Позвоночника и джаз модерн

Позвоночника и джаз модерн thumbnail

Модерн-танец в переводе означает «современный танец». В отличие от джазового или классического танца это направление создавалось на основе творчества того или иного конкретного лица. В танце-модерн существенным является попытка исполнителя выстроить связь между формой танца и своим внутренним состоянием.

Модерн-джаз танец активно использует передвижение танцора не только по горизонтали, но и по вертикали. Расположение исполнителя на полу (в партере) употребляется достаточно часто. Уровнем называется расположение тела танцора относительно земли. Основные виды уровней: стоя, сидя, стоя на четвереньках, сидя на корточках, стоя на коленях, лежа. Кроме того, существуют так называемые акробатические уровни: шпагаты (поперечный и продольный), «мост», стойка на руках, стойка на лопатках («березка»), колесо.

Наиболее распространенные варианты уровней.

Стоя:

а) верхний уровень (на полупальцах);

б) средний уровень (на всей стопе);

в) нижний уровень (колени согнуты).

«На четвереньках»:

в) опора на руках и коленях;

б) одна или две ноги вытянуты назад при опоре на руки;

в) одна нога открыта в сторону или назад при опоре на руках и колене.

На коленях:

а) стоя на двух коленях;

6) стоя на одном колене, другая нога открыта в любом из направлений.

Сидя:

а) frog-position (колени согнуты, стопы вместе);

б) первая позиция (ноги вместе, вытянуты вперед);

в) вторая позиция (ноги разведены в стороны);

г) четвертая позиция или «swastic»;

д) пятая позиция (ноги согнуты в коленях, одна стопа перед другой).

е) колени согнуты и соединены (стопы стоят на полу параллельно);

ж) джазовый шпагат (нога впереди вытянута, а сзади согнута);

Лежа:

а) на спине;

б) на животе;

в) на боку.

Упражнения для позвоночника.

Виды движений:

наклоны торса;

изгибы торса;

спирали;

body roll («волна» );

flat back;

roll down и roll up;

contraction, release.

Уровни и упражнения для позвоночника тесно связаны между собой. В каждом уровне выполняется упражнение для позвоночника, но со своими особенностями. Эти упражнения способствуют вытягиванию, растяжению позвоночника, и постановке позвонков на место. Выполнение этих упражнений требует большой внимательности к собственным ощущениям и осторожности. Большое значение в этих упражнениях имеет дыхание. Все движения должны исполняться в ритме глубокого и ровного дыхания. Вдох через нос, выдох через рот. Дыхание должно проникать как можно глубже. Короткое грудное дыхание не годится.

3. Практическая часть

·  Разминка: разогреваюшие упражнения для всех частей тела.

·  Разноуровневые упражнения и упражнения для позвоночника.

Итак, начинаем выполнять упражнения в положении стоя.

1. Flat back (плоская спина), или table top (поверхность стола). Речь идет о наклонах, в которых спина, голова и руки составляют одну прямую линию. При наклонах в сторону очень важно наклонять торс без изгиба в грудной клетке.

C:Documents and SettingsАдминистраторРабочий столфото в мастерклассмастер-класс 006.jpg

2. Side stretch. Наклон в сторону, при котором грудная клетка изгибается. Руки могут находиться в третьей позиции или же при наклоне вправо правая рука — в подготовительном положении, левая рука — в третьей позиции.

3. Roll down и roll up. Roll down представляет собой постепенное, начиная от головы, закручивание торса вниз, причем все позвонки, один за другим, должны быть включены в это движение. Roll up — обратное движение, подъем и раскручивание позвоночника в исходное положение.

4. Body roll («волна») Если несколько центров последовательно включить в движение по принципу управления, один за другим, то получается как бы волна всего тела. Например: надо представить, что перед исполнителем на расстоянии 10-15 см находится стена, которой он касается поочередно коленями, пелвисом, грудью, плечами и в заключение — головой.

5. Спираль.

6. Deep body bend — глубокий наклон вперед, ниже, чем на 90°. При этом наклоне спина, голова и руки находятся также на одной прямой линии, но торс наклоняется как можно ниже, и если исполнять этот наклон по второй параллельной позиции ног, то голова и плечи исполнителя должны находиться практически между коленей. Основными ошибками считаются расслабление или округление позвоночника.

Переходим в уровень сидя.

