Уроки биологии по строение позвоночника
Тема урока : Позвоночник. Его строение и функции.
Цели урока:
-формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях позвоночника
-формировать понятие о спинном мозге
-формировать умение оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.
Оборудование:
Компьютер, проектор, модель скелета человека из кабинета биологии,модель позвоночника
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Актуализация знания. На прошлом занятии мы пытались ответить на вопрос урока «Как человек двигается?» и предметом нашего разговора стала опорно-двигательная система человека. На доске вертикально записано слово скелет. Учитель предлагает учащимся на каждую букву этого слова назвать ключевые, важные слова по пройденной теме. Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из самых важных частей скелета. О какой именно вы догадаетесь чуть позже. Формулирование темы урока Учитель задаёт детям вопросы, на которые они должны отвечать определёнными жестами. -Все готовы к уроку? -Все помнят, как меня зовут? -У всех хорошее настроение? -Все пришли в школу с портфелем? -Сейчас я попробую вас в этом разубедить. Слайд 1 -Как назвать одним словом все предметы? -Тогда как назвать одним слово эти предметы? Слайд 2 -Вам не кажется, что предметы эти разные, наверное и называться они должны по-разному. Разберитесь с помощью текста с названиями.(Прил.1) Слайд 3 -Назовите вещи правильно. В чём главное отличие ранца от портфеля? -Вот о спине, а конкретнее о позвоночнике, мы сейчас и побеседуем. -Все знают, где у человека находится позвоночник? -Это очень хорошо, что вы всё знаете. Предлагаю отдохнуть и потянуться. -Возвращаемся к теме урока. Встаньте так, чтобы была возможность дотянуться руками до впередистоящего. Найдите позвоночник у соседа, стоящего впереди. А теперь нащупайте позвоночник у себя. -Как вам кажется, на что похож позвоночник человека? Слайд 4 -Возможна и такая ассоциация. Какое свойство строения позвоночника она лучше всего иллюстрирует? -Проиллюстрируйте это свойство позвоночника в своих моделях, которые я предлагаю вам прямо сейчас изготовить.( Учитель демонстрирует свою модель) -Продемонстрируйте получившиеся модели. -Именно вот так выглядит здоровый позвоночник, если смотреть на него спереди. Но так как позвоночник состоит из частей, он может принять другое положение .Слайд5 (учитель показывает на модели искривления вправо, влево, вперёд) -Покажите, как выглядит человек, если с его позвоночником случилась такая беда. -Как вы думаете, какие могут быть причины искривления? -Ваши учебники достаточно тяжёлые, как же вам избежать искривления? Слайд 6 -Но причина искривления может быть и другая. Слайд 7 -Неправильная посадка за партой. Как избежать искривления по этой причине? -Мы изготовили простейшую модель позвоночника. На самом деле его структура гораздо сложнее и он выполняет много жизненно важных функций. -Перед вами список утверждений(Прил.2) Прочитаете, проанализируйте и поставьте «+» если согласны и «- » ,если не согласны. Анализируем результаты. Констатируем факт, что мнения разделились. Значит, не хватает точных знаний о позвоночнике. Сформулируйте тему занятия. Составьте план(вопросы,на которые нам нужно будет ответить) Открытие новых знаний Дети делятся на группы. Каждая группа читает текст( Прил.3 )и готовиться к публичному выступлению. -Вернитесь к утверждениям с «+» и «-», проанализируйте их ещё раз и, если потребуется, измените знак. Высказывания детей и выводы. Вернитесь к плану и проверьте, на все ли вопросы мы ответили. Рефлексия Оцените сегодняшний урок. (Прил.4) Творческое домашнее задание. Написать историю жизни от лица искривленного позвоночника. | Дети называют слова, учитель записывает на доске напротив соответствующей буквы. Предположительно, на все вопросы дети отвечают положительно. -Портфели. -Портфели. Дети читают выданные тексты. -Ранец носят на лямках за спиной. Дети отвечают условным знаком. Ребята встают из-за парт и потягиваются, расслабляются. Дети «нащупывают» позвоночник. -Ребята называют ассоциации. -Позвоночник состоит из частей. Дети изготавливают модели. (из пластилина и зубочисток) Дети поднимают вверх свои изделия. Дети встают и выполняют задание. -Ношение тяжестей в одной руке. -Носить учебники в ранцах. Следить за правильностью посадки. Ребята читают и анализируют тексты. Дети докладывают классу по теме своего текста в выбранной группе форме. Учащиеся анализируют тексты. Ребята высказываются, опираясь на схему. | Интеллектуальные умения Оценочные умения. Интеллектуальные умения Организационные умения Интеллектуальные умения Коммуникативные умения Интеллектуальные умения Коммуникативные умения Оценочные умения. Интеллектуальные умения Организационные умения Организационные умения |
Приложение 3
Текст 1
В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, а поясничный отдел — из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.
