Из каких зародышевых листков образуется позвоночник

Из каких зародышевых листков образуется позвоночник thumbnail

В ЕГЭ по биологии часто упоминаются cтруктуры и зародышевые листки. Что это такое? Какую информацию об необходимо помнить, чтобы ответить на эти вопросы без труда? Давайте разбираться!

Хотите круто подготовиться к экзаменам? Записывайтесь на бесплатный пробный урок в MAXIMUM! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ-2021, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и узнаете, как устроена подготовка к ЕГЭ в MAXIMUM.

структуры и зародышевые листки

Теоретическая
часть

После того, как сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку, их генетическая информация сливается и образуется диплоидная зигота. После этого события клетка начинает многократно делиться и со временем образует трехслойную нейрулу. Вот эти слои и называются зародышевыми листками.

структуры и зародышевые листки

Есть простой способ запомнить расположение листков. Эктодерма – наружный слой, а энтодерма — внутренний. Буква «к» в алфавите идет раньше, чем буква «н», поэтому эктодерма находится с наружной стороны зародыша. Мезодерма — средний зародышевый листок и, так уж вышло, что буква «м» находится между «к» и «н».  

Есть еще один способ для тех, кто хорошо
понимает химию: можно вспомнить экзотермические и эндотермические химические
реакции. При экзотермических реакциях энергия выделяется наружу (от латинского «экзо»- наружу), а при эндотермических  энергия поглощается внутрь (от «эндо» — внутрь). А мезодерма – это листок, который
находится между эктодермой и энтодермой.

После того, как мы вспомнили, где именно расположен каждый из зародышевых листков, важно осознать какие ткани, органы и системы органов образуются из каждого из них.

Что формируется из эктодермы?

  1. нервная система – нервная ткань, которая образует головной и спинной мозг, нервы и некоторые клетки разных анализаторов (например, хрусталик глаза).
  2. эпителий и его производные (кожа, ногти, когти, рога), а также кожные железы. Все эти структуры образованы эпителиальной тканью.
  3. зубная эмаль

Лайфхак для запоминания. Вы можете потрогать свой глаз? Или почувствуете ли прикосновение к нервным окончаниям на коже? А потрогать кожу или волосы? Да. Проведите параллель, эктодерма – наружный слой и то, к чему вы можете прикоснуться, в основном, закладывается из эктодермы.

Что формируется из энтодермы?

  1. пищеварительная система
  2. дыхательная система
  3. выделительная система
  4. эндокринные железы

Лайфхак для запоминания. Эти системы органов мы называем внутренними органами. Энтодерма – внутренний слой и из нее образуются внутренние органы.

Что формируется из мезодермы?

  1. мышцы
  2. скелет – хрящи и кости
  3. почки
  4. сердечно – сосудистая система –
    сердце, сосуды и клетки крови
  5. половая система — семенники и яичники

Лайфхак для запоминания. Все эти структуры состоят из мышечной и соединительной ткани, именно эти типы ткани закладываются из мезодермы.

структуры и зародышевые листки

Структуры и зародышевые листки: практическая часть

Давайте решим задания, где упоминаются cтруктуры и зародышевые листки. Обращаю ваше внимание, что эта тема встречается в заданиях на 2 и на 3 балла.

Пример 1. Установите
соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из
которого она сформировалась.

СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК
A) болевые рецепторы
Б) волосы
B) лимфа
Г) кровь
Д) ногтевые пластинки
1) мезодерма
2) эктодерма

Теперь, после обсуждения
теоретического материала, это задание не кажется нам сложным. Эктодерма —
наружный зародышевый листок, из него образуются те структуры, которые мы можем
«потрогать». То есть, из перечисленных здесь вариантов – это болевые рецепторы,
волосы и ногтевые пластинки. Мезодерма – средний зародышевый листок, из нее
закладывается соединительная и мышечная ткань. Кровь и лимфа образованы
соединительной тканью и образуются из мезодермы.

