К какому жанру относятся произведения облако в штанах флейта позвоночник

В июле 2018 года мир отмечает 125-летие со дня рождения одного из самых значимых поэтов ХХ века – Владимира Маяковского.
Предлагаем вам освежить свои знания литературного творчества Владимира Владимировича, ответив на вопросы небольшого теста:
1. К какому течению Серебряного века относится раннее творчество В. Маяковского?
футуризм
акмеизм
символизм
имажинизм
2. В каком из произведений В.В. Маяковского выражается идея обличения бюрократизма?
«Прозаседавшиеся»
«Послушайте!»
«Клоп»
«Левый марш»
3. Какое стихотворение В. Маяковский в 1918 году посвятил революционным матросам?
«Левый марш»
«Стихи о советском паспорте»
«Революция»
«Товарищу Нетте — пароходу и человеку»
4. Какое из произведений не принадлежит В. Маяковскому?
«Нате!»
«Жираф»
«Ода революции»
«О дряни»
5. Какое произведение для детей принадлежит В.В. Маяковскому?
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
«Детки в клетке»
«Наша Таня громко плачет»
«Сказка о глупом мышонке»
6. К какому жанру относятся произведения «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Люблю»?
поэма
лирическое стихотворение
пьеса
ода
7. Какая тема раскрывается в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»?
тема любви
тема революции
тема поэта и поэзии
тема родины
8. Назовите средство художественной изобразительности, использованное Маяковским в следующем фрагменте: «Взъярённый, / на заседание / врываюсь лавиной…»
сравнение
олицетворение
эпитет
метонимия
9. Назовите средство художественной изобразительности, использованное Маяковским в выделенном фрагменте: «Угрюмый дождь скосил глаза…»
гипербола
метонимия
олицетворение
эпитет
10. Назовите стилистический приём, использованный В. Маяковским в выделенномфрагменте: «Упал двенадцатый час, / как с плахи голова казнённого».
аллитерация
аллюзия
метафора
сравнение
11. Какое название имела предсмертная записка В. Маяковского?
«Всем!»
«Вам!»
«Послушайте!»
«Во весь голос»
12. С какой группировкой Серебряного века соотносится раннее творчество В. Маяковского?
младосимволисты
старшие символисты
эгофутуристы
кубофутуристы
13. В каком из произведений В. Маяковского выражается идея обличения мещанского быта?
«О дряни»
«Прозаседавшиеся»
«Баня»
«Послушайте!»
14. С изданием какого журнала связана редакторская деятельность В.В. Маяковского?
«Северный вестник»
«Звезда»
«Новый мир»
«ЛеФ»
15. Какое из произведений не принадлежит В. Маяковскому?
«Адище города»
«Ночь, улица, фонарь, аптека…»
«Лиличка!»
«Кофта фата»
Источник
ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ
Облако в штанах
Флейта-позвоночник
(поэмы)
Читает ЯКОВ СМОЛЕНСКИЙ
Первое издание поэмы «Облако в штанах» (первоначальное название «Тринадцатый апостол» зачеркнуто было цензурой) вышло в 1915 году. В предисловии ко второму изданию (1918 г.), восстанавливая «эту искаженную и обезжаленную дореволюционной цензурой книгу», Маяковский писал: «Облако в штанах»… считаю катехизисом сегодняшнего искусства.
«Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» — четыре крика четырех частей».
Задумал Маяковский эту поэму в 1914 году: «Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над «Облаком в штанах».
В 1928 году, завершая автобиографию «Я сам», он снова подчеркнул значение своей первой поэ¬мы: «Хорошо» считаю программной вещью вроде «Облака в штанах» для того времени».
В 1913 году А. М. Горький писал: «Русь нуждается в большом поэте… нужен поэт-демократ и романтик, ибо мы, Русь, — страна демократическая и молодая».
В том же 1913 году «А. А. Блок, выделивший Маяковского из числа футуристов, на вопрос, что же он находит в нем замечательного, ответил со свойственным ему лаконизмом и меткостью од¬ним только словом: «демократизм».
В сентябре 1915 года вышла небольшая книж¬ка в ярко-оранжевой обложке. Целые строфы, даже страницы были заполнены точками, заменяю¬щими вымаранные цензурой строчки. Горький, которому Маяковский читал «Облако в штанах» еще до напечатания, был потрясен его трагической силой. Буржуазные газеты дружно улюлюкали. Но значительная часть молодежи увидела в Маяковском «поэта, по-новому раскрывающего мир». Вот как вспоминает об этом поэт С. Д. Спас¬ский: «Воздействие… было огромным. «Облако» нельзя было отменить… «Облако» излучало из се¬бя энергию, отбирало и перестраивало людей. Поэма была во всех своих элементах манифестом нового искусства… Вместе с тем она являлась и реальным его образцом…
Поэма воспринималась… действительно как голос некоего «тринадцатого апостола», проповедующего борьбу на баррикадах и близкую неминуемую революцию… Те, кто принял Маяковского, мгновенно становились друзьями. Люди знакомились! произнося вместо фамилий цитаты из «Облака».
