Задача по травматологии повреждения позвоночника

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1

Ученик 9-го класса средней школы катался на лыжах в морозную, ветреную погоду. Обратился за помощью спустя 12 часов. Беспокоят боль и чувство жжения в правой ушной раковине. При внешнем осмотре ушная раковина плотная, припухшая, красная. Верхняя часть раковины багрово-синюшная с небольшими пузырями, заполненными светлой жидкостью.

Ваш диагноз? Какова лечебная тактика?

✅Отморожение правой ушной раковины II ст.

После отморожения снегом растирать нельзя так как будет травмироваться кожа мелкими кусочками льда.

Необходимо проколоть пузыри, выпустить содержимое.

Наложить повязку с антисептиками или синтомициновой мазью в последующем назначить УВЧ.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 2

Ученики 6-го класса средней школы разожгли на пустыре костер. Один из подростков бросил через огонь бутылку с бензином. Бензин в бутылке загорелся и попал на одного из подростков. Пламя обожгло лицо. Пострадавший доставлен в травматологическое отделение. Беспокоят жгучие боли в области ожога. Объективно: щеки, лоб, нос и подбородок гиперемированы, есть пузыри, заполненные тканевой жидкостью. Глаза и дыхательные пути не пострадали.

Ваш диагноз? Какова тактика лечения?

  1. Ожог лица пламенем II степени.

2. Ожоги от 10% и выше (а у детей от 1-2%) являются показанием к госпитализации. Ввести обезболивающее (промедол, омнопон) в место, не поврежденное ожогом. Целесообразно под холодной проточной водой подержать ожог в течение 5-10 мин. Пострадавшему необходимо дать выпить не менее 0,5 л воды с растворенными в ней 1/4 чайной ложки гидрокарбоната натрия и 1/4 чайной ложки хлорида натрия. Вскрыть пузыри, поверх них наложить чистую повязку с водорастворимой мазью (например, левомеколь). Повязки сменяют ежедневно.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 3.

Молодому человеку нанесли ножевое ранение в правую половину шеи. Объективно: больной бледный, лежит на земле, заторможен. В области грудинно-ключично-сосцевидной мышцы справа (примерно в середине длины ее) глубокая рана около 1,5 см, из которой ритмично выбрасывается кровь алого цвета. Пульс частый, слабого наполнения. Дыхание поверхностное частое.

Ваш диагноз? Какой способ остановки кровотечения следует применить?

  1. Колото-резаная рана боковой поверхности шеи с ранением сонной артерии и кровотечением.

2. При сильном кровотечении из раны на лице или в полости рта следует прижать сонную артерию на раненой стороне. Сонную артерию прижимают большим пальцем к позвоночнику сбоку от гортани, обхватив остальными пальцами руки мышцы шеи сзади. Нельзя одновременно зажимать обе сонные артерии — правую и левую при ранениях на обеих сторонах лица. Этим можно мгновенно вызвать обморок. Окончательная остановка кровотечения, осуществляется следующими методами:

  1. Наложение сосудистого шва.
  2. Перевязка.

Перевязка показана в случаях, когда артерия ранена вблизи с бифуркацией, и нет возможности наложить сосудистый шов.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 4.

Ныряльщик ударился головой о грунт на мелководье. Беспокоит боль в шейном отделе позвоночника. Объективно: голова в вынужденном положении. Пальпация остистых отростков V и VI шейных позвонков болезненна. Имеется деформация в виде заметного выстояния остистых отростков этих позвонков. Попытки больного двигать головой почти невозможны, очень болезненны и значительно ограничены. Чувствительность и двигательная функция верхних и нижних конечностей сохранены в полном объеме.

Каков диагноз? Какие дополнительные исследования необходимо выполнить? Какое лечение следует назначить?

Каков диагноз? Компресиионный перелом позвоночника в области 5 и 6 шейных позвонков со спондилолистезом.

Какие допол.исследования необходимо выполнить? Рентген. КТ.

Какое лечение следует назначить? Жесткая фиксация воротник Шанса. (Скелетное вытяжение)

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 5.