Ответ: 22112

Пример 2. Назовите за­ро­ды­ше­вый ли­сток по­зво­ноч­но­го животного, обо­зна­чен­ный на ри­сун­ке цифрой 2. Какие типы тка­ней и си­сте­мы ор­га­нов фор­ми­ру­ют­ся из него?

структуры и зародышевые листки

Рисунок, похожий на этот, мы сегодня уже рассматривали. Цифрой 2 отмечен зародышевый листок, который находится между двумя другими, а значит – мезодерма. Из мезодермы образуются соединительная и мышечная ткань, сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы.

Желаем удачи! Если хотите быстро и эффективно подготовиться к ЕГЭ по биологии, обратите внимание на наши курсы, почитайте отзывы о них. И следите за блогом, чтобы не пропустить разборы других заданий!

Источник

Вы хотите познавать биологию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения биологии и химии кбн Богунова В.Г. раскрывает тайны организации и функционирования живого, делится секретами мастерства при подготовке к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам, объясняет авторскую технологию решения задач по генетике и молекулярной биологии

Читайте также:  Побочные эффекты после мрт позвоночника

Полный каталог статей вы найдете на авторском сайте в разделе «Статьи репетитора Богуновой В.Г.»

ЕГЭ по биологии — один из самых сложных экзаменов, поскольку абитуриент должен владеть огромным объемом информации на уровне 1-2 курсов биологического факультета университета и свободно пользоваться своими знаниями в любой, даже «измененной» ситуации. Как быть? Неужели сдать ЕГЭ по биологии на высокие баллы нереально?! И кто те счастливчики, которые все-таки умудряются получить 90+?! (Кстати, в их числе — все мои ученики!)

Секрет кроется в особенностях обучения. Профессиональный репетитор знает не только ЧЕМУ учить, но и КАК учить, заменяя ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ — АНАЛИТИКОЙ! Потому ученики таких мастеров всегда получают высокие баллы на любых испытаниях!

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по биологии самостоятельно? Конечно, можно! Этим, в основном, и занимаются подавляющее большинство выпускников, поскольку хороших репетиторов днем с огнем не найдешь, а если таковые обнаружатся, они оказываются уже заполненными учениками до предела и на несколько лет вперед. Поэтому, спасение утопающих — дело рук (и голов) самих страдальцев.

Ловите совет профессионала!

1) Берете любой учебник биологии для поступающих в ВУЗы (из тех, которые на слуху).

2) Разбиваете содержание учебника примерно на 40 частей (естественно, с логическим завершением тем).

3) Один день в неделю читаете один раздел и составляете для него конспект-структуру (структура должна доминировать над текстом конспекта).

4) Для сложных моментов темы придумываете мнемонические фишки-запоминалки (или используете уже готовые, которых полно в интернете).

5) Запаситесь сборником типовых вариантов заданий ЕГЭ (лучше брать Рохлова В.С.)

6) После работы с очередным теоретическим разделом учебника, полистайте сборник заданий ЕГЭ, найдите вопросы, соответствующие изученной теме, и постарайтесь на них ответить

7) Через 2-3 месяца самообучения начинайте прописывать варианты ЕГЭ

Если чувствуете, что дело не идет, все-таки ищите репетитора. И не ловитесь на девочек, кривляющихся перед экраном монитора. Они ничему не научат, кроме одного — внушат, что вы — полный лох!

Репетитор-профессионал даст вам и всю необходимую информацию, и логические схемы, и мнемонику, и научит работать с заданиями ЕГЭ.

Хотите эксперимент? Прочитайте статью до конца — и будете знать ВСЕ о зародышевых листках (на уровне ЕГЭ, естественно)! Между прочим, такие тесты выполняют без ошибок не более 10% абитуриентов.

Зародышевые листки

Зародышевые листки — слои зародыша многоклеточных животных, образующиеся в процессе эмбриогенеза и дающие начало разным органам и тканям.

Эктодерма — наружный зародышевый листок. Производные эктодермы выполняют, в основном, покровную и чувствительную функции. В ходе гаструляции эктодерма подразделяется на три части:

1) Нейроэктодерма. Из нее дифференцируются нервная система и органы чувств.

