Школа для детей с травмой позвоночника

Школа для детей с травмой позвоночника thumbnail

Реабилитационно-образовательный центр №76 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является особым типом лечебно-учебного учреждения, в котором может быть обеспечено наиболее эффективное консервативное лечение этих детей с одновременным обучением их по программе общеобразовательных школ.

Содержание образования в центре соответствует современным государственным программам. Обучение детей по программам общеобразовательных школ обеспечивает безболезненное возвращение их по окончании лечения в прежние школьные коллективы. Основной формой учебно – воспитательной работы остаётся урок.
У истоков создания нашего центра стоял крупный ученый Ортопедии России — Израиль Исаакович Кон. Он остался в истории отечественной медицины как основоположник комплексного консервативного лечения сколиоза.

Особенностью этой болезни является ухудшение здоровья в течение всего периода роста ребёнка, что требует многолетнего лечения. А система здравоохранения может обеспечить лечение только короткими курсами в стационаре или в санаториях, где дети будут полностью оторваны от дома и школы. Так родилась блестящая идея соединения учебно — воспитательного процесса и круглосуточного лечения. Огромная любовь к детям, энтузиазм, подвижничество, организаторский талант двух замечательных людей — первого директора школы Израиля Давыдовича Немцова и профессора Израиля Исааковича Кона привлекли к ним единомышленников. Их активно поддерживали Институт Травматологии и Ортопедии СССР, Министерство Просвещения СССР и Министерство Здравоохранения СССР.

Приказ об открытии специального школы — интерната номер 76 для детей больных сколиозом был подписан в июле 1964 года. Первыми пациентами были дети из ортопедической больницы им. Шумской. Первыми помощниками — энтузиастами стали завуч З.П.Бобровникова, старшая медсестра Э. В. Каплан, врач М. Ф. Турчкова, инструктор лечебной физкультуры Р. Н. Белозёрова, учителя В. Ф. Алёхина и Н. В. Болховская.

На первом этапе существования интерната внедрялась методика консервативного лечения сколиоза, разработанная И. И. Коном, модифицировалась методика школьного обучения в положении детей в классах лёжа по программе общеобразовательных школ, но в условиях круглосуточного и непрерывного лечения, создавалась методика психологической работы с детьми и их родителями с целью их вовлечения в лечебный процесс и привития веры в успех лечения. В последующие годы творческая работа коллектива под руководством возглавлявшего тогда школу директора Б. М. Супоницкого и профессора И.И. Кона, постоянный научный поиск способствовали совершенствованию учебного и лечебного процессов, достижению высоких результатов.

В разное время здесь работали замечательные врачи-интузиасты Н. Г. Гаценко, кандидаты медицинских наук З.Д. Иткина, Р.Д. Назарова, Г.И.Аксенова, много лет медчасть возглавляла Г.П. Дмитриева. Огромной любовью детей пользовались талантливые педагоги Куницына Б.М., Федорова Е.В., Докина С.М., Баулова З.С., тренеры лечебного плавания Л.А. Бородич, Л.В. Пояркова, Зиновьева А.Г. Крючкова Г.С.

Защищены одна докторская и пять кандидатских диссертаций, регулярно проводятся научные конференции, печатаются научные работы. За опытом приезжают врачи и учителя из городов России и Зарубежья.

По образцу нашего интерната в бывшем СССР было создано 50 таких школ — интернатов, и в них профессор И. И. Кон с врачами интерната проводил выездные семинары и консультации.

Среди сотрудников коллектива есть «Заслуженные учителя», «Отличники Просвещения», «Почетные работники общего образования РФ», «Отличники Здравоохранения», все ортопеды имеют высшую врачебную категорию, высшую квалификационную категорию имеют 53 педагога.

Пребывание детей в центре, включая учёбу, лечение и пятиразовое питание — бесплатное.

Усилиями всего коллектива создан дом, тёплый и уютный, который с любовью вспоминают тысячи лечившихся здесь учеников и с радостью приходят в традиционный «День рождения Центра» 19 мая.