Первую свою поэму Маяковский ощущал трагедией, называл ее даже «второй трагедией поэта Маяковского» [первая так и называлась «Владимир Маяковский»), сознавал ее силу, трагический накал, напряжение, темперамент.
«Поэтическое потрясение, которое я испытал, читая впервые Маяковского, я могу Сравнить только с потрясением, пережитым мною, когда я слышал и видел раздираемое молниями небо. Мятеж, переворот, громы, пламя — все ново, беспре¬цедентно, чудесно, поразительно, революционно… и сразу — и уже навсегда — Маяковский слился для меня с Октябрьской революцией», — так писал Юлиан Тувим, известный польский поэт, первый переводчик поэмы «Облако в штанах».
В поэме «Облако в штанах» перед нами сложный образ поэта, то «бешеный», то «безукоризненно нежный», то иронический, резкий, то глубоко лирический, то дерзкий, злой, дразнящий и разящий, то беззащитный, ранимый, свою ранимость скрывающий, и от этого еще более трагиче¬ский и героический одновременно. «Флейта-позвоночник», написанная в том же 1915 году, еще более раскрывает, подчеркивает этот образ.
«В представлении всех, кто знал Маяковского лично или даже хотя бы по его публичным вы¬ступлениям и произведениям, Маяковский — это жизнь… — Писал А. В. Луначарский. — Я легко отождествляю понятие «жизнь» с этим изумительно глубоким, колокольным голосом. Ритм чтения и даже беседы Маяковского были всегда спокойными и размеренными, и под этим спокойствием и размеренностью он был могуч.
Да, это был родник сил неиссякаемой жизненности, и притом владеющей собою, схваченной крепкой волей. Это была жизнь в одном из предельных ее проявлений…
Сейчас, когда я раскрываю в любом месте любую книжку Маяковского, жизнь каждый раз устремляется и омывает меня бурным потоком: свет яркий, беспощадный для любителей тьмы, снопом прожектора бьет оттуда…»
«У каждого артиста-чтеца есть автор или авторы, с которыми он не расстается всю жизнь, неза¬висимо ни от каких обстоятельств, — говорит заслуженный артист РСФСР Яков Смоленский. — Такие авторы не «выбираются», они естественно входят в человеческую природу исполнителя, формируют его мировоззрение, становятся естественной частью биографии… Для меня с юных лет авторами «на всю жизнь» стали Пушкин » Маяковский.
…Мое поколение уже не слышало самого поэта, не присутствовало на его вечерах «Глыба» его голоса и темперамента не обрушивалась на нас непосредственно, и, может быть, поэтому он прежде всего открывался нам не «горланом-главарем», а крупнейшим лириком XX столетия».
Первым потрясением для будущего артиста стала еще в школе «Флейта-позвоночник». Первое непосредственное воздействие поэмы, «неисчер¬паемый темперамент», с которым обрушена на читателя любовь и ревность, повлекли за собой углубленное чтение: «Я стал замечать, что чем сильнее эмоциональное напряжение той или иной строфы, тем точнее она «выгранена», что эти две стороны — человеческое чувство и форма стиха — не входят в противоречие, а как бы связаны между собой, и что как раз таинственное это сплетение особенно нас волнует…
С течением времени не угасает, а все усиливается во мне изумление не перед силой чувств выраженного в ранних поэмах Маяковского, — в молодости многие чувствуют сильно,— а перед тем, что двадцатидвухлетний Маяковский предстает в них абсолютно зрелым мастером стиха».
Впечатление первого потрясения и изумления перед безукоризненным поэтическим мастерством Маяковского пронесено артистом через все годы работы над исполнением его поэзии. Юношеское увлечение, охватывающее школьные и студенческие годы, переходит в серьезную профессиональ¬ную работу.
В 1947 году во Дворце работников искусств в Ленинграде было впервые прочитано Я. М. Смоленским «Облако в штанах». В 1950 году на конкурсе Маяковского Яков Смоленский заслужил звание лауреата.
Тонкие наблюдения над поэтической тканью исполняемых произведений, характерные для Смоленского — мастера точной формы, отража¬ются в фонетической четкости, осознанной инструментованности его исполнения, в том, как он ощущает и передает неповторимость формы неповторимость содержания.
