Позвоночник в младшем школьном возрасте

Патологическое искривление позвоночника вправо или влево, приводящее впоследствии к увеличению физиологических изгибов и скручиванию позвонков, называется сколиозом. Это распространенное заболевание среди детей школьного возраста, которое отражается не только на внешнем виде, но и влечет за собой ряд серьезных недугов.

Причины сколиоза у детей

По типу проявления сколиоз у ребенка бывает врожденным и приобретенным. Первый проявляется еще в процессе внутриутробного развития. Врожденное искривление позвоночного столба характеризуется нарушением развития межпозвонковых дисков, хрящевых тканей, костного скелета. Начиная с 7-летнего возраста возможно диагностирование заболевания, поскольку в этот период происходит проявление его внешних признаков:

  • аномальные отклонения в пояснично-крестцовом отделе;
  • излишняя худоба;
  • слабый мышечный корсет;
  • асимметричное расположение таза и ног;
  • выгнутая форма спины;
  • холодные конечности с повышенной потливостью.

Приобретенный сколиоз формируется у здорового ребенка под воздействием неблагоприятных факторов. Появляется патология в результате:

  • неправильной осанки;
  • ношения тяжестей;
  • неактивного образа жизни;
  • длительного сидения в неправильной позе;
  • дефицита витаминов;
  • травмы и/или опухоли позвоночника.

Разновидности

Искривление позвоночника у ребенка классифицируют, исходя из времени начала заболевания и локализации деформации позвоночного столба. В зависимости от возраста, в котором начался сколиотический процесс, врачи выделяют следующие виды болезни:

  • Инфантильный. Развивается у младенцев от рождения до 3 лет.
  • Ювенильный. Начинается в возрасте 3-10 лет.
  • Адолесцентный. Время начала сколиоза у детей школьного возраста от 10 до 14 лет.

По локализации патологического процесса болезнь делится на шейный (чаще врожденный), грудной, поясничный, грудопоясничный и комбинированный (чаще приобретенный) сколиоз. По количеству сколиотических дуг патология разделяется на:

  • С-образную. Характеризуется искривлением одной дуги. Самый распространенный сколиоз у детей школьного возраста.
  • S-образную. Представляет собой искривление позвоночного столба в двух отделах на две стороны.
  • Z-образную. Наблюдается искривление трех сколиотических дуг: серединная – в одной стороне, а две другие – в противоположной. Это самый тяжелый случай, который лечится исключительно хирургическим путем.

В зависимости от причин, вызвавших заболевание, и его происхождения, сколиоз делится на несколько групп. Среди них:

  1. Мышечный. Формируется вследствие патологии связочного и мышечного аппарата, к примеру, при врожденном вывихе бедра, кривошее, контрактуре коленного или тазобедренного сустава.
  2. Неврогенный. Развивается в результате перенесенного полиомиелита, травмы спинного мозга, детского церебрального паралича или других заболеваний нервной системы.
  3. Диспластический. Это врожденные сколиотические изменения позвоночника, которые возникают из-за отхождений от нормы костных структур и позвонков.
  4. Идиопатический. Причины возникновения патологий данной группы еще не установлены. Замечено, что идиопатические сколиозы развиваются чаще у детей школьного возраста.

Также существует несколько клинико-рентгенологических классификаций искривления позвоночника по степени выраженности. Российские врачи пользуются системой, составленной в 1973 году отечественным травматологом Чаклиным В.Д.:

  • Сколиоз 1 степени. Боковое искривление заметно в вертикальном положении тела пациента, а в горизонтальном – исчезает. Угол искривления позвоночного столба – от 5 до 10°
  • Сколиоз 2 степени у детей. Более выражена боковая деформация, которая не исчезает в положении лежа. Угол кривизны – 11-25 °
  • Сколиоз 3 степени. Значительно выражено боковое искривление позвоночника, которое сочетается с уже сформировавшейся компенсаторной дугой. Угол искривления позвоночника – 26-50°
  • Сколиоз 4 степени. Помимо костно-мышечных деформаций наблюдаются нарушения работы внутренних органов. Угол искривления от 50°.

