Школа для детей с искривлением позвоночника

Софиатрия в школе
Диагностика, профилактика и лечение нарушений осанки и сколиоза I‐II степени у детей в условиях школы
Патология опорно-двигательного аппарата занимает первое место среди заболеваний детского возраста. На протяжении нескольких лет сохраня- ется устойчивая тенденция к росту этого недуга. В настоящее время впервые выявленная вертебральная патология охватывает 95,3% детей в возрасте 1–13 лет. Это чрезвычайно опасно. Необходимо понять, что сколиоз – это не только сложная многоплоскостная деформация позвоночного столба, но и болезнь, затрагивающая многие системы организма: кардиореспираторную (т. е. сердечно-сосудистую и дыхательную), нервно- мышечную, желудочно-кишечную, и другие.
Социальная значимость сколиотической болезни чрезвычайно велика. Около 30% страдающих тяжелой формой заболевания не работают, 66% не создают семьи, 76% больных женщин не вступают в брак и не могут родить. То есть понятно, что меры по предотвращению подобных последствий необходимо принимать с самого раннего возраста.
Учитывая особенности современного города – глобальную компьютеризацию, снижение интереса к физическим занятиям, большую занятость родителей, экологию, питание, снижение критического отношения к своему здоровью в молодежной среде, основную нагрузку в борьбе за здоровье ребенка следует возло-жить на школу. Подобный опыт уже есть. Нами разработана специальная Программа, в рамках которой на базе Центра образования № 1130 и Центра образования «Школа здоровья» № 1317 г. Москвы созданы ортопедические кабинеты (службы), где с использованием современных нелучевых скрининг-методов выявляется ортопедическая патология у детей и внедряется система профилактики нарушения осанки и сколиозов, а также их лечения. Необходимо отметить, что это – коллективная работа, в которой участвуют школьные врачи, учителя и родители.
В условиях обычной средней школы дети на протяжении 11 лет проходят только плановую диспансеризацию и предохранительные прививки. Врачи школ не могут делать что-то еще, за исключением оказания неотложной медицинской помощи, из-за нехватки времени и большой плановой загруженности. Но сегодня существует тенденция объединения небольших школ в Центры образования – главным образом, по причине экономической целесообразности. Таким Центрам выделяют ставки медсестры, подросткового врача, школьного психолога. Некоторые Центры оформляют статус «Школы здоровья», получая при этом лицензиюна медицинскую деятельность. Врач школы вправе разрабатывать программы для профилактики и оздоровления детей в условиях своего образовательного учреждения.
Наша более чем 10-летняя практика в Центре образования №1130 Западного округа г. Москвы, где объединенными усилиями научно-методического совета по здоровьесберегающим технологиям Центра образования и специалистов, а также оборудования Научно-медицинского центра «Софиатрия» был создан ортопедо-неврологический кабинет, свидетельствует о высокой эффективности такой постановки дела и позволяет рекомендовать разработанные нами программы для возможно более широкого внедрения.
Везде, где это возможно, надо формировать «Школы здоровья», укомплектованные необходимым штатом медперсонала и оснащенные относительно недорогими инструментальными аппаратно-программными комплексами для оценки функционального состояния органов и систем, в том числе позвоночника.
Примерное содержание программы работы ортопедического кабинета в течение учебного года
- В начале года школьник получает углубленную диагностику опорно-двигательного аппарата и нервной системы в условиях своей школы. Также применяется УЗИ-диагностика внутренних органов и оценивается кровоток по сосудам шеи и головы. Результаты обследования заносятся в специальную карту. Подбирается индивидуальный план лечения. Составляется схема лечения и профилактики нарушения осанки и сколиоза на весь учебный год.
- Восстановительное лечение проводится специалистами в условиях школы.
- В конце учебного года снова проводится обследование позвоночника и сопутствующих систем. Сравниваются результаты до и после лечения. Проводятся консультации детей и родителей по основному заболеванию.
