Здоровье моего позвоночника проект

«Правильная осанка – залог твоего здоровья» (И.П. Павлов)

Краткая аннотация проекта

Разработка проекта продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для формирования здоровьесберегающей образовательной среды, на новом уровне удовлетворить образовательные  духовные потребности учащихся, их родителей. Проект разработан с использованием здоровьесберегающих технологий и реализует системно-деятельностный подход в учебно-воспитательном процессе. Разработка носит просветительский, творческий характер и практический. Она создана с целью изменения существующего отношения к своему здоровью среди учащихся через пропаганду здорового образа жизни, возможность практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры. Своевременная полученная информация может заставить учащихся задуматься о своем здоровье, выступить основой принятия решений об изменении отношения к формированию здорового образа жизни. Проект имеет теоретическую и практическую направленность. В теоретическом разделе у учащихся в процессе обучения формируется понятие о знании опорно-двигательного аппарата, функциях позвоночника, значение правильной осанки.

    Практический раздел включает проблемное исследование упражнений и игр в комплексах профилактической физкультуры. В результате практических занятий учащиеся изучают свой вид осанки, определяют возможные причины нарушение осанки, оптимальную нагрузку при выполнение комплекса профилактической гимнастики.

Участники проекта: учащиеся 7-8 класса (возраст учащихся 13-14 лет).

Партнеры: родители учащихся, учителя физической культуры и биологии, медицинский работник, педагог-психолог школы.

Сроки реализации проекта: предполагаемая дата начала проекта – сентябрь 2017 года; предполагаемая дата окончания проекта – май 2019 года.

Реализация проекта осуществляется в четыре этапа: подготовительный, организационный, практический и заключительный.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе определяется тема проекта, цели и задачи, разрабатывается план реализации проекта, назначаются ответственные за мероприятия.

Организационный этап

В ходе этапа ответственные готовят информацию по разделам проекта, подбирают вопросы для анкетирования учащихся, родителей, проводится анкетирование, диагностика. Обрабатываются результаты.

Практический этап

Проводятся мероприятия согласно составленному плану с анализом каждого из них. Учитываются положительные моменты и указываются недостатки.

Заключительный этап.

На заключительном этапе проводится обобщение и подведение итогов проделанной работы в ходе реализации проекта. Проводится анализ динамики изменений.Определяются наиболее активные участники реализации проекта.

Актуальность.

      В настоящее время актуальна проблемаформирования красивой фигуры и правильной осанки тела. В век научно-технической революции подрастающее поколение больше занимается работой за компьютером, просмотром телепередач,многочасовое сидение на уроках, а затем и дома при выполнении домашних заданий здоровья не прибавляют. В результате такого поведения развивается гиподинамия, возникает нарушение осанки тела и искривление позвоночника. Ученики испытывают дискомфорт, связанный с нарушением опорно — двигательного аппарата, а также начинают стесняться своей внешности. Нужно помнить о психологии подростков, их критичном отношении к своему внешнему виду.

По результатам анкетирования  класса достаточно позитивно относятся к занятиям спортом и физической культурой:

да

иногда

нет.

1. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?

1-6%

4- 24 %

12- 71 %

2. Делаешь ли ты утром физическую зарядку?

1- 6 %

7 -41 %

9  — 53%

3. Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры?

12 -71 %

2-12 %

3 — 17 %

4. Занимаешься ли ты на уроке физкультуры:

а) с полной отдачей,

б) без желания,

в) лишь бы не ругали.

10 — 59 %

5 — 29 %

2- 12 %

5. Занимаешь ли ты спортом длительно?

7- 41 %

6 — 35 %

4- 24 %

6. Оцени степень усталости в конце дня.

2- 12 %

7- 41 %

8- 47 %

Девочки класса: Борисова Л., Беляева А., Матусевич Е., Сайбаталова Ю. занимаются борьбой в СК «Енисей», Костенко В. и Сифоркина Ю. занимаются в ДЮСШ — 1 легкой атлетикой, среди мальчиков только Карпюк А. занимается восточными единоборствами, что составляет 30 % от общего количества учеников в классе.  При этом ученики класса не любят динамические паузы во время урока, стесняясь выполнять физические упражнения, либо делая их небрежно.

    По результатам медицинского осмотра одной из ведущих проблем в здоровье учащихся класса является — искривление позвоночника, нарушение опорно- двигательного аппарата. Понимая важность проблемы, некоторые родители создают условия для ее успешного решения. Сифоркина Ю. (инвалид ДЦП) систематически занимается танцами, достигла значительных успехов, начав занятия легкой атлетикой. Сучков Е. и Леонтьев А. посещают спецгруппу для занятий плаванием в ФСК «Енисей». В  связи  с тем, что проблема актуальна для большинства учеников класса и есть положительный пример ее решения, основной в реализации проекта является тема «Правильная осанка – залог твоего здоровья» (И.П. Павлов). Проект носит просветительский и практический характер, поэтому в ходе его реализации ученики расширят свои представления о строении своего тела, смогут оценить состояние своего позвоночника и научатся выполнять комплекс упражнений для всех отделов позвоночника.

