Причины искривления позвоночника 8 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Сколиоз – патология опорно-двигательного аппарата
2 слайд
Описание слайда:
Содержание Введение Понятие сколиоза Формы сколиоза 2.1. Патогенез 2.2. Классификация Особенности обследования больного со сколиозом Профилактика и лечение 4.1. Консервативное лечение 4.2. Оперативное лечение 5. Методика лечебной физической культуры при сколиозе Заключение по теоретической части 6. Исследовательская часть Литература Приложения
3 слайд
Описание слайда:
Осанка Непринужденное привычное положение тела при стоянии, сидении, ходьбе и работе человека, но без активного напряжения мышц. При правильной осанке изгибы позвоночника умеренные, имеют равномерно-волнообразный вид; лопатки расположены симметрично, плечи развернуты, ноги прямые с нормальными сводами стоп. Правильная осанка способствует нормальному функционированию органов движения и внутренних органов человека, что способствует повышению работоспособности
4 слайд
Описание слайда:
Искривление позвоночника Лордоз (lordosis; греч. lordosis, от lordos согнувшийся, сутулый) — искривление позвоночника в сагиттальной плоскости, обращенное выпуклостью кпереди. Кифоз (kyphosis; греч. kyphōsis искривление, горб) — изгиб позвоночника в сагиттальной плоскости, обращенный выпуклостью кзади. Сколиоз Боковое искривление позвоночника Лордотический тип осанки
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
Сколиоз и нарушение осанки (сравнение) Сколиоз В положении лежа на животе позвоночник не в состоянии принять нормальное прямое положение Нарушение осанки В положении лежа на животе позвоночник в состоянии принять нормальное прямое положение
7 слайд
Описание слайда:
Сколиоз От греческого skoliosis — искривление Распространенная деформация позвоночного столба Течение заболевания носит хронический характер Относится к разряду генетически обусловленных Диспластический сколиоз Диспластический сколиоз
8 слайд
Описание слайда:
Сколиоз — это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади — кифосколиоз. Левосторонний поясничный и правосторонний грудной II степени пояснично-грудинной
9 слайд
Описание слайда:
Нарушение осанки у детей по разным возрастным группам: 7-9 лет составляет 27% 10-14 лет составляет 48% 15-17 лет составляет 33% порок развития позвонков (полупозвонки). Диспластический сколиоз Диспластический сколиоз Сколиоз и реберный горб при сирингомиелии
10 слайд
Описание слайда:
Разволокнение фиброзного кольца межпозвонкового диска Смещение пульпозного ядра в будущую выпуклую сторону искривления Наклон вышележащего тела позвонка При начальном проявлении – реберное выбухание При тяжелой степени – реберный горб Ассиметричное напряжение межпозвонковых мышц Появление в позвонках структурных изменений – торсий Изменения при сколиозе Степени смещения позвонков при спонделезе
11 слайд
Описание слайда:
Торсии Это боковое искривление позвоночника – лишь нарушение осанки Поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а остистые отростки в вогнутую Способствуют деформации грудной клетки и ее асимметрия Внутренние органы при этом смещаются Деформация позвонков развивается по определенным законам (что дает возможность прогнозировать заболевание)
12 слайд
Описание слайда:
Классификация на основе момента появления заболевания Детский (до 6 лет) Подростковый Юношеский
13 слайд
Описание слайда:
Виды сколиоза По сложности Простой Частичное или одно боковое искривление Сложный Несколько дуг искривления в разные стороны Тотальный Захватывает весь позвоночник По степени фиксации Фиксированный Нефиксированный Исчезающий в горизонтальном положении дисплазия Диггве — Мельхиор — Клаузена
14 слайд
Описание слайда:
Классификация № 1 Врожденный сколиоз асимметрия мышечного рельефа резкое боковое искривление в грудном отделе
15 слайд
Описание слайда:
Классификация № 2 Реберный горб
16 слайд
Описание слайда:
Классификация № 3 правостороннем грудном сколиозе IV степени правостороннем грудном сколиозе IV степени
17 слайд
Описание слайда:
180-175 175-155 155 — 100 Менее 100
