðè÷íîãî ãîðíà. Äîí÷àòûé, ñî äíîì, ñíàáæåííûé äíîì, äîíûøêîì. Äîí÷àòàÿ æåëîíêà, ãîðí. ñ êëàïàíîì, çàòâîðêîþ íà äíå. Äîíííê ì. ïñê. ïîòîíóâøèé, îñåâøèé íà äíî ëåäÿíîé ïëàñò, êîòîðûé âñïëûâàåò óæå âåñíîþ, êîãäà âåðõíåãî ëüäà íåò. Ðàñòåíèå Melilotus, áóðêóí. Ïîäïî÷âà, èñïîäíÿÿ ïî÷âà, ñëîé ïîä ïàõîòíûì, ðàñòèòåëüíûì ñëîåì. Òóò äîííèê ãëèíà, ïåñîê, õðÿù. Äîííèê õîëîäíûé, áîëîòíûé. ïðåäëîã ñ ðîäèò. ïàä. ïîêàçûâàþùèé êàêîé-ëèáî ïðåäåë, êîíåö. Çäðàâñòâóé, Âîëãà ìàòóøêà, ñâåðõó äîíèçó, ñíèçó äîâåðõó! Ïðè ïåðåíîñå óäàðåíèÿ íà äî, ñëîâî ìîæíî ïðèíÿòü çà íàðå÷èå, èëè ñòàâèòü ñîåäèíèò. ÷åðòî÷êó: Ãîñïîäè! óáåé òîãî äî ñìåðòè, êòî ëó÷øå íàøåãî æèâåò (ó êîãî äåíåã ìíîãî, äà æåíà õîðîøà)! íàìåê çàâèñòëèâîãî. Äî ñòàðîñòè äîæèë, à óìà íå íàæèë. ×èòàé îò íà÷àëà äî êîíöà, îò äîñêè äî äîñêè. Äîøëè äî ãëóõîãî âåñòè. óòðà äî íî÷è, ìèð ñòîèò äî ðàòè, à ðàòü äî ìèðà. Äî çàìåíÿåò îêîëî, ìåæäó, ïî, ïðåä, ê, ÷ðåç. Èõ áûëî äî äåñÿòêà, îêîëî; îò îñüìè äî äåñÿòè, ìåæäó. Êàêîâ êòî äî (ê, äëÿ) Áîãà, òàêîâî òîìó è îò Áîãà. Ïðåæäå, íàïåðåä ÷åãî. Ýòî áûëî åùå äî öàðÿ Ãîðîõà. Áîãàòû íåâåñòû, äà äî âåíöà. Äî ñåãîäíÿ, ïî ñåé äåíü: äî ñåãî ìòåñòà, ïî ýòî ìåñòî. Äî íåãî øåñòîì íå äîñòàíåøü, ãîðä. Äî íåáà âûñîêî, äî öàðÿ äàëåêî. â çí

(6) ÄÎËÎÍÜ

  • æ. ñåâ. (è ìàëîðñ.) ëàäîíü, â îáîèõ çíà÷. äëàíü; ëàäîíü ðóêè; òîê äëÿ ìîëîòüáû; âîîáùå ãëàäêîå, ðîâíîå, òâåðäîå èëè óáèòîå ìåñòî. Ãîðí. (ïðàâèëüíåå áûëî áû äîëîíü) áðóñ íàä ìîëîòîâèùåì êðè÷íîãî ìîëîòà, ñëóæàùèé êàê-áû ïðóæèíîþ; ìîëîòîîòáèâíûé, îòáîéíûé áðóñ. Äîëîííûé, ëàäîííûé. Äîëîííàÿ ñòîéêà, ñðåäíÿÿ ñòîéêà â ñòàíå êðè÷íîãî ìîëîòà. Äîëîíùèêè, ìîëîòèëüùèêè. Äîëîíèòü ðóêàâèöó, òâåð. ÷èíèòü, íàøèâàòü ëîñêóò íà ëàäîíü

