Гибкость позвоночника биология 8 класс
Биология человека
Учебник для 8 класса
В скелете человека различают: скелет головы, скелет туловища и скелет верхних и нижних конечностей.
Скелет головы (Череп). Череп состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей. Единственная подвижная кость черепа — нижняя челюсть. Череп защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, даст опору мышцам лица и начальным отделам пищеварительной и дыхательной систем. В черепе выделяют крупный мозговой и меньший лицевой отделы. Мозговой отдел черепа образуют следующие кости: непарные — лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая и парные — теменная и височная.
Наиболее крупные кости лицевого отдела — парные скуловые, верхнечелюстные, а также носовые и слезные кости, непарные — нижняя челюсть и расположенная на шее подъязычная кость.
Скелет туловища. Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки. Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук, туловища. Верхний отдел позвоночника поддерживает голову. Длина позвоночника составляет около 40% длины тела человека.
Позвоночник состоит из 33— 34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4—5 позвонков). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик.
Позвоночник человека имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им смпгчаютсл толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.
Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие.
Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.
Грудная клетка образована 12 парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей.
Скелет конечностей. У человека функции конечностей — рук и ног — четко разграничены.
Строение кисти обеспечивает выполнение разнообразных сложных движений, ноги служат для опоры и передвижения.
Скелет любой конечности состоит из двух частей: пояса конечностей и скелета свободной конечности. Кости пояса конечностей соединяют свободные конечности со скелетом туловища.
Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет свободной верхней конечности состоит из трех отделов: плечевой кости, костей предплечья и кисти. Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение (плечевой сустав), позволяющее совершать различные движения рукой.
Предплечье образовано лучевой и локтевой костями. Способность лучевой кости поворачиваться вокруг локтевой позволяет совершать такие движения, как поворачивание ключа, вращение отвертки.
Кисть образована большим количеством мелких костей. В ней различают три отдела: запястье, пясть и фаланги пальцев.
Пояс нижних конечностей (тазовый пояс) составляют две тазовые кости, которые соединяются с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб (туловище). С тазовыми костями соединяются скелет нижних конечностей и мышцы, он служит для них опорой и принимает участие в их движениях. Тазовый пояс также поддерживает и защищает внутренние органы.
Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, костей голени и стопы. Массивная бедренная кость — самая крупная кость скелета человека. К костям голени относятся большеберцовая и малоберцовая кости.
Кости стопы подразделяют на кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев.
- Скелет человека составляет примерно 15% от массы тела человека. В средним он весит около 17 кг. Как это ни странно, но точно указать число костей в скелете человека не представляется возможным. Различные авторы насчитывают в его составе от 206 до 230 костей. Эти несоответствия связаны с тем, что у людей не совпадает число позвонков, ребер и других костей. Число костей скелета меняется также с возрастом человека. Самой длинной костью скелета является бедренная — ее длина составляет в среднем 27,5% от роста человека; самая маленькая кость — одна из слуховых костей среднего уха (стремечко). У мужчин ростом 180 см длина бедренной кости составляет 50 см. Хотя встречаются люди и с гораздо более длинной бедренной костью. Что касается стремечка, то у всех людей его длина составляет около 2 мм.
- Самый высокий человек, чей рост подтвержден документально, — Роберт Уодлоу из США. Его рост составлял 272 см. Самым же маленьким человеком на Земле была Полина Мастере из Нидерландов. Ее рост равнялся 59 см.
- Рост человека испытывает суточные колебания. За день рост уменьшается в среднем на 2 см, а при больших нагрузках — и на 5 см! Это происходит за счет сжатия хрящевых прослоек между позвонками. Во время ночного сна рост восстанавливается.
Пропорции тела
Кто из нас не восхищался скульптурами Древней Греции, замечательными полотнами эпохи Возрождения! Что притягивает нас, людей XXI в., к удивительным творениям, возраст которых порой превышает 2—5 тыс. лет? Несомненно, красота человеческого тела.
Учение о пропорциях тела возникло в период расцвета Египетского государства. Египтяне установили, что длина тела человека в 19 раз больше длины среднего пальца. Это правило они соблюдали при создании статуй. Древнегреческие скульпторы использовали ширину ладони как единицу измерения; пропорции тела они выражали так: две ширины ладони — высота лица, три — длина ступни, четыре — расстояние от плеча до локтя и т. д.
С развитием науки и искусства анатомы и художники установили еще ряд подобных соотношений, например: три длины головы равны длине туловища, три длины кисти — руки, три длины стопы — длине ноги, а размах рук равен длине туловища. Несомненно, об этом хорошо знал и великий художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.
