Травмы головы и позвоночника конспект
ВНИМАНИЕ:
Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать
Признаки повреждения головы
Ранения и повреждения головы – черепно-мозговые травмы (ЧМТ) – встречаются в 40% случаев всех повреждений. ЧМТ приводят к большим осложнениям и смертности среди наиболее активных и трудоспособных групп населения, преимущественно мужчин в возрасте 17-50 лет.
Вам также будет интересно ознакомиться со статьей: “Травмы головы. Виды. Доврачебная помощь“.
Основные причины ЧМТ: травматизм (бытовой, уличный (в том числе и транспортный), спортивный, производственный); стихийные бедствия; боевые действия.
Наибольшую опасность при ушибах головы представляют повреждения мозга. Выделяют следующие повреждения мозга:
– сотрясение;
– ушиб (контузия);
– сдавливание.
Признаки черепно-мозговых травм
Для травмы мозга характерны общемозговые симптомы:
– головокружение;
– головная боль;
– тошнота и рвота.
Наиболее часто встречаются сотрясения головного мозга. Основные симптомы: потеря сознания (от нескольких минут до суток и более) и ретроградная амнезия – пострадавший не может вспомнить событий, которые предшествовали травме.
При ушибе и сдавливании мозга появляются симптомы очагового поражения: нарушения речи, чувствительности, движений конечностей, мимики и т.д.
Первая помощь при повреждении головы
Первая медицинская помощь при различных видах ЧМТ сводится к выполнению следующих основных принципов:
– обеспечение покоя пострадавшему (желательно лёжа);
– голова должна быть зафиксирована (особенно на период транспортировки) при помощи импровизированного валика из одежды, либо фиксацией перевязочным материалом к носилкам;
– обеспечение холода к месту травмы (или ко всей голове) при помощи пакетов со льдом, снегом, холодной водой;
– при наличии ран – произвести обработку по общим принципам;
– если в ране застрял какой-либо предмет – не извлекать его! – необходимо прикрыть края раны чистым, а лучше – стерильным материалом, не накрывая сам предмет; после чего, положив с обеих сторон от предмета прокладки, произвести бинтование вокруг предмета по типу «креста»;
– если из уха вытекает кровь или ликвор – прикрыть чистым материалом и уложить пострадавшего на сторону истечения;
– перемещение пострадавшего, если необходимо, следует осуществлять с предельной осторожностью и обязательно с фиксацией шейного отдела позвоночника;
– при бессознательном состоянии пострадавшего – осуществлять постоянный контроль за проходимостью дыхательных путей и дыханием, очистить полость рта от слизи, рвотных масс, уложить его в фиксированно-стабилизированное («безопасное») положение – это обеспечивает хорошую иммобилизацию головы и предупреждает развитие асфиксии от западения языка и аспирации рвотными массами;
– при угрозе жизни – начать выполнение комплекса сердечно-лёгочной реанимации (СЛР);
– если имеются признаки повреждения головного мозга (см. частные признаки ЧМТ), а также рвота – ни в коем случае при оказании помощи не обезболивать!
К ЧМТ также относятся переломы челюстей, возникающие, как правило, в результате прямой травмы.
В этих случаях могут иметь место следующие признаки:
– резкая боль в месте травмы;
– гематома (подкожное кровоизлияние);
– отёк;
– затруднение открывания рта;
– невнятная речь;
– слюнотечение;
при ощупывании места травмы – возникает резкое усиление болезненности и может определяться подвижность костных отломков с характерным похрустывающим звуком – крепитацией;
– нарушение прикуса.
Первая помощь при травме челюстей
– обезболивание;
– наложить фиксирующую повязку по типу «пращевидной» или «уздечки»;
– холод к месту травмы;
– перед транспортировкой пострадавших с повреждением челюстей следует произвести иммобилизацию челюстей:
при переломах нижней челюсти – путем наложения «пращевидной» повязки;
при переломах верхней – введением между челюстями полоски фанеры или линейки и фиксацией ее к голове.
