Ушиб позвоночника у детей
Медицинский эксперт статьи
х
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Травма позвоночника у детей встречаются относительно редко.
По отношению ко всем переломам, встречающимся в детском возрасте, они составляют 0,7-1,3%.
[1], [2], [3], [4], [5], [6]
Что вызывает травмы позвоночника у детей?
Основной вид насилия — сгибательный как следствие падения с высоты или падения тяжести сверху на плечи пострадавшего. Более частой клинической формой травмы позвоночника являются компрессионные клиновидные переломы тел позвонков. Значительно реже наблюдаются переломы остистых и поперечных отростков и совсем редко — изолированные переломы дужек. По данным исследований, на 51 пострадавшего ребенка с повреждением позвоночника изолированный перелом дужки наблюдался лишь у одного, в то время как компрессионные переломы тел позвонков имелись у 43 детей. Чаще всего переломы локализуются в средне-грудном отделе. Чаще встречаются не единичные, а множественные переломы. Упомянутые выше особенности находят объяснение в анатомо-функцпональных особенностях детского позвоночника и в особенностях взаимоотношений ребенка с внешней средой.
Позвоночник у детей: анатомо-функциональные особенности
Скелет ребенка более богат органическими веществами, что придает ему значительную гибкость и эластичность. Тела его позвонков содержат большое количество хрящевой ткани, группирующейся в области зон роста. Чем меньше ребенок, тем меньше в теле его позвонка содержится губчатой кости. Хорошо выраженные, высокие, эластичные межпозвонковые диски с высоким тургором являются прекрасными амортизаторами, защищающими тела позвонков от воздействия внешнего насилия. Наименьшей относительной высотой обладают среднегрудные межпозвонковые диски. Согласно данным А. И. Струкова, в телах верхних и средних грудных позвонков костные балки расположены преимущественно вертикально и имеют короткие горизонтальные анастомозы, в то время как в телах нижних грудных позвонков сеть вертикальных балок тесно переплетается с не менее хорошо выраженной сетью горизонтальных балок, что и придает телам нижних грудных позвонков большую прочность. Наконец, тела средних грудных позвонков расположены на вершине физиологического грудного кифоза. Эти три анатомические предпосылки — меньшая высота межпозвонковых дисков, архитектоника тел позвонков, расположение на высоте кифоза — и являются причиной наиболее частых переломов тел средних грудных позвонков.
Анатомические особенности тел позвонков ребенка находят свое отображение и на спондилограммах. Согласно данным В. А. Дьяченко (1954), тела позвонков новорожденного имеют яйцевидную форму и отделены друг от друга широкими межпозвонковыми промежутками, которые в поясничном отделе равны высоте тел, а в грудном и шейном несколько меньше высоты тел соответствующих позвонков.
На профильной спондилограмме детей этого возраста строго по середине их дорсальной и вентральной поверхностей имеются характерные щелевидные выемки, напоминающие губы закрытого рта (Г. И. Турнер). Эти углубления являются местом вхождения межсегментарных сосудов, в основном vv. basivertebrales. В более поздние периоды жизни ребенка эти щели определяются только на вентральной поверхности тел. В нижних грудных и верхних поясничных позвонках эти щели прослеживаются до 14-16 лет.
У ребенка в возрасте l,5-2 лет на профильной спондилограмме тела позвонков представляются правильными четырехугольниками с закругленными углами. В последующем округлые края тел позвонков претерпевают изменения и приобретают ступенчатую форму, которая обусловлена образованием хрящевого валика. Такие «ступенчатые» позвонки наблюдаются у девочек до 6-8 лет, у мальчиков — до 7-9 лет. К этому возрасту в хрящевых валиках появляются добавочные точки окостенения, которые рентгенологически, по С. А. Рейнбергу, становятся видимыми в 10-12-летнем возрасте.
Наиболее хорошо они выражены в передних отделах. Их появление весьма вариабельно как по срокам, так и по локализации. Сплошное окостенение этих хрящевых валиков обнаруживается к 12- 15 годам, частичное слияние с телами позвонков — к 15-17 годам, а полное сращение с телами позвонков — к 22-24 годам. В этом возрасте на спондилограммах тела позвонков представляются в виде прямоугольного четырехугольника, причем на задней спондилограмме поверхности этого прямоугольника несколько вдавлены.