Читайте также:  Где можно сломать позвоночник

Цели и задачи проекта

Цель:

Понимание значения правильной осанки человека как необходимое условие для нормального развития организма и полноценного функционирования всех его внутренних органов.        

Задачи:

1.       Рассмотреть причины возникновения искривлений позвоночника в подростковом школьном возрасте.

2.       Охарактеризовать виды заболеваний, связанных с возникновением нарушений осанки тела.

3.       Познакомить с методиками  выявления  деформации позвоночника.

4.       Научить выполнять комплекс упражнений для всех отделов позвоночника.

5. Познакомить с  правильным рационом питания, режимом сна, которые направлены на решение существующей проблемы.

      6. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку, потребности в систематических занятиях  оздоровительной гимнастикой.

Реализация проекта.

ДАТА

МЕРОПРИЯТИЯ

(форма проведения)

ЦЕЛЬ

ОТВЕСТВЕННЫЙ

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Сентябрь — октябрь 2017 г.

Анкетирование учащихся. Обработка результатов.

Сбор информации

Классный руководитель

Создание паспорта класса «Мое здоровье».

Анкетирование родителей. Обработка результатов.

Проведение медосмотра учащихся 7 А класса»

Фельдшер школы

Работа с научной медицинской литературой.                                                            

Ноябрь — декабрь 2017 г.

Проведение классных часов по темам

«Формирование правильной осанки тела»

информирование

Классный руководитель, учитель биологии

Знание причины возникновения искривлений позвоночника в подростковом школьном возрасте, характеристика видов заболеваний, связанных с возникновением нарушений осанки тела.

Январь — март 2018 г.

Проведение методик для  выявления  деформации позвоночника

Родительское собрание «Здоровый позвоночник — основа жизни»

Сбор информации

информирование

Классный руководитель,

Учитель физкультуры

Физорг класса

Знание методик  выявления  деформации позвоночника.

Апрель — май 2018 г.

Знакомство с комплексом упражнений

Конкурс рисунков о спорте.

Информирование

агитация

Классный руководитель, актив класса

Умение выполнять комплекс упражнений для всех отделов позвоночника.

Сентябрь — октябрь 2018 г.

Выполнение комплекса упражнений

практика

Классный руководитель,

Учитель физкультуры

Физорг класса

Ноябрь — декабрь 2018 г.

Классный час «Здоровое питание и правильный сон»

Выполнение комплекса упражнений

Информирование

практика

Классный руководитель,

Учитель физкультуры

Физорг класса

Знание правильного рациона питания, режима сна

Январь — март 2018 г.

Выполнение комплекса упражнений.

Составление и конкурс памяток по теме «Правильная осанка тела — залог здоровья»

Практика

информирование

Классный руководитель,

Учитель физкультуры

Физорг класса

Составление и распространениепамяток по теме «Правильная осанка тела — залог здоровья»

Апрель — май 2018 г.

Повторное проведение методик для  выявления изменений в  деформации позвоночника

Сбор информации, анализ

Классный руководитель,

Учитель физкультуры

Физорг класса

Подведение итогов

Ресурсное обеспечение

Данный проект не требует значительных финансовых затрат. Возможны финансовые расходы лишь для копирования анкет, организации конкурсов рисунка и плакатов, награждении самых активных участников проекта. Эти расходы  будут осуществляться за счет привлечения спонсорской помощи со стороны родителей.

Ожидаемые результаты.

Результативность данного проекта проявляется, в первую очередь, в поведении школьников и в их внешнем облике. Затем  уже – в выборе жизненного пути. В любом случае, будут повторно проведены методики, которые помогут увидеть реальные изменения. Даже если по итогам выполнения проекта мы получим слабые результаты, мы все равно продолжим работать по дальнейшей пропаганде здорового образа жизни.

Ведь здоровый человек – здоровое общество. На примере данного проекта мы хотим показать, что все зависит от человека, от его образа жизни. Мы хотим сформировать в каждом школьнике позитивный образ жизни, чтобы каждый  из них пришел к мысли: «Здоровым быть модно!»

1.Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни и готовности его пропагандировать;

2. Повышение мотивации к двигательной активности, увеличение количества учащихся, занятых физической культурой и спортом;

3. Развитие потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Приложение

«Определение гибкости позвоночника». 