18 слайд
19 слайд
Описание слайда:
Диспластический сколиоз Системная патология соединительной ткани- накопление гликозаминогликанов и гексуроновых кислот, понижение содержания гиалуроновой кислоты – как следствие – потеря прочности Ослабление соединительнотканных структур во всех системах организма Как следствие – появление дисплазии тазобедренных суставов, челюстно-лицевые аномалии, плоскостопие, дистония, изменения в нервной системе
20 слайд
Описание слайда:
Причины приобретенного сколиоза в школьном возрасте и у взрослых Неправильная поза во время учебных занятий – одно плечо выше другого (это ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляет и ослабляет их. В дальнейшем возникает изменение связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление)) Ношение тяжестей в одной руке У взрослых – развивается в результате длительных ассиметричных нагрузок на мышцы (Сколиоз скрипача, швеи, носильщика) Может привести перелом позвоночника
21 слайд
Описание слайда:
Найдены зависимости больного сколиозом с: Физиологическими изменениями Заболеваниями сердечно-сосудистой системы Заболеваниями Дыхательной системы Психическими процессами Снижение уровня опосредовательности деятельности (деятельность упрощается, ее целевая структура обедняется) Нарушается степень критичности и самоконтроля Изменяются ценностные ориентации личности
22 слайд
Описание слайда:
Изменение в психологических процессах Снижение объема памяти Снижение внимания Снижение уровня обобщения и протекания ассоциативных процессов Конкретность мышления Склонность к дезадаптации
23 слайд
24 слайд
Описание слайда:
Исследовательская часть реферата
25 слайд
Описание слайда:
Цель работы: Выявить степень встречаемости сколиоза у учащихся гражданских классов Выявить степень встречаемости сколиоза у учащихся кадетских классов Определить средний показатель встречаемости сколиоза по школе у подростков Сравнить средний показатель по школе и показатели по гражданским и кадетским классам с средними данными по стране Сравнить средние показатели встречаемости сколиозом в гражданских и кадетских классах Сделать выводы о динамике распространения заболевания по школе.
26 слайд
Описание слайда:
Наши исследования Классы Общее кол-во учащихся % учащихся С изменениями в осанке % учащися с сколиозом Количество учащихся с нарушениями в состоянии здоровья Деформация грудной клетки Нарушение осанки Сколиоз Кифоз Кифосколиоз Сопутствующие заболевания ССС Дыхательной системы Всего 413 19,78 10,01 5 31 44 8 12 2 Уч-ся Гражданских классов 192 29,73 13,27 2 15 26 8 4 1 Учащихся кадетских классов 221 17,44 7,4 3 16 18 0 8 1 Уч-ся Гражданских классов Сколиоз и кифосколиоз 15,6 30 Всего по школе Сколиоз и кифосколиоз Учащихся кадетских классов Сколиоз и кифосколиоз 11,7 26 13,56
27 слайд
Описание слайда:
Классы Общее кол-во уч-ся Уч-ся С измене- ниями в осанке (%) Уч-ся с сколиозом (%) Кол-во уч-ся с нарушениями в состоянии здоровья. Деформа- ция грудной клетки Нарушение осанки Сколиоз Кифоз Кифо- сколиоз 6Б(К) 25 16 16 0 7Б(К) 23 39,1 39,1 0 8А(Г) 24 50 33 1 8 3 8Б(Г) 25 32 0 7 0 1 8В(К) 23 17 8 2 2 8Г(К) 26 16,6 15,4 0 9А(Г) 20 15 5 1 1 1 9Б(Г) 26 15,4 7,7 2 2 9В(К) 23 26 4.3 5 1 9Д(К) 30 26,6 26,6 0 0 10А(К) 16 16,25 18,75 10Б(К) 25 28 20 2 5 10В(К) 22 13,6 13,6 0 3 11А(Г) 34 26,5 8,8 4 3 2 11Б(К) 25 8 0 1 0 1 11В(К) 28 17,8 3,6 1 2 1 1 11Г(К) 22 4,5 0 1 0 0 Всего 417 21,7 12,9 3 27 26 4 4 Уч-ся кадетских классов 288 24 13,8 2 19 12 0 2 Уч-ся гражданских классов 129 25,8 10,9 1 8 14 4 2
28 слайд
Описание слайда:
2005-2006 учебный год 7 8 9 10 11
29 слайд
Описание слайда:
Выводы по исследованию Встречаемость нарушений осанки в кадетских классах значительно ниже Это объясняется более активным образом жизни кадетов, их занятием физической культурой и разными видами дополнительных физических упражнений (гимнастика, акробатика, боевые искусства). Физические занятия разного рода способствуют становлению правильной осанки и исправлению имеющихся приобретенных дефектов за счет развития мышечной системы подростков.