Девушка ударилась ягодицами, сев мимо стула. Обратилась в травматологический пункт с жалобами на боли в области копчика, усиливающиеся, когда больная садится или поднимается со стула. Чтобы уменьшить боль, она садится и встает со стула, опираясь на руки. При внешнем осмотре в области копчика имеется небольшая гематома, пальпация этой области болезненна. Других видимых изменений не обнаружено.

Ваш диагноз? ✅ Какие дополнительные исследования необходимо выполнить? Какое следует назначить лечение?

Каков диагноз? ✅Закрытый перелом копчика.

Какие доп.исследования необходимо выполнить? ✅ Необходимо произвести пальцевое исследование прямой кишки для уточнения диагноза с последующей рентгенографией крестца в двух проекциях.

Какое лечение следует назначить?✅ Больную следует уложить на кровать со щитом с подкладыванием резинового круга, назначить обезболивающие и ЛФК.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 6.

Молодой человек резко наклонился вправо при попытке поднять большой груз и в момент сильного мышечного напряжения почувствовал хруст в пояснице и сильную боль. Обратился в травматологический пункт. При внешнем осмотре туловище наклонено вправо. Движения в поясничном отделе ограничены. При попытке выпрямить или согнуться влево появляются резкие боли в месте травмы. Поясничная область справа припухла и болезненна при пальпации. Лежа на спине, из-за сильной боли пациент не может поднять выпрямленную правую ногу. Он лишь сгибает ее в коленном суставе, стопа при этом скользит по кушетке и не отрывается (симптом «прилипшей пятки»).

Ваш диагноз? Какие дополнительные исследования необходимо выполнить? Какое следует назначить лечение?

Закрытый перелом правого поперечного отростка II поясничного позвонка. Рентген. Постельный режим 2-3 недели на жесткой постели со щитом, для лучшего расслабления поясничных мышц и придать позу лягушки. сделать блокаду этого поперечного отростка справа 1% раствором новокаина.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 7.

Мужчине 20 лет в уличной драке нанесли ножевой удар в спину. Пострадавший доставлен в травматологическое отделение больницы. При внешнем осмотре в области IV грудного позвонка колото-резаная рана, из которой вместе с кровью вытекает и спинномозговая жидкость. Отмечается спастический паралич правой нижней конечности с утратой глубокой и отчасти тактильной чувствительности. На левой стороне развилась выраженная болевая и температурная анестезия ниже уровня ранения.

Каков диагноз? Какие дополнительные исследования необходимо выполнить? Ваша лечебная тактика?

  1. Колото-резаная рана грудного отдела позвоночника с повреждением спинного мозга.

2. Рентген, МРТ

3. Консультация нейрохирургов. Анестезия. Первичная хирургическая обработка раны с ревизией спинного мозга и его подоболочечных пространств. Строгий постельный режим на жесткой постели со щитом. Прививка от столбняка.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 8

Девушка обратилась в травматологический пункт с просьбой снять кольцо с пальца, которое доставляет большие неудобства. Беспокоят чувство сдавления и боль в 1У пальце левой кисти. Объективно: на основной фаланге 1У пальца левой кисти плотно надето металлическое кольцо. Ниже кольца палец отечный, несколько синюшный. Из-за отека движения ограничены. Чувствительность сохранена в полном объеме.

Каков диагноз? Как снять кольцо?

Сдавление кольцом 4 пальца левой кисти.

Снимаем:

  • Палец ниже кольца смазать вазелином
  • Проденьте в тонкую иглу шелковую нитку длиной 1 метр
  • Осторожно проденьте иглу под кольцо со стороны ногтевой фаланги, и вытяните с противоположной
  • Вместе с иглой протяните нить длиной 10 см
  • Оставшейся нитью (90 см) обмотайте палец ниже кольца к ногтю, таким образом, чтобы витки плотно прилегали и не было просветов.
  • Затем возьмите короткий конец нити, у основания пальца, и начинайте аккуратно разматывать ее. Нить поднимет кольцо и оно будет достаточно легко сниматься.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 9.