(2) ÈË

  • Äîííûé îñàäîê

(4) ÊÈËÜ

  • Äîííûé õðåáåò ñóäíà

(7) ÊÎÏÅÉÊÀ

  • æ. (êîïèòü, êîïüå?) åäèíèöà ðóññêîãî äåíåæíîãî ñ÷åòà; â ãðèâíå äåñÿòü êîïååê, â ðóáëå ñòî; â êîïåéêå äâå äåíüãè èëè ÷åòûðå ïîëóøêè. Êîïåå÷êà ïåðì. äåíüãè âîîáùå. Ïîéäó ïîêîíàòüñÿ êîïåå÷êè, âûïðîøó âçàéìû äåíüæåíîê. Êîïåéêà îçíà÷àëà òàêæå ìåðó çåìåëüíóþ, òÿãëîâóþ, ÷åìó åñòü ñëåäû è ïîíûíå: êîïåéêà, êîñòð. òÿãëîâîé ó÷àñòîê; âîëîãîäñê. ïîëîñà, çàãîí, äåëèìûé íà äåíåæêè è íà ïîëóøêè; òâåð. (ñåë. Êèìðû), êîïåéêà, äóøà, ðàáîòíèê; ãðîø, òÿãëî, äâå äóøè; àëòûí, òðè äóøè; ïîäàòü ïëàòÿò ñ ãðîøà. Íûíåøíþþ êîïåéêó ñåðåáðîì íàðîä ýîâåò òðåøíèêîì; äâå êîïåéêè, ñåìè÷íèêîì, òðè êîïåéêè. Äåñÿòè÷íèêîì. Òðóäîâàÿ êîïåéêà äî âåêó æèâåò. Äåðæè êîïåå÷êó, ÷òîá íå óêàòèëàñü. Êîïåéêàìè ðóáëü êðåïîê, äåðæèòñÿ. ðóáëå êîïåéêè íåò, òàê íå ïîëîì ðóáëü. Áåç êîïåéêè íå ðóáëü. Áåç êîïåéêè ðóáëÿ íå æèâåò. Êîïåéêà ê êîïåéêå, ïðîæèâåò è ñåìåéêà. Êîïåéêà îáîç ãîíèò. íåãî âñÿêàÿ êîïåéêà àëòûííûì (èëè ðóáëåâûì) ãâîçäåì ïðèáèòà. Îí è ñ êîïåéêîþ íå íàïðîùàåòñÿ. Åãî êîïåéêà íèùåìó ðóêó ïðîææåò. Ñëåïîìó Åìåëå âñå êîïåéêè! Êàêèå ó áàáóøêè äåíåæêè, ÷àé âñå êîïåå÷êà. Ïîëàòûíè äâà àëòûíà, à ïî-ðóñêè øåñòü êîïååê. Ñìåðòü (æèçíü) êîïåéêà, ãîëîâà íàæèâíîå äåëî! Ïåé-êà, íà äíå êîïåéêà; åùå ïîïüåøü, ãðîø íàéäåøü! îò ñâàäåáíîãî îáû÷àÿ, êëàñòü â âèíî çà îêóï íåâåñòû äåíüãè. Êòî íå áåðåæåò êîïåéêè, ñàì ðóáëÿ íå ñòîèò. Íå ñòîé çà êîïåéêîé, òîëüêî ðóáëåì âîðîòè. Êîïåå÷íèê ì. êîïåéêà, êîïåå÷íàÿ ìîíåòà. Ñêðÿãà, ñêóïîé, äðîæàùèé íàä êîïåéêîþ; êîïåå÷íèöà, òàêàÿ æå æåíùèíà. Êîïåå÷íèê, êîïåå÷íûé ñòàêàí âèíà, òîëñòîäîííûé, â êîòîðûé âõîäèòü âèíà íà êîïåéêó. Ðàñòåí. Rhinanthus crista galli, äåíåæíèê. Ðàñòåí. Íådisarum sibiricum, áàäóé, ñàðäàí. Êîïåå÷íûé, ñòîÿùèé êîïåéêè. Îò êîïåå÷íîé ñâå÷è Ìîñêâà çàãîðåëàñü (ïðèñòàâëåííîé ê èêîíå, ïðåäàíèå); ãîâîð. è êîïåéíûé. Êîïåéùèíà æ. ñòàð. êîïåå÷íûé ñáîð, ñ äûìà, ñ äóøè. Êîïåéíè÷àòü, êðîõîáîðíè÷àòü, ñêðÿæíè÷àòü

(5) ÊÎÐÄÀ

  • æ. ôðàíö. âîîáùå: âåðåâêà ïðèâîçæåê, íà êîòîðîì ãîíÿþò ëîøàäü âîêðóã ñòîëáà, äëÿ âûåçäêè ïîäâåðõ. Êîðäîí ì. øíóð, òåñüìà, âåðåâêà. Ïîÿñ èëè îáîä íà çäàíèè. Âîèíñêàÿ öåïü êàðàóëû âî âçàèìíîé ñâÿçè äëÿ îáåðåãà. Êîðäîííûé, ê öåïè îòíîñÿùñèéñÿ. Êîðäîíùèê ì. êàðàóëüíûé â öåïè