Цель: выявить уровень гибкости позвоночника у учащихся.Оборудование: табурет, линейка. (Табурет можно заменить ступенькой лестницы.)Ход работы

1. Возьмите в руки линейку и встаньте на табурет или ступеньку лестницы.2. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.

3. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем табурета (лестницы). Если пальцы оказываются ниже плоскости табурета, ставьте знак «+». (Например, +3.Это значит, что пальцы опустились на 3 см ниже плоскости табурета.)Если пальцы не достали табурета, ставьте знак «—». (Например, —5.Это значит, что средний палец отстоит от плоскости табурета на 5 см.)

4. Подсчитайте среднюю гибкость позвоночника мальчиков и девочек в условных единицах (см). Для этого вычислите среднюю гибкость, суммируя полученные данные мальчиков, а затем девочек. Первую из полученных сумм разделите на число участников, вторую на число участниц эксперимента. Затем сравните результаты по формуле:(результаты девочек −результаты мальчиков) • 100 

Читайте также:  В 5 лет может быть искривление позвоночника

результаты девочек

Оценка результатов. По статистике гибкость девочек на 20— 25% больше, чем мальчиков. Характерно ли это соотношение для вашего класса?

Искривление позвоночника

Методика проведения исследований.

Методика определения искривлений поясничного отдела позвоночника.              

Определение лордозов.

Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь, если расстояние больше, то осанка нарушена.

Методика определений искривлений грудного отдела позвоночника.

Определение кифозов.

Мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряют это расстояние на груди. Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз.

Методика определений бокового искривления позвоночника.

Определение сколиозов.

Это обследование хорошо проводить, когда ученик находится в спортивной майке или футболке. Ученик становится спиной, руки опущены вниз. Мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток  слева и справа до  отростка седьмого позвонка в позвоночнике. Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если есть разница в результатах, то определяется боковой сколиоз. В норме расстояние от внутреннего края лопаток до позвоночника должно быть одинаково, уровни углов лопаток на одном уровне. Итоги обследований помещаются в таблице.

1. Определени гибкости позвоночника (разгибание).

Из положения, лежа на животе, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, воспитанник максимально прогибается назад. Выпрямляя локтевые суставы. Руководитель визуально (зрительно) оценивает его возможности.

1) При прогибании назад руки полностью выпрямлены в локтевых суставах (угол 180), угол туловища до уровня подвздошных костей таза – отлично.

2) При прогибании с неполным разгибанием рук (135), опора тела до уровня пупочной впадины – хорошо.

3) При прогибании с небольшим разгибанием рук (90), упор туловища до подложечной области груди – удовлетворительно.

2. Определение статической выносливости мышц разгибателей туловища.

Из положения, лежа на животе по команде руководителя ученик максимально прогибается назад. Фиксируется время (с помощью секундомера) удержание заданной позы.

1) 26-28 секунд и больше при сильном прогибе – отлично;

24-25 секунд – хорошо;

23- 21 секунда – удовлетворительно.

2) 28-39 секунд и больше при среднем прогибе – отлично;

25-27 секунд – хорошо;

24-22 секунды и меньше – удовлетворительно.

3) 23-25 секунд и выше при слабом прогибе – отлично;

20-22 секунды – хорошо;

19-17 и меньше – удовлетворительно.

3. Определение статической выносливости мышц, сближающих лопатки.

Из положения, лежа на животе по команде учителя ученик сближает лопатки и максимально прогибается назад. Плечевые суставы находятся на одной линии с туловищем. Фиксируется время удержания заданного положения (по секундомеру). Учитель следит за положением плечевого пояса.

Опускание плечевых суставов вниз и одновременное увеличение рассеяния между лопатками служит сигналом к остановке секундомера. Ноги во время испытания фиксируются руководителем. Время удержания:

1) 21-23 секунд и выше – отлично;

2) 19-20 секунд – хорошо;

3) 18-16 секунд и ниже – удовлетворительно.

5. Определение силовой выносливости мышц брюшного пресса.

Для данного возраста, когда мышцы брюшного пресса еще слабы, наиболее доступно удержание прямых ног в положении полулежа, в упоре на предплечьях, угол подъема 45 гр. Высоту подъема задает учитель (поднять ноги до моей ладони). Время фиксируется секундомером.

Оценки результатов:

1) 11-12 секунд и выше – отлично;

2) 9-11 секунд – хорошо;

3) 8-6 секунд и ниже – удовлетворительно.

6. Определение стереотипа сформированной осанки.

Руководитель визуально наблюдает за осанкой: положением головы, плеч и живота. Оценка стереотипа сформированной осанки у детей 6-7 лет производится в соответствии с характеристикой:

1) Ребенок свободно (привычно) сохраняет положение правильной осанки: голова прямо, плечи развернуты, лопатки плотно прилегают к грудной клетке, живот подобран – хорошо.

