Актуальность темы переломы позвоночника

Актуальность темы переломы позвоночника thumbnail

Одной из актуальных современных медицинских и социальных проблем являются повреждения позвоночника и таза, которые вследствие интенсивной урбанизации, роста механизации, скоростей средств передвижения, темпов и ритмов жизни из года в год увеличиваются во всех экономически развитых странах и по частоте, и по тяжести.

Достижения положительных результатов в лечении повреждений позвоночника и таза представляют собой большую проблему как в травматологии и ортопедии, так и в медицине в целом. Несмотря на современные достижения лечебно-диагностических технологий, анестезиолого-реанимационной службы, летальность при данной патологии остается высокой, без тенденции к снижению.

В Российской Федерации ежегодно получают различного вида травмы около 12,3 млн. человек. Многие отечественные и зарубежные ученые обозначают современную травму качественно новым видом повреждения с присущими только ему специфическими изменениями и осложнениями во всех системах поврежденного организма.

Актуальность проблемы определяется тем, что травматические поражения опорно-двигательной системы нарушают локомоторные реакции. Подавляются биологические функции, усугубляется тяжесть сопутствующих заболеваний, декомпенсируются процессы, влияющие не только на качество жизни, но и на ее продолжительность.

Важным является определение в ранние сроки развитие осложнений, так как отсутствуют достоверные тесты их раннего появления. Достижения положительных результатов мы можем добиться при качественном сестринском уходе за пациентами с повреждениями позвоночника и таза.

Необходимо изучить эффективность сестринской помощи при повреждениях позвоночника и таза для профилактики осложнений.

Цель работы:

Целью нашей работы является улучшение результатов комплексного лечения больных с повреждениями позвоночника и таза при помощи адекватного сестринского ухода.

Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучение медицинской литературы по данной теме.

2. Составление алгоритма неотложной помощи при переломах позвоночника и костей таза.

3. Разработать комплекс мероприятий по реабилитации и уходу за пациентами с повреждениями позвоночника и таза.

Предмет исследования: сестринский уход за пациентами с повреждениями позвоночника и таза.

Объект исследования: пациенты с повреждениями позвоночника и костей таза.

Гипотеза исследования: Достижения положительных результатов мы можем добиться при качественном сестринском уходе за пациентами с повреждениями позвоночника и таза.

Методы:

1. Библиографический метод.

2. Статистический метод.

травма позвоночник таз перелом

По сведениям разных авторов, повреждения позвоночника и костей таза составляют от 2 до 12% случаев травматических поражений опорно-двигательного аппарата. Среднестатистический портрет пострадавшего: пациенты до 45 лет. Травмы позвоночника и таза с одинаковой частотой наблюдаются как у мужчин, так и у женщин. У детей встречаются значительно реже, чем у взрослых.

Повреждения позвоночника и костей таза чаще всего происходят при особо сильных воздействиях: падение с высоты (в том числе травмы ныряльщиков), дорожно-транспортные катастрофы, обрушивание больших тяжестей (завалы в шахтах, обвал перекрытий крыши здания и т.п.). Во многих случаях по характеру повреждающего воздействия можно предсказать вид поражения. Виды травм позвоночника и таза разнообразны: от ушибов до тяжелых переломов с поражением спинного мозга, что определяет прогноз для жизни и дальнейшей работоспособности пострадавшего. Однако преимущественное большинство травм составляют тяжелые повреждения, поэтому поражения дают 50% инвалидности. Прогноз при травмах позвоночника и костей таза, сочетающихся с повреждением спинного мозга, всегда очень серьезный. Инвалидизация в таких случаях составляет 80-95% (по разным источникам). Треть пациентов с травмами погибает. Нередко такие пострадавшие гибнут на месте происшествия от остановки дыхания и кровообращения. Гибель пациентов в более отдаленный период после травмы вызвана гипостатической пневмонией вследствие нарушения вентиляции легких, урологическими проблемами и пролежнями с переходом в септическое состояние (заражение крови). Следует отметить, что последствия травм во многом определяются промежутком времени от повреждения до начала комплексного лечения. Кроме того, очень часто неумело оказанная первая помощь значительно усугубляет состояние пострадавшего. Лечение травм позвоночника и таза — сложное и длительное, часто необходимо участие нескольких специалистов (травматолог, нейрохирург, реабилитолог, средний медицинский персонал).

Основные принципы лечения травмы позвоночника и таза: своевременность и адекватность первой помощи, соблюдение всех правил при транспортировке пострадавших в специализированное отделение, длительный уход с участием среднего медицинского персонала и последующие повторные курсы реабилитации. При оказании первой помощи многое зависит от своевременной диагностики травмы. Всегда следует помнить, что в случае автомобильных катастроф, падений с высоты, обвалов зданий и т.п., необходимо учитывать возможность повреждения. При транспортировке пострадавших необходимо предпринимать все меры предосторожности, чтобы не усилить повреждения. Таких пациентов нельзя перевозить в сидячем положении. Пострадавшего укладывают на щит. При этом для профилактики пролежней используют надувной матрас, голову дополнительно иммобилизуют при помощи специальных приспособлений (шины, воротник-головодержатель и т.п.) или подручных средств (мешочки с песком).