(6) ËÀÄÎÍÜ

  • æ. ïî-þæí. ïðîèçíîñÿò: äîëîíü, äëàíü; âíóòðåííÿÿ ñòîðîíà ðóêè, âñåé êèñòè; òà æå ñòîðîíà ïÿñòè, áåç ïåðñòîâ. Óäàðèòü ëàäîíüþ. Ãàäàòü ïî ëàäîíè. Òîê, ìåñòî óáèòîå äëÿ ìîëîòüáû õëåáà; ãëàäü, ðîâåíü, ó ðåâåííàÿ ïëîñêîñòü. Ëàäîíü, ñàáàíü, ëåìåõ, ðàëüíèê, ñîøíèê. ãîðíûõ êðåïÿõ: ñòîéêà, ïîäïîðà (îò äîëîíü, êîñàÿ ïîäïîðà?). êóêñû, íè êóëàê, íè ëàäîíü. Êðûòàÿ ëàäîíü, ðèãà. Ïî ëàäîíè îçåðà ðÿáü ïðîáåæàëà. Ñòîë (çåìëÿ, íèâà) Áîæüÿ ëàäîíü êîðìèò. Íåâåñòà, íå òî ÷òîáû â îêîøêî ïîäàòü, à õîòü êîìó óãîäíî íà ëàäîíêå ïîäíåñòè! Ïðàâàÿ ëàäîíü ÷åøåòñÿ ê êîðûñòè; ëåâàÿ, ê óùåðáó. Ïðàâàÿ ëàäîíü ÷åøåòñÿ, ïîëó÷àòü äåíüãè; ëåâàÿ îòäàâàòü. Íà ëàäîíè ÷èðûøåê? çåðíî íà òîêó. Ëàäîíêà óìàëèò. ëàäîíü. Ðÿç. ïëîñêàÿ ñêëÿííèöà, ôëÿãà, ôëÿæêà. Ëàäîííûé, ê ëàäîíè îòíîñÿù. Ëàäîí÷àòûé, äëàíèñòûé, íà ëàäîíü, ëèáî ðóêó ñ ïàëüöàìè, ïîõîæèé. Ëàäîøà, ëàäîøêà æ. ìí. ëàäîíè, ãîâîðÿ î õëîïàíüå èìè: ðóêîïëåñêàíüå. Áèòü â ëàäîøè. Ëàäîøèíà æ. ïñê. ëàäîíü; ëàäîøèòü, áèòü â ëàäîøè. Ëàäóøêà, ëàäîíüêà, ïðèãîâàðèâàþò äåòÿì, ó÷à èõ õëîïàòü â ëàäîøè (ñì. òàêæå ëàäèòü). Ëàäóøêà, ëàäóøêè, ãäà áûëè? ó áàáóøêè! ÷òî âû åëè? êàøêó! ÷òî âû ïèëè? áðàæêó! è ïð. Ëàäîííèê ì. àñòðàõ. äåëü, ñåòü, ðåæà, ó êîòîðîé ÿ÷åè â ëàäîíü øèðèíîé