30 слайд
Описание слайда:
Скелетированный корсет
31 слайд
Описание слайда:
Вытягивающее упражнение самокоррекция деформации Корригирующее упражнение Пассивная коррекция нагрузка на мышцы брюшной стенки Разгрузка позвоночника Асимметричное дыхательное упражнение
32 слайд
Описание слайда:
Противопоказания Противопоказаны упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие к его перерастяжению
33 слайд
Описание слайда:
При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила: Можно сидеть неподвижно не дольше 20 минут; Старайтесь вставать как можно чаще. Минимальная продолжительность такого “перерыва” — 10 секунд Сидя, как можно чаще меняйте положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и.т.д. Старайтесь сидеть “правильно”: сядьте на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрямите спину и, если можно, снимите часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники; периодически делайте специальные компенсаторные упражнения: 1) повисните и подтяните колени к груди. Сделайте упражнение максимальное число раз 2) примите на полу стойку на коленях и вытянутых руках. Старайтесь максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно сильнее прогнуть ее вниз.
34 слайд
Описание слайда:
Для укрепления мышц спины: 1) И.п. — стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны и, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное. 2) И.п. — стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний — к тазу). Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз. 3) И.п. — лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в и.п. 4) И.п. — стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически “вжимайтесь спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник с усилием упирайтесь в него головой.
35 слайд
Описание слайда:
Правильная посадка Ученика за партой Разное положение тела за партой Дистанция сидения Отрицательная нулевая положительная
36 слайд
Описание слайда:
Правильная посадка за столом Туловище следует держать прямо Голову наклонять лишь немного вперед Между грудью и столом должно оставаться свободное пространство в 3-4 см Предплечья должны свободно лежать на столе Ноги необходимо согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом Ступни ног при этом должны полностью опираться на пол или подножку рабочего стола
37 слайд
38 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
К учебнику:
«Биология. Человек», Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.
К уроку:
§ 15. Осанка. Предупреждение плоскостопия 95
Номер материала:
ДБ-1357105
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Тема «Нарушения функций скелета и их профилактика»
Задачи урока:
Образовательная: формировать знания учащихся об осанке, признаках правильной и неправильной осанки; типах искривлений позвоночника, их причинах и последствиях; познакомить учащихся с простейшими методиками определения искривлений позвоночника; с мерами профилактики искривлений позвоночника и плоскостопия; показать значение физических упражнений для правильного формирования скелета тела и мышц
Развивающая: развивать практические навыки соблюдения правильной осанки, как залога здоровья и долголетия; развивать мотивацию здорового образа жизни; развивать умения проведения исследовательской работы
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать эстетическое наслаждение от созерцания правильной осанки как составляющей внешней красоты, потребность в физической активности;
Оборудование: мультимедийная презентация, таблица «Строение скелета человека», «Типы искривлений позвоночника», «Плоскостопие», видео «Как правильно сидеть за компьютером»
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: урок — семинар
Основные понятия и термины: осанка, лордоз, кифоз, сколиоз, плоскостопие,
Ход урока:
I. Вступительная часть.
1.Организационный момент
2. Н.п.п.
