Презентация на тему искривление позвоночника по биологии

Презентация на тему искривление позвоночника по биологии thumbnail

Слайд 2

Цели проекта: 1) выявить причины возникновения сколиоза; 2) узнать, какие бывают виды сколиоза; 3) как диагностировать сколиоз; 4) изучить методы лечения сколиоза; 5) ознакомиться с мерами профилактики сколиоза. Задачи проекта: 1) собрать информацию по теме в книгах, через интернет; 2) узнать историю моей болезни, способы лечения; 3) проанализировать собранную информацию; 4) оформить материал, составить презентацию; 5) представить результаты работы.

Слайд 3

Строение позвоночника

Слайд 4

Сколиоз – это аномальное искривление позвоночника.

Слайд 5

Классификация сколиоза. По возрасту: 1) инфантильный – появляется между 1-ым и 2-ым годом жизни; 2) ювенильный – появляется между 4-мя и 6-ю годами жизни; 3) адолесцентный (подростковый) – возникает в возрасте от 10 до 14 лет.

Слайд 6

По локализации искривления различают:

Слайд 7

По форме искривления сколиоз бывает:

Слайд 8

Рентгенологическая классификация выделяет сколиоз: 1-ой ( угол сколиоза 1 ° — 10 °), 2-ой ( угол сколиоза 11 ° — 25 °), 3-й ( угол сколиоза 26° — 50°), 4-ой степени (угол сколиоза более 50°).

Слайд 9

По клиническому течению сколиоз бывает: 1) непрогрессирующий ; 2) прогрессирующий.

Слайд 10

Причины сколиоза: 1) врожденные аномалии развития позвоночника; 2) одна нога короче другой, что приводит к перекашиванию таза; 3) системные заболевания соединительной ткани; 4) рахит; 5) ДЦП .

Слайд 11

Факторы, провоцирующие развитие сколиоза : 1) наследственная предрасположенность – сколиоз у родителей может наследоваться ребенком; 2) неправильная осанка; 3) ношение тяжестей – сумка на одно плечо; 4) неправильная посадка – низкий стол, стул без спинки; 5) дефект зрения — близорукость, вертикальное косоглазие; 6) виды спорта, несимметрично развивающие мышцы – теннис, метание ядра, фехтование, хоккей; 7) травмы и чрезмерные нагрузки на позвоночник – легкая и тяжелая атлетика, спортивная и художественная гимнастика.

Слайд 12

Признаки сколиоза

Слайд 13

Диагностика сколиоза: 1) тест «в наклоне»; 2) рентген; 3) м агнитно-резонансная томография (МРТ); 4) физические тесты (проверка равновесия, силы ног, длины ног, проверка рефлексов); 5) о пределение конца роста кривизны (тест Риссера ).

Слайд 14

Лечение сколиоза Консервативное Х ирургическое

Слайд 15

Консервативное (бескровное) лечение: 1) лечебная гимнастика; 2) массаж спины, грудной клетки, поясницы , плечевого пояса, живота; 3) плавание ; 4) физиопроцедуры ( электростимуляция мышц , электрофорез); 5) ношение специальных ортопедических корсетов; 6) вытяжение на специальных наклонных кроватях; 7) санаторно-курортное лечение.

Слайд 16

Профилактика сколиоза: 1) Ребенка первого года жизни не стоит усаживать раньше положенного срока. 2) Профилактика неравномерных нагрузок на позвоночник и мышцы спины у детей. 3) Рациональный режим труда и отдыха: не стоит долго работать, сидя за столом, подолгу сидеть возле компьютера. 4) Полноценное питание и прием витаминов. Для детей раннего возраста важно получать достаточное количество витамина D для профилактики рахита. 5) Ежедневное занятие гимнастикой . 6 ) Своевременное лечение нарушений осанки и других заболеваний. 7 ) Ортопедический матрас, н ебольшая плоская подушка. 8 ) Правильное рабочее место.

Слайд 17

Выводы: 1) Чтобы выбрать метод лечения сколиоза, необходимо правильно определить локализацию искривления, степень, учесть возраст пациента, сопутствующие заболевания. 2) Наиболее эффективным методом лечения сколиоза на начальных стадиях является ЛФК. 3) Хирургическое лечение – только при сильной деформации позвоночника, которая не поддается лечению консервативно. 4) У детей стоит начинать профилактику сколиоза с первых дней жизни.

