При дтп чаще всего повреждаются следующие отделы позвоночника
Согласно статистике дорожно-транспортных происшествий, с каждым годом число происшествий продолжает расти. А соответственно, количество пострадавших в авариях также увеличивается. Следует знать, что причинами аварий могут быть тысячи случайных или внезапных факторов. Также и для пассажиров последствием в ДТП могут стать разнообразные травмы опорно-двигательного аппарата. Как известно, большая часть населения не соотносит себя с возможностью попадания в число пострадавших от всевозможных автокатастроф. Однако, участниками несчастного случая могут стать не только автомобилисты, но и люди, которые передвигаются на общественном транспорте или просто переходят улицу.
В случае ДТП можно вызвать реанимационную бригаду Юсуповской больницы. Высококвалифицированные врачи окажут необходимую помощь и, при необходимости, срочную транспортировку в реанимацию.
Травмы при аварии
Высокая степень смертности и травматизма в результате автокатастроф остаётся признанным фактом во всём мире. Травмами средней тяжести при ДТП считают такие повреждения тканей, для которых характерно нарушение их целостности и функционирования. Виды травм при ДТП могут быть очень разнообразными и варьироваться от легких ушибов до серьёзных переломов или разрывов внутренних органов. Если после ДТП болит шея, стоит обратиться за помощью к специалисту.
Согласно статистике, большая часть травм происходит с опорно-двигательной системой. Современная медицина объединяет их в большую группу под названием травмирование конечностей.
К возможным видам повреждений нижних конечностей относят переломы бедренной кости и вывихи бедренной кости. Для вывихов характерно выпрямленное или согнутое положение бедра с неестественным отведением его в сторону. Попытки совершить любое движение приводят к мучительным болям. При такой симптоматике первым делом необходимо провести обезболивание, затем перенести и транспортировать в больницу человека, который пострадал, на носилках и на спине. Ногу следует оставить в вывихнутом и отведенном положении. Её можно для этого обложить подушками или одеждой. Для переломов бедренной кости характерны повреждения в верхней части нижней конечности. Эти травмы также являются очень тяжелыми и требуют немедленного обезболивания и госпитализации. В случае перелома бедра травмированную ногу следует обязательно уложить в правильное положение и сразу же наложить шину.
Верхние конечности также довольно часто подвергаются травмированию. Чаще всего встречаются ушибы или переломы кистей, а затем идут всевозможные переломы рук.
Травма позвоночника при аварии
Травмы, связанные с позвоночником, являются самыми тяжелыми в плане лечения и всевозможных осложнений. Например, осложнением от переломов позвоночника может стать онемение ног или рук, вплоть до паралича. Самым незащищенным отделом позвоночника является шейный отдел. В результате резкого торможения или резких ударов могут образоваться вывихи или перелом шейных позвонков при ДТП. Уточнить такой диагноз можно только с помощью рентгенографии в Юсуповской больнице. Травма шеи при ДТП является довольно частым событием. Очень важно в такой ситуации осторожно переложить потерпевшего человека на носилки, следить, чтобы шея и голова находились на одном уровне. Перелом шейных позвонков при ДТП последствия может иметь очень плохие для пострадавшего, поэтому первую помощь нужно оказать как можно скорее.
При травмах поясничного и грудного отделов также нужно следить, чтобы не произошли прогибы в спине во время транспортировки пострадавшего в больницу.
При перевороте машины или просто при оказании сильного давления с различных сторон на кости таза они подвержены переломам. Самым опасным является повреждение сочленения позвоночника и таза, оно может вызвать очень сильное внутреннее кровотечение. Как правило, признаками переломов таза считают его деформацию и наружные кровоизлияния. Также повреждения таза могут сопровождаться разрывами мочевого пузыря, почек, сосудов. В такой ситуации пострадавшему необходимы жесткие и не прогибающиеся носилки, а также правильное положение при госпитализации. Пострадавший должен лежать на спине, ноги следует согнуть в коленях и тазобедренных суставах.