Релиз и контракция могут исполняться как положении стоя так и в положении сидя. Но в партере позвоночник более подвижен, поскольку нет необходимости держать вес тела. Contraction и release и спирали в основном исполняются именно в партере.

1. Contraction — это сжатие всех мышц и относительное уменьшение объема тела, которое как бы аккумулирует энергию для дальнейшего движения, которое выполняется одновременно с release.

C:Documents and SettingsАдминистраторРабочий столфото в мастерклассмастер-класс 059.jpg

2. Release — понятие, противоположное положению contraction. Тело освобождается и немного расширяется в пространстве. Release выполняется на вдохе.

C:Documents and SettingsАдминистраторРабочий столфото в мастерклассмастер-класс 058.jpg

3. Спираль.

4. Flat back (плоская спина), или table top (поверхность стола). Речь идет о наклонах, в которых спина, голова и руки составляют одну прямую линию. При наклонах в сторону очень важно наклонять торс без изгиба в грудной клетке. Ноги во второй позиции, руки — V позиция.

5. Переход из уровня сидя в уровень лежа. Сидим в положении Contraction, ноги согнуты в параллельной первой позиции, руки на коленях. Постепенно, на выдохе, начиная с поясничного отдела опускаемся на пол, последней ложится голова. Руки на полу во второй позиции. На вдохе прогиб в поясничном отделе, по необходимости опора на руки. Постепенно за поясничным отделом поднимаемся в исходное положение.

Читайте также:  Может ли срастись позвоночник

Уровень лежа.

1. Стойка на локтях лежа на спине, вытягивание позвоночника.

2. Спираль лежа на спине.

C:Documents and SettingsАдминистраторРабочий столфото в мастерклассмастер-класс 084.jpg

3.  Спираль лежа на животе.

Заминка.

4. Итог
Список литературы

1. Никитин -джаз танец. Начало обучения. – М.: ВЦХТ, 1998. – 150 с.

2. Никитин -джаз танец. Продолжение обучения. – М.: ВЦХТ, 2001. – 154 с.

Источник

Определенные законы движения позволяют выстроить занятие джаз-модерн танца и методику преподавания этой техники. Особенность этого направления хореографии – достаточная свобода педагога в выборе лексического материала, основывающаяся на строгих рамках и последовательности занятия. Именно эта свобода позволяет создать множество индивидуальных способов преподавания.

Применение джаз-модерн танца в настоящее время достаточно многообразно: театральная практика, эстрада, кино и шоу-бизнес. Большое распространение в последние годы получили любительские коллективы современного танца, в том числе и детские.

На занятии  джаз-модерн танца нет никакой определенной последовательности движений как это существует в классическом танце. Зафиксирована только техника преподавания школы Марты Грэхем. К наиболее устоявшимся школам относятся школа Д. Хамфри, школа Г. Джордано, школа М. Меттокса, школа М. Каннингема, школа Л. Хортона, школа Хосе Лимона. Многие педагоги, изучив основные базовые школы, создают собственную систему преподавания, объединяющую несколько направлений.

Особенность лексического модуля, т.е. движенческого словаря джаз-модерн танца, состоит в том, что в единое целое (комбинированную форму занятия, сценическую композицию и т. д.) органически соединяются движения, характерные для танцевальных систем – антагонистов,  какими на первый взгляд являются джазовый танец и классический балет.

В американской и западноевропейской системе хореографического воспитания не существует единой методики. Каждый педагог является самоценной творческой личностью и имеет право на поиск своих педагогических приемов и методов.

Ценность  методики  педагога-хореографа заключается, прежде всего, в его неповторимости, его индивидуальности. И каждый педагог вправе, основываясь на базовых понятиях, искать свой путь, свою технику и лексику. Можно предложить лишь некий каркас, основанный на основных техниках джаз-модерн танца, который является, прежде всего, руководством к действию, а не догматической схемой.[1,с.19]

Сравнивая методы различных педагогов, совершенно четко можно выделить следующие разделы занятия:

  • разогрев;
  • изоляция;
  • упражнения для позвоночника;
  • уровни;
  • кросс- передвижения в пространстве;
  • комбинация или импровизация

Рассмотрим основные задачи каждого раздела, методику преподавания и педагогические приемы.