Мужчина забивал гвоздь в стену и ударил молотком по ногтевой фаланге II пальца левой кисти. Обратился в травматологический пункт с жалобами на боли в месте травмы. Объективно: ногтевая фаланга II пальца отечная, болезненна при ощупывании. В центре ногтевой пластинки имеется подногтевая гематома багрово-синюшного цвета овальной формы размером около 1 см. Ноготь не отслаивается.

Читайте также:  Колючки массажные для позвоночника

Каков диагноз? Какие дополнительные исследования необходимо выполнить. Какова тактика лечения?

  1. Ушиб ногтевой фаланги II пальца левой кисти. Подногтевая гематома. Перелом ногтевой фаланги II пальца левой кисти?

2. Для дифдиагностики с переломом сделать рентген.

3. Гематому удаляем оперативным методом: после обработки ногтевой пластины антисептиком иглу накаливаем на огне, прикасаемся к ногтю и прожигаем его. Кровь вытекает, исчезает чувство распирания в ногте, появляется облегчение. На палец накладываем асептическую повязку. Делаем УВЧ. при подтверждении перелома иммобилизация в полусогнутом положении на 2 недели. При диагнозе ушиб- в первые сутки холод и давящая повязка на место ушиба, в дальнейшем – тепло.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 10.

Молодому человеку в драке нанесли ножевое ранение. Повреждена тыльная поверхность левой кисти. Через 1 час после травмы пострадавший обратился в травматологический пункт. При внешнем осмотре на тыльной поверхности кисти в области II пястной кости имеется резаная рана длиной 1,5 см. В глубине раны виден периферический конец пересеченного сухожилия. Рана умеренно кровоточит. II палец полусогнут, разогнуть его самостоятельно пациент не может.

Ваш диагноз? Какова тактика лечения?

Резаная рана тыльной поверхности кисти на уровне 2 пястной кости с пересечением сухожилия разгибателя 2 пальца на протяжении.

Необходимо произвести ПХО раневой поверхности с введение антистолбнячной сыворотки, применение обезболивания и оперативное лечение сухожилия в виде наложения сухожильного шва. В дальнейшем иммобилизация шиной на 3-5 недель (без операции можно вылечить, только если пересечение на уровне пальцев)

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 11.

Мужчина, защищаясь от ножевого удара схватил нож правой рукой за лезвие. Нападавший с силой выдернул его из руки обороняющегося. В результате на ладонной поверхности правой кисти пострадавшего образовалась глубокая рана. Пациент обратился в травматологический пункт. При внешнем осмотре правой кисти на ладонной поверхности глубокая поперечная резаная рана длиной 4 см с ровными краями и выраженным кровотечением. В глубине раны в области III пальца, виден периферический конец сухожилия, центрального конца в ране нет. III палец разогнут и активных сгибаний концевой и средней фаланг нет. При пассивном сгибании палец вновь самостоятельно разгибается. Чувствительность сохранена.

Ваш диагноз? Какова тактика?

Рассечение поверхностного и глубокого сухожилия сгибателя 3 пальца правой кисти. Кожу вокруг раны обработать антисептиком. Осуществить местную анестезию 0,5 % раствором новокаина. рану промыть фурациллином или перекисью. Сшить сухожилия сгибателей тонким шелком внутристволовым (неснимаемым) швом. Края кожной раны сблизить и наглухо зашить, после операции кисть и нижнюю треть предплечья фиксировать тыльной гипсовой лонгетой в физиологическом положении пальцев и кисти. Противостолбнячная вакцина, увч.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА №12.

Мальчик 10 лет в течение 1 часа голыми руками лепил из снега различные фигуры. Замерз, руки окоченели. Доставлен в травматологический пункт. Объективно: IV и V пальцы правой кисти бледные, отечные. После отогревания кожа на пальцах приобрела баво-синюшную окраску. Появились пузыри, наполненные светлой жидкостью. Отечность распространилась за пределы пораженных участков. Чувствительность и температура пальцев восстановились. Появились умеренные боли.

Ваш диагноз? Какова тактика?