Открытые переломы являются характерными травмами при ДТП и одними из тяжелейших травм, которые вообще могут быть при ДТП. От таких травм развивается очень сильный травматический шок, который необходимо в срочном порядке преодолевать обезболивающими. Врачи накладывают на открытые раны стерильные повязки и жгуты для остановки кровотечений, а после этого накладывают шины. Во время перекладывания на носилки кровотечение обычно всегда усиливается. При таких тяжелых травмах после ДТП пациента доставляют сразу в реанимацию. В случае отрывов конечностей принцип оказания первой помощи такой же, а оторванную конечность реанимационная бригада доставляет в реанимацию вместе с пострадавшим.
Травмы после аварии грудной клетки могут быть различные. К ним относят переломы ребер и ушибы. Симптомами переломов являются:
- резкие боли в груди;
- внешние деформации;
- боли при вдыхании и выдыхании;
- удушье;
- кровохаркание.
Тяжелыми осложнениями после травм при аварии на мотоцикле считаются следующие ушибы грудной клетки:
- пневмоторакс закрытый;
- повреждение обломками ребер легких;
- гемоторакс;
- пневмоторакс открытый.
Восстановление после ДТП
Как показывает современная научная практика, ДТП происходят за считанные секунды. Следовательно, сгруппироваться, чтобы как-то обезопасить себя, практически не представляется возможным за такой короткий промежуток времени. Уменьшить степень травматизма могут обычные пристегнутые ремни, так как они сокращают риск травматизма в два раза. Также пристегивание ремней влияет и на степень тяжести полученных травм. Перенесенные травмы могут значительно ухудшить дальнейшее качество жизни. Травмы водителя при ДТП, как правило, самые значительные, поэтому очень важно, садясь за руль, пристёгивать ремень безопасности.
Если после аварии болит шея, стоит обратиться за помощью к специалисту, так как полученные травмы при ДТП могут послужить началом серьёзных заболеваний. В клинике реабилитации работают высококвалифицированные специалисты, которые помогут пройти восстановительный этап после ДТП максимально быстро и комфортно для пациента. Записаться на приём к специалисту можно круглосуточно по телефону Юсуповской больницы.
Автор
Инструктор по лечебной физкультуре
Список литературы
- МКБ-10 (Международная классификация болезней)
- Юсуповская больница
- Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
- Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
- Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.
Наши специалисты
Заведующий отделением восстановительной медицины, врач по лечебной физкультуре, невролог, рефлексотерапевт
Инструктор-методист по лечебной физкультуре, кинезитерапевт
Инструктор-методист по лечебной физкультуре
Логопед-дефектолог
Врач-невролог, к.м.н.
Врач-невролог, к.м.н.
Цены на услуги *
*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.
Скачать прайс на услуги
Мы работаем круглосуточно
Источник
СПИНАЛЬНАЯ ТРАВМА ПРИ ДТП
В последние десятилетия отмечается увеличение частоты повреждений позвоночника и спинного мозга, что обусловлено ростом промышленного и транспортного травматизма. Частота травм позвоночника, спинного мозга и корешков конского хвоста составляет в мирное время от 0,7% до 4% от числа всех травм ЦНС.
По наблюдениям ряда авторов автотранспортный травматизм составляет 40,1% случаев, травма ныряльщика – 28,6%, производственные травмы отмечены в 14,3%, бытовые в 17,0% случаев. Дорожно-транспортными травмами являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход).
Существует три основных механизма повреждения спинного мозга: крайнее сгибание, резкое разгибание и раздробление позвонков от прямого удара по вертикали (компрессионный перелом).
В шейном отделе наиболее часто повреждается тело позвонка C4 – клиновидные переломы, при боковом смещении происходят вывихи шейных позвонков (нестабильные повреждения). В пояснично-грудном отделе чаще всего повреждается тело позвонка L4.
Особым видом повреждений шейного отдела позвоночника при разгибательном механизме является «хлыстовая» травма. Наиболее частые причины этой специфической травмы – дорожно-транспортные происшествия, во время которых автомобиль получает удар сзади либо резко останавливается (наезд на препятствие). Возникающие при этом повреждения связочного аппарата, позвонков сосудов, нервов и спинного мозга могут быть причиной летального исхода или приводят к тяжелой инвалидности.
При компрессионном механизме чрезмерная сила действует по вертикали, приводя к сплющиванию одного или нескольких тел позвонков или их дужек. Такой механизм характерен для шейного и поясничного отделов позвоночника.