Пропорции лица
Лицо человека… Из миллиардов людей, живущих на Земле, не встретить и двух с одинаковыми лицами: каждое природа создает по «индивидуальному проекту». Это наша «визитная карточка» в огромном мире, на ней — печать нашей оригинальности, неповторимости, нашего «я». Академик П. К. Анохин писал: «Красота человеческого лица, его искрящаяся индивидуальность, разнообразные проявления его выразительной игры являются источником вдохновения во все времена и у всех народов». Действительно, скульпторы и художники, композиторы, писатели и поэты воспевали лицо человека в мраморе и бронзе, в красках и звуках, в стихах и прозе. И если перед вами произведение художника, то видишь не просто портрет, а сокровенную сущность человека, его внутренний мир. Этот мир неизъяснимым образом проступает во всех его чертах: в глубине глаз, в уголках губ, в сетке морщин… Да, совсем не случайно лицо называют зеркалом души.
Создавая свои шедевры, художники и скульпторы давно интересовались размерами и пропорциями лица. Согласно утверждению древнегреческого скульптора Поликлета, лицо должно составлять 1/10 от длины всего тела. Лицо считается пропорциональным, если его можно разделить условно линиями по горизонтали на 4 равные части: от верхушки головы до края волосяного покрова, затем выделяется область лба, а следующая линия проводится прямо под носом. Считается также, что в среднем расстояние между ушами должно быть равно расстоянию от брови до нижнего края подбородка, а расстояние между наружными углами глаз должно соответствовать таковому от верхней границы носа до верхней границы подбородка (край нижней губы).
Впрочем, ни точные пропорции, ни строгая симметрия правой и левой половин лица еще не гарантируют его красоты. Кстати сказать, небольшая асимметрия присуща лицам всех без исключения людей. Даже лица Венеры Милосской и Аполлона Бельведерского — всеми признанные эталоны красоты и гармонии — не имеют полной двусторонней симметрии. Что уж говорить о простых смертных! У нас одна половина лица, обычно левая, выше, а другая — ниже. Высокая половина всегда немного уже, бровь расположена на ней чуть выше, глазная щель крупнее, а носогубная складка более выражена и прямолинейна. Причина асимметрии лица — асимметрия костей, образующих лицевой скелет.
Проверьте свои знания
- Каково строение и назначение черепа?
- Почему кости черепа соединены неподвижно?
- Какие кости образуют мозговой отдел черепа?
- Какую роль играют изгибы позвоночника?
- Из каких отделов состоит скелет конечности?
- Какие кости образуют скелет пояса верхних конечностей?
- Каково строение кисти?
- Чем сходно строение голени и предплечья?
- Что такое костный таз?
- Из каких отделов состоит скелет свободной нижней конечности?
Подумайте
- В связи с чем у человека появляются изгибы позвоночника?
- Чем скелет человека отличается от скелета млекопитающих?
Скелет человека состоит из скелета головы, скелета туловища и скелета конечностей. В скелете головы — черепе — различают мозговой и лицевой отделы. Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой. В позвоночнике различают пять отделов, он имеет изгибы, смягчающие толчки при беге и ходьбе. В грудной клетке располагаются легкие, сердце и другие органы. Она образована 12 парами ребер, грудиной и грудным отделом позвоночника. Скелет конечностей состоит из пояса конечностей и скелета свободной конечности.
Глава 2. Опора и движение
ВСПОМНИТЕ
1. Какое значение имеют полости
тела? 2. Какое значение имеют естественные изгибы позвоночника?
Позвоночник
Основой скелета туловища является позвоночный столб, или позвоночник. Он состоит из 33— 34 позвонков. Позвонок состоит из тела и отростков (рис. 19). Дуги позвонков замыкают позвоночные отверстия, которые, располагаясь друг над другом, образуют полость — позвоночный канал. В нём проходит спинной мозг. Тела позвонков полуподвижно соединены между собой через хрящевые межпозвоночные диски и удерживаются при помощи многочисленных связок. 60 Благодаря такому соединению большая часть позвоночника является упругой и гибкой. Так как хрящевые диски могут сжиматься, то к вечеру рост человека уменьшается на 1—2 см, а при больших физических нагрузках даже больше. Однако за ночь позвоночник человека восстанавливается до прежней длины.
В позвоночнике выделяют следующие отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый (рис. 20). Чем ниже расположен позвонок в позвоночнике, тем больше на него нагрузка и тем массивнее его тело.