Отморожение IV и V пальцев правой кисти II степени.
Надсечь пузыри с удалением жидкости, с последующим наложением асептической повязки

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 13.

Пожилая полная женщина шла по обледенелому тротуару. Поскользнулась упала, опираясь на ладонь вытянутой правой руки. Появились сильные боли в лучезапястном суставе. Обратилась в травматологический пункт. Объективно: правый лучезапястный сустав отечный, движения в нем очень болезненные и ограниченные. Отчетливо определяется «штыкообразная» деформация сустава (дистальный отломок вместе с кистью смещен к тылу). Пальпация тыльной поверхности сустава болезненна. Осевая нагрузка вызывает усиление болей в месте травмы.

Ваш диагноз? Какие дополнительные исследования необходимо выполнить? Какова тактика?

Перелом лучевой кости правого предплечья в типичном месте (Экстензионный перелом Коллиса).

Ренгенография правого предплечья в 3-х проекциях (передняя, боковая, ¾).

При смещении отломков проводится ручная одномоментная репозиция отломков. В место перелома вводят 10-20 мл 1% новокаина. После репозиции отломки фиксируют пальцами, а кисти придают положение умеренного тыльного сгибания и ульнарного отведения. Накладывают гипсовую лонгету от основания пальцев до верхней трети предплечья на 3-4 нед.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА №14.

Молодой человек, защищаясь от удара по голове, подставил согнутую в локтевом суставе левую руку. Удар пришелся по средней трети предплечья. Пострадавший обратился в травматологический пункт. При внешнем осмотре левого предплечья в средней трети имеется подкожная гематома, определяется небольшая деформация. Пальпация места травмы болезненна. При нагрузке по оси предплечья появляется боль в средней трети. Движения в предплечье ограничены из-за болей.

Ваш диагноз? Какие дополнительные исследования необходимо выполнить. Какова тактика?

  1. Перелом локтевой кости в средней трети левого предплечья со смещением.

2. Для уточнения характера перелома и смещения костных отломков необходимо сделать рентгенографию левого предплечья.

3. После местной анестезии раствором новокаина осуществить репозицию костных отломков. Затем наложить гипсовую лонгету по тыльной стороне от головок пястных костей до верхней трети плеча. Предплечье установить в положении супинации. Иммобилизацию сохранять до полного сращения костных отломков, а затем приступить к восстановлению функций лучезапястного и локтевого суставов.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 15.

Школьник 14 лет пытался погладить бродячую собаку. Она укусила его за руку и убежала. Доставлен родителями в травматологический пункт. При осмотре правого предплечья на тыльной поверхности в нижней трети несколько глубоких, неправильной формы ранок с отпечатками зубов. Ранки загрязнены слюной животного, умеренно кровоточат.

Ваш диагноз? Какова тактика?

Укушенная рана тыла правого предплечья в нижней трети.

Раны, места ослюнения обильно промыть струей воды с мылом (или любым моющим средством), обработать края раны 70% спиртом или настойкой йода, наложить стерильную повязку. Края раны, нанесенной животными, в течение первых трех дней не иссекать и не зашивать, исключая нарушения, которые требуют специальных хирургических вмешательств по жизненным показаниям.

Осмотреть: дистальный нейроваскулярный статус, целостность сухожилий и их влагалищ, целостность костей.

Рентгенологические исследования проводятся при подозрении на повреждение глубоких структур, раздавленных ранах в области суставов, глубоких колотых ранах, ранах, полученных при ударе кулаком по зубам, ранах головы у детей.

Через 3 дня производится поздняя первичная хирургическая обработка раны.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 16.

Студентке 2-го курса во время полевых работ внедрился клещ в правое предплечье. Она обратилась за помощью в медпункт. Объективно: на передней поверхности средней трети правого предплечья головка и грудь клеща плотно внедрились в кожу, а брюшко, наполненное кровью, выступает наружу. Вокруг клеща кожа имеет небольшую красноту, ранка слабо болезненна.

Как удалить клеща? Как защититься от клещей?