Читайте также:  Через сколько можно садиться после перелома позвоночника

В зависимости от вида травмы лечение на госпитальном этапе может быть консервативным или хирургическим. При относительно легких стабильных травмах показан постельный режим, массаж, тепловые процедуры. В более тяжелых случаях консервативное лечение состоит в закрытом исправлении деформаций (одномоментные вправления или вытяжение) с последующей иммобилизацией (специальные воротники и корсеты). Открытое хирургическое устранение деформации снимает компрессию спинного мозга и способствует восстановлению нормального кровообращения на пораженном участке. Поэтому нарастающие симптомы поражения спинного мозга, свидетельствующие о его сдавлении, всегда являются показанием к срочному оперативному вмешательству. К хирургическим методам прибегают также в случаях, когда консервативное лечение неэффективно. Такие операции направлены на реконструкцию поврежденных сегментов позвоночника и таза. В постоперационный период применяют иммобилизацию, при показаниях — вытяжение. Пострадавших с признаками травмы спинного мозга госпитализируют в отделение интенсивной терапии. В дальнейшем таких больных курируют травматолог, нейрохирург и реабилитолог, уход за такими пациентами осуществляет средний медицинский персонал отделений хирургического профиля.

Источник

Òðåáîâàíèå ê îïåðàòèâíîñòè è ýôôåêòèâíîñòè îêàçàíèÿ ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè â óñëîâèÿõ ÷ðåçâû÷àéíûõ ñèòóàöèé. Ïðèçíàêè è âèäû ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà. Ïðàâèëà òðàíñïîðòèðîâêè ïîñòðàäàâøèõ îò òÿæêèõ òðàâì, ñîïðÿæåííûõ ñ ïîâðåæäåíèÿìè ìÿãêèõ òêàíåé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÏÅÐÅËÎÌ ÏÎÇÂÎÍÎ×ÍÈÊÀ

Ïëàí

Ââåäåíèå

1. Ïðèçíàêè è âèäû ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà

2. Îñíîâû ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà

3. Ïðàâèëà òðàíñïîðòèðîâêè ïîñòðàäàâøèõ

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

 ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ âûçûâàþò òðåâîãó íåãàòèâíûå ôàêòû.  ÷àñòíîñòè, â Ðîññèè íàðóøàþòñÿ ðàâíîâåñíûå ýêîíîìè÷åñêèå îòíîøåíèÿ, áåçîïàñíûå äëÿ ñóùåñòâîâàíèÿ ñòðàíû.

Åæåãîäíî â ìèðå, â ðåçóëüòàòå ñòèõèéíûõ áåäñòâèé, àâàðèé, êàòàñòðîô, ïîæàðîâ, íåñ÷àñòíûõ ñëó÷àåâ â áûòó è íà ïðîèçâîäñòâå, ïîãèáàåò îêîëî äâóõ ìëí. è ïîëó÷àþò òðàâìû íåñêîëüêî äåñÿòêîâ ìèëëèîíîâ ÷åëîâåê, à ìàòåðèàëüíûé óùåðá äîñòèãàåò 3% âàëîâîãî ïðîèçâîäñòâåííîãî ïðîäóêòà ìèðîâîé ýêîíîìèêè. Ñïîñîáíîñòü áûñòðî è ýôôåêòèâíî îêàçàòü ïåðâóþ ïîìîùü î÷åíü öåíèòñÿ â íîðìàëüíûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ.

Îäíàêî â ÷ðåçâû÷àéíûõ ñèòóàöèÿõ, êîãäà íå ïðèõîäèòñÿ îæèäàòü ïîìîùè ñïåöèàëèñòîâ, çíà÷åíèå ýòîé ñïîñîáíîñòè íåèçìåðèìî âîçðàñòàåò. Íåñìîòðÿ íà íåäîñòàòîê èëè ïîëíîå îòñóòñòâèå ìåäèêàìåíòîâ è ìåäèíñòðóìåíòà, âû ìîæåòå îêàçàòü ïåðâóþ ïîìîùü ñåáå èëè äðóãèì óöåëåâøèì ëþäÿì. Êàê áû íè áûëè îãðàíè÷åíû âàøè âîçìîæíîñòè, ñî÷åòàíèå äàæå ìèíèìàëüíûõ ïîçíàíèé è óìåíèé ñ èìïðîâèçèðîâàííûì îáîðóäîâàíèåì ìîæåò ñïàñòè ÷åëîâå÷åñêèå æèçíè.