- При необходимости рекомендуется применение специальных ортопедических стульев и парт для профилактики нарушений осанки и искривления позвоночника.
- При выявлении прогрессирования сколиоза ортопедический статус ребенка фиксируется в специальной карте, после чего он направляется в муниципальный ортопедический центр для дальнейшей реабилитации сколиоза
Методы диагностики
Исследования, послужившие основой для создания нашей Программы, показали, что рентгенографическое исследование даёт практически те же результаты, что и компьютерная сканометрия позвоночника. Это дало возможность отказаться в дальнейшем от рентгенографии, т. е. не подвергать пациента регулярному (в ходе плановых диспансеризаций на протяжении 11 лет обучения в школе) воздействию рентгенологических лучей. Еще одним преимуществом сканера является возможность проведения функциональных проб в практически любом положении пациента: стоя, лежа, сидя, при наклонах вперёд, назад, вправо, влево, а также при ротации тела.
Для выявления наличия или отсутствия, а также выраженности и уровня поражения спинного мозга при искривлении позвоночника применяется стандартное электронейромиографическое исследование (ЭНМГ) на компьютерном электромиографе в варианте накожной электромио- графии.
Для выявления патологии опорно-двигательного аппарата и регуляторных систем мы используем метод компьютерной стабилографии – исследуем вертикальную устойчивость в пробе Ромберга с открытыми и закрытыми глазами.
Учитывая нерешенность вопроса о причинах и механизмах развития сколиотической болезни, в частности, идиопатического (невыясненного) происхождения, мы применяем метод диагностики состояния органов и систем из традиционной китайской медицины – измерение электрического сопротивления в биологически активных точках кожи по методу Риодораку на аппаратно- программном комплексе «Антел».
Так как при грудных сколиозах страдает прежде всего кардио-респираторная система, мы используем результаты электрокардиографии и ЭХО-КГ из школьных медицинских карт. Для оценки морфологии и расположения органов брюшной полости и забрюшинного пространства у детей со сколиозами используется УЗИ-диагностика.
И, наконец, для выявления психологических особенностей детей мы используем ряд современных методик и тестов, позволяющих определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов. У детей со сколиозом зачастую развивается комплекс неполноценности. Психологические методы воздействия с помощью тестов позволяют побороть этот комплекс и создать у ребенка мотивацию к лечению.
ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ
Профилактика прогрессирования и восстановительное лечение при нарушении осанки и сколиозах на ранних стадиях являются одной из основных задач современной медицины. Сложность заключается в том, что процесс физической реабилитации таких больных достаточно длителен, он требует больших усилий и терпения с обеих сторон – врача и пациента.
При сколиозе лечение должно быть ежедневным до конца роста человека. Даже при грамотном консервативном лечении структурные деформации в сочетании с усиленным ростом ребенка в подростковом периоде могут давать ухудшение клинической картины и отрицательную динамику по данным объективных методов исследования. Дело в том, что идиопатический сколиоз имеет тенденцию к прогрессированию, именно поэтому так важен комплекс профилактических мероприятий. Для нивелирования отрицательного эффекта для каждого больного необходим индивидуальный психологический подход и подбор специальных программ для консервативной коррекции имеющихся нарушений.
При составлении программы реабилитации в условиях школы необходимо учитывать объем занятости ребенка, находить баланс между учебными и лечебными мероприятиями. В условиях специально оборудованного медицинского кабинета и спорткомплекса Центра образования №1130 мы применяем следующие средства восстановительного лечения, в том числе усовершенствованные:
- Соблюдение ортопедического режима (вырабатывание привычки периодически сменить позу, встать, походить и т.п.)
- Рефлексотерапия (классическая иглотерапия) и гомеосиниатрия – введение гомеопатических препаратов в биологически активные точки.
