Игры для укрепления позвоночника

Игры для укрепления позвоночника thumbnail

Татьяна Плетникова
Лечебные игры на укрепление осанки, мышц спины, развития координации

Современные дети очень часто имеют слабые мышцы спины и позвоночника, и как следствие — у многих наблюдается нарушение осанки.

Осанка — это привычное положение тела человека, которое обусловлено равновесием и мышечным балансом. Неправильная осанка приводит к искривлению позвоночника и сутулости.

Повальное увлечение ранним интеллектуальным развитием приводит к тому, что родители уже с года жизни отдают ребенка в различные школы раннего развития, часто игнорируя полноценное физическое развитие. А ведь природа ребенка такова, что она постоянно находится в движении. И для него гораздо важнее провести время на прогулке, за активными играми, чем просидеть за партой в школе раннего развития. Неправильная осанка — частый спутник многих хронических заболеваний,в том числе и заболеваний внутренних органов: сердца, печени, почек, желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы.

Задачами лечебных игр на улучшение осанки являются общее укрепление детского организма, опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного корсета, улучшение деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Здесь рекомендуется проведение игр, направленных на укрепление мышц спины, плечевого пояса, пресса и позвоночника.

Для укрепления мышц спины и позвоночника достаточно обеспечить нормальную двигательную активность ребенка и уделить внимание общей тренировке организма малыша. Игры, которые предназначены для формирования правильной осанки, а также для укрепления мышц, нужно проводить регулярно. Кроме этого необходимо следить за правильным положением тела ребенка и за его дыханием.В играх также важно выбирать различные позы для исходного положения: сидя, стоя, лежа. Играть рекомендуется в среднем и медленном темпе.

«Официант»

Цель игры: формирование правильной осанки, тренировка координации движений, внимания.

Материалы: большая книга (или мешочек с песком 200-400 грамм).

Одна из самых простых, веселых и интересных игр — это ношение предметов на голове. Попросите ребенка принести игрушку, сесть на стул, посмотреть в окно, но сделать это не просто так, а положив книгу на голову. Так же можно похоть приставным шагом боком то вправо, то влево. Можно устроить небольшие соревнования по переноске предметов и смотреть за тем, у кого книга упадет быстрее.

Еще вариант. В ряд на расстоянии 30 сантиметров друг от друга выстраивают кегли. Задача — обойти все кегли «змейкой» с книгой на голове как можно быстрее, не сбив ни одну из них.

Примечание: эту игру можно проводить как эстафету или усложнить ее, предложив пройти между кеглями с закрытыми глазами.

«Ловкач»

Цель игры: формирование правильной осанки, развитие и укрепление мышц всего туловища, развитие ловкости и меткости.

Вот несколько вариантов игры:

• Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши, а затем поймать его. (Хлопнуть 2 раза)

• Бросить мяч вверх, повернуться вокруг своей оси и поймать мяч.

• Бросить мяч вверх, присесть на корточки, вскочить на ноги и поймать мяч.

• Пробежать по прямой или по кругу, отбивая мяч ладонью то левой, то правой рукой.

«Цепи»

Цель игры: формирование правильной осанки, укрепление мышц спины, общее укрепление организма.

Игроки должны взяться за руки и начать «запутывать» цепь, меняя направление движения, обвивая вокруг себя, перешагивая через сцепленные руки, и т. д. Когда цепь запутается, задача участников — снова распутать ее обратно.

«Футбол»

Цель игры: формирование правильной осанки, тренировка координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей.

Материалы: мячи.

Дети делятся на 2 команды и садятся в 2 шеренги друг напротив друга.Исходное положение: сидя, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Задача игроков — но-гами отбрасывать мяч игроку, сидящему напротив, который должен сначала поймать его руками, а потом отбросить обратно ногами.

Примечание: можно усложнить игру, предложив детям не трогать мяч руками, а перебрасывать мяч друг другу только ногами.

Второй вариант. Дети располагаются на полу, сидя в кругу – упор руками сзади. Выпустивший мяч из круга выходит из игры.

«Волшебные ёлочки»

Цель игры: закреплять умение принимать и удерживать правильную осанку.