Êàê è âñåãäà â ÷ðåçâû÷àéíîé ñèòóàöèè, ñëåäóåò îöåíèòü íåîáõîäèìîñòü ïåðâîé ïîìîùè, óñòàíîâèòü ïåðâîî÷åðåäíûå çàäà÷è, à çàòåì ñîñòàâèòü ïëàí äåéñòâèé è âûïîëíÿòü åãî.

Öåëü ðàáîòû: èçó÷èòü îñîáåííîñòè ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà è ñïîñîáû îêàçàíèÿ ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè.

Çàäà÷è:

1. Ðàññìîòðåòü ïðèçíàêè è âèäû ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà;

2. Èçó÷èòü îñíîâû ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà;

3. Âûäåëèòü ïðàâèëà òðàíñïîðòèðîâêè ïîñòðàäàâøèõ.

1. Ïðèçíàêè è âèäû ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà

Ïåðåëîìû, ïðè êîòîðûõ îáðàçóþòñÿ òîëüêî äâà îòëîìêà, íàçûâàþòñÿ åäèíè÷íûìè, ïåðåëîìû ñ îáðàçîâàíèåì íåñêîëüêèõ îòëîìêîâ — ìíîæåñòâåííûìè.

Ïðè àâàðèÿõ, êàòàñòðîôàõ, çåìëåòðÿñåíèÿõ è â î÷àãàõ ÿäåðíîãî ïîðàæåíèÿ ìîãóò áûòü ìíîæåñòâåííûå ïåðåëîìû íåñêîëüêèõ êîñòåé. Íàèáîëåå òÿæåëî ïðîòåêàþò ïåðåëîìû, ñî÷åòàþùèåñÿ ñ îæîãàìè è ðàäèàöèîííûìè ïîðàæåíèÿìè.

Ïåðåëîìû, âîçíèêàþùèå â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ ïóëè èëè îñêîëêà ñíàðÿäà, íàçûâàþòñÿ îãíåñòðåëüíûìè. Äëÿ íèõ õàðàêòåðíî ðàçäðîáëåíèå êîñòè íà êðóïíûå èëè ìåëêèå îñêîëêè, ðàçìîçæåíèå ìÿãêèõ òêàíåé â îáëàñòè ïåðåëîìà èëè îòðûâà ÷àñòè êîíå÷íîñòè. Îñíîâíûå ïðèçíàêè ïåðåëîìîâ: áîëü, ïðèïóõëîñòü, êðîâîïîäòåê, íåíîðìàëüíàÿ ïîäâèæíîñòü â ìåñòå ïåðåëîìà, íàðóøåíèå ôóíêöèè êîíå÷íîñòè.

Ïåðåëîì ïîçâîíî÷íèêà — îäíà èç ñàìûõ òÿæåëûõ òðàâì. Ïðè ýòîé òðàâìå ïðîèñõîäèò íàðóøåíèå àíàòîìè÷åñêîé öåëîñòíîñòè îäíîãî èëè íåñêîëüêî ïîçâîíêîâ. Íî îñíîâíàÿ òÿæåñòü çàêëþ÷àåòñÿ íå â ýòîì.

Çà÷àñòóþ ïîâðåæäåíèå ïîçâîíêîâ ñî÷åòàåòñÿ ñ íàðóøåíèåì öåëîñòíîñòè äðóãèõ ñòðóêòóð — ìûøö, êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ, íåðâîâ, è, ÷òî ñàìîå îïàñíîå — ñïèííîãî ìîçãà. Âñå ýòî ñîçäàåò ñåðüåçíóþ óãðîçó íå òîëüêî äëÿ çäîðîâüÿ, íî è äëÿ æèçíè ïàöèåíòà.

Ïîçâîíî÷íèê ñîñòîèò èç îòäåëüíûõ ïîçâîíêîâ (êîñòåé ñîñòàâëÿþùèõ ïîçâîíî÷íèê) è ïðîõîäÿùåãî ÷åðåç íèõ ñïèííîãî ìîçãà. Ïðè ïåðåëîìàõ ïîâðåæäàþòñÿ îòäåëüíûå ïîçâîíêè — îäèí èëè íåñêîëüêî ñðàçó. Ïåðåëîìû ìîãóò ïðîèñõîäèòü âî âñåõ îòäåëàõ ïîçâîíî÷íèêà: øåéíîì, ãðóäíîì, ïîÿñíè÷íîì è êðåñòöîâîì, íàèáîëåå îïàñíû ïåðåëîìû øåéíîãî îòäåëà, ò. ê., ÷àùå âñåãî ñîïðîâîæäàþòñÿ ïîâðåæäåíèåì ñïèííîãî ìîçãà.