Источник

10-03-2018 09:25

Эти не совсем обычные учебные заведения созданы для детей, страдающих сколиозом. Деятельность санаторных школ-интернатов направлена на выявление и коррекцию тяжёлых деформаций позвоночника, а также обучение пациентов новому образу жизни, который позволит контролировать течение заболевания.

Лечебные интернаты для детей, больных сколиозом

Обучение в санаторном учреждении позволяет ребёнку понять, как жить со сколиозом, бороться с заболеванием и не допускать его развития

К сожалению, не во всех городах страны имеются подобные учреждения. В основном, школы для детей больных сколиозом, располагаются в мегаполисах и областных центрах:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Екатеринбург;
  • Челябинск;
  • Новосибирск;
  • Ростов-на-дону;
  • Красноярск;
  • Владимир и др.

Где находятся специальные учреждения?

Один из наиболее известных специализированных интернатов Санкт-Петербурга работает по адресу: Санкт-Петербургское шоссе, 77 (Стрельна).  В Москве Реабилитационно-образовательный центр располагается по адресу: Кронштадтский б-р, 20А. А также по адресу: Московская область, г. Щёлково, ул. Рудакова,  1а.

В Красноярске специализированный интернат расположен по ул. Пастеровская, дом 25. В Новосибирске подобное учреждение можно найти по адресу: ул.Халтурина, 30/1; в Челябинске по ул. Новороссийской, 130.

Условия приёма в специализированные интернаты

В интернаты направляются дети, состоящие на диспансерном учёте у врачей-ортопедов. Также рассчитывать на лечение и проживание в стационаре может любой ребёнок, у которого диагностировали запущенную степень сколиоза. Если же деформация не ярко выражена, то, чаще всего, пациент ставится на очередь  до появления свободных мест. Чтобы стать учеником специализированной школы для больных сколиозом, потребуется:

  • заключение специалиста о характере заболевания и степени деформации;
  • заявление от родителей (законных попечителей);
  • свидетельство психолого-медико-педагогической комиссии.
Читайте также:  Коррекция позвоночника физическими упражнениями

Ряд учреждений предоставляет полное среднее образование (11 классов), другие – неполное (9 классов). Бюджетные заведения обычно принимают детей от 6-8 лет. Некоторые частные стационары работают и с пациентами младшего возраста (от 4 лет). 

В заведениях 5-ти дневная учебная неделя, выходные дни дети проводят дома.

Программа интерната: чем он отличается от других школ?

В специализированных интернатах школьники находятся под круглосуточным наблюдением специалистов. Учебная деятельность осуществляется с учетом психофизических особенностей пациентов, страдающих сколиозом:

  • во время уроков обязательно проводятся разминки;
  • учащиеся могут находиться в лежачем положении во время урока;
  • в программу обучения включены занятия по ЛФК, формирующие правильную двигательную активность.

Дети, находящиеся на стационаре в санаторных учреждениях, получают комплексное лечение:

  • массаж;
  • занятия в плавательном бассейне;
  • физиотерапию;
  • биостимуляцию;
  • рефлексотерапию;
  • для каждого пациента изготавливается корсет.

В остальном специализированные интернаты ничем не отличается от обыкновенной школы: детей обучают тем же дисциплинам, организована внеурочная деятельность. Однако обучение в санаторном учреждении позволяет ребёнку понять, как жить со сколиозом, бороться с заболеванием и не допускать его развития.  

ТегиСколиоз, сколиоз у детей, лечение

Источник

Правильная осанка залог здорового развития любого ребенка. Ее главная составляющая – здоровый позвоночник, который отражает степень общего развития детей и подростков. Осанка формируется с самого раннего детства, поэтому следует особо внимательно относиться к малышам в возрасте до 3 лет.