Учитель: поздравляю всех на уроке природоведения. Пусть эти 2700 секунд, которые мы проведем вместе дадут новые знания и положительные эмоции!
II. Вступительная часть.
1.Сообщение эпиграфа
Многие здоровы без красоты, но никто не красив без здоровья.
Лоренцо Валла
2.Проверка домашнего задания
А) Фронтальный опрос
Упражнение «Мозговой штурм»
1. Какую тему изучаем?
2. Из чего состоит опорно-двигательная система человека?
3. Какие отделы имеет скелет человека?
4. Какие отделы выделяют в позвоночнике?
5. Назовите и покажите отделы скелета верхних конечностей.
6. Назовите и покажите отделы скелета нижних конечностей.
7. Благодаря чему происходит движение тела человека?
8. Какие виды работы выполняют мышцы?
Б) Индивидуальное выполнение заданий.
В – I Установить соответствие между отделами скелета и костями, которые входят в их состав.
В — II. Установить соответствие между названиями мышц и их функциями.
В) Взаимопроверка работ, оценивание
2.Изучение нового материала
1). Мотивация:
Учитель: Какое эстетическое удовлетворение дает созерцание стройных, подтянутых девушки или юноши. Но все чаще в повседневной жизни нам приходится видеть сгорбленных, сутулы молодых людей с приобретенными пороками позвоночника. Задумайтесь! 48% учащихся нашей страны имеют проблемы, связанные с нарушениями скелета. И сегодня мы будем говорить о » Нарушения функций скелета и их профилактику»
2). Сообщение темы урока
Учитель: откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока » Нарушения функций скелета и их профилактика»
3). Определение цели и заданий урока
Дети самостоятельно определяют цель и объявляют задание урока
4). Сообщение плана урока
1. Правильная осанка и ее признаки
2. Основные типы искривлений позвоночника
3. Причины нарушения правильной осанки тела
4. Предупреждение заболеваний искривления позвоночника.
5. Плоскостопие, ее причины и профилактика.
5).Упражнение «Дерево ассоциаций»
Учитель: Какие слова у вас ассоциируются со словом «осанка «?
П подтянут
О опрятный
С стройный
Т тренированный
А активный
В изящный
А атлетический
6).Объяснение учителя.
Каждому человеку свойственна определенная осанка — привычное положение тела человека в состоянии покоя и во время движения. Правильная осанка не только делает фигуру привлекательной, но и обеспечивает нормальную деятельность внутренних органов. Осанка является показателем правильной работы опорно-двигательной системы. Осанка не наследуется. Она формируется в детском и юношеском возрасте и может меняться в течение жизни человека.
Для формирования правильной осанки большое значение имеет развитие мышечной системы, особенно мышц туловища (спины, живота). Хорошо развитые мышцы предотвращают деформацию костей позвоночника при нагрузке на них. Определение признаков правильной осанки
. Во время правильной осанки
— естественные изгибы позвоночника выражены умеренно;
— в положении стоя голова прямая;
— спина ровная;
— лопатки размещены симметрично, не выпячиваются;
— плечи человека находятся на одном уровне;
— живот втянут;
— ноги прямые;
— мышцы хорошо развиты;
— походка легкая.
Ознакомление с методикой выявления правильной осанки
Тест на выявление правильной осанки
Встать у ровной стенки без обуви
Ваше тело должно касаться ее пятью точками:
затылком, плечами, ягодицами, икрами ног и пятками
Если в таком положении вам комфортно, у вас правильная осанка!
Учитель: А сейчас рассмотрим признаки неправильной осанки
Исследование динамики пороков позвоночника в 9 классах с 2014 по 2019 год
Как вы видите, каждый год количество учеников с проблемами позвоночника в одном и том же классе увеличилось. Поэтому возникают вопросы:
Упражнение «Постановка проблемного вопроса»
— Почему количество учеников с приобретенными пороками позвоночника из года в год увеличивается?
— Как предотвратить нарушение осанки?