пращевидная повязка
фиксация верхней челюсти
При всех видах ЧМТ пострадавшего необходимо срочно госпитализировать, постоянно осуществляя контроль за его состоянием.
фиксированно-стабилизированное («безопасное»)
положение пострадавшего
Транспортировку пострадавших в сознании с ранениями головы, повреждением костей черепа и головного мозга следует осуществлять на носилках в положении лёжа на спине. Транспортировку пострадавших в бессознательном состоянии следует осуществлять в положении на боку.
Повреждение позвоночника
Травма позвоночника считается одной из наиболее тяжелых, почти в половине случаев она сопровождается повреждением спинного мозга.
Признаки травм позвоночника
Травма позвоночника должна предполагаться, пока не доказано обратное. Вот главные симптомы такой травмы:
– сильнейшая боль в спине при малейшем движении;
– потеря функций (например, пострадавший не может двигать ногами);
– потеря или изменение чувствительности (например, покалывание) в теле;
– если пострадавший находится без сознания могут быть следующие симптомы: медленный пульс и низкое давление, общая вялость всех конечностей, выпрямленность конечностей, потеря контроля над кало- и мочевыделением;
– имеются существенные травмы выше уровня ключицы (шейная кость);
Также травмы позвоночника следует предполагать, если пострадавший упал с высоты более трех метров (или с высоты выше двух ростов).
Травмы скелета: виды и характеристикаВам также будет интересно ознакомиться со статьей: “”.
Первая помощь при травме позвоночника
При оказании помощи пострадавшему с подозрением на повреждение позвоночника следует соблюдать особую осторожность. Категорически запрещается его сажать, ставить на ноги, давать самостоятельно переворачиваться.
Пострадавшему необходимо создать покой для этого необходимо уложить его на ровную твердую поверхность (доску, щит, дверь и др.), эти же предметы используют для транспортной иммобилизации.
Спасатели осторожно, втроем, действуя одновременно, перекладывают пострадавшего на спину на жёсткие носилки, (на твёрдый щит), голову укладывают на плотный валик, сделанный из одежды, или на резиновый круг и фиксируют широким бинтом к щиту. Перекладывать и перемещать так чтобы удерживать туловище все время на одном уровне, не допуская сгибания поврежденного позвоночника.
Шея должна удерживаться абсолютно неподвижной и лучший способ сделать это – попросить кого-нибудь удерживать голову с обеих сторон. При отсутствии жёсткого щита и в бессознательном состоянии транспортировка пострадавшего осуществляется на носилках в положении лёжа на животе.
При оказании помощи:
– при необходимости проводят искусственное дыхание;
– поддерживать проходимость дыхательных путей;
– следить за уровнем сознания и дыханием;
– при необходимости остановить наружное кровотечение;
– поддерживать нормальную температуру тела пострадавшего (накрыть одеялом);
– если на пострадавшем надет защитный шлем, снимать его только в том случае, если пострадавший не дышит.
При повреждении шейного отдела позвоночника пострадавшего перевозят в положении лежа на спине, придерживая или зафиксировав голову на одном уровне с туловищем. Зафиксировать голову можно, уложив ее на импровизированное кольцо, свернутое из одежды или другого подручного материала.
При открытых травмах позвоночника на рану накладывают стерильную повязку. При кровотечении рану тампонируют и затем накладывают давящую повязку.
Повреждения грудных и поясничных позвонков наблюдаются при падениях на спину, с высоты, автомобильных авариях, реже – при прямом ударе. Характерны боль и деформация в области сломанного позвонка, определяемая при ощупывании позвоночника
Первая помощь.