- Биологическая обратная связь. Методика напоминает собой принципы аутотренинга с использованием компьютерных технологий и знания нейрофизиологических механизмов второй сигнальной системы (И. П. Павлов).
Современные методики БОС предусматривают использование специальной аппаратуры для демонстрации информации о физиологических параметрах и реакциях.
Информация о той или иной функции организма превращается в простой игровой сюжет, которым можно управлять, самостоятельно меняя свое состояние и удерживая эти изменения.
Под руководством специалиста с помощью специальных приемов и аппаратуры удается развить навыки произвольно изменять физиологическую функцию для коррекции состояния.
Пациент в ходе игрового сюжета подкрепляет результат, достигаемый за счет правильной осанки, положительными эмоциями, что замыкает правильную условно-рефлекторную дугу в коре головного мозга.
Таким образом, вырабатывается условный рефлекс на хорошую осанку.
- Физиотерапия: светотерапия и магнитотерапия.
- Электромиостимуляция. Лазеротерапия.
- Лечебная физкультура (гимнастика, тренажерный зал, плавание).
- Классический массаж. Мануальная терапия.
- Консультативно-информационная работа с детьми, родителями, преподавателями.
- Использование ортопедических стелек при наличии плоскостопия.
В данном руководстве описан алгоритм диагностики, лечения и профилактики прогрессирования нарушений осанки и сколиотической болезни у детей в условиях общеобразовательного учреждения.
Вышеуказанная проблема рассматривается с точки зрения применения современных методов выявления сколиотической деформации, в том числе биомеханических, неинвазивных и нелучевых. Представлена организационная схема, на основе которой созданы специализированная служба и ортопедический кабинет в общеобразовательной школе № 1130.
Более детально рассмотрена проблема сколиозов, с позиции выявления у детей с искривлением позвоночника большого процента сегментарных нарушений функции спинного мозга, что необходимо учитывать при диагностике и лечении сколиоза и сопутствующих нарушений.
Всегда рады будем помочь Вам и Вашим детям!
Источник
Сколиозом называют распространенную патологию позвоночника,
при которой наблюдается разной степени выраженности его искривление в боковой
плоскости, что называют сколиотической дугой. Чаще всего он начинает формироваться
именно у детей в раннем или подростковом возрасте, тем самым создавая
предпосылки для развития ряда осложнений. К счастью, детский позвоночник довольно
пластичен, что позволяет при своевременном обнаружении признаков сколиоза принять
меры и исправить ситуацию вплоть до полного излечения.
Практически 30% заболеваний позвоночника у детей приходится на сколиоз.
Причины
Сколиоз у детей в основном начинает формироваться в период между 5 и 14 годами, а особенно в возрасте 4—6 лет и 10—14 лет, так как именно в это время наблюдается активный рост ребенка. Поскольку позвоночник остается довольно пластичным неправильное распределение нагрузки на него, а также ряд других факторов провоцирует отклонение отдельных позвонков от основной оси в ту или иную сторону, тем самым формируя сколиотическую дугу. Это может происходить только в одном отделе позвоночника, например, в пояснично-крестцовом, или одновременно в нескольких.
Также выделяют врожденную форму заболевания. В таких случаях
деформация позвоночного столба обусловлена нарушениями развития и наличием
сращений ребер, позвонков между собой, присутствием добавочных позвонков и пр. Но
подобное встречается значительно реже, чем приобретенный сколиоз.
При отсутствии врожденных деформаций причинами развития
сколиоза у детей могут выступать:
- несоблюдение осанки при сидении за столом,
работе за компьютером или ходьбе; - неравномерное распределение нагрузки на
позвоночник (ношение рюкзака на одном плече, тяжелых сумок, пакетов); - преждевременное начало занятиями тяжелыми видами
спорта; - слабость мышечного корсета, обусловленная ведением
малоподвижного образа жизни; - травмы позвоночника, включая компрессионные
переломы, тяжелые ушибы, переломы костей таза, значительно реже нижних
конечностей; - несбалансированное питание, не обеспечивающее поступление
должного количества витаминов и минералов в растущий организм ребенка; - заболевания позвоночника, в том числе рахит, ДЦП
и пр.