Признаки

Дети школьного и дошкольного возраста с искривлением позвоночника 1 и 2 степени никаких жалоб не предъявляют. Окружающим все равно заметна всегда опущенная голова, сведенные плечи, асимметрия спины, сутулость. При сколиозе 3-4 степени ребенок начинает жаловаться на:

  • дискомфорт в области спины;
  • головную боль;
  • учащенное сердцебиение;
  • одышку;
  • болезненные ощущения в сердце.

Со временем у школьника нарастает скованность движений, он быстро утомляется, становится невнимательным. Дети младшего возраста могут часто терять равновесие, спотыкаться. Искривление позвоночного столба – это не только физический дефект, но и косметический. Школьники старшего возраста из-за этого могут впадать в депрессию. У них зачастую портятся отношения со сверстниками и родителями, падает самооценка.

Последствия

Деформация позвоночника протекает менее агрессивно, если началась у ребенка в 10-12 лет. Заболевание, появившееся в возрасте до 6 лет, имеет, как правило, прогрессирующее течение, которое сопровождается ранним искривлением, поэтому полностью вылечить такую форму болезни невозможно. Для девочек со сколиозом прогноз в плане беременности благоприятен, поскольку разработаны комплексы упражнений, подготавливающих женщину к родам, облегчающих вынашивание ребенка.

Юноши призывного возраста с таким диагнозом не подлежат призыву в вооруженные силы или имеют ограничения, что определяется степенью выраженности искривления позвоночного столба. Иногда сколиоз несет опасные и необратимые последствия для детей школьного возраста. Осложнения могут быть следующими:

  • возникновение горба на ребрах;
  • нарушение функционирования и развития внутренних органов;
  • чрезмерная асимметрия таза;
  • деформация грудины;
  • нарушение дыхания;
  • ослабление брюшных мышц.

Диагностика

Заподозрить сколиоз у детей школьного возраста и направить на дальнейшее обследование могут участковый педиатр, врач учебного заведения, детский невролог, хирург, физиотерапевт, дерматолог и другие специалисты. Для постановки диагноза доктор осматривает ребенка спереди, сзади, с обоих боков, в положении стоя, наклона, сидя, лежа. При наличии признаков деформации позвоночного столба врач с помощью сколиозометра определяет степень искривления в градусах.

Если отклонение от вертикальной оси составляет более 5-7°, то пациент направляется на более детальную диагностику. Методы обследования:

  • Рентген в горизонтальном и вертикальном положении в двух проекциях.
  • КТ или МРТ позвоночного столба дает более детальную информацию.
  • Миелография назначается по необходимости для исключения межпозвоночных грыж, опухолей спинного мозга и других патологических процессов.

Лечение сколиоза у детей

Терапевтическая тактика выбирается для каждого ребенка индивидуально. Схема лечения определяется возрастом, степенью выраженности болезни, сопутствующими заболеваниями. Все методики делятся на консервативные и хирургические. К первым относится ортопедический режим (контроль осанки, сон на твердой поверхности и прочее), ношение корсета, лечебная физкультура, массаж, физиотерапия, мануальная терапия.

Если сколиоз не прогрессирует и находится на 1 или 2 стадии, то все мероприятия проводятся для уменьшения нагрузки на позвоночник. Школьнику назначаются только консервативные методы лечения. Для врачей главное – не допустить развития болезни. Если патологический процесс прогрессирует, угол искривления достиг 40° и нарушены функции внутренних органов, то показано хирургическое вмешательство. Операцию стараются делать в школьном возрасте от 10 до 14 лет, поскольку этот промежуток считается оптимальным для исправления позвоночного столба.