Слайд 18

Спасибо за внимание!

Источник

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Фабричная средняя общеобразовательная школа

Исследовательский проект

«Сколиоз»

Выполнила:

Петненко Лидия ученица 4 класс

Руководитель:

Барсукова Наталья Леонидовна

Учитель начальных классов

Соответствие занимаемой должности

П. Фабричное

2017 год

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………….3-4

  1. Теоретическая глава

    1. Физиологические особенности строение человека……………..5

    2. Нарушение осанки………………………………………………6-9

  1. Основная часть

    1. Описание методик изучения состояния осанки учащихся начальных классов………………………………………………..10

    2. Анализ результатов работы……………………………….…11-13

  1. Выводы……………………………………………………………….14

  1. Источники информации…………………………………………….15

  1. Приложения…………………………………………………..…..16-19

1. ВВЕДЕНИЕ

Будь моя воля, я бы сделал

заразным здоровье, а не болезнь.

Сенека.

hello_html_m7d9816c9.jpg

Здоровье – совокупность физических и душевных качеств чело­века, которые являются основой его долголетия и необходимым усло­вием осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда, создание семьи, рождения и воспитания детей. Невозможно пред­ставить здорового человека без хорошей осанки. Правильная осанка — одно из составляющих здоровья. Формирование осанки и всего опорно-двигательного аппарата особенно интенсивно идет в младшем школьном возрасте. Этот период и является оптимальным для укрепления опорно-двигательного аппарата, совершенствования техники овладения движе­ний.

Современный школьник мало двигается. Учебная нагрузка учащихся начальной школы в неделю 21-23 часа, из которых только 3 часа физической культуры. Это ослабляет мышечную систему, нарушает нормальные соотношения между мышечными и психическими усилиями, приводит к излишнему возбуждению центральной нервной системы. В результате снижается устойчивость организма к инфекциям и психическому напряжению, па­дает работоспособность, ускоряется процесс старения.

hello_html_28ff48c8.png

Цель работы — исследовать состояние осанки учащихся начальных классов.

Задачи исследовательской работы:

1. Изучить литературу по данной проблеме.

2. Исследовать состояние осанки учащихся начальных классов.

3. Разработать программу мероприятий по улучшению осанки учащихся.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЛАВА.

2.1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Опорно-двигательный аппарат, костно-мышечная система, еди­ный комплекс, состоящий из костей, суставов, связок, мышц, их нервных образований, обеспечивающий опору тела и передвижение человека или животного в пространстве, а также движения отдель­ных частей тела и органов (головы, конечностей и др.).

Пассивной частью опорно-двигательного аппарата является скелет — прочная основа тела, осуществляющая также защиту внутренних орга­нов от ряда механических воздействий (например, от ударов). К костям скелета прикрепляются поперечнополосатые (скелетные) мышцы, дея­тельность которых через нервные окончания в них управляется цен­тральной нервной системой. Мышцы составляют активную часть опорно-двигательного аппарата. Благодаря согласованной деятель­ности всей мускулатуры тела осуществляются многочисленные и мно­гообразные движения. Опора тела при стоянии или сидении, передвиже­ние в пространстве (например, ходьба, бег, плавание, ползание, прыжки) и движения отдельных частей тела требуют активного напряжения мускула­туры. При заболеваниях и повреждениях какой-либо части опорно-двига­тельного аппарата нарушаются динамика и статика всего организма, стра­дает весь опорно-двигательный аппарат, а часто и внутренние органы. Так, при укорочении одной конечности развивается искривление позвоночника, вслед за которым деформируется грудная клетка, могут развиться заболева­ния органов дыхания и кровообращения.

2.2. НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ

Сколиоз это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует де­формацию с выпуклостью вбок и кзади — кифосколиоз.

