Практическая работа гибок ли ваш позвоночник решение
1
Гибкость позвоночника, как фактор, определяющий состояние опорно-двигательной системы
2
Цель работы — выявить степень гибкости позвоночника у школьников разных ступеней обучения. Задачи работы: — определение гибкости позвоночника школьников на разных уровнях формирования опорно-двигательной системы; — выявление взаимосвязи между гибкостью позвоночника и физической подготовкой; — сравнение результатов практической работы и результатов медосмотра; — выявление факторов на формирование опорно- двигательной системы.
3
Обоснование работы Тема работы определена по интересам школьников на уроке биологии при выполнении практической работы «Гибок ли ваш позвоночник». Актуальность — в настоящее время здоровье человека – один из важных факторов его благополучия. Степень гибкости позвоночника влияет на состояние опорно- двигательной системы организма: здоров позвоночник – все тело здорово. Гипотеза: чем лучше состояние мышц, тем легче позвоночник справляется с нагрузками.
4
Обоснование гипотезы Обоснование гипотезы проводилось на анализе литературных источников и справочных материалов, консультаций медиков, анкетирования школьников, проведения исследования в группах-классах, проведение физкультминутки в звене начальных классов по разучиванию новых методик на развитие гибкости позвоночника. Обоснование гипотезы проводилось на анализе литературных источников и справочных материалов, консультаций медиков, анкетирования школьников, проведения исследования в группах-классах, проведение физкультминутки в звене начальных классов по разучиванию новых методик на развитие гибкости позвоночника.
5
Методы исследования Методика практической работы «Гибок ли ваш позвоночник?» использована из рабочей тетради по биологии для учащихся 8 класса (автор И.Н Пономарёва): встаньте на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, максимально нагнитесь вперёд, попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры, а если удаётся то и ниже. Теперь с помощью линейки измерьте расстояние от кончика среднего пальца до опоры. Результаты считаются отличными, если у мальчиков равны +6 (+9), а у девочек +7 (+10). Все остальные положительные результаты следует оценить как хорошие, а вот отрицательные – как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.
6
Исследования показали : Ф.И ученика 11 класс (Январь, 2010 г.) 11класс (Май, 2010 г.) Вывод Антонов Артём освобожд ен +5 Ганова Ксения +8 Стадниче нко Сергей ,5 Чупрыно Влад ,5 Никифоро в Виктор
7
Ф.И. ученика8 класс (октябрь, 2008г) 8 класс (март,2009 г.) 9 класс (март, 2010 г.) Вывод Волынкина Екатерина ,3 Грищенко Татьяна +4 Иванова Алёна ,6 Королёв Александр ,6 Мугаджиров Мустафа ,3 Селищева Наталья ,8 Сташкова Валентина ,3 Черемнякова Ксения ,6 Чупрыно Татьяна ,8
8
Ф.И. ученика7 класс8 классВывод Ванчуров Андрей -20 Дудко Станислав Душкина Вероника Лидер Сергей ,3 Обельцева Надежда освобождена +7 7 Поляков Сергей ,8 Пислегин Алексей ,5 Рудоман Анастасия освобождена +3 Фликова Валерия +14 Ярошик Кристина ,8
9
Ф.И. ученика6 класс7 классВывод Ганов Вадим освобожден +5 Ефимова Валерия +10 Обельцева Екатерина ,8 Селихова Елена Стадниченко Никита ,5 Хмелевских Олег ,3 Школьник Андрей ,8 Якименко Наталья ,8
10
Ф.И. ученика5 класс (Январь, 2010г.) 5 класс (Май, 2010г.) Вывод Савченко Елена Свинаренко Захар Освобождён +3 Сафонова Валерия ,5 Серикова Евгения ,5 Максимов Юрий Мугаджиров а Залха
11
Ф.И. ученика4 класс (Январь, 2010г.) 4 класс (Май, 2010г.) Вывод Коплик Влад Махомедов Евгений ,5 Марушличенк о Вадим Майдуров Дмитрий 0 +2 Нкифорова Татьяна +2 Савенко Алёна ,5 Селихов Владимир +1 0 Черемняков Михаил ,5
12
Ф.И. ученика 3 класс (Январь, 2010г.0 3 класс (Май, 2010г.) Вывод Ефимова Светлана ,5 Селищева Елизавета ,5 Харченко Роман ,5 Ф.И. ученика 2 класс (Январь, 2010 г.0 2 класс (Май, 2010 г.) Вывод Волынкин Денис ,5 Куликов Данила 0 -0,5 Пенчук Дмитрий 0 -0,5
13
. Результаты наблюдений и медосмотра детей Работа по исследованию гибкости позвоночника проводилась в течение двух лет и расширена с участием 1-5 классов. Гибок ли ваш позвоночник? класс До 0 До +6 От
14
Результаты анкетирования По утренней зарядке из числа опрошенных – 22 участника анкеты делают, что составляет 38%; 29 — не делают; 7 ответили «иногда». Поэтому с целью повышения работоспособности школьников проводится утренняя зарядка перед первым уроком.