2) Ребенок знает, как принять правильную осанку и может самостоятельно поддерживать положение правильной осанки, но непродолжительно (например, при выполнении физических упражнений на уроке), а после 2-3 уроков за партой появляются нарушения поз, связанных с утомлением мышц туловища: ребенок старается корректировать положение тела, сам контролируя себя, но затем плечи опускаются. Позвоночник округляется, однако устное замечание руководителя и физкультминутка могут улучшить осанку – удовлетворительно.

Читайте также:  Позвоночник отдает в левый бок

3) Ребенок привычно сидит на занятиях в позах, нарушающих осанку; после устных замечаний руководителя и физкультминуток неблагоприятные позы сохраняются, вопреки стремлению ребенка поддерживать правильное положение тела; нарушения осанки проявляются и на уроках физической культуры, в играх, в повседневной деятельности – неудовлетворительно.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИХ ИСКРИВЛЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА

1.  Исходное положение, стоя на носках ,с поднятыми вверх и сцепленными в замок

руками; производят покачивания туловищем из стороны в сторону.

2.   Исходное положение, стоя ноги на ширине плеч, руки опущены; скользящим движением руки вдоль туловища кверху поднимают руку к плечу и одновременно наклоняют туловище в противоположную сторону, затем то же в другую сторону.

3.   Исходное положение, стоя ноги на ширине плеч, руки опущены; одну руку поднимают вверх и отводят назад, одновременно отводя назад другую руку; повторяют несколько раз, меняя положение рук.

4.   Исходное положение,  стоя,  ноги на ширине плеч;  поднимают вверх руки и одновременно, наклоняя туловище в противоположную сторону, другую руку заводят за спину; повторяют несколько раз, меняя положение рук с наклонами в одну и другую сторону,

5. Стоя боком к стене и держась руками (одной снизу, другой сверху) за перекладины,производят усиленный наклон в бок.

6.  Исходное положение, стоя на одном колене, руки на поясе; одну руку поднимаютвверх и одновременно наклоняются в противоположную сторону.

7.  Исходное положение, лежа на животе; разводят руки в сторону и одновременно прогибаются.

8.   Исходное положение, лежа на животе, руки вытянуты вперед; приподнимают верхнюю часть туловища и одновременно одну ногу, повторяют несколько раз, меняя положение ног.

9. Лежа на животе, вытянув вперед руки с палкой, поднимают руки вверх, прогибаясь,и возвращаются в исходное положение.

10. Исходное положение, стоя на четвереньках; поднимают одну руку и одновременно вытягивают   назад   противоположную   ногу,   затем   возвращаются   в   исходное положение, повторят несколько раз, меняя положение рук и ног.

11. Исходное положение, сидя на подогнутых под себя ногах; поднимают вверх руку, прогибаясь,  и одновременно выдвигают назад противоположную  ногу,  затем возвращаются в исходное положение.

12.     Исходное    положение,    стоя    на    четвереньках:    поворачивают    туловище, одновременноотводяруку в сторону, и возвращаются в исходное положение; повторяют

несколько раз в одну и другую стороны. 13-14, Стоя на коленях и опираясь на руки, скользящим движением вытягивают вперед

руки, затем подтягивают их к коленям. 15. Асимметричный вис на стенке — одна рука вытянута (со стороны искривления),другая согнута. 16-17. Ползание на коленях, вытягивая поочередно правую и левую руку и подтягивая

одновременно ногу.

18.  Сидя на косом сиденье, поверхность которого должна быть наклонена в сторону искривления позвоночника,  одну руку держат на поясе, другую (со стороны искривления) заводят за голову.

19.  Сидя на косом сиденье, поверхность которого должна быть наклонена в сторону искривления     позвоночника,     производят     наклоны    туловища    в     сторону, противоположную искривлению.

20.(3аключительное упражнение)- лежа на спине, вытягивают руки вдоль туловища.

Красивая фигура и правильная осанка тела — это необходимое условие для    нормального развития организма и полноценного функционирования всех его систем органов.

Для того чтобы иметь красивую фигуру и правильную осанку тела, необходимо постоянно следить за формированием и развитием опорно-двигательного аппарата, а для этого необходимо заниматься спортом, посещать бассейн, уроки физкультуры, правильно питаться, вести здоровый образ жизни.

Красота человека  должна быть не только внутренней, но и внешней. Человек должен находиться в гармонии души и тела. Красивая фигура, правильная его осанка создает человеку комфорт в обществе, он уверен в себе, у него уверенная легкая походка и четкие точные движения.  Он не испытывает трудностей со своим здоровьем, потому что у него не сдавлены искривлениями позвоночника  внутренние органы.

Источник