  1. I. Разогрев.Задачи раздела занятия — привести двигательный аппарат в рабочее состояние, разогреть мышцы. В отличие от классического тренажа с определенной ответственностью упражнений, в джаз-модерн танце существуют различные способы разогрева: у станка, на середине зала и в партере. По функциональным задачам можно выделить четыре группы упражнений:
  • первая — упражнения стрэтч — характера, т.е. растяжение, связанные со статическим напряжением мышц различных частей тела.
  • вторая – упражнения, связанные с наклонами и поворотами торса. Они помогают разогреть и привести в рабочее состояние позвоночник и его отделы (именно на позвоночник падает основная нагрузка в дальнейших частях урока). Эти упражнения эффективнее всего стоя или в партере.
  • третья – упражнения, связанные с разогревом ног. Здесь много заимствований из классического экзерсиса: plie, releve, battement tendu, battement jete и т.д.
  • четвертая – упражнения, связанные с расслаблением позвоночника и включает в себя упражнения свингового характера или падения (drop) торса в различных направлениях. При сочетании всех упражнений достигается необходимый разогрев различных мышц.

Возможна следующая система разогрева, которая, естественно, может варьироваться в зависимости от задач занятия:

  • упражнения у станка: перегибы и наклоны торса, растяжки, demi-plie и grand-plie по параллельным и выворотным позициям, упражнения для разогрева стопы и голеностопа.
  • разогрев на середине зала: спирали и изгибы торса, наклоны, упражнения на напряжение и расслабление, упражнения для разогрева позвоночника, упражнения, заимствованные из занятия классического танца.
  • в партере: упражнения для позвоночника, упражнения стрэтч-характера, упражнения для разогрева стопы и голеностопа. [3,с.38]

Педагог имеет возможность выбрать тот разогрев, который наиболее полно готовит тело исполнителя для дальнейших нагрузок, необходимых для  выполнения  дальнейших задач. Темп разогрева также может быть различен: упражнения в медленном темпе, построенные на статическом напряжении, или упражнения, выполненные в более быстром темпе.

Разогрев должен состоять из 5-6 упражнений на различные группы мышц. Возможно сочетание нескольких движений в единую комбинацию, которая обязательно исполняется с двух ног и во всех направлениях. Возможно также изменять расположение исполнителя. Например, несколько упражнений у станка сочетать с упражнениями на середине зала или упражнения на середине выполнять с изменениями уровней, т.е. несколько упражнений выполняются с положения «стоя», затем «сидя» и «лежа» или наоборот из положения «лежа» постепенно подняться в положение «стоя». Здесь нет четких правил и законов, все зависит от уровня подготовки группы (естественно для слабо подготовленных детей требуется больше времени для разогрева).

Читайте также:  Видео упражнения для укрепления мышечного корсета позвоночника

Использование в разогреве прыжков является достаточно спорным. Многие педагоги придерживаются той точки зрения, что тело ребенка еще не готово к таким нагрузкам. Однако маленькие прыжки типа pas sauté или emboite в конце разогрева хорошо активизируют мышцы и являются своеобразной кульминацией перед следующим более спокойным разделом занятия.   

  1. II. Изоляция. Эта часть занятия более насыщена упражнениями, чем предыдущая. И если в разогреве все тело активизируется, то при изоляции происходит глубокая работа с мышцами различных частей тела.

Сначала педагогу необходимо добиться достаточной свободы позвоночника обучающихся, т.е. научить держать положение коллапса. Для этого используется несколько упражнений на напряжение и расслабление с тем, чтобы дети более свободно распределяли напряжение на позвоночник.

Поза коллапсасвоеобразное держание тела, когда нет напряжения и вытянутости вверх. Тело свободно расслаблено, его изгибы немного утрируются, колени согнуты, торс и голова немного наклонены вперед.

Изоляции, как правило, подвергаются все центры – от головы до ног. Однако возможны комбинации, когда последовательно исполняется одно движение головой, одно — грудной клеткой, одно – руками, одно – пелвисом (бедрами), одно – ногами. При исполнении подобных «цепочек» очень важно использовать принцип управления, т.е. из одного центра передавать импульс в другой.

Первоначально все движения исполняются в «чистом» виде, причем возможно исполнение двумя способами: медленное сжатие и расширение (например, медленный наклон головы вперед и максимальный наклон головы назад) или резко достичь максимального положения. Но в том и в другом случае центр, приведенный в движение, должен достигать своего крайнего возможного положения.

Второй этап обучения – соединение движений одного центра в простейшие комбинации: крест, квадрат, круг, полукруг.

Следующий этап – соединение в более сложные геометрические комбинации, ритмические структуры, соединение движений нескольких центров.

