Травмы позвоночника в танцах

Травмы позвоночника в танцах thumbnail

Занятие любой физической активностью сопряжено с риском травмы, а танец не является исключением. Новые танцоры должны вырабатывать свою силу и гибкость медленно и безопасно. Один из главных способов предотвратить травмы во время танца — это время, чтобы правильно разогреть основные мышцы тела. Однако, несмотря на все старания, травмы все же случаются.

Виды травм у танцоров

Приведем список самых распространенных травм у танцоров, их причины и советы по лечению и профилактике. 

Мышечная судорога

Мышечная судорога — это непроизвольное сжатие мышцы, которая не расслабляется сама по себе. Мышечные судороги часто довольно болезненны, и, как правило, ощущаются в задней части ноги и в передней части бедра. Мышечные судороги часто продолжаются всего несколько секунд, но иногда могут длиться от нескольких минут до часа. Иногда судорога может повторяться несколько раз, пока мышца, наконец, не расслабляется. Мышечные судороги вызваны усталостью или дисбалансом жидкости, соли или калия из-за сильного потоотделения.

Лечение: лечение мышечной судороги обычно включает растяжение пораженной области. Мягкое массирование мышц поможет расслабиться. Также может помочь нанесение на место, где возникла судорога, специальной нагревательной повязки. При тяжелых мышечных судорогах врач может рекомендовать лекарства для расслабления мышц. 
Профилактика: чтобы предотвратить мышечные судороги, обязательно нужно делать растяжку до и после танцев. Растяжка перед танцами, а также соответствующая разминка могут предотвратить мышечные спазмы, вызванные физической активностью. Важное значение имеет хорошая гидратация до, во время и после танца. Судороги мышц, которые возникают ночью во время отдыха, могут быть предотвращены с помощью адекватной программы растяжки.

Самые распространенные травмы у танцоров

Мышечное напряжение

Мышечное напряжение включает в себя повреждение мышцы или окружающих ее сухожилий, вызванное перенапряжением мышцы. Иногда мышечное напряжение называется «потянул мышцу». Травма обычно вызывает боль, слабость и, возможно, опухоль. Мышечное напряжение обычно вызывается внезапным сокращением мышц и низкой гибкостью. Наиболее чаще всего «тянут» мышцы на нижней части спины, шее, плечах и подколенных сухожилиях. Танцоры особенно склонны к мышечному напряжению в нижней части спины. 
Лечение: незначительные деформации мышц можно лечить с помощью метода RICE: отдых, лед, сжатие и расслабление. Лечение может также включать принятие противовоспалительных препаратов и болеутоляющих средств для уменьшения боли и отека. Иногда необходима физическая терапия, чтобы помочь укрепить мышцы. В тяжелых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство для устранения повреждений.

Профилактика: танцорам следует принимать дополнительные меры предосторожности, чтобы предотвратить мышечные напряжения. Очень важно постоянно растягиваться и разогреваться перед каждой танцевальной сессией. Кроме того, не стоит забывать о растяжке после танца или тренировки. 

Расколотая голень

Расколотая голень или передний большеберцовый синдром — название, которое было дано состоянию, связанному с болевыми ощущениями, возникающими вдоль большеберцовой кости – крупной кости в передней части голени. Синдром расколотой голени часто встречается у танцоров из-за прыжков на твердых поверхностях, неправильной осанки и плохой гибкости. Все танцоры должны быть особенно осторожными и стараться правильно приземляться после каждого прыжка, чтобы избежать подобной травмы.

Лечение: лечение расколотой голени включает в себя сначала уменьшение боли и воспаления, а затем восстановление мышц до их первоначального состояния. Часто требуется полный отдых от активности, поскольку при подобной травме бывает даже затруднительно ходить. Для первоначального лечения нужно наносить на поврежденное место лед на несколько минут каждый час, постепенно уменьшая частоту до 3 или 4 раза в день. Противовоспалительные препараты также можно использовать для уменьшения воспаления.