(6) ÎÑÀÄÎÊ

  • Äîííûé èë

(5) ÏÀËÅÖ

  • ì. (ïàëêà) âîîáùå, êîðîòêàÿ, òû÷êîì óêðåïëåííàÿ ïàëêà; çàòåì: ïåðñò, êîíå÷íûé ÷ëåí ðóêè è íîãè ÷åëîâåêà è ïàëü÷àòûõ æèâîòíûõ, íå èñêëþ÷àÿ ïòèö è ãàäîâ. Íà ðóêå: áîëüøîé (íàëàäîííûé) ïàëåö, óêàçàòåëüíûé (øèø), ñðåäíèé, ÷åòâåðòûé è ìèçèíåö; íà íîãå: áîëüøîé è ìèçèíåö, ïðî÷èå ñ÷åòîì îò ïåðâîãî. ïåðì. ïðîèçí. ïàëåñ, è çîâóò òàê ëèøü áîëüøîé, ïðî÷èå ïåðñòû. Ïàëåö, íà ïåð÷àòêå, ÷àñòü, íà ïàëåö ðó÷íîé íàäåâàåìàÿ. ìàøèí. êîëåñå, êóëàê, âñòàâëåííûé â îáîä çóáåö, çóá, äëÿ çàõâàòà è âðàùåíüÿ äðóãîãî êîëåñà. Êóëàê, çóáåö îòâåñíûé ê ïëîñêîñòè êîëåñà; ïàëåö, ïî ðåáðó ïëîñêîñòè. Îäèí èç êîëêîâ, âáèòûõ â âåðõíèé êîíåö ïîòåñè (âåñëà) íà áàðêàõ, äëÿ çàõâàòà ðóêàìè. Îòðóáîê, íàñàæèâàåìûé íà êîíåö âàãè, ðû÷àãà, äëÿ âçâîøåíüÿ òÿæåñòè, ïîäúåìà èçáû. Òà ÷àñòü ñòðîèòåëüíûõ ëåñîâ, êîòîðàÿ èäåò ïîïåðåê ïðîãîíà, îò ñòîåê äî ñòåíû, è íà êîòîðóþ ñòåëåòñÿ íàñòèëêà. Îáðåçàòü ïàëüöû, îáðóáèòü êîíöû, çàëîæåííûå â ñòåíó, êîëè èõ êëàäêîé çàæàëî. ×îðòîâ ïàëåö, ãðîìîâàÿ ñòðåëà, èñêîïàåìûé ñëèçíÿê áåëåìíèò; ïåñ÷àíûé ñïëàâ, îò óäàðà ãðîçû. Îí ïàëüöàì ñ÷åòó íå çíàåò; îí íà ðóêàõ ïàëüöåâ íå ïåðå÷òåò. Õîòü ïàëü÷èêè îáëèçàòü, âêóñíî. Ïîñîñè ïàëåö! îòêàç. Ïîïàë ïàëüöåì â íåáî. (â ñàìóþ ñåðåäêó)! î ñëîâå íåâïîïàä, î íåäîãàäëèâîì. Ýòîãî èç ïàëüöà íå âûñîñåøü. Ýòîãî ïàëüöåì íå âûêîâûðíåøü. Ýòîãî äåëà âêðóã ïàëüöà íå îáìîòàåøü. Íå òû÷ü ïàëüöåì, îáëîìèøü! áóäü ïîñêðîìíåå. Íå óêàçûâàé íà ëþäåé ïàëüöåì. íå óêàçàëè á íà òåáÿ è âñåé ðóêîé. Ïàëüöû òîð÷àò, ðàáîòàòü ìåøàþò. Íå òàðàùü (èëè íå ïÿëü) ïàëüöåâ, îõàáêè â ãîðñòü íå çàõâàòèøü. ïàëüöåì äåâÿòü! ãîâîð. îñòðÿêè, ïîäàâàÿ ðóêó. Ìàëü÷èê ñ ïàëü÷èê. Ìàëåö ñ ïàëåö. Ìàëü÷óøêà ñ ïàëü÷óøêà. Íå ñìåé øåâåëüíóòü ïàëüöåì! åãî è ïàëüöåì íå òðîíóë. Çàãíè äëÿ ïàìÿòè ïàëåö. Çàâÿæè íà ïàëüöå óçåëîê. Ðàññêàçàë, êàê ïàëüöåì ðàçìàçàë. Íå êëàäè åìó ïàëüöà â ðîò (îòêóñèò), íå äîâåðÿéñÿ. ïàëüöû íà ðóêàõ íå ðàâíû; Áîã è ïàëüöåâ íå óðàâíÿë, îïðàâäàíüå ñäåëàâøåãî ÷òî íåðàâíî. Êîòîðûé ïàëåö íè óêóñè, âñå îäíî (ðàâíî, áîëüíî), î äåòÿõ. íåãî ïàëüöû äîëãè, íå ÷èñò íà ðóêó. ÿçûêîì áîëòàåò, è ïàëüöåì òû÷åò,à òîëêó íåò. Ëîìàòü ïàëüöû, çàëàìûâàòü, äëÿ õðóñòó; ñ îò÷àÿíüÿ. Ìåæ ïàëüöåâ íåìíîãî ìÿñà, íå ÷òî âîçüìåøü ñ íåãî. Ñêâîçü ïàëüöû ñìîòðåòü, ñ íåìåöê. ïîòàêàòü, ïîáëàæàòü. Ïðîìåæ ïàëüöåâ ïðîñêî÷èëî, ïðîçåâàë. Ïàëåö î ïàëåö íå óìååò óäàðèòü. Õîäèòü, êàê ïàëüöû ðàñòåðÿâøè. Äàé âîëè íà ïàëåö, è âñþ ðóêó îòêóñÿò. Ïîäàé ïàëåö, à çà ðóêó òó è ñàì óõâà÷ó! ×òî ïàëåö íà ïàëåö, ÷òî ïàëåö ïîä ïàëåö âñå îäíî. Îí ðàáîòàåò òîëüêî ïî êîíåö ïàëüöåâ; òîëüêî áû ñ ðóê äîëîé. Óìîì íå ðàñêèíåøü, ïàëüöàìè íå ðàñòû÷åøü. Ïîäåðæàë íå äîëãî à ïàëüöû çíàòü! Ïàëüöû ìåæ ïàëüöåâ íà(â)êðåñò» íå ñêëàäûâàòü, ïîâåðüå. Ïàëå÷íûå æèâîòíûå, ñ ïàëüöàìè, íåêîïûòíûå. Ïàëå÷íîå, ïàëüöåâîå êîëåñî, ñ ïàëüöàìè, êóëàêàìè ïî îáîäó è íà ðåáðî. Ïàëü÷àòûé ëèñò êàøòàíà, ïîõîæèé íà ïàëüöû. Ïàëüöåîáðàçíûé, -âèäíûé, ïàëü÷àòûé, íà ïàëåö, òû÷åê, êîëûøåê ïîõîæèé. Ïàëå÷íèê, ïàëü÷àòêà, ïàëü÷àòîå ðàñòåíüå èëè èíàÿ âåùü. Ïàëûé, ñ ïàëüöåì, óïîòðåá. ñëèòíî, ïðèâåñêîì; îäíîïàëûé, òðåïàëàÿ êóðîïàòêà, áåñïàëûé, øåñòîïàë, èëè ÷åëîâåê ñ øåñòüþ ïàë

(6) ÏÎÄÄÎÍ

  • ì. ïîääîíåö, ïîääîíîê, ïîääîíî÷åê, -í÷èê, ïîääîíüå ñð. âñå, ÷òî ñòàâèòñÿ èëè êëàäåòñÿ ïîäî äíî ñîñóäà: ãîí÷àðíàÿ ëàòêà, äåðåâÿííûé êðóæåê, ïîä ãîðÿ÷èå ãîðøêè èëè ìèñêè, èëè ïîä öâåòî÷íûå ãîðøêè; ïîäñóïíèê, ïîäáëþäíèê, ïîäñîóñíèê; êëååí÷àòàÿ, ñîëîìåííàÿ èëè èíàÿ ïîäêëàäêà; ïîäáóòûëüíèê, ïîäãðàôèííèê, ïîäñòàêàííèê; îäèíî÷íûé ïîäíîñèê. Ñåðåáðÿíûé êóâøèí ñ ïîääîíîì. Ïîääîí ñóäêà, êàáà÷êà, íà êîòîðîì ïðèáîð ïîñòàâëåí. Ïîääîíüå ñóíäóêà ðåøåò÷àòîå. Ïîääîí, àðòèëëåð. äåðåâÿííûé èëè æåñòÿíîé êðóæåê, ê êîåìó ïðèäåëûâàþòñÿ íåêîòîðûå áîåâûå ñíàðÿäû. Ïîäîíêè ì. ìí. îñàäêè, ãóùà; âûòîïêè, âûøêâàðêè, îøóðêè; îñòàòêè è ãðÿçü, îñåâøèå íà äíî ïîñóäèíû. Ïîääîííûé, íàõîäÿùèéñÿ ïîäî äíîì ÷åãî. Ïîäîíêîâûé, îñàäêîâûé, îò ãóùè. Ïîääèíà æ. àðõ. ðîâãà, ðîâíà, ðîâäà, âå÷íî ìåðçëàÿ ïîäïî÷âà, ìåðçëûé ïëàñò íà ãëóáè, ïîä òàëîþ êîðîþ; ïîääèííûé ëåä