  1. Сделать петлю из нитки, захватить головку клеща, потяните его вверх, медленным, но постоянным выкручивающим движением, чтобы удалить его с поверхности кожи. Ранку смазать йодом, клеща сжечь. После приезда ввести иммуноглобулин. В течение 5 сут после укуса для профилактики пить доксициклин.
Читайте также:  Кому помогла йога от позвоночника

2. В лес ходить в закрытой одежде. Пользоваться репеллентами. После выхода из леса осмотреть себя.

Источник

2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3. Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, словесно-логический, интерактивный.

4. Значение темы: обусловлено необходимостью иметь знания и умения по детской травматологии. Травма детского возраста должна рассматриваться с позиции растущего организма, поэтому имеются особенности в клинической картине, диагностике и тактике лечения у детей с компрессионными переломами тел позвонков.

Цели обучения:

— общая: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7.

— учебная:

Знать:

— закономерности роста и развития детского организма,

— особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний.

— методы диагностики, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных,

— основные патологические синдромы и симптомы заболеваний,

— международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10),

— диагностические критерии по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний,

— современные диагностические и лечебные технологии в детской хирургии, алгоритмы лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях у детей и подростков, а также при жизнеопасных состояниях,

— алгоритм патогенетической адекватной терапии при основных хирургических заболеваниях.

— клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков, принципы профилактики детского и подросткового травматизма.

Уметь:

— собрать анамнез, провести опрос пациента или его родственников, физикальное обследование, оценить состояние пациента для оказания ему медицинской помощи;

— провести первичное обследование систем и органов. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

— и нтерпретировать полученные результаты обследования, сформулировать клинический диагноз с учетом биохимических методов исследования. Знать норму и патологию при различных нозологиях, оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи. Установить приоритеты для решения проблем здоровья больного: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием.

— поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных для получения достоверного результата, сформулировать клинический диагноз, разработать план консервативного и оперативного лечения, выявлять патологические синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-10, своевременно диагностировать неотложные и угрожающие жизни состояния.

— разрабатывать план мероприятий, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

— при неотложных состояниях определить срочность выведения, путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов или инструментального воздействия, создать условия пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре с целью соблюдения гигиенического режима.

Владеть:

— навыками сопоставления клинических и морфологических данных, правильного ведения медицинской документации,

— навыками постановки предварительного диагноза на основании сопоставления результатов клинических, лабораторных, функциональных исследований,

— алгоритмом развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего) с учетом МКБ-10.

— показаниями для плановой или экстренной госпитализации и оперативного лечения больных в зависимости от выявленной патологии, методами общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,

— алгоритмами плановых, лечебных мероприятий при основных хирургических заболеваниях у детей и подростков; основными лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной;

— методами помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, навыками организации санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре.

5. Место проведения практическогоучебная комната, палаты в стационаре, кабинет в поликлинике, рентгенологический кабинет, перевязочная, гипсовальная комнаты.

6. Оснащение занятия: таблицы и слайды переломов длинных трубчатых костей, видеокурс, набор рентгенограмм, муляжи, шины временной, транспортной иммобилизации, словарь травматологических терминов.

7. Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

п/п Этапы
практического занятия
Продолжитель-
ность (мин)
Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний и умений Тестирование или письменный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
55. Самостоятельная работа** обучающихся:
а) курация под руководством преподавателя;
б) разбор курируемых пациентов;
в) выявление типичных ошибок
Работа:
а) в палатах с пациентами;
б) с историями болезни;
в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание к следующему занятию Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:  

8. Аннотация:

Травма позвоночника.

Эмбриогенез развития позвоночника имеет большое значение при травме. Тело позвонков кверху в переднезаднем направлении. Соотношения между диаметрами 5:3, при половом созревании 4:3, у взрослых 3:3. Покрыты позвонки хрящами. В позвонке одно ядро окостенения. К концу 3 месяцев на всех позвонках появляется 6 ядер вокруг, из них образуются дужки. Сращение дужек происходит на втором году жизни. К 7-ми годам дужки позвонков должны быть закрыты. Полностью заканчивается развитие к 18 годам. К рождению все верхние суставы отростков окостеневают.