Сколиоз чаще диагностируется у девочек, хотя медицина пока не может предоставить убедительных объяснений, почему мальчики реже страдают от него.
Предпосылками для развития заболевания являются:
- лишний вес;
- неврологические патологии (нейрофиброматоз,
спастический паралич, полиомиелит, сирингомиелия); - незаращение дуг позвонков;
- сакрализация или люмбализация.
Но в действительности точно установить, что именно послужило
причиной развития сколиоза, удается не всегда.
Виды
Уже ясно, что сколиоз у детей может быть врожденным или приобретенным. Для более подробного описания патологии пользуются более точной классификацией форм заболевания на основании периода его возникновения:
- инфантильный (младенческий) – обнаруживается у
детей младше 3 лет; - ювенильный – развивается в 3—10 лет;
- подростковый – возникает в пубертатный период,
т. е. в 10—17 лет.
Все эти формы болезни хорошо поддаются лечению, чего нельзя
сказать про взрослый сколиоз. Поэтому очень важно вовремя диагностировать
патологию и направить максимальное количество усилий на ее устранение, пока не
стало поздно.
При взрослом сколиозе, диагностируемом у людей старше 17 лет, особенно запущенном, добиться абсолютного выздоровления практически невозможно даже с помощью хирургического вмешательства.
Также различают следующие виды сколиоза у детей в
зависимости от характера искривления:
- С-образный – позвоночник выгнут в левую или правую сторону с образованием 1 дуги;
- S-образный – одновременно формируются 2 разнонаправленные сколиотические дуги в двух разных отделах позвоночника, например, в пояснично-крестцовом и грудном;
- Z-образный – самая тяжелая форма сколиоза, при которой образуется сразу же 3 сколиотические дуги.
Степени сколиоза у детей
Сколиоз любого из вышеперечисленных видов развивается
постепенно. На основании этого выделяют 4 степени его развития. Определение, на
какой стадии развития находится болезнь, очень важно для разработки наиболее правильной
стратегии ее лечения.
Для оценки степени искривления позвоночника с помощью
специальных методик измеряется угол деформации. Первоначально можно с
достаточной точностью определить степень сколиоза по визуальным признакам, но
после этого обязательно требуется подтверждение с помощью инструментальных
методов диагностики сколиоза.
Сколиоз 1 степени у детей
Эта степень диагностируется при возникновении первых признаков деформации позвоночника, т. е. она является начальной и наиболее легкой стадией развития сколиоза. В таких случаях угол искривления позвоночного столба не превышает 10°. Тем не менее именно сколиоз 1 степени проще всего поддается лечению консервативными методами (без операции). Поэтому важно чтобы родители самостоятельно смогли своевременно заметить первые признаки развития сколиоза и обратиться к врачу на этом этапе.
В подобных ситуациях нарушение симметрии тела практически
незаметно. Но заподозрить искривление позвоночника можно по:
- отличиям в положении лопаток и плеч;
- незначительному перекосу таза;
- слабо выраженной сутулости и приближению лопаток
к позвоночнику.
Оценку этих параметров осуществляют, когда ребенок стоит
ровно и спокойно. При этом для 1 степени сколиоза у детей нехарактерно наличие
каких-либо болей, повышенной утомляемости или других нарушений. Но изменения
при 1-й степени сколиоза настолько незначительны, что диагностировать их часто
удается только с помощью рентгена.
Сколиоз 2 степени у детей
Если деформация хребта на начальной стадии развития не была
диагностирована, патология прогрессирует, а угол искривления позвоночного
столба увеличивается до 11—25°. Именно на этом этапе заболевание
диагностируется чаще всего, поскольку изменения заметны не только, когда
ребенок стоит, но и когда он лежит.
