Функции позвоночника человека 4 класс

Функции позвоночника человека 4 класс thumbnail

Тема урока : Позвоночник. Его строение и функции.

Цели урока:

-формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях позвоночника

-формировать понятие о спинном мозге

-формировать умение оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

Оборудование:

Компьютер, проектор, модель скелета человека из кабинета биологии,модель позвоночника

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Актуализация знания.

На прошлом занятии мы пытались ответить на вопрос урока «Как человек двигается?» и предметом нашего разговора стала опорно-двигательная система человека.

На доске  вертикально записано слово скелет. Учитель предлагает учащимся на каждую букву этого слова назвать ключевые, важные слова по пройденной теме.

Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из самых важных частей скелета. О какой именно вы догадаетесь чуть позже.

Формулирование темы урока

 Учитель задаёт детям вопросы, на которые они должны отвечать определёнными жестами.

-Все готовы к уроку?

-Все помнят, как меня зовут?

-У всех хорошее настроение?

-Все пришли в школу с портфелем?

-Сейчас я попробую вас в этом разубедить.

Слайд 1

-Как назвать одним словом все предметы?

-Тогда как назвать одним слово эти предметы?

Слайд 2

-Вам не кажется, что предметы эти разные, наверное и называться они должны по-разному. Разберитесь с помощью текста  с названиями.(Прил.1)

Слайд 3

-Назовите вещи правильно. В чём главное отличие ранца от портфеля?

-Вот о спине, а конкретнее о позвоночнике, мы сейчас и побеседуем.

-Все знают, где у человека находится позвоночник?

-Это очень хорошо, что вы всё знаете. Предлагаю отдохнуть и потянуться.

-Возвращаемся к теме урока. Встаньте так, чтобы была возможность дотянуться руками до впередистоящего.  Найдите позвоночник у соседа, стоящего впереди. А теперь нащупайте позвоночник у себя.

-Как вам кажется, на что похож позвоночник человека?

Слайд 4

-Возможна и такая ассоциация. Какое свойство строения позвоночника она лучше всего иллюстрирует?

-Проиллюстрируйте это свойство позвоночника в своих моделях, которые я предлагаю вам прямо сейчас изготовить.( Учитель демонстрирует свою модель)

-Продемонстрируйте получившиеся модели.

-Именно вот так выглядит здоровый позвоночник, если смотреть на него спереди.

Но так как позвоночник состоит из частей, он может принять другое положение .Слайд5 (учитель показывает на модели искривления вправо, влево, вперёд)

-Покажите, как выглядит человек, если с его позвоночником случилась такая беда.

-Как вы думаете, какие могут быть причины искривления?

-Ваши учебники достаточно тяжёлые, как же вам избежать искривления?

Слайд 6

-Но причина искривления может быть и другая.

Слайд 7

-Неправильная посадка за партой. Как избежать искривления по этой причине?

-Мы изготовили простейшую модель позвоночника. На самом деле его структура гораздо сложнее и он выполняет много жизненно важных функций.

-Перед  вами список утверждений(Прил.2) Прочитаете, проанализируйте и поставьте «+» если согласны и «- » ,если не согласны.

Анализируем результаты. Констатируем  факт, что мнения разделились. Значит,  не хватает точных знаний о позвоночнике.

Сформулируйте тему занятия.

Составьте план(вопросы,на которые нам нужно будет ответить)

Открытие новых знаний

Дети делятся на группы. Каждая группа читает текст( Прил.3 )и готовиться к публичному выступлению.

-Вернитесь к утверждениям с «+» и «-», проанализируйте их ещё  раз  и, если потребуется, измените знак.

Высказывания детей и выводы.

Вернитесь к плану и проверьте, на все ли вопросы мы ответили.

Рефлексия

Оцените сегодняшний урок.

(Прил.4)

Творческое домашнее задание.

Написать историю жизни от лица искривленного позвоночника.

Дети называют слова, учитель записывает на доске напротив соответствующей буквы.

Предположительно, на все вопросы дети отвечают положительно.

 -Портфели.

-Портфели.

Дети читают выданные тексты.

-Ранец  носят на лямках за спиной.

Дети отвечают условным знаком.

Ребята встают из-за парт и потягиваются, расслабляются.

Дети «нащупывают» позвоночник.

-Ребята называют ассоциации.

-Позвоночник состоит из частей.

Дети изготавливают модели. (из пластилина и зубочисток)

Дети поднимают вверх свои изделия.

Дети встают и выполняют задание.

-Ношение тяжестей в одной руке.

-Носить учебники в ранцах.

Следить за правильностью посадки.

