Фиксация шейного отдела позвоночника подручными

Фиксация шейного отдела позвоночника подручными thumbnail

Правила поведения

Травмы шеи, оказание первой помощи. Временная остановка наружного кровотечения при травмах шеи 

Травмы шеи могут представлять непосредственную опасность для жизни в том случае, если имеется повреждение крупных сосудов, особенно сонных артерий. Для того, чтобы предупредить смерть пострадавшего, необходимо сразу после обнаружения артериального кровотечения произвести его остановку.

Наиболее быстрым способом является пальцевое прижатие сонной артерии между раной и сердцем, производимое на передней поверхности шеи снаружи от гортани по направлению к позвоночнику на стороне повреждения четырьмя пальцами одновременно или большим пальцем.

Фиксация шейного отдела позвоночника подручными

При затруднениях с определением места надавливания возможно использовать прямое давление на рану.

При наличии венозного кровотечения для его остановки используется давящая повязка.

Фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий)

Достаточно серьезной травмой является повреждение шейного отдела позвоночника, которое может развиться, например, при дорожно-транспортном происшествии (при ударе сзади или наезде на препятствие может возникнуть так называемая «хлыстовая» травма, приводящая к повреждению шейных позвонков вследствие резкого разгибания или резкого сгибания шеи), падении с высоты, нырянии и т.д. При травме шейного отдела позвоночника с повреждением спинного мозга пострадавший может быть в сознании, но полностью или частично обездвижен. Вывихи и переломы шейных позвонков проявляются резкой болью в области шеи. Пострадавший может поддерживать голову руками, мышцы шеи будут напряжены.

При оказании первой помощи следует помнить, что смещение поврежденных шейных позвонков может привести к тяжелым последствиям, вплоть до остановки дыхания и кровообращения. Необходимо исключить дополнительную травму и возможность повреждения спинного мозга при извлечении и перемещении пострадавшего. Для этого необходимо вручную поддерживать голову в положении, ограничивающем движение, дожидаясь прибытия скорой медицинской помощи.

При экстренном извлечении пострадавшего необходимо использовать фиксацию шеи рукой.

Фиксация шейного отдела позвоночника подручными

При перемещении пострадавшего необходимо фиксировать его голову и шею вручную предплечьями.

Фиксация шейного отдела позвоночника подручными

В качестве подручных средств для фиксации шейного отдела позвоночника могут быть использованы элементы одежды (курка, свитер и т.п.), которые оборачивают вокруг шеи, предотвращая сдавление мягких тканей и органов шеи, но добиваясь того, чтобы края импровизированного воротника туго подпирали голову.

При наличии в оснащении табельных устройств для фиксации шейного отдела позвоночника (шейные воротники, шейные шины) необходимо использовать их в соответствии с их инструкциями по применению. Подобные устройства накладываются вдвоем, при этом один из участников оказания первой помощи фиксирует голову и шею пострадавшего своими руками, помощник располагает заднюю часть воротника на задней поверхности шеи пострадавшего. После этого загибает переднюю часть вперед и фиксирует (способ фиксации определяется конструкцией воротника).

Фиксация шейного отдела позвоночника подручными

Как оказать первую помощь пострадавшему

Эта статья полезна?

83,1% посетителей считают статью полезной

Источник

Светлана Евстафьева
Консультация «Наложение шины на шейный отдел позвоночника из подручных материалов при ДТП»

Одни из самых сложных и опасных травм в ДТП – травмы шейного отдела позвоночника, так называемые «хлыстовые» травмы шеи. Опасность такой травмы состоит в том, что при неправильно оказанной первой помощи на месте ДТП, пострадавший останется инвалидом, так как сдавливание позвоночного столба приведет к потере чувствительности всех органов ниже места сдавливания. Так как же необходимо оказать помощь в этом случае? Зафиксировать шею пострадавшего подручным материалом таким образом, что бы можно было обездвижить шейный отдел позвоночника так, что бы голова не давила своим весом на место перелома.Ориентируемся на жалобы пострадавшего: голова очень тяжелая, человек поддерживает свою голову руками, жалуется на боль и плохую подвижность шеи.

1.Фиксируем голову пострадавшего таким образом: большие пальцы на затылке, указательные на углах верхней челюсти, средние пальцы на углах нижней челюсти, безымянные на сонной артерии.

Консультация «Наложение шины на шейный отдел позвоночника из подручных материалов при ДТП»

2. Измеряем расстояние между подбородком и грудью пострадавшего.

Фиксация шейного отдела позвоночника подручными

3. Затем это расстояние откладываем на любой, под руку попавшей бумаге (газета, тетрадь.

Фиксация шейного отдела позвоночника подручными

4. Складываем бумажную основу таким образом, что бы получилась основа с заданным (измеренным) размером.

Фиксация шейного отдела позвоночника подручными

5. Импровизированную шину размещаем в ткани (шейный женский платок, полотенце, косынку.