Если изначально сколиоз С-образный, то при второй степени уже
прослеживается образование компенсаторной дуги, т. е. позвоночник приобретает S-образный изгиб. Поскольку нагрузка на него
распределяется неравномерно, в месте изначального искривления образуется
реберный горб и мышечный валик, а также усиливаются визуальные признаки
деформации:
- асимметричное положение плеч заметно даже в
одежде; - сутулость усугубляется;
- наблюдается ротация позвонков вокруг собственной
оси.
Именно детский сколиоз 2-й степени диагностируется примерно в 80% случаев.
Сколиоз 3 степени у детей
Такая деформация позвоночника считается уже серьезной,
поскольку угол искривления достигает 26—50°. Это сопровождается сильными
нарушениями осанки, яркими признаками асимметрии лопаток, плеч, а также таза,
причем эти признаки просматриваются как в стоячем или лежачем положении, так и
когда ребенок сидит.
На 3-й стадии сколиоза уже:
- начинает деформироваться грудная клетка;
- увеличивается реберный горб;
- суставы серьезно смещаются;
- возникают выраженные боли;
- ребра западают;
- мышцы передней брюшной стенки ослабевают.
Все это создает предпосылки для смещения внутренних органов
с естественных положений и, следовательно, возникновению нарушений разной
степени тяжести в их работе.
Сколиоз 4 степени у детей
4 степень – самая тяжелая стадия искривления позвоночника, в
результате чего он теряет способность обеспечивать надежную опору телу, ведь
угол искривления превышает 50°. Выраженные сколиотические дуги приводят к сильным
деформациям в других костях, растяжению одних мышц спины и спазмированию
других.
4 степень сколиоза у детей приводит к возникновению тяжелых
нарушений в работе внутренних органов, ущемляются спинномозговые корешки, что
может приводить к возникновению неврологических расстройств разной степени
выраженности. Также при такой сильной деформации позвоночника существует серьезный
риск возникновения травм спинного мозга.
Симптомы
Как проявляется сколиоз у ребенка, напрямую зависит от
локализации сколиотической дуги, выраженности кривизны, причин развития
заболевания и возраста ребенка. У каждого больного при одинаковом диагнозе
могут наблюдаться разные симптомы. Для сколиоза у детей характерно:
- появление признаков асимметрии, нарушений
осанки, сутулости; - опущение головы, что уже присутствует при 1 и 2
степени сколиоза; - периодическое возникновение болевых ощущений,
причем изначально они обычно локализованы в области шеи, плеч, поясницы
(зачастую возникает при прогрессировании искривления до 3-й степени, хотя может
проявляться и раньше); - нарушение дыхания с эпизодами одышки, способной
появляться даже при небольших нагрузках; - учащение сердцебиения;
- повышенная утомляемость;
- нарушение координации движений;
- рассеянностью;
- головные боли;
- нарушения сна;
- ухудшение общего состояния.
Боли разной интенсивности могут присутствовать даже на самых ранних стадиях развития сколиоза у детей.
Нередко при сколиозе ущемляются спинномозговые корешки, что
приводит к нарушениям иннервации внутренних органов, а впоследствии и к
органическим изменениям. Какие именно из них будут страдать, зависит от
локализации сколиотической дуги. В целом заболевание может провоцировать
нарушения функционирования бронхов, легких, печени, половых органов,
поджелудочной железы и пр.
Сколиоз у детей опасен еще и возникновением психологических
проблем, так как при появлении эстетического недостатка у ребенка отношение сверстников
к нему резко меняется. Это может вылиться в длительные депрессии, замкнутость,
резкое снижение самооценки и трудности в общении.
