Формирование изгибов позвоночника и сводов стопы

Формирование изгибов позвоночника и сводов стопы thumbnail

Болезни позвоночника – одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всем внешнем облике, но и
оказывает прямое влияние на его здоровье. При ее ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм,
близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребенка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный – выпуклостью вперед, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, еще на этапе внутриутробного развития. Когда ребенок научится понимать и
удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Четкие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребенка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, т.к. позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются
постоянными. Наиболее частый дефект – вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперед плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки, свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (Сколиотичная осанка) или комбинированное искажение. Дефекты осанки могут отрицательно влиять на
состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области. Поскольку на рост и формирование осанки
оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

  • своевременное правильное питание;
  • свежий воздух;
  • подбор мебели в соответствии с длиной тела;
  • оптимальная освещенность;
  • привычка правильно переносить тяжелые
    предметы;
  • привычка правильно сидеть за столом;
  • расслаблять мышцы тела;
  • следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и
своевременно начатое физическое воспитание. Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки при сидении на стуле и за столом. Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотре телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см
выше локтя опущенной руки ребенка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул
нужно так
, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз)Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,52 см (ребром
проходит ладонь),
 голова слегка наклонена вперед. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жестким и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а
подушка – невысокой. Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание. Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного
повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

  • Упражнения, стоя у зеркала. Ребенок перед
    зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с
    помощью взрослого ее восстанавливает, развивая и
    тренируя мышечное чувство.
  • Упражнения у вертикальной плоскости (стена
    без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит).

    Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к
    ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и
    затылком. Даются различные динамические
    упражнения: отведение рук, ног в стороны,
    поднимание на носки, приседания. Дети выполняют
    несколько статических упражнений: напряжение
    мышц – от 3 до 6 сек., расслабление – от 6 до 12 сек.
  • Упражнения с предметами на голове (кубики,
    подушечки, наполненные песком, мелкой
     галькой,
    опилками),
     установленными на темени, ближе ко
    лбу, способствуют воспитанию рефлекса
    правильного держания головы и умения напрягать и
    расслаблять отдельные группы мышц. К этим
    упражнениям относятся: ходьба, при этом руки
    сводятся перед грудью и разводятся в стороны;
    ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на
    коленях; ползание на четвереньках; приседания, не
    уронив при этом положенный на голову предмет.
  • Упражнения на координацию движений. Здесь
    весьма полезны упражнения в равновесии и
    балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по
    бревну, скамейке с предметом на голове и
    повороты.
Читайте также:  Нервные узлы вдоль позвоночника

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают
статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке. Следует проводить и профилактику плоскостопия, т.к. уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и
в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся стойким уменьшением ее сводов вплоть до их полного исчезновения.

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но спровоцировать плоскостопие может ношение тесной обуви, особенно с узким носом, или на высоком каблуке, с толстой подошвой, без жесткого задника, негнущейся – все это лишает стопу ее
естественной гибкости. Также причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также избыточная масса тела, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная нагрузка. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука. Деформация стоп может возникнуть также в результате
параличей и травм мышц, связок и костей ног. К сожалению, рассчитывать на полное избавление от плоскостопия, особенно при далеко зашедшей патологии, не приходится. На начальной стадии, как отмечают врачи-ортопеды, боли в ногах можно
ликвидировать в течение 1-2 месяцев посредством теплых ежедневных ножных ванн с морской солью, ручного массажа и лечебной гимнастики. Массаж и гимнастику должен проводить специалист. Полезное воздействие на коррекцию плоскостопия может оказать самомассаж стоп с использованием различных приспособлений: специальных массажных ковриков, шипованных валиков и мячей. Упражнения с ними выполняются произвольно. В итоге улучшается кровообращение, нормализуется тонус мышц. В лечении плоскостопия нередко применяется и физиотерапия, что улучшает обменные процессы и
кровообращение в тканях и опосредованно укрепляет своды стоп. Массаж и физиотерапия
назначаются курсами, обычно по 10-15 процедур.

При плоскостопии.