2) Кожная эктодерма. Дает начало эпителию кожи и его производным (сальные и потовые железы, волосы, ногти, пигментные клетки); эпителию ротовой полости, гортани, трахеи, бронхов, глотки, пищевода; эпителию мочевого пузыря, мочеточника, части прямой кишки.

3) Внезародышевая эктодерма. Дает начало серозной оболочке зародыша.

Энтодерма — внутренний зародышевый листок. Производные энтодермы выполняют, в основном, функции питания и дыхания. В ходе гаструляции энтодерма подразделяется на две части:

1) Кишечная энтодерма. Является источником образования эпителиальной выстилки среднего отдела кишечника и его производных (эпителия желудка, кишечника, печени, желчевыводящих путей, поджелудочной железы); из нее дифференцируются легкие.

2) Желточная энтодерма. Из нее дифференцируются половые железы.

Мезодерма — средний зародышевый листок у многоклеточных животных. Располагается в первичной полости тела (бластоцеле) между экто- и энтодермой. Мезодерма появляется в филогенезе у плоских червей. Способы закладки и дальнейшего развития мезодермы различны у разных животных.

Производные мезодермы выполняют, в основном, функции связи между частями зародыша, а также двигательную, опорную и трофическую функции. Из мезодермы дифференцируются кровеносная и выделительная системы, скелет, мышцы, соединительная ткань. Мезодерма оказывает индуцирующее влияние на развитие производных энтодермы и эктодермы и, в свою очередь, испытывает индуцирующее влияние с их стороны.

Вы прочитали информацию, которой забиты все сайты мало-мальски профессиональных репетиторов. Думаю, вам понадобится не мало времени, чтобы все это запомнить. Но самое обидное в том, что проснувшись на следующее утро, вы не вспомните практически ничего из прочитанного выше.

Я предлагаю одну из многочисленных авторских фишек репетитора-профессионала, которая позволит быстро запомнить производные зародышевых листков. Предупреждаю: то, о чем вы прочитаете ниже — эксклюзив и публикуется впервые!

Читайте также:  Травмы позвоночника и спины причины

Мнемоническая фишка «Зародышевые листки»

Эктодерма — кожа, нервы

Энтодерма — питание, дыхание

Мезодерма — все остальное

Расшифровывать не буду. Если вы и сейчас ничего не поняли, лучше вообще не готовиться к ЕГЭ по биологии!

Однако, представленная фишка требует разъяснения. Это можно сделать на конкретных заданиях ЕГЭ, которые я взяла из сборника Рохлова В.С.

ЕГЭ по биологии, задание 8 (1-й вариант)

ЕГЭ по биологии, 8 задание

Анализ теста:

1 — эктодерма

2 — мезодерма

А) рецепторы сетчатки — нервные окончания (фоторецепторы) внутренней оболочки глаза; укладывается в позицию мнемоники «нервы», производное эктодермы

Б) кровь — укладывается в позицию мнемоники «все остальное», производное мезодермы

В) скелетная мускулатура — укладывается в позицию мнемоники «все остальное», производное мезодермы

Г) эпидермис кожи — укладывается в позицию мнемоники «кожа», производное эктодермы

Д) хрящевая ткань — укладывается в позицию мнемоники «все остальное», производное мезодермы

Е) кора больших полушарий — укладывается в позицию мнемоники «нервы», производное эктодермы

ЕГЭ по биологии, задание 8 (2-й вариант)

ЕГЭ по биологии, 8 задание

Анализ теста:

1 — мезодерма

2 — энтодерма

А) альвеолы легких — укладывается в позицию мнемоники «дыхание», производное энтодермы

Б) сердце — укладывается в позицию мнемоники «все остальное», производное мезодермы

В) почки — укладывается в позицию мнемоники «все остальное», производное мезодермы

Г) эпителий желудка — укладывается в позицию мнемоники «питание», производное энтодермы