Сколиоз встречается гораздо чаще, чем об этом думают. Заболевание опорно-двигательной системы стоит на третьем месте среди заболеваний по Свердловской области после сердечно-сосудистых и онкологические заболевания. Эти заболевания характерны как для взрослых, так и для детей. Для детей, конечно, проблема стоит в настоящее время наиболее остро. Именно детям нужно в первую очередь уделять внимание. На учете областной детской больницы в настоящее время на учёте состоит 70 человек — детей, больных сколиозом 3-4й степени. Это, конечно, наиболее тяжёлые нарушения – сколиоз 3-4й степени, когда ребёнок чувствует себя ограниченным и в моральном плане, и в физическом, и в психологическом смысле. Название сколиоз получает по уровню изгиба: шейный, грудной или поясничный и соответственно выпуклой стороны искривления. Таким образом, можно встретить, например правосторонний грудной сколиоз.

Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным при наличии нескольких дуг ис­кривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, напри­мер при укорочении одной конечности. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и торсия его, т.е. поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а осистые отростки в вогнутую. Торсия способствует деформа­ции грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются.

Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10-15 лет), он проявляется наибо­лее выражено.

Различают две группы сколиозов:

  • Врожденные, в основе которых лежат различные деформации позвонков: (недоразвитие; клиновидная их форма; добавочные позвонки и.т.д.)

  • Приобретенные.

К приобретенным сколиозам относятся:

1.ревматические, возникающие обычно внезапно и обуславли­вающиеся мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии яв­лений миозита или спондилоартрита;

2.рахитические, которые очень рано проявляются различными де­формациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и сла­бость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, все это благоприятствует проявле­нию и прогрессированию сколиоза;

3.паралитические, чаще возникающие после детского пара­лича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;

4.привычные, на почве привычной плохой осанки (часто их назы­вают «школьными», так как в этом возрасте они получают наи­большее выражение). Непосредственной причиной их могут быть непра­вильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и.т.д.

Этим перечнем, конечно, охватываются не все виды сколиозов, а лишь основные.

Принято считать, что причиной травмы поясницы являются трени­ровочные перегрузки. Между тем, боли в нижнем отделе позвоночника куда чаще вызваны обычной повседневной деятельностью чело­века. В этом и кроется объяснение, казалось бы, странного противо­речия, когда на боль в пояснице жалуются люди никогда не знавшие спорта. Самое вредное — это сидеть. Удивительно, но при сидении по­звоночник нагружен сильнее, чем когда мы стоим! Впрочем, повышен­ная нагрузка — это еще пол дела. Помногу часов нам приходиться сидеть в самой вредной позе — наклонившись вперед. В таком положении края позвонков сближаются и защемляют межпозвоночный диск из хря­щевой ткани. Вообще эта ткань отличается замечательной эластично­стью, позволяющей ей успешно сопротивляться компрессии. Однако надо учитывать, что при сидении сила давления на внешний край диска возрас­тает в 11 раз! Да к тому же продолжается не только в течение рабочего и учебного дня, но часто и дома.

Кстати, как же тогда объяснить тот простой факт, что устав от дли­тельного стояния мы стремимся сесть? Причина в том, что боль в по­яснице не всегда бывает следствием перегрузки межпозвоночных дисков. Часто боль провоцирует мышцы низа спины, которые при стоянии оказываются в состоянии статического напряжения. Стоит сесть, как мышцы расслабляются, и боль утихает. Кстати, напряжение дисков редко бывает причиной боли. Болит травма, которая возникла давно и теперь дает себя знать. Когда человек садится, травмированная область меняет положение. Отсюда иллюзия облегчения.

Интересно разобраться, почему все-таки сидение сильнее нагру­жает позвоночник, чем стоячее положение. Объяснение в том, что вер­тикально тело поддерживает как скелет в целом, так и большой массив мускулатуры. В итоге нагрузка «распыляется» по всему телу, и позвоночнику делается «легче».

Когда человек садится, то поддерживающий мышечный корсет ту­ловища расслабляется, и вся тяжесть тела ложится на позво­ночный столб. Отсюда и травмы, возникающие при длительном сидении. Лечение зависит от возраста больного, типа сколиоза и степени деформации позвоночника.

Причины нарушения осанки в школьном возрасте:

  • Неправильное положение тела ученика во время работы за письменным столом.

  • Ношение сумок с ремнём через одно плечо или портфелей вместо ранцев.