Упражнения

Цели лечебной физкультуры при сколиозе – сократить нагрузку на позвоночный столб, укрепить мышечный каркас, восстановить баланс мышечно-связочного аппарата и выровнять осанку. Корректирующие упражнения назначаются каждому школьнику индивидуально. Главное условие – регулярность занятий: 2 раза/день по 10-15 минут. Пример упражнений для позвоночника:

  1. В положении стоя локти разведите в стороны, руки согнув к плечам. Совершайте ими вращательные движения по часовой стрелке полминуты. Делайте два подхода с 10 секундным перерывом.
  2. В положении лежа животом вниз, приподнимите конечности, пытаясь их удержать в воздухе максимальное количество времени.
  3. Встаньте на четвереньки. Вытяните назад левую ногу, а правую руку – вперед. Зафиксируйтесь на несколько секунд, вернитесь обратно. Повторите то же упражнение с другой рукой и ногой.

Упражнения для детей при сколиозе

Корсетирование

Такой метод лечения сколиоза применяется при 2 и 3 степени заболевания, так как в этот период угол искривления превышает 20°. Ношение корсета может назначаться и при условии прогрессирования патологического процесса у ребенка школьного возраста. Средства для поддержки осанки используют сначала по 30 минут/день, но постепенно общая продолжительность нарастает до 4 часов/сутки. Важно выполнять всю физическую нагрузку на позвоночник строго в корсете.

К выбору ортопедического изделия нужно подходить с осторожностью, поскольку он может доставлять маленькому пациенту дискомфорт, натирать кожу. Для уменьшения болевых ощущений натертые места необходимо постоянно смазывать мазями и надевать под корсет хлопчатобумажное или льняное бесшовное белье. Со временем ребенок привыкает к его ношению, неприятные ощущения пропадают.

Иппотерапия

Лечение во время езды на лошади редко используется, но показывает отличные результаты. Иппотерапия является идеальной тренировкой для тела ребенка со сколиозом. При этом мышечный тонус симметрично формируется с двух сторон. Начинается терапия с ходьбы лошади, во время которой ноги школьника опираются на стремена, работают в такт движению. Пружинный эффект укрепляет ягодичные мышцы, способствует улучшению кровоснабжения. Иппотерапия проводится под наблюдением физиотерапевта. Чтобы всадник не упал, специалист фиксирует его к лошади с помощью специальных ремней.

Массаж

При сколиозе детям школьного возраста всегда назначают массаж. Он помогает сформировать мышечную память. Даже после удачно проведенного лечения есть риск, что эффект будет длиться недолго, ведь мышцы запомнили искривленное состояние позвоночника. Массаж, проводимый периодически, будет возвращать поверженный сегмент позвоночного столба в исходное положение.

Методика массирования для сколиоза отличается несимметричностью: для каждого участка свои действия. Для тонизирования мышц применяют растирание, разминание и вибрацию. Для расслабления напряженных участков – растирание и поглаживание. Массажист при проведении сеансов должен учитывать весь комплекс факторов: отдел повреждения (шейный, поясничный, грудной), вид и степень заболевания, возраст ребенка. Средний курс лечения массажем – 10-20 сеансов с перерывом в полгода.

массаж при СКОЛИОЗЕ

Оперативное вмешательство

Если желаемый эффект не наступает после консервативного лечения сколиоза, то детям школьного возраста назначают хирургическое вмешательство. Лечение подразумевает имплантацию специальных приспособлений (эндокорректоры, дистракторы и прочие) в грудную клетку. Они фиксируют позвоночник в максимально выпрямленном состоянии. Операции всегда предшествует вытяжение позвоночного столба (тракция). Другие способы хирургического лечения:

  • костно-пластическая операция (резекция позвонков);
  • мобилизирующая хирургия (удаление межпозвонкового диска);
  • косметическая операция (резекция угла лопатки, горба).

Профилактика

Для предотвращения признаков развития сколиоза необходима своевременная профилактика заболевания, особенно у детей школьного возраста. Лучшее предотвращение искривления позвоночника – это здоровый образ жизни. Профилактические меры включают в себя:

  • правильное положение тела во время учебы;
  • постоянное слежение за осанкой;
  • сбалансированный рацион питания;
  • достаточное количество сна;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • отдых на кровати средней жесткости;
  • утренняя зарядка, включающая упражнения из комплекса ЛФК.