Патология, связанная с развитием позвоночника.

1. Асомит — отсутствие тел позвонков;

2. Гемисомит — отсутствие дужек позвонков;

3. Врожденная остановка роста позвоночника;

4. Несращение дужек;

5. Несращение тел позвонков.

Статистика повреждений позвоночника:

Повреждение позвоночника и спинного мозга составляет по материалам Санкт-Петербургского научно-исследовательского института им. Поленова 0,3% от всех травм ЦНС (по данным института Турнера), а по данным Эпштейна — 0,7-2,29%, перелом позвоночника составляет 1,1-7,3% от всех переломов (Г.С. Юмашев, 1990).

Анатомо-физиологические особенности позвоночника у детей:

1. Обладает большой гибкостью;

2. Большая высота межпозвоночных дисков;

3. Дужки и отростки у детей до 5 лет эластичны;

4. Хорошо выражены эпидуральные пространства;

5. Костное сращение происходит к 5 годам;

6. Строение позвонков зависит от возраста;

7. В старшем возрасте в центре тел позвонков проходит позвоночная
артерия;

8. Преобладание в теле позвонков вертикальных балок;

9. Мягкое губчатое вещество позвонков;

10.Неодинаковое соотношение между длиной позвоночника и
спинным мозгом;

11.У новорожденных спинной мозг заканчивается на уровне III-IV
поясничных позвонков, у взрослых -1 поясничного позвонка.

Классификация травмы позвоночника у детей:

По характеру травмы подразделяются:

1. Бытовая;

2. Спортивная;

3. Уличная;

4. Школьная;

5. Криминальная;

6. Автодорожная.

1. Закрытые;

2. Открытые.

1. Компрессионные тел позвонков;

2. Перелом дужек;

3. Перелом остистых отростков;

4. Перелом поперечных отростков.

В детском возрасте чаще встречаются переломы шейных, поясничных позвонков.

Множественные повреждения: дистантные через две;

Сочетанная травма: перелом позвоночника, перелом бедра, тупая травма живота;

Комбинированная травма: перелом позвоночника, ожог, электротравма.

Открытые повреждения делят на непроникающие и проникающие (нарушение твердой мозговой оболочки, вскрытие спинномозгового канала, ликворея);

Повреждение спинного мозга:

1. Сотрясение;

2. Ушибы;

3. Сдавление;

4. Кровоизлияние в вещество спинного мозга (гематомиелия);

5. Кровоизлияния под оболочки спинного мозга.

Синдромы:

1. Полный поперечный разрыв спинного мозга (синдром Броун-Секара);

2. Частичное повреждение;

3. Сдавление.

Клиника:

Читайте также:  Лимфома с метастазами в позвоночник

1. Перелом остистого отростка — боль при пальпации, патологическая
подвижность;

2. Перелом поперечного отростка — локальная боль в стороне от
средней мышцы, боль при сгибании, напряжение мышц на стороне
поражения (встречается редко в связи с эластичностью мышечно-связочного аппарата);

3. Перелом дужек — боль при пальпации в области перелома;

Компрессионный перелом тел позвонков — наступает вследствие резкого сгибания позвоночника. Тело позвонка сплющивается. Дужки и отростки, состоящие из очень плотного компактного вещества, не ломаются при переломе. В спинномозговой канал вступает «клин Урбана». В детском возрасте чаще встречаются переломы шейных, поясничных позвонков.

4. Деформация. При надавливании на голову больного боль в
сломанном позвонке. Боли при сгибании, разгибании, ротации,
движения ограничены. Защитное напряжение прямых мышц
спины.

При переломе в шейном отделе позвоночника:

Стабильность повреждения позвоночника определяется целостностью заднего связочного комплекса. В него входят множественные, желтые связки, межпозвоночные суставы. При нарушении заднего связочного комплекса перелом называется нестабильным. При нестабильном переломе может быть нарушен, сдавлен дуральный мешок.

Нестабильные повреждения:

1. Вывихи;

2. Переломовывихи;

3. Перелом с компрессией переднего отдела более чем на половину
высоты тела позвонка.