  • Ношение слишком тяжёлых ранцев, сумок.

  • Дети ведут малоподвижный образ жизни, вместо занятия спортом, сидят у компьютеров. Поэтому мышцы их тела развиты слабо и не могут удерживать позвоночник в прямом положении.

  • Дети мало бывают на улице, не занимаются физическим трудом.

  • Многие ребята отказываются от пищи, содержащей витамин D (печень, рыбий жир, яичный желток и пр.)

А витамин D нужен для того, чтобы кости были прочные и правильно развивались.

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1. ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ОСАНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Для исследования состояние осанки учащихся начальных классов я изучила и проанализировала медицинские карты детей по следующим параметрам:

  • Группы здоровья,

  • Нарушение осанки.

Также я воспользовались анкетированием, в которое вошли сле­дующие вопросы:

  1. Сколько ты гуляешь в день?

  2. Занимаешься ли ты в спортивной секции?

  3. Какая у тебя постель?

  4. Какая у тебя подушка?

  5. Сколько времени ты проводишь перед телевизором (компью­тером)?

  6. Как ты носишь учебники в школу?

Еще я решиля узнать, сколько же весят ранцы в нашем классе. Чтобы ответить на эти вопросы, я решила:

  1. Взвесить пустые ранцы наших учеников.

  2. Несколько раз взвесить полные ранцы.

  3. Подвести итоги по номинациям:

  • самый лёгкий пустой ранец;

  • самый тяжёлый пустой ранец;

  • самый лёгкий полный ранец;

  • самый тяжёлый полный ранец;

  • «чемпион по ношению тяжестей

3.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ

Для изучения внешних факторов, влияющих на формирование осанки, учитывалось: количество времени активного и пассивного от­дыха, а также нагрузка на позвоночник при ходьбе и отдыхе.

Вопрос

Варианты ответа

%

    Сколько ты гуляешь в день?

    НЕ гуляю

    7

    1 час

    39

    2 часа и более

    54

      Занимаешься ли ты в спор­тивной секции?

      ДА

      32

      НЕТ

      68

        Какая у тебя постель?

        Твердая

        16

        Мягкая

        84

          Какая у тебя подушка?

          Большая

          73

          Маленькая

          16

          НЕТ

          2

            Сколько времени ты прово­дишь перед телевизором (компьютером)?

            До 1 часа

            66

            2 и более часа

            34

              Как ты носишь учебники в школу?

              Рюкзак

              92

              Сумка через плечо

              8

              В ходе анализа анкетирования учащихся было выявлено, что активно отдыхают только 54 % учащихся, 34 % детей проводят много времени в сидячем положении, смотря телевизор и играя в компьютер, что приводит к нарушению осанки. Меньше половины учащихся (32%) занимаются в спортивных секциях.

              У большей части детей постель мягкая, что не благоприятно сказывается на разгрузке позвоночника во время сна. Большая подушка также отрицательно влияет на расслабление шейного отдела позвоночника.

              Также были проанализированы медицинские карты учащихся по следующим параметрам:

              • Группы здоровья.

              Группа здоровья

              Количества учащихся

              % от общего количества

              Первая

              7

              10

              Вторая

              48

              70

              Третья

              14

              20

              Проанализировав медицинские карты учащихся видно, что вторая группа здоровья составляет 70% от общего количества учащихся.

              Интересно, сколько должен весить ранец ученика?

              Согласно гигиеническим нормам масса пустого ранца не должна превышать 500 граммов.

              А масса полного ранца должна составлять не более 10% от массы тела ученика.

              И вот какие итоги исследования и выводы я получила:

              • Самый лёгкий ранец (пустой) весит 500 граммов.

              • Самый тяжёлый ранец (пустой) весит 1 кг 800 г

              • Самый тяжёлый ранец с учебными принадлежностями весил 4 кг.

              • Самый лёгкий ранец с учебными принадлежностями весил 2 кг 500 г

              • В нашем классе учатся 2 «чемпиона по ношению тяжестей». Масса их портфелей превышает норму от 200 граммов до 400 граммов.

              1. ВЫВОДЫ

              Проведенные исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

              Все зависит от того, как дети сидят за партой. Ведь не зря в начальной школе этому детей обучают.

              Это как раз и есть начальная профилактика нарушения осанки и, впоследствии, сколиоза.

              Ведь одна только неправильная посадка, помимо сколиоза, может вызвать такие болезни как кифоз и лордоз.

              Кифоз — прогиб позвоночника назад, лордоз — прогиб позвоночника вперед.

              1. Нам удалось проанализировать различные факторы, которые приводят к нарушению осанки.

              2. Нарушение осанки среди детей нам удалось связать с их образом жизни.

              3. Можно дать следующие рекомендации:

                • Классным руководителям — донести информацию до родителей и детей, а также дать советы по профилактике сколиоза (смотри приложение №1, №2),

                • Родителям — пересмотреть распорядок дня своего ребенка.

                • Детям – при длительном сидении необходимо соблюдать пра­вила (смотри приложение № 3).

              И в заключение: где бы вы не находились, не забывайте кон­тролировать свою осанку. Это поможет вам избежать сколиоза.

              1. Источники информации

              1. Физическая культура: 4 класс./под ред.В.С.Каюрова, З.И.Кузнецовой.- М.:Физкультура и спорт, 1981.- с.28-33

              2. Шибкова Д.З.Наука быть здоровым/Д.З.Шибкова.- Челябинск:Юж.-урал.кн.изд-во, 1997.- с.132-136

              3. Энциклопедия для детей: Т.18.Ч.1:Человек/глав.ред.В.А.Володин.- М.:Аванта+, 2001.- с.116-121

              Приложение № 1.

              Следующие упражнения значительно укрепят мышцы спины и удержать тело в правильном положении:

              1. И.п. — стоя, руки за годовой. С силой отведите руки в стороны, под­няв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10раз. Дыхание произвольное.

              2. И.п. — стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний ко­нец прижат к голове, нижний — к тазу). Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз.

              3. И.п. — лежа на животе. Операясъ на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в и.п.

              4. И.п. — стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогни­тесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягоди­цами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически «вжимайтесь» спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник с усилием упирайтесь в него голо­вой.

              Приложение № 2.

              Детский сколиоз при I и II степенях искривления позво­ночника лечат консервативно. Важным условием успешного лечения яв­ляется полноценное и богатое витаминами питание, регулярное пре­бывание на свежем воздухе, подвижные игры. Постель должна быть жесткой, для чего на кровать укладывают деревянный щит. Стул и стол на рабочем месте должны соответствовать росту. Нужно следить, чтобы ребенок сидел за столом прямо, а ноги его при этом достигали пола. Важна также правильная установка света, а при нарушении зрения обяза­тельна его коррекция. Систематически проводят лечебную гимнастику и часто назначают ношение корсетов.

              Приложение № 3.

              Профилактика сколиоза предусматривает соблюдение правильной осанки. При длительном сидении необходимо соблюдать следующие пра­вила:

              • сиди неподвижно не дольше 20 минут;

              • старайся вставать как можно чаще. Минимальная продолжитель­ность такого «перерыва» — 10 секунд;

              • сидя, как можно чаще меняй положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и.т.д.

              • старайся сидеть «правильно»: сядь на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрями спину и, если можно, сними часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники;

              • периодически делай специальные компенсаторные упражнения:

              1. повисни и подтяни колени к груди. Сделай упражнение макси­мальное число раз.

              2. прими на полу стойку на коленях и вытянутых руках. Старайся максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно сильнее прогнуть ее вниз.

              Утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный от­дых — необходимый каждому человеку двигательный минимум и скла­дывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания.

              Помимо упражнений общеукрепляющего, оздоровительного характера, есть и немало специальных, например, для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения осанки. Эти упражнения позво­ляют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры, позволяют лучше владеть своим телом. Выполнять их можно в любое удобное время:

              • вместе с комплексом утренней зарядки и в ходе оздоровительной трени­ровки;

              • во время обеденного перерыва;

              • во время воскресной прогулки за город.

              Успех будет зависеть от продолжительности и регулярности заня­тий.

              Правильная осанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и сис­тем организма, является профилактикой сколиоза.

              — 20 —

              Источник