Симптомы травмы позвоночника у детей
Клиническая диагностика переломов позвоночника у детей бывает затруднена в связи с укоренившимся представлением о том, что переломы позвоночника в детском возрасте почти не встречаются.
Тщательно собранный анамнез и детальное выяснение обстоятельств травмы позволят заподозрить наличие перелома. Привлечь внимание врача должны такие сведения из анамнеза, как падение с высоты, чрезмерное сгибание при кувыркании, падение на спину. При падении на спину сгибательный компрессионный перелом тел позвонков, по-видимому, объясняется моментальным рефлекторным сгибанием верхнего отрезка туловища, что и приводит к компрессии тел. Этот момент форсированного сгибания в анамнезе выявляется с трудом, так как проходит незаметным для пострадавшего и обычно не фигурирует в его рассказе.
Как правило, у детей возникают неосложненные, более легкие формы травмы позвоночника.
Наиболее характерной жалобой пострадавших являются боли в области травмы позвоночника. Интенсивность этой непровоцированной боли в первые часы после травмы может быть значительной и выраженной. Боли усиливаются при движениях.
При осмотре могут быть отмечены ссадины и кровоподтеки самой различной локализации. Обычно общее состояние пострадавших вполне удовлетворительное. В отдельных, весьма редких случаях отмечается бледность кожных покровов, учащение пульса. При повреждении поясничных позвонков могут быть боли в животе, напряжение передней брюшной стенки. Из местных симптомов наиболее постоянны локальная болезненность. которая усиливается при движениях и при пальпации остистых отростков, а также различной степени ограничение подвижности позвоночника. Осевая нагрузка на позвоночнике вызывает болезненность только в первые часы и дни после травмы. На 2-3-й сутки этот симптом, как правило, не выявляется.
Могут иметь место быстро проходящие корешковые боли и симптомы сотрясения спинного мозга. В значительной части случаев все эти симптомы исчезают к 4-6-му дню, и состояние пострадавшего ребенка настолько улучшается, что у врача не возникает мысли о травме позвоночника.
Переломы поперечных отростков характеризуются ограничением и болезненностью при движениях ногами, болями при попытке изменить положение в постели. Переломы остистых отростков отличаются наличием ссадин и кровоподтеков на уровне перелома, локальной болезненностью, иногда определяется подвижность сломанного отростка.
Диагностика травмы позвоночника у детей
При диагностике компрессионных переломов тел позвонков у детей спондилография приобретает особо важное значение, так как нередко является единственной возможностью своевременно поставить правильный диагноз. Наиболее достоверным рентгенологическим симптомом компрессионного перелома тела позвонка является снижение высоты тела сломанного позвонка. Это снижение может быть весьма неубедительным и спорным, едва заметным, но может быть и значительным вплоть до снижения высоты тела наполовину его нормальной высоты. Снижение высоты может быть равномерным, охватывающим всю протяженность тела или ограничиваться его вентральными отделами. Снижение высоты может наблюдаться по типу скошенности замыкательной пластинки с некоторым кажущимся уплотнением ее за счет смятия субхондрального слоя кости. Может наблюдаться уплотнение костных трабекул тела позвонка. Наблюдается сползание замыкательной пластинки кпереди, чаще краниальной, с образованием выступа. А. В. Распопиной описан симптом асимметричного расположения сосудистой щели или ее исчезновение на сломанном позвонке. Все эти симптомы выявляются на профильной спондилограмме. Передняя спондилограмма представляет значительно меньшую диагностическую ценность.
В дифференциально-диагностическом отношении следует помнить о врожденных клиновидных позвонках, апофизитах и других некоторых аномалиях развития позвонков, которые могут быть ошибочно приняты за переломы.
При рентгенодиагностике переломов поперечных и остистых отростков следует помнить о добавочных точках окостенения, которые могут быть ошибочно приняты за переломы.
[7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17]
Лечение травмы позвоночника у детей
Лечение должно обеспечить разгрузку тел сломанных позвонков и предотвратить их дальнейшую деформацию. При правильном и своевременном лечении происходит восстановление формы сломанного позвонка. Чем ребенок меньше, чем более выражены потенции роста, тем быстрее и полноценнее происходит восстановление анатомической формы сломанного позвонка. Обычно нет необходимости проводить обезболивание тела сломанного позвонка, так как у детей эта процедура значительно болезненнее, чем испытываемые ими боли.