Ребята читают и анализируют тексты.

Дети докладывают классу по теме своего текста в выбранной группе форме.

Учащиеся анализируют тексты.

Ребята высказываются, опираясь на схему.

Интеллектуальные умения

Оценочные  умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Оценочные  умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Организационные умения

Читайте также:  Лечебный массаж для позвоночника это

Приложение 3

Текст 1

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, а поясничный отдел — из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.

Позвоночный столб является осью тела, имеет S-образную форму и по своему строению напоминает скорее пружину, нежели однородный стержень. Такая форма является необходимым условием для обеспечения прямохождения. Она придает позвоночнику упругость и эластичность, смягчает толчки при ходьбе, беге и сильной вибрации, позволяя сохранять сбалансированность центра тяжести тела. Прочность этой «конструкции» придают многочисленные связки и мышцы, обеспечивающие большую амплитуду вращения и сгибания туловища, по одновременно и ограничивающие те движения, которые могут нарушить ее целостность. Более того, в процессе физической работы околопозвоночные связки частично принимают на себя давление веса тела, уменьшая тем самым нагрузку, приходящуюся на позвонки.

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, а поясничный отдел — из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.

Текст 2

Позвоночник выполняет функцию опоры человеческого организма, помимо этого в позвоночнике находится спинной мозг, отвечающий за работу всех жизненно важных органов человека, вот почему нарушения в позвоночнике способствуют возникновению заболеваний, их хроническому течению

К каждому внутреннему органу от спинного мозга идут нервные волокна, которые отвечают за их нормальное функционирование и работу. Такие заболевания как остеохондроз, сколиоз, нарушения осанки, смещения позвонков, кривошея в детстве и другие могут вызвать самые различные симптомы, начиная от головной боли, заканчивая болью в области желудка или в области сердца, а что самое главное, если лечить методами традиционной медицины, сколько таблеток, уколов не используй, результат будет полностью отсутствовать. 

        Текст 3

Спинной мозг.

Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).

Главная задача спинного мозга — обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно.Его можно назвать «информационной дорогой». Эти два органа — головной и спинной мозг — составляют единое целое, которое называют центральной нервной системой.

Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм! Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать.

Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда — в двигательный нерв, который и передает приказ: «Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро — еще до того, как головной мозг зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль. Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.

Приложение 2

1.В позвоночнике находится мозг.

2.Позвоночник «даёт» команды мышцам.

3.Позвоночник удерживает тело человека в вертикальном  положении.

4.Позвоночник имеет S-образную форму.

Приложение 1

Ранец

РА́НЕЦ,   (немецкое слово) Жесткая сумка для ношения за спиной.

ПОРТФЕ́ЛЬ,. (французское слово) Четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.

Приложение 4

Сегодня на уроке я узнал(а)

нового…

интересного…

полезного…

На уроке мне было

интересно…

сложно…

Своей работой на уроке я

Читайте также:  Санатории по лечению позвоночника волжский утес

доволен, потому что…

не совсем доволен, потому что…

не доволен, потому что…

Источник

Позвоночник человека — воистину универсальное изобретение природы, наделенное удивительной многофункциональностью. Это биологический механизм, при помощи которого мы умеем стоять и передвигаться. Кроме того, это проводник основной нервной магистрали, проходящей через него — спинного мозга, а значит ни один наш внутренний орган не смог бы работать без позвоночника. Поэтому его можно назвать и опорой, и движущей силой, и нашим главным защитником.

Основные функции позвоночника

Можно выделить четыре основные функции позвоночника:

  • Опорная
  • Двигательная
  • Амортизационная
  • Защитная

Опорная функция позвоночника

Опорная функция — это способность позвоночника выдержать суммарный вес тела с сохранением статического равновесия

У человека эта функции осложнена тем, что он — прямо ходящее млекопитающее. И это отражается в строении позвоночника человека. Подобно тому, как возрастает наш вес, если последовательно продвигаться по оси туловища от головы, подключая все органы и конечности, до самых стоп, так и возрастает размер позвонков, начиная от шейного отдела и заканчивая крестцовым.

Исключение составляют два верхних позвонка шейного отдела и позвонки крестцового (кроме первого) и копчикового отделов:

  • два верхних позвонка шейного отдела человека предназначены для крепления черепной коробки и обеспечения его двигательной способности, поэтому они более массивны
  • позвонки крестцового и копчикового отделов не несут основной опорной нагрузки, находясь ниже центра тяжести тела в самом конце позвоночного отдела

Копчик человека вообще считается рудиментом хвоста и имеет соответствующее сужающееся строение, хотя и он выполняет функцию поддержания равновесия тела в сидячем положении.