Школа для детей с травмой позвоночника

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста – проблема распространенная и встречается у 17-20% всех детей младше 7 лет. Чаще всего плохая осанка сочетается с плохим развитием мышц и сниженным общим тонусом организма. Начав ходить в школу, ребенок вынужден большую часть своего времени сидеть на одном месте в одной и той же позе. Активность при этом падает почти на пятьдесят процентов. Сегодня дети стали меньше двигаться, чаще предпочитая играм на свежем воздухе просмотр телевизора и электронные гаджеты.

Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболеваний не только позвоночника, но и внутренних органов, и могут привести к самым серьезным осложнениям и болезням. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в межпозвонковых дисках. «Плохая» осанка — это или проявление болезни, или состояние предболезни. К последствиям «не вылеченной», «плохой» осанки относятся также сердечная и легочная недостаточность, остеохондроз, сколиоз, межпозвонковая грыжа.

Нарушения осанки могут происходить в двух плоскостях – фронтальной и сагиттальной. Основные виды искривлений в сагиттальной плоскости:

Сутулость – торчащие «крыловидные» лопатки, выпячивающаяся грудная клетка, согнутая голова;

Школа для детей с травмой позвоночника

Плоская спина – позвоночник прямой, без физиологичных изгибов. Выпирает живот, грудная клетка выдвинута вперед;

Школа для детей с травмой позвоночника

Кругло-вогнутая спина – увеличение грудного и поясничного изгибов, походка на полусогнутых ногах;

Школа для детей с травмой позвоночника

Плоско-вогнутая спина – уплощение грудного отдела, таз смещен назад, крыловидные лопатки;

Школа для детей с травмой позвоночника

Лучшим способом избежать нарушений осанки является их профилактика.

В основе консервативного лечения, которые обычно используются для исправления осанки у маленьких детей, лежит формирование полноценного мышечного корсета, устранение провоцирующих факторов, выработка привычки ровно держать спину.

Один из главных методов лечения нарушений осанки и заболеваний позвоночника является лечебная гимнастика, которая позволяет при правильно подобранном комплексе упражнений решить большое количество проблем, возникающих при нарушениях опорно-двигательного аппарата. Все упражнения необходимо выполнять в соответствии с методическими указаниями, разработанными специалистами на основании диагностики и медицинского осмотра. Неправильное положение тела или неверное выполнение движений часто переносит нагрузку с мышц, которые необходимо нагрузить, на другие мышечные группы, приводя к ухудшению состояния. Общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения на координацию движений, на выработку навыка правильной осанки применяют независимо от индивидуальных особенностей нарушений осанки. Специальные упражнения для укрепления и растягивания мышц, увеличения подвижности позвоночника подбирают индивидуально, с учетом типа нарушений осанки и в соответствии с результатами функциональных проб.

Проблема нарушений осанки решаема, если родители будут серьезно относиться к ней начиная с самых первых месяцев жизни малыша и вплоть до того времени, пока ребенок не закончит школу.

Заниматься лечебной гимнастикой необходимо регулярно, четко понимая, на какие мышцы необходимо давать нагрузку и в каком количестве.

Для этого:

  • Консультация врача-невролога или врача-ортопеда
    позволит определить степень выраженности нарушения опорно-двигательного аппарата
  • Компьютерно-оптическая диагностика
    позволит выявить нарушение состояние постуральных мышцы, поддерживающих позвоночник в вертикальном положении.
  • Консультация врача лечебной физкультуры(ЛФК)
    позволит определить нарушение функций отдельных мышц и мышечных групп, какие мышцы нуждаются в нагрузки, а какие наоборот, надо расслаблять.

Таким образом:

1Групповые занятия, с целенаправленным воздействием на нуждающиеся в нагрузке мышечные группы, в игровой форме, в течении 30 минут, будут способствовать коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарат, формированию навыка правильной осанки. Воздействие оказывается комплексно на все отделы позвоночника, на мышцы ног, рук и свода стопы. Изолированные движения позволят улучшить функцию мышцы, их силу, эластичность. Коррекционные подвижные игры позволят в непринужденной обстановке заниматься с радость и желанием.