Фиксация шейного отдела позвоночника подручными

6. Формируем импровизированную шину на своем колене, так как формировать шину на поврежденном органе (шее) нельзя.

Фиксация шейного отдела позвоночника подручнымиФиксация шейного отдела позвоночника подручными

7. Накладываем импровизированную шину на пострадавшего и закрепляем её.

Фиксация шейного отдела позвоночника подручными

Таким образом, первая помощь оказана, пострадавший может дожидаться приезда бригады «Скорой помощи»

Публикации по теме:

«Поможем машине-оденем ей шины»
Комплексное занятие по развитию речи в логопедической группе. Цель: Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять.

«Экскурсия в Пограничное управление ФСБ России по РО отдел (погк) в г. Гуково» (старшая группа)«Экскурсия в Пограничное управление ФСБ России по РО отдел (погк) в г. Гуково» (старшая группа)
Цель: • Посетить Пограничное управление ФСБ России по РО отдел (погк) в г. Гуково, расположенное недалеко от детского сада. Задачи: • Познакомить.

Конспект сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе «Магазин. Овощной отдел»
Конспект сюжетно ролевой игры во второй младшей группе. Тема «Магазин овощной отдел» Задачи: — Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Мастер-класс «Бабочки из подручных материалов»Мастер-класс «Бабочки из подручных материалов»
Мастер-класс «Бабочки из подручных материалов».Необходимые материалы:старые журналы; в моем случае рекламные проспекты; цветная бумага;.

Мастер-класс «Букетик из мягких игрушек для учителя с использованием подручных средств»Мастер-класс «Букетик из мягких игрушек для учителя с использованием подручных средств»
В преддверии такого замечательного женского праздника мы с сыном решили своими руками приготовить подарок для учительницы. Представляем.

Мастер-класс. Изготовление новогодней игрушки своими руками из подручных материаловМастер-класс. Изготовление новогодней игрушки своими руками из подручных материалов
Для работы вам понадобится одноразовая рюмочка, атласная лента, ножницы, клей, бусины, акриловая краска, кисточка,бисер,элементы декора.

Мастер-класс по использованию подручных материалов для развития мелкой мускулатуры рук.Мастер-класс по использованию подручных материалов для развития мелкой мускулатуры рук.
Уважаемые коллеги, хочу предоставить вашему вниманию мастер – класс по изготовлению поделки «Лебединое озеро». Она не сложна в изготовлении,.

Мастер-класс-проект. Изготовление костюмов из подручных материаловМастер-класс-проект. Изготовление костюмов из подручных материалов
Мастер-класс-проект. Изготовление костюмов из подручных материалов Часть 1. Авторы публикации: старший методист ГБОУ СОШ №1159 г. Москвы.

Нетрадиционные музыкальные инструменты сделанные из подручных материаловНетрадиционные музыкальные инструменты сделанные из подручных материалов
Нетрадиционные музыкальные инструменты сделанные из бросового материала своими руками: IMG]/upload/blogs/detsad-325960-1426592327.jpg[/IMG].

Рисунки из «подручных» красокРисунки из «подручных» красок
Самое любимое занятие у детей — это рисование. Но порой рисование красками, фломастерами, карандашами надоедает и становится утомительным. Что.

Источник

Äëèííûé è ïîëåçíûé ëîíã ðèä äëÿ ïðîôè

ÐÅÊÎÌÅÍÄÀÖÈÈ WILD MEDICINE SOCIETY 2019 ÏÎ ÈÌÌÎÁÈËÈÇÀÖÈÈ ØÅÉÍÎÃÎ ÎÒÄÅËÀ ÏÎÇÂÎÍÎ×ÍÈÊÀ. ×ÒÎ ÍÎÂÎÃÎ?

Äàííûå ðåêîìåíäàöèè – àïãðåéä ïóáëèêàöèé WMS 2014 ãîäà ïî ýòîé òåìå. Ïåðåâîäèòü ÿ èõ äîñëîâíî íå áóäó, âîçüìó íàèáîëåå èíòåðåñíûå ìîìåíòû è ïåðåñêàæó ñâîèìè ñëîâàìè, íå ìåíÿÿ ïðè ýòîì ñóòè. Èòàê, ïîåõàëè. Íà ïðîòÿæåíèè äåñÿòèëåòèé ìû èñïîëüçóåì îäèíàêîâûå ïîäõîäû ïðè èçâëå÷åíèè è òðàíñïîðòèðîâêå ïîñòðàäàâøèõ ñ ïîòåíöèàëüíîé òðàâìîé ïîçâîíî÷íèêà. Âñå îíè îñíîâàíû íà òîì, ÷òîáû íå íàíåñòè äîïîëíèòåëüíûå ïîâðåæäåíèÿ ëþáûìè äîïîëíèòåëüíûìè äâèæåíèÿìè. Îäíàêî òàê ïîëó÷èëîñü, ÷òî íå ñóùåñòâóåò íèêàêèõ äîêàçàòåëüñòâ ïîëüçû ïîëíîãî îãðàíè÷åíèÿ äâèæåíèé ïîñòðàäàâøåãî.  òî æå âðåìÿ ïîÿâëÿåòñÿ âñå áîëüøå äîêàçàòåëüñòâ âðåäà òàêîãî ïîäõîäà. Îñîáåííî êðèòè÷íî ýòî â àâòîíîìíûõ óñëîâèÿõ, êîãäà èììîáèëèçàöèÿ ïîñòðàäàâøåãî ìíîãîêðàòíî óñëîæíÿåò åãî ýâàêóàöèþ, ñîçäàâàÿ äîïîëíèòåëüíûå ïðîáëåìû è äàæå óãðîçó æèçíè êàê ñàìîìó ñòðàäàëüöó, òàê è ñïàñàòåëÿì.