Для того, чтобы переложить пострадавшего, потребуется не менее трех человек: первый должен находиться на уровне головы и шеи, второй -туловища, третий – ног. Подложив руки, повернуть пострадавшего на спину по команде “повернули”, после укладывания на спину связать руки на груди за запястья, а ноги – в области коленных суставов и лодыжек. У головы пострадавшего установить носилки, на которые на уровне поясницы положить валик из полотенца или одежды. Приподнять пострадавшего по команде “подняли”, обратив внимание на то, чтобы не было прогиба в области спины. Еще одному человеку передвинуть носилки под пострадавшего, которого опустить на них по команде “положили”.
Переломы костей таза наблюдаются при травмировании тазового кольца. Множественные переломы костей таза являются тяжелыми травмами, с массивной внутренней кровопотерей. – Часто с повреждениями уретры и мочевого пузыря, развитием травматического шока. Пострадавший жалуется на боль в области крестца и промежности. Надавливание на лонное сочленение и подвздошные кости болезненно. Пострадавший не может поднять прямую ногу и, сгибая ее в коленном суставе, волочит стопу. При тяжелом шоке, бессознательном состоянии определить перелом костей таза можно по наличию дефекта в области лона, смещения кверху какой-либо половины таза. деформаций костей таза, укорочения бедра.
Первая помощь. Пострадавшего уложить на носилки на спину с валиком под коленями. Колени развести в стороны (положение “лягушки”). Дать любое обезболивающее средство.
Если есть подозрение на травму позвоночника, не двигайте, не перекладывайте и не поворачивайте пострадавшего, если место происшествия безопасно и помощь рядом. Категорически запрещается сажать и ставить на ноги пострадавшего с подозрением на перелом позвоночника.
литература:
- Учебное пособие «Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях» В.В. Шаховец, А.В. Виноградов;
- Е.Г. Мачулин «Организация оказания медицинской помощи пострадавшим с травмами»;
- Подготовка спасателей пожарных Медицинская подготовка; Е-г Калан 2012 Дутов В.И. и др.
Источник
Травма головы может нанести организму человека гораздо больший ущерб, чем перелом, ушиб или сдавливание другой части тела. Повреждения мозга часто связаны с травмами позвоночника. У людей, перенесших черепную или позвоночную травму, могут наступить значительные нарушения физического или невралгического характера, в том числе паралич, речевые нарушения, проблемы с памятью, а также психические расстройства. Многие пострадавшие остаются инвалидами на всю жизнь.
Нарушения нервной системы,
требующие оказания первой медицинской помощи
В отличие от других частей тела головной мозг не вырабатывает новых клеток. Если клетки мозга погибают в результате болезни или травмы, их нельзя восстановить. Поэтому в случае повреждения той или иной части мозга, контролирующей определенную часть тела, последняя может навсегда утратить свои функции. Болезнь или травма способны повлиять на сознание. Если они затрагивают мозг, возможны нарушения памяти, эмоций и речи, спутанность сознания. Повреждения спинного мозга и нервов могут вызвать паралич, потерю чувствительности или двигательной функции. Так, при травме нижнего отдела позвоночника не исключен паралич ног.
Причины травм головы и позвоночника. Причина, вызвавшая травму, очень часто подсказывает, насколько серьезным может быть повреждение. При сокрушительном ударе (как в случае автомобильной аварии) вероятность серьезной травмы очень велика.
Есть ситуации, при которых необходимо предположить наличие опасных травм даже при отсутствии внешних признаков. Это:
• падение с высоты;
• любая травма при прыжках в воду;
• любая травма, связанная с сильным ударом по голове или туловищу;
• любая травма, приведшая к ране головы или туловища;
• автомобильная авария;
• травма при выпадении из машины;
• любая травма, при которой раскололся защитный шлем, надетый на человека;
• взрыв и многое другое.
Признаки и симптомы травм головы и позвоночника
При травмах головы и позвоночника обычно возникают:
• изменение уровня сознания (сонливость, спутанность сознания);
• сильная боль или давление в голове, шее или спине;
• покалывание или потеря чувствительности в пальцах рук и ног;
• потеря двигательных функций какой-либо части тела;
• необычные бугристые образования на голове или позвоночнике;
• выделение крови или спинномозговой жидкости из ушей или носа;
• сильное кровотечение в области головы, шеи или спины;
• судороги;
• затрудненное дыхание;
• нарушение зрения;
• тошнота или рвота;
• устойчивая головная боль;
• различие в размерах правого и левого зрачков;
• потеря равновесия;
• синяки в области головы, особенно вокруг глаз и ушей.
Подобные признаки и симптомы, взятые отдельно, не всегда означают серьезную травму головы или позвоночника, однако при любом подозрении на нее необходимо вызвать «скорую помощь».
Первая медицинская помощь при травмах головы или позвоночника
При малейшем подозрении на травму головы или позвоночника вызовите «скорую помощь» и помогите пострадавшему (схема 15).
Для обеспечения проходимости дыхательных путей поддерживайте голову и шею пострадавшего в первоначальном положении. В случае открывшейся рвоты переверните его голову набок для предотвращения закупорки дыхательных путей рвотными массами.
При подозрении на травму позвоночника и головы нельзя передвигать пострадавшего до прибытия медицинских работников. Передвижение может быть оправдано только реальной угрозой для его жизни. В этом случае надо сделать все возможное, чтобы обеспечить неподвижность головы и позвоночника пострадавшего при помощи валиков из одежды, одеял или другого подручного материала (рис. 7).
Сотрясение головного мозга
Любой сильный удар по голове может вызвать сотрясение, которое выражается во временном ослаблении функции головного мозга (рис. 8).
Признаки и симптомы сотрясения головного мозга
При сотрясении головного мозга обычно возникают:
• частичная или полная потеря сознания;
• нечеткость зрения;
• спутанность сознания;
• временная потеря памяти в периоде, предшествовавшем травме;
• тошнота и рвота;
• нарушение координации движений;
• неодинаковые зрачки;
• сонливость.
Первая помощь при сотрясении головного мозга
При подозрении на сотрясение головного мозга необходимо срочно вызвать врача, а пострадавшему обеспечить абсолютный покой. На голову травмированного можно положить холод. Недопустимы самостоятельное передвижение пострадавшего и прием им жидкости.
Вопросы и задания
1. Назовите причины травм головы и позвоночника.
2. Какие признаки и симптомы указывают на травмы головы и позвоночника?
3. Какие последствия могут вызвать травмы позвоночника?
4. Назовите последовательность оказания первой медицинской помощи при травмах головы и позвоночника.
5. Какая первая медицинская помощь должна быть оказана при подозрении на сотрясение головного мозга?
Задание 33
Летом в жару подростки любят купаться и нырять в воду. При этом они часто забывают о том, что нырять и прыгать в воду в незнакомых и не приспособленных для купания местах опасно. Подумайте и ответьте:
а) к каким последствиям может привести ныряние в воду в незнакомом месте;
б) какие признаки характеризуют повреждения головы или позвоночника;
в) как и в каком порядке оказывают первую медицинскую помощь при повреждении позвоночника.
Задание 34
В результате ушиба головы у подростка появились тошнота и рвота, нарушились координация движений и зрение. Определите вид травмы у подростка. Назовите причины, которые могли вызвать такую травму. Выберите из перечисленных ниже вариантов действий правильные и укажите их очередность:
а) проводить подростка в ближайшую поликлинику, больницу;
б) вызвать «скорую помощь»;
в) приложить к голове пострадавшего холодный компресс;
г) дать обезболивающие таблетки;
д) обеспечить покой.
Первая помощь при черепно-мозговой травме
Источник
Разработка урока по Основам безопасности жизнедеятельности
Класс 9 «А» , дата 10.02 , предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Тема урока: Травмы головы, позвоночника, спины
Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид урока: урок смешанный
Цель: овладение учащимися навыками диагностики и приемами оказания первой помощи при травмахголовы, позвоночника, спины, приемами иммобилизации подручными средствами.