Основная задача педагога во время изучения движений изолированных центров – следить за тем, чтобы движения были действительно изолированными, чтобы во время движения одного центра не двигался другой. Эта, на первый взгляд, простая задача вызывает трудности, т.к. анатомически все центры тесно связаны.

III. Упражнения для позвоночника. Если техника изоляции заимствована из джазового танца, то движение тела целиком, без изоляции отдельных центров – своеобразие танца-модерн. Основой этой техники служит, прежде всего, позвоночник, поэтому главная задача педагога – развить у детей подвижность во всех его отделах.[2,с.33]

Виды движений: наклоны торса, изгибы торса, спирали,body roll («волна»), contraction,  release,  high release, tilt, lay out.

  Спирали – это внутреннее движение, развивающее подвижность позвоночника в тазобедренном суставе.

Сontraction,  release,  high release – эти положения  используются во многих техниках современного танца. Это не динамическое движение. Сontraction – это сжатие всех мышц и относительное уменьшение объема тела, которое как бы аккумулирует энергию для дальнейшего движения. Движение выполняется  на выдохе.

Release – понятие, противоположное положению contraction. Тело освобождается и немного расширяется в пространстве. Release выполняется на вдохе.

Положение high release – высокое расширение, т.е. положение вдоха гиперболизируется, торс приподнимается и немного прогибается назад, но голова не запрокидывается и перегиб проходит через 7-й позвонок, грудная клетка приподнимается руки в V-положении вверху.

Во время исполнения tilt (угол) позвоночник является центральной осью тела, но эта ось несколько смещается от строго вертикального положения. Т.е. корпус, сохраняя прямую линию, отклоняется вправо или  влево. Tilt может исполняться и на одной ноге. Другая нога в это время может быть в положении «у колена» или быть открытой в любом из направлений. В других техниках  это движение иногда называют «lay out». Суть его состоит в одновременном подъеме ноги приемом developpe или releve lent на 90º и одновременном наклоне торса в противоположном направлении. Положения tilt и lay out используются в основном в adagio, исполняются в медленном темпе и позволяют воспитать такие качества, как выворотность и шаг, устойчивость и точность позировки.

IV.Уровни. Джаз-модерн танец достаточно широко использует движение исполнителя на полу (в партере). Основные уровни: стоя, сидя на корточках, «на четвереньках», стоя на коленях, сидя и лежа. Задачи уровней во время занятия многообразны. Во-первых, в различных уровнях исполняются упражнения на изоляцию (особенно это эффективно в нижних уровнях, т.к. нет необходимости держать вес тела, и все центры двигаются более свободно). Во-вторых, в партере очень полезно выполнять упражнения стрэтч-характера, т.е. растяжки. В уровнях «сидя» и «лежа» достаточно много упражнений  на contraction и  release, спирали  и твисты торса. И, наконец, сама смена уровней, быстрый переход из одного уровня в другой – дополнительный тренаж на координацию.

V.Кросс. (Передвижение в пространстве).Этот раздел занятия развивает танцевальность и позволяет приобрести манеру и стиль джаз-модерн танца. Традиционных, зафиксированных шагов, прыжков и вращений немного. Каждый из педагогов волен импровизировать и варьировать, как подсказывает ему педагогическое чутье.[1,с.43]

Виды движений: шаги, прыжки, вращения.

Шаги разделяются на четыре основные группы:шаги примитива, шаги в джаз-модерн манере, шаги в рок-манере.шаги мюзикл-комеди-джаз манере, т.е. раннего джаза. Существуют еще и связующие шаги.

Читайте также:  Из чего образуется позвоночник у хордовых

Прыжки на занятии по джаз-модерн танцу используются в сочетании с прыжками и вращениями.

Прыжки условно можно разделить на 4 группы: с двух ног на две (jump), с одной ноги на другую с продвижением (leap),с одной ноги на туже ногу (hop), с двух ног на одну.

Характерной особенностью является исполнение прыжка как с акцентом  вверх, так и с акцентом вниз. Так же, как шаги, прыжки могут координироваться с другими центрами, торс может быть не вытянут вверх, как это требует классический танец, а быть наклонен и изогнут. Любой прыжок классического танца может быть педагогом трансформирован за счет иной координации или изменения направления. Как и в классическом танце, прыжки могут исполняться на месте и с передвижением в пространстве. Возможно сочетание различных по характеру прыжков в единую комбинацию: в джаз-модерн танце нет разделения на большие, средние и малые прыжки.