Д) лимфа — укладывается в позицию мнемоники «все остальное», производное мезодермы

Е) поджелудочная железа — укладывается в позицию мнемоники «питание», производное энтодермы

ЕГЭ по биологии, задание 8 (3-й вариант)

ЕГЭ по биологии, 8 задание

Анализ теста:

1 — эктодерма

2 — энтодерма

А) желудокукладывается в позицию мнемоники «питание», производное энтодермы

Б) головной мозг — укладывается в позицию мнемоники «нервы», производное эктодермы

В) печень — укладывается в позицию мнемоники «питание», производное энтодермы

Г) слизистая носовой полости — укладывается в позицию мнемоники «кожа», производное эктодермы

Примечание: носовая полость — часть дыхательной системы, однако в понимание «кожа» следует также относить ту часть слизистой оболочки, которая контактирует с внешней средой

Д) сетчатка глазавнутренняя оболочка глаза, является периферическим отделом зрительного анализатора; содержит фоторецепторные клетки, обеспечивающие восприятие и преобразование электромагнитного излучения видимой части спектра в нервные импульсы; укладывается в позицию мнемоники «нервы», производное эктодермы

Е) эпителий кишечника — укладывается в позицию мнемоники «питание», производное энтодермы

Примечание: эпителий нижней части прямой кишки образован эктодермой (как вы понимаете, эта часть слизистой периодически граничит с внешней средой).

Обращение к профессионалам-гистологам

Не орите — пожалейте свои нервы! Не пишите гадости в комментарии — эта статья не для вас. Кстати, если вы дочитали публикацию до конца, значит либо статья интересная (а так оно и есть), либо вы — слабо владеете «матчастью».

Понравилась статья? Скоро будет продолжение. Самое интересное, как всегда, впереди! Успехов и удачи! До встречи на Яндекс Дзен!

Не забывайте подписаться на мой канал, поставить лайк и посетить сайт «Репетитор по химии и биологии»

Хочешь подготовиться к ЕГЭ по биологии на 90+? Срочно пиши на WhatsApp +7(903)186-74-55 Я помогу тебе стать студентом!

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 августа 2019; проверки требуют 18 правок.

Зародышевые листки (зародышевые пласты, лат. folia embryonalia) — слои тела зародыша многоклеточных животных, образующиеся в процессе гаструляции и дающие начало разным органам и тканям. Учение о зародышевых листках, одно из основных обобщений в эмбриологии, сыграло большую роль в истории биологии.

Образование зародышевых листков — первый признак дифференцировки зародыша. У большинства организмов образуется три зародышевых листка: наружный — эктодерма, внутренний — энтодерма и средний — мезодерма.

У всех животных из одного и того же зародышевого листка получаются одинаковые органы.

Большинство органов взрослого животного включают ткани, берущие начало от двух или всех трёх зародышевых листков. Отсюда следует очень важный вывод: у всех животных основные системы органов имеют общее происхождение, и их можно сравнивать. Например, центральная нервная система имеет общее происхождение в том смысле, что в эволюции она происходит из подкожного нервного сплетения, похожего на нервную сеть гидры, а в онтогенезе — из наружного зародышевого листка.

Читайте также:  Лист хрена на позвоночник

Зародышевые листки[править | править код]

Энтодерма[править | править код]

Основная статья: Энтодерма

Самый внутренний слой клеток — энтодерма, дает начало внутренним органам, в частности пищеварительной системе. Производные энтодермы выполняют в основном функции питания и дыхания.

Мезодерма[править | править код]

Основная статья: Мезодерма

Из среднего слоя — мезодермы, формируются в основном следующие органы: мышцы, выстилка вторичной полости тела, органы кровеносной, выделительной и половой систем, у позвоночных и иглокожих — внутренний скелет.

Эктодерма[править | править код]

Основная статья: Эктодерма

Из самого наружного слоя клеток — эктодермы, образуются покровные ткани и нервная система. Производные эктодермы выполняют в основном покровную и чувствительную функции.

Большинство органов взрослого животного включают ткани, берущие начало от двух или всех трёх зародышевых листков. Отсюда следует очень важный вывод: у всех животных основные системы органов имеют общее происхождение, и их можно сравнивать. Например, центральная нервная система имеет общее происхождение в том смысле, что в эволюции она происходит из подкожного нервного сплетения, похожего на нервную сеть гидры, а в онтогенезе — из наружного зародышевого листка.

История изучения (Теория зародышевых листков)[править | править код]

Первым, кто обратил внимание на возникновение органов из зародышевых листков, или пластов, был Каспар Фридрих Вольф (1759). Изучая развитие цыпленка, он показал, что из «неорганизованной, бесструктурной» массы яйца возникают зародышевые листки, дающие затем начало отдельным органам. К. Ф. Вольф различал нервный и кишечный листки, из которых развиваются соответствующие органы. Впоследствии Христиан Иванович Пандер (1817), последователь К. Ф. Вольфа, также описал наличие у куриного эмбриона зародышевых листков. Карл Эрнст фон Бэр (1828) обнаружил наличие зародышевых листков и у других животных, в связи с чем распространил понятие о зародышевых листках на всех позвоночных. Так, К. М. Бэр различал первичные зародышевые листки, называя их анимальным и вегетативным, из которых впоследствии, в процессе эмбрионального развития, возникают вторичные зародышевые листки, дающие начало определенным органам. В 2000 году канадский эмбриолог Брайан Холл[en] предложил считать нервный гребень отдельным — четвёртым — зародышевым листком[1]. Эта трактовка быстро распространилась в научной литературе[2].

Описание зародышевых листков значительно облегчило изучение особенностей эмбрионального развития организмов и дало возможность установить филогенетические связи между животными, казалось весьма отдаленными в систематическом отношении. Это было блестяще продемонстрировано Александром Онуфриевичем Ковалевскиим (1865, 1871), который по праву считается основателем современной теории зародышевых листков. А. О. Ковалевский на основании широких сравнительно-эмбриологических сопоставлений показал, что двухслойную стадию развития проходят почти все многоклеточные организмы. Он доказал сходство зародышевых листков у различных животных не только по происхождению, но и по производным зародышевых листков.

Таким образом, теория зародышевых листков является крупнейшим морфологическим обобщением за всю историю эмбриологии. Благодаря ей возникло новое направление в эмбриологии, а именно эволюционная эмбриология, которая показала, что зародышевые листки, имеющиеся у подавляющего большинства животных, являются одним из свидетельств общности происхождения и единства всего животного мира.

Развитие зародышевых листков[править | править код]

Эмбриональный период включает следующие этапы развития:

  1. Дробление — образование однослойного зародыша — бластулы;
  2. Гаструляция — образование двухслойного зародыша — гаструлы;
  3. Нейруляция (гисто- и органогенез) —образование зародыша с осевыми органами — нейрулы.

После оплодотворения яйцеклетка последовательно делится на 2, 4, 8, а затем 16 клеток и т.д. Этот период клеточных делений называется дроблением и завершается образованием бластулы — полого шарика из одного слоя клеток, окружающих центральную полость — бластоцель.

Следующий этап развития называется гаструляцией. Клетки бластулы продолжают делиться, распределяясь при этом по трем слоям, из которых в дальнейшем образуются все ткани и органы; эти слои, или зародышевые листки, носят названия эктодермы, энтодермы и мезодермы. Гаструляция завершается образованием гаструлы. Клетки гаструлы начинают дифференцироваться, т.е. становятся различными как по биохимическому составу, так и по структуре. У морского ежа, например, некоторые клетки начинают выделять частицы карбоната кальция (извести), которые впоследствии входят в состав его скелета.

Вслед за гаструляцией происходит нейруляция, т.е. начинается закладка нервной системы. Нервная трубка развивается из парных складок, которые образуются на спинной стороне зародыша, а затем углубляются и смыкаются. Процесс нейруляции длится 10 — 13 дней.

Примечания[править | править код]

Источник