«К Маяковскому — автору «Левого марша», «Стихов о советском паспорте», к главным поэмам — «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо», г¬ворит артист, — я шел через «Облако в штанах» и «Флейту-позвоночник».
Я. М. Смоленским созданы также две программы из стихотворений Маяковского — «По городам Союза» и «Париж — Америка».
О. Митина
Источник
1. В каком году родился Владимир Маяковский:
а) В 1893 +
б) В 1880
в) В 1905
2. Где родился Маяковский:
а) В Москве
б) В селе Багдати +
в) В Санкт – Петербурге
3. Каким языком свободно владел поэт:
а) Турецким
б) Испанским
в) Грузинским +
4. Редактором какого журнала был Маяковский:
а) “ЛЕФ” +
б) “Красное знамя”
в) “Прогресс”
5. По какому произведению Маяковским был написан сценарий для кинофильма, который в последствии получил название “Не для денег родившийся”:
а) “Приключения Оливера Твиста” Чарльза Диккенса
б) “Принц и нищий” Марка Твена
в) “Мартин Иден” Джека Лондона +
6. Сколько всего киносценариев написал Маяковский:
а) 8
б) 9 +
в) 5
7. О какой бумаге идет речь в стихотворении поэта, строки которого “К любым чертям с матерями катись любая бумажка. Но эту…”:
а) Неизданная рукопись
б) Письмо от Лили Брик
в) Советский паспорт +
8. Как называется одна из поэм Маяковского:
а) “Облако в штанах” +
б) “Облако с паспортом”
в) “Облако в шинели”
9. Что в стихах пота называют его “визитной карточкой”:
а) Неоординарность
б) Начало каждой второй строки с предлога
в) Графическая подача стиха в виде “лесенки” +
10. В чем состоит новаторство поэзии Маяковского:
а) Фольклорные образы
б) Экспрессивные неологизмы +
в) Использование гротеска
11. Что отличает лирического героя ранней поэзии Маяковского:
а) Одиночество, богоборчество +
б) Социальный бунт
в) Оптимизм
12. К какому поэтическому течению был близок ранний Маяковский:
а) Символизм
б) Футуризм +
в) Имажинизм
13. Какие произведения Маяковского раскрывают тему любви:
а) “Флейта – позвоночник”, “Облако в штанах” +
б) “Прозаседавшиеся”, “Гимн ученому”
в) “Хорошо!”, “Нате!”
14. Какое произведение Маяковского имеют сатирическую направленность:
а) “Послушайте!”
б) “Гимн ученому”
в) “Прозаседавшиеся” +
15. Какой основной прием используется Маяковским в стихотворении “Прозаседавшиеся”:
а) Гротеск +
б) Антитеза
в) Олицетворение
16. Какая библейская легенда лежит в основе сюжета “Мистерии – буфф”:
а) О Вавилонской башне
б) О всемирном потопе +
в) О Каине и Авеле
17. Из каких стихов взят поэтический девиз:
“Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
И солнца!”
а) “150 000 000”
б) “Про это”
в) “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” +
18. В какой комедии Маяковского сатира направлена против бюрократизма:
а) “Клоп”
б) “Баня” +
в) “Мистерия – буфф”
19. Какие из перечисленных персонажей являются действующими лицами пьесы Маяковского “Клоп”:
а) Эльзевира Ренессанс
б) Присыпкин
в) оба варианта верны +
20. В каких стихах Маяковский высмеивал мещанство:
а) “Ханжа”
б) “О дряни” +
в) “Подлиза”
21. С какой группировкой Серебряного века соотносится раннее творчество поэта:
а) Кубофутуристы +
б) Старшие символисты
в) Эгофутуристы
22. Какое из произведений не принадлежит Маяковскому:
а) “Кофта фата”
б) “Ночь, улица, фонарь, аптека…” +
в) “Адище города”
23. К какому жанру относятся произведения “Клоп”, “Баня”, “Мистерия-буфф”:
а) Лирическое стихотворение
б) Поэма
в) Пьеса +
24. Какая тема раскрывается в стихотворении “Левый марш”:
а) Тема родины
б) Тема революции +
в) Тема поэта и поэзии
25. Назовите стилистический прием, использованный Маяковским в следующих строках: “…Ненавижу / всяческую мертвечину! // Обожаю / всяческую жизнь!”:
а) Метафора
б) Ирония
в) Антитеза +
26. Назовите средство художественной изобразительности, использованное Маяковским в следующем фрагменте: “Мама! / Ваш сын прекрасно болен!”:
а) Гипербола
б) Метафора +
в) Троп
27. В каком произведении Маяковский подводит итог своему творчеству:
а) “Во весь голос” +
б) “Я сам”
в) “Владимир Маяковский”
28. В каких годах Маяковский работал над поэмой “Во весь голос”:
а) 1928 – 1929
б) 1927 – 1928
в) 1929 – 1930 +
29. Назовите основную тему произведения “Во весь голос”:
а) назначение творчества +
б) свобода любви
в) свобода слова
30. В каком году умер Владимир Маяковский:
а) В 1937 году
б) В 1930 году +
в) В 1925 году
Источник
«Облако
в штанах»
Л.П. Егорова, П.К. Чекалов
«Облако в штанах»
(1915) является «наиболее значительным, творчески наиболее смелым и
обещающим произведением раннего Маяковского,- признавались современники.-
Трудно даже поверить, что вещь такой напряженной силы и формальной
независимости написал юноша 22-23 лет!» (44; 125).