Профилактика: если танцор склонен к развитию расколотой голени, ему обязательно нужно заниматься растяжкой мышц и ахиллова сухожилия регулярно до и после танцевальных сессий. Кроме того, никогда не нужно танцевать на бетонных или других твердых поверхностях. 

Самые распространенные травмы у танцоров

Подошвенный фасцит

Подошвенный фасцит — это напряжение или раздражение связки, которая соединяет пяту с пальцами ног. Данное состояние вызывает хроническую боль и воспаление в ноге, особенно на пятке. Боль также может ощущаться в своде стопы. Подошвенный фасцит особенно распространен среди балерин, которые танцуют в пуантах.

Лечение: чтобы уменьшить боль и припухлость, можно попробовать наносить лед на пятку. Противовоспалительные препараты могут помочь при воспалении и отеке. Растяжение мышц ног и ступней несколько раз в день также может помочь с болью.

Профилактика: чтобы предотвратить подошвенный фасцит, стоит убедиться, что танцевальная обувь правильно подогнана по ноге и заменить ее по мере необходимости. Обязательно нужно сгибать колени в достаточной степени при приземлении после прыжков (не приземляться на пятки или всю ступню). Кроме того, нужно избегать неправильного отталкивания от пола при прыжке. 

Стрессовый перелом

Стрессовый или усталостный перелом обычно вызывается чрезмерной повторяющейся нагрузкой или повторной травмой одной и той же кости. Он возникает, когда мышцы перегружаются и больше не могут поглощать усилие от повторного воздействия. Эти травмы вызывают боль и отек и обычно возникают в голени или стопе. У танцоров они обычно вызваны повторными прыжками и приземлениями.

Лечение: лучший способ лечения стрессового перелома — отдохнуть от танцев и ни в коем случае не продолжать танцевать, испытывая боль (поскольку перелом может стать больше и перерасти в хроническую травму).

Предотвращение: чтобы предотвратить стрессовый или усталостный перелом, нужно всегда ставить для себя реалистичные цели танца с достижимыми временными рамками. Нельзя форсировать события и пытаться «с нуля» выполнить сложные связки шагов. Телу нужно много времени, чтобы развить необходимые мышцы, способные справиться с трудными шагами. Также важно поддерживать здоровое питание и включать в рацион продукты, богатые кальцием и витамином D. Танцоры также не должны носить старые или изношенные балетные туфли или пуанты. 

Читайте также:  Диван для больного позвоночника

Источник

Михаил Шилов. Спортивный врач, ортопед-травматолог.

Я уже много лет работаю спортивным врачом. И моя работа напрямую связана с различными травмами и профессиональными заболеваниями опорно-двигательной системы у спортсменов.
Да и вообще с различными спортивными патологиями.
За время работы на самых разных соревнованиях в качестве врача, мне довелось много чего увидеть.

Но в этой статье я решил рассказать, как это не странно, о балете.
Казалось бы, а какая связь?

Да, именно. Об этом лёгком, и воздушном искусстве танца, которое, как многим может показаться, исключает само понятие травматизма.
Ведь там так всё изящно. Балерины просто невесомые. Они порхают и парят.
А танцоры балета, являя собой верх эстетизма, никак не ассоциируются с проблемами со здоровьем.

Не слишком высокопарно?! Думаю, что нет.
Во всяком случае для тех, кто любит балет.
Хотя именно те, кто его любит, обычно знают, что за кулисами всё не так волшебно, как на сцене.

Вот про это закулисье я немного и поведаю. Покажу его глазами спортивного врача.
И хотя балет сложно (да и не нужно) назвать спортом, но вот проблемы, которые появляются у балерин, как раз такие же, как у профессиональных спортсменов.

Вы удивитесь, но профессиональный спорт и балет с точки зрения ортопеда-травматолога очень и очень похожи.