Оборудование: мультимедийная установка, шины стационарные, подручные средства для изготовления или использования вместо шины (куски фанеры, зонтик) , вата, бинт, полотенце, шарф.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный
этап (1 мин.)
Создает условия для организованного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности. Задаёт эмоциональный настрой.
Класс разбит на группы по 4 человека, каждая группа – команда, оснащенная рабочим материалом: бумагой, тетрадями, ручками и пр. На столах каждого ученика лежат листы продвижения по уроку , карточки с проверочной работой,
-Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу пожмите руку друг другу; партнеры по лицу — ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу;
Мотивация на учебную деятельность
В группах: распределяют роли (выбирают командира группы,
распорядителя,
ответственного за записи
ответов), определяют
критерии работы в группе(коммуникативные УУД)
Проверка полученных знаний на предыдущем уроке.Актуализация знаний.
(5 минут)
Организует повторение изученного материала, необходимого для изучения новой темы.
-Ребята, давайте вспомним, с какой темой вы знакомились на прошлом уроке? (Асептика и антисептика).
-С целью проверки усвоения вами материала прошлого урока проведем проверочную работу. Напишите на листочке фамилию. Укажите номера верных утверждений (Приложение 1).
-Теперь обменяйтесь листочками и проверьте друг друга (правильные ответы выводятся на экран).
Запишите в лист продвижения по уроку количество набранных вами баллов (приложение 2).
Индивидуальная работа.
Самостоятельно отвечают на вопросы на листочках, работают над соответствием биологических терминов и их толкованием,
(познавательные УУД)
Работа в парах
постоянного и
сменного
состава
Проверяют свои знания, оценивая их (регулятивные УУД)
Определять признаки асептики, антисептики, приемы предупреждения инфицирования ран. (предметные)
Изучение нового материала. Совместное открытие знаний.
(5 минут)
Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке мы изучим причины, признаки, симптомы и приемы первой помощи при травмахголовы, позвоночника, спины (Выводится на слайд.)
Прием «Метод пилы»(ТРКМ) . Составление карты понятий в тетради по заданной теме.
Внимание, задания для групп(Выводится на слайд):
Группы 1и 4 находят в учебнике и создают короткий опорный конспект о причинах, признаках, симптомах и приемах первой помощи притравмахголовы,
Группы 2 и 5 находят в учебнике и создают короткий опорный конспект о причинах, признаках, симптомах и приемах первой помощи притравмахпозвоночника,
Группы 3 и 6 находят в учебнике и создают короткий опорный конспект о причинах, признаках, симптомах и приемах первой помощи присотрясении головного мозга
Время работы 5 минут,
Учитель наблюдает, координирует
Групповая работа. Добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в тексте, Выполняют движение по заданию, сверяясь с планом. Осуществляют выбор и переработку необходимой информации, перерабатывают полученную информацию.
1 и 4 группы, а так же 2 и 5 групп (одинаковая информация): причины травмы головы
падение с высоты;
• любая травма при прыжках в воду;
• любая травма, связанная с сильным ударом по голове или туловищу;
• любая травма, приведшая к ране головы или туловища;
• автомобильная авария;
• травма при выпадении из машины;
• любая травма, при которой раскололся защитный шлем, надетый на человека;
• взрыв и многое другое
признаки и симптомы изменение уровня сознания (сонливость, спутанность сознания);
• сильная боль или давление в голове, шее или спине;
• покалывание или потеря чувствительности в пальцах рук и ног;
• потеря двигательных функций какой-либо части тела;
• необычные бугристые образования на голове или позвоночнике;
• выделение крови или спинномозговой жидкости из ушей или носа;
• сильное кровотечение в области головы, шеи или спины;
• судороги;
• затрудненное дыхание;
• нарушение зрения;
• тошнота или рвота;
• устойчивая головная боль;
• различие в размерах правого и левого зрачков;
• потеря равновесия;
• синяки в области головы, особенно вокруг глаз и ушей.