Íåìíîãî ñòàòèñòèêè: ÷àñòîòà òðàâì øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà â Ñîåäèíåííûõ Øòàòàõ îöåíèâàåòñÿ â 54 ñëó÷àÿ íà ìèëëèîí ÷åëîâåê â ãîä, ÷òî ñîñòàâëÿåò 3% îò âñåõ òðàâì, ïîòðåáîâàâøèõ ãîñïèòàëèçàöèè. Íàöèîíàëüíûé íàó÷íûé ñòàòèñòè÷åñêèé öåíòð îáíàðóæèë, ÷òî 38% ýòè òðàâì ïðîèçîøëè âñëåäñòâèå ÄÒÏ, 32% îò ïàäåíèé ñ âûñîòû è 14% îò íàñèëüñòâåííûõ äåéñòâèé. Íîðâåæñêîå ýïèäåìèîëîãè÷åñêèå èññëåäîâàíèå âûÿâèëî ÷àñòîòó ïåðåëîìîâ øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà, êàê 12 íà 100 000 â ãîä. Èç ýòèõ òðàâì, 60% áûëè ñëåäñòâèåì ïàäåíèé, à 21% èç-çà ÄÒÏ. ×àñòîòà îòêðûòûõ îïåðàöèé äëÿ ýòèõ òðàâì áûëà 3 íà 100 000 â ãîä. Ïðåäûäóùèå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî îò 2 äî 10% ïàöèåíòîâ ñ òðàâìîé øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà èìåþò ïðîãðåññèðîâàíèå íåâðîëîãè÷åñêîãî äåôèöèòà ïîñëå ïåðâîãî îáñëåäîâàíèÿ. Ñâÿçàííûå ôàêòîðû âêëþ÷àþò: ðàííåå óõóäøåíèå (äî 24 ÷àñîâ) — íà÷àëüíàÿ òðàêöèÿ è ïîëíîå îáåçäâèæèâàíèå øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà, èíòóáàöèÿ òðàõåè. Ïðîãðåññèðîâàíèå íåâðîëîãè÷åñêîãî äåôèöèòà ñ 2 äî 7 äíåé – óñòîé÷èâàÿ ãèïîòåíçèÿ, ïîçäíèé äåôèöèò (áîëåå 7 äíåé) – ïîâðåæäåíèå ïîçâîíî÷íîé àðòåðèè (îò àâòîðà: âåðîÿòíî, ðå÷ü î äèññåêöèè àðòåðèè). Ýôôåêòèâíîñòü äîãîñïèòàëüíîãî ëå÷åíèÿ è âûáðàííûé ìåòîä èììîáèëèçàöèè è òðàíñïîðòèðîâêè íå áûëè ñâÿçàíû ñ èçìåíåíèåì íåâðîëîãè÷åñêîãî ñòàòóñà. Òàêæå îòìå÷åíî, ÷òî çà ïîñëåäíèå 30 ëåò ïðîèçîøëî çíà÷èòåëüíîå óìåíüøåíèå ñëó÷àåâ òÿæåëîãî ïîâðåæäåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà. Îäíàêî íåò äàííûõ, ÷òî ýòî ñâÿçàíî ñ óñîâåðøåíñòâîâàíèåì ïðîòîêîëîâ ñêîðîé ïîìîùè. Ñêîðåå, ñ êà÷åñòâîì è íàäåæíîñòüþ àâòîìîáèëåé è èõ ñèñòåì áåçîïàñíîñòè.