У человека, как и у млекопитающих животных, семь позвонков образуют шейный отдел. Верхний шейный позвонок — атлант — не имеет тела, а его дуги срослись с костями основания черепа.
Грудной отдел позвоночника состоит из 12 грудных позвонков, которые полуподвижно соединены с 12 парами рёбер. Семь верхних рёбер также полуподвижно соединены с грудной костью, или грудиной. VIII, IX и Х рёбра через хрящи соединены с вышележащими рёбрами. Передние концы XI и XII рёбер свободно заканчиваются в мышцах. Грудина состоит из рукоятки, к которой присоединяются ключицы, тела, к которому присоединяется I—VII пары грудных рёбер, и мечевидного отростка. Грудные позвонки, рёбра и грудина образуют грудную клетку (см. рис. 20), в полости которой расположены сердце, лёгкие, трахея и пищевод. Благодаря движениям грудной клетки осуществляется внешнее дыхание.
Поясничный отдел позвоночника образован пятью массивными поясничными позвонками.
Все пять крестцовых позвонков срастаются в единый крестец, прочно соединённый с тазовыми костями. Такая мощная конструкция образовалась для того, чтобы обеспечить опору телу при переходе к прямохождению, и характерна только для человека. Окончательное срастание крестцовых позвонков происходит обычно к 18— 20 годам. Верхушка крестца соединяется с копчиком.
Копчиковый отдел позвоночника у человека образован 4—5 маленькими сросшимися позвонками.
Как вам уже известно, в связи с переходом людей к прямохождению в позвоночнике образовались четыре изгиба, два из которых направлены выпуклостью вперёд: шейный и поясничный лордозы, а другие два направлены выпуклостью назад: грудной и крестцово-копчиковый кифозы. Благодаря этим изгибам обеспечивается надёжная амортизация головного мозга при ходьбе, беге, прыжках (см. рис. 20).
Скелет конечностей и их поясов
Скелет плечевого пояса нужен для соединения скелета руки с остальным скелетом. В его состав входят две лопатки и две ключицы (см. рис. 16). Лопатки — плоские треугольные кости, расположенные на задней стороне грудной клетки и соединённые с ней только посредством мышц. Ключицы — S-образные кости, соединённые с грудиной и лопаткой. Скелет свободной верхней конечности образован плечевой костью, костями предплечья (локтевой и лучевой) и костями кисти. 58-59 Скелет кисти образован восемью костями запястья (у взрослого человека две кости срастаются и остаётся семь), расположенными в два ряда, пятью костями пясти и фалангами пальцев (в большом пальце две фаланги, а в остальных по три).
Скелет тазового пояса служит для соединения скелета ноги с позвоночником. Тазовый пояс образуется за счёт срастания двух подвздошных, двух седалищных и двух лобковых костей. В месте соединения этих костей находится вертлужная впадина, в которую входит головка бедренной кости (см. рис. 16). Тазовые кости соединяются с крестцом в очень прочную конструкцию — таз. Он представляет собой костное кольцо, внутри которого находится полость. На таз опирается позвоночный столб, а образующие его плоские кости поддерживают и защищают внутренние органы, расположенные в брюшной полости.
Скелет свободной нижней конечности образован бедренной костью, костями голени (большая и малая берцовая) и костями стопы. Стопа состоит из семи костей предплюсны (самая крупная из которых — пяточная), пяти костей плюсны и фаланг пальцев (в большом пальце две и по три в остальных). У человека стопа сводчатая, чтобы смягчать толчки, возникающие при ходьбе, беге и прыжках, что является ещё одним приспособлением к прямохождению.
Формирование изгибов позвоночника у человека происходит постепенно в течение первого года жизни (рис. 21).
Позвоночник новорождённого имеет только два изгиба — грудной и крестцовый кифозы, которые называют первичными. Шейный и поясничный лордозы развиваются позднее и называются вторичными. Изгиб шейного отдела развивается у ребёнка примерно к 1,5 месяцам, когда начинают формироваться мышцы шеи и ребёнок, лёжа на животе, начинает поднимать голову. Изгиб поясничного отдела появляется, когда ребёнок начинает сидеть и ползать.
Формирование изгибов позвоночника зависит от особенностей ухода за ребёнком. Если родители носят ребёнка на руках в правильном положении, изгибы его позвоночника будут формироваться своевременно и правильно. Если же они носят ребёнка, неравномерно распределяя нагрузку на его неокрепший позвоночник, слишком рано начинают его сажать или просто перевозят в сидячем положении в коляске, то это неизбежно привёдет к нарушениям нормального процесса формирования изгибов позвоночного столба.