Напомним
предысторию поэмы.
В январе 1914
года Маяковский вместе с другими футуристами — Д.Бурлюком, В.Каменским —
находился в турне по России: читали лекции, стихи, пропагандировали футуризм. В
Одессе Маяковский увлекся гимназисткой Марией Денисовой, но взаимности не
встретил. Это стало завязкой сюжета поэмы, содержание которой вышло далеко за
рамки автобиографического эпизода.
Начав поэму до
первой империалистической войны, Маяковский закончил ее летом 1915 года. Война,
обнажившая многие социальные и нравственные проблемы времени, помогла поэту
увидеть перспективу неизбежной революции. Впервые поэма вышла в изуродованном
цензурой виде в сентябре 1915 г. После Октябрьской революции, когда Маяковскому
представилась возможность, он осуществил второе бесцензурное издание поэмы.
«Облако в
штанах» — программное произведение Маяковского. Автор предварил его таким
предисловием: «Облако в штанах» (первое имя «Тринадцатый
апостол» зачеркнуто цензурой. Не восстанавливаю. Свыкся.) считаю
катехизисом сегодняшнего искусства. «Долой вашу любовь», «долой
ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу
религию» — четыре крика четырех частей» (37; 23).
«Долой
вашу любовь!»
Наиболее сильно
и ярко воплощен первый: «Долой вашу любовь!» — которому отводится вся
первая глава и часть четвертой. Поэма открывается напряженным ожиданием:
Вы думаете, это
бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
«Приду в
четыре»,- сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять…
Мучительное
ожидание длится бесконечно долго. Глубину страдания лирического героя передает
развернутая метафора о скончавшемся двенадцатом часе:
Полночь, с
ножом мечась,
догнала,
зарезала,-
вон его!
Упал
двенадцатый час,
как с плахи
голова казненного.
Время,
уподобленное упавшей с плахи голове, не просто экзотический троп: он наполнен
большим внутренним содержанием; накал страстей в душе героя до такой степени
высок, что обычное, но безысходное течение времени воспринимается как его
физическая гибель. Скончалось, в принципе, не время. Кончились истощенные
напряженным ожиданием человеческие возможности. Двенадцатый час оказался
пределом.
Далее следует
то, что в народе буднично называют «расшалились нервы». Но в данном случае
в соответствии с могучим темпераментом героя нервы не просто «шалят»,
а «мечутся в отчаянной чечетке» до изнеможения, пока у них от
усталости не подкашиваются ноги. Эта великолепная картина, представляющая
своеобразный «бешеный» танец оживших нервов, неслучайно
развертывается почти что сразу за предыдущей:
…Слышу:
тихо,
как больной с
кровати,
спрыгнул нерв.
И вот, —
сначала
прошелся
едва-едва,
потом забегал,
взволнованный,
четкий.
Теперь и он, и
новые два
мечутся в
отчаянной чечетке.
Рухнула штукатурка
в нижнем этаже.
Нервы —
большие,
маленькие,
многие! —
скачут бешеные,
и уже
у нервов
подкашиваются ноги!
Далее снова,
как и в случае с двенадцатым часом, внутреннее лихорадочное состояние
лирического героя переносится на окружающие предметы:
Двери вдруг
заляскали, будто у гостиницы не попадает зуб на зуб.
В таком
состоянии встречают герой и гостиница объявившуюся наконец возлюбленную.
Нервозность, порывистость движений героини опять же передаются через
неожиданные сравнения и «чувствующие» вещи:
Вошла ты,
резкая, как
«нате!»,
муча перчатки
замш,
сказала:
«Знаете —
Я выхожу
замуж».