Âûäåëèì 5 ïðèíöèïèàëüíûõ âèäîâ òðàâì ïîçâîíî÷íèêà: 1) íåïîâðåæäåííûé ïîçâîíî÷íèê 2) ñòàáèëüíàÿ òðàâìà ïîçâîíî÷íèêà áåç íåâðîëîãè÷åñêîãî äåôèöèòà 3) íåñòàáèëüíûé èëè ïîòåíöèàëüíî íåñòàáèëüíûé ïîçâîíî÷íèê áåç ÿâíûõ íåâðîëîãè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ. 4) íåñòàáèëüíûé ïîçâîíî÷íèê ñ íåâðîëîãè÷åñêèì äåôèöèòîì 5) òðàâìèðîâàííûé ïàöèåíò ñ íåèçâåñòíûì ñîñòîÿíèåì ïîçâîíî÷íèêà. Èñòîðè÷åñêè ñëîæèëîñü, ÷òî â èììîáèëèçàöèè øåè íóæäàþòñÿ ïàöèåíòû ñ òðàâìàìè òèïîâ 3,4,5.  óñëîâèÿõ äîñòóïà ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïðîáëåì ýòî íå âûçûâàåò, à âäàëè îò öèâèëèçàöèè? Âîçíèêàåò çàêîíîìåðíûé âîïðîñ, òàê ëè èììîáèëèçàöèÿ íåîáõîäèìà, åñëè ñåðüåçíî óñëîæíèò ýâàêóàöèþ ïîñòðàäàâøåãî? Ñîãëàñíî ñîâðåìåííîé êîíöåïöèè, ñòðåìèòüñÿ ñòîèò ê ÎÃÐÀÍÈ×ÅÍÈÞ äâèæåíèé â ïîçâîíî÷íèêå, íî íå ê ÎÁÅÇÄÂÈÆÈÂÀÍÈÞ. Ïðè ýòîì îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé – ýòî æåëàåìàÿ öåëü, íî íå îáÿçàòåëüíûé ïóíêò ê âûïîëíåíèþ. Êàçàëîñü áû, ýòè ïîíÿòèÿ î÷åíü ïîõîæè. Îäíàêî îãðàíè÷åíèå ïðåäïîëàãàåò îòñóòñòâèå èçëèøíèõ äâèæåíèé, ðàçðåøàÿ ôèçèîëîãè÷åñêèå. Èññëåäîâàíèÿ íà òðóïàõ ïîêàçàëè, ÷òî íåáîëüøèå ôèçèîëîãè÷åñêèå äâèæåíèÿ íà ìîãóò íàíåñòè äîïîëíèòåëüíûõ òðàâì. Ïðè ýòîì, ÷åì áîëüøå ìû ñòàðàåìñÿ ìàêñèìàëüíî îáåçäâèæèòü ïîçâîíî÷íèê, òåì áîëüøèé âðåä íàíîñèì. Ýòî óòâåðæäåíèå ïðîòèâîðå÷èò âñåì ïðèíöèïàì íåîòëîæíîé ìåäèöèíû ïîñëåäíèõ äåñÿòèëåòèé, îäíàêî ïîõîæå, ÷òî ýòî ïðàâäà.

Ðåçóëüòàòû.

1. Ïîëîæåíèå ãîëîâû è øåè ïîñòðàäàâøåãî. Âî âñåõ ñëó÷àÿõ ñòîèò ïðèäàòü íåéòðàëüíî âûïðÿìëåííîå ïîëîæåíèå ãîëîâû, åñëè ýòî äåéñòâèå íå âûçûâàåò âûðàæåííîãî ñîïðîòèâëåíèÿ, ñèëüíîé áîëè, óñèëåíèÿ íåâðîëîãè÷åñêîãî äåôèöèòà. ÊËÀÑÑ 1Ñ.

2. Ìåòîäèêà èçâëå÷åíèÿ ïîñòðàäàâøåãî ñ òðàâìîé ïîçâîíî÷íèêà. Àíàëèç ñ ïîìîùüþ 6-ïîçèöèîííîé êàìåðû ïîêàçàë, ÷òî ïðè îäåòîì øåéíîì êîðñåòå íàèìåíüøèå äâèæåíèÿ â øåéíîì îòäåëå äîñòèãàëèñü, åñëè ïîñòðàäàâøèé ñàì âûõîäèë èç àâòîìîáèëÿ, ÷åì ëþáûå èíûå ñðåäñòâà èçâëå÷åíèÿ. Ïðè ýòîì õîðîøî èíñòðóêòèðîâàííûé ïîñòðàäàâøèé è áåç øåéíîãî êîðñåòà íåïëîõî âûïîëíÿë îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé øåè. Êàêèå æå óñòðîéñòâà ïîêàçàëè ñåáÿ ëó÷øå âñåãî? Ëó÷øå âñåãî îêàçàëîñü ñî÷åòàíèå óñòðîéñòâà Êåíäðèêà è ôèëàäåëüôèéñêîãî âîðîòíèêà. Íî ìû ïîìíèì, ÷òî íàøà ãëàâíàÿ öåëü – îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé, ïîýòîìó ëþáîå óñòðîéñòâî ñ ýòîé çàäà÷åé ñïðàâëÿåòñÿ, äàæå ñàìîäåëüíîå.