Видео

Сколиоз у детей — упражнения при сколиозе от доктора Бубновского

Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Источник

УДК 61

Коньшин Игорь Васильевич1, Ингушева Алина Феликсовна2
1Белореченский медицинский колледж, заведующий практикой, преподаватель
2Белореченский медицинский колледж, студент

Аннотация
Статья посвящена гигиене позвоночника в младшем и школьном возрасте.

Ключевые слова: гигиена позвоночника, дефекты опорно-двигательного аппарата, позвоночник

Konshin Igor Vasilevich1, 2
1Belorechensky Medical College, Head of practice, teacher
2Belorechensky Medical College, student

Abstract
This article is about hygiene of spine in child and school age.

Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Коньшин И.В., Ингушева А.Ф. Гигиена позвоночника в младшем и школьном возрасте // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/06/15282 (дата обращения: 15.09.2020).

В современном мире, где большое внимание уделяется умственному развитию детей, медицина часто сталкивается с дефектами опорно-двигательного аппарата, которые вызываются целым рядом факторов и причин.

Зачастую родители не заботятся о должном физическом развитии детей, не прививают им любовь к спорту и здоровому образу жизни, а порой даже препятствуют их двигательной активности.

От правильного формирования и развития опорно-двигательного аппарата зависит нормальное физиологическое функционирование всего организма в целом, формирование данного аппарата активно проходит именно в младшем школьном возрасте, поэтому особенно важно, в этом возрасте помочь школьникам и их родителям проводить комплекс мер направленных на правильное формирование как позвоночника так и в целом всего опорно-двигательного аппарата.

Школьный возраст  подразделяется на младший (с 7 до 12—13 лет), о котором пойдёт речь в данной исследовательской работе, и старший — подростковый возраст (с 13—14 до 16—18 лет). Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями, связанными с процессами роста и развития ребенка. На рост и развитие ребенка определенное влияние оказывают время наступления полового созревания, условия жизни, перенесенные заболевания и особенности физического воспитания. Правильно организованный режим жизни и систематические  занятия спортом благоприятно действуют на физическое  развитие детей. В настоящей исследовательской работе  даются рекомендации преимущественно по режиму детей младшего школьного возраста, так как именно в этот период формируется опорно-двигательный аппарат.

Целью данной исследовательской работы является изучение факторов, влияющих на правильную осанку детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  • Изучить теоретические основы по рассматриваемой проблеме;
  • Провести социологический опрос среди школьников и преподавателей для изучения величины нагрузки на позвоночник в течение учебного дня;
  • Определить нагрузку на позвоночник детей младшего школьного возраста;
  • Проанализировать величину искривления позвоночника  в разных положениях тела;
  • Ознакомить  детей младшего школьного возраста с основами гигиены позвоночника;
  • Определить в недельной динамике влияние расписания уроков на величину нагрузки позвоночника.

Методы нашего исследования:

  • Визуальный
  • Описательный
  • Анализ
  • Измерение

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что  в современных условиях гигиене позвоночника в младшем школьном возрасте уделяется недостаточное внимание, а следовательно существует множество факторов способных пагубно повлиять на осанку.

Выводы по работе:

Таким образом, в работу вошли разделы содержащие литературный обзор по темам:

  • общая анатомия позвоночника человека
  •  осанка
  • физическая культура
  •  школьное расписание
  • внеклассные занятия школьников
  • режим труда и отдыха
  • гигиена позвоночника в разных позах
  • вес портфелей
  •  питание здорового позвоночника.