Позвоночный столб является осью тела, имеет S-образную форму и по своему строению напоминает скорее пружину, нежели однородный стержень. Такая форма является необходимым условием для обеспечения прямохождения. Она придает позвоночнику упругость и эластичность, смягчает толчки при ходьбе, беге и сильной вибрации, позволяя сохранять сбалансированность центра тяжести тела. Прочность этой «конструкции» придают многочисленные связки и мышцы, обеспечивающие большую амплитуду вращения и сгибания туловища, по одновременно и ограничивающие те движения, которые могут нарушить ее целостность. Более того, в процессе физической работы околопозвоночные связки частично принимают на себя давление веса тела, уменьшая тем самым нагрузку, приходящуюся на позвонки.
В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, а поясничный отдел — из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.
Текст 2
Позвоночник выполняет функцию опоры человеческого организма, помимо этого в позвоночнике находится спинной мозг, отвечающий за работу всех жизненно важных органов человека, вот почему нарушения в позвоночнике способствуют возникновению заболеваний, их хроническому течению
К каждому внутреннему органу от спинного мозга идут нервные волокна, которые отвечают за их нормальное функционирование и работу. Такие заболевания как остеохондроз, сколиоз, нарушения осанки, смещения позвонков, кривошея в детстве и другие могут вызвать самые различные симптомы, начиная от головной боли, заканчивая болью в области желудка или в области сердца, а что самое главное, если лечить методами традиционной медицины, сколько таблеток, уколов не используй, результат будет полностью отсутствовать.
Текст 3
Спинной мозг.
Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).
Главная задача спинного мозга — обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно.Его можно назвать «информационной дорогой». Эти два органа — головной и спинной мозг — составляют единое целое, которое называют центральной нервной системой.
Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм! Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать.
Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда — в двигательный нерв, который и передает приказ: «Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро — еще до того, как головной мозг зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль. Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.
Приложение 2
1.В позвоночнике находится мозг.
2.Позвоночник «даёт» команды мышцам.
3.Позвоночник удерживает тело человека в вертикальном положении.
4.Позвоночник имеет S-образную форму.
Приложение 1
Ранец
РА́НЕЦ, (немецкое слово) Жесткая сумка для ношения за спиной.
ПОРТФЕ́ЛЬ,. (французское слово) Четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.
Приложение 4
Сегодня на уроке я узнал(а)
нового…
интересного…
полезного…
На уроке мне было
интересно…
сложно…
Своей работой на уроке я
доволен, потому что…
не совсем доволен, потому что…
не доволен, потому что…
Источник
Обрати внимание!
Центральная нервная система (ЦНС) состоит из спинного и головного мозга.
Спинной мозг человека находится в позвоночном канале. Он представляет собой цилиндрический тяж длиной (43)–(45) см и массой около (30) г. Спинной мозг омывается спинномозговой жидкостью, которая защищает его от толчков.
Наверху спинной мозг переходит в нижний отдел головного мозга — продолговатый мозг, а внизу заканчивается на уровне поясничных позвонков. Спинной мозг разделён на две симметричные половины передней и задней продольными бороздами.
В центре спинного мозга проходит спинномозговой канал, заполненный спинномозговой жидкостью. Вокруг него сосредоточено серое вещество, образованное телами нейронов, на поперечном срезе имеющее форму бабочки (в нём различают передние, задние и боковые рога).
- В передних рогах расположены двигательные нейроны (мотонейроны), по аксонам которых возбуждение достигает скелетных мышц конечностей и туловища, заставляя их сокращаться.
- В задних рогах расположены главным образом тела вставочных нейронов. Они связывают отростки чувствительных нейронов с телами двигательных нейронов, а также передают информацию в другие отделы центральной нервной системы.
- В боковых рогах залегают нейроны, образующие центры симпатической части вегетативной нервной системы.
Наружный слой спинного мозга образован белым веществом, состоящим из отростков нейронов, образующих проводящие пути.
Спинной мозг подразделяется на участки — сегменты. От каждого сегмента отходят спинномозговые нервы. Всего от спинного мозга отходит (31) пара смешанных спинномозговых нервов, каждый из которых начинается двумя корешками: передним (двигательным) и задним (чувствительным). В составе передних корешков находятся также вегетативные нервные волокна. На задних корешках расположены нервные узлы — скопления тел чувствительных нейронов. Соединяясь, корешки образуют смешанные нервы. Каждая пара спинномозговых нервов иннервирует определённый участок тела.
Пример:
от шейных и верхних грудных сегментов отходят к мышцам шеи, верхних конечностей и органам, расположенным в грудной полости. Нижние грудные и верхние поясничные сегменты управляют мышцами туловища и органами брюшной полости. Нижние поясничные и крестцовые сегменты управляют работой мышц нижних конечностей и органами, расположенными в тазовой области.