Дети стоят у стены прижавшись затылком, лопатками, ягодицами и пятками. (Волшебные ёлочки) По сигналу «ночь» они бегают и кружатся. По сигналу «лесник» бегут к стене. Принимая первоначальную позу. Тот, кто принял неправильную позу или не добежал до стены может быть осален «лесником». Осаленный становится водящим.

«Пузыри»

Цель игры: закреплять умение принимать и удерживать правильную осанку.

Каждый пузырек образуется двумя игроками, которые соприкасаются спинами, локти в замок. Под музыку пузырьки легко передвигаются по залу. Стараясь не соприкасаться с другими парами.

Читайте также:  В каком санатории лечат болезни позвоночника

Примечание: если пузыри сталкиваются, то оба лопаются, а игроки выходят из игры.

«Канатоходцы»

Цель игры: формирование правильной осанки, тренировка координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей.

Две команды детей. На полу напротив каждой команды разложен канат. Каждой команды по одному мешочку с песком. По сигналу первые игроки кладут мешочек с песком на голову разводят руки в стороны и проходят по канату с мешочком на голове. Назад к команде возвращаются бегом, передают мешочек с песком следующему игроку.

Примечание: если у игрока падает мешочек, то ходьбу по канату необходимо начать сначала.

Источник

Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.

«Рыбки и акулы»

Выбирают водящего — «акулу», остальные дети — «рыбки». По сигналу «Раз, два, три — лови!» они разбегаются по залу, а водящий их «салит» — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони «акулы», игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.

Правила: разбегаться можно только после команды «Лови!»;

если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий «салит» его; пойманные «рыбки» отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).

«Морская фигура»

Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: «Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!» После слова «замри» дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую «фигуру» — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.

Правила: принятую после слова «замри!» позу нельзя менять;

при повторении игры необходимо найти новую позу;

ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.

«Футбол»

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

«Кораблики»

Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета «Загрузи машину»

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета «Построим лесенку»

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация «Перейди вброд»

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

«Нарисуй картину»

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

«Сложи узор»

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

«Рисуем кистью»

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

«Поймай рыбку» («Достань жемчужину»)

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Читайте также:  Отростки на дисках позвоночника

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног «ловят рыб» (пробки) и достают со дна «жемчужины» (камешки).

«Найди клад»

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

«Стирка»

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

Источник

Несколько интересных игр и упражнений для
детей, которые помогут сформировать красивую и
правильную осанку и укрепят мышцы спины.

Выработка правильной осанки — сложный процесс,
начинающийся в младенчестве и продолжающийся
длительное время. Хорошая осанка украшает фигуру
человека, помогает ему овладевать сложными
двигательными навыками.

Неправильное положение тела связано с
односторонним отягощением мышц, слабостью
мускулатуры, привычкой опускать голову, подавать
вперед плечи, горбиться, искривлять позвоночник
и т.д. Это создает неблагоприятные условия для
функционирования органов кровообращения и
дыхания, вредит здоровью детей.

Воспитатель должен знать правильную стойку и
уметь показать ее детям: голова прямо, плечи
симметричны и слегка отведены назад, живот
подтянут, ноги прямые, пятки вместе, носки
симметрично развернуты наружу, образуя угол
примерно 15-20o.

Для предотвращения и исправления отклонений в
формировании осанки у детей 3-4 лет разработано
множество игр и упражнений.

Упражнения для выработки навыка
правильной осанки.

И.п. — стоя спиной к стене.

1. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и
пятки касаются стены, голова поднята, плечи
опущены и отведены назад, лопатки прилегают к
стене. Если поясничный лордоз увеличен, следует
приблизить поясницу к стене, немного напрягая
мышцы живота и передней поверхности бедер; при
этом таз поворачивается вокруг тазобедренных
суставов, и угол его наклона уменьшается.

2. Потянуть руки и плечи вниз, голову вверх,
вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох),
расслабиться (вдох).

3. Потянуться вверх всем телом, от головы до
пяток (на носки не приподниматься), опустить
плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох),
расслабиться (вдох).