Опорная функция позвоночника выходит за пределы поддержания статического равновесия. Позвоночник выполняет функцию опоры тела человека и в движении, и при наличии нагрузок. Поэтому и опорная, и двигательная функция тесно связаны вместе.

Двигательная функция

Двигательная функция позвоночника — это возможность совершать движения в разных направлениях и плоскостях

Это осуществляется благодаря замечательному строению позвонков и межпозвоночных дисков:

  • четыре фасеточных сустава позвонка дают возможность движения вокруг трех осей (фронтальной, сагиттальной и вертикальной)
  • поперечные и остистые отростки служат для присоединения связок и мышц
  • межпозвоночные диски, амортизирующие нагрузки, позволяют увеличить размах движений

Подвижность суставов создается благодаря их очень гладкой хрящевой поверхности и наличии синовиальной жидкости в суставной сумке.
Всего у позвоночника человека имеется 24 двигательных сегмента с разными степенями двигательной активности:

  1. Сегменты шейного отдела — самые подвижные
  2. Грудного отдела — малоподвижные
    Позвонки грудного отдела отягощены еще и ребрами, прикрепленными к поперечным отросткам, поэтому на грудной отдел возложено больше опорных и защитных функций, чем двигательных
  3. Поясничного отдела — активно подвижные
  4. Крестцового — неподвижные у взрослого человека

Сам по себе позвоночник не будет двигаться, это происходит при помощи прикрепленных к нему мышц, являющихся активной частью позвоночника.

Амортизационная функция

Амортизационная функция — это способность смягчать нагрузки при силовом давлении или резких движениях

При движениях, быстром беге, прыжках, вибрациях позвоночник подвергается опасности за счет противодействующих сил. Они могли бы вызвать смещения дисков и даже повреждения, если б позвоночник не был вооружен прекрасными природными амортизаторами:

  1. Мышцы, присоединенные к позвоночному столбу способны уменьшать нагрузки путем сокращения и увеличения мышечного напряжения: это позволяет удерживать позвонки на определенном расстоянии и избегать травм.
    Другая обратная сторона — у самой мышцы в результате длительного перенапряжения может наступить болевой спазм и воспаление (миозит), что может потом привести к ее атрофии. Поэтому длительные встряски и нагрузки в любом случае приведут к нарушению функций позвоночника
  2. Диски между позвонками играют одну из главных амортизационных предохраняющих функций
    Регуляция осуществляется при помощи способности ядра диска впитывать воду и повышать свою упругость под действием давления. С возрастом, а также под влиянием дистрофических изменений и деформаций в диске такая способность утрачивается.
  3. Естественные боковые изгибы позвоночника придают позвоночному столбу человека свойства пружины. Позвоночник взрослого человека в профиль выглядит как латинская буква S и, в зависимости от отдела, имеет следующие изгибы:
    • Изгибы шейного и поясничного отделов —лордоз (выпуклость вперед)
    • Изгиб грудного отдела — кифоз (выпуклость назад)

Защитная функция

Главная защитная функция позвоночника заключается в том, что он оберегает важнейший орган человека, без которого невозможно взаимодействие всех остальных органов — спинной мозг

Мозг проходит вдоль задней части позвоночника в канале, образованном соединенными вместе позвонками, их дугами и боковыми отростками. Он защищен тремя оболочками (мягкой, паутинной и твердой) и крепится к каналу связками. От спинного мозга в фораминальные межпозвонковые отверстия отходят 31 —33 пары спинномозговых нервов (по количеству сегментов в позвоночнике и мозге).

Защита ствола мозга позвоночником достаточно надежна, но сами нервы (многие называют их корешками) достаточно уязвимы. Деформации и смещения позвонков и дисков в результате болезней или травм задевают нервные волокна, и через нервную систему начинают страдать другие отдаленные органы. Поэтому такие деформации неизбежно вызывают нарушение защитной функции позвоночника. Строение и функции позвоночника тесно связаны.