Проводимое лечение заключается в укладке пострадавшего ребенка на жесткую постель в положении на спине с легкой разгрузкой вытяжением по наклонной плоскости тягой за подмышечные впадины. Под область перелома подкладывают плотные мешочки для реклинации. Дети требуют постоянного внимания со стороны персонала, так как довольно быстро по исчезновении болей считают себя здоровыми и не соблюдают лечебного режима. Их можно укладывать и на мягкую постель в положении на животе. Лучше сочетать эти два положения. Перемена положения вносит разнообразие в жизнь ребенка, н он легче мирится с вынужденным пребыванием в постели. С первых дней проводят лечебную гимнастику по описанным выше комплексам.
Длительность пребывания ребенка в постели зависит от степени компрессии сломанного тела, количества поврежденных позвонков и возраста пострадавшего. Этот срок колеблется от 3 до 6 недель. В вертикальное положение ребенка переводят в специальном реклинирующем облегченном корсете. Следует как можно дольше удерживать детей от позы в положении сидя. Сроки ношения реклинатора и занятия лечебной физкультурой в среднем равны 3-4 месяцам. Они должны индивидуализироваться в каждом отдельном случае и диктуются самочувствием ребенка и данными контрольной спондилографии. При переломах отростков лечение проводят покоем на жесткой постели в течение 2 недель.
В этих случаях по соответствующим показаниям следует осуществлять весь комплекс необходимого лечения. При осложненных переломо-вывихах может возникнуть необходимость в закрытом вправлении сместившихся позвонков, в ревизии содержимого позвоночного канала, в оперативной стабилизации позвоночника. Стабилизация, и зависимости от уровня и характера смещения, а также возврата больных, осуществляется или проволочным швом, или металлическими пластинками с болтами или пластинками с болтами в сочетании с задним спондилодезом. В каждом отдельном случае все эти вопросы решаются строго индивидуально с учетом особенностей определенного больного.
Следовательно, переломы позвоночника в детском возрасте имеют ряд особенностей, которые определяются анатомо-физиологическими особенностями строения детского позвоночника. Вместе с тем у детей могут иметь место и «обычные», свойственные взрослым людям, травмы позвоночника, которые и должны лечиться соответствующими методами и способами с учетом особенностей и отличий детского организма.
Источник
Хотя у детей < 10 лет показатель повреждения спинного мозга самый низкий, однако такие травмы не редки. Большая часть повреждений позвоночника у детей происходит в области шеи.
У детей < 8 лет повреждения шейного отдела позвоночника наиболее часто происходят выше C4, и наиболее часто вызваны дорожно-транспортными происшествиями, падениями, и жестоким обращением с ребенком. У детей > 8 лет чаще происходят повреждения на уровне С5-С8, при дорожно-транспортных происшествиях, спортивных травмах, особенно при занятиях гимнастикой, плаванием, верховой ездой, американским футболом, борьбой. По сравнению со взрослыми, у детей имеется ряд анатомических особенностей (например, больший размер головы относительно размеров тела, эластичности капсул связок позвоночника), которые предрасполагают к гипермобильности позвоночника в отсутствие видимого повреждения костей.
Дети с травмой спинного мозга могут иметь проходящие симптомы, такие как парестезия и слабость. У детей также могут быть колющие или режущие боли по позвоночнику или конечностям. У 25% детей с повреждениями начало развития неврологических признаков (например, частичных неврологическим дефицитов, полного паралича) задерживается от 30 минут до 4 дней после травмы, что затрудняет немедленную диагностику.
Повреждение позвоночника без признаков радиологической аномалии (SCIWORA) связано с прямой тракцией спинного мозга, сдавлением спинного мозга, его сотрясением, повреждением сосудов. Этот вид травмы встречается почти исключительно у детей и часто возникает в шейном отделе позвоночника. При повреждении спинного мозга без радиологических патологических изменений у пациента присутствуют неврологические признаки, которые указывают на повреждение спинного мозга (например, парестезии, слабость), однако анатомическое расположение костей в норме и согласно данным методов визуализации (обзорной рентгенографии, КТ и/или МРТ) костные патологии отсутствуют.