Вот достойная
награда за все немыслимые страдания, испытанные за ночь…
Кажется, сейчас
герой взорвется от возмущения и негодования, на голову изменнице обрушатся
разъяренные громы и молнии, низвергнутся водопады стенаний и упреков… Но
поражает то нечеловеческое хладнокровие и спокойствие, с которыми он встречает
столь убийственное для себя известие:
Что ж,
выходите.
Ничего.
Покреплюсь.
Видите —
спокоен как!
Как пульс
покойника!
И снова
сравнение. И снова необычное. И снова содержательное. «Пульс
покойника» — это окончательно, безвозвратно умершая надежда на взаимное
чувство.
В поэме не
реализуется сюжет обычного любовного треугольника, не выводится образ
счастливого соперника. Его заменяют «любители святотатств, преступлений,
боен» — нечто поэтически не оформленное, но социально обозначенное. Это
они виновны в любовной драме. Они «увели», «украли»,
«купили» любовь героя:
Помните?
Вы говорили:
«Джек
Лондон,
деньги,
любовь,
страсть»,-
а я одно видел:
вы — Джиоконда,
которую надо
украсть!
И украли.
А.Михайлов
говорил по этому поводу: «В любовном треугольнике третьим
«персонажем» включен буржуазный жизнепорядок, где отношения между
мужчиной и женщиной основаны на выгоде, корысти, купле-продаже, но не на
любви… Здесь Маяковский типизирует явление, уходит от реального факта, так
как Мария Денисова не выходила тогда замуж» (31; 128).
Героиня
отвергает любящего ее героя не потому, что он обладает каким-то нравственным
или моральным изъяном, а потому, что он не способен создать вокруг нее тот
комфорт из вещей, тот материальный уют, к которому она стремится. Поэтому она
меняет живую, страстную и трепетную любовь героя на материальные возможности
другого человека. Такая любовь, по мнению поэта, является продажной, она не
требует каких-либо моральных или духовных затрат. Ее легко можно купить. В
расчет не берутся ни нравственные, ни человеческие качества, казалось бы, то,
что испокон веков самоценно. В любовном поединке побеждает тот, кто материально
обеспеченней. И именно потому герой отвергает любовь, которую можно купить за
деньги.
Этот мотив
«покупки» любви находит свое воплощение и в других произведениях
Маяковского:
Знаю,
каждый за
женщину платит.
Ничего, если
пока
тебя вместо
шика парижских платьев
одену в дым
табака (…)
А я вместо
этого до утра раннего
в ужасе, что
тебя любить увели,
метался
и крики в
строчки выгранивал,
уже наполовину
сумасшедший ювелир.
(«Флейта-позвоночник»)
А в
послеоктябрьской поэме «Люблю»:
У взрослых
дела.
В рублях
карманы.
Любить?
Пожалуйста!
Рубликов за
сто.
А я,
бездомный,
ручища
в рваный
в карман
засунул
и шлялся,
глазастый
В «Облаке
в штанах» традиционная метафора: любовь — пожар сердца (Ср. у Есенина:
«заметался пожар голубой») реализуется в подробнейшей картине:
Алло!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын
прекрасно болен!
Мама!
У него пожар
сердца.
Скажите
сестрам, Люде и Оле, —
Ему уже некуда
деться…
Люди нюхают —
запахло
жареным!
Нагнали
каких-то.
Блестящие!
В касках!
Нельзя
сапожища!
Скажите пожарным:
на сердце
горящее лезут в ласках.
Проследим
развертывание метафоры «пожар сердца». То, чем обычно ограничиваются
другие поэты, у Маяковского перерастает в, казалось бы, бытовую, но имеющую
глубокий подтекст сцену: реакция людей, вызов пожарных — непрошеных утешителей
в несчастье. Личные переживания поэта тоже облекаются в этакий
«противопожарный» антураж:
Я сам
глаза
наслезненные
бочками выкачу.
Дайте о ребра
опереться.
Выскочу!
Выскочу! Выскочу! Выскочу!
Рухнули.
Не выскочишь из
сердца.
«Пожар
сердца» распространяется широко, он рвется «людям в квартирное
тихо» («Трясущимся людям в квартирное тихо стоглазое зарево рвется с
пристани»), и первая часть поэмы завершается отчаянным выкриком,
обращенным «в столетия», в будущее: «Крик последний, — ты хоть о
том, что горю, в столетия выстони!»
«Долой
ваше искусство!»
Находит свое
воплощение в поэме и «крик» — «Долой ваше искусство!». Уже
во второй главе Маяковский начинает и продолжает развивать в третьей тему
отношений искусства и действительности.