Стабильные повреждения:

1. Отрыв угла;

2. Клиновидная компрессия менее чем на половину высоты тела
позвонка.

Травма спинного мозга:

Наступают нарушения крово- и лимфообращения. В спинном мозге в зависимости от травмы отек мозга, некроз очаговый, кровоизлияния. Тяжесть неврологических расстройств связана с уровнем травмы.

Легкие травмы — сотрясение, отмечается отек, точечные кровоизлияния в вещество спинного мозга, клинически — частичное нарушение проводимости. Отмечается ослабление или утрату сухожильных рефлексов, чувствительности, нарушение функции тазовых органов. Через 2-3 недели симптомы сглаживаются.

Ушиб спинного мозга — при переломах или вывихах нарушение полной проводимости спинного мозга ниже места повреждения. Обездвиженность участка тела ниже уровня травмы, утрата чувствительной функции тазовых органов, задержки стула, мочеиспускания. В виду нарушений иннервации появляются пролежни. Если восстановление функции спинного мозга не происходит в течение 3-4 недель, значит, имеется анатомический перерыв. Прогноз для ребенка в таком случае неблагоприятен.

Сдавление спинного мозга — синдром связан со сдавлением спинного мозга костными фрагментами. Клинически нарастает интенсивность двигательных и чувствительных нарушений на протяжении нескольких часов или первых дней. Это требует срочного оперативного вмешательства.

Гематомиелия — кровоизлияние в шейный или поясничный отдел позвоночника. Кровь распространяется по центральному каналу, серому веществу, захватывает все слои, разрушает серое и белое вещество.

Проводят неврологическое и рентгенологическое обследование, что дает возможность установить точный диагноз. Неврологически отмечается сегментарная и проводниковая парестезия.

Основные признаки определения уровня поражения спинного мозга:

1. Граница нарушения чувствительности;

2. Корешковые боли;

3. Уровень утраты сухожильных рефлексов.

9. Вопросы по теме занятия:

1. Укажите на анатомо-физиологические особенности позвонков у
детей.

2. Укажите классификацию травм позвоночника и у детей.

3. Назовите виды повреждения спинного мозга при травме
позвоночника.

4. Назовите синдромы при повреждении позвоночника.

5. Опишите клинику перелома остистых отростков.

6. Опишите клинику перелома поперечных отростков.

7. Укажите клинику компрессионного перелома шейных позвонков.

8. Укажите клинику компрессионного перелома грудных позвонков.

9. Укажите клинику компрессионного перелома поясничных
позвонков.

10. Опишите клинику легкой травмы спинного мозга.

11. Опишите клинику ушиба, разрыва спинного мозга.

10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов:

1. МЕХАНИХЗМ ТРАВМЫ ПОЗВОНОЧНИКА:

А) падение на ноги с высоты;
Б) падение на ягодицы;

В) ныряние с высоты;

Г) удар в область живота;

Д) удар в облать груди;

2. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЧАЩЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ ПЕРЕЛОМЫ ПОЗВОНОЧНИКА:

А) до 1 года;
Б) в 2 года;

В) в 5 лет;
Г) в 8-14 лет;

Д) в 17 лет.

3. КАКИЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОСОБСТВУЮТ КОМПРЕССИИ:

A) гибкость;

Б) высокие межпозвоночные диски;

B) значительное количество хрящевой ткани;

Г) эластичность дужек, остистых отростков;

Д) подвижность.

4. УКАЖИТЕ НА КАКИХ УЧАСТКАХ ВСТРЕЧАЮТСЯ КОМПРЕССИОННЫЕ ПЕРЕЛОМЫ:

А) среднегрудном V-XI;
Б) поясничном;

В) верхнегрудном;
Г) копчиковом;

Д) поясничном

5. ОТМЕТЬТЕ ПЕРЕЛОМЫ. ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ПЕРЕЛОМОВ В ШЕЙ НОМ ОТДЕЛЕ:

A) боль;

Б) наклон головы назад;

B) наклон головы вперед;

Г) болезненность при пальпации в месте перелома;

Д) отек.