15
Углубленные исследования медосмотра года показали, Отклонен ия Год1 кл2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.10 кл 11 кл Нарушен ие осанки в Сколиоз грудного отдела в
16
Заключение Выводы и рекомендации по результатам исследований В целом практическая работа по гибкости позвоночника, анкетирование по отношению к утренней зарядке, консультация медиков были направлены на повышение интереса всех участников к вопросу о состоянии опорно-двигательной системы и формированию осанки, как факторов, в дальнейшем определяющих общее состояние здоровья человека. Вывод 1: отклонения от нормы степени гибкости позвоночника по результатам эксперимента в среднем составляет 13% на конец учебного года. На уровне младших школьников показатель составляет 28%, что объясняется слабой физической подготовкой учащихся этого звена.
17
Выводы: 2. Несистематическое занятие некоторых школьников физкультурой показывают расхождения по результатам гибкости позвоночника. Причины: пассивное отношение к урокам физической культуры, нет желания посещать спортивные секции, длительное времяпровождение за компьютером, у телевизора, несоблюдение режима дня, низкий уровень профилактических занятий на укрепление здоровья детей и взрослых и др. 2. Несистематическое занятие некоторых школьников физкультурой показывают расхождения по результатам гибкости позвоночника. Причины: пассивное отношение к урокам физической культуры, нет желания посещать спортивные секции, длительное времяпровождение за компьютером, у телевизора, несоблюдение режима дня, низкий уровень профилактических занятий на укрепление здоровья детей и взрослых и др. 50% школьников не делают утреннюю зарядку дома. 50% школьников не делают утреннюю зарядку дома.
18
Выводы: 3. результаты углубленного медосмотра по нарушению осанки школьников в учебном году составляло 22% (всего участвовало 80 школьников), что превышает средний показатель по результатам практической работы эксперимента уч. году (13%). Данные медосмотра и результаты исследований имеют основания для продолжения проекта по степени гибкости позвоночника и расширения области этого вопроса на уровне специалистов (медицинские рекомендации), довести сведения до родителей.
19
Выводы: 4. лечебная физкультура через комплекс физических упражнений оказывает на организм многостороннее влияние, как общее – улучшение тренированности мышц, работы сердца, легких, так и местное – улучшение питания мышц, суставов, связок. Чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становятся кости, тем легче им противостоять силе тяжести, стремящейся согнуть, искривить позвоночник.
20
Рекомендации Систематические занятия физкультурой, посещение спортивных секций, выполнение различных посильных обязанностей по хозяйству способствует развитию мышечной активности и влияет на формирование опорно-двигательной системы и осанки. Правильная осанка не возникает сама по себе, её необходимо тренировать с раннего детства.
21
Девиз здоровья Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть сильным – бегай! Хочешь быть сильным – бегай! хочешь быть умным – бегай! хочешь быть умным – бегай! (высечено на скале в Древней Элладе) (высечено на скале в Древней Элладе)
22
Спасибо за внимание ! Будьте здоровы! здоровы!
Источник
Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.
Год: 2008, 2019
Описание: Гдз к учебнику Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. по биологии для 8 класса. На страницах решебника Вы найдёте, сделанные опытными специалистами — готовые домашние задания, большие и краткие конспекты, подробные и грамотные ответы на вопросы, правильные решения к тестам, отличные описания к практическим работам и итоговым вопросам.