Возможные последствия
Сколиоз чреват не только появлением выраженного эстетического недостатка, но и серьезными осложнениями, которые способны сильно снижать качество жизни и иногда даже провоцировать развитие угрожающих жизни состояний. Среди вероятных последствий тяжелых деформаций позвоночника у детей:
- формирование заметного горба;
- неправильное развитие костей и скелетных мышц;
- мышечная дистрофия;
- нарушения работы сердца, легких, органов ЖКТ и
почек.
Диагностика
Чаще всего признаки сколиоза у детей обнаруживаются на профилактических
осмотрах, поскольку даже очень заботливому и внимательному родителю не всегда
удается заметить начальные проявления деформации позвоночного столба у ребенка.
Врач оценивает положение позвоночника, лопаток и таза следующими способами:
- Ребенок размещается на кушетке лицом вниз и
кладет руки вдоль туловища. Врач пальпирует позвоночник с легким нажимом,
определяя положение позвонков. - Ребенок стоит спиной к специалисту и
наклоняется, согнув спину дугой и опустив руки. Врач оценивает положение
лопаток и позвоночника в таком положении тела. Также он обращает внимание, не
выпирают ли ребра в той или иной стороны тела.
Если в ходе визуального осмотра у доктора закрались
подозрения на наличие искривления позвоночника, он назначает рентген
позвоночник в прямой оси. Этого простого и доступного для каждого исследования
зачастую достаточно для точного диагностирования сколиоза и определения степени
его развития.
Лечение сколиоза без операции в клинке
Если у ребенка диагностирован сколиоз, лечение начинают
немедленно. Но оно может осуществляться консервативными методами, т. е. безоперационным
путем, только при деформациях менее 40°. В остальных случаях и тем более при
сколиозе 4-й степени показано хирургическое лечение сколиоза.
Итак, если заболевание диагностировано на ранних стадиях развития и еще возможно восстановить нормальную ось позвоночника без прямого вмешательства в него, больному назначается комплексная терапия. Ее характер напрямую зависит от степени сколиоза и самочувствия ребенка. В целом консервативное лечение сколиоза может включать:
- ЛФК;
- мануальную терапию;
- массаж;
- физиотерапию;
- ношение ортопедического корсета;
- кинезиотейпирование.
При 1 и 2 степени сколиоза (чаще всего наблюдается у детей до 5 лет) зачастую достаточно только ЛФК, массаж и мануальной терапии. Но остальные методы также могут применяться с целью повышения эффективности лечения. В более сложных случаях медики обязательно рекомендуют задействовать все возможные способы выравнивания оси позвоночника. В противном случае деформация будет прогрессировать и рано или поздно приведет к тяжелым осложнениям, сильнейшим болям и возникновению острой необходимости в проведении операции.
Сколиоз в подростковом возрасте значительно сложнее поддается лечению, чем в более ранний период. Это обусловлено уже не такой податливостью позвоночника, как у более младших детей. Причем зачастую у подростков диагностируется 2—3 степень искривления позвоночника, что сопровождается более выраженными изменениями его оси и требует решительных действий для устранения патологии.
ЛФК (Лечебная физкультура)
Лечебной физкультуре отводится большая роль в исправлении
деформации позвоночника. Для каждого пациента комплекс упражнений
разрабатывается индивидуально на основании локализации, стадии, вида сколиоза. Также
во внимание обязательно принимается возраст ребенка и уровень его физического
развития.
Заниматься ЛФК требуется регулярно. Первые занятия проводятся
под руководством специалиста и только впоследствии, когда и ребенок, и его
родители полностью освоят правильную методику выполнения каждого упражнения,
разрешается заниматься дома самостоятельно.
Регулярные занятия лечебной физкультурой способствуют
укреплению мышечного корсета, что позволяет создать надежную опору позвоночнику
и уменьшить вероятность его дальнейшего искривления. Также правильно
подобранные упражнения позволяют уменьшить болевые ощущения и добиться увеличения
возможной амплитуды движений.