Дети, иммобилизованные при повреждении спинного мозга без нейровизуализационных изменений (SCIWORA) или других травмах спинного мозга, подвержены риску осложнений из-за неподвижности, в том числе возникновению пролежней, тромбоэмболическим осложнениям, ателектазу и пневмонии, гипертонической автономной дисрефлексии, а также осложнениям, вызванным нейрогенным мочевым пузырем, включая инфекцию верхнего или нижнего отдела мочевыводящих путей (возникающую из-за постоянного использования катетера), камни в мочеточнике, везикоуретральный рефлюкс и, в конечном счете, хроническую почечную недостаточность.
Рентгенография (в боковой проекции горизонтальным пучком, в передне-задней проекции, в проекции для визуализации второго шейного позвонка через открытый рот)
Обычно — КТ, особенно при повреждении костей или связочного аппарата
МРТ, чтобы подтвердить повреждение спинного мозга
Повреждение спинного мозга следует подозревать у любого ребенка, пострадавшего в ДТП, упавшего с высоты ≥ 3 м и более или получившего повреждение в результате погружения в воду.
SCIWORA подозревают даже у детей с кратковременными симптомами неврологической дисфункции либо колющими болями в нижнем отделе позвоночника или нижних конечностях, а также в том случае, когда механизм травмы соответствует повреждению спинного мозга.
Визуализирующее обследование обычно начинают с рентгенографии, в том числе в боковой проекции горизонтальным пучком, в передне-задней проекции, в проекции для визуализации второго шейного позвонка через открытый рот. Если по данным рентгенографии подозревается перелом, вывих, подвывих, или механизм травмы имеет очень высокий риск, обычно проводят КТ. МРТ обычно выполняют по любому из следующих показаний:
Травма спинного мозга, заподозренная или подтвержденная по данным рентгенографии или КТ
Травма спинного мозга, заподозренная при осмотре по неврологическим дефицитарным симптомам
Травма спинного мозга, заподозренная по данным анамнеза о появлении даже преходящих неврологических дефицитарных симптомов
Иммобилизация
Поддержка оксигенации и кровоснабжения спинного мозга
Поддерживающая терапия
Хирургическая стабилизация при необходимости
Длительное симптоматическое лечение и реабилитация
Детей с повреждением спинного мозга необходимо перевести в детский травматологический центр.
Лечение на ранних сроках сходно с таковым у взрослых пациентов, с мобилизацией и тщательным контролем оксигенации, вентиляции и кровообращения. Хирургическая стабилизация при повреждениях спинного мозга обычно у детей проводится реже, чем у взрослых, так как спинальные связки, как правило, при SCIWORA ослаблены, а переломы костей и полный отрыв связок отсутствуют, то нет оснований для хирургической стабилизации. Другим преимуществом фиксации является сохранение подвижности позвоночника во избежание фузионной хирургии; фузионная хирургия увеличивает риск долговременного спондилеза. В прошлом использовались высокие дозы кортикостероидов в разнообразных дозировках и режимах применения, но многочисленные клинические испытания у взрослых не продемонстрировали никакой дополнительной клинической пользы, но показали повышенный риск инфицирования раны, легочной эмболии, сепсиса и смертельного исхода.
Длительное лечение педиатрического SCIWORA похоже на лечение травм спинного мозга у взрослых, но акцент ставится на интенсивную физическую реабилитацию неврологически пораженных конечностей и лечение различных общих медицинских осложнений, возникающих при длительной иммобилизации или слабости. Реабилитация является мультидисциплинарной с привлечением физиотерапевтов для тренировки ходьбы и укрепления нижних конечностей; трудотерапевтов, если травмы шейного отдела позвоночника влияют на двигательную функцию верхних конечностей, что может привести к контрактурам; даже логопедов для оказания помощи при решении проблем с глотанием и слюноотделением, возникающих при повреждениях верхней части шейного отдела позвоночника. Регулярный медицинский уход и посещения необходимы для пациентов с серьезными повреждениями спинного мозга, которые являются неамбулаторными из-за высокого риска развития осложнений, вызванных неподвижностью.
Прогноз напрямую зависит от изначальной неврологической функции после травмы. Дети достигают лучших неврологических результатов, чем взрослые пациенты с травмой спинного мозга (1, 2).
1. Pang D, Pollack IF: Spinal cord injury without radiographic abnormality in children—the SCIWORA syndrome. J Trauma 29: 654–664, 1989.
2. Wang MY, Hoh DJ, Leary SP, et al: High rates of neurological improvement following severe traumatic pediatric spinal cord injury. Spine 29:1493–1497, 2004.
Источник