И методы обследования одинаковые…

Эти виды деятельности так же мало связаны со здоровьем, как и вредные привычки.
Но что поделаешь. Люди, посвятившие себя целиком служению спорту высоких достижений или балету, для зрителя, ради себя, славы, ну и денег конечно, готовы идти на многое и многим жертвовать для достижения целей.

Мы не вправе их осуждать – каждый выбирает свой путь.
Скорее имеет смысл восхититься таким самопожертвованием, приносящим нам наслаждение уникальными зрелищами.

Вот только путь к мастерству тернист.
И уже с самого детства он ведёт к тому, чтобы в зрелом возрасте заиметь обязательные проблемы.

Танцоры балета – это очень работоспособные люди.
С самого детства они подвергают своё тело нагрузкам, лежащим на пределе возможностей обычного человека, и потому они становятся НЕОБЫЧНЫМИ.
У них специфическим образом изменяется скелет и вообще все структуры опорно-двигательной системы.

Высочайшие физические нагрузки непременно ведут к постепенному накоплению различных микротравм, изменений тканей, связок и суставов.
И если в детстве и молодости механизмы компенсации справляются, то в более старшем возрасте накопленные проблемы всё чаще дают о себе знать.

И в результате риск острой травмы (растяжения и разрывы связок, сухожилий и мышц, вывихи и переломы) возрастает, несмотря на высокий уровень мастерства.
Возникает повышенный риск аутотравматизма даже от тех воздействий, которые раньше выдерживались без проблем.
Но это только казалось.
Проблемы возникали, просто с ними получалось быстрее и легче справляться.

Многие видели, как выглядят стопы красавиц-балерин.

Не у каждого тайского боксёра после боёв ноги выглядят подобным образом

Но это то, что видно. А есть много всего, что скрыто внутри, но имеет не меньший «износ».

Например, связки позвоночника. Которые наряду с повышенной эластичностью должны ещё испытывать сильные ударные плиометрические нагрузки при прыжках и приземлениях.

И в результате возможна травма.

Травма для танцора – это несчастный случай, большая неприятность, которая надолго отрывает от любимого дела, а может и совсем вывести из строя.
Но еще более актуальна в балете травма хроническая.

Термин «хроническая травма» введен в обиход специалистами ЦИТО, только применительно к спортивной и балетной травме.
Постоянные неадекватные нагрузки на суставы, связки и позвоночник приводят к серьезным заболеваниям.

Но я не стану рассказывать о хронических травмах и болезнях танцоров, коих у них множество.
Это «расколотая голень», подошвенные фасциты, тендовагиниты, тендиты, лигаментиты и лигаментозы, артрозы и артриты, нестабильность суставов, микротравмы.
Их нужно лечить на ранних стадиях, а ещё лучше – профилактировать.

Другое дело «острая травма».
Кстати сказать, она как раз чаще всего является следствием накопленных хронических проблем.
Такие травмы случаются и на репетициях.
Причём чаще всего именно там они и случаются. На выступлениях такие травмы происходят реже, в силу того, что выступления бывают реже репетиций.
Но… Если такие травмы случаются на выступлениях, то они, обычно, бывают более серьёзными.
Связано это с тем, что на выступлении танцоры и балерины выкладываются больше, чем на 100%, подвергая свои кости, связки и мышцы просто экстремальным нагрузкам.

Но и это ещё не всё. Опасности подстерегают балерин не только из-за физических нагрузок, но и из-за специфического образа жизни, который подразумевает соблюдение нужных физических кондиций.
И тут у всех по-разному.
Кому-то от природы повезло, а кто-то вынужден прилагать серьёзные усилия для того, чтобы быть в идеальной форме.

Анна Хох, сотрудник Висконсинского медицинского колледжа (США) выяснила, что происходит с балеринами, когда не восполняется то количество энергии, которое было потрачено во время тренировок. В результате нарушается менструальный цикл, и у девушки возникают те же проблемы, с которыми сталкиваются пожилые женщины в постклимактерический период своей жизни.

Анна Хох провела обследование 22 профессиональных балерин, работающих в Milwaukee Ballet Company.