Мануальная терапия
Огромная роль в лечение сколиоза у детей отводится
мануальной терапии. Именно этот метод позволяет непосредственно воздействовать
на позвоночник, нормализуя положение позвонков и высвобождая ущемленные
спинномозговые корешки. Но подобные манипуляции требуют высокого уровня квалификации
от мануального терапевта, поэтому доверять здоровье ребенка можно только
опытному специалисту.
Дополнительно мануальная терапия дает возможность устранить
функциональные блоки и нормализовать тонус мышц спины. Также локальное
воздействие на мягкие ткани провоцирует активизацию кровообращения и повышение
скорости метаболизма.
Уже после первых сеансов обычно отмечается существенное
улучшение самочувствия ребенка. Боли постепенно уходят, устраняются
неврологические нарушения, улучшается память и способность к концентрации
внимания. Но для получения выраженных результатов и их закрепления требуется
пройти не менее 10 сеансов, а впоследствии проходить профилактические курсы.
Одной из эффективных методик мануального лечения сколиоза у
детей является метод Гриценко. В его основе лежит способность организма
человека самостоятельно восстанавливаться при устранении негативно действующих
факторов, что в комплексе с высокой пластичностью детского позвоночника позволяет
добиться максимальных результатов.
Физиотерапия
Физиотерапевтические процедуры направлены на улучшение
кровообращения и активизации обменных процессов. Они помогают нормализовать
сократительные функции мышц и тем самым уменьшить мышечную дистрофию с одной стороны
спины, а также снять повышенный тонус с мышц другой половины спины.
Ношение ортопедического корсета
Специальные корректирующие корсеты назначаются детям со
сколиозом 2—3 стадии. Они имеют разную степень жесткости, что подбирается в
зависимости от запущенности патологии. Ношение ортопедического корсета
позволяет снизить нагрузку на позвоночник и добиться выравнивания осанки. Это приводит
к устранению риска дальнейшего прогрессирования деформации и уменьшению болей.
Зачастую ортопедические корсеты назначают детям старше 7—10 лет.
Кинезиотейпирование
Кинезиотейпирование – относительно новая методика,
применяющаяся для лечения сколиоза. Ее суть состоит в наклеивании на
определенные участки спины эластичных лент, называемых тейпами. Они способствуют
уменьшению нагрузки на нужные мышцы спины и уменьшению болей. При этом тейпы не
сковывают движений и абсолютно незаметны под одеждой.
Профилактика
Предотвратить искривление позвоночника у ребенка в силах
каждого родителя. Но для этого требуется с самого раннего возраста следить за
осанкой ребенка и уделять большое внимание сбалансированности его питания. В целом
профилактика сколиоза заключается в следующем:
- ребенок должен при ходьбе и сидении всегда
держать спину ровно; - с ранних лет рекомендовано начинать заниматься
плаванием, гимнастикой, танцами, так как эти виды спорта не дают высокую
нагрузку на позвоночник, но эффективно укрепляют мышцы спины; - ребенку нужно купить умеренно жесткий
ортопедический матрац; - важно избегать длительного сидения за
компьютером и смартфоном (особенно актуально по отношению к подросткам); - если ребенок не может самостоятельно следить за
осанкой, можно приобрести специальный корсет, который поможет ему сохранять
правильное положение тела при сидении за партой в школе (по рекомендации
врача).
Таким образом, детский сколиоз является распространенной, но
достаточно опасной проблемой, которая требует как можно более раннего
диагностирования и внимательного отношения к себе. Поэтому стоит регулярно
проходить профилактические осмотры и самостоятельно контролировать состояние
спины ребенка. А если все же избежать развития заболевания не удалось,
необходимо как можно раньше обращаться к вертебрологу, ортопеду или неврологу и
проходить назначенный курс лечения. Тогда сколиоз с высокой долей вероятности
удастся победить и не допустить развития тяжелых осложнений.
Источник