Читайте также:  Пояс для позвоночника при сутулости

2Консультации врачей ЛФК и ортопеда-травматолога позволяют проследить за динамикой процесса и оперативно вносить изменения в программу занятий.

«Занимайтесь с удовольствием и пользой для здоровья спинок!»

Московские центры В.И.Дикуля

Первичная консультация врача-ортопеда или невролога: 1500 р.

В стоимость консультации входит:
Консультация врача-ортопеда
Компьютерно-оптическое сканирование мышечного корсета
Консультация врача лечебной физкультуры

Занятия в мини-группах по программе «Здоровые спинки» для детей от 5 до 10 лет

Крылатское Марьино
Абонемент на 1 месяц6 000 рублей6 000 рублей
В программу входит:
Осмотр врача лечебной физкультуры (1 раз в месяц или по показаниям)
Компьютерно-оптическое сканирование мышечного корсета (1 раз в месяц для контроля динамики)
Занятия проходят 2 раза в неделю

Занятия в мини-группах по программе «Здоровые спинки» для детей от 5 до 14 лет

Расписание занятийЛосиный остров
1 занятие1 000 рублей

Источник

Известно, что позвоночник и позвонки могут выдерживать значительные нагрузки. Но, к сожалению, влияние травматических факторов, таких как, например, воздействие значительной силы, падение на спину или ноги, уменьшение плотности костной ткани при остеопорозе может приводить к компрессионному перелому позвонков у детей и взрослых. Этот вид перелома позвоночника характеризуется уменьшением высоты позвонков из-за их механического сжатия или сплющивания. Адекватное лечение компрессионного перелома позвоночника у детей имеет принципиальное значение из-за возможных необратимых изменений в позвоночнике после травмы.

Школа для детей с травмой позвоночника

Чем опасны компрессионные переломы позвоночника у детей?

Понятно, что не все травмы обязательно приводят к компрессионному перелому. Иногда родители пугаются при незначительной травме ребенка или наоборот, несложный компрессионный перелом остается необнаруженным в течение длительного времени, но через некоторое время, часто при прыжке на ноги, появляются характерные симптомы.Компрессионный перелом позвоночника у детей фактически является серьезной и опасной травмой костной системы. Опасность заключается в том, что во время травмы происходит клиновидная деформация одного или нескольких позвонков, в результате чего через некоторое время формируется деформация позвоночника ( кифоз). Клиновидная деформация возникает при действии травмирующей силы на передние отделы позвонка. В случае серьезных переломов существует опасность выпячивания части позвонка в спинномозговой канал, что приводит к компрессии и повреждению спинного мозга.

Компрессионный перелом позвоночника у детей возникает из-за резкой или слишком большой нагрузки на позвоночник. Такая травма может произойти во время тренировки, когда ребенок падает с высоты, или после резкого прыжка.

Школа для детей с травмой позвоночника

Анатомические особенности позвоночника ребенка таковы, что в основном повреждается поясничный отдел позвоночника и грудной. Компрессионные переломы позвоночника могут иметь разную степень тяжести, и прогноз зависит от степени деформации позвонка.

Классификация

В зависимости от тяжести заболевания, компрессионные переломы позвоночника различают:1, 2 и 3 степени. На высокий благоприятный исход можно рассчитывать при 1 степени перелома, когда деформация не превышает 1 3 его высоты. Вторая степень характеризуется наличием снижения высоты в области компрессии на половину позвонка, третья степень — сложный перелом, при котором необходим тщательный подбор тактики лечения. Очень опасная травма – это оскольчатый перелом, где кость разбита на несколько частей, и происходит повреждение связок и воздействие на нервные структуры .

ПРИЧИНЫ

Компрессионные переломы позвоночника у детей чаще возникают в поясничном и реже в грудном отделе. Локализация переломов в поясничном отделе связана со значительными осевыми нагрузками на этот отдел что обусловлено резкими наклонами спины , прыжками или падениями.