4. Положить руки на голову, потянуть вверх все
тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и
поясничный отделы (выдох), расслабиться (вдох).

Те же упражнения на вытягивание позвоночника
можно выполнять сидя.

5. Закрыть глаза, сделать шаг вперед, принять
правильную осанку. Открыть глаза, проверить
правильность осанки, исправить замеченные
дефекты.

6. Сделать два-три шага вперед, присесть, встать,
принять правильную осанку, проверить себя.

7. Сделать один-два шага вперед, расслабить
последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища –
“обвиснуть”. Выпрямиться, проверить осанку.

8. Подняться на носки, скользя спиной по стене,
потянуться всем телом вверх. Задержаться в этом
положении на 3-5 секунд, вернуться в и.п.

Все эти упражнения можно усложнять — выполнять,
не прислоняясь спиной к стене.

Главное средство профилактики и необходимый
компонент лечения заболеваний позвоночника —
выработка навыка правильной осанка. К сожалению,
это трудная задача не столько для ребенка,
сколько для родителей и педагогов. Сама собой
хорошая осанка может сформироваться в
исключительных случаях — у совершенно здорового,
переполненного энергией, гармонично развитого
ребенка. Всем остальным необходимо:

  • обеспечить условия для формирования правильной
    осанки;
  • знать, что такое правильная осанка, как именно
    надо стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;
  • сознательно и бережно относиться своему
    здоровью и одной из главных его опор —
    позвоночнику;
  • доводить навык правильной осанки до
    автоматизма с помощью специальных упражнений.

Упражнения на ощущение правильной осанки.

Наиболее отчетливое ощущение правильной
осанки появляется при прикосновении спиной к
стене. Дети начинают чувствовать уровень
надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В
этом случае полезны следующие упражнения.

1. И.п. — стать спиной к стенке в основной стойке,
так чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и
пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь
сохранить то же положение тела, вернуться к
стенке. Повторить несколько раз.

2. И.п.- то же. Присесть и встать или поочередно
поднимать и сгибать ноги, сохраняя то же
положение головы, таза, спины.

3. И.п. — то же. Сделать шаг вперед, повернуться на
360 градусов, выпрямиться, вернуться к стенке.

Книга на голове

1. Положите на голову книгу, руки – на пояс.
Посоревнуйтесь с ребёнком,  кто дольше
удержит предмет на голове. Упражнение можно
усложнить, вытянув руки вперёд; затем попробуйте
присесть, не отрывая пятки от пола, сохраняя
всё это время правильную осанку. Если и это
покажется вам лёгким, тогда, сохраняя
равновесие, высоко поднимите ногу, сгибая её
в колене. Вы можете также попробовать
двигать руками – поднять руки вверх
или развести их в стороны. Упражнения
на равновесия – это лучший способ
укрепления глубоких мышц спины, которые
в первую очередь отвечают за конфигурацию
позвоночника.

Читайте также:  Где проходят нервы в позвоночнике

2. Наряду с упражнениями на равновесие
есть статические упражнения, очень простые
и эффективные. Выполнять их следует
в зависимости от уровня подготовки,
от 10–15 секунд до 1–2 минут.

Упражнения для мышц поясницы:

Лёжа на животе, вытяните руки вдоль туловища,
поднимите обе ноги и удерживайте
выпрямленными так долго, как это возможно.
Вы можете держать ноги в 50, и в 10 см от
пола – чем ниже, тем труднее. Важно, чтобы
в это время поясница не поднималась
от пола выше естественного физиологического
изгиба.

Упражнения для мышц грудного отдела спины:

Лёжа на животе, вытяните руки вверх
и поднимите голову и плечи как можно выше
над полом. Удерживайтесь в положении
«лодочки» тоже исходя из своих
возможностей. При этом старайтесь, чтобы локти
и кисти рук находились в одной плоскости
с туловищем, а лопатки были сведены
и прижаты к спине.

Упражнения для прямых мышц живота:

Лёжа на спине, вытяните руки вдоль туловища
и поднимите прямые ноги под углом 45°.
Удерживайте позу, сколько считаете возможным.
Правило для поясницы то же, что и в
первом упражнении.

Упражнения для боковых мышц туловища:

Лёжа на боку, поднимите чуть-чуть обе ноги
и пытайтесь удержать их в этом положении.
Самое главное, лежать четко на боку, в одну
линию, и под талией должно оставаться
свободное пространство («корсетные мышцы»
остаются в напряжении с обеих сторон). Если
держать на весу обе ноги слишком тяжело,
следует поднимать одну ногу, не поворачивая
таз, не заваливая его вперед или назад
и не сгибая туловище вперед в тазобедренном
суставе. В дальнейшем необходимо перейти
к подъему обеих ног.

Зарядка для малышей.

В ежедневную зарядку для детей включите пару
упражнений по укреплению мышц спины. Ниже
приведены несколько простых упражнений под
общин названием “Играем в котенка”, но котенка
вполне можно заменить на тигренка или щенка, в
зависимости от интересов малыша.

Играем в котенка.

  • Исходное положение: Ребенок стоит на
    четвереньках.
  • Котенок потягивается: сесть на пятки, руки
    прямые, прогнуть спину и запрокинуть голову.
  • Котенок шипит: выгнуть, округлить спину, пытаясь
    коснуться подбородком груди — показывает хохолок
    на спине и шипит на собаку.
  • Котенок мурлыкает: прогнуть спину и поднять
    высоко подбородок — мурлыкает и хочет чтоб ее
    погладили, можно пошевелить хвостиком.
  • Котенок достает фрукты с дерева: Поднять правую
    руку вверх, высоко-высоко — стараясь дотянуться
    до яблока, поднять левую руку — дотягивается до
    груши. можно поэкспериментировать таким же
    образом с ногами.
  • Котенок учится плавать: лечь на живот.
    Приподнять голову и делать круговые движения
    руками, имитируя плавание брассом.
  • Котенок едет на велосипеде: лечь на спину ,
    согнуть колени и имитировать кручение педалей.

Если принцип упражнений понятен, мы уверены вы
найдете еще массу интересных поз и игровых
сценок для укрепления мышц спины.

Правильному положению и отчетливому ощущению
прямой спины способствуют и упражнения с
обручами, палками, положенными на лопатки.

Здоровый ребенок должен много двигаться, тем
более что из-за особенностей детской нервной
системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему
труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать.
В положении сидя или стоя, особенно если
находиться в одной и той же позе приходится
дольше нескольких минут, ребенок “обвисает”,
вертикальная нагрузка переносится с мышц на
связки и межпозвонковые диски, и начинается
формирование плохой осанки. Небольшая, но
регулярная физическая нагрузка (плавание,
домашние тренажеры, больше подвижных игр и
поменьше телевизора, ежедневная физкультура) —
необходимое условие для нормального развития
опорно-двигательного аппарата.

Существует множество игр для предотвращения и
исправления отклонений в формировании осанки у
детей. На первоначальном этапе обучения в играх
“Встань прямо”, “Подтянуться”, “Держи голову
прямо”, “Хорошая и плохая осанка”, “Покажи, как
я” и др. дается подробное объяснение и показ
правильной стойки. После того как дети научатся
отличать правильную позу от неправильной,
проводятся игры (с предметами и без предметов),
направленные на усвоение правильного положения
тела при ходьбе: “Пастухи и овцы”, “Не потеряй”,
“Подражание” и др.

В процессе обучения стойке целесообразно
использовать шаблон правильной постановки стоп
треугольные деревянные дощечки, расположенные
под углом 30o специальные отпечатки стоп и
ряд других предметов и приспособлений: короткие
и длинные гимнастические палки, веревку,
набивные мячи, мешочки с песком.

Лечебное действие физических упражнений и игр
объясняется важной биологической ролью движений
в жизни ребенка. Она благотворно влияет на
нарушенные болезнью функции организма, ускоряет
восстановительные процессы, уменьшает
неблагоприятные последствия вынужденной
гипокинезии. Физические упражнения оказывают
разнообразное действие в зависимости от их
подбора, методики выполнения и физической
нагрузки.

Источник