Функции спинного мозга
Спинной мозг выполняет две основные функции: рефлекторную и проводниковую:
- рефлекторная — осуществляется соматической и вегетативной нервными системами;
- проводниковая — осуществляется белым веществом восходящих и нисходящих проводящих путей.
Рефлекторная функция спинного мозга заключается в том, что его двигательные нейроны (мотонейроны) управляют движениями мышц конечностей, туловища и отчасти шеи. Через спинной мозг проходят рефлекторные дуги, с которыми связаны сокращения всех скелетных мышц тела (кроме мышц головы).
Пример:
примером простейшего двигательного рефлекса может быть коленный рефлекс, который проявляется в разгибании ноги при ударе по сухожилию мышцы ниже коленной чашечки.
Проводниковая функция заключается в том, что по волокнам белого вещества информация от кожных рецепторов (прикосновения, боли, температурных), рецепторов мышц конечностей и туловища, рецепторов сосудов, органов мочеполовой системы передаётся по восходящим проводящим путям в головной мозг.
И наоборот, от двигательных центров головного мозга импульсы поступают к мотонейронам передних рогов, а оттуда — к органам (к мышцам конечностей, туловища и т. д.).
Обрати внимание!
Белое вещество спинного мозга обеспечивает связь и согласованную работу всех отделов центральной нервной системы, осуществляя проводниковую функцию. Все рефлексы спинного мозга находятся под контролем головного мозга.
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель https://biouroki.ru/material/human/nervnaya-sistema.html
Источник
Ширина блока
px
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Тема урока : Позвоночник. Его строение и функции.
Цели урока:
-формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях позвоночника
-формировать понятие о спинном мозге
-формировать умение оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.
Оборудование:
Компьютер, проектор, модель скелета человека из кабинета биологии,модель позвоночника
Ход урока
Актуализация знания.
На прошлом занятии мы пытались ответить
на вопрос урока «Как человек двигается?» и
предметом нашего разговора стала опорно-
двигательная система человека.
На доске вертикально записано слово
скелет. Учитель предлагает учащимся на
каждую букву этого слова назвать
ключевые, важные слова по пройденной
Дети называют слова, учитель записывает на
доске напротив соответствующей буквы.
теме.
Сегодня на уроке мы подробнее поговорим
об одной из самых важных частей скелета.
О какой именно вы догадаетесь чуть позже.
Формулирование темы урока
Учитель задаёт детям вопросы, на которые
они должны отвечать определёнными
жестами.
-Все готовы к уроку?
-Все помнят, как меня зовут?
-У всех хорошее настроение?
-Все пришли в школу с портфелем?
-Сейчас я попробую вас в этом разубедить.
Слайд 1
-Как назвать одним словом все предметы?
-Тогда как назвать одним слово эти предметы?
Слайд 2
-Вам не кажется, что предметы эти разные,
наверное и называться они должны по-
разному. Разберитесь с помощью текста с
названиями.(Прил.1)
Слайд 3
-Назовите вещи правильно. В чём главное
отличие ранца от портфеля?
-Вот о спине, а конкретнее о позвоночнике, мы
сейчас и побеседуем.
-Все знают, где у человека находится
позвоночник?
-Это очень хорошо, что вы всё знаете.
Предлагаю отдохнуть и потянуться.
-Возвращаемся к теме урока. Встаньте так,
чтобы была возможность дотянуться руками до
впередистоящего. Найдите позвоночник у
Предположительно, на все вопросы дети
отвечают положительно.
-Портфели.
-Портфели.
Дети читают выданные тексты.
-Ранец носят на лямках за спиной.
Дети отвечают условным знаком.
Ребята встают из-за парт и потягиваются,
расслабляются.
соседа, стоящего впереди. А теперь нащупайте
позвоночник у себя.
-Как вам кажется, на что похож позвоночник
человека?
Слайд 4
-Возможна и такая ассоциация. Какое свойство
строения позвоночника она лучше всего
иллюстрирует?
-Проиллюстрируйте это свойство позвоночника
в своих моделях, которые я предлагаю вам
прямо сейчас изготовить.( Учитель
демонстрирует свою модель)
-Продемонстрируйте получившиеся модели.
-Именно вот так выглядит здоровый
позвоночник, если смотреть на него спереди.
Но так как позвоночник состоит из частей, он
может принять другое положение .Слайд5
(учитель показывает на модели искривления
вправо, влево, вперёд)
-Покажите, как выглядит человек, если с его
позвоночником случилась такая беда.
-Как вы думаете, какие могут быть причины
искривления?
-Ваши учебники достаточно тяжёлые, как же
вам избежать искривления?
Слайд 6
-Но причина искривления может быть и другая.
Слайд 7
-Неправильная посадка за партой. Как избежать
искривления по этой причине?