Основные причины:

  • Снижение прочности позвоночного столба. В норме позвоночник справляется со значительными физическими нагрузки и силовыми импульсами , которые передаются во время удара. Если позвоночник слабый, даже незначительное напряжение может вызвать перелом.
  • Остеопороз. Болезнь приводит к уменьшению массы костной ткани, что приводит к ее ослаблению и риску деформации при нагрузке .
  • Отсутствие витаминов и минералов. Из-за нехватки питательных веществ организм ослабевает, что сразу оказывает влияние на костную ткань. Кости становятся слабыми и неспособны выдержать нагрузку.
  • Сильное механическое действие. Падение с высоты или избыточная нагрузка на позвоночник, может привести к деформации позвонков.
  • По механизму травмы – переломы чаще возникают при сгибании позвоночника — после прыжка или падения на спину или голову.

Симптомы

У детей, в отличие от взрослых, позвоночник сформирован не полностью, соответственно, ткани и позвонки более эластичны. Поэтому, симптомы могут быть незначительными, что подчас усложняет диагностику.

После травмы у ребенка обязательно необходимо обратиться к врачу, если есть некоторые из этих симптомов:

  • Боль в области травмы. Обычно сильная боль возникает в первые минуты после травмы, затем боль постепенно снижается но может усиливаться при движении;
  • Гематома или синяки являются одним из основных симптомов перелома;
  • Ограничение движения происходит при травме поперечных отростков позвонков. Также при переломе могут появиться боли, которые иррадиируют в ноги при попытке движения.
  • Общее недомогание — головокружение, тошнота и слабость. Эти симптомы указывают на серьезное повреждение с вовлечением нервных структур
  • Боль в животе. Этот симптом возникает, если поврежденный позвонок располагается в поясничном отделе позвоночника;
  • Ограниченная подвижность головы, наблюдается при травме грудного и шейного отдела позвоночника;
  • Ощущение давления в спине. Наличие этого симптома указывает на повреждение спинного мозга или нервных корешков.
Читайте также:  Лечебная физкультура укрепление позвоночника

Диагностика

Своевременная диагностика компрессионного перелома у детей имеет большое значение, так как без адекватного лечения клиновидная деформация позвонков может привести к развитию деформирующего заболевания позвоночника (кифозу), как следствие, к нарушению биомеханики позвоночника и развитию различных осложнений. В зависимости от места повреждения различают перелом:

  • шейного отдела позвоночника
  • грудного отдела
  • поясничного отдела

Школа для детей с травмой позвоночника

Диагностика компрессионного перелома проводится на основе симптомов, истории болезни, данных осмотра, с определением неврологического статуса и методов медицинской визуализации:

  • Рентгенография позвоночника
  • КТ
  • МРТ
  • Денситометрия (для выявления остеопороза)
  • Лабораторная диагностика (в том случае, если необходимо выяснить генез снижения плотности костной ткани)
  • ПЭТ. Метод необходим в случае подозрения на вторичный характер перелома
  • В клинике для идентификации и диагностики компрессионного перелома позвоночника у детей наиболее часто используются методы рентгеновского и КТ-сканирования поврежденной области. Результаты исследования позвоночника показывают следующие морфологические изменения: формирование клиновидной деформации, снижение или повреждение торцевой пластины, увеличение пространства между позвонками, боковое изменение высоты позвонка.

Лечение

Консервативное лечение — включает использование анальгетиков, временной фиксации позвоночника в специальном корсете, выполнения сложных упражнений, физиотерапии и специального массажа. Адекватное консервативное лечение с использованием рекомендации по двигательной активности, как правило, приводит к полной регенерации костной ткани. Реабилитация после компрессионного перелома позвоночника у детей включает в себя принятие всех необходимых мер для создания сильной мышечной системы, восстановление силы и кровоснабжения позвонков.