1. Ребристые доски.

2. Массажные мячики. Ребенок сидит на полу, руки
сзади в упоре, ноги согнуты в коленях, под ногами
мячики. Их нужно перекатывать вперед-назад
обеими ногами, то левой, то правой.

3. Косички. Можно ходить по косичкам, собирая их
пальцами ног.

4. Массажные коврики.

5. Мелкие предметы (для захвата пальцами ног):
счетный материал; деревянные палочки от флажков,
коврики с нашитыми пуговицами на ножке. При
выполнении упражнений с мелкими предметами
следим: спина должна быть прямой.

6. Роликовые (лучше пластмассовые)
массажеры. Упражнения выполняют сидя на стуле.

Источник

Позвоночный
столб, columna vertebralis
,
(33-34 позвонка): -Шейный отдел – 7 позвонков
— главное отличие — отверстия в
поперечных отростках для позвоночной
артерии и симпатического нерва.

-Грудной
отдел – 12 позвонков – наличие реберных
ямок на телах для суставов головки ребра
и суставных поверхностей на поперечных
отростках для реберно-поперечных
суставов

-Поясничный
отдел – 5 позвонков – массивность тела,
специфическое положение отростков,
сосцевидные бугорки на верхних суставных
отростках.

-Крестец
– 5 – единая кость со своими особенностями
строения

-Копчик
– 3-5 – рудиментарная кость треугольной
формы.

Функциональное
значение позвоночника большое, он
является вместилищем для спинного мозга
и опорой для туловища, головы, плечевого
пояса и верхних конечностей, участвует
в образовании грудной и брюшной стенок.
Кроме того, позвоночный столб выполняет
амортизационную функцию, в нем угасают
толчки во время ходьбы, бега и прыжков.
Позвоночный столб человека имеет изгибы,
направленные в шейном и поясничном
отделах вперед (лордоз, lordosis cervicalis et
lordosis lumbalis), а в грудном и в крестцовых
отделах — назад (кифоз, kyphosis thoracica et
kyphosis sacralis). Наличие этих физиологических
изгибов в позвоночном столбе придает
ему рессорных свойств и обеспечивает
осанку. Под осанкой понимают правильное
положение тела, в покое и при движении.

Читайте также:  Чеснок на водке для позвоночника

Возрастные
особенности позвоночника:

Длина позвоночника особенно резко
увеличивается в течение 1-го и 2-го годов
жизни, затем рост позвоночника замедляется.
Усиление темпов роста позвоночника
наблюдается в 7-9 лет (у девочек больше,
чем у мальчиков), и с началом полового
созревания. С 14 до 20 лет прирост длины
позвоночника у мальчиков и девочек
замедляется в несколько раз.

У
юношей рост позвоночника заканчивается
после 20 лет, у девушек он растет до 18
лет, т.е. рост позвоночника у женщин
прекращается раньше, чем у мужчин.
Средняя длина позвоночника у мужчин
составляет 70-73 см, у женщин — 66-69 см. К
концу полового созревания рост длины
позвоночника почти завершается
(приблизительно составляет 40% длины
тела).

К
10 годам завершается развитие спинномозгового
канала, однако структура тела позвонков
продолжает развиваться и у детей старшего
возраста.

К
20 годам заканчивается окостенение
шейных, грудных и поясничных позвонков,
к 25 годам — крестцовых, к 30 годам —
копчиковых позвонков.

Развитие
межпозвоночных дисков происходит долго
и заканчивается к 17-20 годам. К 17-25 годам
в результате замещения межпозвоночных
дисков костной тканью позвоночник
становится неподвижным в крестцовом
отделе.

Подвижность
позвоночника у детей, особенно в 7-9 лет,
гораздо больше, чем у взрослых. Это
зависит от относительно большей величины
межпозвоночных дисков и их большей
упругости.

После
рождения позвоночник приобретает четыре
физиологических изгиба. В 6-7 нед, с
подниманием головы, у ребенка начинает
формироваться изгиб кпереди (лордоз)
в шейном отделе. В 6 мес, в результате
овладения ребенком функцией сидения,
образуются изгибы кзади (кифозы)
в грудном
и крестцовом отделах
позвоночника. В 1 год с началом стояния
формируется лордоз
в поясничном отделе.
К 3—4 годам изгибы позвоночника постепенно
увеличиваются под действием силы тяжести
и работы мышц. К 7 годам окончательно
образуются шейный лордоз и грудной
кифоз. Поясничный лордоз окончательно
формируется к периоду половой зрелости.

Движения
позвоночного столба

— есть сложение отдельных движений в
соединениях между позвонками:
-атланто-затылочных и латеральных
атлантоосевых суставах;

-срединном
атлантоосевом суставе;

-межпозвоночных
симфизах;

-межпозвоночных
синдесмозах и дугоотростчатых
(межпозвоночных) суставах;

-пояснично-крестцовом
и крестцово-копчиковом суставах.

Виды
движений: сгибание
и разгибание
,
отведение
и приведение

(наклоны в сторону), скручивание
(вращение)

и круговое
движение
.
Сгибание
и разгибание
— фронтальная ось — амплитуда движений
составляет 170–245о. При этих движениях
изменяется форма межпозвоночных дисков:
толщина их уменьшается на стороне
наклона и увеличивается на противоположной.
При сгибании, наклоне кпереди увеличивается
расстояние между остистыми отростками,
натягиваются межостистые, надостистые,
желтые и задняя продольная связки, что
притормаживает движение и делает его
плавным. В медицинской практике это
движение и положение отростков и дуг
позвонков учитывают при проведении
спинномозговых пункций. При разгибании
главное усилие падает на переднюю
продольную связку и фиброзное кольцо.
Отведение
и приведение
– сагиттальная ось – амплитуда движений
составляет 165о. Основной объем движений
совершается в поясничном отделе, работают
в основном дугоотростчатые суставы,
межпоперечные и желтые связки. Вращение
— вертикальная ось – амплитуда достигает
120о.
Главные изменения происходят в пульпозных
ядрах и фиброзных кольцах, ядро выполняет
роль своеобразной суставной головки,
кольца сдерживают движение. Круговое
движение
— вертикальная ось с точкой опоры в
пояснично-крестцовом диске и его крупном
ядре и выполнением выше расположенными
отделами позвоночника движения,
описывающего конус.

Мышцы,
разгибающие позвоночный столб

– разгибатель
туловища и его составные части:
-поверхностный слой — подвздошно-реберные,
длиннейшие, остистые мышцы;

-глубокий
слой — поперечно-остистые и полуостистые,
многораздельные мышцы и вращатели;

-для
шейного и верхне-грудного отделов –
трапециевидные, ременные мышцы головы
и шеи.

Мышцы-сгибатели
позвоночника
:
-прямые и косые мышцы живота – для
грудного и поясничного отделов;

-лестничные,
длинные шейные, грудино-ключично-сосцевидные
мышцы – для шейного отдела.

Наклоны
вправо и влево обеспечивает сочетанное
действие сгибателей и разгибателей на
стороне наклона. Вращение осуществляют
мышцы: -поперечно-остистые – полуостистые,
многораздельные, вращатели;

-наружные
косые живота своей стороны и внутренние
косые противоположной,

Читайте также:  Что за операция была у плющенко на позвоночнике

-ременные
головы и шеи с противоположной стороны.

Соседние файлы в предмете Нормальная анатомия

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Позвоночный столб человека последовательно проходит перепончатую, хрящевую и костную стадии развития. Его элементы появляются на ранних этапах развития зародыша. Вначале закладки тела позвонков располагаются далеко друг от друга, разделяясь прослойками зародышевой мезенхимы. Затем начинают развиваться дуги позвонков, формируются поперечные и суставные отростки, далее позвонки дифференцируются почти полностью, а остистые отростки еще отсутствуют.