-Мы изготовили простейшую модель
Дети «нащупывают» позвоночник.
-Ребята называют ассоциации.
-Позвоночник состоит из частей.
Дети изготавливают модели. (из пластилина и
зубочисток)
Дети поднимают вверх свои изделия.
Дети встают и выполняют задание.
-Ношение тяжестей в одной руке.
-Носить учебники в ранцах.
Следить за правильностью посадки.
позвоночника. На самом деле его структура
гораздо сложнее и он выполняет много
жизненно важных функций.
-Перед вами список утверждений(Прил.2)
Прочитаете, проанализируйте и поставьте «+»
если согласны и «- » ,если не согласны.
Анализируем результаты. Констатируем факт,
что мнения разделились. Значит, не хватает
точных знаний о позвоночнике.
Сформулируйте тему занятия.
Составьте план(вопросы,на которые нам нужно
будет ответить)
Открытие новых знаний
Дети делятся на группы. Каждая группа читает
текст( Прил.3 )и готовиться к публичному
выступлению.
-Вернитесь к утверждениям с «+» и «-»,
проанализируйте их ещё раз и, если
потребуется, измените знак.
Высказывания детей и выводы.
Вернитесь к плану и проверьте, на все ли
вопросы мы ответили.
Рефлексия
Оцените сегодняшний урок.
(Прил.4)
Ребята читают и анализируют тексты.
Дети докладывают классу по теме своего текста
в выбранной группе форме.
Учащиеся анализируют тексты.
Ребята высказываются, опираясь на схему.
Оценочные умения.
Интеллектуальные умения
Организационные умения
Интеллектуальные умения
Коммуникативные умения
Интеллектуальные умения
Коммуникативные умения
Оценочные умения.
Интеллектуальные умения
Организационные умения
Организационные умения
Творческое домашнее задание.
Написать историю жизни от лица
искривленного позвоночника.
Приложение 3
Текст 1
В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника
состоит из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, а поясничный отдел — из 5 позвонков. В своей нижней части
поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся
между собой позвонков.
Позвоночный столб является осью тела, имеет S-образную форму и по своему строению напоминает скорее пружину,
нежели однородный стержень. Такая форма является необходимым условием для обеспечения прямохождения. Она
придает позвоночнику упругость и эластичность, смягчает толчки при ходьбе, беге и сильной вибрации, позволяя
сохранять сбалансированность центра тяжести тела. Прочность этой «конструкции» придают многочисленные связки и
мышцы, обеспечивающие большую амплитуду вращения и сгибания туловища, по одновременно и ограничивающие те
движения, которые могут нарушить ее целостность. Более того, в процессе физической работы околопозвоночные
связки частично принимают на себя давление веса тела, уменьшая тем самым нагрузку, приходящуюся на позвонки.
В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника
состоит из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, а поясничный отдел — из 5 позвонков. В своей нижней части
поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся
между собой позвонков.
Текст 2
Позвоночник выполняет функцию опоры человеческого организма, помимо этого в позвоночнике находится спинной
мозг, отвечающий за работу всех жизненно важных органов человека, вот почему нарушения в позвоночнике
способствуют возникновению заболеваний, их хроническому течению
К каждому внутреннему органу от спинного мозга идут нервные волокна, которые отвечают за их нормальное
функционирование и работу. Такие заболевания как остеохондроз, сколиоз, нарушения осанки, смещения позвонков,
кривошея в детстве и другие могут вызвать самые различные симптомы, начиная от головной боли, заканчивая болью в
области желудка или в области сердца, а что самое главное, если лечить методами традиционной медицины, сколько
таблеток, уколов не используй, результат будет полностью отсутствовать.
Текст 3
Спинной мозг.
Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной
структурой (позвоночником).
Главная задача спинного мозга — обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно.Его можно назвать
«информационной дорогой». Эти два органа — головной и спинной мозг — составляют единое целое, которое
называют центральной нервной системой.
Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в
позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм!
Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления
полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и
работать.
Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает
болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда — в двигательный нерв, который и передает приказ:
«Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро — еще до того, как головной мозг
зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль.
Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.
Приложение 2
1.В позвоночнике находится мозг.
2.Позвоночник «даёт» команды мышцам.
3.Позвоночник удерживает тело человека в вертикальном положении.
4.Позвоночник имеет S-образную форму.
Приложение 1
Ранец
РА́ НЕЦ, (немецкое слово) Жесткая сумка для ношения за спиной.
ПОРТФЕ́ ЛЬ,. (французское слово) Четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения
деловых бумаг.
Приложение 4
Сегодня на уроке я узнал(а)
нового…
интересного…
полезного…
На уроке мне было
интересно…
сложно…
Своей работой на уроке я
доволен, потому что…
не совсем доволен, потому что…
не доволен, потому что…
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Источник