Выделяют также сгибательно-ротационный механизм, когда одномоментно несимметрично воздействует большая сила на область одного надплечья или лопатки. При этом позвоночник сгибается и вращается вокруг вертикальной оси. Такой механизм часто встречается при железнодорожных и автомобильных катастрофах.
Повреждения от сдвига характерны для повреждения грудного отдела позвоночника у работников железнодорожного транспорта, водителей трамваев. Травмирующая сила воздействует во фронтальной плоскости, а часть позвоночника, располагающаяся ниже воздействующей силы, упирается в неподвижное препятствие. При этом возникают тяжелые повреждения спинного мозга.
Повреждения позвоночника, спинного мозга и конского хвоста в острый период травмы делят на закрытые и открытые, характеризующиеся нарушением целости кожных покровов на уровне повреждения, что создает опасность инфицирования.
Закрытые повреждения делят на две группы: повреждения позвоночника без нарушения функций спинного мозга и повреждения позвоночника, сопровождающиеся нарушением функций спинного мозга и его корешков.
Травмы спинного мозга делят на сотрясение, ушиб и сдавление.
Диагностика позвоночно-спинномозговой травмы.
На догоспитальном этапе следует уточнить данные анамнеза: время и место травмы, обстоятельства травмы и ее механизмы (сгибательный, разгибательный, сгибательно-вращательный, компрессионный, ножевое или огнестрельное ранение). Определяют состояние пострадавшего непосредственно после травмы (нарушение сознания, пульс, наличие расстройств дыхания, состояние чувствительности, наличие движений в конечностях, отхождение или задержка мочи и кала), наличие или отсутствие признаков алкогольного опьянения.
При объективном исследовании необходимо оценить общее состояние больного, оценить состояние сознания, выявить наличие или отсутствие внешних признаков телесных повреждений (ссадины, отеки, кровоподтеки), оценить поведение и положение пострадавшего (активен, обездвижен, принимает вынужденное или щадящее положение, описать позу пострадавшего), осторожно провести пальпацию и перкуссию позвоночника, выявить боль и деформацию в месте повреждения, сколиоз, локальную болезненность. Осевая нагрузка опасна!
При позвоночно-спинномозговой травме клиническая картина складывается из симптомов перелома позвоночника и симптомов повреждения спинного мозга.
Для перелома позвоночника характерна боль локального характера на уровне повреждения, усиливающаяся при пальпации, движениях и особенно при ходьбе. Движения позвоночника ограничены, мышцы спины на уровне травмы напряжены. При переломах шейных позвонков наблюдается вынужденное положение головы. При переломах нижнегрудных или поясничных позвонков вследствие образования забрюшинной гематомы возможны болезненность и даже напряжение мышц живота. При переломе поперечных отростков поясничных позвонков возникает симптом «прилипшей пятки» (пострадавший не может оторвать выпрямленную ногу от постели) и «псоас-симптом» (резкая боль в поясничной области при разгибании согнутой в тазобедренном суставе ноги).
В редких случаях клинические проявления перелома позвоночника могут почти полностью отсутствовать, особенно у лиц пожилого и старческого возраста. Их выявляют лишь при рентгенографии позвоночника.
Симптомы повреждения спинного мозга включают двигательные нарушения, расстройства чувствительности, нарушения функций тазовых органов.
При обследовании больных с повреждением позвоночника необходимо ответить на ряд вопросов: состояние неврологического статуса, выполнение и правильная оценка рентгенограмм, показания к люмбальной пункции и оценка результатов ликвородинамических проб, оценка сочетанных повреждений других органов и систем. Полученная информация позволяет решить, кто из пострадавших нуждается в проведении реанимационных мероприятий, кто – в неотложной или отсроченной операции в зависимости от сочетанных повреждений и каково время отсрочки, кому требуется только консервативное лечение.
Больных с неосложненной травмой позвоночника госпитализируют в травматологическое отделение, с осложненной травмой позвоночника (с повреждением спинного мозга) – в нейрохирургическое отделение.