Вращения, как и прыжки, могут исполняться на месте и  с передвижением в пространстве. Основные виды поворотов: на двух ногах, на одной ноге, повороты по кругу вокруг воображаемой оси, повороты на различных уровнях, лабильные вращения

Кроссовые комбинации. Обычно на занятии используются сочетания из нескольких шагов, прыжки и вращения, которые исполняются по диагонали класса с активным продвижением вперед.

  1. VI. Комбинация и импровизация. Последним, завершающим разделом урока джаз-модерн танца является комбинация. Здесь все зависит от фантазии педагога и его балетмейстерских способностей. Нет никаких рецептов построения комбинации: они могут быть на различные виды шагов, движения изолированных центров, вращений. Могут быть комбинации в партере, связанные положениями contraction и release, спиралями и твистами торса, а также с нетрадиционными передвижениями на полу типа перекатов, кувырков и т.п. Комбинации могут быть на основе движений, из модных стилей бытовой хореографии.

Однако главное требование комбинации – ее танцевальность, использование определенного рисунка движения, различных направлений и ракурсов, чередование сильных и слабых движений, т.е. использование всех средств танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность исполнителя. Обычно комбинация изучается на протяжении 3-4х занятий, шлифуется и отрабатывается.

Возможен путь, когда несколько комбинаций соединяются в единый, хореографически выстроенный  номер. Естественно, на первом этапе обучения комбинации должны быть достаточно просты для усвоения, их длительность не должна превышать 32 или 64 такта, затем, совершенствуя и усложняя, педагог должен создавать развернутые комбинации, близкие к законченным, возможно, сюжетным хореографическим номерам. В них должен быть использован весь арсенал выразительных средств современного танца. Возможно, хотя это и занимает много времени, создание полифонических хореографических произведений, где каждая группа учащихся имеет свой хореографический текст.

Построение занятия. При подготовке занятия, необходимо разделить материал на части и определить для каждой из них время. Нет необходимости каждый раз обязательно использовать все разделы урока, возможна более детальная проработка двух, трех разделов.

Примерное распределение времени при полуторачасовом занятии:

  • разогрев – 5-7 мин.
  • изоляция – 20 мин.
  • упражнения для развития позвоночника – 10 мин.
  • уровни – 15 мин.
  • кросс – 15 мин.
  • комбинация и импровизация – 15 мин.

В конце каждого занятия необходимо иметь несколько минут для восстановления дыхания и несколько упражнений на расслабление.

Музыкальное сопровождение занятия. Подбор музыкального материала целиком зависит от задач урока и его построения. Обычно для разогрева используется музыка свингового характера размера 2/4, однако возможна и медленная музыка на 4/4, особенно при исполнении наклонов, спирали торса.

Для изоляции подходит быстрая, ритмичная музыка с четким акцентом на первую долю. Главное в музыкальном материале – простая мелодия и постоянный ритм, не усложненный модуляциями или ритмическими фигурами. Возможно использование только ударных инструментов.

В разделе «Упражнения для позвоночника» в основном используются  музыкальные размеры 4/4 или 3/4, возможны более сложные размеры, но тогда комбинации должны быть «неквадратными».

В разделе «Кросс. Передвижение в пространстве» выбор музыки зависит от задач и предложенных комбинаций. Шаги афро-танца желательно использовать под ударные инструменты, причем ритм музыкального сопровождения зависит от типа шага.

При изучении комбинации на начальном этапе музыкальное сопровождение должно быть простым мелодическим рисунком и устойчивым ритмом. В дальнейшем может использоваться более сложная музыка различных стилей: поп-музыка, джазовая музыка, симфо-джаз, рок-музыка, музыкальный материал из мюзиклов и музыкальных фильмов.

Спорным является вопрос о точном соответствии комбинации или упражнения зафиксированному музыкальному отрывку. Некоторые педагоги четко выстраивают упражнения, фиксируют их и каждому подбирают соответствующий музыкальный материал. Другие импровизируют в выборе упражнений в зависимости  от музыкального сопровождения, которое идет по принципу «нон-стоп». И в том и в другом случае музыкальный материал должен соответствовать разделу урока, а комбинации должны выстраиваться в зависимости от целей и задач, поставленных педагогом.

Автор:  Жидких Галина Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им.В.Волошиной» Бригинец Елена Борисовна, методист МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им.В.Волошиной»  г. Кемерово

Источник