Читайте также:  Что лучше делать кт или мрт позвоночника

Средний возраст артисток — 23 года, масса тела — 51 кг.

У 86% балерин уже имеется по крайней мере один компонент «тетрады». 14% располагают всеми четырьмя.

Исследование показало, что 36% балерин неправильно питаются, у 77% обнаружен дефицит калорий, у 59% — кальция, у 45% — нехватка железа, у 23% — костная минеральная недостаточность (ранняя стадия остеопороза).
У 27% прекратились месячные.

Самым страшным оказался вывод о том, что у 64% балерин развилась дисфункция кровеносных сосудов — прямая дорога к атеросклерозу.

Сидя в зрительном зале, мы даже на секунду не задумываемся, что являемся свидетелями экстремального шоу, на котором артисты балета подвергаются не меньшему риску, чем, например, горнолыжник-фрирайдер.

А я вот задумался. Ну что поделаешь – профессиональная деформация.

А потому и организация выступлений должна предусматривать любые возможности оказания всего спектра первой и экстренной медицинской помощи, если, не дай бог, в ней случится нужда.

И тут не только травма может быть. Возможны коллапсы, сердечная недостаточность и пр.

Поэтому спектр медицинской помощи, которую могли бы оказать специалисты, должен быть широк.

В моей деятельности мне постоянно приходится организовывать работу медицинской службы и взаимодействия разных подразделений на крупных соревнованиях по ММА и другим видам контактных единоборств.
Я сейчас объясню, почему я так резко переключился, и вернусь обратно.

Михаил Шилов. Работа на соревнованиях.

Так вот, на соревнованиях обычно работает врач у ринга, который принимает решение о возможности или невозможности дальнейшего выступления атлета и обеспечивающего организацию правильной доставки травмированного до врачей, обслуживающих соревнования.

Соревнование обслуживает бригада врачей, готовых оказать первую медицинскую помощь и определить тактику работы со спортсменом, получившим травму.
Так же они обеспечивают и работу со зрителями и гостями мероприятия, если кому-то станет нехорошо.

Ну и экстренное звено – бригада скорой медицинской помощи, в задачи которой входит проведение экстренной неотложной помощи и эвакуация пострадавших в профильное лечебное учреждение.
От оперативности этого звена часто зависит очень многое.

Ну так вот, по аналогии со спортивными мероприятиями, подобная схема с некоторыми вариациями и отступлениями присутствует теперь и на балетных выступлениях.
Это связано с более высокими требованиями к организации медицинского обслуживания таких мероприятий.

А ведь так было не всегда.
Раньше самой обычной практикой было просто присутствие дежурного врача, который при всём желании не смог бы обеспечить весь спектр услуг, которые могли бы оказаться востребованными.

Теперь тренды меняются.
Так, например, «Ингосстрах» и Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) подписали договор о сотрудничестве в 244 театральном сезоне в сентябре прошлого года.

«Ингосстрах» получил высокий статус генерального спонсора Большого театра

В рамках сотрудничества стороны планируют, помимо осуществления основной деятельности, также реализовать ряд проектов, способствующих развитию театрального искусства в России и повышению интереса широкой общественности к творческой работе Большого театра. Так, в планах «Ингосстраха» – организация масштабного федерального проекта, в рамках которого артисты Большого театра выступят с постановками в регионах РФ.

В рамках этого проекта сеть медицинских клиник «Будь здоров», принадлежащая компании «Ингосстрах», организовала дежурство машины скорой медицинской помощи около здания Большого театра во время показа балетных спектаклей.
Эта мера необходима для оперативного оказания квалифицированной медицинской помощи танцорам при получении травм во время спектаклей.
Проект реализуется в рамках сотрудничества между «Ингосстрахом» и Большим театром согласно договору, подписанному в сентябре 2019 года.

В дежурную бригаду входят врачи скорой помощи и врач ортопед-травматолог, у которых есть все необходимое оборудование для оказания первой медицинской помощи: приборы для измерения артериального давления, электрокардиографы, дефибриллятор, портативные аппараты искусственной вентиляции легких и др.