приемы первой помощи Вне зависимости от причин повреждения головы и позвоночника следует сразу же вызвать скорую помощь.
Запрещается переворачивать и переносить больного.
В холодное время года пострадавшего лучше всего укрыть для предотвращения переохлаждения.
Запрещается самостоятельно снимать защитный шлем, если таковой имеется, за исключением случая отсутствия дыхания.
При открытых травмах с кровотечением необходимо принять меры по остановке кровотечения.
3 и 6 группы: причины сотрясения головного мозга Любой сильный удар по голове может вызвать сотрясение, которое выражается во временном ослаблении функции головного мозга
признаки и симптомы частичная или полная потеря сознания;
• нечеткость зрения;
• спутанность сознания;
• временная потеря памяти в периоде, предшествовавшем травме;
• тошнота и рвота;
• нарушение координации движений;
• неодинаковые зрачки;
• сонливость.
приемы первой помощи При подозрении на сотрясение головного мозга необходимо срочно вызвать врача, а пострадавшему обеспечить абсолютный покой. На голову травмированного можно положить холод. Недопустимы самостоятельное передвижение пострадавшего и прием им жидкости.
Первичное закрепление пройденного материала
(10 минут)
Прием «Зигзаг»(ТРКМ) – обмен участниками между группами,
А теперь участники каждой группы перейдите в другие группы и поделитесь полученной информацией
Учитель наблюдает, координирует
Каждый участник разных групп проговаривает для товарищей изученный материал. Происходит заполнение карты понятий в тетради по всей теме урока.
Итоговое закрепление материала. (15 минут)
На столе каждой группы лежит лист, где описана ситуация с травмой головы или позвоночника. Используя полученные знания, оцените ситуацию, окажите первую помощь при помощи имеющихся подручных средств. (Выводится слайд-подсказка)
А теперь давайте проверим, правильно ли участники каждой группы оказали помощь своему пострадавшему.
Задание 1
Летом в жару подростки любят купаться и нырять в воду. При этом они часто забывают о том, что нырять и прыгать в воду в незнакомых и не приспособленных для купания местах опасно. Как и в каком порядке оказывают первую медицинскую помощь при повреждении позвоночника.
Задание 2
В результате ушиба головы у подростка появились тошнота и рвота, нарушились координация движений и зрение. Определите вид травмы у подростка. Назовите причины, которые могли вызвать такую травму. Окажите первую помощь.
Выполняя задания, каждая группа определяет признаки травмы, оказывает первую помощь.
Участники каждой группы защищают свою работу, оценивают работу других групп.
самооценка деятельности учащимися
(2 минуты)
Организует рефлексию и самооценку работы на уроке.
Настало время подвести итоги нашего урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Как узнали? Что помогло?
— Где могут пригодиться эти знания?
— Какое задание вам понравилось выполнять больше всего. Почему?
Поработайте с листом самооценки, оцените каждый сам свою работу на уроке в целом и поставьте себе итоговую отметку.
Индивидуальная работа Оценивают свою работу на протяжении урока, соотносят поставленную цель и полученный результат.
(Регулятивные УУД):
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; (коммуникативные УУД)Несут личную ответственность за результаты деятельности на уроке (личностные)
Домашнее задание
(2 мин)
Параграф 2.2 учебника (стр.113-117)
Отметка «3» — пересказ
Отметка «4» — ответить на вопросы
Отметка «5» — составить по 3 тестовых вопроса однокласснику
Понимают и записывают домашнее задание.
Литература
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков. — М.:Дрофа, 2011 – 207 с.
2. О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования- Методические рекомендации ./М.С Сидоренко.,старший преподавателькафедры физической культурыи здоровьесбережения
СКИРО ПК и ПРО
3.Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ Загвязинский В. И. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с
4. https://infourok.ru/priyomi-ispolzuemie-v-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-905376.html
Источник