Моя лаборатория
Иногда у человека можно обнаружить атавизм. Так называют врождённый возврат к признакам предков. Например, у некоторых новорождённых детей встречается увеличение числа копчиковых позвонков, то есть хвост! Это и есть атавизм, проявляющийся в анатомическом строении опорно-двигательной системы.
Новые понятия
Грудная клетка. Крестец. Таз
Ответьте на вопросы
1. Какое строение имеют позвонки человека?
2. Какие особенности состава и строения позвоночника обеспечивают упругость и гибкость тела человека?
3. Что такое грудная клетка и каковы её функции? 4. Какое значение для человека имеет массивность крестца и костей тазового пояса?
ПОДУМАЙТЕ!
Почему у млекопитающих животных, в отличие от человека, при родах не возникает проблем, связанных со строением скелета? Что помогает человеку решить эти проблемы?
Источник
1
Гибкость позвоночника, как фактор, определяющий состояние опорно-двигательной системы
2
Цель работы — выявить степень гибкости позвоночника у школьников разных ступеней обучения. Задачи работы: — определение гибкости позвоночника школьников на разных уровнях формирования опорно-двигательной системы; — выявление взаимосвязи между гибкостью позвоночника и физической подготовкой; — сравнение результатов практической работы и результатов медосмотра; — выявление факторов на формирование опорно- двигательной системы.
3
Обоснование работы Тема работы определена по интересам школьников на уроке биологии при выполнении практической работы «Гибок ли ваш позвоночник». Актуальность — в настоящее время здоровье человека – один из важных факторов его благополучия. Степень гибкости позвоночника влияет на состояние опорно- двигательной системы организма: здоров позвоночник – все тело здорово. Гипотеза: чем лучше состояние мышц, тем легче позвоночник справляется с нагрузками.
4
Обоснование гипотезы Обоснование гипотезы проводилось на анализе литературных источников и справочных материалов, консультаций медиков, анкетирования школьников, проведения исследования в группах-классах, проведение физкультминутки в звене начальных классов по разучиванию новых методик на развитие гибкости позвоночника. Обоснование гипотезы проводилось на анализе литературных источников и справочных материалов, консультаций медиков, анкетирования школьников, проведения исследования в группах-классах, проведение физкультминутки в звене начальных классов по разучиванию новых методик на развитие гибкости позвоночника.
5
Методы исследования Методика практической работы «Гибок ли ваш позвоночник?» использована из рабочей тетради по биологии для учащихся 8 класса (автор И.Н Пономарёва): встаньте на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, максимально нагнитесь вперёд, попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры, а если удаётся то и ниже. Теперь с помощью линейки измерьте расстояние от кончика среднего пальца до опоры. Результаты считаются отличными, если у мальчиков равны +6 (+9), а у девочек +7 (+10). Все остальные положительные результаты следует оценить как хорошие, а вот отрицательные – как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.
6
Исследования показали : Ф.И ученика 11 класс (Январь, 2010 г.) 11класс (Май, 2010 г.) Вывод Антонов Артём освобожд ен +5 Ганова Ксения +8 Стадниче нко Сергей ,5 Чупрыно Влад ,5 Никифоро в Виктор
7
Ф.И. ученика8 класс (октябрь, 2008г) 8 класс (март,2009 г.) 9 класс (март, 2010 г.) Вывод Волынкина Екатерина ,3 Грищенко Татьяна +4 Иванова Алёна ,6 Королёв Александр ,6 Мугаджиров Мустафа ,3 Селищева Наталья ,8 Сташкова Валентина ,3 Черемнякова Ксения ,6 Чупрыно Татьяна ,8
8
Ф.И. ученика7 класс8 классВывод Ванчуров Андрей -20 Дудко Станислав Душкина Вероника Лидер Сергей ,3 Обельцева Надежда освобождена +7 7 Поляков Сергей ,8 Пислегин Алексей ,5 Рудоман Анастасия освобождена +3 Фликова Валерия +14 Ярошик Кристина ,8
9
Ф.И. ученика6 класс7 классВывод Ганов Вадим освобожден +5 Ефимова Валерия +10 Обельцева Екатерина ,8 Селихова Елена Стадниченко Никита ,5 Хмелевских Олег ,3 Школьник Андрей ,8 Якименко Наталья ,8
10
Ф.И. ученика5 класс (Январь, 2010г.) 5 класс (Май, 2010г.) Вывод Савченко Елена Свинаренко Захар Освобождён +3 Сафонова Валерия ,5 Серикова Евгения ,5 Максимов Юрий Мугаджиров а Залха