(7) ÏÎÄÎÍÊÈ

  • ì. ìí. îñàäîê, ãóùà, îñåä, îòñåä, ÷òî îïàëî íà äíî, ñåëî, âûäåëèâøèñü èç ìóòíîé æèäêîñòè. ßðîñë-ïîø. ñûâîðîòêà èç-ïîä ìàñëà. Ïîäîíêà æ. êîñòð. ãëèíÿíûé ñîñóä, äëÿ äîéêè êîðîâ ãëèíÿíûé äîéíèê, äîéíèöà, ïîäîéíèê. Ïîäîíîê, ïîääîíîê èëè ïîäåíîê ì. âÿò. âëàä. îñòîæüå, ïîäñòèëêà, ïîäìîñò ïîä êëàäü, ïîä îäîíüå, îò ìûøåé è ñûðîñòè èñïîäíèé, ïëîõîé ñëîé ñåíà â ñòîãó. Ïîäîííûé, ïîäîíêîâûé, ïîäîíî÷íûé, ê ïîäîíêàì îòíîñÿù. Ïîäîíùèíà æ. çàï. ñòàð. áûâøàÿ ïîøëèíà, ñáîð ñ áî÷åê

(9) ÑÀÏÐÎÏÅËÜ

  • Äîííûé èë, öåííîå óäîáðåíèå

(8) ÕÀËÖÅÄÎÍ

  • õàëêèäîí, èñêîïàåìîå êðåìíåâîé ïîðîäû, äèêîãî öâåòà, îáû÷íî ñ ÿøìîâûìè ïðîæèëêàìè; ñâåòëî-ñåðûé àãàò. Õàëöåäîííûé, -äîíîâûé ðåçíîé ïåðñòåíü. Àíòèêè ðåçàëèñü íà õàëöåäîíå, áåëåñîâàòàÿ ðåçüáà ïî òåìíîìó ïîëþ

(7) ÖÈËÈÍÄÐ

  • Áåçäîííûé ãîëîâíîé óáîð ôîêóñíèêà

(5) ×ÀÉÊÀ

  • (ëîäêà) áåñïàëóáíûé ïëîñêîäîííûé ÷¸ëí çàïîðîæñêèõ êàçàêîâ XVI-XVII ââ. â âèäå îãðîìíîé âûäîëáëåííîé êîëîäû, ïî áîðòàì îáøèòîé äîñêàìè. Äëèíà îêîëî 18 ì, øèðèíà è âûñîòà áîðòîâ äî 4 ì. Ñíàðóæè áîðòîâ äëÿ óâåëè÷åíèÿ îñòîé÷èâîñòè è ïëàâó÷åñòè êðåïèëñÿ êàìûøîâûé ïîÿñ. ׸ëí èìåë ïîïåðå÷íûå ïåðåáîðêè è ñêàìüè, ìà÷òó ñ ïàðóñîì, 10-15 ïàð â¸ñåë, íîñîâîé è êîðìîâîé ðóëè, âìåùàë äî 70 ÷åëîâåê

Источник

Иллюстрации взяты из открытых источников

Морское дело – наука сложная сама по себе; но его понимание людьми далекими от моря и судостроения еще больше отягощается особой терминологией, принятой среди моряков. Множество малопонятных и труднозапоминаемых названий непосвященным «сухопутным» кажутся настоящей «абракадаброй», в которой очень трудно разобраться. А разобраться хочется каждый раз, когда в руки попадается интересная книга о морских путешествиях прошлого или о пиратах далеких времен. Поэтому здесь я попытался дать по возможности простейшее объяснение основным терминам, принятым на парусном флоте, для наглядности снабдив свой доморощенный «ликбез» (кто не знает – это означает «ликвидация безграмотности») соответствующими иллюстрациями.

УСТРОЙСТВО КОРПУСА ПАРУСНОГО СУДНА

Парусник состоит из корпуса судна и его оснастки – мачт, такелажа и парусов. Корпус – основа парусника; вся остальная оснастка устанавливается на нем. Корпуса парусников длительное время изготавливали из дерева, лишь со второй половины 19-го века для строительства парусных судов стали применять сталь и другие современные материалы.