Все мы любим балет за его красоту и получаем истинное наслаждение, глядя на отточенные движения балетных танцоров на сцене.
Но в то же время мы прекрасно понимаем, что за каждым фуэте, поражающим зрителя грациозностью и легкостью исполнения, стоит невероятно тяжелый, а подчас и травмоопасный труд.
Именно поэтому мы приняли решение о выделении бригады скорой помощи, которая в любой момент готова оказать первую медицинскую помощь артисту и при необходимости оперативно доставить его в больницу, – комментирует директор по связям с общественностью компании «Ингосстрах», Карен Асоян.

Машина скорой помощи дежурит у здания Большого театра в среднем пять раз в неделю, в дни, когда в театре проходит показ балетных постановок.

От себя замечу, что лично мне, как спортивному врачу, импонирует такой подход.
Знаю, что такая организация медицинского обеспечения наиболее оптимальна.

В настоящий момент это единственный случай внедрения передовой схемы медицинского обслуживания в российском балете.

Отрадно, что лучшие медицинские алгоритмы, прошедшие проверку в профессиональном спорте и доказавшие свою эффективность, находят своё применение и в искусстве.
Конечно за всем этим стоят конкретные люди и структуры.
Большой театр и Ингосстрах здесь пионеры. Респект!

www.doctorshilov.com

© Михаил Шилов (malleus maximus)
Врач: ортопед-травматолог, хирург, мануальный терапевт
Мастер Спорта России, 5 DAN Karate WFF, Тренер по ММА

Источник

Травмы в спорте – привычное дело. Занятия спортом предполагает колоссальные нагрузки и серьезные риски. Как правило чаще всего страдают спина и конечности спортсменов. По статистике примерно около трети всех травм составляют растяжения, примерно 20% – различные виды переломов.

Наиболее слабым и мало защищенным местом в человеческом организме является коленный сустав. На его долю выпадает около 50% всех нарушений опорно-двигательной системы. Далее следуют травмы и заболевания голеностопного сустава (10%), пояснично-грудного отдела позвоночника (10%), травмы голеностопа (6%), патология области бедра, плечевого сустава и кисти (5%), области локтевого сустава (3,5%), и прочие локализации (1,5-2%).

Читайте также:  Как лежать на валике для позвоночника японская методика

Понятие “травма” в танцах

Что мы понимаем в научно-педагогическом смысле под травматическим переживанием в танце и его про­теканием? Понятие «травма» — греческого происхождения и означает «ранение, рана». Фрейд, который прославился анализом сексуаль­ной травмы, назвал травму шоковым переживанием с продолжительным психологическим ущербом, «ана­литическим балластом». Сегодня исследование травмы получило дальнейшее развитие и можно точно опреде­лить, что:

1)         травма в танце — не физический дефект,

2)         травма в танце — душевное потрясение и наруше­ние, которое возникло в результате определённых пере­живаний в танце и изменило психическое своеобразие личности танцовщика. Это находит своё выражение в изменённом поведении и в снижении работоспособ­ности танцовщика.

Факторы возникновения травм в танцах

Для возникновения травмы у танцовщика нужен какой-нибудь объективный повод. Это могут быть та­кие неожиданные факторы, как ранение, несчастный случай и т. д.; физическое ранение при этом игра­ет только второстепенную роль. Можно сказать, что физическое ранение — только объективное условие травмы в танце.

Субъективные факторы, такие как психическая структура личности и прежде всего психическая устой­чивость и психическое переживание ситуации, играют решающую роль. Причину травм в танце нужно искать в связи объективной ситуации с субъективным пережи­ванием танцовщика.

Танцовщик реагирует сперва защитным рефлексом и раздражительностью. Только потом приходит страх со своими симптомами (сердцебиение, потоотделение, дрожь и т. д.).

Страх является последствием шокового пережива­ния и выступает, в отличие от испуга, всегда в повто­ряющейся ситуации в танце, и это на длительный срок. Мы должны оценить этот факт как изменение струк­туры личности танцовщика. Что такое травма в танце в психологическом смысле?

Рефлективная увязка объективной шоковой ситуа­ции и большого субъективного страха — в паре с ком­плексом торможения — и перенос этих неестественно преувеличенных переживаний на подобные, но без­обидные ситуации — вот психологическая характери­стика травмы в танце.

Пример: при исполнении поддержки танцовщик по какой-то причине не может удержать танцовщицу; она падает на пол и получает травму тазобедренного сустава. Это событие в её памяти откладывается так не­гативно, что она в течение длительного времени будет избегать исполнять подобные поддержки с другими тан­цовщиками или будет исполнять их только со страхом.

Уровень требований к работе танцовщика и уровень страха, который он испытывает при её исполнении и который мешает ему хорошо работать, образуют диспропорцию. Это может дойти до отказа и в конечном счёте до того, что танцовщик при малейшей психиче­ской нагрузке будет не в состоянии исполнять танце­вальные движения.

Характерные травмы в танцах

Во время танцевальных тренировок задействовано все тело танцора, поэтому уберечься от травматизма нелегко. Наиболее распространенной травмой является вывих лодыжки. Причем некоторые танцоры могут получать эту травму многократно. Если связочный аппарат поврежден сильно, на месте вывиха появляется гематома и передвигаться человеку практически невозможно.

Травмы колена тоже крайне часты у танцоров, так как коленный сустав является самым крупным и принимает на себя всю тяжесть тела. Это может быть не только ушиб, но и различные повреждения мениска, хряща.

Часто у спортсменов появляются проблемы с позвоночником. Острая боль в спине резко ограничивает движения. Вращательные фигуры и большая перегрузка может привести к защемлению нерва.

Лечение

Танцевальные травмы успешно лечатся. Хотя, следует иметь в виду, что многие травмы в танцах оставляют последствия, которые будут периодически напоминать о себе в течение всей жизни. В идеале, танцорам лучше избегать травматизма. Это возможно при условии внимательного наблюдения за состоянием здоровья, обращаясь во время за медицинскими консультациями.

Знание о том, что мы имеем дело именно с трав­мой в танце, — первый шаг к её лечению. Психолого-педагогические методы лечения трав­мы должны стоять на первом плане; ведь психический ущерб более длителен, чем физический.

Пример: ушиб запястья, вызванный при падении во время неудачного вращения, поддаётся лечению в те­чение двух-трёх недель; психический ущерб, который возник одновременно (страх перед вращением, боязнь упасть), действует на сознание намного дольше, даже тогда, когда человек уже физически здоров.

  1. В этой связи важно, чтобы педагог/хореограф был хорошим психологом. Он должен с танцовщиком обсудить этот случай, но сперва внимательно его вы­слушать, чтобы узнать, откуда возникли антипатии и чувство страха, а потом сострадательными словами успокоить танцовщика и вернуть себе его доверие.
  2. Коллектив может играть важную роль при лече­нии травмы. Хорошо, если он сразу же опять включает того, кто перенёс травму, в свой состав; это полезно для уверенности танцовщика в себе. Если вечно его жалеть и ему сочувствовать, можно даже усилить его травму.
  3. Анализ случившегося, проводимый в деловой ат­мосфере коллективом, педагогом/хореографом и по­страдавшим, может быть полезным для преодоления состояния страха.
  4. Необходимо подводить танцовщика, получившего травму, шаг за шагом к той ситуации, в которой травма возникла.
  5. В зависимости от структуры личности танцов­щика может даже иметь смысл повторить ту же самую танцевальную ситуацию. В лучшем случае травма бы­стрее пройдёт или будет менее глубокой.
  6. Необходимо систематически заниматься восста­новлением работоспособности танцовщика.

Привыкание к большим нагрузкам в танце — путь к получению взамен мужества, смелости и выносливо­сти в танце.

Источник