3. Ïåðåìåùåíèå ïîñòðàäàâøåãî ñ ðåàëüíîé èëè ïîòåíöèàëüíîé òðàâìîé ïîçâîíî÷íèêà. Ðó÷íàÿ òðàêöèÿ ÿâëÿåòñÿ ñòàíäàðòíîé òåõíèêîé äëÿ ïåðåìåùåíèÿ ïàöèåíòà ñ èçâåñòíîé òðàâìîé ïîçâîíî÷íèêà â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà. Ýòî äåëàåòñÿ äëÿ òîãî, ÷òîáû ñîõðàíèòü ïîçâîíî÷íèê â àíàòîìè÷åñêîì ñîñòîÿíèè. Îäíàêî ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî èçëèøíÿÿ òÿãà ñïîñîáíà íàíåñòè òÿæåëûé âðåä. Ïîýòîìó èñïîëüçóéòå ëåãêóþ èëè ñðåäíþþ ïî ñèëå òðàêöèþ. Êàñàòåëüíî ïåðåêëàäûâàíèÿ ñî ùèòà íà íîñèëêè, ìåòîäèêà “ïîäúåì è ñêîëüæåíèå” áîëåå áåçîïàñíà ïî ñðàâíåíèþ ñ ìåòîäîì log-roll. Äëÿ ôèêñàöèè ãîëîâû èñïîëüçóéòå ïðèåì trap squeeze, ïðè êîòîðîì ëàäîíè çàõâàòûâàþò òðàïåöèåâèäíûå ìûøöû, à ïðåäïëå÷üÿ ñæèìàþò ãîëîâó. Êñòàòè, íàñ÷åò ïîâîðîòà íà áîê è òðàíñïîðòèðîâêè â òàêîì ïîëîæåíèè. Ýòî äîïóñòèìî, ïîòîìó êàê ïðîõîäèìîñòü äûõàòåëüíûõ ïóòåé âñåãäà ïðèîðèòåòíà ïåðåä òðàâìîé ïîçâîíî÷íèêà. Ìîæåò ëè ýòî íàíåñòè äîïîëíèòåëüíóþ òðàâìó?  èññëåäîâàíèè íà òðóïàõ ñ íåñòàáèëüíûìè ïîçâîíêàìè Ñ5-Ñ6 âûïîëíÿëèñü ïðèåìû log-roll è ïåðåâîäà â óñòîé÷èâîå áîêîâîå ïîëîæåíèå. Òîëüêî ïðè ïåðåâîäå â óñòîé÷èâîå áîêîâîå ïîëîæåíèå áûëè îáíàðóæåíû ñìåùåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà äî 1,4 ìì. Òàêèì îáðàçîì, ïðèåì log-roll áåçîïàñåí äàæå ïðè íåñòàáèëüíîé òðàâìå ïîçâîíî÷íèêà, à ïåðåâîä â óñòîé÷èâîå áîêîâîå ïîëîæåíèå – àëüòåðíàòèâíàÿ ïðîöåäóðà ñ íèçêîé ñòåïåíüþ îïàñíîñòè äîïîëíèòåëüíûõ òðàâì. ÊËÀÑÑ 1Ñ.

4. Ýôôåêòèâíîñòü èììîáèëèçàöèè ïîçâîíî÷íèêà äëÿ óëó÷øåíèÿ íåâðîëîãè÷åñêèõ èñõîäîâ. Îñíîâíîé ïðîáëåìîé è âåðîÿòíîé ïðè÷èíîé ñìåðòè ïðè èììîáèëèçàöèè øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà ÿâëÿåòñÿ íåïðîõîäèìîñòü äûõàòåëüíûõ ïóòåé.  îäíîì èññëåäîâàíèè ñðàâíèâàëè ïàöèåíòîâ â Ìàëàéçèè, ãäå íè îäèí èç 120 ïîñòðàäàâøèõ ñ òðàâìîé øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà ïî ïóòè â áîëüíèöó íå áûë èììîáèëèçèðîâàí, è ïàöèåíòîâ îäíîãî èç ãîñïèòàëåé ÑØÀ, ãäå 334 ïàöèåíòà ñ àíàëîãè÷íûìè òðàâìàìè áûëè èììîáèëèçèðîâàíû. Òàê âîò, â ÑØÀ íåâðîëîãè÷åñêèå èñõîäû áûëè õóæå. Èñïîëüçóéòå ÎÃÐÀÍÈ×ÅÍÈÅ äâèæåíèé, íî íå íå ÈÌÌÎÁÈËÈÇÀÖÈÞ. ÊËÀÑÑ 2Ñ.

5. Ýôôåêòèâíîñòü øåéíîãî êîðñåòà â èììîáèëèçàöèè øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà. Õîòÿ èñïîëüçîâàíèå øåéíîãî âîðîòíèêà ñ÷èòàåòñÿ çîëîòûì ñòàíäàðò â èììîáèëèçàöèè øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà, ñóùåñòâóåò ìàëî äîêàçàòåëüñòâ åãî ýôôåêòèâíîñòè. Ñóùåñòâóåò ïðåäïîëîæåíèå, ÷òî íåéòðàëüíîå àíàòîìè÷åñêîå ïîëîæåíèå æåëàòåëüíî äëÿ ïîâðåæäåííîãî ïîçâîíî÷íèêîì, è øåéíûé âîðîòíèê ïîìîãàåò äîñòè÷ü ýòîé öåëè. Òåì íå ìåíåå, îäíî èññëåäîâàíèå ïðîäåìîíñòðèðîâàëî, ÷òî áîëåå 80% âçðîñëûõ òðåáóþò îò 1 äî 5 ñì ïîäêëàäêè ïîä çàòûëî÷íóþ êîñòü ïðè èñïîëüçîâàíèè âîðîòíèêà äëÿ ïðèäàíèÿ íåéòðàëüíîãî ïîëîæåíèÿ. Òàêæå åñòü ïðåäïîëîæåíèå, ÷òî øåéíûé âîðîòíèê ñåðüåçíî îãðàíè÷èâàåò äâèæåíèÿ â øåéíîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà. Ïðè èçó÷åíèè, èñïîëüçîâàíèå øåéíîãî âîðîòíèêà áûë ëó÷øå, ÷åì îòñóòñòâèå èììîáèëèçàöèè, íî íå ýôôåêòèâíî óìåíüøàëî äâèæåíèå â íåñòàáèëüíîì ïîçâîíî÷íèêå.  äðóãîì èññëåäîâàíèè ñðàâíèâàëîñü èñïîëüçîâàíèå æåñòêîãî è îáû÷íîãî øåéíûõ êîðñåòîâ â ñî÷åòàíèè ñî ñïèíàëüíûì ùèòîì. Ïðîäåìîíñòðèðîâàíî îãðàíè÷åíèå ïîäâèæíîñòè â øåéíîì îòäåëå äî 34%, ïðèòîì æåñòêèé øåéíûé êîðñåò íå èìåë ïðåèìóùåñòâ, íî ñóùåñòâåííî îãðàíè÷èâàë îòêðûâàíèå ðòà. Ïðè èñïîëüçîâàíèè ôèêñàòîðîâ ãîëîâû íà ùèòå ïîäâèæíîñòü ãîëîâû è øåè ñîêðàùàëàñü äî 12%.  äðóãèõ èññëåäîâàíèÿõ ïðîäåìîíñòðèðîâàíî, ÷òî æåñòêèé øåéíûé êîðñåò ñïîñîáñòâóåò ñòàòèñòè÷åñêè çíà÷èìîìó óäëèíåíèþ øåè, ïîâûøàÿ âåðîÿòíîñòü ïðîãðåññèðîâàíèÿ òðàâìû. Òàêæå ïîêàçàíû ÷àñòûå îøèáêè ïðè åãî èñïîëüçîâàíèè. Íåçàâèñèìî îò ñòåïåíè ýôôåêòèâíîñòè êîðñåòà, åñòü îñëîæíåíèÿ, íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàííûå ñ åãî èñïîëüçîâàíèåì. Ýòî ïîâûøåíèå âåðîÿòíîñòè àñïèðàöèè, èíûõ âèäîâ íàðóøåíèÿ ïðîõîäèìîñòè äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ïîâûøåíèå âíóòðè÷åðåïíîãî äàâëåíèå, íàðóøåíèå âåíîçíîãî îòòîêà îò ãîëîâû, ïðîëåæíè, ñêðûòèå ïîâðåæäåíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé, íàðàñòàþùåãî ñìåùåíèÿ òðàõåè, ýìôèçåìû.  îäíîì èç èññëåäîâàíèé ïîêàçàíî ñíèæåíèå ÎÔÂ1 íà 15% ïðè èñïîëüçîâàíèè øåéíîãî âîðîòíèêà è äëèííîãî ñïèíàëüíîãî ùèòà (ëèáî óñòðîéñòâà Êåíäðèêà). Âñå ýòè ôàêòîðû ìîãóò çíà÷èòåëüíî óñëîæíÿòü ïðîöåññ ýâàêóàöèè ïîñòðàäàâøåãî â àâòîíîìíûõ óñëîâèÿõ. Êðîìå òîãî, ó ïàöèåíòîâ ñ àíêèëîçèðóþùèì ñïîíäèëîàðòðèòîì èñïîëüçîâàíèå øåéíîãî êîðñåòà ìîæåò áûòü îïàñíûì âñëåäñòâèå äàâëåíèÿ íà íåïîâðåæäåííûå îòäåëû ïîçâîíî÷íèêà, ñïîñîáñòâóÿ äîïîëíèòåëüíîìó ñìåùåíèþ â ïîâðåæäåííûõ îòäåëàõ. Èñïîëüçóéòå ìÿãêèé øåéíûé êîðñåò (êîììåð÷åñêèé èëè èìïðîâèçèðîâàííûé) ó âñåõ êàòåãîðèé ïîñòðàäàâøèõ. Íåò íèêàêîé íåîáõîäèìîñòè èñïîëüçîâàíèÿ îáû÷íîãî èëè æåñòêîãî êîðñåòîâ â óñëîâèÿõ äèêîé ïðèðîäû. ÊËÀÑÑ 2Â.

6. Èñïîëüçîâàíèå ñïèíàëüíîãî ùèòà. Âàêóóìíûé ìàòðàñ èìååò áåññïîðíîå ïðåèìóùåñòâî ïåðåä ñïèíàëüíûì ùèòîì ïî âñåì àñïåêòàì. Ñòàðàéòåñü èñïîëüçîâàòü òîëüêî åãî, åñëè åñòü âîçìîæíîñòü. ÊËÀÑÑ 1Ñ.

7. Èììîáèëèçàöèÿ øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà. Ïðîâåäåííûé ìåòààíàëèç ïîêàçàë, ÷òî ó ïàöèåíòîâ áåç íåâðîëîãè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ èëè îòâëåêàþùåé òðàâìû îñìîòð ïî êðèòåðèÿì NEXUS ìîæåò ïîìî÷ü èçáåæàòü íåíóæíîé èììîáèëèçàöèè øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà è ðåíòãåíîãðàôèè øåè. ×óâñòâèòåëüíîñòü ìåòîäà 98%, ñïåöèôè÷íîñòü 35%, îòðèöàòåëüíàÿ ïðîãíîñòè÷åñêàÿ öåííîñòü 100%, ïîëîæèòåëüíîå ïðîãíîñòè÷åñêîå çíà÷åíèå 4%. Ïðè èñïîëüçîâàíèè êðèòåðèåâ NEXUS îöåíèâàåòñÿ 5 ïàðàìåòðîâ: îòñóòñòâèå âûðàæåííîé áîëåçíåííîñòè ïî ñðåäíåé ëèíèè øåè, îòñóòñòâèå ïàðåçîâ è ïàðåñòåçèé, îòñóòñòâèå îòâëåêàþùåé òðàâìû, íàðóøåíèé ñîçíàíèÿ, â ò.÷. èíòîêñèêàöèè.  îäíîì èç èññëåäîâàíèé ïî ýòîé òåìå áûëî îáñëåäîâàíî ïðèáëèçèòåëüíî 34 000 ïàöèåíòîâ. Òðàâìû øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà áûëè âûÿâëåíû ó 818, èç íèõ 578 áûëè êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ. Âñå êðîìå 8 èç 818 ïàöèåíòîâ áûëè îòñåÿíû ñ èñïîëüçîâàíèåì êðèòåðèåâ NEXUS (÷óâñòâèòåëüíîñòü 99%; ñïåöèôè÷íîñòü 13%; îòðèöàòåëüíîå ïðîãíîñòè÷åñêîå çíà÷åíèå 100%; ïîëîæèòåëüíîå ïðîãíîñòè÷åñêîå çíà÷åíèå 3%). Òîëüêî 2 èç 8 èìåëè êëèíè÷åñêè çíà÷èìûå ïðîÿâëåíèÿ òðàâìû, îäíà èç êîòîðûõ ïîòðåáîâàëà õèðóðãè÷åñêîãî âìåøàòåëüñòâà. Ïîëîæèòåëüíîå ïðîãíîñòè÷åñêîå çíà÷åíèå óêàçûâàåò íà òî, ÷òî 97% ïàöèåíòîâ äî ñèõ ïîð ïîäâåðãàþòñÿ íåíóæíûì èììîáèëèçàöèÿì è âèçóàëèçàöèÿì.  îñòàëüíûõ èññëåäîâàíèÿõ ïðîäåìîíñòðèðîâàíû ñõîäíûå äàííûå. Èññëåäîâàíèÿ òàêæå ïîäòâåðäèëè ýôôåêòèâíîñòü äîãîñïèòàëüíîãî èñïîëüçîâàíèÿ Êàíàäñêîãî ïðîòîêîëà ïî øåéíîìó îòäåëó ïîçâîíî÷íèêà. Íàñòîÿùèé ïðîòîêîë ïðåäïîëàãàåò 3 âîïðîñà, îòíîñÿùèåñÿ ê òîìó, òðåáóåòñÿ ëè ïàöèåíòó ðåíòãåíîãðàììà øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà è èììîáèëèçàöèÿ: 1) ïðèñóòñòâóåò ôàêòîð âûñîêîãî ðèñêà (âîçðàñò >65 ëåò, îïàñíûé ìåõàíèçì òðàâìû, ïàðåñòåçèÿ)? 2) Ïðèñóòñòâóåò ëè ôàêòîð íèçêîãî ðèñêà, ÷òî ïîçâîëÿåò áåçîïàñíî îöåíèâàòü äèàïàçîí äâèæåíèÿ (íåñèëüíîå ÄÒÏ, ñ ìîìåíòà òðàâìû ïàöèåíò íå ïîòðåáîâàë ýêñòðåííîé ãîñïèòàëèçàöèè, ñèäÿ÷åå ïîëîæåíèå â îòäåëåíèè íåîòëîæíîé ïîìîùè, îòñðî÷åííîå íà÷àëî áîëè â øåå, îòñóòñòâèå ñèëüíîé áîëè ïî ñðåäíåé ëèíèè øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà)? 3) Ìîæåò ëè ïàöèåíò àêòèâíî äâèãàòü ãîëîâîé íà 45 ãðàäóñîâ âëåâî è âïðàâî? Ñðàâíèâàëàñü ýôôåêòèâíîñòü ïðîòîêîëîâ NEXUS è Êàíàäñêîãî: Êàíàäñêèé ïðîòîêîë îêàçàëñÿ áîëåå ÷óâñòâèòåëüíûì (99% ïðîòèâ 91%; ð<0,001) è ñïåöèôè÷íûì (45 ïðîòèâ 37%; ð<0,001) äëÿ îáíàðóæåíèè òðàâìû ïîçâîíî÷íèêà. Íåîáõîäèìî ïîìíèòü, ÷òî íå âñåãäà îïàñíûé ìåõàíèçì òðàâì ñîîòâåòñòâóåò åå òÿæåñòè. Ïîðîé ïðè òÿæåëîì ÄÒÏ ÷åëîâåê ïðàêòè÷åñêè öåë, ðàâíî êàê è ïðè êàçàëîñü áû ïðîñòîì ñîáûòèè ïðîèñõîäÿò çíà÷èòåëüíûå ïîâðåæäåíèÿ. Òàêèì îáðàçîì, èñïîëüçîâàíèå NEXUS èëè Êàíàäñêîãî ïðîòîêîëà ïîìîæåò íàäåæíî îïðåäåëèòü, êîìó èç ïàöèåíòîâ òðåáóåòñÿ îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé è ðåíòãåíîãðàôèÿ øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà. ÊËÀÑÑ 1À.  ñëó÷àå òàêîé íåîáõîäèìîñòè ïðåäïî÷òèòåëüíî èñïîëüçîâàòü âàêóóìíûé ìàòðàñ (+- ìÿãêèé øåéíûé âîðîòíèê) âìåñòî æåñòêîãî øåéíîãî êîðñåòà. ÊËÀÑÑ 1Â.