Первая помощь на месте происшествия заключается в первую очередь в иммобилизации позвоночника: с этой целью применяют специальные «воротники» – шины, при их отсутствии – воротниковую повязку. Транспортировку пострадавших с позвоночно-спинномозговыми травмами осуществляют только на жестких носилках или щитах в положении больного на спине или животе. Требуется особая осторожность при перекладывании и транспортировке больного. До выяснения характера поражения и выбора адекватного метода лечения сохраняется иммобилизация. Со всеми пострадавшими, перенесшими тяжелую травму, необходимо обращаться, как с больными, имеющими возможное повреждение спинного мозга и позвоночника, особенно в случаях нарушения сознания, при наличии признаков расстройства дыхания или характерных симптомов спинального поражения (парезы конечностей, нарушения чувствительности, деформация позвоночника и т. д.). Лечение больных с травмой позвоночника и спинного мозга или ее последствиями всегда должно быть комплексным.
Основные цели, которые преследуются при оказании помощи больным с осложненным переломом позвоночника – устранение сдавления спинного мозга и его корешков и стабилизация позвоночника.
В зависимости от характера травмы эта цель может быть достигнута разными путями: хирургическим методом или с помощью внешней иммобилизации и репозиции позвоночника (вытяжение, шейные воротники, корсеты, специальные фиксирующие устройства). Иммобилизация позвоночника предупреждает возможное смещение позвонков и дополнительные повреждения спинного мозга и создает условия для устранения существующей деформации позвоночника и срастания поврежденных тканей в положении, близком к нормальному. Одним из методов иммобилизации позвоночника и устранения его деформации является вытяжение, которое наиболее эффективно при травме шейного отдела. Вытяжение осуществляется с помощью специального устройства, состоящего из скобы, фиксирующейся к черепу, и системы блоков, осуществляющих тягу. При использовании методов внешней иммобилизации (вытяжение, корсеты) требуется длительное время (месяцы) для устранения деформации позвоночника и срастания поврежденных структур в необходимом положении. Кроме того, важна ранняя лечебная физкультура, гимнастика, направленная на создание полноценного мышечного каркаса. Во многих случаях такой метод лечения неприемлем, прежде всего тогда, когда необходимо незамедлительно устранить сдавление спинного мозга. Хирургическое вмешательство проводится в случаях наличия неврологической симптоматики (парезы конечностей, нарушения чувствительности, нарушение функции тазовых органов т. д.), обусловленной компрессией спинного мозга или при грубой компрессии тела позвонка. Цель операции – устранение сдавления спинного мозга, исправление деформации позвоночника и его надежная стабилизация. Для стабилизации позвоночника применяются разнообразные металлические пластины, костные винты, проволока. Выбор наиболее адекватного метода лечения – вытяжение, внешняя фиксация, хирургическое вмешательство, комбинация этих методов – во многом определяется локализацией и характером травмы.
Лечение больных с осложненными переломами позвонков, как после операции, так и не оперируемых, направлено на профилактику пролежней, уросепсиса (инфицирования патогенной флорой мочевыделительной системы), восходящей мочевой инфекции, легочных осложнений, а также восстановление утраченных функций позвоночника. Для профилактики пролежней используют кровати со специальными конструкциями, сложные системы вытяжения, различные круги под выступающие части тела, многократные перевороты в постели, протирание и массаж. С целью предотвращения восходящей мочевой инфекции показано раннее наложение надлобкового свища (при неспособности больного самостоятельно мочиться), медикаментозное лечение, а также промывание мочевого пузыря растворами антисептиков. С целью профилактики легочных осложнений проводится дыхательная гимнастика. При отсутствии спонтанного дыхания используют трахеотомию и вспомогательное или управляемое дыхание. Восстановление утраченных функций позвоночника проводится комплексно: ортопедическое лечение, физиопроцедуры, а также медикаментозное лечение.
Нейрохирургическое отделение
ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г. Тамбова»
Источник
Особенности травмы в салоне современного автомобиля требуют изучения, так как эта проблема недостаточно освещена в судебно-медицинской литературе, в которой анализируются данные о повреждениях, полученных при ДТП в салоне автомобилей, лишенных каких-либо средств индивидуальной безопасности водителя и пассажиров.
Вышеизложенное определило цель и задачи настоящего исследования. Целью работы явилось изучение особенностей повреждений позвоночника водителя и пассажиров при ДТП в салоне легкового автомобиля, оборудованного современными средствами безопасности.