Передняя часть корпуса (нос корабля или судна) чаще всего заострена, чтобы сопротивление воды как можно меньше тормозило ход судна. Передний брус, представляющий собой носовой «нож», взрезающий волну, называется форштевень. По всему днищу парусного судна проходит киль – продольная балка, являющаяся главной частью набора корпуса. Фактически это «хребет», «позвоночник» корабля. К нему крепятся «рёбра» судна – шпангоуты, несущие на себе наружную обшивку корпуса (обшивку корпуса старинного парусника составляют доски, скрепленные гвоздями). В задней части судна на киль опирается ахтерштевень – широкий вертикальный выступ, гасящий стремление судна рыскать на волне. К ахтерштевню подвешивается перо руля, поворот которого заставляет судно менять курс. Задняя часть корпуса (корма) бывает плоской или закругленной; но на старых парусниках она была только плоской, вертикально срезанной (закругленная корма появилась лишь в середине 19 века).

Набор корпуса судна – киль и шпангоуты

В носу судна установлен бушприт – наклонная мачта (о назначении бушприта – позже). Сверху весь корпус судна покрыт дощатым палубным настилом, который служит полом для моряков, работающих наверху, и крышей – для моряков, находящихся внутри судна. Палубный настил в определенной мере способствует повышению продольной прочности корпуса, и к тому же обеспечивает удобство обитания команды; поэтому обычно парусные суда имеют не менее двух палуб – верхнюю и нижнюю, внутреннюю (на больших парусниках иногда даже две внутренних).

Верхняя палуба носовой части судна называется бак. Бак старинного парусника обычно ограждает по сторонам решетчатый гальюн, который в старину использовался, как общественный туалет команды (встречная волна исполняла роль «уборщицы»); позже гальюн стал просто традиционным украшением судна (на современных парусниках носовой гальюн встречается редко). Надстройка над баком, защищающая дальнейшую палубу судна от встречных волн, называется полубак. В районе полубака обычно установлена передняя мачта – фок-мачта. К бортам полубака с обеих сторон прикреплены крамболы – толстые короткие брусья для подтягивания к бортам якорей в убранном положении (клюзы – круглые отверстия, в которые уходят якорные канаты — располагаются под гальюнами). Средняя часть палубы называется шкафут; здесь же устанавливается грот-мачта. Участок палубы между грот-мачтой и задней бизань-мачтой называется шканцы. И полубак, и шкафут, и шканцы имеют широкие решетчатые люки для пропуска воздуха и света на нижнюю палубу. Кормовой участок палубы – ют; надстройка над ним – полуют. Внутри этой надстройки традиционно располагались каюты начальствующего состава.

Для строительства парусных судов использовалось хорошо высушенное дерево дуба, сосны и ели; отделка и украшения исполнялись из дорогого красного дерева, кедра, из древесины акаций. До середины 19-го века, пока все детали судна и их крепеж делались из дерева, невозможно было строить суда, превышающие сто метров по длине. Только с началом применения при постройке железных и стальных креплений, а затем и остальных элементов корпуса, размеры парусников стали увеличиваться. Так как подводная часть деревянного судна постепенно обрастает водорослями и ракушками, снижающими скорость, для борьбы с такими наростами подводную часть многих кораблей с 18 века стали обшивать тонкими листами меди.

ОСНАСТКА ПАРУСНИКОВ

Оснастка бывает фиксированной (стоячей) и мобильной (бегучей). Фиксированная оснастка включает мачты и ванты. Оснастка мобильная — это реи и крепления парусов по вертикали и по горизонтали.

МАЧТЫ ПАРУСНИКОВ

Мачты парусников служат для подъема парусов; они несут рангоутные реи, к которым и крепятся паруса. В древности суда имели только одну мачту с одним парусом; с развитием судостроительного искусства и увеличением размеров судов число мачт начало увеличиваться. Обычным, наиболее часто используемым стало количество в две – три мачты; однако с конца 19-го века стали встречаться крупные парусные суда с четырьмя, пятью, а иногда и с семью мачтами. С тех пор, как количество мачт начало увеличиваться, каждая мачта стала нести не по одному, а по два – три, а то и по четыре паруса. Деление парусов на более мелкие и расположение их ярусами явилось результатом умного расчета: несмотря на общее увеличение площади парусности, работу со ставшими менее громоздкими парусами могла осуществлять сравнительно малочисленная команда.

Мачты бывают вертикальные и наклонные. Наклонная мачта в носу судна называется бушприт; в общий расчет мачт она не идет (не считается первой мачтой). Бушприт служит для растяжки стоячего такелажа, удерживающего вертикальные мачты, а так же для вынесения вперед центра парусности, что улучшает маневренность судна. Угол наклона бушприта по отношению к остальным мачтам очень большой и приближается к горизонту (на старинных судах бушприт имел 36 градусов от горизонта, на современных парусниках – вообще 20 градусов). Некоторые крупные парусники 15-17 веков несли на бушприте вертикально закрепленную маленькую «мачту» — блинда-стеньгу. На ней обычно поднимался вымпел, но особо крупные корабли могли поднимать на блинда-стеньге небольшой прямой парус. Однако в начале 18-го века использование этих стеньг на бушпритах было прекращено; в этом же веке бушприт получил удлинение – закрепленную поверх него стеньгу, расположенную вдоль бушприта; она называется утлегарь.