Еще в 1909 году
А.Блок писал: «Современная жизнь есть кощунство перед искусством;
современное искусство — кощунство перед жизнью» (43; 63). На наш взгляд,
эту фразу можно понимать таким образом, что жизнь настолько грязна и пошла, что
искусство, обращенное в высокое и прекрасное, не в состоянии отобразить ее во
всей полноте, и в этом кощунство жизни перед искусством. Но в свою очередь и
искусство не очень-то и силится отразить эту жизнь, оно постоянно уводит
читателя в какой-то мистический мир сладостных грез, и в этом кощунство
искусства перед жизнью.
Маяковский
осознал бессилие искусства (в частности, — поэзии) воздействовать на окружающую
действительность:
Пока
выкипячивают, рифмами пиликая,
из любвей и
соловьев какое-то варево,
улица корчится
безъязыкая
— ей нечем кричать
и разговаривать.
Пришло
понимание социальной задавленности улицы («Улица муку молча перла») и
необходимости вводить в поэтическую речь не совсем «поэтичные» слова,
чтобы отразить жизнь такой, какая она есть на самом деле. Отсюда и
соответствующая лексика:
А улица присела
и заорала:
«Идемте
жрать!»
Или:
А во рту
умерших слов
разлагаются трупики,
только два
живут, жирея, —
«сволочь»
и еще какое-то,
кажется, —
«борщ».
Поэт,
переживший войну как личную трагедию (вспомним стихотворение «Вам!»)
теперь вершит суд над теми, кто этой трагедии не увидел. Это нашло свое
поэтическое воплощение и в «Облаке в штанах»:
Как вы смеете
называться поэтом
и, серенький,
чирикать, как перепел!
Сегодня
надо
кастетом
кроиться миру в
черепе!
В одной статье
Маяковский утверждал: «Сегодняшняя поэзия — поэзия борьбы» (28; 11,
42). И эта публицистическая формула нашла в поэме свое поэтическое воплощение:
Выньте,
гулящие, руки из брюк —
берите камень,
нож или бомбу,
а если у
которого нету рук —
пришел, чтоб и
бился лбом бы! (…)
Идите!
Понедельники и
вторники
окрасим кровью
в праздники!
Поэзией, не
соответствующей требованиям времени, Маяковский считал творчество И.Северянина,
и потому в поэме выводится нелицеприятный портрет поэта:
А из сигарного
дыма
ликерною рюмкой
вытягивалось пропитое
лицо Северянина.
Здесь
дискредитируется не столько поэзия Северянина, сколько образ самого поэта,
живущий в сознании публики. В стихотворении «Вам!» Маяковский также
упоминает о Северянине, говоря о поручике Петрове:
Если б он,
приведенный на убой,
Вдруг увидел,
израненный,
Как вы
измазанной в котлете губой
Похотливо
напеваете Северянина…
Здесь нет
прямой отрицательной оценки творчества Северянина, и тем не менее она
присутствует: нельзя положительно относиться к тому, что можно
«похотливо» напевать, тем более «измазанной в котлете
губой». Развлекательная поэзия Северянина отвергается негативным
эмоциональным фоном.
Напомним, что
именно в этом стихотворении Маяковский утверждает, что для поэта достойнее
прислуживать женщине свободной профессии, нежели бездумной буржуазной публике.
«Долой
ваш строй!»
Поэтическое и
социальное у Маяковского было изначально взаимосвязано. Он поставил свое
творчество на службу массе, социальным низам, с которыми он ощущает единство и
слияние. Поэтому крик «Долой ваше искусство» неотрывен от крика
«Долой ваш строй!» Выступая от лица готовых к восстанию масс,
Маяковский говорит «мы»:
Мы
с лицом, как
заспанная простыня,
с губами,
обвисшими, как люстра,
мы,
каторжане
города-лепрозория,
где золото и
грязь изъязвили проказу,-
мы чище
венецианского лазорья,
морями и
солнцами омытого сразу;
Мы —
каждый —
держим в своей
пятерне
миров приводные
ремни!
Это сближение
героя поэмы с демократической массой рождает у него прозрение о грядущей
революции:
в терновом
венце революций
грядет шестнадцатый
год.
Исходной точкой
движения политической мысли послужило искусство, от него Маяковский шел к
жизни, чтобы понять, что жизнь — исток и содержание искусства. И, осознав это,
герой заговорил как пророк, как «предтеча»:
А я у вас — его
предтеча;
я — где боль,
везде;
на каждой капле
слезовой течи
распял себя на
кресте.
Поэт
представляет себя выразителем народной боли, предтечей революции и жертвой
(«распял себя на кресте»). Причем жертва в романтическом ореоле,
напоминающая горьковского Данко:
Вам я
душу вытащу,
растопчу,
чтоб большая! —
и окровавленную
дам, как знамя.
Таким образом в
поэме находит свое выражение и мысль «долой ваш строй».