 îñíîâå ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà, êàê è ëþáîé äðóãîé òðàâìû, ëåæèò ïðåâûøåíèå ñèëû òðàâìèðóþùåãî âîçäåéñòâèÿ íàä ïðî÷íîñòüþ ïîçâîíêîâ. Èíà÷å ãîâîðÿ, äëÿ òîãî ÷òîáû ñëîìàëèñü ïîçâîíêè, íóæíî îäíî èç äâóõ óñëîâèé — ÷òîáû ñèëà âîçäåéñòâèÿ áûëà âåëèêà, èëè ÷òîáû ïîçâîíî÷íèê áûë èçíà÷àëüíî ñëàá.  ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïîâðåæäåíèå ïîçâîíêîâ îòìå÷àåòñÿ ó çäîðîâûõ ëþäåé.

Ýòî ïàäåíèÿ íà ìåñòå, ïàäåíèÿ ñ âûñîòû (áîëåå 2 ì.), ïðÿìûå óäàðû â ñèëó ðàçëè÷íûõ ïðè÷èí — áûòîâàÿ è ïðîôåññèîíàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü, çàíÿòèÿ ñïîðòîì, ÄÒÏ, êðèìèíàë.

Читайте также:  Перелом позвоночника в детстве

Íî åñòü íåêîòîðûå ïàòîëîãè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ, êîòîðûå ñíèæàþò ïðî÷íîñòü êîñòíîé òêàíè. È òîãäà íåáîëüøîå, äàæå ìèíèìàëüíîå, âíåøíåå âîçäåéñòâèå, íåîïàñíîå äëÿ çäîðîâîãî ÷åëîâåêà, ïðèâåäåò ê ïîâðåæäåíèþ ïîçâîíêîâ. Òàêîå áûâàåò ïðè îñòåîïîðîçå (ñíèæåíèè ïëîòíîñòè êîñòåé) âñëåäñòâèå ýíäîêðèííî-îáìåííûõ íàðóøåíèé, ïðè òóáåðêóëåçíûõ è îïóõîëåâûõ ïðîöåññàõ ñ ïîðàæåíèåì ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà.

Ïîçâîíî÷íûå ïåðåëîìû ìíîãîîáðàçíû ïî ìåõàíèçìàì âîçíèêíîâåíèÿ, ïðè÷èíàì è ïðîÿâëåíèÿì. Ïîýòîìó åäèíàÿ îáùåïðèíÿòàÿ êëàññèôèêàöèÿ ýòîé òðàâìû îòñóòñòâóåò — ãðàäàöèÿ ïîâðåæäåíèé ïîçâîíî÷íèêà îñóùåñòâëÿåòñÿ ïî íåñêîëüêèì ïðèçíàêàì.

Ïî ïðè÷èíàì è ìåõàíèçìó ïîâðåæäåíèÿ âûäåëÿþò ñëåäóþùèå âèäû ïåðåëîìîâ:

— Êîìïðåññèîííûå. Çäåñü òðàâìèðóþùàÿ ñèëà èìååò âèä êîìïðåññèè — ñäàâëèâàíèÿ ïîçâîíî÷íèêà ñ óìåíüøåíèåì âûñîòû ïîçâîíêîâ. Îñíîâíûå ìåõàíèçìû — ïàäåíèå íà ñïèíó, ïàäåíèå ñ âûñîòû íà ÿãîäèöû èëè íà íîãè;

— Ôëåêñèîííî-ýêñòåíçèîííûå — ñãèáàòåëüíî-ðàçãèáàòåëüíûå. Ñàìàÿ òÿæåëàÿ ðàçíîâèäíîñòü ïîçâîíî÷íûõ ïåðåëîìîâ.  îñíîâå åå ëåæèò ðåçêîå ñãèáàíèå-ðàçãèáàíèå ïîçâîíî÷íèêà ïðè àâòîìîáèëüíûõ àâàðèÿõ, ïàäåíèè òÿæåëûõ ïðåäìåòîâ íà ñïèíó;

— Ðîòàöèîííûå.  îñíîâå ýòèõ òðàâì — ðåçêèå áûñòðûå çàïðåäåëüíûå äâèæåíèÿ ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà âîêðóã ïðîäîëüíîé îñè ïî òèïó âðàùåíèÿ — ðîòàöèè. Êàê ïðàâèëî, ýòè òðàâìû íàáëþäàþòñÿ âñëåäñòâèå ïðÿìîãî óäàðà ïî òóëîâèùó.

Ïåðåëîìû ïîçâîíêîâ òàêæå áûâàþò ñ ïîâðåæäåíèåì òåë, äóæåê è îòðîñòêîâ — ñóñòàâíûõ, ïîïåðå÷íûõ è îñòèñòûõ.

 ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì, âñå ïåðåëîìû ïîçâîíî÷íèêà ìîæíî ðàçäåëèòü íà 2 áîëüøèå ãðóïïû:

Íåîñëîæíåííûå — áåç ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà.

Îñëîæíåííûå ïåðåëîìû — ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ïîâðåæäåíèåì ñïèííîãî ìîçãà.

Íàèáîëåå ÷àñòûé òèï ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà — ýòî êîìïðåññèîííûé ïåðåëîì òåëà ïîçâîíêà. Êîìïðåññèîííûé ïåðåëîì âîçíèêàåò âñëåäñòâèå ðåçêîãî ñäàâëåíèÿ ïîçâîíêà.

×àùå âñåãî áûâàåò ó ëèö ïîæèëîãî âîçðàñòà è, êàê ïðàâèëî, ðåäêî ñîïðîâîæäàåòñÿ ñìåùåíèåì è ïîâðåæäåíèåì ñïèííîãî ìîçãà.

Òàê æå, ïåðåëîìû ïîçâîíî÷íèêà äåëÿòñÿ íà:

— ïåðåëîì ãðóäíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà;

— ïåðåëîì ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà;

— ïåðåëîì øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà;

— ïåðåëîì êðåñòöîâîé ÷àñòè ïîçâîíî÷íèêà;

— ïåðåëîì êîï÷èêîâîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà.

Ê îñíîâíûì ñèìïòîìàì ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà îòíîñÿòñÿ: áîëü â ïîðàæåííîì ó÷àñòêå ïîçâîíî÷íèêà. Áîëü, êàê ïðàâèëî, íîñèò óïîðíûé õàðàêòåð, óñèëèâàåòñÿ ïðè äâèæåíèè. Îòìå÷àåòñÿ óñèëåíèå áîëè ïðè ïðîùóïûâàíèè ïîâðåæäåííîãî ïîçâîíêà, à òàêæå ïðè ñîçäàíèè îñåâîé íàãðóçêè íà ïîçâîíî÷íèê (âðà÷ ïîêîëà÷èâàåò ïàöèåíòà ïî ìàêóøêå ãîëîâû èëè ñîçäàåò äîïîëíèòåëüíóþ íàãðóçêó íà íàäïëå÷üÿ ïàöèåíòà):

— Îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé â ïîçâîíî÷íèêå. Îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé îáóñëîâëåíî ñèëüíîé áîëüþ, à òàêæå íàðóøåíèåì àíàòîìè÷åñêîãî ñòðîåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà è ïðèëåãàþùèõ ìûøö;

— Âèäèìàÿ äåôîðìàöèÿ ïîðàæåííîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà. Íàáëþäàåòñÿ ïðè çíà÷èòåëüíûõ ïîâðåæäåíèÿõ îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ ïîçâîíêîâ;

— Ïðè îñëîæíåííûõ ïåðåëîìàõ ê âûøåóêàçàííûì ñèìïòîìàì äîáàâëÿþòñÿ ñèìïòîìû ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà.

Ïîðàæåíèå ñïèííîãî ìîçãà ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ãðîçíûì îñëîæíåíèåì ïåðåëîìîâ, êîòîðîå ìîæåò ïðèâåñòè ê ãèáåëè èëè èíâàëèäèçàöèè ïàöèåíòà. Ñèìïòîìû â äàííîì ñëó÷àå ìíîãîãðàííû è ìîãóò ïðîÿâëÿòüñÿ â ðàçëè÷íîé ñòåïåíè — îò ëåãêîãî íàðóøåíèÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ è íåçíà÷èòåëüíîé ìûøå÷íîé ñëàáîñòè íèæå ìåñòà ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà, äî ïîëíîãî èñ÷åçíîâåíèÿ ñàìîñòîÿòåëüíûõ äâèæåíèé (ïàðàëè÷) è óòðàòû êîíòðîëÿ íàä ìî÷åèñïóñêàíèåì è äåôåêàöèåé.

2. Îñíîâû ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà

Îñíîâíûìè ìåðîïðèÿòèÿìè ïåðâîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ÿâëÿþòñÿ:

1) ñîçäàíèå íåïîäâèæíîñòè êîñòåé â îáëàñòè ïåðåëîìà;

2) ïðîâåäåíèå ìåð, íàïðàâëåííûõ íà áîðüáó ñ øîêîì èëè íà åãî ïðåäóïðåæäåíèå;

3) îðãàíèçàöèÿ áûñòðåéøåé äîñòàâêè ïîñòðàäàâøåãî â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå:

1. Åñëè ïîòåðïåâøèé íå íàõîäèòñÿ áåç ñîçíàíèÿ, íóæíî çàôèêñèðîâàòü åãî ãîëîâó, äëÿ ýòîãî âñòàíüòå ñçàäè íåãî íà êîëåíêè è ïîëîæèòå ñâîè ðóêè åìó íà óøè. Ïîñòðàäàâøèé äîëæåí ëåæàòü ëèöîì ââåðõ;