После рождения ребенок сразу же начинает борьбу со многими внешними воздействиями. И самым главным стимулом, который будет формировать его осанку, является гравитация. С момента рождения и до формирования осанки, присущей взрослому человеку, каждый ребенок, по мнению А. Потапчука и М. Дидура (2001), проходит следующие уровни формирования движений:

уровень А — ребенок, лежа на животе, поднимает голову. При этом за счет шейно-тонических рефлексов формируется уровень, обеспечивающий равновесие тела и базовый порог напряжения мышц;

уровень В — формирование мышечно-суставных связей, предопределяющих развитие автоматизма двигательных циклов. Этот период соответствует этапу обучения ползанию и сидению; начинает формироваться механизм одностороннего, а затем и разностороннего включения мышц конечностей, что в дальнейшем обеспечивает формирование оптимального стереотипа ходьбы и стояния;

уровень С — формируется к концу первого года жизни и позволяет ребенку оперативно ориентироваться в пространстве с использованием имеющегося арсенала двигательных навыков;

уровень D — создается вертикальная поза тела, при которой мышечный баланс в положении стоя обеспечивается при минимальных мышечных затратах. По мере изменения уровней формирования движения изменяется и форма позвоночного столба. Известно, что позвоночный столб новорожденного, за исключением небольшой крестцовой кривизны, почти не имеет физиологических изгибов. Высота головы в этот период соответствует примерно у длины тела. Центр тяжести головы у младенцев расположен непосредственно впереди от синхондроза между клиновидной и затылочной костью и на сравнительно большом расстоянии кпереди от сустава между черепом и атлантом. Задние шейные мышцы развиты еще слабо. Поэтому тяжелая, большая (по отношению к остальным частям тела) голова отвисает вперед, и новорожденный не может ее поднять. Попытки поднять голову приводят через 6-7 нед к образованию шейного лордоза, который устанавливается в последующие месяцы как результат усилий, направленных на удержание тела в равновесии в сидячем положении. Шейный лордоз образуют все шейные позвонки и два верхних грудных, а его вершина находится на уровне пятого — шестого шейных позвонков.

В 6 мес, когда ребенок начинает сидеть, образуется изгиб в грудном отделе выпуклостью кзади (кифоз). В течение 1-го года, во время начала стояния и ходьбы у ребенка образуется изгиб в поясничном отделе, направленный вперед (лордоз).

Поясничный лордоз включает XI-XII грудные и все поясничные позвонки, а его вершина соответствует третьему-четвертому поясничному позвонкам. Образование поясничного лордоза изменяет положение таза и способствует перемещению общего центра тяжести (ОЦТ) тела человека кзади от оси тазобедренного сустава, предупреждая таким образом падение тела в вертикальном положении. Форма позвоночного столба у ребенка 2-3 лет характеризуется недостаточно выраженным поясничным лордозом, который достигает своего наибольшего развития у взрослого.

Крестцово-копчиковый изгиб появляется еще у зародышей. Однако он начинает развиваться лишь при первых попытках прямохождения и с появлением поясничного лордоза. В образовании этого изгиба играет роль сила тяжести, передающаяся на основание крестца через свободный отдел позвоночника и стремящаяся вклинить крестец между подвздошными костями, и тяга связок, расположенных между крестцом и седалищной костью. Эти связки фиксируют нижнюю часть крестца к бугру и ости седалищной кости. Взаимодействие этих двух сил является главным фактором, обусловливающим развитие крестцово-копчикового изгиба.

По мере формирования физиологических изгибов позвоночного столба меняется и форма межпозвонковых дисков. Если у новорожденного диски имеют одинаковую высоту как спереди, так и сзади, то с образованием изгибов их форма меняется, и хрящи в сагиттальном разрезе приобретают несколько клиновидную форму. В области лордозов большая высота этого клина обращена кпереди, а меньшая — кзади. В области грудного кифоза, наоборот, большая высота находится сзади и меньшая спереди. В крестцовом и копчиковом отделах позвоночный столб имеет изгиб, обращенный кзади. Межпозвонковые диски крестцового отдела имеют временное значение и замещаются на 17-25-м году костной тканью, вследствие чего подвижность крестцовых позвонков относительно друг друга становится невозможной.

Источник