Учитель начинает семинар. Различают таки основные типы искривлений позвоночника как сколиоз, лордоз и кифоз.
Презентация исследовательской работы учащихся — вертебрологов по выявлению сколиоза
Признаки сколиоза:
Искривление грудной клетки;
Плечи и лопатки находятся на разных уровнях;
Уменьшается подвижность позвоночника;
Может появиться боль в грудном отделе.
С целью определения сколиоза смотрят на уровень плеч и углов лопаток, на размеры треугольников между туловищем и опущенными руками.
(Поблагодарить ученикам)
Презентация исследовательской работы учащихся — вертебрологов по выявлению лордоза
Лордозы — это изгибы позвоночника вперед в шейном и поясничном отделах
Признаки лордоза:
деформация позвоночника;
боль в пояснично-крестцовом отделе позвоночника;
тело при ходьбе забрасывается назад;
развивается функциональная недостаточность почек;
наблюдается отечность нижних конечностей;
поражаются органы малого таза
Тест на обнаружение лордоза
Встать у ровной стенки без обуви
Ваше тело должно касаться ее тремя точками:
лопатками,
плечами,
ягодицами,
В цель между поясницей и стенкой в норме может проходить только ладонь, что идет параллельно стенки. Если проходит кулак, осанка неправильная
(Поблагодарить ученикам)
Презентация исследовательской работы учащихся — вертебрологов по выявлению кифоза
Кифоз — это изгиб позвоночника назад в его грудном отделе.
Симптомы кифоза:
легко устает спина;
сдавливаются органы, расположенные в грудной полости (особенно легкие);
затрудняется дыхание;
возникают хронические бронхиты, плевриты;
развивается аритмия сердца
Тест на обнаружение кифоза
необходимо измерить расстояние между плечами с переда и сбоку спины. Если она примерно одинаковая то патологии нет. А если расстояние со стороны спины больше расстояния спереди,то у человека кифоз.
(Поблагодарить ученикам)
Презентация исследовательской работы учащихся — вертеюрологів по выявлению плоскостопия
К пороков развития опорно — двигательной системы в детском возрасте относят плоскостопие. Это пониженное свод стопы, при котором человек опирается на всю его поверхность. Если у человека развивается плоскостопие, он ощущает быструю утомляемость ног, боль в области щиколоток, голени, пояснице, искажение осанки.
Тест на обнаружение плоскостопия
1. Белый лист бумаги кладут на пол, смазывают ногу жирным кремом и наступают на лист .
На отпечатке соединяют крайние точки со стороны большого пальца и пяткой пря-мой линией. Затем находят среднюю точку (Г), и проводят перпендикуля-ры (АВ, МD).
Точку пересечения MD с отпечатком обозначают литерой С. Отрезок CD надо поделить на АВ. Если результат больше 0,33, то у человека-плоскосто-пость.
Причины плоскостопия
Меры по предупреждению плоскостопия
— Хождение босиком;
— Хождение на пальцев;
— Хождение на внешней стороне внешней стопы;
— Ходьба на внутренней стороне стопы;
— Попеременное сжимание пальцев стопы;
— Бросание небольшого предмета пальцами стопы;
— Занятия плаванием и разнообразными спортивными играми.
Если плоскостопие уже есть — надо обратиться к врачу ортопеду, какой назначит специальную обувь и лечебные физические упражнения.
(Поблагодарить ученикам)
Упражнение «Эвристическая беседа»
Учитель задает вопрос: Дети, как вы думаете, каковы причины искривления позвоночника?
Ответы учащихся: гиподинамия, несоответствие гигиеническим требованиям мебели, сон на мягкой или вогнутой кровати, неправильное ношение портфеля, травмы позвоночника.
Причины нарушения правильной осанки тела врачи ортопеды обычно делят на три группы:
1) Искривления позвоночника, возникающие в младенческом возрасте: (родители рано начинают сажать ребенка — за что горбится спина, поскольку мышцы щеи еще не сформированы должным образом; рано начинают учить ходить, в результате чего возникает не только искривление поясничного ?