6. УКАЖИТЕ ДАННЫЕ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ПЕРЕЛОМА В ГРУДНОМ ОТДЕЛЕ ПОЗВОНОЧНИКА:

А) боль;

Б) посттравматическое апноэ;

В) деформация в месте перелома;

Г) патологическая подвижность;

Д)отек.

7. УКАЖИТЕ КАКИЕ ДАННЫЕ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ РЕНТГЕН КАРТИНЫ ПЕРЕЛОМА ПОЗВОНОЧНИКА:

А) снижение высоты переднего отдела тела позвонка;
Б) уплотнение тени краниальной пластинки;

В) углубление талии тела позвонка;

Г) расширение межпозвоночного диска;

Д) сужение межпозвоночного диска.

8 УКАЖИТЕ УГОЛ ЕСТЕСТВЕННОЙ КЛИНОВИДНОСТИ У РЕБЕНКА:

А) 2

Б) 40

В) 60

Г) 70

Д) 20

9 УКАЖИТЕ ИНДЕКС ЕСТЕВЕННОЙ КЛИНОВИДНОСТИ;

А) 0,5

Б) 0,9

В) 0,4

Г) – 0,2

Д) 0,3

10. УКАЖИТЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ НЕОСЛОЖНЕННЫХ ПЕРЕЛОМОВ ПОЗВОНОЧНИКА

А) демпферное вытяжение;
Б) лечебная гимнастика;

В) массаж спины;
Г) съемный корсет;

Д) кокситная гипсовая повязка;

Эталоны ответов к тестовым заданием по теме

1. 2

2. 3

3. 4

4. 5

5. 2

6. 5

7. 4

8. 3

9. 4

10. 5

11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов:

Задача №1.

Ребенок нырнул с высоты 3-х метров. Появились резкие боли в шейном отделе позвоночника. Движения в ШОП ограничены, резко болезненны. Деформация в ШОП. Объективно — голова наклонена вперед и вправо, деформация ШОП слева. На рентгенограмме снижена вентральная часть III шейного позвонка на 0,3 см.

Задание:

1. Поставьте диагноз;

2. Назначьте лечение;

3. Укажите классификацию травмы позвоночника;

4. Укажите сроки лечения в конкретной ситуации.

Задача №2.

Ребенок 11 лет получил пулевое ранение, пуля прошла через XI грудной позвонок и застряла в нем. Отмечается парез нижних конечностей, недержание мочи, запор. Из ЦРБ доставлен на 2 сутки.

Задание:

1. Поставьте диагноз;

2. Какие методы обследования необходимо применить;

3. Тактика нейрохирурга;

4. Консервативное лечение больного;

5. Исход травмы.

Задача №3.

Ребенок 6-ти лет катался на санках, санки подкинуло на ухабе, почувствовал резкую боль в области V поясничного позвонка. Родители вызвали бригаду «скорой помощи», ребенок доставлен в приемный покой детской хирургической больницы. Объективно -состояние средней степени тяжести, боли в ПОП, парезов, параличей, нарушения функции тазовых органов нет. Задание:

1. Поставьте правильный диагноз;

2. Какие методы обследования необходимы в данном случае?;

3. Тактика нейрохирурга при компрессионном переломе V
поясничного позвонка;

4. Укажите сроки лечения.

Задача №4.

Ребенок 10 лет был сбит мотоциклом, удар пришелся в спину, ребенок резко согнулся вперед и упал на ягодицы. Жалобы на резкую боль в позвоночнике, «посттравматическое апноэ».

Задание:

1. Укажите, какую помощь необходимо оказать на догоспитальном
этапе;

2. Ваш предположительный диагноз;

3. Методы обследования;

4. Лечение;

5. Сроки лечения;

6. Исход.

Задача №5.

На спондиллограмме клиновидное изменение позвонка. Вентральная часть на 3 см. ниже дорсальной. Задание:

1. Какой степени компрессионный перелом у данного больного?;

2. Укажите изменения, характерные для I, II и III степени.

3. Исход при данном переломе?

4. Дайте дальнейшие рекомендации по лечению?



Источник