2. Íå ïåðåìåùàéòå ïîñòðàäàâøåãî. Äëÿ åãî óäîáñòâà, ïîäëîæèòå åìó ïîä ãîëîâó îäåÿëî èëè ÷òî-òî åùå. Çàôèêñèðîâàòü òåëî êàêèìè-íèáóäü ïðåäìåòàìè ïîäìûøêàìè, è ïîñòîÿííî äåðæàòü ãîëîâó ïîñòðàäàâøåãî ñâîèìè ðóêàìè;

3. Åñëè ïîñòðàäàâøèé ëåæèò áåç ÷óâñòâ, ïåðåâåäèòå åãî â áåçîïàñíîå ïîëîæåíèå, ñòàðàÿñü åãî ãîëîâó è êîðïóñ äåðæàòü íà îäíîé ëèíèè. Áóäåò õîðîøî, åñëè âû áóäåòå íå îäèí. ×òîáû ïðèâåñòè ïîñòðàäàâøåãî â áåçîïàñíîå ïîëîæåíèå íóæíî:

— âñòàòü íà êîëåíêè ïîçàäè ãîëîâû ïîñòðàäàâøåãî, è âçÿâ åãî ãîëîâó â ñâîè ðóêè, ïîëîæèòü èõ åìó íà óøè. Ïîìîùíèê òåì âðåìåíåì îòâîäèò îäíó ðóêó ïîñòðàäàâøåãî ïîä ïðÿìûì óãëîì ê òåëó, à âòîðóþ ñãèáàåò â ëîêòå è, âçÿâ â ñâîþ ðóêó, ïîäíîñèò ê ùåêå ïîñòðàäàâøåãî;

— íå ïðåêðàùàòü ñëåäèòü çà ãîëîâîé, íå çàáûâàÿ ïðè ýòîì ñîáëþäàòü ïðÿìóþ ëèíèþ ñ êîðïóñîì. Ïîìîùíèê ñãèáàåò â êîëåíå äàëüíþþ íîãó òàê, ÷òîáû ñòóïíÿ îñòàëàñü íà ïîâåðõíîñòè ïîëà èëè çåìëè;

— ïîñëå ýòîãî, ïî âàøåé êîìàíäå âû âìåñòå îäíîâðåìåííî ïîâîðà÷èâàåòå ïîñòðàäàâøåãî íà áîê.

4. Íå çàáûâàòü êîíòðîëèðîâàòü ÄÏ-Ä-ÖÊ. Åñëè áóäåò íåîáõîäèìî ïðîâåäåíèå ñåðäå÷íî-ëåãî÷íîé ðåàíèìàöèè, ïîâåðíèòå ïîñòðàäàâøåãî íà ñïèíó. Äëÿ õîðîøåãî ñîõðàíåíèÿ ëèíèè ãîëîâû è êîðïóñà, â èäåàëå íóæíû åùå ïÿòü ïîìîùíèêîâ.

Читайте также:  Перелом позвоночника дифференциальная диагностика

Îêàçûâàþùèé ïåðâóþ ïîìîùü äîëæåí ïîääåðæèâàòü ãîëîâó âðîâåíü ñ êîðïóñîì. Åãî ïîìîùíèêè êàê ìîæíî â áîëüøèõ ìåñòàõ ïîääåðæèâàòü ïîçâîíî÷íèê è íîãè, ñëåäÿ ÷òîáû íå íàðóøèëàñü ðîâíàÿ ëèíèÿ ïîçâîíî÷íèêà, ãîëîâû, ïàëüöåâ íîã è ñàìèõ íîã âî âðåìÿ ïîâîðîòà íà ñïèíó. Êîìàíäó äåëàòü ïîâîðîò îòäàåò ÷åëîâåê, êîòîðûé íàõîäèòñÿ ó ãîëîâû ïîñòðàäàâøåãî.

3. Ïðàâèëà òðàíñïîðòèðîâêè ïîñòðàäàâøèõ

Îäíîé èç ñàìûõ ãëàâíûõ çàäà÷ ïåðâîé ïîìîùè ÿâëÿåòñÿ ùàäÿùàÿ, áåçîïàñíàÿ è â òîæå âðåìÿ ìàêñèìàëüíî áûñòðàÿ òðàíñïîðòèðîâêà ïîñòðàäàâøåãî â áëèæàéøåå ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå, ãäå åìó ìîæåò áûòü îêàçàíà ïîëíîöåííàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü.

Òðàíñïîðòèðîâêà äîëæíà îñóùåñòâëÿòüñÿ áåðåæíî, ÷òîáû íå óñèëèâàòü ñòðàäàíèÿ ïîñòðàäàâøåãî, ò. ê., óñèëåíèå áîëè íå òîëüêî óõóäøàåò åãî îáùåå ñîñòîÿíèå, íî è ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ òðàâìàòè÷åñêîãî øîêà.