Передняя вертикальная мачта, считающаяся первой, называется фок-мачта. Она устанавливается сразу за баком; на старинных судах, на которых обычно бывали высокие полубаки, фок-мачта выходила прямо из полубака. Средняя мачта – грот-мачта; она самая высокая, устанавливается в середине судна, на шкафуте. На двухмачтовых судах грот-мачта является второй и последней. Но иногда она бывает и первой: на некоторых типах двухмачтовых судов, на которых передняя мачта расположена почти в середине корпуса, она считается не «фок», а «грот-мачтой». Задняя, кормовая мачта трехмачтовых судов называется бизань-мачтой; она самая маленькая. На поздних многомачтовых парусниках (с четырьмя – семью мачтами) бизань-мачтой считается последняя. Все мачты перед ней именуются номерными «гротами» (1-я грот-мачта, 2-я грот-мачта, и т.д.). Хотя для старинных парусников двух- трехмачтовая система считается классикой, в 15-16 веках, когда эта система еще не полностью завоевала господствующее положение, некоторые особо крупные суда имели еще и четвертую мачту, стоявшую позади бизань-мачты, фактически на самом срезе кормы. Эта четвертая мачта, исчезнувшая к началу 17-го века, называлась бонавентур-мачтой. Сегодня ни мачта у среза кормы, ни ее название даже на многомачтовых парусниках не используется.

Английское крупное военное судно начала 16 века несет 4-ю, бонавентур-мачту на корме, а так же блинда-стеньгу на бушприте

Все вертикальные мачты ставятся с небольшим наклоном назад (в особенности это касается бизань-мачты). Это при наполнении парусов ветром «выгибает» мачты в строго вертикальное положение и улучшает равновесие судна в направлении вперед. Мачты выполняются как из цельного ствола, так и из отдельных элементов. До 10-го века мачты были однодревками, и несли по одному большому парусу (лишь иногда на больших судах одна мачта могла иметь два паруса). Трехмачтовые суда стали распространяться с середины 15-го века; тогда же их мачты начали изготавливать из двух частей, а с начала 16-го века – уже из трех (эта конструкция не изменилась и до настоящего времени).

Нижняя часть мачты называется собственно мачтой с прибавлением наименования ее местоположения (фок-мачта, грот-мачта, бизань мачта). Над ними закрепляются средние части – стеньги: фор-стеньга и грот-стеньга; на бизань-мачте она называется крюйс-стеньга. Площадки в месте соединения мачт и стеньг, сделанные для удобства работы матросов с парусами, именуются марсами (фор-марс, грот-марс и крюйс-марс). Эти марсы так же используются как наблюдательные пункты впередсмотрящих матросов, а в бою на них размещаются стрелки, осыпающие пулями сверху экипажи вражеских судов. Выше стеньг ставятся брам-стеньги: фор-брам-стеньга, грот-брам-стеньга, крюйс-брам-стеньга (но крюйс-брам-стеньга ставится только на больших парусниках; на бизань-мачтах средних и малых судов обходятся без нее). В месте соединения стеньг и брам-стеньг находятся салинги – крестообразные двойные короткие балки, к которым крепятся верхние концы вант; так же на салинги опираются ногами работающие с парусами матросы.

Для удержания мачт на их местах используется так называемый стоячий такелаж: жестко закрепленные тросы, фиксирующие мачты с боков и сзади: фордуны, бакштаги и ванты. Фордуны и бакштаги удерживают стеньги и брам-стеньги; ванты, представляющие собой тросовые лестницы, служат растяжками для всех элементов мачт и одновременно способствуют подъему матросов на мачты для работ с парусами.

Для подвески парусов к мачтам служат горизонтальные балки — реи. Реи крепят к мачте серединой; средняя точка реи проецируется на ось судна. К рее по всей ее длине привязана верхняя кромка прямоугольного паруса; к парусине пришиты горизонтальные ряды рифов – веревок, с помощью которых парус при ненадобности убирается путем скатывания полотнища и подтягивания его к рее. Через свободные нижние края паруса пропускаются шкоты – тросы, при помощи которых надутые ветром паруса крепится к палубе: чтобы они оставались надутыми, а не поднялись и не начали полоскаться на ветру. Реи подвешиваются так, чтобы сохранять их подвижность: чтобы они могли подниматься и опускаться, и в обязательном порядке иметь свободу горизонтального вращения. Свободные концы рей фиксированы тросами, закрепленными на мачте так, чтобы рея всегда сохраняла горизонтальность.

Реи несут названия с добавлением указания, к какой именно части мачты крепится данная рея: нижние – просто реи (фока-рея, грота-рея, бизань-рея или более длинная рю-рея); выше, над марсами стеньг, крепятся марса-реи (фока-марса-рея, грота-марса-рея, крюйс-марса-рея); к верхним брам-стеньгам прикрепляют брам-реи (фока-брам-рея, грота-брам-рея и, если она есть на бизань-мачте, крюйс-брам-рея). На крупных парусниках, несущих на каждой мачте не по три паруса, а больше, реи с этим названием перемещаются вниз, на стеньги, а реи на брам-стеньгах получают прибавку бом- (фока-бом-брам-рея и т.д.). В 15-17 веках, когда бушприты еще не несли удлиняющих утлегарей, а имели на конце вертикальную блинда-стеньгу, к ней крепилась небольшая блинда-стеньг-рея; а под самим бушпритом закрепляли блинда-рею.