«Долой
вашу религию!»
«Облако в
штанах» наполнено эмоциональными контрастами от интимного, самому себе или
любимой сделанного признания до дерзкого, в грубой форме брошенного вызова
Богу: «Долой вашу религию!». Особенно ярко этот контраст наблюдается
в четвертой главе, где герой снова обращается к своей возлюбленной и снова
получает отказ. И когда рушится последняя надежда на взаимную любовь, герою
остается одно: обратить свой взор к небу, к тому, кто долгие века давал людям
утешение в несчастье.
Библейские
мотивы в творчестве Маяковского — специальная тема, глубоко раскрытая Дм.
Скляровым в книге-справочнике для учащихся. Автор главы подчеркнул, что
Маяковский дал свой «вариант истолкования евангельских идеалов, выделяя…
земную, человеческую сторону личности», которая к тому же предстает в
«ореоле неизбежных историко-литературных ассоциаций» (41, 187-188).
«Послушайте,
господин бог!- фамильярно, без должного пиетета обращается герой Маяковского к
всевышнему и со свойственным ему сарказмом предлагает устроить карусель
«на дереве изучения добра и зла», расставить вина по столу, отчего
хмурому Петру Апостолу захотелось бы «пройтись в ки-ка-пу», рай снова
заселить Евочками (в этом ему готов помочь ерничающий герой). Не находя отклика
у Бога, герой разражается очередной филиппикой:
Мотаешь
головою, кудластый?
Супишь седую
бровь?
Ты думаешь —
этот,
за тобою,
крыластый,
знает, что
такое любовь?
Ернические
эпитеты по отношению к богу («кудластый») и архангелу
(«крыластый»), казалось бы, завершают кощунственную сцену, но после
минутной ярости герой снова обращается к богу с мольбой:
Всемогущий, ты
выдумал пару рук,
сделал,
что у каждого
есть голова,-
отчего ты не
выдумал,
чтоб было без
мук
целовать,
целовать, целовать?
Но не этот
эпатаж главная причина богохульства поэта. За всем этим стоит кровавая трагедия
войны. Как часто человечество повторяло: если есть Бог, он не может допустить
такое. Вот и лирическому герою поэмы бог предстает не всесильным, а маленьким,
беспомощным, которого можно прирезать обычным сапожным ножиком: «Я думал —
ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик…» Отсюда и бунт
против всей небесной братии:
Крыластые
прохвосты!
Жмитесь в раю!
Ерошьте перышки
в испуганной тряске!
Я тебя,
пропахшего ладаном, раскрою
отсюда до
Аляски!..
Герой не
остановим в стихийном порыве:
Пустите!
Меня не
остановите.
Вру я,
вправе ли,
но я не могу
быть спокойней.
Смотрите —
звезды опять
обезглавили
и небо
окровавили бойней!
Кто они —
обезглавившие и окровавившие,- кто скрыт в этом отвлеченном, безличном
обвинении? Как и первая глава, поэма заканчивается на трагедийной ноте.
Страданию героя нет исхода: на нем замыкается не только драма любви, но и
трагедия войны. Трагедийность поэмы подчеркивается отсутствием отклика,
глухотой мира, человечества — всего и всех, к кому обращен страстный монолог
поэта:
Глухо.
Вселенная спит,
положив на
лапу,
с клещами звезд
огромное ухо.
1. Аннинский Л.
Карабчиевский против Маяковского// Театр.- 1989.- N 12.
2. Арутюнов
Л.Н. Национальные традиции и опыт Маяковского// Маяковский и литература народов
СССР.- Ереван, 1983.
3. Асеев Н. О
поэтах и поэзии. Статьи и воспоминания.- М., 1985.
4. Бабаев Г.
Маяковский в зеркале сегодняшних споров// Лит. газета.- 1988.- 20 июля.
5. Баранов В. И
восторженно, и негативно// Лит. газета.- 1988.- 23 нояб.
6. Блок А. О
назначении поэта. — М., 1990.
7. Бочаров М.
Судьба поэта: Исследование поэзии и личности В. В. Маяковского в современной
литературной критике// Дон.- 1989.- N 2.
8. Брик Л.Ю. О
Маяковском: Из воспоминаний// Дружба народов.- 1989.- N 3.
9. Бялик Б. О
Горьком.- М., 1947.
10. Вишневская
И. Парадокс о драме: Перечитывая пьесы 20-30-х годов.- М., 1993.
11. В.
Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963.
12. Горловский
А.В. Маяковский: О современном прочтении произведений поэта// Лит. учеба.-
1985.- N5.
13. Горький М.
Несвоевременные мысли.- МСП «Интерконтакт», 1990.