Функции разных отделов позвоночника

Рассмотрим теперь какую специфическую функцию, помимо общих, несет позвоночник в каждом своем отделе.В каждом отделе позвоночник выполняет разные функцииШейный отдел человека

Читайте также:  Жизнь с протрузией позвоночника

Основные функции шейного отдела:

  • соединение головного и спинного мозга, объединение центральной и периферической нервной системы в одно целое, связь между органами (защитная и соединительная функции)
  • поддержание головы и ее двигательных возможностей. Как мы знаем, в шейном отделе находятся наиболее подвижные позвонки, а два верхних шейных позвонка (атлант и аксис) обеспечивают повороты головы в диапазоне 180 ‘ (опорная и двигательная функции)
  • кровоснабжение головного мозга: через отверстия в боковых отростках шейных позвонков в ствол мозга, заднюю часть коры и мозжечок проходят позвоночные артерия и вена, а также сонная артерия

Любая врожденная или приобретенная патология, травма или дегенеративное изменение в шейном отделе может привести к серьезным последствиям: например, к синдрому позвоночной артерии.
Этот синдром возникает при сдавливании в шейном отделе позвоночной артерии вместе с окружающим ее симпатическим нервным сплетением. Из многочисленных причин возникновения синдрома, можно выделить как связанные с позвоночником, так и нет. В первой группе находятся такие:

  • Артроз суставов первого и второго шейных позвонков
  • Травмы, сколиоз, межпозвоночная грыжа
  • Изменение борозды под позвоночную артерию в дужке первого шейного позвонка в результате патологических костных разрастаний (аномалия Киммерли)
  • Чересчур высокий зуб второго шейного позвонка

Синдром позвоночной артерии проявляется такими симптомами:

  1. Сильная головная боль в виде прострелов
  2. Нарушения зрения и слуха
  3. Головокружение, нарушение координации движений
  4. Тошнота и рвота и другие явления

Нарушения мозговой деятельности могут в итоге закончиться ишемическим инсультом.

Опасны также краниовертебральные аномалии, вызванные патологией первого и второго шейных позвонков.

Первый и второй шейные позвонки, соединенные с основанием черепа, называются краниовертебральным переходом. Встречаются как врожденные аномалии этого перехода у человека, так и приобретенные. Например:

  • Сращивание (ассимиляция) первого шейного позвонка с костью затылка
  • Неправильно расположенный зуб второго шейного позвонка или слишком большой, из-за чего происходит смещение атланта с давлением на спинной мозг или вклинивание зуба аксиса в затылочное отверстие мозга, что может вызвать самые непредвиденные последствия
  • Вдавливание верхних позвонков в основание черепа и сдавление отделов продолговатого и спинного мозга

Все эти аномалии могут привести к пирамидным, вестибулярным и мозжечковым симптомам.

Грудной отдел человека

  • Грудной отдел играет важную опорную функцию для задней стенки грудной клетки:
    12 пар ребер при помощи суставов в задней части крепятся в реберных ямках поперечных отростков грудных позвонков.
  • Так как в грудной клетке находятся сердце и легкие, то позвоночник, получается, выполняет защитную функцию для этих органов, а также дыхательную. Движения грудной клетки при дыхании не ограничиваются из-за двигательной возможности позвоночника, несмотря на то, что в грудном отделе подвижность позвонков умеренная.

Поясничный отдел человека

  • Поясничный отдел выполняет основную двигательную функцию
  • Распределяет нагрузку по всему телу человека, амортизирует вибрацию и толчки при движении
  • Благодаря поперечным отросткам, защищает почки

Крестцовый отдел и копчик человека

  • В крестцовом отделе крепятся кости таза и находятся органы, работа которых координируется через нервы, выходящие в копчиковых отверстиях (защитная функция)
    А в остальном у крестцовых и копчиковых позвонков немного функций: из-за неподвижности крестца двигательная функция в этом отделе не выполняется.
  • У копчика есть слабая двигательная активность:
    при удерживании равновесия во время наклонов назад, сидя
    он принимает участие в родах, обеспечивая более широкий проход в малом тазу для выхода плода

Нарушение функции позвоночника

В течение жизни человека, в результате развивающихся болезней, неправильного образа жизни и травм, его позвоночник, к сожалению утрачивает часть своих функций.

Для каждого отдела это происходит специфически, с учетом его анатомических особенностей.

В поясничном отделе остеохондроз и межпозвоночная грыжа могут вызвать вначале нарушение двигательной функции позвоночника, а затем и защитной, если в процесс вовлекается спинномозговой нерв.

В шейном отделе эти же болезни, кроме указанных симптомов, могут привести и к куда более серьезным последствиям:

  • нарушению мозгового кровообращения
  • ишемии головного мозга
  • инсульту спинного мозга

Инсульт же часто означает полную потерю двигательной функции.

Изучив патологические процессы в позвоночнике, можно и определить некую последовательность утраты позвоночником человека своих основных функций в результате болезней:

Вначале утрачивается амортизационная функция, затем — двигательная, а потом — защитная и опорная

Будьте здоровы! Сохраняйте свой позвоночник молодым и функциональным.

Видео:

Оценка статьи:

(79 оценок, среднее: 4,80 из 5)

Загрузка…

Источник