Практическая работа гибок ли ваш позвоночник 8 класс
1
Гибкость позвоночника, как фактор, определяющий состояние опорно-двигательной системы
2
Цель работы — выявить степень гибкости позвоночника у школьников разных ступеней обучения. Задачи работы: — определение гибкости позвоночника школьников на разных уровнях формирования опорно-двигательной системы; — выявление взаимосвязи между гибкостью позвоночника и физической подготовкой; — сравнение результатов практической работы и результатов медосмотра; — выявление факторов на формирование опорно- двигательной системы.
3
Обоснование работы Тема работы определена по интересам школьников на уроке биологии при выполнении практической работы «Гибок ли ваш позвоночник». Актуальность — в настоящее время здоровье человека – один из важных факторов его благополучия. Степень гибкости позвоночника влияет на состояние опорно- двигательной системы организма: здоров позвоночник – все тело здорово. Гипотеза: чем лучше состояние мышц, тем легче позвоночник справляется с нагрузками.
4
Обоснование гипотезы Обоснование гипотезы проводилось на анализе литературных источников и справочных материалов, консультаций медиков, анкетирования школьников, проведения исследования в группах-классах, проведение физкультминутки в звене начальных классов по разучиванию новых методик на развитие гибкости позвоночника. Обоснование гипотезы проводилось на анализе литературных источников и справочных материалов, консультаций медиков, анкетирования школьников, проведения исследования в группах-классах, проведение физкультминутки в звене начальных классов по разучиванию новых методик на развитие гибкости позвоночника.
5
Методы исследования Методика практической работы «Гибок ли ваш позвоночник?» использована из рабочей тетради по биологии для учащихся 8 класса (автор И.Н Пономарёва): встаньте на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, максимально нагнитесь вперёд, попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры, а если удаётся то и ниже. Теперь с помощью линейки измерьте расстояние от кончика среднего пальца до опоры. Результаты считаются отличными, если у мальчиков равны +6 (+9), а у девочек +7 (+10). Все остальные положительные результаты следует оценить как хорошие, а вот отрицательные – как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.
6
Исследования показали : Ф.И ученика 11 класс (Январь, 2010 г.) 11класс (Май, 2010 г.) Вывод Антонов Артём освобожд ен +5 Ганова Ксения +8 Стадниче нко Сергей ,5 Чупрыно Влад ,5 Никифоро в Виктор
7
Ф.И. ученика8 класс (октябрь, 2008г) 8 класс (март,2009 г.) 9 класс (март, 2010 г.) Вывод Волынкина Екатерина ,3 Грищенко Татьяна +4 Иванова Алёна ,6 Королёв Александр ,6 Мугаджиров Мустафа ,3 Селищева Наталья ,8 Сташкова Валентина ,3 Черемнякова Ксения ,6 Чупрыно Татьяна ,8
8
Ф.И. ученика7 класс8 классВывод Ванчуров Андрей -20 Дудко Станислав Душкина Вероника Лидер Сергей ,3 Обельцева Надежда освобождена +7 7 Поляков Сергей ,8 Пислегин Алексей ,5 Рудоман Анастасия освобождена +3 Фликова Валерия +14 Ярошик Кристина ,8
9
Ф.И. ученика6 класс7 классВывод Ганов Вадим освобожден +5 Ефимова Валерия +10 Обельцева Екатерина ,8 Селихова Елена Стадниченко Никита ,5 Хмелевских Олег ,3 Школьник Андрей ,8 Якименко Наталья ,8
10
Ф.И. ученика5 класс (Январь, 2010г.) 5 класс (Май, 2010г.) Вывод Савченко Елена Свинаренко Захар Освобождён +3 Сафонова Валерия ,5 Серикова Евгения ,5 Максимов Юрий Мугаджиров а Залха
11
Ф.И. ученика4 класс (Январь, 2010г.) 4 класс (Май, 2010г.) Вывод Коплик Влад Махомедов Евгений ,5 Марушличенк о Вадим Майдуров Дмитрий 0 +2 Нкифорова Татьяна +2 Савенко Алёна ,5 Селихов Владимир +1 0 Черемняков Михаил ,5
12
Ф.И. ученика 3 класс (Январь, 2010г.0 3 класс (Май, 2010г.) Вывод Ефимова Светлана ,5 Селищева Елизавета ,5 Харченко Роман ,5 Ф.И. ученика 2 класс (Январь, 2010 г.0 2 класс (Май, 2010 г.) Вывод Волынкин Денис ,5 Куликов Данила 0 -0,5 Пенчук Дмитрий 0 -0,5
13
. Результаты наблюдений и медосмотра детей Работа по исследованию гибкости позвоночника проводилась в течение двух лет и расширена с участием 1-5 классов. Гибок ли ваш позвоночник? класс До 0 До +6 От
14
Результаты анкетирования По утренней зарядке из числа опрошенных – 22 участника анкеты делают, что составляет 38%; 29 — не делают; 7 ответили «иногда». Поэтому с целью повышения работоспособности школьников проводится утренняя зарядка перед первым уроком.