Драгомилов 8 класс / Параграф 12
§12. Нарушение осанки и плоскостопие.
1. Что такое осанка? В чём преимущества правильной осанки?
Осанка — привычное положение тела человека в покое и при движении. При правильной осанке у человека плечи находятся на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, походка легкая. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов (легких, сердца, желудка и др.)
2. Каковы причины нарушения осанки? Как их избежать?
К нарушениям осанки приводят неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, а главное — неравномерное распределение нагрузки на тело и не тренированность мышц. Неправильная посадка за партой, столом — частая причина нарушения осанки. Неправильная посадка может привести к сколиозу — боковым искривлениям позвоночника, развитию сутулости и впалой груди. При нарушении осанки часто происходит смещение позвонков и межпозвоночных дисков. Это ведет к ряду тяжелейших болезней. На формирование осанки влияют также манера человека стоять, его походка. Неправильная осанка не только делает фигуру некрасивой, вредно влияет на работу внутренних органов, но и противопоказана для некоторых профессий. Систематические занятия физической культурой, спортом способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы и осанки. Особенно важно следить за осанкой в детстве, когда опорно-двигательная система развивается. Кости у детей гибкие и легко искривляются. При переносе тяжестей нагрузка должна быть посильной и распределяться равномерно. Младшим школьникам носить учебники лучше в ранце, за спиной. Если ученик пользуется портфелем, нужно помнить, что нельзя носить его все время в одной руке. Сидеть во время работы за столом, партой также нужно правильно. Это сохранит здоровье, красоту тела, повысит работоспособность. Сидеть надо прямо, слегка наклонив туловище и голову. Расстояние от глаз до рабочего места — 30-35 см, между грудью и партой — ширина ладони. Ноги должны упираться в пол или подставку полной ступней. При сидении человек должен занимать весь стул или скамью, локти держать на столе. При движении и стоянии тело следует держать прямо, равномерно опираться на обе ноги.
3. Как определить, есть ли у вас искривление позвоночника и плоскостопие?
Проверять правильность осанки лучше вдвоем. Один будет врачом, а второй — пациентом. Как же следует осматривать пациента? Попросите пациента раздеться до пояса и встать к вам спиной. Руки его опущены вниз. Посмотрите, на одном ли уровне находятся углы лопаток. Если один угол лопатки или одно плечо выше, а другой ниже, можно предположить боковое искривление — сколиоз. Между опущенными руками и туловищем образуются треугольники. Посмотрите, равны ли они. При боковых искривлениях равенства нет. Как узнать, плоская ли у вас стопа? Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Затем встаньте на него мокрой ногой. Получится след. Соедините самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки — линия АК. Найдите среднюю точку М.Затем восстановите перпендикуляры АВ и MD от точек А и М. Найдите точку пересечения MD со следом и обозначьте ее буквой С. Затем CD разделите на АВ. Если получится число больше 0,33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке. У многих людей отрезок CD равен нулю, это в пределах нормы.
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ст. ОЛЬГИНСКОЙ
Занятие факультативного курса
«Основы валеологии»
Культура движения
Учитель биологии
МОУ СОШ № 1 ст.Ольгинской
Сущенкова И.А.
2009 год
Методическое руководство к занятию
Предмет Основы валеологии, 7 класс
Тема занятия: Культура движения. Гипокинезия и гиподинамия. Понятие о значении здорового позвоночника и оптимальной подвижности крупных и мелких суставов.
Дидактические цели:
Формирование валеологической и информационной компетентности: в сфере самостоятельной познавательной деятельности; критического мышления; развивать умения анализировать; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; способствовать формированию дивергентного мышления и рефлексивных умений учащихся.
Методические цели:
- Познакомить учащихся с понятиями: гипокинезия и гиподинамия, рациональная двигательная активность, осанка
- Научить измерять: правильность своей осанки, гибкость позвоночника и подвижность крупных суставов;
- Проверить умения применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения.
Воспитательные задачи
- Формирование исследовательской, коммуникативной и кооперативной компетенций
Форма организации учебной деятельности. Работа в малых группах. Практические работы: «Гигиеническая оценка осанки», «Оценка гибкости позвоночника», , выявление ранних признаков гиподинамии.
Оборудование: ступенька высотой 20 см.
Оформление доски: на доске нарисован «Храм здоровья» — содержание здорового образа жизни; эпиграф на доске
…Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем.
Академик Н.М.Амосов
Ход занятия
Организационный момент.
Класс разделен на 3 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами».
Приветствие друг друга и гостей присутствующих на уроке. Пожелание здоровья.
I этап. Разминка.
Традиционно занятие начинается с точечного самомассажа биологически активных точек , разработанного доктором Аллой Алексеевной Уманской. Стимуляция БАЗ кожи активизирует выработку в организме собственного интерферона, который помимо борьбы с бактериями и вирусами улучшает кровообращение, повысит защитные возможности организма.
II этап. Изучение новой темы
Тему занятия предстоит назвать ребятам самостоятельно, прослушав сообщение учителя – информация подается порционно, догадавшиеся поднимают руки.
Учитель. Мы с вами разобрали содержание ЗОЖ (представлен на доске).
- Сегодня поговорим об очень важной особенности ВСЕХ живых организмов.
- Есть она ДАЖЕ у растений.
- Особенно нуждаются в ней дети.
- А вот взрослые все чаще добровольно от этой особенности отказываются.
- Догадались?
Тема занятия — ДВИЖЕНИЕ.
В качестве эпиграфов к нашему занятию я подобрала высказывания. Попробуйте восстановить их из отдельных слов.
- Работа в группах:
- Для развития необходимы движения. (И. М. Сеченов)
- В движении сила растет и набирает мощь. (Вергилий)
- Если не бегать пока здоров, придется побегать когда заболеешь.(Гораций)
Правильность проверяем по открытой на доске записи.
Действительно, избавленный от необходимости тяжелым физическим трудом добывать себе пропитание, как было на протяжении десятков тысяч лет, человек все больше времени проводит в сидячем или лежачем положении. Наши мышцы лишаются необходимой тренировки, слабеют и постепенно атрофируются.
Чем интенсивнее двигательная активность, тем полнее реализуется генетическая программа и увеличивается энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни.
Недостаточная двигательная активность приводит к заболеваниям:
- Гипокинезии – недостаточной двигательной активности и
- Гиподинамии- понижении мышечной силы.
Особенно сильно от неподвижности или малой подвижности страдают суставы.
Давайте проведем ТЕСТ-УПРАЖНГЕНИЕ на подвижность суставов верхних конечностей (приложение 1).
Позвоночник – основа нашего опорного аппарата, сегодня нам предстоит проверить:
- правильность нашей осанки (приложение 2);
- гибкость позвоночника (приложение 3).
Учащиеся в группах выполняют практические работы, показатели фиксируют в тетради.
Правильная осанка обеспечивает оптимальную деятельность опорно-двигательного аппарата, правильное размещение внутренних органов, создание благоприятных условий для их функционирования и оптимизирует положение общего центра тяжести тела. Осанка влияет и на психоэмоциональный статус человека. Так, например, сутулость через безусловные рефлексы способствует формированию мрачного настроения, развитию «комплекса неудачника».
Утренняя гимнастика – это не только физические упражнения, не только помощь организму в переходе от сна к активной деятельности. Это еще и способ эмоциональной зарядки на весь день. Каждое упражнение не только дает специальную нагрузку на мышцы, не только улучшает кровообращение, обмен веществ, но и влияет на ту или иную функцию организма, способствует оптимизации его работы. Осознавая смысл и назначение каждого движения, мы формируем свое самочувствие.
Разучим комплекс упражнений «Гимнастика настроения»
Настроение начинается с утра. Тренируем состояние хорошего настроения.
Настроение – общее эмоциональное состояние человека, окрашивающее его поведение и процессы, протекающие в его психике.
Голос звучит естественно, красиво, когда все хорошо.
Лицо – зеркало состояния души человека. Часто зеркало становится кривым, отражая излишнюю серьезность, значительность, пренебрежение.
Улыбка способствует выделению гормона эндорфина, обеспечивающего уверенное, бодрое настроение.
В ходе работы над собой у вас будет меняться и выражение лица, и манера поведения, и, конечно, настроение.
При приподнятом настроении вы спокойны, уверенны, руки не совершают никаких лишних движений; плечи расправлены, вы становитесь как бы выше ростом.
Надо систематически тренировать состояние, свойственное хорошему настроению: выражение лица, голос, особенности поведения
- Потягивание. Ноги на ширине плеч. Поднять руки и сделать отталкивающее движение. Мысленно поднять вверх груз, находящийся прямо над вами. Поднять руки в стороны и начать отталкивать мнимое препятствие, находящееся справа и слева. Опустить руки и как бы оттолкнуться от препятствия внизу перед собой, затем сзади.
- Разгибание. Вытянуть руки перед собой, ладони развернуть вперед и максимально развернуть в лучезапястных суставах, пальцы при этом непроизвольно сгибаются. Представьте, что вы с усилием раздвигаете воображаемые дверцы.
- Отталкивание руками и ногами сидя. Сидя на стуле или диване, поднять ноги, выпрямить их и согнуть в голеностопных суставах, как бы отталкиваясь от воображаемого препятствия пятками, кончики пальцев ног тянуть на себя. Руки вытянуть вперед, основание ладоней согнуть. Можно усилить нагрузку разведением и сведением пяток и носков.
- Отталкивание руками и ногами стоя. Положение – стоя на полу, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимая правую ногу вверх, развернуть стопу носком внутрь. Одновременно медленно делать отталкивающее движение вперед пяткой и правой рукой. Повторить упражнение для левых ноги и руки.
- Тренировка мышц лица. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны назад при вдохе (напрягаются все мышцы лица). На выдохе наклоняйтесь вперед (все мышцы лица расслабляются).
- Встряхивание. Встать прямо, руки опустить, ноги на ширине плеч. Слегка подняться на носки и опуститься на всю ступню. Можно сделать небольшие подскоки на носках.
Все упражнения выполнять по 6–8 раз. На это уходит обычно 10-15 мин. После зарядки желательно принять душ.
III. Закрепление знаний
Работая в группах, разработайте и представьте на следующем занятии комплекс физических упражнений для развития подвижности суставов и гибкости позвоночника.
В заключении занятия проведем кинезиологическую физкультминутку (Приложение 4)
(Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности).
Домашнее задание.
Разработать комплексы физических упражнений:
для утренней зарядки,
физкультминуток
Приложение 1
Тест-упражнение на подвижность суставов рук.
1.Замок сложный передний
- и.п. руки вытянуты и развернуты друг к другу тыльной стороной;
- поднять правую руку и завести за левую, чтобы ладони соприкоснулись, пальцы в замок;
- вывернуть руки, сначала к груди, затем от груди, так, чтобы локтевые суставы максимально раскрылись;
- вернуть руки в и.п. и повторить тоже самое, заведя левую руку за правую
2. Замок задний
- и.п. стоя или сидя, руки опущены
- правая рука укладывается сзади поперек позвоночника, кисть ее поднимается как можно выше к левой лопатке;
- левая рука поднимается, заносится за спину, навстречу правой;
- пальцы смыкаются в замок
- тоже самое, но нижняя рука левая
3. Замок шейный
- и.п. стоя или сидя, руки опущены
- правой рукой обхватываем шею, занося ее через грудь и левое плечо, и захватываем правое ухо пальцами правой руки; голову повернуть навстречу руке;
- тоже самое левой рукой
Приложение 2
Практическая работа
Проверяем правильность осанки
Проверять правильность осанки лучше вдвоем
Стать к стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки касались стены. В этом положении между стенкой и поясницей должна проходить ладонь. Если проходит кулак – осанка нарушена.
Приложение 3
Практическая работа
Гибок ли ваш позвоночник?
Встаньте на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, максимально налонитесь вперед, попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры, а если удастся, то опустите руки ниже ее. С помощью линейки измерьте расстояние от кончика среднего пальца до опоры. Если пальцы оказались ниже ее, поставьте знак «+», если не дотянулись, то знак «-«. Результаты считаются отличными, если у мальчиков они равны +6,+9, а у девочек +7,+10. все остальные положительные результаты следует оценить как хорошие, а вот отрицательные – как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.
Приложение 4
Кинезиологические физминутки.
1.Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
2.Кулак-ребо-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)
3.Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону. кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
Источник