14. Григорьев
А. О перьях и штыках// Московский художник.- 1987.- 20 нояб.
15. Землякова
О. «Алло, кто говорит? Мама?»// Работница.- 1988.- N 11.
16. Иванова Н.
Сбросим Маяковского с парохода современности?// Театр.- 1988.- N 12.
17. Каменский
В. Из литературного наследия. -М., 1990.
18.
Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского.- М., 1990.
19. Катанян
В.А. Не только воспоминания// Дружба народов.- 1989.- N 3.
19а. Катанян
В.А. Вокруг Маяковского// Вопросы литературы.- 1997.- № 1.
20. Кацис Л.Ф.
«…Но слово мчится, подтянув подпруги…» (Полемические заметки о
Владимире Маяковском и его исследователях)// Известия Академии Наук. Серия
литературы и языка.- 1992.- N 3.
21. Коваленко
С.А. «Не юбилей, а отчет о работе…»// Маяковский и современность.
Вып. 2.- М., 1984.
22. Ковский В.
«Желтая кофта» Юрия Карабчиевского: Заметки на полях одной книги//
Вопросы литературы.- 1990.- N 3.
23. Кожинов В.
Правда и истина// Наш современник.- 1988.- N 4.
24. Кормилов
С.И. Русская литература после 1917 г.: Основные черты литературного процесса //
Вестник Московского университета.- 1994.- N 5.
25. Лазарев Л.,
Пушкарева Л. Как партия руководила литературой. Вокруг наследия Маяковского//
Вопросы литературы.- 1995.- Вып. 5.
26. Лемпорт В.
Московский художник.- 1988.- 23 окт.
27. Либединский
Ю. Современники. Воспоминания.- М., 1961.
27а. Лифшиц Б.
Полутораглазый стрелец.- Л., 1989.
28. Маяковский
В.В. Собр. соч. в 12 т.- М., 1978.
29. Маяковский
В.В. Соч. в 2 т.- М., 1987.
29а. Маяковский
в критике русского зарубежья// Вестник МГУ. Сер. 9.- М., 1992.
30. Минакова
А.М. К проблеме лирической драмы ХХ века (Блок, Маяковский, Есенин)// Проблемы
советской литературы (Метод. Жанр. Характер).- М., 1978.- Вып. 1.
31. Михайлов
А.А. Маяковский.- М.: Мол. гвардия, 1988.
32. Михайлов А.
У подножия великана// Лит. газета.- 1988.- 10 фев.
33. Михайлов
А.А. Маяковский: кто он?// Театр.- 1989.- N 12.
34. Михайлов
А.А. Мир Маяковского.- М., 1990.
35. Пастернак
Б. Люди и положения: Автобиографический очерк// Новый мир, 1987.- N 1.
36. Перцов В.М.
Маяковский. Жизнь и творчество (1893-1917).- М., 1969.
37. Перцов В.М.
Маяковский. Жизнь и творчество. (1918-1924).- М., 1971.
38. Перцов В.М.
Маяковский. Жизнь и творчество (1925-1930).- М., 1972.
39. Пицкель
Ф.Н. Маяковский: Художественное постижение мира.- М., 1978.
40. Полонская
В.В. Воспоминания о В.В.Маяковском// Советская литература сегодня.- М., 1989.
41. Скляров
Д.Н. Творчество В.В.Маяковского. Лирический герой ранней поэзии. Библейские
мотивы и образы// Русская литература. ХХ век. Справочные материалы. — М., 1995.
42. Солженицын
А.И. Октябрь Шестнадцатого.- Вермонт-Париж, 1989.- т. 1.
43. Тимофеев
Л.И. Творчество Александра Блока.- М., 1963.
44. Троцкий Л.
Литература и революция.- М., 1991.
45. Халфин Ю.
Апостол хозяина// Век ХХ и мир.- 1990.- N 6.
46. Хорошилова
Т. Не кистью, так пером? Кому понадобилось расшатывать пьедесталы?// Комс.
правда.- 1988.- 12 фев.
47. Цветаева М.
Сочинения в 2 т.- М., 1980.
48. Черешин
Г.С. Из истории изучения творчества Маяковского: Маяковский и культ личности
Сталина// Рус. литература.- 1989.- 2.
49. Чуковский
К. Собр. соч. в 2 т.- М., 1990.
50. Чусовитин
П. Разрешите представиться: Маяковский// Московский художник.- 1988.- 8 янв.
51. Шенцева
Н.В., Карпов И.П. Новое о Маяковском.- Йошкар-Ола, 1991.
52. Шкловский
В. Маяковский,- М., 1940.
Дата добавления: 22.06.2004
Источник