Школа для детей с травмой позвоночника

В лечении несложных компрессионных переломов позвоночника выделяется несколько периодов.

  • Стационарный период, продолжительностью до 30 дней, с обязательным пребыванием в отделении, укладка на щит с опущенной ногой и функциональной тягой.
  • Амбулаторный — с 31-го по 60-й день, в свою очередь, подразделяется на несколько этапов, в зависимости от толерантности к физической нагрузке и объема дозированных занятий ЛФК .
  • Период восстановления, с 61 дня до истечения первого года, в течение которого необходимо спать на жесткой поверхности, обязательны ежедневные физические упражнения, курсы массажа, индуктотермии, магнитотерапии. Ребенок наблюдается врачом-ортопедом в течение 2 лет после травмы.

Главная задача первой стадии лечения — обезболивание, обеспечение иммобилизации и разгрузка позвоночника, что достигается растяжением позвоночника. Для этого ребенка помещают спиной на твердую поверхность, поднимая голову на 30 см, а затем закрепляют груз тканевыми ремнями и фиксируются подмышки. Медикаментозное лечение позволяет уменьшить боли и снять отрицательный эмоциональный фон, а также способствует восстановлению кровотока в поврежденной области. Кровать пациента должна быть жесткой, физическая активность должна быть исключена. Длительность первого периода лечения компрессионного перелома позвоночника у детей составляет примерно один месяц, но может быть и больше. Все это время должен быть постельный режим, и только врач может решить, когда сидеть и стоять.

На следующем этапе лечения выбор тактики лечения перелома зависит от тяжести повреждения. Для сложных повреждений в поясничной или грудной области, когда деформированы три или более позвонка рекомендуется носить корсет. В особо сложных случаях может потребоваться хирургическое вмешательство.

Для того чтобы полностью восстановить функцию позвоночника, требуется долгосрочная реабилитация, включая физиотерапевтические процедуры, массаж и ЛФК.

Физические упражнения помогают укрепить позвоночник и восстановить его гибкость и мобильность. В зависимости от состояния назначают физиотерапию или массаж, которые помогают восстановить кровообращение и мышечный тонус. Период реабилитации может занять более двух месяцев, после чего ребенок должен быть осмотрен несколько раз врачом-травматологом в течение двух лет после травмы.

Хирургические методы лечения. Такие методы как кифопластика и вертебропластика показаны при сложных переломах и позволяют лучше фиксировать позвонок. Открытые операции используются только при тяжелых переломах позвонков.

Прогноз

Нередко перелом позвонков у детей ошибочно принимается за простую травму, перелом не диагностируется и лечение не проводится, что уже в зрелом возрасте проявляется различными патологиями.

Школа для детей с травмой позвоночника

Даже при легкой степени компрессионного перелома позвоночника в будущем может быть искривление позвоночника, что может привести к преждевременным дегенеративным изменениям и развитию таких состояний как, остеохондроз.

Осложнениями сложных переломов могут быть некротизация ткани и компрессия корешка. Эти проблемы могут возникнуть спустя несколько лет после травмы и проявляться снижением амплитуды движений в туловище и сильными болями в спине . И как показывают исследования , такие заболевания как кифоз или сколиоз у молодых людей, нередко, имеют первопричину в повреждениях позвоночника , которые произошли в детстве.

Самым серьезным возможным последствием компрессионного перелома позвоночника у детей могут быть параличи, как временные, так и стойкие, в зависимости от степени повреждения спинного мозга или корешка костными тканями разрушенного позвонка. Статистика свидетельствует, что компрессионные переломы позвоночника у детей — редкое явление и составляет 1-2% детей.

Тем не менее, не стоит игнорировать наличие даже незначительных болей в спине у ребенка, особенно если боль появилась после тренировок или падений. Даже если есть небольшое повреждение одного позвонка, то это может вызвать серьезный дискомфорт при выполнении физических нагрузок .

Источник