15
Углубленные исследования медосмотра года показали, Отклонен ия Год1 кл2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.10 кл 11 кл Нарушен ие осанки в Сколиоз грудного отдела в
16
Заключение Выводы и рекомендации по результатам исследований В целом практическая работа по гибкости позвоночника, анкетирование по отношению к утренней зарядке, консультация медиков были направлены на повышение интереса всех участников к вопросу о состоянии опорно-двигательной системы и формированию осанки, как факторов, в дальнейшем определяющих общее состояние здоровья человека. Вывод 1: отклонения от нормы степени гибкости позвоночника по результатам эксперимента в среднем составляет 13% на конец учебного года. На уровне младших школьников показатель составляет 28%, что объясняется слабой физической подготовкой учащихся этого звена.
17
Выводы: 2. Несистематическое занятие некоторых школьников физкультурой показывают расхождения по результатам гибкости позвоночника. Причины: пассивное отношение к урокам физической культуры, нет желания посещать спортивные секции, длительное времяпровождение за компьютером, у телевизора, несоблюдение режима дня, низкий уровень профилактических занятий на укрепление здоровья детей и взрослых и др. 2. Несистематическое занятие некоторых школьников физкультурой показывают расхождения по результатам гибкости позвоночника. Причины: пассивное отношение к урокам физической культуры, нет желания посещать спортивные секции, длительное времяпровождение за компьютером, у телевизора, несоблюдение режима дня, низкий уровень профилактических занятий на укрепление здоровья детей и взрослых и др. 50% школьников не делают утреннюю зарядку дома. 50% школьников не делают утреннюю зарядку дома.
18
Выводы: 3. результаты углубленного медосмотра по нарушению осанки школьников в учебном году составляло 22% (всего участвовало 80 школьников), что превышает средний показатель по результатам практической работы эксперимента уч. году (13%). Данные медосмотра и результаты исследований имеют основания для продолжения проекта по степени гибкости позвоночника и расширения области этого вопроса на уровне специалистов (медицинские рекомендации), довести сведения до родителей.
19
Выводы: 4. лечебная физкультура через комплекс физических упражнений оказывает на организм многостороннее влияние, как общее – улучшение тренированности мышц, работы сердца, легких, так и местное – улучшение питания мышц, суставов, связок. Чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становятся кости, тем легче им противостоять силе тяжести, стремящейся согнуть, искривить позвоночник.
20
Рекомендации Систематические занятия физкультурой, посещение спортивных секций, выполнение различных посильных обязанностей по хозяйству способствует развитию мышечной активности и влияет на формирование опорно-двигательной системы и осанки. Правильная осанка не возникает сама по себе, её необходимо тренировать с раннего детства.
21
Девиз здоровья Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть сильным – бегай! Хочешь быть сильным – бегай! хочешь быть умным – бегай! хочешь быть умным – бегай! (высечено на скале в Древней Элладе) (высечено на скале в Древней Элладе)
22
Спасибо за внимание ! Будьте здоровы! здоровы!
Источник
Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.
Год: 2008, 2019
Описание: Гдз к учебнику Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. по биологии для 8 класса. На страницах решебника Вы найдёте, сделанные опытными специалистами — готовые домашние задания, большие и краткие конспекты, подробные и грамотные ответы на вопросы, правильные решения к тестам, отличные описания к практическим работам и итоговым вопросам.
Драгомилов 8 класс / Параграф 12
§12. Нарушение осанки и плоскостопие.
1. Что такое осанка? В чём преимущества правильной осанки?
Осанка — привычное положение тела человека в покое и при движении. При правильной осанке у человека плечи находятся на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, походка легкая. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов (легких, сердца, желудка и др.)
2. Каковы причины нарушения осанки? Как их избежать?
К нарушениям осанки приводят неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, а главное — неравномерное распределение нагрузки на тело и не тренированность мышц. Неправильная посадка за партой, столом — частая причина нарушения осанки. Неправильная посадка может привести к сколиозу — боковым искривлениям позвоночника, развитию сутулости и впалой груди. При нарушении осанки часто происходит смещение позвонков и межпозвоночных дисков. Это ведет к ряду тяжелейших болезней. На формирование осанки влияют также манера человека стоять, его походка. Неправильная осанка не только делает фигуру некрасивой, вредно влияет на работу внутренних органов, но и противопоказана для некоторых профессий. Систематические занятия физической культурой, спортом способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы и осанки. Особенно важно следить за осанкой в детстве, когда опорно-двигательная система развивается. Кости у детей гибкие и легко искривляются. При переносе тяжестей нагрузка должна быть посильной и распределяться равномерно. Младшим школьникам носить учебники лучше в ранце, за спиной. Если ученик пользуется портфелем, нужно помнить, что нельзя носить его все время в одной руке. Сидеть во время работы за столом, партой также нужно правильно. Это сохранит здоровье, красоту тела, повысит работоспособность. Сидеть надо прямо, слегка наклонив туловище и голову. Расстояние от глаз до рабочего места — 30-35 см, между грудью и партой — ширина ладони. Ноги должны упираться в пол или подставку полной ступней. При сидении человек должен занимать весь стул или скамью, локти держать на столе. При движении и стоянии тело следует держать прямо, равномерно опираться на обе ноги.
3. Как определить, есть ли у вас искривление позвоночника и плоскостопие?
Проверять правильность осанки лучше вдвоем. Один будет врачом, а второй — пациентом. Как же следует осматривать пациента? Попросите пациента раздеться до пояса и встать к вам спиной. Руки его опущены вниз. Посмотрите, на одном ли уровне находятся углы лопаток. Если один угол лопатки или одно плечо выше, а другой ниже, можно предположить боковое искривление — сколиоз. Между опущенными руками и туловищем образуются треугольники. Посмотрите, равны ли они. При боковых искривлениях равенства нет. Как узнать, плоская ли у вас стопа? Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Затем встаньте на него мокрой ногой. Получится след. Соедините самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки — линия АК. Найдите среднюю точку М.Затем восстановите перпендикуляры АВ и MD от точек А и М. Найдите точку пересечения MD со следом и обозначьте ее буквой С. Затем CD разделите на АВ. Если получится число больше 0,33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке. У многих людей отрезок CD равен нулю, это в пределах нормы.
Источник
Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.
5. Медомотр
Сейчас, побывав в роли врачей и пациентов, вы узнаете привлекает ли лично вас профессия врача, от этого будет зависеть выбор вами профессии, самореализация себя и достижение успехов на дальнейших этапах вашей жизни.
1.Заполнение мед. карты (Приложение 1) и выдача талонов
2. Врач-ортопед и медсестра проводят с пациентами практические работы и заполняют результаты в медкарте
Проверяем правильность осанки
Проверять правильность осанки лучше вдвоем. Один будет врачом, а второй – пациентом. Как же следует осматривать пациента?
Попросите пациента раздеться до пояса и встать к вам спиной. Руки его опущены вниз. Посмотрите, на одном ли уровне находятся углы лопаток. Если один угол лопатки или одно плечо выше, а другой ниже, можно предположить боковое искривление – сколиоз. Между опущенными руками и туловищем образуются треугольники. Посмотрите, равны ли они. При боковых искривлениях равенства нет (рис. 33).
Частый недостаток осанки – сутулость. Ее определить можно так. Возьмите мерную ленту, которой пользуются портные. Найдите на плечах самые крайние точки и измерьте расстояние между ними сначала со стороны груди, а затем со стороны спины. Если результаты примерно одинаковы – все в порядке, если второе число намного больше первого – сутулость есть.
Мы уже говорили, что позвоночник имеет S-образную форму, благодаря чему смягчаются удары при ходьбе, беге, прыжках. Иногда эти изгибы бывают плохо выражены – прямая спина. Однако чаще встречается другой недостаток: спина слишком выпукла – круглая спина.
Иногда наблюдается значительное искривление позвоночника в области поясницы, вследствие чего живот выступает вперед. Внутренние органы при этом опираются не на таз, а на нижнюю сторону живота. Они растягивают его мышцы, которые становятся дряблыми, и живот еще больше выступает вперед. Спина у таких людей может принять седловидную форму. Выявить последний недостаток нетрудно, если испытуемого поставить спиной к стене так, чтобы к ней прикасались его лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должна проходить ладонь. Если проходит кулак – осанка нарушена.
Практическая работа 2
Есть ли у вас плоскостопие?
Как узнать, плоская ли у вас стопа? Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Затем встаньте на него мокрой ногой. Получится след (рис. 35). Соедините самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки – линия АК. Найдите среднюю точку М. Затем восстановите перпендикуляры АВ и MD от точек А и М. Найдите точку пересечения MD со следом и обозначьте ее буквой С. Затем CD разделите на АВ. Если получится число больше 0,33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке. У многих людей отрезок CD равен нулю, это в пределах нормы.
Существует и более быстрый прием определения плоскостопия. На следе центр пятки соединяют с центром третьего пальца, если полученный отрезок не пересекает след в самой узкой его части, то плоскостопия нет.
Практическая работа 3
Гибок ли ваш позвоночник?
Встаньте на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, максимально наклонитесь вперед, попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры, а если удастся, то опустите руки ниже ее (рис. 36). Теперь с помощью линейки измерьте расстояние от кончика среднего пальца до опоры. Если пальцы оказались ниже ее, поставьте знак «+», если не дотянулись, то знак «–».
Результаты считаются отличными, если у мальчиков они равны +6 / +9, а у девочек +7 / +10. Все остальные положительные результаты следует оценить как хорошие, а вот отрицательные – как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.
3. Врач-отоларинголог и медсестра проводят с пациентами практические работы и заполняют результаты в медкарте
Практическая работа 4
Измерение обхвата грудной клетки
Оборудование
Мерная лента, которой пользуются портные.
Ход работы
Задержите дыхание на спокойном выдохе и измерьте обхват грудной клетки. Сзади мерная лента должна проходить под нижними углами лопаток, спереди у девушек она проходит над молочными железами, у юношей – через нижние сегменты сосков. Запишите результат.
Сделайте глубокий вдох и запишите результаты измерения, потом глубокий выдох и запишите новые результаты. Вычтите величину обхвата грудной клетки при выдохе из величины обхвата грудной клетки при вдохе, и вы определите экскурсию (расширение) грудной клетки. Чем разность больше, тем лучше. Оформите свои результаты в таблицу.
Приведем несколько сведений для сравнения. Обхват грудной клетки должен соответствовать половине роста. Показатели считаются хорошими, если фактический обхват грудной клетки превышает эту величину.
При тренировке (бег, лыжные походы) экскурсия грудной клетки возрастает. Так что по этому показателю можно следить за своими успехами.
4. Врач-кардиолог и медсестра проводят с пациентами практические работы и заполняют результаты в медкарте
Практическая работа 5
Функциональная сердечно-сосудистая проба
Попробуйте определить частоту сердечных сокращений в состоянии покоя и после 20 приседаний.
Поскольку каждому удару сердца соответствует пульсовый толчок, измерять величину реакции можно по их количеству.
Для проведения функциональной пробы надо сделать следующее.
Определите частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя. Для этого три раза подсчитайте число пульсовых сокращений за 10 с, возьмите среднее и умножьте на 6. В норме оно должно быть в пределах 65-79 сокращений в минуту.
Сделайте 20 приседаний (если функциональная проба проводится в классе, то лучше ее выполнять по команде учителя, чтобы ритм приседаний был для всех одинаков).
После окончания выполнения упражнения быстро сядьте на свое место и в течение 10 с просчитайте пульс. Такой же подсчет надо выполнить спустя 1, 2, 3, 4, 5 мин.
Определите ЧСС после нагрузки и динамику возвращения ее к состоянию покоя. Полученные значения, умножив на 6, занесите в протокол. Так мы получим ЧСС после работы, спустя 1, 2, 4, 5 мин, и сможем построить график. На оси абсцисс откладывают время, на оси ординат – величину ЧСС. График поможет определить время возвращения ЧСС к состоянию покоя. Сравнив эти данные с нормативными, вы сможете судить о состоянии своей сосудистой системы.
Если ЧСС увеличилась меньше, чем на 1/3, – результаты хорошие, если больше – то плохие. После нагрузки пульс должен вернуться к исходному состоянию не более чем за 2 мин. Временное понижение ЧСС относительно исходного уровня является нормальной реакцией здорового организма.
Если есть возможность, целесообразно проследить, как меняется артериальное давление при физических нагрузках. У здоровых людей, как мы знаем, повышается верхнее давление, а нижнее остается стабильным. У нетренированных людей поднимается и нижнее давление, при этом разница между верхним и нижним давлениями становится небольшой.
6. Подведение итогов
Сегодня на уроке вы приобрели первоначальный опыт в медицинской практики. Прошу вас поделиться впечатлениями и пожеланиями (рефлексия)
7. Презентации о профессиях медиков.
Источник