Îñíîâíûìè ìåðîïðèÿòèÿìè ïðè òðàíñïîðòèðîâêå ïîñòðàäàâøèõ ÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèå:

— îïðåäåëåíèå ñïîñîáà òðàíñïîðòèðîâêè;

— ïîäãîòîâêà ïîñòðàäàâøèõ, ñïåöèàëüíûõ è ïîäðó÷íûõ òðàíñïîðòíûõ ñðåäñòâ;

— âûáîð ìàðøðóòà;

— îáåñïå÷åíèå áåçîïàñíîñòè ïîñòðàäàâøèõ è ñïàñàòåëåé ïðè òðàíñïîðòèðîâêå;

— ïðåîäîëåíèå ïðåïÿòñòâèé, êîíòðîëü çà ñîñòîÿíèåì ïîñòðàäàâøèõ, îðãàíèçàöèÿ îòäûõà;

— ïîãðóçêà ïîñòðàäàâøèõ â òðàíñïîðòíûå ñðåäñòâà.

Ðèñ. 1. — Èììîáèëèçàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà è êîñòåé òàçà:

1. Ñîçäàòü ïîêîé äëÿ ïîñòðàäàâøåãî.

Îáåñïå÷åíèå ïîêîÿ ïîâðåæäåííîãî ïîçâîíî÷íèêà èìååò êðàéíå âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ æèçíè ïîñòðàäàâøåãî è äëÿ äàëüíåéøåãî òå÷åíèÿ è èñõîäà ïîâðåæäåíèÿ.

Öåëü îáåçäâèæèâàíèÿ ïðè ïîäîçðåíèè íà ïîâðåæäåíèå ïîçâîíî÷íèêà ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû óñòðàíèòü âîçìîæíîñòü äàëüíåéøåãî ñìåùåíèÿ ïîçâîíêîâ è ðàçãðóçèòü ïîçâîíî÷íèê.

Ïåðåâîðà÷èâàíèå è óêëàäûâàíèå ïîñòðàäàâøåãî íà ùèò îñóùåñòâëÿåòñÿ ñëåäóþùèì îáðàçîì: îäèí ÷åëîâåê ïðèïîäíèìàåò áîëüíîãî çà ãîëîâó è ïëå÷è, âòîðîé — çà íèæíþþ ÷àñòü ãðóäíîé êëåòêè è òàç, òðåòèé — çà íîãè. Åñëè áîëüíîé ïåðåâîçèòñÿ íà ñïèíå, ïîä ãðóäíóþ êëåòêó íåîáõîäèìî ïîäëîæèòü âàëèê (ñâåðíóòóþ îäåæäó, îäåÿëî, ïîäóøêó è ò. ï.) âûñîòîé îêîëî 15 ñì., åñëè íà æèâîòå — ãîëîâó íàäî ïîâåðíóòü â ñòîðîíó.

2. Äàòü îáåçáîëèâàþùåå.

Ìîæíî äàòü áîëüíîìó ãîðÿ÷èé ÷àé, êîôå è ò. ï., à äëÿ óìåíüøåíèÿ áîëè — 1-2 òàáëåòêè àíàëüãèíà, ñïàçãàíà, áàðàëãèíà èëè äðóãîãî îáåçáîëèâàþùåãî ñðåäñòâà. Íå ñëåäóåò çàáûâàòü, ÷òî îáåçáîëèâàþùèé ýôôåêò ýòèõ ïðåïàðàòîâ íåâåëèê, à ïðèåì áîëüøèõ äîç ìîæåò âûçâàòü óõóäøåíèå ñîñòîÿíèÿ ïîñòðàäàâøåãî, ïîýòîìó, ëó÷øå íå ïðåâûøàòü óêàçàííóþ äîçó.

3. Ñðî÷íî äîñòàâèòü ïîñòðàäàâøåãî â òðàâìàòîëîãè÷åñêèé ïóíêò.

Áåç ïðîìåäëåíèÿ, ñ ìàêñèìàëüíîé ïðåäîñòîðîæíîñòüþ, èçáåãàÿ ìàëåéøåãî äâèæåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà ïîñòðàäàâøåãî íåîáõîäèìî äîñòàâèòü â áëèæàéøèé òðàâìàòîëîãè÷åñêèé ïóíêò.