Были изучены характер повреждений позвоночника для установления основных различий характера его повреждений, образующихся при ДТП у водителя и пассажиров переднего и заднего сидений в салоне легкового автомобиля, оборудованного современными средствами безопасности.
Материалом исследования явились архивные данные актов и заключений экспертов (водители – 85, пассажир переднего сиденья – 55, пассажир заднего сиденья слева – 15, пассажир заднего сиденья в центре – 18, пассажир заднего сиденья справа –14).
В работе применялись сравнительный, морфометрический и статистический методы исследования. Морфометрический анализ использован для получения общих сведений о характере травмы и включал определение локализации и вида повреждений (ссадина, кровоподтек, рана, перелом, повреждения спинного мозга).
Проведенное исследование показало, что у водителя современного легкового автомобиля по сравнению с пассажирами наблюдалась наибольшая частота образования повреждений позвоночника. При этом выявлена одинаковая частота повреждений мягких тканей (ссадины, кровоподтеки, раны) и переломов позвоночника.
Мягкие ткани шейного отдела позвоночника травмировались в 75 % случаев, грудного отдела – 60 % наблюдений, пояснично-крестцового отдела – 30 % случаев. Переломы позвонков встречались в 60 % наблюдений, и одинаково часто травмировались все отделы позвоночника. 2/3 случаев травмы шейного отдела спинного мозга отличались наибольшей тяжестью и сопровождались разрывами твердой мозговой оболочки и размозжением спинного мозга. Травма грудного отдела спинного мозга наблюдалась в 60 % всех случаев и во всех наблюдениях сопровождалась тяжелыми повреждениями оболочек и вещества спинного мозга (разрывами твердой мозговой оболочки и размозжением мозга. Травма пояснично-крестцового отдела спинного мозга наблюдалась в 30 % всех случаев и в 1/3 наблюдений сопровождалась разрывами твердой мозговой оболочки и размозжением спинного мозга.
У пассажира переднего сиденья постоянно формировались повреждения мягких тканей шейного отдела позвоночника и в половине случаев повреждались мягкие ткани других его отделов. Переломы позвонков шейного и пояснично-крестцового отделов наблюдалось одинаково часто и встречались в 20 % случаев. В то же время переломы позвонков грудного отдела встречались в два раза чаще (40 %). Травма шейного отдела спинного мозга наблюдалась в 80 % случаев, грудного отдела в 40 % и пояснично-крестцового в 20 % наблюдений (отмечено сочетание повреждений в разных отделах в части наблюдений). При этом тяжелые повреждения спинного мозга (разрывы оболочек и ра змозжения мозга) наблюдались при травме шейного отдела позвоночника в 2/3 наблюдений, грудного – в половине случаев, пояснично-крестцового – в 1/3 наблюдений. Все указанные повреждения чаще локализовались на правой стороне тела.
Для пассажира заднего сиденья слева характерным являлось преобладание повреждений мягких тканей в области шейного и грудного отделов п озвоночного столба с большой частотой образования ушибленных и резаных ран. Типичным было образование переломов в грудном отделе позвоночного столба. Повреждения спинного мозга формировались исключительно в шейном его отделе.
Для пассажиров заднего сиденья в центре оказалось характерным преобладание повреждений в шейном и грудном отделах позвоночного столба, с большей частотой переломов шейных позвонков и повреждений спинного мозга в грудном отделе позвоночника.
Для пассажиров заднего сиденья справа была характерна наименьшая частота образования повреждений. При этом повреждения мягких тканей, переломы и повреждения спинного мозга формировались преимущественно в поясничном и крестцовом отделах позвоночного столба. Причем переломы позвонков характеризовались отсутствием повреждений суставных поверхностей. Тяжелые повреждения шейного и грудного отделов спинного мозга (разрывы оболочек и размозжения мозга) наблюдались в 5 % случаев.
Выводы.
Проведенное исследование характера повреждений позвоночника, образующихся при ДТП у водителя и пассажиров в салоне современного легкового автомобиля, выявило существенные различия частоты, локализации, характера и тяжести образующихся повреждений. Выявленные различия в комплексе могут быть использованы для судебно-медицинской оценки местоположения пострадавших при внутрисалонной травме.
Источник