11
Ф.И. ученика4 класс (Январь, 2010г.) 4 класс (Май, 2010г.) Вывод Коплик Влад Махомедов Евгений ,5 Марушличенк о Вадим Майдуров Дмитрий 0 +2 Нкифорова Татьяна +2 Савенко Алёна ,5 Селихов Владимир +1 0 Черемняков Михаил ,5
12
Ф.И. ученика 3 класс (Январь, 2010г.0 3 класс (Май, 2010г.) Вывод Ефимова Светлана ,5 Селищева Елизавета ,5 Харченко Роман ,5 Ф.И. ученика 2 класс (Январь, 2010 г.0 2 класс (Май, 2010 г.) Вывод Волынкин Денис ,5 Куликов Данила 0 -0,5 Пенчук Дмитрий 0 -0,5
13
. Результаты наблюдений и медосмотра детей Работа по исследованию гибкости позвоночника проводилась в течение двух лет и расширена с участием 1-5 классов. Гибок ли ваш позвоночник? класс До 0 До +6 От
14
Результаты анкетирования По утренней зарядке из числа опрошенных – 22 участника анкеты делают, что составляет 38%; 29 — не делают; 7 ответили «иногда». Поэтому с целью повышения работоспособности школьников проводится утренняя зарядка перед первым уроком.
15
Углубленные исследования медосмотра года показали, Отклонен ия Год1 кл2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.10 кл 11 кл Нарушен ие осанки в Сколиоз грудного отдела в
16
Заключение Выводы и рекомендации по результатам исследований В целом практическая работа по гибкости позвоночника, анкетирование по отношению к утренней зарядке, консультация медиков были направлены на повышение интереса всех участников к вопросу о состоянии опорно-двигательной системы и формированию осанки, как факторов, в дальнейшем определяющих общее состояние здоровья человека. Вывод 1: отклонения от нормы степени гибкости позвоночника по результатам эксперимента в среднем составляет 13% на конец учебного года. На уровне младших школьников показатель составляет 28%, что объясняется слабой физической подготовкой учащихся этого звена.
17
Выводы: 2. Несистематическое занятие некоторых школьников физкультурой показывают расхождения по результатам гибкости позвоночника. Причины: пассивное отношение к урокам физической культуры, нет желания посещать спортивные секции, длительное времяпровождение за компьютером, у телевизора, несоблюдение режима дня, низкий уровень профилактических занятий на укрепление здоровья детей и взрослых и др. 2. Несистематическое занятие некоторых школьников физкультурой показывают расхождения по результатам гибкости позвоночника. Причины: пассивное отношение к урокам физической культуры, нет желания посещать спортивные секции, длительное времяпровождение за компьютером, у телевизора, несоблюдение режима дня, низкий уровень профилактических занятий на укрепление здоровья детей и взрослых и др. 50% школьников не делают утреннюю зарядку дома. 50% школьников не делают утреннюю зарядку дома.
18
Выводы: 3. результаты углубленного медосмотра по нарушению осанки школьников в учебном году составляло 22% (всего участвовало 80 школьников), что превышает средний показатель по результатам практической работы эксперимента уч. году (13%). Данные медосмотра и результаты исследований имеют основания для продолжения проекта по степени гибкости позвоночника и расширения области этого вопроса на уровне специалистов (медицинские рекомендации), довести сведения до родителей.
19
Выводы: 4. лечебная физкультура через комплекс физических упражнений оказывает на организм многостороннее влияние, как общее – улучшение тренированности мышц, работы сердца, легких, так и местное – улучшение питания мышц, суставов, связок. Чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становятся кости, тем легче им противостоять силе тяжести, стремящейся согнуть, искривить позвоночник.
20
Рекомендации Систематические занятия физкультурой, посещение спортивных секций, выполнение различных посильных обязанностей по хозяйству способствует развитию мышечной активности и влияет на формирование опорно-двигательной системы и осанки. Правильная осанка не возникает сама по себе, её необходимо тренировать с раннего детства.
21
Девиз здоровья Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть сильным – бегай! Хочешь быть сильным – бегай! хочешь быть умным – бегай! хочешь быть умным – бегай! (высечено на скале в Древней Элладе) (высечено на скале в Древней Элладе)
22
Спасибо за внимание ! Будьте здоровы! здоровы!
Источник