Ðèñ. 2. — Òðàíñïîðòèðîâêà ïîñòðàäàâøåãî ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà è êîñòåé òàçà:

Ðèñ. 3. — Òðàíñïîðòèðîâêà ïîñòðàäàâøåãî ïðè ïåðåëîìàõ øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà ñ èñïîëüçîâàíèåì êîñûíêè:

Ðèñ. 4. — Òðàíñïîðòèðîâêà ïîñòðàäàâøåãî ïðè ïåðåëîìàõ øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà ñ èñïîëüçîâàíèåì ìåøêîâ ñ ïåñêîì:

Ìåðû ïðåäîñòîðîæíîñòè:

1. Ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè ñëåäóåò ñîáëþäàòü îñòîðîæíîñòü ïðè ïåðåíîñêå áîëüíîãî. Îäèí ÷åëîâåê íå äîëæåí ïåðåäâèãàòü ïîñòðàäàâøåãî, ýòî äîëæíû äåëàòü íå ìåíåå 3 ÷åëîâåê. Ïðè îòñóòñòâèè ïîìîùíèêîâ ïîñòðàäàâøåãî ñ ïåðåëîìîì ïîçâîíî÷íèêà íàäî îñòàâèòü òàì, ãäå îí íàõîäèòñÿ è âûçâàòü «ñêîðóþ ïîìîùü»;

2. Êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùàåòñÿ äàâàòü ïîñòðàäàâøåìó êàêèå-ëèáî ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, âîäó, àëêîãîëüíûå íàïèòêè.

 õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà ñëåäóåò ïðèíÿòü ìåðû äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ îõëàæäåíèÿ ïîñòðàäàâøåãî. Îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ íàõîäÿùèõñÿ â áåññîçíàòåëüíîì ñîñòîÿíèè, ñ íàëîæåííûìè êðîâîîñòàíàâëèâàþùèìè æãóòàìè è ñ îáìîðîæåíèÿìè. Ïðè òðàíñïîðòèðîâêå íàäî ïîñòîÿííî ñëåäèòü çà äûõàíèåì, ïóëüñîì è ïîâåäåíèåì ïîñòðàäàâøåãî è ïðè íåîáõîäèìîñòè îêàçûâàòü åìó ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü.

ìåäèöèíñêèé ïîçâîíî÷íèê òðàâìà

Çàêëþ÷åíèå

Îêàçàíèå ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè â âîçìîæíî áîëåå ðàííèå ñðîêè èìååò ðåøàþùåå çíà÷åíèå äëÿ äàëüíåéøåãî òå÷åíèÿ è èñõîäà ïîðàæåíèÿ, à èíîãäà è ñïàñåíèÿ æèçíè. Åñëè â ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè áóäåò íóæäàòüñÿ îäíîâðåìåííî áîëüøîå ÷èñëî ïîðàæåííûõ, òî îïðåäåëÿåòñÿ ñðî÷íîñòü è î÷åðåäíîñòü åå îêàçàíèÿ.  ïåðâóþ î÷åðåäü ïîìîùü îêàçûâàþò äåòÿì è òåì ïîñòðàäàâøèì, êîòîðûå ìîãóò ïîãèáíóòü, åñëè íå ïîëó÷àò åå òîò÷àñ æå. Ïðèñòóïàÿ ê îêàçàíèþ ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïðè êîìáèíèðîâàííîì ïîðàæåíèè, íàäî îïðåäåëèòü ïîñëåäîâàòåëüíîñòü îòäåëüíûõ åå ïðèåìîâ. Ñíà÷àëà âûïîëíÿþò òå ïðèåìû, îò êîòîðûõ çàâèñèò ñîõðàíåíèå æèçíè ïîðàæåííîãî, èëè òå, áåç êîòîðûõ íåâîçìîæíî âûïîëíèòü ïîñëåäóþùèå ïðèåìû ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Àâäååâà Â.Ã. Ïåðâàÿ ïîìîùü: Ó÷åáíèê äëÿ âîäèòåëåé. — Ì.: Ìèíèñòåðñòâî çäðàâîîõðàíåíèÿ è ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ ÐÔ, 2009. — 176 ñ.

2. Àéçìàí Ð.È. Îñíîâû áåçîïàñíîñòè æèçíåäåÿòåëüíîñòè è ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè / Ó÷åáíîå ïîñîáèå. — Íîâîñèáèðñê: Ñèáèðñêîå óíèâåðñèòåòñêîå èçäàòåëüñòâî, 2004. — 400 ñ.

3. Áóáíîâ Â.Ã., Áóáíîâà Í.Â. Îñíîâû ïåðâîé ïîìîùè / Ó÷åáíî-ïðàêòè÷åñêîå ïîñîáèå ïî ËÀÉÔÐÅÑÒËÈÍÃÓ.

(ÁÎÐÜÁÅ ÇÀ ÆÈÇÍÜ), èçä. 10-å, èñïð. è ïåðåðàá. — Ì.: Ãàëî-Áóáíîâ, 2014.

4. Êîðíååâ À. Ïåðâàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü. — Ì.: ÁÀÎ, 2013. — 240 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник