Художественная гимнастика и позвоночник

Художественная гимнастика и позвоночник thumbnail

Авторы: Венгерова Наталья НиколаевнаСоловьёва Ирина Олеговна
Источник: Журнал Ученые записки университета имени П.Ф. ЛесгафтаВыпуск: 7 (53) 2009, 15 июля 2009
Страницы: 23-28

В статье рассматривается проблема наличия структурно-функциональных изменений позвоночника гимнасток-художниц.

Введение

Для художественной гимнастики характерны регулярные тренировочные нагрузки высоких объемов и интенсивности в детском и, особенно, в подростковом возрасте [8].

Значительно повышая интенсивность тренировочного процесса в этот период, необходимо учитывать и возможные неблагоприятные последствия для организма девочек-подростков. По мнению специалистов [6], дефицит энергетических субстратов в организме гимнасток вследствие соблюдения жестких диет в сочетании с регулярными высокоинтенсивными физическими нагрузками приводят к торможению выработки гормонов в гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системе. Это обстоятельство позволяет отнести гимнасток-художниц в «группу риска» по развитию симптомокомплекса «Триада женщины-спортсменки», проявлениями которого являются расстройства пищевого поведения, функциональная гипоталамическая аменорея и остеопороз [12]. Снижение плотности костной ткани (остеопороз) может проявляться болями в позвоночнике, являться причиной «усталостных» переломов костей, сколиоза, нарушений осанки. Вследствие этого у гимнасток-художниц значительно чаще встречаются нарушения состояния опорно-двигательного аппарата в виде искривлений позвоночника по сравнению со среднестатистическими данными в популяции [2].

Мы предположили, что осуществление специфической профилактики изменений состояния позвоночника, биологически обоснованное дозирование физической нагрузки на тренировках будут способствовать коррекции и снижению частоты возникновения патологической осанки, предупреждая тем самым переход ее в необратимое состояние — сколиоз.

Организация иследования

Педагогический эксперимент проводился с сентября 2007 по апрель 2008 г.г. на базе ДЮСШ Петроградского района г. Санкт-Петербурга.

В педагогическом эксперименте принимали участие две группы (контрольная — Гк. и экспериментальная — Гэк.), сформированные свободным методом. Каждая группа состояла из 18 гимнасток в возрасте 12-14 лет, имеющих квалификацию I разряд и выступающих по программе КМС. Контрольная и экспериментальная группы представлены выборками, однородными по возрасту и уровню квалификации (коэффициент вариации Пирсона V < 10%).

Методика

Для определения степени выраженности патологических изменений позвоночника у девочек гимнасток применялись методики, используемые в травматологии и ортопедии [6].

Исходное положение испытуемого при проведении данных тестов — стойка спиной к исследователю, ноги вместе, руки вниз, мышцы спины и плечевого пояса расслаблены. Визуально оценивалось состояние позвоночного столба: положение над- плечий, лопаток, симметричность треугольников талии.

Обследуемым предлагалось выполнить положение активной осанки — лежа на животе прогнувшись («лодочка»). При этом визуально отмечалось наличие или отсутствие деформации позвоночника. Исчезновение деформации позвоночника в положении активной осанки расценивалось как проявление патологической осанки, а уменьшение деформации — как признак сколиоза.

Гимнастки выполняли наклон вперед, во время которого определялось наличие или отсутствие околопозвоночной мышечной асимметрии («мышечного валика»). Наличие «мышечного валика» расценивалось как проявление сколиоза. Помимо этого, искривления позвоночника регистрировались путем проведения теста с грузиком [7].

В начале исследования оценивался уровень проявления пассивной и активной гибкости в позвоночнике и силы мышц спины у гимнасток при выполнении тестовых заданий [5]: удержание в течение 2 с «захвата ног в наклоне» и «наклона назад на коленях» (в баллах). Уровень развития динамической силы мышц спины определялся по результатам выполнения упражнения «поднимание туловища» из положения лежа на животе, руки вверх, в максимальном темпе до вертикального положения за 10 с.

Тренировочный процесс в экспериментальной группе включал в себя выполнение разработанных комплексов упражнений на тренировочных занятиях 3 раза в неделю по 40-45 минут в заключительной части занятия в подготовительном и соревновательном периодах. Учебно-тренировочный процесс в контрольной группе проводился традиционно согласно программе ДЮСШ.

Комплексы упражнений специальной физической подготовки (СФП) и коррек- ционной гимнастики, выполняемых сопряженным методом, разрабатывались с учетом теории и методики гимнастики и лечебной физкультуры (ЛФК) и представляли собой последовательное сочетание блоков упражнений для развития активной и пассивной гибкости (рис. 1).

Время выполнения комплексов СФП составляло 7 мин — 7мин 30с. Время вы­полнения комплексов ЛФК составляло 3 мин — 3 мин 30с. По окончании выполнения комплексов упражнений выполнялись упражнения на расслабление (релаксация) в течение 30с. В содержание каждого блока входили специальные упражнения для раз­вития гибкости, выполняемые с гимнастическими предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы) поочередно, т.е. на каждом занятии выполнялся комплекс с одним предметом.

Читайте также:  Заболевание позвоночника луиза хей

Продолжительность упражнений на статическое растягивание определялась, исходя из теоретических разработок [3], и составляла 60 — 70с. Длительность выпол­нения одного двигательного действия в блоках составляла 60 — 90с. Интервалы отдыха между упражнениями — 5-10с. (DeVriesH. A., LeeE.J., 1994; HoffmanJ., 2002).

В конце выполнения двигательных заданий гимнастки удерживали конечное положение с максимальным растягиванием в течение 10-15 с для преодоления мышеч­ного напряжения с последующим медленным «дотягиванием» до предельного уровня растягивания в течение 1-2 с. Блоки коррекционной гимнастики (промежуточные) вы­полнялись между основными блоками упражнений.

При выполнении разработанных комплексов упражнений особое внимание уде­лялось работе гимнасток на «неудобную» ногу. С целью выработки навыков работы с предметами обеими руками в равной степени нами рассчитано, что, с учетом подходов к развитию гликолитических способностей, длительность выполнения двигательного действия должна составлять 60 — 90с. Исходя из этого, продолжительность выполне­ния каждого двигательного действия в блоках на «удобную» ногу составляла 60с, на «неудобную» ногу — 90с. В данный временной промежуток возможно выполнение уп­ражнения на «удобную» и на «неудобную» ногу без нарушения техники в соотноше­нии 3:5; 5:8; 2:3 в зависимости от сложности структуры движения. Количество повто­рений двигательного действия рассчитывалось, исходя из сложности его структуры (от 3 до 16 раз на одну ногу). Установлено, что количество повторений двигательных дей­ствий на «неудобную» ногу превышает количество повторений на «удобную» ногу на 30 — 40%.

Результаты и их обсуждене

В начале эксперимента (сентябрь 2007 г.) проводилась оценка состояния позво­ночника в обеих группах. Соотношение частоты выявления изменений состояния по­звоночника (патологическая осанка, сколиоз) и нормы проявления активной и пассив­ной гибкости, силы мышц спины у гимнасток обеих групп представлено в таблице 1.

Показатели состояния позвоночника и уровня проявления физических качествгимнасток I разряда до начала эксперимента

Группа Норма (%) Пат. осанка (%) Сколиоз (%) Актив. гибкость (б) Пассив. гибкость (б) Сила (б)
Гк. 33,3 16,7 50,0 5,4±1,4 7,7±2,1 6,4±0,8
Гэк. 11,1 22,2 66,7 5,3±1,2 7,9±1,8 6,6±1,1

Однородность групп определена по уровню развития пассивной, активной гиб­кости в позвоночнике и уровню проявления силы мышц спины (коэффициент вариа­ции Пирсона V < 10%).

После окончания педагогического эксперимента (май 2008 г.) нами повторно произведена оценка состояния позвоночника. Частота выявления изменений органиче­ского характера (сколиоза) как в контрольной, так и в экспериментальной группе оста­лась прежней — 50,0% и 66,7% (соответственно). Достоверные различия частоты выяв­ления изменений функционального характера (патологическая осанка) отмечены в обеих группах, но с различной динамикой (Р<0,05). В экспериментальной группе час­тота регистрации снизилась на 16,6%, тогда как в контрольной группе — увеличилась на 11,1%.

Отсутствие динамики частоты регистрации сколиоза в обеих группах можно объяснить тем, что данное состояние носит органический характер и не поддается полной коррекции посредством выполнения физических упражнений, а требует ком­плексных терапевтических подходов к лечению в условиях медицинских учреждений.

Использование разработанных комплексов упражнений благоприятно повлияло на изменение уровня физической подготовленности гимнасток (таблица 2).

Показатели проявления физических качеств гимнастками I разряда

  Пассивная
гибкость
Р Активная
гибкость
Р Сила мышц
спины
Р
Группа
  баллы %   баллы %   баллы %  
Гк. 8,6±1,1 10,5 >0,05 7,4±2,0 27,0 >0,05 6,5±1,3 1,5 >0,05
Гэк.. 8,9±0,9 11,2 >0,05 9,4±0,5 43,6 <0,05 7,6±1,2 13,2 <0,05

Результаты статистического анализа (по критерию Манна-Уитни) свидетельст­вуют об отсутствии достоверных различий в исследуемых показателях в контрольной группе при первичном и повторном тестировании (Р>0,05). В экспериментальной группе выявлены достоверные различия по показателям активной гибкости и силы мышц спины, отмеченным до и после эксперимента (Р<0,05). Кроме того, установлено достоверное повышение показателей активной гибкости и силы мышц спины у гимна­сток экспериментальной группы в конце эксперимента по сравнению с аналогичными показателями в контрольной группе (Р<0,05).

Для оценки эффективности разработанного комплекса как средства повышения уровня спортивного мастерства гимнасток был проведен анализ протоколов соревно­ваний («Надежды Санкт-Петербурга» 2007 г.), в которых принимали участие гимнаст­ки обеих групп в период до проведения эксперимента (май 2007 г. — сентябрь 2007 г.), и соревнований («Надежды Санкт-Петербурга» 2008 г., «Открытый турнир Централь­ного района г. Сочи «Жемчужина Черного моря» 2008 г., «Первенство ЦСКА г. Моск­ва» 2008 г.), проходивших после проведения эксперимента (июнь 2008 г. — ноябрь 2008 г.). Для гимнасток контрольной и экспериментальной групп были определены средние итоговые оценки за исполнение соревновательных композиций. До проведе­ния эксперимента средняя итоговая оценка за исполнение композиции среди гимна­сток контрольной группы составила 16,825±2,550 балла, в экспериментальной группе — 17,200± 1,200 балла. Установлено, что различия в средних итоговых оценках за ис­полнение композиций у гимнасток контрольной и экспериментальной группы стати­стически незначимы (P>0,05).

Читайте также:  Турмалиновый пластырь для позвоночника инструкция по применению

После проведения эксперимента средняя итоговая оценка за исполнение компо­зиции среди гимнасток контрольной группы составила 17,850±2,350 балла, в экспери­ментальной группе — 20,275±3,200 балла. Установлено, что различия в средних оцен­ках за композицию у гимнасток контрольной и экспериментальной группы статисти­чески значимы (Р<0,05).

Выводы

Разработанные комплексы упражнений являются средством повышения уровня развития активной гибкости в позвоночнике и силы мышц спины у гимнасток экспе­риментальной группы и способствуют повышению качества исполнения всех элемен­тов, в которых необходимо проявление гибкости, что, в свою очередь, влияет на их исполнительское мастерство.

Таким образом, включение в учебно-тренировочный процесс гимнасток- художниц данной квалификации комплекса СФП, включающего в себя соревнова­тельные элементы, сопряженного с предметной подготовкой и элементами коррекци- онной гимнастики, позволяет совершенствовать тренировочный процесс и осуществ­лять профилактику неблагоприятных изменений опорно-двигательного аппарата спортсменок.

Литература

  1. Винер, И. А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в худо­жественной гимнастике : автореф. дис. … канд. пед. Наук / Винер И.А. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. — СПб., 2003. — 20 с.
  2. Ниаури, Д. А. Репродуктивное здоровье женщины в спорте : метод. пособие / Д.А. Ниаури, Т.А. Евдокимова, Е.И. Сазыкина.- СПб. : ООО «Издательство Н-Л», 2003. — 28 с.
  3. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте : общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. — Киев : Олимпийская литература, 2004. — 808 с.
  4. Художественная гимнастика : правила судейства. / https://www.rusgymnastics.ru/docs/coderg0701-r.pdf.
  5. Цепелевич, И.В. Сопряжённое развитие физических способностей на этапе углублённой подготовки в художественной гимнастике : дис. … канд. пед. наук / Це­пелевич И.В. ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. — СПб., 2007. — 164 с.
  6. Чаклин, В.Д. Сколиозы и кифозы / В.Д. Чаклин, Е.А. Абальмасова. — М. : Медицина, 1973. — 175 с.
  7. Шоммер, Н. Как остановить сколиоз / https://www.msge.ru/book/shommer_skolioz.zip
  8. Шахлина, Л.Г. Медико-биологические основы спортивной тренировки женщин / Л.Г. Шахлина. — Киев : Наукова думка, 2001. — 325 с.
  9. De Vries, H.A. Physiology of Execise / H.A. De Vries, T.I. Housh. — Madison Wisconsin: WCB Brown and Benchmark Publ., 1994. — 636 p.
  10. Hoffman, J. Physiological Aspects of Sport Training and Performance / J. Hoff­man. — Human Kinetics. — 2002. — 343 p.
  11. Delayed but Normally Progressed Puberty Is More Pronounced in Artistic Com­pared with Rhythmic Elite Gymnasts Due to the Intensity of Training / A. Theodoropoulou, K.B. Markou, G.A. Vagenakis, D. Benardot, M. Leglise, G. Kourounis, A.G. Vagenakis, N.A. Georgoupoulos // The Journal of Clinical Endocrinology and Metabolism. — 2005. — Vol. 90, № 11. — P. 6022-6027.
  12. Warren, M.P. The effects of intense exercise on the female reproductive system / M.P. Warren, N.E. Perlroth // Journal of Endocrinology. — 2001. — Vol. 170, Issue 1. — P. 3­11.

По материалам: bmsi.ru

Похожие страницы

Источник

Художественная гимнастика и позвоночник

26 октября отмечается Всероссийский день гимнастики. И спортивная, и художественная гимнастика — красивые виды спорта, но стоит ли отдавать туда ребенка, не причинит ли это вред его здоровью? Мы предлагаем 10 аргументов против.

Заболевания спины

Проблемы со спиной — самая частая жалоба гимнасток. Особенно страдают поясничный и грудной отделы позвоночника.

Это и просто боли в спине, и искривление позвоночника, спондилолиз (перелом дуги позвонка), спондилолистез (соскальзывание тела одного позвонка с другого), компрессионные переломы, повреждение замыкательных пластинок тел позвонков и межпозвоночных дисков, при неадекватном лечении могут возникать протрузии межпозвоночных дисков, грыжи.

Читайте также:  Татуировка дракон на позвоночнике

У художественных гимнасток уже в 6-7 лет можно диагностировать сколиоз и гиперлордоз. Сколиоз возникает из-за неравномерности нагрузки справа и слева. Гиперлордоз (избыточный изгиб поясницы) — из-за чрезмерного прогиба в пояснице, который требуется от детей.

Растяжения

Растяжения — стандартная травма для гимнасток, даже самых маленьких. Сама по себе растяжка мышц — это болезненная процедура, выполняется с помощью тренера, который давит на растягиваемые мышцы, удлиняя их. Некоторые дети не могут удержаться от слез, криков.

Здесь очень важно не переусердствовать и действовать плавно. Но растяжения возникают, как правило, не в процессе растяжки, а при выполнении упражнений, когда нагрузка на мышцы резкая и интенсивная.

Болезни костей и суставов

Патология костей и суставов возникает у гимнастов на фоне хронических перегрузок и микротравм. Чаще всего наблюдаются деформирующие артрозы, остеохондропатии, хондромаляции, хронические поражения капсульно-связочного аппарата. Особенно страдают колени, голеностоп, локтевой сустав.

В художественной гимнастике слабым местом являются коленный сустав, голеностоп и стопа. Часто повреждаются мениски, крестообразные и боковые связки коленного сустава, возможны остеохондропатии, повреждения мышц, разрывы сухожилий. Часты переломы. Конечно, травматизация более вероятна, когда ребенок занимается спортом профессионально (с 3-4 года обучения).

Риск серьезной травмы

Серьезная травма может возникнуть в любом виде спорта, но спортивная гимнастика — один из самых опасных. И это не только травмы, которые предполагают завершение спортивной карьеры, в некоторых случаях они не совместимы с жизнью. Удары о снаряды, падения, переломы позвоночника, особенно опасен перелом шейного отдела при приземлении на голову.

В художественной гимнастике риск острой серьезной травмы невысок.

Боль

Дети-гимнасты часто жалуются на боль. Болят мышцы после тренировки, во время растяжки (иногда до слез), вследствие микротравмы или полноценной травмы, которую приходится лечить, из-за которой пропускаются тренировки. Можно сказать, такие дети привыкают к боли. Однако психическое состояние в условиях постоянных болевых ощущений выходит из равновесия.

Диета

В художественной гимнастике с самого раннего возраста приходится следить за весом. Хорошо, если ребенок относится к счастливчикам, которые могут есть все и не толстеть при этом. Если же каждая конфетка добавляет граммы и сантиметры, диета может оказаться очень жесткой и исключать не только жирные продукты, сладости, выпечку и фастфуд, но и серьезно ограничивать ребенка в питательных веществах.

Одно из зарубежных исследований показало, что гимнастки употребляют лишь 80% необходимых им калорий в день, что приводит к задержке полового развития, роста, остеопорозу (а он в свою очередь повышает риск переломов).

Большая загруженность

Уже в младшей школе ребенку придется выбирать, что предпочесть: учебу или спорт. Ежедневные тренировки, сборы, выезды на соревнования практически не оставляют времени для учебы. Уроки делаются на ходу. Даже отдых подчинен расписанию. Нередко такие дети лишены полноценного сна и страдают от хронических перегрузок.

Ответственность

Дети, профессионально занимающиеся спортом, перестают быть детьми. Их жизнь превращается в череду тренировок и соревнований, успехов и неудач. У них нет времени на игры и общение с друзьями. Они отвечают за все те огромные вложения, которые сделали родители, отдав ребенка в большой спорт. От малыша ждут серьезных побед, и он все время боится не оправдать ожидания. Психологическая нагрузка на такого ребенка оказывается ничуть не меньше физической.

Необходимость полного обследования

Нередко родители, радуясь хорошей гибкости ребенка, отдают его в художественную гимнастику, не подозревая, что именно ему такие занятия наносят максимальный вред. Дело в том, что при слабости связочного аппарата (что проявляется их легкой растяжимостью) риск возникновения травмы наиболее высок.

У детей со слабыми связками чаще возникают растяжения, вывихи, подвывихи, надрывы, искривление позвоночника. Именно им противопоказаны большие нагрузки. Зачастую выясняется это уже после возникновения хронической патологии.

Слабость связочного аппарата может быть наследственной особенностью либо симптомом какого-либо заболевания. В любом случае перед поступлением в секцию нужно пройти полное обследование. В дальнейшем при серьезных тренировках необходим мониторинг состояния здоровья.

Важность выбора тренера

Многие родители выбирают тренера по степени его заслуженности и количеству именитых учеников. Однако не менее важный критерий — количество травм у его воспитанников. Именно тренер должен чувствовать, когда можно нажать, а когда пора остановиться; когда подбодрить, а когда уберечь ребенка от травмы.

Хороший тренер должен знать, как развивать тело гармонично, чтобы не страдали суставы и связки, не было перекосов позвоночника; кому вообще можно заниматься, а кому стоит подобрать что-нибудь другое, так как риск нанести вред здоровью слишком высок.

Источник