8. Ïðîíèêàþùàÿ òðàâìà. Êëèíè÷åñêè çíà÷èìîå ïîâðåæäåíèå ïîçâîíî÷íèêà ðåäêîñòü ïðè êîëîòûõ ðàíåíèÿõ, îäíàêî ìîæåò âñòðå÷àòüñÿ ïðè îãíåñòðåëüíûõ. Ó÷èòûâàÿ ïðåèìóùåñòâåííîå íàëè÷èå ó ãðàæäàíñêîãî íàñåëåíèÿ îðóæèÿ ñ íèçêîé íà÷àëüíîé ñêîðîñòüþ çàðÿäà, íåñòàáèëüíûå òðàâìû ïîçâîíî÷íèêà âñòðå÷àþòñÿ íå÷àñòî. Ýòî ïîäòâåðæäàåòñÿ è èññëåäîâàíèÿìè. Òàêèì îáðàçîì, ðóòèííàÿ èììîáèëèçàöèÿ ïðè íå ðåêîìåíäóåòñÿ. Èíàÿ êàðòèíà ïðè ðàíåíèÿõ èç âûñîêîñêîðîñòíîãî îðóæèÿ. Íàáëþäàþòñÿ ìàññèâíûå ïîâðåæäåíèÿ ðàçëè÷íûõ ñòðóêòóð øåè, ÷òî òðåáóåò íàäåæíîé ïðîòåêöèè äûõàòåëüíûõ ïóòåé è êîíòðîëÿ çà ðàíîé. Èññëåäîâàíèÿìè ïðîäåìîíñòðèðîâàíî, ÷òî èììîáèëèçàöèÿ øåè ïðèâîäèëà ê óäâîåíèþ ëåòàëüíîñòè ó ýòèõ ïîñòðàäàâøèõ. Ïðè çíà÷èòåëüíûõ ïîâðåæäåíèÿõ âîïðîñ îá èììîáèëèçàöèè ðåøàåòñÿ èíäèâèäóàëüíî ñ ó÷åòîì âñåõ êëèíè÷åñêèõ äàííûõ. Íî â öåëîì, ïðè èçîëèðîâàííîé ïðîíèêàþùåé òðàâìå èììîáèëèçàöèÿ øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà íå ðåêîìåíäóåòñÿ. ÊËÀÑÑ 1Â.

Îòñþäà — https://vk.com/emergencydoctor

Источник