В практическую часть включены:

  • осмотр детей, младшего школьного возраста с целью выявления у них дефектов осанки,  в результате получили следующие данные 89 человек(80,9%) не имеют дефектов, а 21 (19,1%) имеют;
  • проведён опрос с целью оценки физического развития: из 110 человек 65 не умеют плавать, 71 не катались на роликах, 98 не катаются на лыжах, 31 не прыгают на скакалке, 47 не катаются на велосипеде, только 17 пробовали закаляться, зарядку выполняют 74 человека, затрачивая в среднем 13,14 минут, 61 человек предпочитает проводить время в помещении, а остальные 49 проводят на улице в среднем 3,5 часа;
  • разработан комплекс упражнений для укрепления мышц спины;
  • составлены рекомендации по составлению школьного расписания;
  • проведён опрос среди учителей младших классов, который показал, что из 30 учителей 11 проводят физическую разминку, 10 проводят её редко и 9 не проводят;
  • изучение осанки в течении 40 минут;
  • изучение предпочтений в питании .

В нашей исследовательской работе мы отразили  наиболее важные составляющие гигиены позвоночника в младшем школьном возрасте. Мы считаем очень важным наличие встреч с ребятами в школе, где мы не только рассказали о здоровье позвоночника, но и в игровой форме обучали здоровому образу жизни. Несмотря на то, что эти встречи занимали много времени, они оказались важными как для нашего исследования так и для школьников. Наши рекомендации по  профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата учтены во всех школах и колледжах Белореченского района.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «belmedkolsuz»

Источник

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Доклад на родительском собрании

Формирование правильной осанки

у детей младшего школьного возраста

подготовила

учитель начальных классов

Тульченко Ирина Анатольевна

МБОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа»

 Курского района

Формирование правильной осанки

у детей младшего школьного возраста

 Известно, что правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, способствуя нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма. В связи с этим формирование правильной осанки имеет важное значение, особенно в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идет формирование изгибы позвоночника и других основ осанки.

     Однако результаты многочисленных исследований свидетельствуют о широком распространении функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата среди детей младшего школьного возраста: от 60 до 80% из них, имеют различные нарушения осанки.

Искривление позвоночника провоцируют:

  • неправильное питание. Это ведет к нарушению в развитии мышечной, костной и хрящевой тканей, что отражается на формировании осанки.
  • Врожденные патологии.
  • Гиподинамия. Слабость мышц часто обусловлена отсутствием достаточной физической нагрузки.
  • Неравномерное развитие разных групп мышц на фоне слабости мускулатуры. К примеру, плечи, которые сведены вперед — результат того, что сила грудных мышц выше силы мышц, которые сближают лопатки, а сутулость — результат слабости трапециевидной мышцы спины.
  • Перегрузка мышц односторонней работой, неправильное положение тела во время занятий или игр.

Все это ведет к уменьшению или усилению существующих изгибов позвоночника, асимметричному положению тела, закреплению неправильной осанки.

Диагностика нарушений осанки

Родителям необходимо обращать внимание, в каком положении чаще всего находятся плечи и спина ребенка, на одном ли уровне располагаются его лопатки, не искривлен ли позвоночник вправо или влево. Когда ребенок сидит, обращайте внимание, не подкладывает ли он ногу под себя, не сутулится ли, не «перекашивается» ли в какую-то сторону, опираясь на локоть. Причиной неправильной осанки может быть высота стола не по росту, большое расстояние между столом и стулом. Левая рука не должна свисать во время занятий, чтобы плечи находились на одном уровне. К ассиметричному положению тела может также привести привычка стоять с немного согнутой и отставленной в сторону ногой.

Предлагаем простой тест-упражнение для осанки. Пусть ребенок станет спиной к стене, чтобы затылок, лопатки, ягодицы, голени прикоснулись к стене, а затем сделает шаг вперед, сохраняя правильную осанку.

Чтобы определить, в каком состоянии находятся мышцы спины ребенка, ему следует лечь лицом вниз на кушетку, чтобы тело выше бедер находилось на весу вне кушетки, руки на поясе. Родители при этом придерживают ребенка за ноги. Ребенок в 5–6 лет может удержать туловище в горизонтальном положении от 30 до 60 сек., в 7–10 лет — 60–90 сек., в возрасте 12–16 лет — 1,5–2,5 мин.

Насколько развиты мышцы брюшного пресса, покажет количество повторов перехода в медленном темпе, которые может сделать ребенок из положения лежа в положение сидя (при этом ноги также фиксируются). Норма для детей 7–11 лет — 15–20 раз.

Если вы выявили у ребенка нарушения осанки или слабость мышц спины, проконсультируйтесь у хирурга, ортопеда или врача в кабинете ЛФК. Доктор осмотрит ребенка, и если необходимо, даст направление на рентгенографию или топографическую фотометрию для уточнения диагноза. Если мышцы сильно ослаблены, школьнику необходимо будет каждый день выполнять упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины. Врач их подбирает в зависимости от выявленных нарушений осанки.

Также доктор наверняка даст следующие общие рекомендации:

  • Мебель должна соответствовать росту ребенка.
  • Сон на твердой и ровной постели с невысокой подушкой. Кровать должна быть на 20–25 см больше, чем рост ребенка.
  • Хорошая освещенность во время занятий, игр.
  • Рациональный режим (полноценное питание, сон, чередование разных видов деятельности, прогулки и т. д.).
  • Перерывы при выполнении домашнего задания (45 мин. — работа, 15 мин. — отдых).
  • Упражнения для укрепления мышц спины.

     Выше изложенное свидетельствует о том, что проблема формирования правильной осанки является актуальной.

     В процессе специальной тренировки опорно-двигательного аппарата, направленной на формирование правильной осанки, решаются следующие задачи, определяющие подбор упражнений:

     1) формирование навыка правильной осанки;

     2) гармоничное укрепление мышц и развитие силовой выносливости;

     3) развитие гибкости;

     4) формирование навыка правильного дыхания;

     5) коррекция функциональных отклонений со стороны

          опорно-двигательного аппарата;

     Как двигательный навык, осанка формируется по механизму образования временных связей, приводящих путем длительных и частых повторений к образованию условных рефлексов, обеспечивающих удержание тела в покое и в движении. Закономерности формирования двигательных умений и навыков определяют последовательность обучения детей умению принимать и сохранять положение правильной осанки.

     На первом этапе необходимо создать у детей представление о правильной осанке, показать правильное положение тела и объяснить значение. Следует учитывать, что зрительное восприятие действует на детей гораздо сильнее объяснений. Важно правильно выбрать место для показа, чтобы создать правильное представление о положении различных частей тела.

     Для детей характерна большая неточность выполняемых движений, поэтому в процессе занятий необходимо создавать условия для осязательных ощущений сопровождающих мышечную работу во время выполнения упражнений. Для выработки правильной осанки используют зеркало (дети контролируют положение тела и его частей, стоя лицом и боком к зеркалу). Эффективны тактильные ориентиры, имеющие место при выполнении упражнений у гладкой, без плинтуса, стены (касаясь стены затылком, лопатками, с ягодицами и пятками), с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного или резинового кольца).

     На втором этапе разучивания двигательного действия необходимо уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого движения, исправить имеющиеся ошибки и добиться точного выполнения двигательного действия в целом. У детей условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны. Для образования двигательных навыков эти упражнения следует чаще повторять. В этой связи следует ежедневно применять упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки и включать их в утреннюю зарядку, гимнастику после дневного сна и домашних заданий. С целью выравнивания сил мышечной тяги необходимо чаще выполнять упражнения с предметами – гимнастической палкой, мячом, обручем. Большое значение для закрепления правильной осанки имеют упражнения в равновесии, так как они требуют удержания позвоночника в прямом положении при любой возможной позе и в движении. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, воспитанию тонкого ощущения положения различных частей тела в пространстве.

     На третьем этапе реализуется конечная цель обучения – образование прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства.

     Движение можно считать освоенным в том случае, если ребенок правильно выполняет его и в привычных условиях, и в не привычных.

      Например, упражнение «кукла» можно выполнять в домашних условиях.

     И.п. – стоя спиной к стене руки опущены вниз ладонями вперед; пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки и голова касаются стены (расстояние между крестцом и стеной должно быть равно ширине ладони).

     1 – 8 – сохранять это положение (не задерживать дыхание).

     1 – 8 – расслабить мышцы.

     Можно это упражнение выполнять с поворотами головы влево и вправо, наклоняться влево и вправо, поднимать руки через стороны вверх и др.  

Упражнения для укрепления мышц спины

  1. Стоя возле стены, прижать к ней пятки, лопатки и ягодицы. Развести руки на уровне плеч, скользить ими по стене, ладони вперед, мышцы спины и рук напряжены. Опустить руки, расслабиться. Повторить до 5 раз.
  2. Стоя спиной к стене, медленно отходить от нее, контролируя правильную осанку. Повторить 3–5 раз.
  3. И. п.- то же. Руки на поясе, локти прикасаются к стене. Скользить по стене лопатками, ягодицами и руками, медленно принять положение сидя на корточках, затем не спеша встать, контролируя осанку. 5 раз.
  4. Встать, ноги на ширине плеч, опустить руки. Поднять руки к плечам вперед ладонями, локти плотно прижать к туловищу, чуть наклониться вперед (при этом лопатки свести, спину держать прямой). Задержаться на 4–6 сек., выпрямиться, руки опустить. 5–10 раз.
  5. Лечь на живот, ноги и руки вытянуть вдоль тела. Одновременно поднимать ноги и руки вверх, прогибаясь в пояснице и опираясь на грудную клетку, живот и таз. Задержаться на несколько секунд в этом положении, вернуться в и. п. Повторить 5 раз.
  6. Лежа животом вниз на пол, ладонями опереться об пол. Плавно поднять голову вверх и прогнуться в пояснице, не отрывая от пола рук. Затем опустить голову на руки, расслабиться. Повторить 5 раз.
  7. Лежа на животе, руки вдоль тела, ноги вместе. Ноги согнуть, поднимая плечи и голову, удерживать в таком положении туловище 4–6 сек. Вернуться в и. п., расслабиться. 5–10 раз.
  8. Лежа на животе, развести руки в стороны. Приподнять голову и смотреть вниз, держаться в таком положении 4–6 сек. Вернуться в и. п., расслабиться. 5–10 раз.
  9. Согнуть в локтях руки, кисти приблизить к плечам, большой палец ладони касается плеча. Пальцы развести, локти — прижать к телу. Держать голову прямо, чуть приподнять грудную клетку. Руки согнуть в локтях и медленно поставить перед собой, опустить голову на них, расслабиться. 5 раз.
  10. Сложить ладони, поднести к подбородку руки, выпрямить их и развести в стороны, перевернув наружу ладони (движения похожи на занятия плаванием). Согнуть перед собой руки в локтях, опустить голову на них и расслабиться. Повторить 5 раз.
  11. Лежа на спине, вытянуть прямые руки за головой, при этом ноги прямые, носки тянуть на себя. 5–10 движений ногами вниз/вверх с небольшой амплитудой. 3–8 раз.
  12. Лежа на спине поднять ноги на 45˚, крутить педали велосипеда. Сделать 10 вращений, опустить ноги на пол, 5 сек – отдых. Повторить 10 раз.
  13. Лежа на спине, руки вдоль тела, ноги вместе. Прямые ноги медленно приподнять, развести в стороны, затем скрестить и опять развести. 10 раз. 5 сек. – отдых. Повторить еще 10 раз.

При выполнении упражнений дыхание должно быть ровным.

Для развития правильной осанки полезны занятия плаванием брассом, греблей, волейболом, баскетболом, лыжным спортом. Не стоит забывать о танцах или любых других видах физической активности, которая по душе ребенку.

Лечение болезней опорно-двигательного аппарата длительное и сложное, требует больших усилий. Однако поддерживая интерес сына или дочери к занятиям спортом, вы поможете избежать проблем со спиной. Время, потраченное на исправление осанки, окупится сторицей. 

Литература:

1. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2003.

2. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. — М.: Эгвес,2000.

3. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.— М.: Народное образование, 2002.

4. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.: Академкнига,2010.

Источник