Для управления рангоутом и парусами служит бегучий такелаж – подвижные тросы, с помощью которых совершаются подъем и спуск рей, а так же их поворот по направлению ветра, брасопление и т.д. К бегучему такелажу относятся фалы, брасы, шкоты, топенанты, булини, галсы, гитовы и т.п. Количество этих тросов на паруснике огромно, и выполняемая ими работа многообразна, поэтому в кратком обзоре устройства парусника описание всех видов бегучего такелажа весьма затруднительно и вряд ли уместно (и без того усложнил рассказ всякими реями).

ВИДЫ ПАРУСОВ

Паруса – это полотнища из грубой плотной ткани (парусины), воспринимающие давление ветра, и использующие эту энергию для движения судна. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением судна. В парусном флоте в ходу два основных вида парусов: прямые и косые. Прямые паруса ставят поперек судна, а косые – вдоль его диаметральной плоскости.

Прямые паруса

Прямыми парусами вооружаются в основном большие и средние суда, предназначенные для морских плаваний. Прямые паруса представляют собой четырехугольные полотнища прямоугольной или трапециевидной формы. Благодаря своей большой площади они придают судну высокую скорость, однако такие паруса не способствуют маневренности. Ведь они крепятся к реям, поднимающимся на мачтах поперек судна, и такое положение даже при боковом ветре делает лавирование трудным, а при встречном ветре вообще невозможным. Судно под прямыми парусами способно идти в сторону ветра под углом максимум в 67 градусов.

Косые паруса, устанавливаемые вдоль диаметральной плоскости судна, имеют треугольную или трапециевидную форму; их площадь меньше, чем прямых парусов. Косые паруса не позволяют судну развить высокую скорость, зато способствуют его хорошей маневренности. Вооруженное косыми парусами судно способно идти в сторону ветра при угле всего в 20 градусов! Такое парусное вооружение позволяет лавировать в архипелагах островов и вдоль изрезанной бухтами и проливами береговой линии. Из-за хорошей маневренности этого вида парусов полностью ими вооружаются обычно небольшие и совсем малые суда прибрежного плавания.

Косые паруса подразделяются на несколько видов. Наиболее распространенными являются латинские, гафельные и бермудские паруса. Латинские паруса имеют треугольную форму; длинной стороной они прикреплены к рее, косо поднимающейся на мачту; растягиваются такие паруса при помощи шкота, прикрепленного к оставшемуся свободным углу паруса. Гафельные паруса – трапециевидные, верхней стороной прикрепленные к рее, косо поднятой на мачте, нижней стороной – к рее, находящейся в горизонтальном положении; а одной из вертикальных сторон гафельные паруса крепятся к самой мачте. Бермудские паруса – треугольные; их передний край растянут по мачте, а нижний – по гику (короткой рее).

Так как прямые паруса дают хорошую скорость, а косые – маневренность, издавна на многих парусных судах используется смешанное парусное вооружение. В таких случаях оснащение прямыми парусами нескольких мачт дает судну достаточную скорость, а косые паруса на остальных мачтах повышают его маневренность. К подобным судам со смешанным вооружением относятся как большие – барки и баркентины, так и средние – бригантины и шхуны. А соотношение на этих судах объема прямого и косого вооружения определяется назначением каждого конкретного типа судна: на одних больше прямых парусов, на других – больше косых. Но и тяжелым кораблям, оснащенным для скорости только прямыми парусами, иногда бывает необходимо хоть небольшое увеличение маневренности. Поэтому даже на судах с только прямым вооружением с 18-го века используется дополнительное косое вооружение – кливера. Кливера имеют треугольную форму, и ставятся между фок-мачтой (передней мачтой) и наклонным бушпритом; их малая площадь не позволяет идти против ветра, но несколько облегчает поворотливость носа судна, что бывает полезно при выполнении разворота в море или лавировании при входе в порт. А на особо крупных и тяжелых кораблях для усиления действия кливеров используют еще и стаксели – такие же небольшие треугольные паруса, но натягиваемые между мачтами.

Вспомогательные косые паруса большого корабля: впереди – кливера, между мачтами – стаксели

НАЗВАНИЯ ПАРУСОВ ПО МЕСТУ ИХ УСТАНОВКИ

Названия парусов по месту их установки связаны с названиями рей, к которым они крепятся. Так, нижние, самые большие паруса, закрепленные на фока-рее и грота-рее, называются соответственно фоком и гротом; выше – на фока-марса-рее и грота-марса-рее – находятся фор-марсель и грот-марсель. Еще выше, на фока-брам-рее и грота-брам-рее, вывешиваются фор-брамсель и грот-брамсель. Так как реи задней мачты несут особые названия, паруса на бизань-мачте снизу вверх именуются: бизань, крюйсель и бом-крюйсель. Если на паруснике есть четвертый ярус парусов (иногда это бывало на особо крупных старинных судах, но обычно такое количество парусов практикуется на больших парусниках 20-го века), то эти паруса называются фор-трюмсель и грота-трюмсель. На старинных парусниках парус, крепившийся под бушпритом на блинда-рее, назывался блинд; а в тех случаях, когда на закрепленной на конце бушприта вертикальной блинда-стеньге имелась блинда-стеньг-рея, к ней подвешивался небольшой парус бом-блинд.

Если Вам понравилась статья, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал; так вы не пропустите новые интересные публикации!

Источник